Пассивный динамик своими руками из подручных материалов

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Да, именно его.
Дело в том, что довелось послушать Сонус Фабер Гранд Пиано.
Две полосы+ пассивный радиатор.
Заявленная полоса на -3 дБ - 35-2000Гц.
Звук исключительно аккуратный и точный, заметил, что этот динамик (радиатор) дает серьезную добавку.
Интересно, как это все работает и рассчитывается.
Сомнение вызывает тот факт, что когда основной динамик идет вперед, радиатор идет назад, и наоборот.
То есть бас должен как-то раздваиваться?

Марк, а ты у Саши Клячина не спрашивал про это? В принципе в Аудио-Магазине был цикл статей про разное акустическое оформление колонок. У меня эти журналы где-то валяются.

"То есть бас должен как-то раздваиваться?"- скорее размывается.
Слышал лет пять назад, несколько экземпляров с таким аккустичесим оформлением - впечатления были всегда примерно одинаковые=неуправляемый рыхлый, но при этом конешна бАльшой бас.
В основном такой конструкцией увлекались в стране этого самого бАльшого баса, известной еще под названием США(плаг из последнего W.H-F:).
ВАбще , идея сама по себе с точки зрения "верного воспроизведения" невыполнима = как минимум учитывая "инерционность" пассивного дравейра ИМХО.
SF видимо немало пришлось потрудиться.

У них этот пассивный диффузор покрыт тольстым слоем чего-то типа смолы, причем что интересно, когда она еще была сырая, то ее поверхность обработана, как будто на свеженамазанную поверхность положили руку и резко подняли ее вверх - то есть такие "пупочки," бороздки, выступы, ребра и грани самой непредсказуемой формы - есть еще такая техника штукатурки - наносят густую краску на стену, а потом прикладывают к ней мастерок и резко тянут на себя.
Выглядит очень экзотично и красиво, но, думаю, смысл этого дела в том, чтобы этот радиатор был тяжелый и жесткий, то есть реагировал только на самые-самые низкие басы - на слух, у Этих Гранд Пиано , 35-60 Гц, то есть в той области, где говорить о направленности звука просто смешно.
А все, что выше, обеспечивается основным басовиком, работающим в закрытом ящике.
В целом впечатления от звука этих АС такие:
Стоим на автоплощадке и рассуждаем о достоинствах и недостатках фиатов, рено, пежо, оппелей и т.д. и тут медленно и торжественно подъезжает ролс-ройс.
То есть звук настолько другой и отличный от всего, к чему привык, и в то же время невозможно себя заставить слушать высокие, низкие, динамику там или еще что - звук затягивает, завораживает и слышишь только музыку.

Марк, -
Есть у меня книжка по конструированию АС, там и про пассивный излучатель, но т.к. живешь в Израиле, а я в Киеве, толку от этого мало .
У меня даже советские АС такие есть - 35АС 015. Бас у них ого-го ! ))

/Сомнение вызывает тот факт, что когда основной динамик идет вперед, радиатор идет назад, и наоборот.

Имхо = так и должно быть, динамик идет вперед --> создает в герметичном ящике разрежение --> пассивный излучатель под действием атм. давления вдвигается вовнутрь.
Потом все наоборот

Всем привет.
Пассивный излучатель сильно похож на фазоинвертор, только фазоинвертор работает на волновых эффектах, а пассивный излучатель работает напрямую:
Высокие частоты - за счет высокой инерционности почти не вносит изменений в звук
Резонанс - работает в фазе (на резонансе происходит противофазная раскачка относительно динамика, в результате фаза) - усиление звука
Низки частоты - как и писали, противофаза, из-за чего падение по 4-й степени (как и в фазониверторе)

Марк, у меня сканера нет, а то бы я постепенно мог
отсканить несколько страниц. Там расчет проводится по семействам кривых, заранее рассчитанных авторами. Но и формулы тоже есть.

Вот небольшая выписка из книги -
"Обычно ПИ настраивается на частоту в 2-3 раза ниже
резонансной частоты головки, в отличие от ФИ, резонансная частота которого может лишь незначительно отличаться от резонансной частоты головки. Значение добротности исполь. головок составляет 0,2-0,8 и связано с объемом оформления.
Чем меньше объем оформления, тем меньшую добротность головки следует выбирать. Добротность самого ПИ следует обеспечить более 5. Резонансную частоту ПИ легко регулировать
изменением его массы."

И насколько я помню из др. статей, ПИ система пятого порядка, а не четвертого. Фазик - да, четвертого. Постараюсь еще уточнить.

колонки (21)

Хорошая звуковоспроизводящая апаратура стоит дорого, нормальный звук без слез от искажений и головной боли, сейчас можно получить в районе от 100 т.р. и в гору за элемент ( на сленге - сидюк и (или) вертушка, усилитель, колонки). Я сторонник старой школы звукотехники (и своих ушей), когда все разрабатывали инженеры, а не дизайнеры и маркетологи. Поэтому моя домашняя система стара. проста и относительно дешева. Единственное, что меня смущало - это акустика (ну и с вертушкой я промахнулся, исправлю, это отдельно). Вот о ней сейчас и поговорим.

Колонки как правило делятся на 4 основных вида:
рупорные, сверх высокочувствительные для особо дохлых ламповых усилителей и пр. аудиофильских заморочек

открытый ящик, для секты монозвука, динамиков Телефункен начала прошлого века, кстати наша , блин уже не наша, Радиотехника S-90 - это "трофейная Германия" - Telefunken, а Мытищинский ламповый завод - это Siemens.Немцы пока в этих отраслях никем не переплюнуты, а английский Илон Маск - Питер Квортруп, основатель Аудио Ноут скупил на корню все лампы из Мытищ и клепает на них свою аудиотехнику, шо пирожки. Реальный гений (напишу о нем отдельно)

закрытый ящик, ящик с фазоинвертором (трубкой).

Планарные, акустические лабиринты, с пассивным излучателем и прочие для особо -замороченных я не беру. Их очень мало.
В магазинах 99% всей акустики - это фазоинверторы, потому что это дешево в производстве - дорого в продаже, красиво, много басов, которые так любит народ. И в принципи таки да, но. если вы бываете на концертах хотя бы раз в год и представляете как звучит реально бас гитара или рояль, то от фазоинвертора у вас будут "терзать смутные сомнения" в том, что это как-бы не то.
Для небогатых меломанов, предпочитающих hi-fi, что в переводе с аглицкого - высокая достоверность, кроме закрытого ящика и альтернатив то не остается.Так чем так хорош закрытый ящик? - Он просто достовернее (с меньшими искажениями) воспроизводит звуки в диапазонах от 40 Гц до 30 кГц, что сведующим людям сразу скажет, что громовых низов от него не дождаться и рок на нем слушать можно, но только на высоком уровне звука. (Да и вообще для рока лучше фазоинвертор) Почему на большой громкости - особенность воспроизведения звука, при снижения уровня децибел (считай громкости) происходит резкий спад в воспроизведении низких частот (да и высоких тоже) , поэтому мы либо прибавляем тембр "НЧ" , либо прибавляем звук и ждем радостных соседей (в моем случае жены).
А я слушаю всё, редко но и рок тоже, это "Лезвие бритвы" от AC/DC , "Кукольный мастер" Metallica, но больше всего мне нравится Manowar, альбомы 87-88 гг "
Борющийся мир" и "Короли металла", там такие баллады, причем "Корона и кольцо" 1988 г. была записана в Бирмингеме в соборе Святого Павла с местным хором, а "Защитник" 1987 г. с их дружбаном режиссером и актером Орсоном Уэлсом, с таким сочным баритоном , это потолок для меня (и головная боль для домашних). Ну да ладно отвлекся.

В общем, прочел я как-то в газете заметку про вашего мальчика в журнале "Аудио магазин" стр. 183 http://megasim.ru/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%202001%201/185 статью двух российских инженеров А.Врублевского и Д.Чуманова, о разработанной ими акустической системе для ламповых (считай маломощных и слабо воспроизводящих низкие частоты, да и те с искажениями, "ламповый окрас" - это искажения, терпеть его не могу). Описание было очень детальным, пошаговым, система простой и относительно дешевой. Вот я и начал ее собирать в 2001 году, закончил в 2020.

P/S Очень хорошая теория от специалиста, подача сначала слегка напрягает, а потом втягиваешься:
Про закрытый и открытый ящик:

Читайте также: