Парковочный ассистент своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Парковочный ассистент представляет собой систему, позволяющую водителю по звуковым сигналам или (и) по изображению на дисплее, находящемся на рабочем месте водителя оценить расстояние до ближайшего препятствия. Ассистент состоит из нескольких датчиков (передающих и принимающих) в переднем и заднем бампере автомобиля, основного блока управления, блока управления дисплея, зуммеров, дисплея.

Датчик выполнен из алюминиевого корпуса с селективной степенью затухания пьезоэлектрической пластины в качестве генератора сигналов и снабжен электронной схемой для генерирования ультразвуковых волн и оценки отра­женных и принимаемых волн.

Ультразвуковые датчики представляют собой небольшие приёмопередающие модули. Принцип работы датчиков базируется на излучении ультразвукового сигнала, неслышного для человека. Этот сигнал распространяется в виде звуковых волн в окружающей среде с постоянной скоростью. Звуковые волны представляют собой происходящие концентрические волнообразные изменения плотности и давления частиц окружающего воздуха. Скорость распространения звука зависит от плотности среды, в которой он движется. При нормальном давлении (1 бар) и температуре 20 °C звук распространяется в воздухе со скоростью 343 м/с. Зависимость скорости распространения звука от температуры является основанием для использования системой управления сигнала от датчика наружной температуры в качестве корректирующей величины. Звуковые волны, попадая на предмет (например, на стену), отражаются от него в степени, зависящей от характеристик предмета. Это означает, что звуковые волны возвращаются к датчику и принимаются его микрофоном. При этом датчик измеряет время, прошедшее между отправкой сигнала и приёмом отражённых волн. На основании измерения этого времени блок управления может определить расстояние от автомобиля до предмета

Передаваемые уровни соответствуют напряжению логической схемы и, следо­вательно, нечувствительны к возмуще­нию, поэтому отсутствует необходимость в экранировании сигнальных линий.

Принципиальная схема работы ультразвукового датчика

Рис. Принципиальная схема работы ультразвукового датчика:
1 – ультразвуковой датчик; 2 – устройство для измерения времени; 3 – объект измерения; 4 – звуковые волны

При движении вперед со скоростью ниже 15 км/час работают только датчики, расположенные на переднем бампере. Во время переключения на передачу заднего хода приводятся в действие датчики на заднем бампере.

Блок управления парковочного ассистента служит для подачи напряжение питания к датчикам, оценки и обработки сигналы датчиков, управления предупреждающими зуммерами, передачи блоку управления передней панели управления, индикации и выдачи информации данные, необходимые для вывода изображения на дисплей.

Звуковой сигнал подается предупреждающими зуммерами. Один из них устанавливается в передней части автомобиля, а другой сзади. Визуальная индикация выводится на дисплей.

Расстояние, на котором датчики парковочного ассистента однозначно различают препятствия, зависит от места их установки:

  • боковой задний датчик: примерно 60 см
  • боковой передний датчик: примерно 90 см
  • средний задний датчик: примерно 120 см
  • средний передний датчик: примерно 160 см

Прерывистый сигнал становится непрерывным, когда расстояние до препятствия сокращается до следующих значений:

  • спереди: примерно 25 см
  • сзади без тягово-сцепного устройства: примерно 30 см
  • с тягово-сцепным устройством: примерно 35 см

Информация о препятствиях (в виде сигнала зуммера и изображения на дисплее) выдается только при включенном парковочном ассистенте. Парковочный ассистент включается автоматически вместе с передачей заднего хода. При приближении к препятствию передним ходом парковочный ассистент необходимо включить вручную нажатием на клавишу. О включении системы водителю сообщает сигнал подтверждения.

При оптическом парковочном ассистенте в дополнение к звуковому предупреждению на дисплее отображается фактическое расстояние от отдельных датчиков до имеющихся препятствий. Контролируемая зона разбита на секторы по числу датчиков. В каждом из секторов имеется красная метка, которая отмечает расстояние между датчиком и ближайшим к нему препятствием. Когда расстояние между автомобилем и препятствием сокращается, соответствующая красная метка на экране приближается к автомобилю.

Изображение на дисплее парковочного ассистента

Рис. Изображение на дисплее парковочного ассистента

Стоянки все теснее и теснее, обзорность в современном автомобиле - как в танке, а замена бампера конкурирует по стоимости с ремонтом двигателя. Хорошо, что есть электронные системы, помогающие безопасно парковаться.

НА ПАРКОВКУ СТАНОВИСЬ!

Условия теста: три водителя выполняют на одном автомобиле параллельную парковку. Сначала без посторонней помощи, потом — опираясь на указания парктроников и камеры заднего вида, и, наконец, самое интересное — задействовав автоматическую систему, которая сама крутит руль, человеку остается лишь нажимать на педали да переключать селектор автомата. Фиксируем время выполнения маневра, ошибки и, конечно, подкрепляем эти показатели субъективными впечатлениями участников.

Пенопластовые кубики имитируют припаркованные автомобили. А бордюрный камень заменили невысокими конусами.

Пенопластовые кубики имитируют припаркованные автомобили. А бордюрный камень заменили невысокими конусами.

Пенопластовые кубики имитируют припаркованные автомобили. А бордюрный камень заменили невысокими конусами.

Участница лишь подтверждает автомобильную мудрость: нет людей, которые не умеют парковаться, — есть те, кто не хочет этому учиться. Когда результаты стабилизировались, включили парктроник и камеру заднего вида… а показатели практически не изменились. Впрочем, как и у двух других участников. И это легко объяснить. Места вполне достаточно, не надо выкраивать миллиметры при маневрах, потому все паркуются быстро и без ошибок.

Даже с работающими парктрониками и камерами приходится крутить головой, чтобы точно рассчитать нужную траекторию, а заодно подстраховать электронику. Инструкция по эксплуатации автомобиля напоминает: доверившись парковочному ассистенту, всю ответственность за успешность маневра несет водитель.

Даже с работающими парктрониками и камерами приходится крутить головой, чтобы точно рассчитать нужную траекторию, а заодно подстраховать электронику. Инструкция по эксплуатации автомобиля напоминает: доверившись парковочному ассистенту, всю ответственность за успешность маневра несет водитель.

Даже с работающими парктрониками и камерами приходится крутить головой, чтобы точно рассчитать нужную траекторию, а заодно подстраховать электронику. Инструкция по эксплуатации автомобиля напоминает: доверившись парковочному ассистенту, всю ответственность за успешность маневра несет водитель.

Расписание автоматической парковки. Водитель сложил ручки и только жмет на педали:

Расписание автоматической парковки. Водитель сложил ручки и только жмет на педали.

НУ, ПЕНОПЛАСТ, ПОГОДИ!

Неужели нет никакого смысла в электронных помощниках? Попробуем ужесточить условия — в современном мегаполисе зазоры для парковки обычно куда теснее. Сдвигаем пенопластовые кубики на длину кузова и прибавляем еще по 0,4 м с каждой стороны. Кстати, именно такое расстояние система автоматической парковки считает минимальным для безопасного выполнения маневра.

Зазоры между бамперами и кубиками стали меньше, и как результат сократилось число заходов. Посмотрим на время: существенный выигрыш, в среднем по всем участникам 10–15 секунд. А главное — без ДТП. Настал черед автоматической парковки: сейчас она покажет, как надо заходить на посадку!

Электронный ассистент включается клавишей на центральной консоли. Одно нажатие — параллельная парковка, два — перпендикулярная.

Электронный ассистент включается клавишей на центральной консоли. Одно нажатие — параллельная парковка, два — перпендикулярная.

Электронный ассистент включается клавишей на центральной консоли. Одно нажатие — параллельная парковка, два — перпендикулярная.

Система помощи при парковке Plus звуком сигнализирует водителю о препятствии, причем громкость и высоту сигнала можно настроить отдельно для передних и для задних сенсоров. Дополнительно на экран выводится картинка с камеры заднего вида.

Система помощи при парковке Plus звуком сигнализирует водителю о препятствии, причем громкость и высоту сигнала можно настроить отдельно для передних и для задних сенсоров. Дополнительно на экран выводится картинка с камеры заднего вида.

Система помощи при парковке Plus звуком сигнализирует водителю о препятствии, причем громкость и высоту сигнала можно настроить отдельно для передних и для задних сенсоров. Дополнительно на экран выводится картинка с камеры заднего вида.

Запускаете программу кнопкой, включаете указатель поворота и двигаетесь не быстрее 40 км/ч вдоль припаркованных машин на расстоянии 0,5–1,5 м. Едва машина найдет подходящее для парковки пространство, прозвучит зуммер, а на щитке приборов появится соответствующая картинка.

Запускаете программу кнопкой, включаете указатель поворота и двигаетесь не быстрее 40 км/ч вдоль припаркованных машин на расстоянии 0,5–1,5 м. Едва машина найдет подходящее для парковки пространство, прозвучит зуммер, а на щитке приборов появится соответствующая картинка.

Запускаете программу кнопкой, включаете указатель поворота и двигаетесь не быстрее 40 км/ч вдоль припаркованных машин на расстоянии 0,5–1,5 м. Едва машина найдет подходящее для парковки пространство, прозвучит зуммер, а на щитке приборов появится соответствующая картинка.

Парктроник оповещает о препятствии, до которого не более 1,5 м. Непрерывный сигнал звучит, когда остается менее 0,3 м. Насколько еще продвинуться, решает водитель.

Парктроник оповещает о препятствии, до которого не более 1,5 м. Непрерывный сигнал звучит, когда остается менее 0,3 м. Насколько еще продвинуться, решает водитель.

Парктроник оповещает о препятствии, до которого не более 1,5 м. Непрерывный сигнал звучит, когда остается менее 0,3 м. Насколько еще продвинуться, решает водитель.

К удивлению, ассистент проиграл всем, причем существенно. Объяснений тому несколько. Во-первых, человек изначально выбирает наиболее выгодную траекторию, из-за чего сокращается число маневров. Во-вторых, в автоматическом режиме заезжать приходится медленнее (иначе электронный парковщик не успевает крутить руль), а еще и ждать пару секунд после каждого включения передней или задней передачи, пока ассистент вывернет колеса. Впрочем, кроме как в медлительности, бездушного помощника обвинить не в чем — ни единого контакта с препятствиями, зазор с бордюром в несколько сантиметров. А это значительно важнее нескольких выигранных при маневре секунд.

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

А что, если оставить с каждой стороны лишь по 0,25 м? Условия жесткие, но реальные: когда иных вариантов нет, многие решаются на маневр. Хотя это далеко не просто даже для тех, кто регулярно практикуется в таких дисциплинах. Когда десять попыток потерпели фиаско, решили не тратить время зря и воспользоваться помощью парктроника и камеры. Но и она в этой ситуации оказалась малоэффективной, ведь сенсоры не способны ловить спасительные миллиметры. Единственный выход — всякий раз покидать машину, чтобы проверить расстояние до объекта, либо позвать кого-то для подстраховки.

Ради интереса поручили припарковаться ассистенту. Теоретически он должен игнорировать поручение, ведь места для маневра мало. Но электроника посчитала, что ей эта задача по плечу. На дисплее появилась зазывная картинка, руль закрутился… и на первом же заходе парковочный ассистент сложил с себя полномочия, а машина замерла по диагонали к бордюру. Очень похоже на действия водил, еще не научившихся думать.

У каждого, кто опробует систему автоматической парковки, наверняка сложится собственное мнение. Одни посчитают ее забавной игрушкой или дорогой (от 18 000 до 70 000 рублей) безделушкой, без которой вполне можно обойтись, другие — незаменимой составляющей безопасности современного автомобиля.

Правы и те и другие, ведь отношение к той или иной электронной системе зависит от подготовки сидящего за рулем и от того, насколько слаженно работает электроника. Так было, например, с системами стабилизации. Появившись пару десятилетий назад, они проигрывали опытным водителям и в скорости, и в четкости, а сейчас пренебрегать их услугами просто неразумно. Так произойдет и с парковочными ассистентами, когда они перестанут нуждаться в помощи человека.

Неужели через несколько лет новое поколение водителей даже не будет представлять, как выполнить параллельную парковку? Как уже сейчас многие не умеют вручную переключать передачи, прогревать двигатель с карбюратором или тормозить прерывисто на скользкой дороге. Это закономерно, ведь техника делает жизнь человека комфортнее и безопаснее. А хотите ярких впечатлений — никто не мешает вам, имея дома электрочайник и стиральную машину, согреть воду на костре и прополоскать белье в проруби.

КОЛИЧЕСТВО ПОПЫТОК И ЛУЧШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОКАЗАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ПАРКОВКИ

И ВДОЛЬ, И ПОПЕРЕК

Но поставить высокую оценку за выполненное упражнение рука не поднимается. Одна из причин — скорость причаливания. На тот же маневр я затратил втрое меньше времени: 28 секунд против минуты и 34 секунд.

Медлительность можно было бы простить, работай ассистент точнее. Сначала он поставил машину так, что через водительскую дверь вылез бы только очень субтильный, в другой раз — криво. Более того, еще и ошибся с траекторией, чиркнув по конусу. В общем, поработать есть над чем!

ПАРКОВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ, КАК И МНОГИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРИБОРЫ, ДЕЛАЮТ ЖИЗНЬ КОМФОРТНЕЕ. НО ИХ ВПОЛНЕ МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В СПИСОК ТЕХ ОПЦИЙ, НА КОТОРЫХ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО СЭКОНОМИТЬ.

Сегодня я подготовил пошаговую инструкцию по тому, как выполняется установка парктроника. Устанавливать буду устройство фирмы ParkCity на примере автомобиля Hyundai Accent.

Устанавливаю парктроник ParkCity SMART на 4 датчика, он же задний парковочный радар. В комплектацию парктроника ParkCity SMART входит:— инструкция пользователя на русском языке;— дисплей;— комплект проводов;— центральный блок парктроников;— фреза для просверливания отверстия в бампере— датчики парковки, серого цвета, похожего на цвет автомобиля;— стяжки;— лента для разметки.

Плюсами парктроника ParkCity считаю большую цветовую гамму и длинные провода от датчиков до блока, поэтому такой комплект можно ставить даже на перед автомобиля.

Начинается установка парктроника с разбора багажника автомобиля. Я снял декоративную защитную пластмассу и боковую обшивку.Задний ход в Hyundai Accent находится на правом фонаре, поэтому все провода будем тянуть к нему. Провод от дисплея и парктроников протянем в багажник, где установим центральный блок парктроника. Все это подключим к фонарю. Также я заглянул под низ бампера, посмотрел на каком расстоянии находится усилитель бампера.

Теперь необходимо разметить, где будет производиться установка парктроника. Для этих целей я использую лазерный уровень, но если вы хотите установить парктроник самостоятельно и не имеете данного инструмента, то можно спокойно обойтись без него.

Выставляем лазерный уровень так, чтобы он ловил горизонт и середину автомобиля. Разметку делаем от центра. Два центральных парктроника я стараюсь разместить немного подальше, на случай если владелец авто захочет поставить фаркоп. Обязательно проверяем ровно ли стоит автомобиль. Если нет, то домкратом приподнимаем нужную сторону. Разметив точки, помечаем их с помощью карандаша.

Ковыряем шилом отверстия и просверливаем фрезой отверстия под датчики в бампере. За один раз не просверливаю, потому что фреза забивается. Если ее не чистить, то можно сделать отверстие большего размера.


Рассмотрим, как работает система автоматической парковки автомобиля более подробно. Опция сегодня присутствует на тачках многих марок. Однако, почти 15 лет назад ее впервые презентовали на Volkswagen. Поэтому, именно на примере этих автомобилей, мы ее сегодня и изучим.

Что такое автоматический паркинг?

Ассистент также ищет подходящее парковочное место, согласовывая результат с водителем. Некоторые комплексы осуществляют помощь и при выезде с места стоянки.


Устройство системы

Автоматическая парковка автомобиля без водителя работает с помощью ультразвуковых сенсоров и приемников. Напоминает принцип работы системы парктроников, не так ли? Однако, у автопарковки датчики имеют больший радиус действия.

Датчики излучают волны, а затем ловят обратный сигнал. Блок управления обрабатывает информацию и вычисляет расстояние до объектов, а затем дает команду на движение. Все маневры совершаются точно и без риска столкновения. Всего комплекс Service Parking Assist у Volkswagen насчитывает 12 сенсоров (по 4 спереди и сзади, по 2 по бокам авто).


Алгоритм работы датчиков при автоматической парковке полностью выстраивает электронный блок управления.

Включение и выключение опции осуществляет водитель. Он же в любой момент может прервать процесс. Наблюдать за схемой и ходом маневрирования можно на дисплее штатного ГУ. Там же отображаются необходимые команды.


Виды автопилота

Всего различают 2 основных вида автоматической парковки:

  1. Полностью автоматический . Парковка совершается без участия водителя, при этом, он в любой момент может вмешаться. Интеллектуальный помощник сам выбирает место стоянки, сам решает, каким образом туда заехать, сам выполняет маневры.
  2. Полуавтомат . Выбор курса следования и управление рулевым колесом осуществляет парковочный ассистент. Водитель же следит за педалями скорости и тормоза, а также переключает передачу. На мониторе, при этом, отображаются рекомендации и подсказки.

На машинах каких марок есть автоматическая парковка?

Интеллектуальная система автоматической парковки сегодня присутствует, практически, во всех автоконцернах. Только название везде разное:

  • Park Assist у Фольксваген;
  • Active Park Assist у Мерседеса и Форда;
  • Parking System у Ауди;
  • Remote Park Assist System у BMW;
  • Advanced Park Assist у Opel;
  • Intelligent Parking Assist System у Lexus и Toyota;
  • Smart Parking Assistant System у KIA.


Как это работает?

Общий принцип у всех автоматических парковок един:

  1. Водитель активирует опцию, как правило, нажатием кнопки на панели авто;
  2. Далее, он медленно едет по правой полосе дороги, а парковочная система в это время сканирует местность на наличие свободного места;
  3. По умолчанию, поиск осуществляется на правой обочине, но, если водитель включит левый поворотник, запустится сканирование и левой стороны дороги;
  4. Как только свободное место будет обнаружено, система оповестит водителя.
  5. Если последнего все устроит, он подтвердит согласие на парковку;
  6. Далее нужно следить за подсказками на дисплее магнитолы и четко им следовать;
  7. Примерно за 3-7 маневров автомобиль припаркуется.


Как пользоваться (на примере Volkswagen)

Приведем более подробные инструкции, например, для парковочного ассистента в автомобиле Фольксваген Туарег 2019 года:

  • Как включить парковочного ассистента мы уже писали, у VW все, как у других – кнопка на панели;


  • Медленно едьте вдоль парковочного ряда, следите, чтобы расстояние до ближайших припаркованных авто составляло 0,5-2 м;
  • Для продольной парковки скорость движения не должна превышать 40 км/ч, поперечной – 20 км/ч;
  • Как только система обнаружит подходящее место, соответствующее уведомление появится на мониторе. Дайте согласие (клавиша Р);
  • Далее вам остается только вовремя нажимать на педали акселератора и тормоза, а также вовремя включать заднюю и переднюю передачи.


Более подробные инструкции ищите в техническом руководстве своего автомобиля. Как правило, система Park Assist на Volkswagen Tiguan, Teramont или любом другом, работает одинаково.

Плюсы и минусы автоматической парковки

  1. Самым главным плюсом, разумеется, является комфорт, который получает водитель машины с парковочным автопилотом;
  2. Новички пользуются возможностью учиться правильно парковаться, чувствовать габариты своего автомобиля, развивать навык маневрирования при езде реверсом;
  3. Парковочный процесс становится полностью безопасным, практически, без рисков повредить свой или соседние автомобили.


К сожалению, система не лишена недостатков:


Неблагоприятные условия для активации автопилота

В завершение, рассмотрим, в каких случаях автоматическая параллельная или поперечная парковка на Фольксваген Тигуан, или любом другом, может подвести:

На этом у нас все. Стоит ли пользоваться автоматической парковкой – решать вам. Судя по отзывам, опытные водители не спешат отдавать компьютеру полный контроль за ситуацией. Новички же охотно применяют опцию, избавляя себя от лишнего стресса. А к какому лагерю примкнете вы?

Читайте также: