Паратрайк своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Мы уже разобрались в том, что такое параплан . Из чего он состоит, как летает и чем он отличается от парашюта . Следующий самый часто задаваемый вопрос - что такое паратрайк.

Паратрайк - это специальная тележка с мотором, к которой пристёгнут параплан.

Взлетает паратрайк самостоятельно (без лебёдки), при помощи мотора, и полёт может длиться неограниченное время (ограничить полёт может только запас топлива). Паратрайк может быть, как одноместный, так и двухместный. Паратрайк поднимается в воздух при помощи мотора, поэтому для полётов на паратрайке не нужны ни ветер, ни термические потоки. А так же вы можете летать большие маршруты.

Паратрайк - это полноценный летательный аппарат, но наслаждаться полётом и видами вокруг можно без иллюминаторов, чувствуя свежий ветер, ничего не ограничивает обзор. Пилот паратрайка независим от аэродромов и лебёдок. Подготовка к полёту и взлёт происходит полностью самостоятельно. Подняться можно на любую высоту от нескольких сотен метров до 3-4 км (хотя рекорды были и выше). На паратрайке можно выполнять такие манёвры, которые невозможны при свободных полётах (без мотора). К примеру, на малой высоте пролететь над каким либо объектом и тут же подняться на несколько десятков метров. Именно поэтому паратрайк часто используют в спасательных операциях, когда нужно рассмотреть что-то с воздуха.

При полётах на паратрайке нет никакой физической нагрузки, как, например, при полётах с ранцевым парамотором.

Ну не совсем ковер-самолет, а всего лишь мотодельтаплан.


В бытность свою студентом увлекся я дельтапланеризмом, но по разным причинам увлечение сошло на нет, а тяга к небу осталась.


И вот покатавшись по разным аэродромам, полетав на разных аппаратах, прыгнув с парашютом, закралась мысль, а почему бы не заиметь себе маленький аппаратик для личного удовольствия.

Приехал в выходной на дачу после трудов праведных, выкатил самолетик на поле за околицу и полетал в удовольствие. Сказано - сделано. Строить решил мотодельтаплан, чтобы использовать наработанную на дельтаплане моторику. Попробовал к тому же обойтись минимальной суммой из спортивного интереса.

У одного дедушки двигатель от мотоцикла ИЖ Планета 5 за 5 т.р.

Заказал в одном ИП кит телеги за 20 т.р. Там же набор запчастей для превращения мотомотора в авиадвигатель за 11 т.р.

Детали для переделки мотодвигателя в пламенный мотор.

Пропеллер прислали из Белоруссии за 4 т.р. Еще чего-то по мелочам, всякие кольца, шпонки, гайки, фильтр, болты, гайки, приборчики на 5.


Ну и начал постройку.
Пара дней у меня ушла на распиливание мотодвигателя и превращение его в авиа.
Денек я потратил на доводку и обкатку мотора.

Ну и последний день потрачен на всякие сборки, проверки, рулежки по ВПП, замеры тяги, обкатку тормозов. Итого 5 рабочих дней неспешной работы.

Отрезанные от мотора органы.


Получившийся авиамотор, вид слева.


Со стороны глушителя.



Пропеллер из красного дерева.





О ужас - это рулится ногами.


Импровизированные приборы: указатель скорости, высотомер.


По поводу приключений в ходе постройки расскажу как-нибудь в другой раз, и почему эти пять рабочих дней растянулись на три месяца.

Потенциальным строителям: прежде чем начинать постройку похожего аппарата, настоятельно рекомендую доехать до ближайшего аэродрома с дельталетчиками и полетать 2 номером с опытными пилотами, и еще не по разу, чтобы понять, а надо оно вам или нет. А еще лучше напроситься в помощники - потаскать аппараты, пособирать крылья, ну и на покатушки.

И категорически не рекомендую браться за это дело, если не умеете летать на подобном аппарате. А то получится, построите, а полететь мадража не хватит, или еще хуже - разобьетесь в первом же полете. Подумайте о ваших близких.

Что собой представляет

Конструктивно необходимыми для параплана частями являются:

  • оболочка;
  • нервюры с аэродинамическим профилем, соединяющие изнутри его верхнюю и нижнюю поверхность;
  • воздухозаборники, необходимые для создания, поддержания давления внутри оболочки;
  • подвесное кресло пилота;
  • система очень тонких, крепких строп;
  • легкий двигатель с пропеллером.

От парашюта он отличается формой оболочки (крыло вместо купола), большей ее площадью и гладкостью поверхности (отсутствуют отдельные секции). Параплан предназначен для полета, а не для мягкого, плавного опускания на землю. Поэтому для его изготовления используют более легкие и жесткие материалы, улучшающие аэродинамику.

Достоинства параплана с мотором очевидны:

  • небольшой вес;
  • малогабаритность – он помещается в багажник автомобиля;
  • возможность стартовать с любого места, приземлиться на небольшую площадку;
  • безопасность – летать на нем не опаснее, чем кататься на горных лыжах;
  • аэродинамические свойства – когда заканчивается топливо, можно продолжать парить, как на обычном параплане;
  • легкость управления;
  • сравнительно доступная стоимость.





Основные характеристики

Вес самой оболочки параплана – всего 5–8 кг. Мотор – это еще плюс 8–12 кг. Такую массу по силам поднять абсолютному большинству взрослых людей.

Еще одно важное для пилотов свойство – глайд – частное дальности полета к высоте. Если при снижении на метр по горизонтали параплан пролетает 10 м и более, это качественная спортивная модель. На учебных – аэродинамическое качество составляет 7–8 единиц.

Объема бензина при моторе класса Standard хватает примерно на 3 часа полета. На подготовку параплана уходит максимум четверть часа. Высота полета – до 5 км.

Летать на параплане с мотором можно круглогодично. Температурных ограничений не предусмотрено. Запрещаются вылеты в следующих случаях:

Основные сезоны для полета на параплане с мотором в России – весна и лето. Его вполне можно взять с собой в путешествие. В большинстве государств отношение закона к парапланеристам очень лояльное, для полета не требуется подтверждения навыков пилота, прохождения через бюрократические процедуры.





Устройство аппарата

Параплан состоит из следующих элементов:

Дополнительно на параплан могут устанавливать многофункциональный прибор, играющий роль альтиметра, тахометра, термометра, счетчика часов полета, показывающий уровень оставшегося в баке топлива.


Разновидности

Конструктивные особенности парапланов с мотором позволяют выделить несколько их разновидностей:

  1. Мотопараплан. Оснащен рамой из тонких трубок (алюминиевых, карбоновых), к которой крепится кресло пилота, и силовой установкой. Она позволяет взлетать с горизонтальной поверхности. Чаще всего это двухтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания мощностью 14–29 л. с. и ременным либо шестеренчатым редуктором. Гораздо реже встречаются мотопарапланы с электродвигателем.
  2. Паратрайк. Вариация мотопараплана, у которой силовая установка крепится к тележке на колесах. Это облегчает взлет, но ухудшает мобильность.
  3. Аэрошют. Так называется парашют с мотором. Крыло здесь почти прямоугольное, такая форма обеспечивает пилоту стабильность при парении в условиях турбулентности. Модель для него комфортнее, может нести больший вес. Управляется он теми же клевантами, но ногами, а не руками. Необходимые навыки можно освоить за 2–3 дня.
  4. Паралет (или дельталет). Крыло по форме напоминает дельтаплан, но оно гораздо более гибкое. Аппарат очень легкий, скоростной, может нести большой полезный вес. Силовая установка крепится к тележке на колесах или лыжах. Управление балансирное, освоить его непросто.

Вариант для экстремалов носит название спидглайдер. Крыло у него небольшое, почти квадратное. Аэродинамическое качество низкое, зато скорость – до 120–130 км/ч. Парить на нем можно только при ураганном ветре, в остальное время он используется для скоростного спуска с гор.

Мотопараплан Паратрайк Аэрошют Дельталет Спидглайдер

Нюансы управления

Управление предусмотрено ручное. Если потянуть за клевант справа или слева, оболочка с этой стороны подогнется. Крыло повернет в эту сторону за счет изменения геометрии его поверхности. Одновременно задействованные ручки – это эффективный тормоз.

Для набора скорости на подвесной системе фиксируется акселератор. При нажатии на него ногой изменяется угол наклона аппарата, скорость увеличивается. Использовать его необходимо, ведь параплан неизбежно теряет высоту, расходуя энергию на преодоление сопротивления воздуха.


Видео

Параплан традиционно используется для полётов с помощью потоков воздуха. За счёт естественной конвекции от изгибов равнин, возможен полёт на таком аппарате. Современные решения позволили создать устройство с мотором, двухместный параплан такого формата позволяет обойтись без воздушных массивов, а с помощью технических приспособлений управлять полётом.

Параплан с мотором

Простой вариант

Пилот использует для работы с парапланом двигатель небольшого размера. Принцип его действия в создании тяги, которая служит для поднятия аппарата в воздух и поддержания его на определённой высоте. Конечно, полёт с мотором существенно увеличивает общий вес, чем особенно отличается двухместный параплан. Чтобы компенсировать этот недостаток, используется полёт с мотором, имеющим увеличенную подъёмную силу.

На практике это разрешает ситуацию с отсутствием большого холма, который мог бы служить точкой старта для подъёма. При использовании мотора можно проводить полёт даже при ровной поверхности без дополнительного разгона. Двигатель позволяет поднимать вверх сразу двух человек, поэтому пользуется большой популярностью.

Особенности мотора

В современных моделях параплана двигатели монтируют в специальные чехлы, которые крепятся к спине человека. Это позволяет добиться скорости от 25 до 70 км/час. Допустимая же высота достигает 5,5 км. Правда, такой полёт с мотором на параплане невозможен при плохой погоде. Из-за своей небольшой скорости устройство сильно зависимо от ветра и турбулентности. Оно может представлять опасность при плохих погодных условиях.

Мотор для параплана

Варианты создания

Параплан с мотором можно сделать и своими руками. Для крепления широко используются моторы внутреннего сгорания. В них предусмотрена мощность до 29 л. с. В некоторых случаях возможно использование электродвигателя, который является неплохой альтернативой классическим устройствам.

На практике встречается использование деталей с мотором от автомобилей вроде Шевроле. Их самостоятельно монтируют на основную конструкцию, чтобы добиться эффекта полёта. Для этого используются чертежи, которые можно встретить на многих интернет-ресурсах. При простых приспособлениях создаётся конструкция, которая включает в себя:

  • мотор;
  • бак для топлива;
  • ограждения;
  • элементы управления;
  • колёса;
  • раму;
  • конструкцию для крепления крыла;
  • подвеску.

На раму крепятся все приспособления, она играет роль основы. Важно установить ограждения и сетку, чтобы увеличить безопасность конструкции при работающем пропеллере. Это очень важно, если аппарат планируется двухместный. Особенности сборки зависят от каждого человека, а также условий использования, но чаще всего она не имеет существенных отличий. Установка колёс служит дополнительным средством комфорта. Они упрощают посадку за счёт движения по равнине вместо резкой остановки.

Альтернатива

Применение электрических альтернатив становится всё более распространённым, ведь они экологически чистые. В некоторых странах для этого предусмотрен специальный сертификат DULV, подтверждающий безопасность. Высокие требования относятся и к самим лопастям, которые должны быть изготовлены из дерева или пластика.

Дальнейшее управление конструкцией с мотором производится с помощью рукоятки управления двигателем или клеванты. Последние представляют собой специальные ручки, которые имеются на самом параплане. Достаточно иметь левую и правую клеванту, чтобы с помощью силовых манипуляций направлять полёт. Это производится по принципу смещения точки тяжести.

Преимущества для двоих

Эта тележка имеет название трайк. Её удобство позволяет без проблем разместиться пилоту и пассажиру. Конструкция выполняется из лёгких металлов, поэтому минимально влияет на основную мощность устройства.

Параплан для двоих

Таким образом, используя параплан с мотором, можно эффективно и быстро подняться в воздух и осуществить полёт. Современные модели имеют продуманную конструкцию и мощный двигатель. Он может быть установлен своими руками. Или изготовлен двухместный аппарат, если в запасе имеется мотор от автомобиля. Конструкция не требует больших затрат, но должна выполняться в соответствии с правилами безопасности. Поскольку используются лопасти и мотор, при большой высоте они не должны иметь проблем в работе.

Занимаясь созданием параплана, нужно обратить большое внимание на распределение веса и мощность. Двигатель должен без труда поднять одного или двух человек, в зависимости от конструкции. Необходимо тестировать каждый шаг сборки.

Полёт на параплане

Выбор подходящего параплана — ответственное и непростое занятие. Разбираемся в характеристиках куполов.

Доска с мотором

Человечество склонно к совершенствованию, стремлению к идеальным решениям, изобретению новых устройств, которые смогли бы снять с человека часть его обязанностей. Поэтому появлению электролонгбордов никто не удивился. Хотите узнать больше про эти доски с мотором?

Два электрических скейта

Стоять на доске и при этом ехать — это не вымысел, а реальность. Разбираемся в том, что такое электрический скейт.

Читайте также: