Отопление в автосервисе своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Гараж – место, где заядлые автомобилисты проводят много времени. Но если летом вопросов с обогревом не возникает, то зимой эта проблема встаёт остро. Умельцы придумывают различные способы, как отопить гараж, сэкономив как можно большее количество средств на топливо. Сегодня разберёмся, какой самый экономный способ отопления гаража, преимущества, недостатки различных вариантов. Однако первым делом нужно узнать о правилах монтажа таких установок и мерах безопасности при эксплуатации.

Отопление гаража: самый экономный способ

Обогрев гаража в зимнее время своими руками: что нужно знать перед началом монтажа

Планируя монтаж системы, нужно внимательно изучить возможные способы отопления (по типу используемого топлива и теплоносителя) и требования безопасности, предъявляемые к ним. Ведь если гараж сделан из металла, то прогреть его будет сложнее, нежели капитальный бетонный или кирпичный. В первом случае оптимальным будет вариант локального прогрева, который не позволит теплу тратиться на холод от стен. Но начнём сегодняшний разговор не с этого. Важнее изначально разобраться, как отопить гараж зимой своими руками с учётом требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, предъявляемые к отопительной системе гаража

Перед началом монтажа отопительного оборудования придётся составить подробную схему – это позволит выявить уязвимые участки, среди которых:

  • деревянные поверхности, рядом с которыми расположится оборудование. Их закрывают листовым оцинкованным металлом;
  • место прохождения трубы дымохода сквозь отверстие в потолке или стене;
  • места хранения ГСМ. Легковоспламеняющиеся вещества располагают как можно дальше от отопительного прибора и обязательно выше уровня напольного покрытия.

Главное – обеспечить безопасность

Обязательно размечаются места будущего расположения огнетушителей и других средств пожарной защиты. Если система планируется с применением горючего топлива, нелишним будет разместить возле котла ящик с асбестовой тканью – она поможет локализовать возгорание при возникновении аварийной ситуации.

Важно! Нельзя оставлять работающей отопительную систему на ночь – это приводит к пожару. Правило не касается гаражей, примыкающих к частному дому, которые обогреваются водяными магистралями, запитанными от домашнего котла.

А вот в таком боксе и без отопления проблем предостаточно

А вот в таком боксе и без отопления проблем предостаточно

Способы отопления гаража

По типу котла отопление разделяют на:

  • электрическое;
  • газовое;
  • твёрдотопливное;
  • работающее на отработке.

Каждый из способов может функционировать на воде или тосоле. Однако нужно понимать, что антифриз дороже и может быть ядовитым (в зависимости от состава). Но наиболее простым в монтаже станет электрический обогрев без применения котла. Рассмотрим подробно перечисленные виды систем.

Таким портативным устройством отопить бокс не получится – только руки согреть

Таким портативным устройством отопить бокс не получится – только руки согреть

Самый экономный способ отопления гаража электричеством

Такой способ не требует особых знаний или навыков при монтаже, а также затрат на приобретение труб для магистралей. Но главный вопрос, который нужно будет решить мастеру, выбравшему этот вариант, – это какой тип обогревателей установить в помещении.

Эти устройства потребляют довольно много электроэнергии

Эти устройства потребляют довольно много электроэнергии

Важно! При установке в постройке тепловой пушки нужно быть готовым к тому, что потоки воздуха будут поднимать с напольного покрытия и полок частицы пыли, которыми автомобилисту придётся дышать.

Статья по теме:

Обогреватель конвекторного типа. В статье мы обсудим, что он собой представляют и как работает, рассмотрим популярные модели и производителей. Эта информация поможет сделать правильный выбор, приобретая обогреватель для домашнего пользования.

Водяное отопление в гараже без использования электричества

Когда нет возможности подключения к сети или стоимость поставки электроэнергии высока, можно выполнить своими руками отопление в гараже на тосоле или воде, с установкой печи либо котла. Для этого используются твёрдотопливные или газовые нагреватели либо устройства, в которых в качестве топлива используется отработанное машинное масло.

Печь на отработке из старых колёсных дисков – угадайте страну по фото

Печь на отработке из старых колёсных дисков – угадайте страну по фото

Очень важно! Такие виды печей или котлов для гаража наиболее пожароопасны. При их использовании следует быть очень внимательным к оснащению помещения огнетушителем, хорошей вентиляцией и извещателями, реагирующими на дым.

Выбор устройства печи в гараже своими руками зависит от доступности топлива. Одному человеку проще найти дрова, а для другого не представляет сложности собрать определённое количество отработанного машинного масла. Если же сложно с перечисленным топливом, можно использовать сжиженный или природный газ.

Газовые инфракрасные обогреватели несложно перемещать с места на место

Газовые инфракрасные обогреватели несложно перемещать с места на место

Инфракрасные обогреватели на пропане или бутане греют неплохо и при этом весьма экономичны. К тому же при их использовании нет нужды монтировать магистрали водоснабжения. Однако такой вариант больше подойдёт для локального обогрева. Рассмотрим его подробнее.

Экономичное и недорогое топливо сегодня получило широкое распространение. По этой причине, если возник вопрос, как отопить гараж дёшево и без больших трудозатрат, газ будет оптимальным ответом. Но стоит понимать, что это топливо для локального обогрева. Это значит, при планировании редкого использования лучше рассмотреть другие варианты.

Для баллонов требуется специальный шкаф, который следует утеплить

Из особенностей эксплуатации инфракрасных обогревателей на газе отметим:

  • необходимость монтажа специального шкафа с утеплением для баллона;
  • шкаф будет занимать часть полезного пространства;
  • понадобятся периодические ревизии оборудования с целью предотвращения утечек.

Несмотря на эти неудобства, газобаллонное оборудование (при правильном и своевременном обслуживании) надёжно, что в условиях гаража становится основным преимуществом.

Статья по теме:

Газовый обогреватель для палатки. Устройство и принцип работы, для чего нужен, виды приборов для туризма, критерии выбора, требования к безопасности, популярные модели, отзывы — читайте в нашей публикации.

Отопление на отработке: области применения

Печь на отработанном машинном масле довольно проста для изготовления. Чаще такие агрегаты устанавливают в небольших автосервисах, где нет проблем с топливом. Но если сравнивать с электрообогревателем для гаража, оборудование на отработке проигрывает со значительным отрывом по теплоотдаче и надёжности.

Сделать своими руками обогреватель для гаража на отработке довольно просто – навыков или профессиональных знаний для этого не потребуется. Предлагаем ознакомиться со схемами подобных агрегатов и изображениями уже готовых устройств.

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Статья по теме:

Печка на отработке своими руками. В обзоре мы рассмотрим чертежи, видео- и фото-инструкции для самостоятельного изготовления печки. Принцип работы, достоинства и недостатки устройства, правила эксплуатации, обзор готовых моделей.

Преимущества и недостатки отапливаемых гаражей

Понятно, что преимуществ у отапливаемого гаража достаточно, но всё же попробуем их обобщить. Из основных:

  • автомобиль находится в тепле, моторное масло не густеет, что облегчает пуск двигателя. Это способствует меньшему износу узлов, агрегатов и продлевает срок службы авто;
  • замки на дверях авто не замёрзнут после мойки;
  • в тёплом помещении комфортнее заниматься ремонтом автомашины или производить столярные и другие работы.

В тёплом гараже может быть достаточно уютно

В тёплом гараже может быть достаточно уютно

Но, несмотря на достоинства, тепло в помещении при минусовой температуре на улице может обернуться и недостатками, такими как:

  • повышенные траты на топливо или электричество;
  • монтаж даже простейшей системы, как и обслуживание, потребует некоторого времени;
  • любая печь, котёл или газовый баллон в замкнутом пространстве гаража – источник повышенной опасности.

Конечно, для автовладельца эти минусы не покажутся существенными. Ведь состояние своей машины важнее потраченных средств и времени, но пренебрегать этим нельзя.

Вот к чему может привести неправильно выполненное отопление

Вот к чему может привести неправильно выполненное отопление

Очень важно! Периодические и своевременные ревизии помогут избежать опасных травм, ожогов и даже летального исхода в случае аварийной ситуации. Будьте внимательны при монтаже и эксплуатации. До мелочей продумайте схему перед тем, как сделать отопление в гараже своими руками.

Самые экономные способы отопления гаража: краткий обзор

Отвечая на вопрос, чем отапливать гараж зимой будет дешевле, отметим следующие варианты:

  1. Электричество – при условии установки инфракрасных обогревателей и проживания в регионе с невысокой стоимостью за 1кВт.
  2. Отработка – практически бесплатно, если отапливать автосервис, в котором производится замена масла.
  3. Газовые или твёрдотопливные котлы и печи – в зависимости от стоимости топлива в том или ином регионе.

Электрический тёплый пол в боксе – одна из интересных идей обогрева

Электрический тёплый пол в боксе – одна из интересных идей обогрева

Однако для России всегда дрова были лучшим вариантом для обогрева любых помещений, а значит, имеет смысл рассмотреть несколько популярных моделей печей именно на этом виде топлива.

Популярные экономичные печи для гаража: краткий обзор

Для удобства читателя рассмотрим печи для гаража с их некоторыми техническими характеристиками и средней стоимостью (по состоянию на февраль 2018 года) в табличной форме.

TMF Золушка 2016 Лайт

Везувий АОГТ 100

TMF Огонь-батарея 5

Глядя на данные, можно понять, что стоимость печей для гаража не так уж и высока. А значит, решение о приобретении таких агрегатов нужно принимать исходя из цены древесного топлива.

Но отопление может быть не только воздушным, но и водяным, с использованием теплоносителя. Рассмотрим варианты изготовления различных систем подробнее.

Отопление гаража своими руками дёшево и быстро: некоторые нюансы монтажа и видеоинструкция

Купить печь или сделать её своими руками – это только полдела. Нужно ещё и правильно организовать обогрев помещения, чтобы тепло распространялось равномерно и как можно быстрее. Предлагаем читателю посмотреть видео о монтаже отопления в гараже своими руками, после чего, думаем, множество вопросов отпадут сами собой.

А теперь следует понять, какие нюансы присущи воздушному и водяному обогреву.

Воздушный обогрев: достоинства и недостатки

Для небольшого помещения воздушное отопление будет более рациональным. Да и затрат на его обустройство будет значительно меньше. Разберём достоинства этого вида:

Из минусов можно отметить пересушенность воздуха и необходимость постоянного контроля над работой вентиляционной системы и дымохода.

При воздушном обогреве необходимо следить за работоспособностью вытяжки

При воздушном обогреве необходимо следить за работоспособностью вытяжки

Использование антифриза или воды

Минус такого отопления заключается в необходимости закупки труб, котла (стоимость которого выше печи), радиаторов и циркуляционного насоса. Да и монтаж водяной системы более сложен. Однако такой обогрев считается более безопасным, а тепло распространяется более равномерно.

Важно! Такие системы используются в постоянно отапливаемых гаражах и боксах. Если же обогрев включается нечасто, стоит подумать об использовании в качестве теплоносителя антифриза вместо воды – а это дополнительные затраты.

Водяные системы для боксов более безопасны

Отопление гаража буржуйкой с водяным контуром: советы и схемы

Такой обогрев имеет массу достоинств. Если следовать схемам монтажа водяного отопления, то система обойдётся достаточно дёшево. Буржуйку можно изготовить самостоятельно из старого газового баллона или листовой стали, установив её в помещении либо вообще на улице. Конечно, тепла будет меньше, зато безопасность повысится.

Основной задачей здесь станет монтаж магистралей. Для удобства читателей предлагаем несколько схем водяного отопления в гараже своими руками, которые помогут мастеру в этой работе.

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Анализируем и выбираем самый экономный способ отопления гаража

Заключение

Обогрев гаража – один из важнейших вопросов, который волнует автомобилиста в зимние морозы. А значит, к его решению нужно подойти взвешенно и обстоятельно. Если все работы выполнены правильно, авто прослужит намного дольше, а ремонт будет производиться в комфортных условиях. Надеемся, что наша статья поможет домашнему мастеру устроить отопление бокса по всем правилам.

Если у читателя остались вопросы по теме, наша команда будет рада на них ответить в комментариях ниже. Пишите, делитесь своими мыслями и опытом – это поможет начинающим мастерам.

А напоследок, уже ставший традиционным, видеоролик, который расскажет о том, как своими руками сделать буржуйку из газового баллона:

Для многих мужчин гараж – место отдыха, где можно не думать о текущих проблемах и заботах. Это не только место для стоянки авто, но и возможность немного поработать руками. Поэтому отоплению гаража многие уделяют особое значение. Ведь зимой в таком помещении без обогрева не посидишь. Но тут встаёт другой вопрос, который касается способа отопления, а точнее, выгоды от него в плане финансовых расходов. Поэтому в сегодняшнем обзоре мы рассмотрим варианты отопления гаража. Самый экономичный способ можно будет выбрать после детального анализа каждого.

Отопление гаража: самый экономный способ

Читайте в статье

Что нужно учитывать при выборе системы отопления гаража

Итак, если решение по отоплению гаража принято, то не стоит бросаться в магазин, чтобы купить тот или иной тип отопительного оборудования. От него не будет никакого смысла, если не учесть некоторые моменты, касающиеся самого помещения.

В первую очередь надо заняться утеплением постройки. Если это металлическое сооружение, то его придётся обложить кирпичом снаружи или проложить утеплителем изнутри, обшив сверху фанерой или плитами ОСП. Первый вариант лучше. При этом утеплять надо не только стены, но и крышу, и по возможности полы. Хотя с последними в эксплуатируемом гараже возникнут проблемы. Второе – надо устранить все возможные неплотности, особенно это касается ворот и окон. Потому что через них не только будет внутрь проходить холодный воздух, но и улетучиваться тёплый.

Утепление гаража изнутри

Второе, на что надо обратить внимание, начиная думать об отоплении, − это вентиляция. Многие скажут, что через неё тепло будет уходить на улицу, и будут правы. Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно. К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо.

"Добавлю, что в функции вентиляции будет входить понижение влажности. Автомобиль зимой или в дождливую погоду с собой будет заносить воду и снег, которые создадут внутри гаража повышенную влажность. От неё авто начнёт быстрее ржаветь. Так что со всех сторон вентиляция – необходимая инженерная сеть.

Требования пожарной безопасности

Сам по себе автомобиль уже является объектом повышенной пожарной опасности. Поэтому когда ставится вопрос, как отопить гараж, необходимо придерживаться строго правил пожарной безопасности. А именно:

  • Нельзя хранить в гараже топлива больше 20 литров, а масла − 5. Их хранение должно быть организовано в специальной таре с хорошо закрываемой крышкой. Сами канистры должны храниться в металлическом шкафу.
  • Нельзя захламлять помещение старыми вещами, потому что именно они являются источниками поддержания огня.

Пожар в гараже – не редкость, соблюдайте правила и требования пожарной безопасности

  • Нельзя заправлять машину внутри гаража, это делается только на улице.
  • То же самое касается замены масла.
  • Запрещено превращать постройку в моечную для чистки в бензине деталей и узлов автомобиля.
  • Использованную ветошь надо сразу выбрасывать.
  • Одежду хранят в шкафу или другом помещении.
  • Никаких в гараже огневых работ.
  • Нельзя разжигать в нём факелы, костры, паяльные лампы или газовые горелки.
  • Курить тоже здесь строго запрещается.
  • Использовать для отопления самодельные электроприборы нельзя.
  • В гараже обязательно должен быть огнетушитель, его надо располагать на внутренней плоскости створок ворот. Рядом с постройкой нужно организовать ящик с песком, бочку с водой и несколько инструментов: лопаты, вёдра и топор.

Хранить топливо в больших количествах в гараже запрещено

Хранить топливо в больших количествах в гараже запрещено

Как видите, вопрос, как отопить гараж зимой своими руками, − это не только задача выбора технологии отопления и нагревательного прибора. Это целый комплекс требований от пожарников. Хотя именно эти правила касаются безопасного в гараже нахождения. Так что не стоит спорить с представителями пожарной безопасности, если они требуют от вас строго придерживаться этих норм.

Способы отопления гаража

Здесь в первую очередь надо учитывать вопрос, чем топить гараж зимой. Поэтому примите во внимание один постулат: чем дороже топливо, тем проще организовать отопление. Поэтому рассмотрим каждый и определимся с их достоинствами и недостатками.

Газовое отопление

Скажем так, если стоит вопрос, как отопить гараж дёшево, то это тот самый вариант. Природный газ дороже дров и отработки, и у него не такая высокая теплоотдача. Но проблем с газом никогда не возникает. И здесь неважно, к какому нагревательному элементу вы подсоединяете газовую трубу. Если всё сделано правильно, то это в первую очередь полная безопасность эксплуатации. Во-вторых, это практически полная автоматизация процесса, которая освобождает человека от присутствия. При этом огромное разнообразие газовых отопительных приборов даёт возможность выбрать подходящий под габаритные размеры самого гаража.

Газовое отопление с помощью баллонов

Газовое отопление с помощью баллонов

Но проблема состоит в том, что к гаражам не всегда проведена газовая труба. И если это кооператив отдельно стоящих построек, то туда её никогда и не проведут. О таком может мечтать лишь автовладелец, у которого гараж пристроен к частному дому.

То есть, говоря о газовом отоплении, можно обозначить его как дешёвый вариант несбыточной мечты. Поэтому его многие не рассматривают изначально. Хотя можно организовать баллонное отопление. Но это уже не самый дешёвый вариант.

Электрическое отопление

В этом случае о дешевизне вообще говорить не стоит. Хотя если правильно подобрать электрообогреватель для гаража, то можно говорить о какой-то экономии. Но, с точки зрения комфортности и экономии первоначальных вложений, данный вариант является экономически выгодным. Вот достоинства и недостатки электрического отопления гаража:

Электрический конвектор – просто, эффективно, но дорого

Электрический конвектор – просто, эффективно, но дорого

Самый экономичный способ отопления гаража электричеством

В категории отопительных электроприборов есть инфракрасные излучатели. Сами они никакой тепловой энергии не вырабатывают. Они просто излучают ИК-лучи, которые нагревают собой окружающие предметы. А те, в свою очередь, и источают тепло.

Инфракрасный потолочный обогреватель – дешёвый вариант электрического отопления

Инфракрасный потолочный обогреватель – дешёвый вариант электрического отопления

Внимание! Находиться людям под ИК-излучением не стоит. От него тут же нагревается кожа и части тела, что не всегда хорошо. Особенно берегите голову.

Твердотопливное

Отходы деревообработки и сами дрова – самое дешёвое топливо, которое нередко достаётся даром. Но перед тем как отдать своё предпочтение именно этому способу обогрева гаража, вам придётся решить несколько серьёзных задач:

  1. Приобретение печки или котла. Можно сделать своими руками, если есть навыки и опыт.
  2. Провести установку дымохода и подключить к нему сам отопительный агрегат. Здесь также есть требования пожарной безопасности.
  3. Провести заготовку топлива.
  4. Организовать место его хранения за пределами гаражного помещения.

При этом придётся дополнительно в процессе эксплуатации этого оборудования заниматься чисткой его от сажи. Но выгода от такого способа явная. Во всяком случае, это касается финансов. Правда, надо отметить, что растапливается котёл или печка на дровах долго. На это может уйти более часа. Здесь имеется в виду нагрев помещения. Поэтому если владелец авто планирует находиться в гараже в течение 5−6 часов, то печку стоит разжигать. Зато она выдаёт большое количество тепловой энергии, которой хватает обогреть даже самый большой гараж.

Дровяная печка в гараже

Дровяная печка в гараже

Отопление на отработке

Отопление данного типа не является самым дешёвым. Но его можно рассматривать всерьёз, если появляется возможность прикупить отработанное масло по низкой цене. Есть в этом способе немало проблем, которые опять-таки касаются требований пожарной безопасности. Во всём остальном это отличный вариант обогреть помещение гаража. Поэтому рассмотрим плюсы и минусы данной технологии:

Статья по теме:

Печка на отработке своими руками. Чертежи, видео и схемы, рекомендации специалистов, которые Вы найдете в данной публикации, помогут создать качественную конструкцию для отопления любым маслом с горючими свойствами своими руками легко и просто.

Водяное отопление в гараже без электричества

Что подразумевается под этим термином? По сути, это котёл, радиаторы и трубная обвязка. Стоит ли этим заниматься в гараже? Насколько эффективной будет данная система и экономически выгодной? Если гараж пристроен к частному дому, в котором эксплуатируется водяное отопление, то это эффективно и экономически оправдано. Потому что внутри гаража надо просто повесить два−три радиатора, в зависимости от площади обогрева, и присоединить их к действующей домашней отопительной сети.

Водяное отопление – большие финансовые вложения, что невыгодно для гаража

Водяное отопление – большие финансовые вложения, что невыгодно для гаража

Если обустраивается данный вид отопительной системы в отдельно стоящей постройке, то это большие первоначальные вложения. Плюс невозможность контролировать температурный режим теплоносителя в ночное время, если установлен твердотопливный или жидкотопливный котёл. А это может привести в заморозке всей системы. Конечно, можно организовать своими руками отопления в гараже на тосоле, залив его в отопительную трубную разводку, но это опять касается выбора топлива. То есть, в данном случае это не самый лучший способ. Хотя есть варианты.

Отопление гаража буржуйкой с водяным контуром

Итак, схема эта проста. Собрать её своими руками несложно, если владеть навыками работы с электросваркой. В первую очередь потребуется буржуйка, в которую врезается змеевик. Он будет обогреваться сгораемым в печи топливом, а внутри будет перемещаться вода в качестве теплоносителя.

Изготовленная своими руками такая печь в гараже может иметь самые малые размеры, потому что её назначение − не отапливать помещение, а нагревать воду. Хотя часть своей тепловой энергии она будет отдавать именно через корпус в воздух. То есть, выгода двойная.

Одна из разновидностей змеевика (теплообменника) для буржуйки

Одна из разновидностей змеевика (теплообменника) для буржуйки

Буржуйка устанавливается около выхода, верхний патрубок змеевика соединяется с контуром подачи, нижний − с обраткой. Устанавливаются пара радиаторов, которые и надо обвязать трубами. Самая простая схема водяного отопления в гараже своими руками – однотрубная система в виде кольца, по которой теплоноситель движется, проникая поочерёдно в каждый радиатор. Расходы по трубам минимальные, трудозатраты небольшие. Именно в такую систему и надо заливать тосол, потому что дровяная буржуйка будет работать только днём. А сливать и заливать теплоноситель каждый раз будет невыгодно и неудобно.

Критерии обогрева гаража в зимнее время своими руками

Наверное, говорить об экономичном обогревателе для гаража, как таковом, нет смысла. Потому что надо учитывать много позиций, связанных и с мощностью отопительного агрегата, и с объёмом нагреваемого помещения, и со стоимостью топлива, плюс время, которое люди проводят в гараже. Поэтому несколько советов относительно всего этого с учётом плюсов и минусов каждого способа обогрева:

  • В основном выбор отопления зависит от того, сколько времени в гараже проводит его хозяин.
  • Если автомобиль эксплуатируется зимой постоянно, то он всегда должен быть готовым к выезду. А значит, температурный режим внутри постройки должен быть в пределах хотя бы +5°С. Для этих целей лучше выбирать тот вид отопления, который не нуждается в постоянном контроле. Это газовое, электрическое или инфракрасное.
  • Если автомашина эксплуатируется время от времени, то оптимальное решение – электрическая пушка, которая быстро нагреет помещение и обогреет сам автомобиль. Если быстрота нагрева не является основным критерием, то можно установить в гараж жидко- или твердотопливный агрегат, хотя бы печку-буржуйку или капельницу.

Электрическая пушка в гараже – быстрый и эффективный нагрев помещения, но большое потребление электроэнергии

  • Если в гараже хозяин проводит много времени, тогда для его обогрева лучше использовать комбинированный вариант. К примеру, днём под присмотром можно эксплуатировать дровяные печки или котлы на отработке. Ночью оставлять ИК-излучатели. Кстати, это, наверное, и будет самый дешёвый вариант. Если есть возможность подключить котёл к газовой трубе, то днём он работает на полных оборотах, а на ночь снижается его потенциал на обогрев для поддержания +5°С.

То есть, перед тем как сделать отопление в гараже своими руками, надо учитывать как раз именно эти моменты.

Как сделать дёшево и быстро отопление гаража своими руками

Дадим несколько вариантов обогревателей для гаража, которые можно сделать своими руками:

  • Самый простой из них – буржуйка, которую топят обычно дровами. Это может быть печь любой конфигурации, изготовленная из любой готовой ёмкости. К примеру, из 200-литровой бочки, которую разрезают пополам поперёк. Из половинки и делается печь. Хотя можно бочку расположить горизонтально, не разрезая её. Главное – сделать патрубок для дымохода, топку, куда вставляется перегородка из решётки, сваренной из арматуры, и дверцу для закрытия топочной камеры. Как показывает практика, за три−четыре часа изготовить такой нагревательный прибор не проблема.

Дровяная печка из двухсотлитровой бочки

  • Неплохой вариант, связанный с электричеством. Но это водяная система отопления. Для этого надо сварить из нескольких труб отопительный регистр. Чем больше труб в конструкции, чем больше их диаметр, тем выше теплоотдача прибора. В нижнюю трубу с торца вваривается обычный бытовой кипятильник мощностью 1-1,5 кВт. А в верхнюю трубу с торца приваривается вертикально установленный небольшой расширительный бачок открытого типа. Через него в систему будет заливаться вода или тосол. Последний лучше. Регистр заполняется теплоносителем, кипятильник включается в розетку. Буквально через полчаса нагревательный прибор будет уже горячим и начнёт отапливать гараж.

Водяное отопление в виде регистра с кипятильником в качестве нагревательного элемента

  • Ещё один вариант с элементами воздушного отопления. Для этого придётся использовать буржуйку с водяным контуром. Только вместо полноценной отопительной системы используется обычный радиатор от автомобиля вместе с вентилятором. Радиатор подвешивается на стену так, чтобы за ним поместился вентилятор. Последний подключается к питающей сети через понижающий трансформатор. Радиатор соединяется со змеевиком шлангами или пластиковыми трубами. Соединение должно производиться так: верхние патрубки змеевика и радиатора соединяются одним шлангом – это контур подачи теплоносителя, нижние между собой образуют контур обратки. Эффективность этого способа отопления гаража заключается в том, что для сборки необходим котёл небольших размеров, который быстро может нагревать теплоноситель. Вентилятор эффективно отбирает тепло, понижая температуру воды по максимуму. То есть, кольцевая система работает по всем теплотехническим законам. Кстати, можно буржуйку заменить кипятильником.

Автомобильный радиатор в качестве источника тепловой энергии

Автомобильный радиатор в качестве источника тепловой энергии

Рекомендуем посмотреть видео, где показан один из вариантов отопления в гараже, сделанного своими руками.


Хорошо, когда есть не только автомобиль, но и гараж для него, хотя в городах в последнее время такой типичный для прошлых лет союз все чаще переходит в категорию экзотики… Однако даже у тех, у кого гаражный бокс имеется, в условиях российской средней полосы (и тем более – северов) он на полгода теряет смысл как ремзона – находиться там длительное время крайне дискомфортно из-за холода… Гараж можно обогреть, но сделать это эффективно и безопасно непросто.

Попробуем разобраться, какие решения могут подойти обычному автовладельцу, который просто периодически приходит зимой в гараж, чтобы поковыряться с личным авто. И сразу оговоримся: никакие печки-буржуйки и иные топки, работающие на прямом сжигании дров, топливных брикетов или отработанного масла, мы рассматривать не станем, поскольку в большинстве гаражных кооперативов использование такого отопления запрещено, а скрытно применять его не удастся – вас мгновенно вычислят по дымовой трубе.

Собственно, одна из главных вводных – гараж должен быть уже прогрет к приходу владельца или (что несколько хуже, но допустимо) прогреться после вашего прихода, но быстро – не дольше, чем за полчаса-час. Ибо если после включения какого-либо нагревательного прибора вы несколько часов ждете появления плюсовой температуры, вся история с отоплением вообще теряет смысл – тогда уж проще потеплее одеться и работать без обогревателей. Ну или с небольшим тепловентилятором, направленным исключительно на зону рук.

В качестве второй важной вводной следует отметить, что ни в коем случае не стоит выбирать тепловое оборудование наугад! Для любого типа нагревательного прибора и любого типа помещения существуют формулы расчета необходимых параметров. Сегодня эти формулы легко найти в интернете в виде удобных онлайн-калькуляторов.

Электрические тепловые пушки

Тепловая пушка – это мощный электрический ТЭН и производительный вентилятор. Их применяют для быстрого нагрева, и в нашем случае после прихода в холодный гараж такое устройство способно его прогреть до появления плюсовых температур за полчаса.

Правда, есть нюанс…

Дело в том, что среднестатистический кирпичный гараж – строение с очень большими теплопотерями. Гараж из металла – тем более. Тепловая пушка может прогреть все что угодно – хоть ангар для дирижабля, была бы необходимая мощность! А вот она в большинстве гаражей, как правило, ограничена, дабы владельцы ей не злоупотребляли. Ограничение обычно выражается в сечении входящей в бокс электропроводки, и серьезную нагрузку подключать к гаражным розеткам нельзя.

Электрическая тепловая пушка

Если взять формулу для расчета требуемой мощности электрической тепловой пушки, ввести в нее кубатуру среднестатистического гаража, коэффициент его теплопотерь и температурные условия (к примеру, необходимость поднять температуру внутри до плюс 15 градусов при температуре снаружи – минус 15), то мы получим примерно 7 киловатт. И это в идеальных условиях! На деле же в помещениях типа гаражей, в которых возникают неучтенные дополнительные потери при вентиляции, практика требует увеличивать реальную мощность нагревателя до 50% выше расчетной. То есть требуемая тепловая пушка должна будет иметь мощность минимум 10 киловатт. Проводка большинства гаражей на такую нагрузку, тем более долговременную, категорически не рассчитана: она перегреется и воспламенится!

Газовые/дизельные тепловые пушки

Это уже более подходящий вариант для экспресс-прогрева. Источником тепла высокой мощности в таких устройствах служит сгорающее топливо, а электричество требуется лишь для работы вентилятора-нагнетателя, мощность которого не превышает 100 ватт. Однако стоит знать и помнить несколько моментов!

Во-первых, и газовые, и дизельные пушки бывают двух типов – прямого и косвенного нагрева. Первые проще, легче и дешевле, но нам не подходят. В таких устройствах в отапливаемое помещение поступают непосредственно продукты горения. Пушка на солярке для обитаемых помещений не годится в принципе, совсем и никак: ее выхлоп – это натуральный дым; ими обогревают разве что заливку бетона зимой и ангары для тракторов. Пушка на газу условно подходит, ибо порождает при горении углекислый газ и водяной пар без запаха, и при хорошем проветривании в одной комнате с ней находиться можно. Однако особенность выхлопа газовых пушек прямого нагрева такова, что в помещении с ними начинает интенсивно ржаветь металл. Любые неокрашенные детали и заготовки, гаечные ключи и иные инструменты… В общем, тоже вариант очень так себе…


Дизельная тепловая пушка

Высокотемпературные инфракрасные обогреватели

Особенность эффективных инфракрасных обогревателей – в открытом нагревательном элементе, работающем с высокой температурой. Как правило, это нихромовая спираль, раскаленная докрасна в кварцевой трубке и прикрытая редкой металлической сеточкой. Несмотря на все анонсируемые производителями защиты, оставлять такие обогреватели без присмотра, включив их заранее или дистанционно, нельзя!


Плюс далеко не факт, что проводка в вашем гараже выдержит суммарную мощность нескольких инфракрасных нагревателей, требующуюся для победы даже над приличным по московским меркам 15-градусным морозом – не говоря уже о сибирских холодах. Поэтому опять же – не покупаем ничего наугад! Находим калькулятор расчета мощности инфракрасных приборов, забиваем в него параметры вашего гаража и вычисляем примерно потребную мощность. Весьма вероятно, что результат окажется сопоставимым с электрической тепловой пушкой и вам попросту не подойдет!

Впрочем, опять же можно решить проблему локально – 1-2 переносных инфракрасных нагревателя умеренной мощности можно разместить непосредственно в зоне ремонта, подогревающими вашу спину и поясницу, а также руки. Это, конечно, не теплый гараж, но лучше, чем ничего.

Низкотемпературные обогреватели с дистанционным включением

Прежде речь шла об экспресс-обогреве гаража высокомощными устройствами. Однако тот же результат можно получить и меньшей мощностью – но за более продолжительное время. Для этого обогреватели должны быть включены заранее, задолго до вашего приезда в гараж.

Существует достаточно большое семейство низкотемпературных обогревателей. Их особенность состоит в невозможности зажечь даже легковоспламеняющиеся предметы (пыль, бумагу, ткань, щепки) при прямом контакте. Эти обогреватели не слишком производительны и способны внятно прогреть помещение лишь за несколько часов работы, но зато эта специфика позволяет активировать их дистанционно.


Во-вторых, проводку обогревателей желательно, не поленившись, заключить в металлическую несгораемую гофру и выполнить отдельным контуром, не связанным со светом и розетками – чтобы вместе с нагревателями ничего лишнего не включилось. Не забывайте о расчетах мощности – в интернете полно онлайн-калькуляторов для конвекторов, и их суммарная мощность не должна приближаться к мощности электропроводки, заходящей в гаражный бокс от общей линии!

Подготовка оборудования и материалов для отопления гаража

Чтобы своими руками сделать печь и подсоединить ее к водяному контуру, понадобятся:

  • углошлифовальная машинка/ножовка по металлу, напильник, наждачная бумага;
  • сварочный аппарат и электроды;
  • трубы различного диаметра (для самой печи и для системы отопления), радиаторы;
  • простой насос и еще один, циркуляционный;
  • горелка;
  • компрессор;
  • расширительный бачок;
  • профильный металл;
  • котел;
  • дрель, сверла;
  • жаропрочная краска, чтобы в дальнейшем защитить металл от коррозии;
  • вентили, рулетка, уровень.

Если вы не слишком хорошо владеете сварочным аппаратом, доверьте это дело профессионалу, ведь от герметичности швов зависит безопасность и работа всей системы отопления.

Принцип работы котла отопления на отработанном масле

Схема котла отопления для гаража на отработанном масле

Схема котла отопления для гаража на отработанном масле

  1. В расходную емкость под номером 6 заливаем отработанное масло.
  2. Оттуда при помощи маслонасоса, номер 5, топливо по гибкому шлангу, номер 10, поступает в камеру номер 17.
  3. Эта камера предназначена для испарения топлива. Розжиг производят через отверстие под номером 11.
  4. Камеру выполняют из трубы с толстыми стенками. В процессе горения здесь поддерживается температура порядка четырехсот градусов.
  5. Под действием температуры масло испаряется со дна и пары топлива поднимаются в камеру сгорания, номер 13, в центре которой расположена труба с множеством отверстий.
  6. Эта труба в свою очередь подключена к вентилятору наддува, номер 4, нагнетающего воздух, необходимый для поддержания процесса горения.
  7. Вентилятор подключается к блоку питания, номер 3, и пульту управления, номер 2.
  8. При горении паров масла выделяется большое количество тепловой энергии, которая расходуется на обогрев водяного контура, номер 14.
  9. Чтобы уменьшить теплопотери, продукты сгорания выводятся не напрямую в дымоход, а проходят газотрубный теплообменник, номер 15, расположенный вкупе с водяной рубашкой.
  10. Лишь только после этого газы, полностью отдав свою энергию, поступают в дымоход, номер 20, оснащенный задвижкой – регулятором тяги, номер 19, через который выбрасываются в атмосферу.
  11. Под номером 16 показан подводящий трубопровод для холодной воды, которая нагревается в котле и выводится в систему через отводящий трубопровод, номер 12.

Видео — печь для отопления гаража своими руками

Как произвести розжиг и обслуживание

Чтобы отключить отопление гаража, необходимо перекрыть вентиль на шланге, через который подается топливо. После прогорания масла горение и нагрев водяного контур прекратятся. В случае необходимости экстренного прекращения работы печи, топливо гасят углекислотным огнетушителем или песком.

Важно! Топливо перед тем, как залить его в котел, обязательно следует отстаивать, чтобы устранить содержащиеся воду и тосол, вызывающие нестабильное горение или даже способные прекратить его.

Не секрет, что в любом топливе есть негорючие примеси. Они остаются в виде налета на камере, в которой происходит горение. Это необходимо устранять подручным инструментом (лопаткой). Кроме того, не реже одного раза в месяц нужно отсоединять дымоход от печи и чистить его от налета.

Собираем водяную систему отопления для гаража

Водяная система отопления гаража

Водяная система отопления гаража

Из труб и металлических листов собираем конструкцию печи, подключаем ее к дымоходу, устанавливаем вентилятор наддува, приступаем к сборке системы. Печь устанавливаем на металлический лист, расстояние от стен около полуметра.

Нам понадобятся насос, фиттинги, радиаторы, краны, расширительный бак, трубы.

Чертеж системы водяного отопления гаража

Чертеж системы водяного отопления гаража

Делаем чертеж системы исходя из габаритов гаража.

Разрезаем на нужную длину магистральные трубы. В местах крепления радиаторов просверливаем в стене отверстия и крепим на дюбель-гвозди кронштейны. Расстояние от пола до радиаторов должно быть порядка пятнадцати сантиметров. Соединяем радиаторы и трубы. На стыках используем фитинги.

К подводящему трубопроводу патрубками подключаем расширительный бак (открытого или закрытого типа), чтобы избежать аварийных ситуаций в случае изменения объем воды в системе. Сам бак должен располагаться на чердаке гаража.

Для принудительной циркуляции воды системе подключаем насос.

Схема движения воды с однотрудной разводкой

Схема движения воды с однотрудной разводкой

Обязательно устанавливаем краны, чтобы была возможность прекратить циркуляцию воды при отключении отопления гаража.

Если отопление используется периодично, с длительными перерывами, воду из системы обязательно сливают. А для предупреждения промерзания и коррозии труб — вместо воды заливают антифриз.

Отопление автосервиса

Отопление для автосервиса – одна из главных задач. Большое помещение требует больших затрат на обогрев. Это экономически невыгодно и заставляет искать оптимальные решения для обогрева большого помещения.

Обогрев помещения важен не только для сотрудников, но и для клиентов. Мало кому понравиться ожидать свой автомобиль в холодном зале. Сомнительно, что клиент вернется снова. Отсюда вытекает малая прибыль и негативные отзывы. Поэтому подумать о системе отопления необходимо.

Существует несколько видов отопления автосервисов или больших ангарных помещений. Одна из целей такого многообразия – сэкономить. Электричество и газ – не дешевое удовольствие, когда отапливать необходимо большое количество квадратных метров. Причем газ не всегда можно подвести к производственным помещениям.

Содержание статьи


Виды отопления

Виды отопления

Обогрев помещения требуется из-за низкой температуры воздуха извне здания и из-за тепловых потерь изнутри. К последним относится динамические и статические утраты тепла. Динамические потери – уход тепла через вентиляцию, статические – через окна, крышу, двери.

Для того, чтобы определиться с мощностью отапливаемого оборудования, необходимо произвести расчет тепловых потерь, условия окружающей среды и желаемый уровень тепла. Минимальная мощность системы отопления должна компенсировать статические и динамические потери.

Незыблемое правило – чем герметичнее помещение, тем меньшая мощность оборудования требуется.

Самыми востребованными системами отопления автосервиса являются воздушная и водяная.


Воздушная система отопления

Воздушная система отопления

Наиболее популярная для обогрева помещений автосервиса. Процентное соотношение выбора такой системы отопления – 90%. Это связано с тем, что одновременный монтаж обогрева с вентиляционной системой экономичен. Воздушная система обогрева обладает рядом преимуществ:

  • Максимальный коэффициент полезного действия;
  • Отсутствие промежуточного нагрева теплоносителя. В отопительной системе такого плана происходит прямое сжигание топлива;
  • Низкая инерционность воздушной системы отопления. Преимуществом является скорость обогрева помещения. 30 минут хватит для прогрева автосервиса и возможности работать в нем;
  • Теплоноситель не подвержен замерзанию. Таким образом, не потребуется его прогрев при длительном простое или в аварийной ситуации;
  • Возможность совмещения работы с приточной вентиляцией. Есть возможность использовать часть воздушных масс или 100% приточного воздуха;
  • Автоматизированная система контролирует уровень тепла. Ресурсы будут тратиться исключительно на необходимый уровень тепла;
  • Невысокая стоимость организации воздушной системы отопления.

Воздушная система отопления представляет собой печь, которая в процессе своей работы нагревает воздух. При условии того что помещение автосервиса большое, потребуется равномерно распределить горячий воздух. Для этого проектируют разводку горячего воздуха. Инструментами распределения являются вентиляционные каналы и дестратификаторы или вентиляторы. Назначение последних в непрерывном вентилировании воздушных масс в большом помещении. Вентилятор справляется еще с одной задачей – расслоением воздуха. Как известно, горячий воздух поднимается наверх и уходит через остекленные поверхности, систему вентиляции или дымохода. Дестратификаторы опускают горячий воздух вниз, смешивая его с холодным. Бесперебойная работа оборудования быстро нагревает помещение и не дает ему остывать.

Есть помещения, которые разделены между собой перегородками. В таком случае воздушную систему отопления синхронизируют с вентиляционными каналами. Таким образом тепло попадает по все помещения.


Водяная система отопления

Водяная система отопления

В данной системе отопления источником обогрева служит вода. Устройство водяной системы отопления включает в себя:

  • Водонагревательный котел;
  • Горелка;
  • Насос;
  • Расширительный насос;
  • Трубопровод;
  • Топливный бак;
  • Дымоход;
  • Калорифер.

Такая система отопления дает неограниченный доступ к горячей воде. Это дает гарантию того, что помещение с любой квадратурой будет прогрето. Водяная система отопления в своем составе имеет больше составляющих, нежели воздушная. Монтаж и проектирование имеют более высокую стоимость относительно аналога.

Преимущества водяных калориферов:

Водяной калорифер – устройство, которое работает на обогрев, охлаждение и вентиляцию помещения.


Принцип работы водяного калорифера в водной системе отопления

Визуально калорифер такого вида представляет собой теплоприемник, через который проходит горячая вода. Вентилятор выполняет функцию всасывания холодного воздуха из помещения. Обволакивая теплообменник, воздушные массы нагреваются и выходят через жалюзи обратно в помещение.

Интенсивность обогрева регулируется двух и трехходовыми кранами.

Такая система отопления позволяет достаточно быстро обогреть помещение при минимальных затратах. Электроэнергия в этом случае тратиться не на обогрев автосервиса, а на работу вентилятора, что значительно сокращает расходы.


Виды водяных калориферов

Виды водяных калориферов

Выделяют три вида водяных калориферов:

  • Водяной теплонагреватель или воздухонагреватель;
  • Дестратификатор – устройство для смешивания горячего и холодного воздуха, создающее равномерную температуру в помещении;
  • Водяные калориферы для приточной вентиляции.


Водяной теплонагреватель

Водяной теплонагреватель

Воздухонагреватель такого типа – мощное устройство, обладающее высоким коэффициентом полезного действия. Принцип работы лежит в нагревании воздуха за счет горячей воды, которая проходит через калорифер. Установленный вентилятор гонит горячий воздух в помещение, прогревая его. Такой вид отопления хорошо подходит для автосервиса и других больших помещений ангарного типа.

Водяной теплонагреватель имеет компактный размер и небольшой вес. Это позволяет монтировать его в разных местах, на горизонтальных и вертикальных поверхностях.

Воздухонагреватель такого типа быстро нагревает воздух и относится к классу высокоэффективных. Экономно потребляет энергию, в результате расходы на отопление минимальны.


Дестратификатор

Дестратификатор

Назначение данного оборудования – смешивание горячего и холодного воздуха для создания комфортной температуры помещения.

Дестратификатор монтируется в потолочную часть. Это незаменимое оборудование для помещений с высокими потолками. Используют в составе водяной или воздушной отопительной системы.


Водяные калориферы для приточной вентиляции

Водяные калориферы для приточной вентиляции

Другое название таких устройств – канальные. Их назначение в нагреве или охлаждении воздуха, которые поступает извне через вентиляционную систему помещения. Калориферы для приточной вентиляции идеальны для установки в автосервисах.

Канальные калориферы создают благоприятный микроклимат круглый год. Зимой они нагревают воздух, летом охлаждают.

Водяной калорифер такого плана монтируют в вентиляционные каналы. Воздух с улицы проходит через систему фильтров и поступает в калорифер. Там он нагревается за счет горячей воды от водяной системы отопления и проходит к теплообменнику канального воздухонагревателя.

Канальные калориферы имеют небольшой размер, квадратное, круглое или прямоугольное сечение. Монтируются в потолочной части помещения.


Расчет калорифера

Расчет мощности калорифера

Для того, чтобы выбрать правильную модель калорифера для отопительных систем, необходимо предварительно произвести расчет.

Для начала необходимо определить тепловую мощность калорифера. Она рассчитывается по формуле: G = L х p, где

G – масса воздуха, которая проходит через калорифер

L – объем, проходящий через нагреватель

P – плотность воздуха или разница между температурой извне и температурой внутри.

Затем необходимо определить количество теплоты для нагрева воздуха в помещении. Оно рассчитывается по формуле: Q = G х c х (tк – tн), где

Q – количество теплоты для нагрева

G – масса воздуха, которая проходит через калорифер

C – удельная теплоемкость воздуха. Параметр статичный, можно взять из СНиП

tк – tн – разница между начальной температурой, когда воздух заходит в калорифер и конечной температурой, когда он выходит.

Исходя их полученных данных, рассчитывается фронтальное сечение калорифера. Формула расчета: F = G/V, где

F – фронтальное сечение калорифера

G – масса воздуха, которая проходит через калорифер

V – массовая скорость потока.


Топливо для обогрева автосервиса

Топливо для обогрева автосервиса

Существует большой выбор топлива для обогрева. Для автосервиса самым актуальным будет отработанное масло. Тому есть несколько причин:

  • Наличие топлива в больших количествах в результате специфики деятельности;
  • Низкая цена на отработанное масло;
  • Экономичный расход на монтаж отопительной системы. Как правило, такой обогрев оправдывает себя за один-два отопительных сезона;
  • Долгий срок эксплуатации оборудования на отработанном масле;
  • Минимальные затраты на сервисное обслуживание и технический осмотр оборудования;
  • Высокая производительная мощность при минимальных затратах;
  • Не требуется специальное разрешение на монтаж отопительной системы, работающей на отработанном масле.

Для минимизации расходов автосервиса рекомендуется использовать отопление на отработанном масле. Одна из функций автосервиса – замена масла в автомобиле. Таким образом, большое количество топлива скапливается на станции техобслуживания бесплатно. О законам Российской Федерации его необходимо правильно утилизировать. На это требуются дополнительные финансовые затраты. Используя отработку в качестве топлива, можно существенно сократить две статьи расхода – утилизацию отработанного масла и покупку топлива для отопления.

Что лучше водяной котел или калорифер

Один из самых популярных вопросов – что же лучше котел или калорифер? Все зависит от назначения и планировки помещения.

Принцип работы котла и калорифера одинаков. За счет сгорания топлива происходит выделение тепла, которое обогревает помещение. Автоматика и дымоход работают по схожему принципу.

В основе работы водяного котла лежит перемещение воды. За счет сгорания топлива выделяется тепло, которое быстро нагревает воду.

Калорифер работает о другой системе. Теплообменник нагревается за счет горячего воздуха, образованного за счет сгорания топлива. Это возможно благодаря тепловентилятору, который гоняет воздух. Он устанавливается на задней или боковой стенки калорифера. Передняя часть калорифера оснащена решеткой, через которую поток горячего воздуха выходит в помещение. На выходе температура воздуха приближается к 70 0 по Цельсию. Благодаря высокой производительности, большое помещение нагревается в короткий срок.

Калорифер хорошо подходит для обогрева больших помещений. Если в автосервисе имеются перегородки, в этом случае устанавливают короба, по которым горячий воздух из калорифера поступает в каждый бокс. При подобной планировке помещения калорифер рекомендуют устанавливать в середине помещения. Это способствует равномерному распределению тепла.

Если в помещении много отдельных комнат, например как в жилом доме, установка водяной системы отопления предпочтительнее.


Итоги

Итоги

Из приведенной информации становится ясно, что для обогрева автосервиса водяная или воздушная системы отопления – идеальный вариант.

Для удешевления процесса эксплуатации необходимо выбирать оборудование на отработанном масле. Таким топливо не придется закупать, а значит, эта статья расходов будет сокращена.

На отопительный сезон в среднем уходит 12 тонн отработанного масла. При условии, что площадь автосервиса около 500 м 2 . В сравнении с тарифами центрального отопления получается очень выгодно.

Такие системы отопления окупают себя, как правило, в течение года. Если бесплатного топлива не будет хватать, можно организовать акцию. Например, замена масла бесплатно. Большое количество клиентов автосервису обеспечено, топливо появится в избытке.

В составе конструкции присутствует минимальное количество деталей, которые подлежат ремонту в случае поломки.

Кпд калориферов на отработке от Ставпечь составляет 95%. Использование оборудования безопасно и легко. Использование отработанного масла не наносит вред здоровью и окружающей среде.

Читайте также: