Пе2 модель своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был разработан в ОКБ В.М.Петлякова на базе ранее созданного опытного двухмоторного высотного истребителя ВИ-100. Первые серийные Пе-2 были выпущены в 1940 году, а в первом полугодии 1941 года в авиационные полки передано 458 машин.

Модернизация самолета не лишила его типично истребительных качеств — рассчитанный на 11-кратные перегрузки, бомбардировщик мог выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа, а высокая скорость и мощное оборонительное вооружение позволяли ему на равных бороться с истребителями противника.

Бомбардировщик Пе-2 обладал высокой точностью бомбового удара и большой боевой живучестью. По скорости, маневренности и точности Пе-2 превосходил машины аналогичного назначения фашистской Германии.

Крыло двухлонжеронное, при необходимости консоли легко отстыковывались от центроплана. Стабилизатор состоял из двух лопастей, вертикальное оперение — килевые шайбы. Пе-2 оснащался двигателями М-105 с расположенными в крыле водо-и маслорадиаторами. Воздушные винты — изменяемого шага. Шасси — двухстоечное, убирающееся.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2: длина 12 690 мм, высота 3925 мм, размах крыла 17 120 мм; площадь крыла 40,5 м2; двигатели — два М-105 мощностью по 1100 л.с.: нормальная взлетная масса 7536 кг, максимальная взлетная масса 8500 кг, масса пустого 5863 кг; максимальная дальность полета 1200 км; максимальная скорость 540 км/ч; потолок 8800 м.

Высотный истребитель ВИ-100, прообраз будущего бомбардировщика Пе-2

Высотный истребитель ВИ-100, прообраз будущего бомбардировщика Пе-2

История создания пикирующего бомбардировщика Пе-2

Сроки для проектирования были установлены жёсткие, и как следствие — гермокабину и турбонагнетатели сделать к сроку не успели. Самолёт срочно перекомпоновал — для сохранения центровки место второго члена экипажа перенесли к задней кромке крыла. В таком виде макет ВИ-100 7 мая 1939 года был представлен комиссии, полностью одобрившей проект.

Характеристики Пе-2

Осенью 1939 года на заводе №156 изготовлен первый прототип. 22 декабря 1939 г. лётчик-испытатель П.М.Стефановский впервые поднял его в небо. Весной 1940 года завершено изготовление второго прототипа. Его без проведения заводских испытаний передали в НИИ ВВС.

ВИ-100 превратился в ПБ-100.

На испытаниях прототип будущего Пе-2 показал высокие лётные характеристики. 1 мая 1940 года самолет был продемонстрирован публике во время воздушного парада над Красной площадью в Москве.

Испытания ПБ-100 завершились 10 мая 1940 г., а 23 июня 1940 г. было принято решение о запуске самолёта в серийное производство на заводах №22 и №39 в Москве. В декабре 1940 года самолёт получил официальное обозначение: пикирующий бомбардировщик Пе-2.

Весной 1941 года серийные Пе-2 начали поступать в строевые части, всего до начала войны успели выпустить 458 самолётов. Окончательно Пе-2 был снят с производства только в декабре 1945 года, всего за это время было выпущено 11247 бомбардировщиков Пе-2 (и Пе-3) всех модификаций. Таким образом, Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком времен Великой Отечественной войны.

Серийно Пе-2 выпускался на 4 заводах: №22, №39, №124, №125.

После гибели 12 января 1942 года в авиакатастрофе В.М.Петлякова работы по самолёту возглавил А.М.Изаксон, а в апреле 1942 г. его сменил А.И.Путилов. С июня 1943 года разработкой модификаций Пе-2 занимался В.М.Мясищев.

Чертеж пикирующего бомбардировщика Пе-2

Чертеж пикирующего бомбардировщика Пе-2

Боевое применение пикирующего бомбардировщика Пе-2

В боевых условиях Пе-2 был впервые применён 22 июня 1941 года, когда группа из 17 самолётов 5 бап разбомбила Галацкий мост через реку Прут. Позже он участвовал в сражениях на всех фронтах в сухопутной и морской авиации в качестве бомбардировщика, тяжёлого истребителя, разведчика.

Большая скорость позволяла Пе-2 активно действовать в дневное время суток, подчас, даже вступая в бои с истребителями противника. При низкой облачности, Пе-2 также могли выходить на штурмовку автоколонн противника (разумеется ПТАБами, а не штатными пулеметами самолета).

7 трофейных самолётов Германия продала Финляндии, ещё один достался финам после вынужденной посадки. Все они эксплуатировались в финских ВВС, в основном, как разведчики. Последний из них летал до 1946 года.

Конструкция пикирующего бомбардировщика Пе-2

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 построен по аэродинамической схеме свододнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая (в 1941-1942 годах выпускались самолёты с деревянной хвостовой частью).

Отклонение закрылков, тормозных щитков, триммера руля высоты, элеронов и рулей направления, створок водорадиаторов, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей мощностью от 2 до 30 вт. У штурмана имелось дублированное управление самолетом.

Бомбометание с пикирования осуществлялось только с внешней подвески. Несмотря на достаточно большую высоту бомбометания в пикировании (в отличие от немецкого пикировщика Ju-87), точность была такая, что позволяла положить бомбы в круг диаметром 10 м.

Экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2

Экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2

Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образных 12-цилиндровых редукторных двигателей жидкостного охлаждения М-105Р конструкции В.Я.Климова с трёхлопастными металлическими винтами изменяемого шага ВИШ-61Б.

Радиаторы размещались в крыле по обе стороны от каждого двигателя. Маслорадиаторы размещались непосредственно под двигателями. Топливо размещалось в 5-9 (в зависимости от модификации) протектированных баках.

Экипаж размещался в двух кабинах: лётчик и штурман в передней, стрелок — в задней. Место пилота оснащалось бронеспинкой.

Бомбовая нагрузка размещалась в бомбоотсеке (600 кг) в центральной части фюзеляжа, в небольших отсеках в задней части мотогондол (по 100 кг) и на внешней подвеске под крылом. Мелкие бомбы размещались в кассетах. При пикировании можно было сбрасывать бомбы только на внешней подвеске (при этом вся бомбовая нагрузка размещалась на наружных бомбодержателях).

Под крылом могли устанавливаться направляющие для реактивных снарядов РС-132.

Оборонительное вооружение Пе-2 состояло из 2 неподвижных пулемётов ШКАС (позже один заменён на УБК) у пилота, 1 ограниченно подвижного ШКАС (позже УБК) в шкворневой турели, 2 пулемёта ШКАС у стрелка (один в полу, один перекидываемый с борта на борт).

Пикирующий бомбардировщик Пе-2, вид сзади

Пикирующий бомбардировщик Пе-2, вид сзади

Модификации пикирующего бомбардировщика Пе-2

Высотный истребитель ВИ-100

Высотный истребитель ВИ-100

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

  • Пе-2Д (Пе-6) — модернизированный (проект) с двигателями ВК-107А. Бомбовая нагрузка увеличена до 1500 кг. Изготовление не завершено.
  • Пе-2И — тяжёлый истребитель (опытный) с 2 пушками ШВАК на месте бомбоотсека, дополнительным топливным баком на 240 л. в кабине стрелка, 2 ПТБ по 180 л. под центропланом. Разработан в инициативном порядке на заводе №22 в августе 1941 года.
  • Пе-2И (второй с таким названием) — модернизированный пикирующий бомбардировщик с двигателями ВК-107А с винтами ВИШ-107ТЛ5, среднепланной схемой, новым носком консолей крыла, увеличенным бомбоотсеком. Экипаж сокращён до 2 человек. Бомбовая нагрузка увеличена до 2000 кг. Вооружение состояло из 2 пулемётов УБ и 2 держателей гранат ДАГ-10. Разработан под руководством Л.Л.Селякова (общее руководство осуществлял В.М.Мясищев). В 1944 году изготовлено 5 самолётов.
  • Пе-2ВИ — высотный истребитель с герметичной кабиной.
  • Пе-2К — промежуточный вариант между серийным Пе-2 и Пе-2И.
  • Пе-2М — с расширенным фюзеляжем для внутренней подвески ФАБ-500, с двигателями с турбокомпрессорами. Первый полёт 16 октября 1941 года.
  • Пе-2М (второй с таким названием) — скоростной бомбардировщик. Отличался двигателями ВК-107А. Вооружение состояло из 3 пушек УБ-20. Весной 1945 года изготовлено 4 самолёта.
  • Пе-2Р — дневной разведчик (проект). Отличался фотооборудованием, двигателями ВК-105ПФ, дополнительными топливными баками. Вооружение состояло из 3 пулемётов УБ. Разработан в 1943 году.
  • Пе-2Р — разведчик (проект), с двигателями ВК-107А. Вооружение состояло из 3 пушек Б-20. Разработан в 1945 году.
  • Пе-2РД — опытный с ЖРД РД-1 (позже РД-1ХЗ). Изготовлен в 1943 году.
  • Пе-2Ф — опытный с двигателями М-105Ф с турбокомпрессорами ТК-2Ф. Отличался удлинённым физеляжем с увеличенным бомбоотсеком. Разработан в 1941 году. Изготовлен в одном экземпляре.
  • Пе-2МВ — модификация, вооруженная двумя 20-мм пушками ШВАК, двумя пулеметами калибра 12,7 мм, расположенными в подфюзеляжной гондоле, и одним пулеметом калибра 7,62 мм, расположенным в надфюзеляжной турели.

Пикирующий бомбардировщик Пе-3

Пикирующий бомбардировщик Пе-3

  • Пе-3 — тяжёлый истребитель, с 3 дополнительными топливными баками в фюзеляже, отсутствием тормозных решёток и остекления снизу носовой части фюзеляжа. Экипаж сокращён до 2 человек. Вооружение состояло из 2 пулемётов БК и 3 пулемётов ШКАС. Мог нести 400 кг (700 кг в перегрузочном варианте) бомб на внешней подвеске. В августе-октябре 1941 года на заводе №39 изготовлено 196 самолётов. В апреле 1942 года в Иркутске собрано ещё 11 самолётов.
  • Пе-3 — истребитель завода №22. Вооружение состояло из пушки ШВАК под фюзеляжем, носового пулемёта УБК, 2 гранатомётов ДАГ-10 в хвостовой части. В начале 1944 года изготовлено 19 самолётов.
  • Пе-3бис — доработанный истребитель (опытный). Отличался автоматическими предкрылками, укороченным фонарём кабины со шторками на всех стёклах, вместо заполнения топливных баков азотом применена система заполнения охлаждёнными выхлопными газами. Вооружение состояло из пушки ШВАК, 2 пулемётов УБК и 1 пулемёта УБТ. Изготовлен в сентябре 1941 года на заводе №39.
  • Пе-3бис (второй с таким названием) — модернизированный истребитель. Отличался размещением 2 пулемётов УБК на месте бомбоотсека, верхней стрелковой установкой ВУБ-1 с пулемётом УБК, усиленным бронирование экипажа, наличием противооблединительной системы и фотооборудования. В носовой части фюзеляжа установлена пушка ШВАК. Разработан в конце 1941 — начале 1942 года в Иркутске. В апреле-декабре 1942 года на эвакуированном в Иркутск заводе №39 изготовлен 121 самолёт. В начале 1943 года изготовлено 13 самолётов в варианте разведчика.
  • Пе-3М — модернизированный истребитель (опытный) с двигателями ВК-105ПФ. Бомбовая нагрузка увеличена до 700 кг. Вооружение состояло из 2 пушек ШВАК, 3 пулемётов БС и 20 гранат ДГ-2.
  • Пе-3Р (Пе-3Ф) — разведчик на базе Пе-3. Отличался фотокамерами в хвостовой части фюзеляжа.
  • Пе-4А — с двигателями воздушного охлаждения М-82Ф (проект). Отличался фонарём с турелью ФЗ, увеличенным бомбоотсеком. Разработан в 1943 году под руководством В.М.Мясищева.
  • УПе-2 (Пе-2УТ) — учебно-тренировочный, с 2 кабинами лётчиков (одна за другой) с двойным управлением, двигателями ВК-105ПФ, отсутствием фюзеляжного топливного бака №1 и верхней стрелковой установки. Вооружение состояло из 2 пулемётов УБ и 2 пулемётов ШКАС. С осени 1942 до декабря 1945 года на заводе №22 изготовлен 671 самолёт.
  • Пе-27 — вариант бомбардировщика сентября 1944г. с двигателями ВК-107A, бомбовой нагрузкой до 2000 кг и вооружением из трех 20-мм пушек ШВАК.

ПЕ-2ут











В годы Великой Отечественной войны в советском авиастроении было принято выпускать изготовленные бомбардировщики сериями по 20 машин (до войны серии вообще насчитывали всего по 5-10 самолетов). Это позволяло вовремя исправлять выявленные в эксплуатации недостатки и быстро вносить изменения в производившиеся конструкции в связи с получаемым в боях опытом. Понятно, что в небольшой статье подробно рассматривать все эти мелкие изменения, появлявшиеся чуть ли не в каждой серии, просто не имеет смысла. Поэтому здесь будут указаны не все серии, а только те, в которых изменения были очень заметны, и серьезно повлияли на внешний вид самолета.

ПИКИРУЮЩИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

02 Пе-2 1941 г (591x333, 69Kb)

Пе-2 серии 1 (с декабря 1940 г.)

03 пе-2 бомбы (426x374, 52Kb)


Размещение на Пе-2 внешних бомбодержателей (до 400 кг). Еще до 600 кг бомб помещались в бомбоотсеке внутри фюзеляжа и в закрывающихся задних отсеках мотогондол

Двигатели: 2 М-105Р по 1.100 л.с. Скорость: 540 км/ч. Вооружение: вперед - 2х7,62-мм неподвижных пулемета ШКАС; назад - 1х7,62-мм пулемет ШКАС вверху у штурмана + 1х7,62-мм пулемет ШКАС внизу у стрелка. Бомбы от 600 до 1000 кг. Экипаж 3 человека.

04 пе-2 сер 110 (591x149, 33Kb)

Пе-2 серии 110 (с июня 1942 г.)

Двигатели: 2 М-105РА по 1.100 л.с. Скорость: 515 км/ч. Вооружение: вперед - 2х12,7-мм неподвижных пулемета; назад - 1х12,7-мм пулемет вверху у штурмана, и 2х7,62-мм ШКАСа внизу и в бортах у стрелка. Бомбы: от 600 до 1.000 кг. Экипаж 3 человека.

05 пе-2 сер 205 еще (594x164, 37Kb)

Пе-2 серий с 205 (с 1944 г.)

Двигатели: 2 М-105РФ по 1.210 л.с. Скорость: 527 км/ч. Вооружение: вперед - 2х12,7-мм неподвижных пулемета; назад – 1х12,7-мм + 2х7,62-мм пулемета. Бомбы: от 600 до 1.000 кг. Экипаж 3 человека.

06 Пе-2 с моторами М-82 (598x146, 10Kb)

Воздушный разведчик Пе-2 с моторами М-82Ф (1944 г.)

Пе-2 со звездообразными моторами воздушного охлаждения М-82Ф внешне полностью (кроме иных моторных гондол) соответствовал виду Пе-2 серии 205. Более мощные моторы дали некоторый прост скорости, однако они оказались очень капризными и часто отказывали. Из-за этого, а так же из-за нехватки двигателей М-82Ф самолетов с такими моторами было построено немного (по разным сведениям – от 32 до 135). Тем не менее, несколько десятков этих самолетов участвовали в войне (обычно – как самолеты-разведчики).

Двигатели: 2 М-82Ф по 1540 л.с. Скорость 547 км/ч. Вооружение: вперед – 2х12,7-мм неподвижных пулемета, назад – 1х12,7-мм + 2х7,62-мм пулемета. Бомбы: 400 кг. Экипаж: 3 человека.

ТЯЖЕЛЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

07 пе-3 ранний (598x152, 18Kb)

Пе-3 (с сентября 1941 г.)


Внешне истребитель Пе-3 почти не отличался от бомбардировщика Пе-2. Заметным изменением стало устранение остекления носа самолета, типичного для всех бомбардировочных серий Пе-2 выпуска 1941 года. На крыльях убрали тормозные решетки и поставили предкрылки. Так же на Пе-3 исчезли внешние бомбодержатели (как и внутренние - в бомбоотсеке, но их и раньше не было видно).
Истребитель стал двухместным: кабину стрелка-радиста вместе с нижней стрелковой установкой ликвидировали. Соответственно, в бортах фюзеляжа исчезли окна с прорезью для пулемета, а под фюзеляжем не стало выступа с выставленным назад пулеметом. Оба носовых неподвижных 7,62-мм пулемета ШКАС заменили на 12,7-мм крупнокалиберные УБ. В передней части освободившегося бомбоотсека разместили 2х20-мм пушки ШВАК, стволы которых вывели вперед. Однако серийные самолеты, изготовленные на заводе №39, имели другое неподвижное носовое вооружение: 2х12,7-мм УБ и 1х7,62-мм ШКАС. Заднее защитное вооружение сократилось до 1х7,62-мм пулемета ШКАС у штурмана; чтобы компенсировать потерю заднего стрелка в хвостовой оконечности фюзеляжа жестко закрепили 1х7,62-мм ШКАС с дистанционным спуском.

08 отличия пе-2 и пе-3 (700x310, 57Kb)

Двигатель: М-105Р по 1.100 л.с. Скорость: 535 км/ч. Вооружение: вперед - неподвижные 2х20-мм пушки + 2х12,7-мм пулемета (или 2х12,7-мм + 1х7,62-мм пулемета); назад -2х7,62-мм пулемета (один из них жестко закреплен). Экипаж: 2 человека.

09 пе-3 бис (700x181, 33Kb)

Пе-3бис (с октября 1941 г.)

Двигатель: М-105ПФ по 1.210 л.с. Скорость: 527 км/ч. Вооружение: вперед - 1х20-мм пушка + 2х12,7-мм пулемета; назад - 1х12,7-мм пулемет. На части машин – от 8 до 12 подкрыльевых РС-82. Экипаж: 2 человека.

Набор от "Моделиста" судя по всему явлется копией набора от китайцев Hobby Boss 80296. Нигде не указано, надписи на отливке затерты, но детали ровно такие же.

pe-2-modelist

Уровень сложности: Просто
Пластик: Аккуратное литье. Цвет серый.
Инструкция: Качество печати страшненькое, что, похоже, характерно для Моделиста. Поскольку сборка простая, то непонятных позиций не было.
Детализация: Рельефных деталей на внешних элементах немного. Внешние тонкие детали упрощены. Расшивки почти нет. Внутри нет ничего, даже кокпит сделан весьма условно.
Сборка: Простая, деталей немного, стыкуются они хорошо. Тонкие места - пулемет и бомболюк, бомбу я хоть и подвесил, но надежно закрепить створки бомболюка в открытом состоянии так и не удалось, плюнул и заменил бомболюк на закрытый. Так что бомба оказалась единственной "скрытой" деталью.
Окраска: Цветовые схемы простые, предложено 2 штуки, одна из них "зимняя". Выбрал классическую летнюю. Использовал краски от Звезды: зеленый защитный (Звезда акрил 55) сверху, авиационный голубой (Звезда акрил 23) снизу. Дополнительно по мелким деталям светло-серый (Звезда акрил 30) - детали шасси, зеленый авиационный интерьерный (Звезда мастер-акрил 21) - кокпит, черный (Звезда акрил 20) - кокпит, шины, лопасти пропеллеров и пр. мелочи, вороненая сталь (Звезда акрил 08) - оружие, эмуляция шторок люка стрелка и штурманского остекления, белый (Звезда мастер-акрил 17) - коки винтов, опознавательные полосы на крыльях. Лак: глянцевый (Звезда акрил 62) - перед нанесением декалей, матовый (Звезда акрил 61) - после декалей.
Декали: могли бы быть лучше - надпись "За Бориса Сафонова" не полностью оказалось залита белым, мелких деталей типа служебных надписей на фюзеляже/крыле нет совсем.

Итого.
Плюсы: качественное литье, простая сборка, за исключением мелочей все стыкуется без применения надфилей и прочих средств тонкой настройки, шпаклевка не понадобилась.
Минусы: за такие деньги (971 руб., на минутку) ожидаешь гораздо бОльшей детализации и сложности, пустой кокпит, качество инструкции слабоватое.

DSC02617

Что получилось:

Читайте также: