Парус на казанку своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Надувные лодки это одни из самых простых и удобных маломерных судов. Они обладают хорошей остойчивостью и достаточной вместимостью. Но вот поставить на них стандартную мачту и парус и превратить в парусное судно не так то просто. Так что гафельное и бермудское парусное вооружение на надувной лодке не применимо. Но есть решение, которое немного напоминает щатинское вооружение.

Конструкция рангоута здесь простая, её легко быстро собрать и разобрать. Стоячего такелажа нет. Сам рангоут состоит из:

Базовая труба (15) диаметром 25-30 мм вставляется в уключины (14), которые есть на бортах надувной лодки. Далее нижние концы трубок (12) сдвоенной Д-образной мачты с помощью винтов М5 (11) крепят к концам базовой трубы (15). Верхние концы трубок соединяются между собой и с реем (4) сквозным соединительным винтом (13) с гайкой (16). Трубки, которые и составляют конструкцию мачты и рея имеют диаметр 15 мм и их можно изготовить из обычных алюминиевых лыжных палок. Рей легко можно сделать разборным, соединительную трубку (5) длиной 200 мм лучше поставить в месте соединения мачты с реем.

На верхний конец рея монтируется блок (6) для фала. Нижний конец рея крепится к резиновой петле на носу надувной лодки с помощью скобы (3). Петля (2) – это круг диаметром 60 мм из 5 мм листовой резины. Нижняя часть круга крепится к корпусу лодки (1) (можно с помощью клея), а в верхней свободно отгибаемой половине делается отверстие для скобы.

Угол наклона рея 60 град. Уменьшение угла снизит эффективность паруса на полных курсах, а увеличение повысит давление рея на корпус лодки.

Размеры трубок зависят от длины самой лодки. После выбора места крепления рея на носу лодки, нужно замерить расстояние “a” до базовой трубы, продетой через уключины (14). Длина трубок мачты вычисляется по формуле:

Форму ла расчета длины трубок для паруса для надувной лодки

где b – расстояние между уключинами по базовой трубе.

Длина рея зависит от выбранной центровки. При центровке равной 10% длина рея вычисляется по формуле:

Место крепления рея к мачте находится на расстоянии “а” от нижнего его конца.

Шверцы (10) изготавливаются из дюралюминия толщиной 3 мм. Их надевают на концы базовой трубы, которые выступают за борта лодки. Деревянные накладки (17) делают из доски или фанеры толщиной 10 мм. Они придают жесткость шверцам и уменьшают их угол поворота к ДП. Шверцы на базовой трубе фиксируются кольцами большего диаметра (9) и стопорятся они винтами (7) и гайками М5 (8).

Парус представляет собой равносторонний треугольник, вершина (фаловый угол) которого сдвинута к носу относительно оси базовой трубы на размер С = (6÷12)%lш. Длина каждой шкаторины lш = 1,7α.

В качестве паруса для надувной лодки отличной подойдет парус Люнгстрома. Он увеличит площадь парусности на полном курсе примерно в 2 раза. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия n = n1) пришивается ликтрос, к которому крепятся сегарсы или сезни. Во всех четырех углах имеются люверсы. Шкотовые углы m, m1 на острых курсах соединяются.

Чтобы закрепить галсовый угол подойдет та же скоба, соединяющая нижний конец рея и резиновую петлю.

В качестве руля выступает весло, которое продевают в приклеенную на корму резиновую уключину.


На мой взгляд парус актуален только при ветре, на течении от него пользы никакой! Течение - это масса воды текущая с определённой скоростью, если в этой массе два обекта (в данном случае парашют и лодка), то они будут двигатся с одной скоростью (скоростью течения) и никак не будут влиять друг на друга. ИМХО

серёжа иваныч

На мой взгляд парус актуален только при ветре, на течении от него пользы никакой! Течение - это масса воды текущая с определённой скоростью, если в этой массе два обекта (в данном случае парашют и лодка), то они будут двигатся с одной скоростью (скоростью течения) и никак не будут влиять друг на друга. ИМХО

Babann


Сшил себе вот такое хозяйство.
Длина 1000, диаметр 800 мм, ткань кмф, типа палаточной. По большому радиусу втавлен шнур 6 мм, сзади можно сделать регулировку выходного отверстия, я не делал. 4 стропы, длиной примерно метр, в месте схождения, сшиты накрест.
В верхней части хочу сделать пару карманов и вставить изолон, снизу либо груза, либо шнур тонущий, для лучшей раскрываемости.
Можно сделать жесткий каркас по большому радиусу, но получится не габаритно. Этот вариант места не занимает практически.

Вложения

Дима Квок

Не моё дело)),но попробуйте энти тряпки побрызгать водоотталкивающим средством Саламандрой к примеру- будет как "с гуся вода". Сегодня кроссовки брызнул- прикольный эффект грязная талая вода скатывается- шлёпаешь в луже, а они сухие и чистые.

Получается, на скорую руку, парус можно сделать из штормовки. Втыкаем дрын в рукава на вылет , туда же две пластиковае бутылки по одной в рукав)) в карманы камни, верёвка, и за борт. За одно- постирается))

Алекс-Сальский

Не моё дело)),но попробуйте энти тряпки побрызгать водоотталкивающим средством Саламандрой к примеру- будет как "с гуся вода". Сегодня кроссовки брызнул- прикольный эффект грязная талая вода скатывается- шлёпаешь в луже, а они сухие и чистые.

Получается, на скорую руку, парус можно сделать из штормовки. Втыкаем дрын в рукава на вылет , туда же две пластиковае бутылки по одной в рукав)) в карманы камни, верёвка, и за борт. За одно- постирается))


Дим да нафик его ещё чем-то брызгать?,тупо повесил на борт и всёесли здувает при ходьбе то засунул его под леерный шнур и он немешает.

ТК073

Пардон всем, хочется свое мнение высказать. Лично мне эта вещь очень нужна и многих сомиков я поднял именно при медленном сплаве при любом ветре. Я пару раз шил разных размеров ,конусный и прямоугольный. Нашел в начале лета на украинском форуме вот такой парашют из зонта пляжного, много ума не надо его изготовить,но вещь я скажу супир получилась. Компактный,легкий,удобный. Добавлю описание немного, по кругу слаживаем и прошиваем загибы,вставляем веревку 4-5 мм,примерно 3 м,пришиваем к зонту 8 петелек к ним крепим 8 веревок по полтора метра,у меня они сходятся на большом вертлюге для собачьего ошейника,рядом закрепил большой поплавок(вертлюг не будет мгновенно тонуть) и дальше 5 м фал(можно два,что бы лодка шла бортом по волне).В центре отверстие где то на 100мм,обязательно. Не каких грузов и поплавков у меня на зонте нет,в рабочее положение становится быстро. Я доволен полностью и рекомендую всем.

под парусом

Давно привлекала идея установить на гребной лодке парус, чтобы при поездках на рыбалку на большие расстояния не мозолить зря руки. На своей легонькой лодке-карбаске я прохожу по 20-25 км в день, но к вечеру усталость сказывается и возвращение домой уже дается тяжеловато.

Не раз с интересом наблюдал во время праздника лодки, как по реке легко скользят небольшие яхты под парусами, управляемые мальчишками и девчонками из яхтклубов. Даже при небольшом ветре они обгоняют весельные лодки.

Пробовал и сам ещё в детстве устанавливать на лодку простейший парус - брал дома простыню и натягивал её на раму из реек. При попутном ветре такой парус был довольно эффективен. Или просто ставил вертикально в лодке слани из досок. Легче скользить по воде, используя силу ветра, чем грести веслами.


Настоящий парус у меня есть уже очень давно. Ещё в конце 80-х годов прошлого века брат купил и привез в Устье подвесной парус, изготовленный промышленным способом. Выпускали такие паруса в Тюмени, а брат работал тогда в одной из вологодских фирм, которая планировала наладить выпуск таких же точно или аналогичных парусов. Он считал, у населения села, расположенного на реке, парус будет пользоваться большим спросом, поэтому и был уверен в том, что реализация паруса оправдает затраты. Я же, часто бывая в Устье и лучше зная ситуацию, утверждал, что по той цене, по которой парус тогда продавался (130 рублей), парус в Устье покупать никто не будет. Лодочный мотор "Ветерок-8" стоил тогда чуть дороже (150 рублей); в каждой практически семье было не по одной лодке и не по одному мотору, значит - нужды в парусе у устьян нет. Ну, может быть, считал я, кто-то и купит парус, но не больше 5-10 штук, да и то вряд ли. Не нужны тогда людям были паруса. Все работали, многие имели дома подсобное хозяйство, скотину, поэтому некогда людям отдыхать под парусом. Мы с ним тогда даже немного поспорили по этому вопросу.

Парус мы опробовали, установив на лодку "Казанку". Долго разбирались с инструкцией по сборке паруса, выходили на лодке на реку и тогда, когда дул совсем слабый ветерок, и в ветреную погоду. Управлять парусом мы, конечно же, не умели, просто пытались на практике освоить эту довольно непростую науку. По ветру и при боковом ветре, дующем под небольшим углом к направлению движения "Казанку" под парусом несло довольно быстро, но сколько мы не пытались идти галсами при ветре, дующем почти навстречу, ничего у нас не получалось. Парус просто трепыхался на ветру, создавая дополнительное сопротивление. Лодку сносило ветром совсем не туда, куда мы хотели на ней идти.

Брат уехал, а я ещё пару раз попытался сходить под парусом на рыбалку. Используя попутный ветер, мне удавалось облегчить себе работу веслами по крайней мере при движении или туда или обратно. Однажды при сильном ветре я ушел под парусом по Кубене почти до самого Кубенского озера. Лодку несло с большой скоростью, и я даже не мог распустить дорожку, так как скорость была слишком велика. Однако обратно, против ветра пришлось грести изо всех сил, чтобы добраться до дома.

После этого случая парус был на долгие годы заброшен. Фирма, в которой работал брат, отказалась от идеи наладить производство паруса. На рыбалку я ездил либо на "Казанке" под мотором, либо на легоньком карбаске с веслами.

Не то, чтобы я совсем забыл про парус. Нет, я всё равно хотел когда-нибудь вновь попробовать научиться управлять лодкой с парусом. Но на "Казанке" это сделать очень трудно, так как лодка сама сильно парусит из-за довольно высокого крытого носа. Именно его всегда разворачивает ветром и руль паруса бессилен что-либо сделать.

В этом году я задался целью сделать лодку для рыбалки, которую бы можно было использовать и как гребную, и как моторную, и как парусную.

Парус я предварительно проверил. Пролежал он больше 20 лет, но так как хранился в сухом месте, в брезентовом мешке, в котором и продавался, то был он, как новенький. Единственное, что я сделал, так это постирал само полонище паруса.

Строя лодку, специально сделал на транце вырез под установку паруса по размерам струбцин. Они чуть побольше и пошире, чем у мотора "Ветерок-8".

устройство паруса

Что собой представляет мой парус?

Парус состоит из мачты, руля (шверта), такелажа и приспособления для крепления к корпусу, основой которого является литой тройник с двумя струбцинами. В тройник сверху вставляется мачта, собирающаяся из двух из дюралюминиевых труб диаметром 50 мм, в нижнюю часть - вилка для крепления руля (шверта), в заднюю часть - кормовой выстрел - труба такого же диаметра, как и мачта. На трубу-мачту установлен ещё хомутик с румпелем для управления рулем. Само полотнище шпринтового типа площадью 3,5 м 2 надевается на мачту и растягивается по диагонали трубчатым шпринтом диаметром 20 мм., а по горизонтали состоящим из двух частей гиком из такой же трубки. Под гиком натягивается - толстый резиновый жгут, служащий амортизатором безопасности, к которому с помощью карабина крепится гика-шкот.

IMG_2440

Парус навешивается на транец лодки, как лодочный мотор и располагается за кормой, поэтому не мешает ни управлению управлению лодкой, ни рыбалке. Установка паруса на лодку - дело нескольких минут, так же как и его снятие с лодки, разборка и укладка в мешок для транспортировки.

Гребная лодка с парусом легко обгоняет лодку, идущую на веслах, даже при слабом ветре, а в сильный ветер может соперничать и с лодкой под небольшим мотором. Управлять парусом можно румпелем и натяжением или ослаблением гика-шкота с места гребца, поэтому в случае необходимости всегда можно помочь управлению лодкой с помощью весел, что исключено на обычной яхте.

IMG_2435

Парус я опробовал на своей лодке пока только при довольно слабом ветре, так как сильного ветра всё никак нет.

Моя маленькая лодочка очень неплохо управляется и ходко идет под парусом по ветру и при боковом ветре. Против ветра идти с парусом у меня пока никак не получается, но лодку и не сносит ветром, как сносило "Казанку". Лодка у меня очень устойчивая, не кренится при переносе цента тяжести к бортам, поэтому с парусом можно безопасно выходить и в сильный ветер. С парусом можно попробовать выйти в озеро и половить на дорожку.

за управлением парусом

Жаль, что в селе не у кого поучиться управлению лодкой с парусом. Попробую научиться самостоятельно и освоить искусство управления парусом в различных ситуациях.

Знаю о том, что одна из фирм начала выпуск таких парусов и спрос на них сейчас довольно высокий. Стоит такой парус сейчас от 12 до 19 тысяч рублей, что намного меньше, чем лодочный мотор. Времена изменились. Появилось немало людей, которые могут себе позволить купить парус просто для отдыха.

Добавлю, что за год со времени написания этой статьи поступило больше двух десятков писем с просьбами поподробнее описать конструкцию паруса, поэтому на страницах блога "Рыбацкая лодка" я выложил чертежи паруса с размерами. Смотрите статью

Доброго времени суток, дорогие любители сплавов! Меня зовут Роман и этим летом я совершил большое путешествие на надувной байдарке по Волге на Каспийское море . В пути я пробыл 127 дней. Стартовал на Чебоксарской ГЭС 10 июня 2019 года, а завершил путешествие 17 октября возле деревни Вышка - на месте впадения Волги в Каспий.

Находясь на Жигулёвских горах, я собственноручно сшил себе парус , под которым потом прошёл почти 450 км (из 1850 км всего пути ).

Из каких материалов я сделал парус?

На момент изготовления паруса я уже 1.5 месяца находился в дороге. Все комплектующие к нему я купил в Тольяттинском Леруа Мерлене. Приобрёл я следующее:

  • Тройники полипропиленовые - 6 шт (2 оснвных, 4 запасных) - 84 рубля.
  • Трубы аллюминиевые - 2 шт (диаметр 28 мм, высота 2 метра) - 496 рублей.
  • Верёвка полипропиленовая Standers - один моток(15 метров, выдерживает до 100кг) - 203 рубля.
  • Ткань Oxfrod 600d - 2х1.5 метра - около 600 рублей

Итого: 1383 рубля. Сюда бы добавил ещё один маток верёвки за 203 рубля, потому что верёвка никогда лишней не будет.

Схема чертежа паруса:

Шаг 1: Впаиваем трубы в тройники

На момент изготовления я жил в лесу посреди Усинского кургана на Жигулёвских горах. Трубы разогревал прямо на костре. После пайки получилась вот такая конструкция:

Шаг 2: Совмещаем ткань и трубы

Тут всё банально и просто - отрезал ткань по размерам с чертежа и подвернул с боков, предварительно положив трубы. Получилось следующее:

Шаг 3: Кроим и сшиваем

Сложив края вдвое, я вручную, грубым широким швом прокроил всю ткань по периметру. За качеством не гнался, конечно, шил криво-косо, но за все последующие 2 месяца непрерывного использования ни один шов не распустился.

Шаг 4: Делаем прорези для растяжек

Прорези мы делаем с боков, чуть выше середины. Нужны они для того, чтобы пропустить через них растяжки и закрепить парус на байдарке. После надреза края необходимо подогнуть и прошить.

Шаг 5: Устанавливаем парус на байдарку

Чтобы сделать основание паруса, я пропустил верёвку через тройники на аллюминиевых трубах и подвязал её концы к боковым тросам байдарки, как показано на рисунке выше. Затем закрепил парус растяжками спереди и сзади (тут бы я советовал пустить растяжки ещё и сбоку, если есть возможность)

Шаг 6: ВАУЛЯ! Парус готов!

Проходил я под таким парусом максимум 30 километров за ходовой день. Хочу отметить, что за 2 месяца использования парус ни разу меня не подвёл и всегда отлично справлялся со своими обязанностями.

Вы можете увидеть, как я делал и тестировал данный парус, посмотрев видео (взято с личного канала на Ютуб "Тюркский кочевник"):






Как выбрать надувную лодку с парусом

Критерии

Чтобы превратить надувную лодку в парусное малое судно, установите на нее силовую рамку необходимой жесткости. Ее крепят с помощью специальных петель, наклеенных на бортовые баллоны.

Нужна мачта для надежной установки паруса над плавсредством и руль управления, который лучше закрепить на правом краю кормы. Для таких целей выбирайте только прочные высококачественные лодки из ПВХ.

Выбирая надувную лодку, которая будет ходить под парусом важно обратить внимание на изготовителей с хорошей репутацией. Эти компании гарантируют высокое качество своей продукции.

Крупные производители меняют бракованные надувные лодки на новые или гарантируют замену деталей и элементов снаряжения. Продукция известных компаний – это залог длительной эксплуатации изделий, износоустойчивости материалов, а также возможность приобрести подходящую деталь для замены в сервисных центрах или официальных магазинах.

При выборе лодки важно учитывать цветовое решение, удобство размещения, предполагаемое количество людей. Время, потраченное на поиск, сполна окупится приятными эмоциями и незабываемыми часами, проведенными под парусом собственного судна.
Реклама от спонсоров: // // //

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Площадь грота 3,5/4,2/4,9 м2
Высота мачты (от верха основных баллонов) 2,5 м
Тип грота (основного паруса) Латинский
Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота) 1,45 х 0,25 х 0,25 м
Масса в упаковке к-та (со шверцами) 10 кг

КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.

Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.

На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.

Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.

При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).




для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле:

S=1,3٭ L ٭ В (м2), где L

В — ширина лодки по ватерлинии.

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2.

Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с

Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов.

К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами.

Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов.

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера.

Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Если в лодке установлены пайолы, то самый ответственный узел — крепление мачты и шверцев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2)

. В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц.

Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров.

Они вращаются на штырях по торцам шверц-балки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении.

При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке.

Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте.

Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки.

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок.

На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.


КОМПЛЕКТАЦИЯ

КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ

1 Рангоут:
— труба низ мачты Ф 40х1,5 мм. 1 шт.
— труба верх мачты Ф 40х1,5 мм. 1 шт.
— труба опорная 30х30х2 мм. 2 шт.
— труба подмачтовая 40х60х1400 мм. 1 шт.
2Крепеж:
— Винт М8х80 4 шт.
— Винт — кольцо М8х60 3 шт.
— Гайка самоконтрящяяся М8 1 шт.
— Гайка барашек М8 6 шт.
— Шайба Ф8 увелич. 8 шт.
3 Пластина узкая 2 шт.
4 Пластина широкая 1 шт.
5 Стакан мачты 1 шт.
6 Лента с пряжкой 1 м. 4 шт.
7 Паспорт 1 шт.
8 Упаковка 1 шт.

ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ

1 Шверц (весло)2 шт.
2 Консоль на лодку2 шт.
3 Пластина малая2 шт.
4 Крепеж
— Винт М10х502 шт.
— Винт М8х70 4 шт.
— Гайка-барашек М102 шт.
— Гайка-барашек М84 шт.
— Шайба Ф10 2 шт.
— Шайба Ф8 4 шт.
5 Пакет упаковочный 1 шт.

КОРМОВАЯ БАЛКА

1 Труба поперечная 30х30х2 мм. 1 шт.
2 Труба продольная 25х25х2 мм. 1 шт.
3 Крепеж
— винт М8х70 2 шт.
— гайка барашек М8 2 шт.
— шайба Ф8 увелич. 2 шт.
— крючек S-образный 4мм. 2 шт.
4 Лента с пряжкой 1 м. 2 шт.
5 Опорная пластина малая под М8 1 шт.
6 Описание. 1 шт.
7 Упаковка (пакет п/э) 1 шт.

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА МАЧТЫ

На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

Юный техник — для умелых рук 1985-06, страница 6

Парус на резиновой лодке

Надувную резиновую лодку нетрудно превратить в парусную. Правда, на ней не удастся установить обычную мачту, Поэтому применяют парусное вооружение иного типа. Посмотрите на рисунок.
Стсячий такелаж здесь отсутствует. Рангоут состоит из базовой трубы-поперечины 6, двух трубок мачты 4 и реи 5.

Базовая труба диаметром около 30 мм вставляется в уключины лодки 1. К ее концам болтами и гайками М5 крепят концы трубок 4 сдвоенной Л-образной мачты. Верхние концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным болтом и гайками М5. Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из старых дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку длиной 2С0 мм удобнее всего поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.

На верхнем конце рея устанавливают петлю для фала. Своим нижним концом рей крепится к петле на носу лодки при помощи скобы из стальной проволоки диаметром 5 мм. Петля представляет собой круг или прямоугольник из листовой резины толщиной 5 мм.

Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея не корпус лодки). Размеры трубок зависят от длины

лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние до базовой трубы, продетой через уключины. Для двухместной надувной лодки размером 2200 мм это расстояние равно 1000 мм. Следовательно, длину мачтовых трубок принять тоже равными 1000 мм, а рея — 1800 мм.

Шверцы 7 изготавливают из дюралюминия толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубки, выступающие за борта лодки. Деревянные щеки — накладки толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их отклонения в продольной плоскости. КромЪ того, штифт диаметром 6 мм препятствует повороту швер-цов относительно оси базовой трубы. Положение шверцов по длине базовой трубы фиксируется дюралюминиевыми втулками, болтами и гайками М5.

Парус 3 из тонкого брезента представляет собой равносторонний треугольник со стороной 1750 мм, вершина которого (фаловый угол) сдвинута к носу относительно базовой трубы на размер 150…200 мм. Применение такого паруса позволяет вдвое увеличивать площадь парусности на полном курсе. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия В—Г) пришивают ликтрос, которым закрепляют парус на реи. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы. Шкоты 2 заводятся в люверсы шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.

Рулем служит весло, продетое в резиновую уключину, закрепленную в корме.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ

Не допускается эксплуатация судна:

  • с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
  • в темное время суток;
  • во время грозы;
  • при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
  • лицами не умеющими плавать.

Нельзя также выходить на воду без:

  • одетых на экипаж спасательных жилетов;
  • наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.

Перед спуском на воду необходимо проверить:

  • правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
  • правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.

Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:

  • повреждения поплавка баллона;
  • приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
  • усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
  • при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
  • при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.

Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.

Виды парусов для резиновых лодок

Парусные сооружения есть таких видов:

• прямой – используют на спортивных лодках и яхтах. Может использоваться только при боковом и попутном ветре; • рейковый или люгерный парус – используется на гребных лодках вместо мотора как вспомогательный для хода на веслах. Могут устанавливать на моторных катерах; • латинский – самый простой вид паруса, используется даже на маломерных суднах; • китайский – разновидность рейкового. Кроме верхнего рейка у него еще есть несколько дополнительных, которые разделяют парус по высоте на равные части. Каждый реек крепится к мачте на отдельную часть; • шпринтовы й – часто используют на рыбацких суднах. По форме похож на прямоугольник, но верхний угол растягивается с помощью рейки или дюралевой трубки. Такой парус удобно использовать в местах с возможными резкими порывами ветра; • гафельный – используют на моторно-гребных лодках, яхтах, спортивных плавсредствах. Форма – трапеция, крепится к мачте двумя снастями. Этот парус сохраняет стабильный профиль даже при сильном ветре; • бермудский – популярный вид паруса, его ставят на прогулочных, рыбацких лодках, шлюпках спортивного назначения. Недостаток такого паруса в большой высоте и скручивать его тоже нужно по высоте.

Оснастка плавсредства под парус может быть одномачтовой и двухмачтовой. Одномачтовые бывают двух видов:

• кэт – только один парус, устанавливают на спортивных шлюпках, им управляет один человек; • шлюп – используется два паруса, обеспечивает хорошую скорость и управляемость судном.

• иол – есть бизань-мачта и парус. Парус в этом случае нужен для центровки, в создании тяги почти не учувствует; • кэч – используется для плавсредств парусностью больше 120 кв.м, так что устанавливается только на яхтах.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.

Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.

Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C.

Читайте также: