Переходная плита на москвич под кпп ваз своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Огромным минусом автомобилей Москвич является родная коробка передач. Четкость переключения скоростей у нее очень низкая, а надежность и ресурс недостаточные. Потому самые радикальные владельцы этих машин заменяют родную КПП на узел от классических ВАЗ. Ниже мы расскажем как проводится установка КПП ВАЗ на Москвич-2140 , а также на Москвич-412

Для осуществления такой доработки потребуется изготовление переходной плиты, позволяющей привести в соответствие отверстий КПП и картера сцепления. Карданный вал необходимо взять от ВАЗ, но подвергнуть небольшой доработке – укоротить и приварить вилку крестовины от Москвича. Чаще всего после доработки кардана нужно его отбалансировать.
Шлицы первичного вала коробки Москвича отличаются от Жигулевских, потому нужно применять диск сцепления и подшипник маховика также от ВАЗ. Для крепления рычагов привода ручника лучше всего использовать Жигулевский кронштейн крепления приемной трубы.
Покупая б/у коробку передач для установки нужно быть внимательными. Вторичный вал не должен иметь люфтов, а максимальное его значение на первичном не должно быть больше 0,7 мм. Муфта, опора подвесного подшипника, а также крестовины карданного вала должны быть в хорошем состоянии. Переходная плита часто продается на авторынке. Также ее можно изготовить под заказ. Материал ее изготовления – сталь, силумин, дюралюминий. Поперечину задней опоры силового агрегата лучше применять от Москвича-2140, так как ее проще доработать. Для монтажа лучше купить каленые болты, характеризующиеся повышенной прочностью.
Разбирая узлы для замены лучше вывернуть из картера сцепления шпильки крепления стартера. Это позволит значительно облегчить замену картера. Сапун ВАЗовской коробки передач нужно установить в соответствующее место переходной плиты. Кроме того, нужно заменить подшипник, на который опирается первичный вал КПП своей передней частью. Стоит отметить, что его наружный диаметр в обеих авто идентичен.
При установке подвесного подшипника нужно соблюдать соответствие переднего карданного вала и вторичного вала КПП. В этом поможет линия сбоку эластичной муфты. Если по всей муфте она ровная, то все получилось. После постановки авто на колеса, оба карданных вала должны встать на один уровень. Подвесной подшипник лучше смонтировать на штатную ВАЗовскую поперечину. Хотя можно применить и дистанционные втулки, расположенные на длинных болтах.
Вся операция при монтаже опытным механиком, осуществляется не более, чем за 6 часов. После модернизации переключение передач становится намного четче, без посторонних шумов. Динамика машины значительно улучшится. Также возрастет и надежность КПП. Недостатком данной доработки является снижения уровня коробки передач над дорогой. Но все же, отметим, что нижней частью авто все равно остаются детали выхлопной системы.

Длина картера сцепления Иж 2126 и АЗЛК 2140 одинаковая – 155 мм.

Коробка у Иж имеет 6 точек крепления. Кардан стыкуется с коробкой как у ТАЗа, через эластичную муфту и имеет подвесной подшипник.

Коробка 2140 + кардан 2140 = 1934 мм

Коробка* ВАЗ + кардан ВАЗ = 2010 мм

Коробка* ИЖ + кардан ВАЗ = 1933 мм

*) Длина коробки – размер Е

= Вазовская КПП =

И Ваз и Москвич проектировались приблизительно в одно время и относятся к одному классу, поэтому замена КПП трудностей не вызывает. Главное – приобрести переходную плиту для согласования крепежных отверстий картера сцепления и КПП. Плиту придется искать на рынках или заказывать. Материал, из которого она изготовлена, - сталь, силумин или дюралюминий - особого значения не имеет (хотя сталь предпочтительнее). Главное, чтобы изготовители точно выдержали все размеры - расположение отверстий и проточек под подшипники и сальник. Поперечину задней опоры силового агрегата лучше взять от Москвича производства АЗЛК, с двумя крепежными отверстиями (а не с четырьмя) - она лучше поддается доработке. В качестве крепежа стоит применять черные каленые болты повышенной прочности.



Плита заводского изготовления ( 1) отличается от кустарной ( 2) наличием специальных вырезов, которые позволяют снимать и устанавливать КПП на машину без демонтажа картера сцепления. Отверстие для сапуна находится в торце (обозначено стрелкой).

Карданный вал берут от Ваза, укорачивают и приваривают заднюю вилку крестовины от Москвича. Если аккуратно выполнить эту операцию, впоследствии вал даже не нужно балансировать.

Из-за того, что диаметр и размеры шлицев первичного вала новой КПП другие, приходится устанавливать также Вазовские диск сцепления и подшипник в маховик - без каких-либо переделок.

Пространства для новых агрегатов под днищем 412- го и 2140- го маловато. Требуется, либо "дорабатывать" тоннель кувалдой, либо вваривать тоннель ВАЗ. Иначе коробка встает со значительным перекосом.

В зависимости от конструкции стояночного тормоза могут возникнуть некоторые трудности с поиском нового места для крепления рычагов его привода. Обычно для этого используют Вазовский кронштейн для крепления приемной трубы.

У коробки передач не должно быть осевого и радиального люфтов вторичного вала, но допускается некоторое радиальное пошатывание первичного ( 0,5 - 0,7 мм на конце вала).

Кардан лучше выбирать с неизношенными крестовинами и хорошо сохранившимися эластичными элементами – муфтой и опорой подвесного подшипника. В шлицевом соединении переднего кардана наверняка будет люфт, но если он невелик, им можно пренебречь.

Опытные мастера, на чьем счету не один десяток таких операций, отработали технологию до мелочей. Так, еще при разборке рекомендуется выкрутить из картера сцепления шпильки стартера – это облегчит демонтаж картера с машины и последующую его установку вместе с КПП.

Кольцевую выемку вокруг сальника в картере сцепления нужно очистить от грязи, иначе центрирующий концентрический выступ на переходной плите не сможет занять свое место. Сапун Вазовской коробки переставляют в специальное отверстие переходной плиты (кстати, его наличие нужно проверить при покупке).

Запрессованный в маховик подшипник, на который опирается передний конец первичного вала КПП, в обоих автомобилях имеет одинаковый наружный диаметр, поэтому заменить его Вазовским не составит труда.

При установке промежуточной опоры (подвесного подшипника) важно правильно определить ее положение, чтобы обеспечить соосность вторичного (выходного) вала КПП и переднего кардана. Это легко сделать, ориентируясь по технологической линии на боковой поверхности эластичной муфты. Если линия не искривлена по всей окружности, значит, промежуточная опора и вал сориентированы правильно. Когда автомобиль будет снят с подъемника и под его весом рессоры выпрямятся, оси обоих карданных валов окажутся на одной линии – что и требуется для их нормальной работы.

Промежуточная опора кардана может крепиться к кузову по-разному. Вариант с дистанционными втулками на длинных болтах подходит для городских условий. Но в целом предпочтительнее другая конструкция – с использованием штатной Вазовской поперечины.

Из существенных недостатков следует отметить более низкое расположение КПП (но она все равно оказалась не ниже элементов выпускной системы). Вероятность зацепиться одним из имплантированных узлов за неровности дороги снизила проходимость Москвича.

Доработка КПП




В переходную плиту устанавливается сальник первичного вала коробки вместе с корпусом от картера сцепления Ваза. Семь болтов, крепящих плиту к КПП, вкручивают в отверстия от штатных Вазовских шпилек – шесть болтов крепления маховика ВАЗ (М 10) и один меньшего диаметра (М 8).


На прикрепленную к Вазовской коробке плиту ставится москвичевский картер сцепления. Через родные отверстия картера сцепления (их нужно рассверлить до 12,5 - 13 мм) четыре болта М 12 х 30 мм вкручиваются в резьбовые отверстия плиты.


Гибридная КПП ВАЗ-Москвич с простой плитой на автомобиль монтируется, как в Жигулях - в сборе с картером сцепления.

Переделка карданного вала


От обоих карданов – Вазовского и москвичевского – отрезается задняя часть. Москвичевская подлежит доработке.


Для последующей сварки в отрезанной части сверлят четыре ряда отверстий (по 3 в ряд), симметрично расположенных по окружности.


Перед тем как надеть москвичевский обрезок на укороченный Вазовский вал, необходимо их отцентровать. Для компенсации разницы их внутреннего и наружного диаметров нужны прокладки из мягкого листового металла.


Части свариваются. Обе вилки следует расположить в одной плоскости.


Суммарная длина вала от края до края вилок должна равняться 720 мм.

Монтаж на автомобиль


Отверстие в полу под рычаг КПП увеличивается в длину примерно вдвое.


Опорный подшипник ведущего вала в маховике заменяется аналогичным Вазовским.


Вазовский диск сцепления становится в москвичевскую корзину без проблем.


Новая КПП вместе с колоколом садится на четыре штатные шпильки блока цилиндров.


Москвичевской поперечине подвески силового агрегата придается большая кривизна, крепление к ней Вазовской подушки подгоняется по месту, как и расположение всей конструкции на кузове.


Москвичевской поперечине подвески силового агрегата придается большая кривизна, крепление к ней Вазовской подушки подгоняется по месту, как и расположение всей конструкции на кузове.


Вариант крепления подвесного подшипника – на дистанционных втулках .


Варианта крепления подвесного подшипника – на переделанной Вазовской поперечине.


Вместе с КПП придется менять и спидометр. В щиток АЗЛК- 412 1970- х г. в. хорошо подходит прибор от ВАЗ- 2105, -06. Погрешность его показаний будет около 2% – за счет разности передаточных чисел главной пары ( 4,3 – 4,22).

Пятиступенчатая коробка заднеприводных ВАЗов сделана на базе 4- ступенчатой КПП модели 2105. Ее пятую передачу конструкторы разместили под новой задней крышкой. Длина агрегата не изменилась. По установочным и присоединительным размерам, а также точкам крепления пятиступенчатая коробка не отличается от старой, четырехступенчатой. Соответственно, на Москвич эта Вазовская коробка устанавливается так же, как и четырехступенчатая.

Более серьезным может стать вопрос соответствия передаточных чисел КПП ВАЗа числу главной передачи Москвича и характеристикам двигателя УЗАМ- 412. Мощность узамовского мотора – 75 л. с. при 5800 об/мин. Наиболее близкий к нему по этим показателям силовой агрегат модели ВАЗ- 2103 – 77 л. с. при 5600 об/мин. Практически одинаковы крутящие моменты обоих моторов и обороты, при которых они достигаются. На пятиступенчатые Вазы с таким двигателем устанавливали задние мосты двух типов: с передаточным числом 4,1, реже – 3,9. При этом главная пара моста Москвича отличается от них в сторону повышения тягового усилия – 4,22. Еще сильнее увеличит общее передаточное число москвичевской трансмиссии Вазовская КПП, чей ряд также имеет большую тяговитость. То есть переделанный Москвич становится более динамичным при разгонах, но менее скоростным при равномерном движении по трассе на высшей четвертой передаче. Однако пятая ступень поможет компенсировать этот недостаток, и машина получается более скоростной. Кстати, пятиступенчатая КПП по своим передаточным числам – одна из наиболее близких к штатной узамовской коробке.

Условия работы двигателя УЗАМ с пятиступенчатой КПП ВАЗ не станут более тяжелыми. А при длительной езде на высокой скорости мотор может даже выиграть – если придерживаться скорости 100 км/ч, на повышающей передаче он будет работать на меньших оборотах.

Плита переходнaя (пpокладка, плаcтина) дюpаль 1800 для любoгo мотора УЗAM, Пoзвoляeт уcтaновить коробку пeредaч с клaсcики BAЗ "Жигули" в трансмиссию Мoсквич ИЖ 412, 2715, 2140, 2125/21251 Koмби, 2126, 2717 и др., a тaкжe нa катеpы "Амур" 1,2,3,Д,М и "Bосток" с уфимcким двигателем. Плитa подxoдит и на Иж Одa/Oрбита (стaвитcя с зaмeной кoжуха сцеплeния на 412-й, есть в наличии, 700 р.) На фото 1 и 2 показаны лицевая и тыльная часть плиты, на фото 3 переходной кардан 3500, на фото 4 и 5 примеры в установленном виде. Отправка в регионы почтой или транспортными компаниями. Звоните и пишите по любым деталям!

Мы нашли это объявление 3 года назад
Нажмите Следить и система автоматически будет уведомлять Вас о новых предложениях со всех досок объявлений

Новая жалоба

Еще объявления

Данная плита стояла на моем автомобиле работала без нареканий плита заводская с сапуном наверху не кривая, Снял в связи с установкой другой КПП.

Переходная плита двиг Москвич - КПП ВАЗ, возможность изготовления индивидуальных переходных плит по чертежу

Переходная плита для установки ВАЗ кпп на автомобили москвич 412, 2140 и им подобным, отправка по всей России ТК или почтой РФ наложенным платежом (при предварительной оплате стоимости отправления + 250руб за возможный возврат, в этом случае цена плиты 1750руб).

Переходная плита для установки ВАЗ кпп на автомобили москвич 412, 2140 и им подобным, отправка по всей России ТК или почтой РФ наложенным платежом (при предварительной оплате стоимости отправления + 250руб за возможный возврат, в этом случае цена плиты 1750руб).

Переходная плита для установки ВАЗ кпп на автомобили москвич 412, 2140 и им подобным, отправка по всей России ТК или почтой РФ наложенным платежом (при предварительной оплате стоимости отправления + 250руб за возможный возврат, в этом случае цена плиты 1750руб).

Переходная плита для установки ВАЗ кпп на автомобили москвич 412, 2140 и им подобным, отправка по всей России ТК или почтой РФ наложенным платежом (при предварительной оплате стоимости отправления + 250руб за возможный возврат, в этом случае цена плиты 1750руб).

Как поставить коробку ваз на москвич

Тема не новая. Каждый приходит к решению заменить КПП по своим причинам, поэтому здесь я не призываю никого, а лишь описываю то, как это сделал я. Решил описать процесс потому что при установке КПП возникли были особенности которые могут интересны тем кто решит сделать то же самое.
Обращаю внимание, что я у меня процесс был проще, так как двигатель у меня был уже со сцеплением ВАЗ (от 2141), КПП ВАЗ я купил вместе к переходной плитой, а кардан купил готовый.

Как поставить коробку ваз на москвич

ТЕХ ЗАДАНИЕ:
Установка КПП ВАЗ 01-06 на ИЖ-412.
ВНИМАНИЕ! Обращаю ваше внимание, ниже описана установка КПП именно на ИЖ 412 – не смотря на общую схожесть конструкции с АЗЛК, есть разница – например траверса крепления КПП. Поэтому если заметите расхождения – будьте готовы.

Для двигателя:
— Подшипник коленчатого вала ВАЗ (180502) – опорный для вала коробки в маховике – 150 руб.
— Диск сцепления ВАЗ 2106 (2106-1601130) – 700 руб.
— Болт М8×80 – 2 шт. – крепление колокола к двигателю (вместо шпилек) — вариант.

Для КПП:
— Подушка КПП от ВАЗа – для крепления КПП к траверсе – бывают двух видов — зависит от КПП.
— Гайка М8 – 2 шт — крепление подушки КПП к КПП.
— Болт М8×60 и гайка – 2 шт – крепление траверсы КПП ИЖ к подушке КПП.
— Распорная втулка крепления подушки КПП – 2 шт (старые).
— Болт М10×50-60 и гайка – 2 шт. — крепление траверсы к кузову.

Для плиты:
— Направляющая втулка выжимного подшипника КПП ВАЗ-2101 (лейка) (2101-1701036) – 330 руб.
— Кольцо ВАЗ-2101-07 пружинное подшипника КПП (2101-1701038) – 100 руб.
— Сапун ВАЗ-2101-07 картера КПП (2101-1700020) – 20 руб.
— Гайка М12 – 6 шт. – крепление коробки к плите.
— Гайка М10 – 1 шт. – крепление коробки к плите.
— Болт М12×60 под внутренний шестигранник – 4 шт – для крепления колокола к плите.

Для карданного вала:
— Кардан Москвич* – для изготовления кардана переходного кардана.
— Кардан ВАЗ 2101-07* – для изготовления кардана переходного кардана.
— Подвесной подшипник ВАЗ 2101-07* – для изготовления кардана переходного кардана.
— Болт М8×30 и гайка – 2 шт. – крепление траверсы к кузову.
— Болт М8×20 – 2 шт. – крепление траверсы к подвесному подшипнику.
— Болты и гайки крепления карданного вала к заднему мосту Москвич – 4 шт (старые).

Другое (здесь не описано):
— Спидометр/привод спидометра – в зависимости от выбранного варианта.
— Чехол рычага КПП — подобрать по месту.

ИНСТРУМЕНТ:
— Сварочный аппарат (полуавтомат).
— Набор ключей, головок, воротки.
— Дрель со сверлами 8, 10, 12 мм.
— Болгарка.
— Тиски.
— Домкрат подкатной (если нет ямы).

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
— Оправка диска сцепления ВАЗ 2101-07 – 140 руб (или вал КПП ВАЗ).

МАТЕРИАЛЫ:
— Герметик;
— Смазка Литол;
— Краска – для защиты от коррозии деталей и кузова.

ДОРАБОТАТЬ:
Кузов:
— вырез под рычаг КПП ВАЗ;
— отверстия и закладные-усилители для крепления траверсы КПП;
— отверстия и закладные для крепления траверсы подвесного подшипника.
КПП:
— шпильки крепления КПП;
— траверса крепления КПП.

Траверса для крепления опоры карданного вала (подвесного подшипника) к тоннелю кузова – изготавливал по чертежам с того же сайта (чертеж ниже). При установке пришлось немного подогнать по месту – изогнуть сильнее.

Установка КПП ВАЗ

Привет господа автолюбители "Москвичей". С невероятным удовольствием прочитал весь форум с самого начала. Чрезвычайно рад что наш "народный" автомобиль волнует молодые сердца. Проблема переделок мною была решена в 1985 году и за последующие годы конструкция и технология переделки была отработана до мелочей.(В общей сложности переделано мною порядка 60 автомобилей М-408,403,412,2140,"Пирожок" и их модификации

1. Подшипник на коленчатый 180502 (От Жигулей).

2. Диск сцепления желательно от ВАЗ 2106.

3. Переходная плита.

6. Коробка передач от любого ВАЗа.

7. Комплект сальников КПП.

8. Привод спидометра с шестернёй 12 зубьев.

9. Подушка КПП от ВАЗа.

11. 4-е болта крепления карданного вала к заднему мосту ВАЗа.

12. Рычаг переключения передач.

14. 2 болта М8×30.

15. 2 болта М10×30/60 (Если траверса КПП 2140/Если траверса КПП ИЖ)

16. Масло для коробки.

Если переделывать самостоятельно то необходимо иметь сварочное оборудование в идеале полуавтомат-углекислотку, можно автоген и электросварку, при очень умелых руках просто электросварку, набор ключей, головок, воротки, электродрель, болгарку, тиски и самое сложное доступ к токарному станку или хороший знакомый токарь.

Изготавливать заново придётся:

1. Переходную плиту. Можно изготовить на токарном станке (При умелых руках), можно на координатно-расточном станке роли не играет важно соблюсти точность.

2. Траверсу для крепления подвесного подшипника к тоннелю кузова.

3. Червячное колесо для привода спидометра.

4. Винты М12×30 переделать на М12×1,25×30.

Заменяйте запись × на слово "длина" проблемы шрифтов.

Материал плиты вообще не играет роли. Сталь, Чугун, Алюминиевые сплавы, даже был прецедент изготовления плиты из стеклотекстолита.

Изначально ещё на заре "жигулизации" "Москвича" вопрос о схеме переделки был решён однозначно в пользу следующего варианта:

— Кожух сцепления москвича, плита, коробка передач ВАЗ, всё это собрано в единый блок который целиком монтировался на автомобиль.(Как у жигулей). Поэтому плита была цельной с центрирующим кольцом для стыковки с кожухом сцепления. Монтаж такого блока не представляет ни какой трудности. С плитами других конструкций на практике встречался но в усложнении конструкции плиты только для того что-бы снять отдельно коробку не вижу смысла.

— Вариантов переделки карданов есть несколько:

1. Короткая часть ВАЗ, подвесной подшипник, переделанная вилка подкрестовину, обрезаный кардан.вал М408.

2. Тоже самое только обрезанный кард.вал М412.

3. Кард.вал ВАЗ укороченный на 100 мм, переделаный задний фланец вала для стыковки с мостом.

4. Каким то заводом автоагрегатов в период повального дефицита ВАЗовских крестовин выпускался кард.ВАЗ с крестовинами от "Москвича" его нужно было укоротить по месту и поставить на него задний фланец от "Москвича".

Качество кард.вала-заготовки было "дерьмовым".

5. Кард.вал от "ОДЫ". Обрезается по длинне.

— Наилучший вариант 3. Сочетание цена-качество оптимальны.

Переделка карданного вала

Представленный вариант на сегодняшний день самый простой и надёжный по стабильности получаемых результатов. Что бы сделать фотографии мы специально "зарезали" один кардан это всё заняло 20 мин.

Ранее рассказывал о нескольких вариантах переделки Кард.Вала. Один из вариантов был с использованием вала М412, там несколько иная переделка. Но тоже не просто "отпилил и приварил" нужно повозится.

И если вы ввязались в автомобильные дела то не забывайте что автомобиль изначально сам ШЕДЕВР.

Высвободившийся после переделки кард.вал Москвича можно продать любителю традиционной конструкции. Если вы всё-таки горите желанием зарезать вал, то давайте поработаем над этим. Но мне кажется вал с двумя разными крестовинами это дилетантское решение задачи, а мы должны работать почти профессионально, чтобы "КУЛИБИНЫ" народ произносил с придыханием а не уничижительно. Извините за высокий "штиль".

Как поставить коробку ваз на москвич

Как поставить коробку ваз на москвич

Как поставить коробку ваз на москвич

Как поставить коробку ваз на москвич

Как поставить коробку ваз на москвич

Как вы уже наверное поняли слишком навороченные чертежи как для серийног производства в общем то не нужны важна технология и способы изготовления в достаточно кустарных условиях по этому если вас устраивает такой уровень информации как по кардану то постепенно коснёмся всех аспектов переделки. Я упомянул не "кустарные условия" а "достаточно кустарные условия" т.е. наличие токарного станка типа 1К62 обязательно, наличие сверлильного станка обязательно, а если есть и плоско шлифовальный станок то вообще замечательно. Все затеи с кажущимися сложностями только ради одного: Получить надёжный результат. Отбалансировать Кард.Вал без специального оборудования очень не просто (Практ. невозможно). Необходимо постараться как можно меньше нарушить заводскую балансировку.

Всё о чём мы сейчас говорим о КПП ВАЗ для Москвича относится к двигателю М412, а к двигателю М408 немного всё по другому. И плита не такая и длинна кард.вала другая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10273 — | 7824 — или читать все.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич

Условия задачи

Правильно укомплектоваться

Несколько нюансов

Опытные мастера, на чьем счету не один десяток таких операций, отработали технологию до мелочей. Так, еще при разборке рекомендуется выкрутить из картера сцепления шпильки стартера – это облегчит демонтаж картера с машины и последующую его установку вместе с КПП.

При установке промежуточной опоры (подвесного подшипника) важно правильно определить ее положение, чтобы обеспечить соосность вторичного (выходного) вала КПП и переднего кардана. Это легко сделать, ориентируясь по технологической линии на боковой поверхности эластичной муфты. Если линия не искривлена по всей окружности, значит, промежуточная опора и вал сориентированы правильно. Когда автомобиль будет снят с подъемника и под его весом рессоры выпрямятся, оси обоих карданных валов окажутся на одной линии – что и требуется для их нормальной работы.

При наличии необходимых навыков и оснащения замена коробки занимает менее шести часов.

Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич

Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич

Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич
Как поставить коробку ваз на москвич

Игорь Широкун
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: