Отмостка из асфальтовой крошки своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Асфальтовая крошка состоит из дробленых материалов. Зачастую материал используется в различных областях, связанных с дорожным хозяйством. Наибольшее распространение получил в современное время, благодаря продвижению технологий вперед, а именно после представления специального агрегата, который способен снимать слои многолетнего покрытия без повреждения основания “подушки”. В этой статье мы подробно опишем как уложить асфальтовую крошку своими руками.

В состав асфальтовой крошки входит битум и переработанный строительный щебень. В зависимости от классификации фракция не превышает несколько см. Также встречается мультисырьевая крошка, образованная из состава щебня, песка, битума, бетона. Опыт показывает, что наиболее оптимально в наших условиях себя ведет именно мультисырьевая крошка.

Крошка проходит определенный подготовительный цикл, перед тем, как превращается в готовый продукт. Цикл образует сразу несколько этапов:

  • снятие старого покрытия;
  • вывоз на завод;
  • дробление;
  • сортировку и отправку.

Где используют такой материал?

Применение асфальтовой крошки можно найти во многих сферах. В большей степени она встречается при:

  • Строительстве дорог, шоссе;
  • Возведении небольших площадок у загородных домов;
  • При обсыпании стадионов и игровых зон в парках и развлекательных центрах на улице.

Как видим, использовать её можно во многих сферах, не редко крошку можно встретить в лесных массивах парков, где обсыпаны вело и пешеходные дорожки. При строительстве новых магистралей асфальтовой крошкой укрепляют съезды и обочины, защищая новое полотно от деформации и колебаний. Интересная особенность последних лет – это то, что многие строительные компании используют крошку для отсыпания верхнего слоя основания перед тем, как укладывать чистовой пол. Это служит дополнительной изоляцией от сырого фундамента.

Как уложить асфальтовую крошку своими руками


На сегодня популярной среди дачников крошка стала из-за своей относительно не высокой стоимости. Современные поселковые дороги обустраивают из крошки. Ведь в сравнении с похожими по применению щебневыми, либо бетонными дорогами, имеет весомые отличия:

  • Обладает высокой стойкостью к влаге и разнообразным погодным условиям;
  • Долговечна;
  • Не размывается паводками;
  • Значительно ниже по себестоимости, учитывая небольшие затраты на производство.

Технология укладки асфальтовой крошки

В строительстве дорог такую технологию стали использовать относительно недавно, однако за непродолжительное время она полностью подтвердила свое преимущество. Как выше говорилось, асфальтовая крошка является вторичным продуктом, точнее следствием многослойного снятия старого дорожного покрытия с последующим дроблением. Несмотря на дешевизну производства, материал выделяется весомой прочностью и поддается обработке.

Как уложить асфальтовую крошку своими руками

Одним из главных преимуществ такого материала многие называют возможность плотного заполнения всех пустот и трещин в покрытии. Даже со временем и постепенным утрамбовыванием при помощи автомобилей такое покрытие становится только крепче и прочней. За счет плотной укладки дорога практически не подвержена размыванию.

Работать с таким материалом невероятно просто, главное знать основной цикл и технологию укладки, включающие несколько последовательных этапов:

Примечание: тут нужно отметить особенность, что для таких покрытий не рекомендуется использовать катки весом более 10 тонн. А если предварительно залить полотно битумом, можно добиться лучшей прочности и не проницаемости покрытия.

Учитывая главное преимущество такого материала, как низкую стоимость, все больше людей отсыпают дороги у себя на участках именно из крошки. Кроме того, постепенно она вытесняет классические материалы, такие как тротуарная плитка и брусчатка, применяемых для обустройства детских площадок и парковых зон.

При самостоятельной укладке ручным способом нужно аналогично сохранять технологию и этапность работы, чтобы достичь положительного результата.

Как уложить асфальтовую крошку своими руками

Примечание: особое внимание уделите пролеганию коммуникаций. Учитывайте тот факт, что рано или поздно придется менять трубы и тому подобное, что соответственно приведет к разрушению полотна.

Когда определили размеры участка, заказываем из расчета на 100 квадратов порядка 10-12 тонн асфальтовой крошки. Учитывайте объем работы. Если площадь действительно большая лучше взять в аренду небольшой каток. Как правило, завод продающий материал с радостью даст в пользование свою технику, естественно за дополнительную плату.

Когда материал заказан, можно приступать к подготовке участка, а именно удалению верхнего слоя грунта. Учитывайте, что убрать придется не менее 20 см. В итоге образуется характерная траншея. По желанию на дно можно положить слой геотекстиля, он позволит избежать проседания грунта.

Поверх геотекстиля или земли укладывается насыпь (подушка) из щебня и песка. Каждый слой не менее 3-5 см. В принципе, если на участок не планируется высокое давление, можно обойтись и без этих материалов.

Примечание: объем грунта большой, поэтому заранее позаботьтесь о вывозе земли.

Технология укладки на обочинах и съездах идентична и выполняется по той же схеме. Материал считается лучшей альтернативой для щебня и песка, но для сравнения с классическим покрытием у него не хватает прочности, все-таки крошка рыхлая по своей структуре.

Важные моменты

Приедет камаз 12 кубов и вывалит на предварительно заготовленную тощую песчаную подсыпку, с проложенной дренажной трубой.

Выравнивать крошкой придётся много-много ( от 40см в некоторых отдельных местах ).

Сосед сегодня на моих глазах покидал совковой лопатой и разровнял граблями.

Есть ли тонкости?

Скока дней может безболезненно пролежать нетрамбованная куча на солнце? ( за день не справлюсь )

Было дело! Приезжаю к себе за 30 минут до прихода миксера с бетоном (плиту внутри дома заливать), а с одной стороны дороги кран работает, а с другой куча кубов на 8 крошки!

я как начал матом ругаться! сбежались соседи. кто с тачкой, кто с лопатой и в шестиром дружно эту кучу превратили в изумтельное дорожное покрытие!

Раздумия про дополнительное применение крошки ( МЕЧТАТЕЛЬНО )


А можно ли из крошки сделать отмостку вокруг дома?

Настелить рубероид с нахлёстом, и засыпать крошкой сверху?

Не, не можно. Основная задача отмостки - отводить воду от фунамента и стен дома, а не хрустеть под ногами. Крошка ничего не отводит, тока впитывает.

Скажу по другому. Отмостка из рубероида из крошки - защитный панцирь.

Нет. рубероид выйдет из строя после одной зимы. Да и из него долго в землю выделяется дрянь всякая.

Лучше сделать ту самую из щебенки, а сверху, если уж так хочется - отсыпать крошкой (ну если там ходить удобнее так).

С возвращением ))) куча в пол камаза (стандартного) раскидывалась вдвоём (профессинальными копателями) минут за 15.

ЗЫ. С осножняющим обстоятельством в виде жыпа на вершине кучи )))).

"на предыдущем допросе, вы дали иные показания" (с) дескать все подготовлено - стеклотканью застелено
и спрашивал про раскидать кучу

Всё было готово и застелено Просто стоимость крошки, вдвое выше ожидаемого, вынудила меня начать выравнивать местность лопатой. и пень который предполагалось просто засыпать оказался оголённым.

Пень спалить можно. Тока аккуратно пропитать его водой с селитрой, а когда вода испарится, запалить.
Тока это все надо делать очч осторожно дабы пожар не устроить

Этт не летом делать надо Пень перед зимой долбить, засыпать в дыру селитру, а ранней весной палить его.

Такая конструкция выполняет ряд функций:

  • Защищает грунт около фундамента от размытия дождевой водой и переувлажнения, которое приводит к снижению его несущей способности
  • Снижает глубину промерзания грунта возле фундамента (при условии дополнительного утепления)
  • Обеспечивает дополнительную гидроизоляцию цоколя и фундамента

Для финишного покрытия отмостки оптимальным асфальтовым материалом будет горячий асфальт

Достаточно надежными грунтами для строительства считаются:

К слабым грунтам относятся суглинки, глинистые и торфянистые разновидности. Они подвержены переувлажнению и морозному пучению. Если ваш дом построен на таком грунте, перед началом работ лучше проконсультироваться с местными специалистами в области строительства. Они подскажут, какие особенности обустройства отмостки будут конкретно в вашем случае.

Отмостки делают из разных материалов: асфальта, бетона, тротуарной плитки, гравия, щебня и других. В каждом случае есть свои нюансы и особенности. В этой статье мы рассмотрим конкретно укладку и ремонт отмостки из асфальтобетона, подробно опишем технологию. А если вы хотите больше узнать о плюсах и минусах этого материала, то ознакомьтесь с нашей статьей Асфальт для отмостки – отмостка из асфальта.

Требования к отмостке из асфальта

Планирование работ по обустройству отмостки осложняется тем, что единого норматива конкретно для них нет. Чтобы сделать все по уму, нужно перелопатить кучу противоречивой информации и разобраться, что к чему. И времени на это может уйти больше, чем на саму укладку.

Чтобы облегчить вам задачу, в этом разделе мы собрали все основные параметры, которые нужно знать и учитывать в ходе подготовительных работ. Часть из них устанавливается официальными документами, а часть взята из реальной строительной практики.

Мы рассмотрим такие характеристики отмостки:

  • Ширина
  • Конструкция и глубина
  • Уклон
  • Используемые материалы

Давайте остановимся на каждом пункте отдельно.

Ширина отмостки

Четкие требования предъявляются к отмосткам зданий, построенных на просадочных грунтах. Они даны в пункте 3.182 Пособия к СНиП 2.02.01-83.

В документе устанавливаются такие нормы по ширине отмостки:

Нормы по ширине отмостки

Для отмосток на непросадочных грунтах этот параметр особо не нормируется.

Главное, чтобы соблюдались следующие условия:

  • Ширина отмостки превышает ширину пазух фундамента не менее чем на 0,4 м
  • Ширина отмостки достаточна для отвода дождевой воды с крыши от фундамента (для малоэтажных частных домов обычно берут цифру в 20 см от края кровли)

Отсюда получаем минимальную рекомендуемую ширину – 60-80 см. А если вы планируете использовать отмостку в качестве дорожки вокруг дома, то стоит увеличить цифру до 1 м, чтобы по ней было комфортнее ходить.

Глубина и конструкция отмостки

Какой глубины выкапывать траншею для обустройства отмостки? Однозначного ответа на этот вопрос нет и не может быть. Все зависит от того, какую конструкцию вы выбираете.

Единых требований к составу слоев отмостки нет. Их набор будет зависеть от конкретных грунтовых условий.

  1. Песчаная подушка (10-20 см)
  2. Утеплитель (3-10 см)
  3. Щебень (10-15 см)
  4. Асфальтобетон (3-4 см)

Отказаться от утепления отмостки можно, если:

Глубина траншеи под отмостку должна быть такой, чтобы кромка верхнего покрытия была вровень с землей вокруг дома или немного выступала. Так, под приведенную выше конструкцию нужно будет снять слой грунта в 25-50 см – то есть примерно на длину штыка лопаты.

Более глубокая траншея выкапывается в таких случаях:

  • Дом стоит на пучинистом грунте
  • Фундамент не утеплен
  • Фундамент расположен выше уровня промерзания грунта

При таких условиях нужно снимать как минимум 40 см грунта и делать подстилающие слои отмостки более толстыми.

Уклон отмостки

Мы рекомендуем обустраивать уклон в 3-5% (или 2-3°). С одной стороны, такого наклона достаточно, чтобы на отмостке не задерживалась вода. С другой стороны, он достаточно пологий, чтобы по верхнему покрытию было комфортно ходить. Это важно, если вы планируете использовать отмостку в качестве дорожки.

Как соблюсти нужный уклон по всей длине отмостки вокруг дома? Самый простой вариант – воспользоваться уровнем, который уже может быть у вас в хозяйстве. Главное, чтобы он имел либо деления для обозначения наклона, либо поворотный глазок для выставления углов.

Если уровня-угломера под рукой нет, придется вспомнить школьную математику. Допустим, вы засыпаете песчаную подушку, толщина которой у края отмостки – 10 см. Ширина отмостки – 1 м. Если мы берем уклон в 5%, это значит, что с каждым метром ширины слой утолщается на 0,05 м (5 см). То есть толщина отсыпки у цоколя будет 15 см.

Это можно выразить в виде формулы:

Формула для вычисления толщины отсыпки у фундамента

Остается только сделать отсыпку нужной высоты с обеих сторон траншеи и разравнять слой так, чтобы переход между двумя точками был плавным. И так – по всему периметру здания.

Материалы для обустройства отмостки

Мы разобрали основные моменты, касающиеся ширины, глубины и уклона отмостки. Теперь давайте подробнее остановимся на материалах, которые составляют ее конструкцию.

Вам понадобятся:

  • Геотекстиль (опционально)
    Он используется при обустройстве отмостки на грунтах с низкой несущей способностью. Его функция – не давать песку и щебню уходить в землю, чтобы конструкция в целом не проседала. Кроме того, через слой геотекстиля не пробьются ростки сорняков, если их семена остались в траншее под отмостку. Брать рекомендуется иглопробивной текстиль марки по плотности от ДСТ-200 (для плотных грунтов) до ДСТ-400 (для рыхлого и связного песка).
  • Песок крупно- или среднезернистый
    Для укладки песчаной подушки необязательно использовать дорогой песок высшего качества. Для этого подойдет и более дешевый карьерный вид. Главное, чтобы в нем не было большого количества глинистых и пылевидных примесей. Если в вашем регионе мало доступного песка, его можно на крайний случай заменить отсевом фракции 0-5.
  • Щебень фракции 20-40
    Щебень для отмостки должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать трамбовку и укатку вышележащего слоя асфальта. Рекомендованная марка по прочности – не менее М600-800. Лучше брать материал из магматических или метаморфических пород – например, гранита, диорита, серпентинита и других. Не подойдет для этих целей известняковый, мраморный и другие малопрочные виды щебня.
  • Битумная эмульсия
    Она используется для проливки щебня и улучшения сцепления асфальта с подстилающим слоем.
  • Асфальт
    Это материал для укладки финишного покрытия. Оптимальным вариантом будет горячая песчаная смесь (тип Г или Д), а самым дешевым – асфальтовая крошка (она же срезка асфальта). Подробнее о разных видах асфальтобетонных смесей и их особенностях мы писали в статье Асфальт для отмостки – отмостка из асфальта.

Теперь вы имеете представление обо всех ключевых параметрах, которые нужно учитывать при строительстве водозащитной отмостки. В следующем разделе мы дадим пошаговую инструкцию для этого вида работ.

Технология устройства отмостки из асфальта

Кроме того, работы нужно проводить в определенных условиях:

  • Температура воздуха не ниже 5°С весной и не ниже 10°С осенью
  • Сухая, ясная погода
  • Отсутствие осадков в течение как минимум 1-2 дней после укладки

Менее прихотливы холодный асфальт и асфальтовая крошка. Их можно укладывать при температурах до -5°С. Но качество отмостки из таких материалов оставляет желать лучшего.

Вам понадобятся такие инструменты и оборудование:

  • Колышки и веревка для разметки
  • Строительный уровень (опционально)
  • Лопата для выкапывания траншеи и выкладывания асфальтовой смеси
  • Тележка для подвоза асфальта
  • Гребок для асфальта или обычные грабли
  • Виброплита весом от 75 до 140 кг

Обустраивать подстилающие слои (песок, щебень) можно и в одиночку, но для укладки асфальта вам понадобятся помощники – хотя бы пара человек. Организовать это можно так: двое укладывают смесь на щебенку, а третий сразу же уплотняет ее виброплитой.

Обустройство асфальтовой отмостки состоит из таких шагов:

  1. Расчет необходимого количества материалов для заказа
  2. Подготовка траншеи
  3. Обустройство подстилающих слоев и утепления
  4. Укладка асфальта

Давайте подробно остановимся на каждом из них.

Шаг 1 – расчет количества материалов

Перед заказом материала нужно обязательно посчитать, сколько его потребуется для выполнения работ. Иначе вы рискуете оказаться в такой ситуации, когда строительство идет полным ходом, а у вас внезапно кончается песок или щебень. Или, что еще хуже – асфальт.

Посчитать необходимый объем песка, щебня, асфальтобетонной смеси можно по такой формуле:

Формула для вычисления необходимого объема материала (песка, щебня, асфальтобетонной смеси) при заказе

Формула для вычисления необходимого объема материала (песка, щебня, асфальтобетонной смеси) при заказе

Ориентировочные значения k для песка и щебня вы можете посмотреть на странице Коэффициент уплотнения. Для асфальтобетонной смеси можно взять цифру 1,3.

Почему мы советуем брать именно максимальную толщину слоя, а не среднюю или минимальную? Так у вас будет запас материала на случай, если его потребуется больше, чем вы изначально планировали.

Для вашего удобства на нашем сайте есть калькулятор, с помощью которого вы можете быстро посчитать нужный объем и перевести его в тонны.

Число рулонов геотекстиля и плит пенополистирола считается так:

Формула для вычисления необходимого числа рулонов геотекстиля и плит пенополистирола

Полученное число округлите до целых в большую сторону.

Примерный объем битумной эмульсии определяется так:

Формула для вычисления необходимого объема битумной эмульсии

Эмульсию тоже стоит брать с приличным запасом. Ведь оборудования для ее дозированной подачи у вас, скорее всего, нет. А значит, велика вероятность перерасхода.

Шаг 2 – подготовка траншеи

По всему периметру дома отмерьте желаемую ширину отмостки (от 60 см до 1-2 м) и отметьте ее колышками, вбитыми в землю на равном расстоянии друг от друга. Натяните между ними ленту или бечевку. Затем снимите слой грунта нужной толщины (от 20-40 см) между цоколем и линиями разметки.

Лопатой срежьте края ямы под прямым углом. Затем уплотните дно траншеи, пройдясь по нему виброплитой или трамбовкой.

Если вы используете геотекстиль для дополнительного усиления отмостки, уложите его на дно траншеи так, чтобы один его край заходил на цоколь дома. Чтобы материал не отходил от стены, прижмите его рейкой. Отдельные отрезы геотекстиля укладывайте друг на друга с нахлестом не менее 30 см.

Шаг 3 – обустройство подстилающих слоев

На дно траншеи засыпьте песок и разравняйте его, соблюдая нужный уклон. Если вы делаете толстую песчаную подушку (от 20 см), то сначала засыпьте слой толщиной 10-15 см, как следует его утрамбуйте и только потом отсыпайте следующий.

Пролейте песок водой из ковшика или лейки. Затем уплотните его при помощи виброплиты или трамбовки. Уплотнять подушку нужно до тех пор, пока инструмент не перестанет оставлять следы на слое песка.

Если вы хотите дополнительно утеплить отмостку, то выложите плиты пенополистирола на песчаную подушку, подгоняя их вплотную друг к другу и к цоколю дома. При необходимости плиты можно легко обрезать ножом.

Сверху засыпьте слой щебня, также соблюдая необходимый уклон. Утрамбуйте его виброплитой или вручную.

Шаг 4 – укладка асфальта

За 1-6 часов до укладки асфальта необходимо пролить щебень битумной эмульсией. Чтобы розлив получился более равномерным, можно использовать пластиковую бутылку с проделанными в крышке дырками (или взять какую-нибудь старую лейку, если ее не жалко).

Как мы уже отмечали, в качестве покрытия отмостки может использоваться горячий или холодный асфальт, а также асфальтовая крошка.

В их укладке есть такие нюансы:

В остальном схема укладки одинакова.

Процедура выглядит так:

  1. Выложите подготовленный материал на щебеночное основание. Толщина слоя должна быть примерно 5-6 см, чтобы после трамбовки получились необходимые 3-4 см.
  2. Разравняйте слой асфальта при помощи граблей, гребка (гладилки) или старой швабры. На худой конец сойдет и лопата. Следите, чтобы при этом соблюдался нужный уклон.
  3. Уплотните слой асфальта виброплитой или ручной трамбовкой. Следите, чтобы покрытие исправно поливалось водой – иначе асфальт будет прилипать к инструменту. Если виброплита не оснащена встроенной системой орошения, аккуратно поливайте покрытие из ковшика.

В среднем для уплотнения асфальтобетона хватает 4-6 проходов виброплитой. Ручная трамбовка занимает больше времени. В этом случае готовность покрытия определяется визуально. Если после удара инструментом на нем не остается видимых следов – значит, асфальт в этом месте максимально утрамбован.

Если вы хотите сразу начать ходить по отмостке, то присыпьте готовое покрытие песком. Так оно не будет липнуть к обуви.

Ремонт отмостки из асфальта

Со временем даже самая качественная отмостка потребует ремонта. Если оперативно устранять появляющиеся дефекты, вы сможете значительно продлить срок службы покрытия.

В асфальтовой отмостке могут появляться такие повреждения:

  • Трещины
  • Щель между отмосткой и цоколем

Они опасны тем, что через них в толщу покрытия и грунт около фундамента может попадать вода. Это значит, что отмостка перестает выполнять свою главную функцию. Кроме того, трещины в асфальте приводят к его быстрому разрушению.

Для устранения таких дефектов могут использоваться:

  • Горячий битум
  • Битумная мастика
  • Полимерный герметик

Как и укладка асфальта, его ремонт осуществляется в сухую погоду, при температуре не ниже 5°C.

Процедура обработки выглядит так:

  1. Щель или трещина очищается от мусора, вычищается щеткой или продувается воздуходувкой.
  2. В очищенную полость заливается ремонтный материал, разравнивается скребком или шпателем.
  3. Поверхность трещины посыпается песком, чтобы материал не налипал на обувь.

Если щель между отмосткой и цоколем очень большая, в нее можно засыпать холодный асфальт и утрамбовать его вручную. Для дополнительной гидроизоляции промажьте его битумной мастикой.

И в завершении давайте разберемся с таким необычным вопросом как укладка асфальта на бетонную отмостку.

Можно ли укладывать асфальт на бетонную отмостку?

Такой вопрос иногда можно встретить на строительных форумах. Например, вы купили уже готовый дом, отмостка которого залита бетоном, а вы бы предпочли асфальтовое покрытие. Или если старая отмостка начала разрушаться, а полностью демонтировать ее не хочется.

Ответить на него можно двояко:

  • Если бетонная отмостка в хорошем состоянии (без крупных трещин, сколов, раскрашивания) – да, на нее можно уложить асфальт. Но особого смысла в этом нет. Она уже отлично выполняет свою функцию. В такой ситуации тратить деньги на достаточно дорогой асфальт – нерационально. Если вас не устраивает внешний вид отмостки, проще будет покрасить бетон или уложить на него сверху плитку.
  • Если старая отмостка отошла от цоколя, растрескалась, начала крошиться – укладывать на нее асфальт не следует. Из-за ненадежного основания он сам долго не продержится и скоро придет в негодность.

Технически асфальт можно укладывать на бетонное основание. Более того – это значительно повышает прочность и долговечность покрытия. Именно так строят самые загруженные трассы по всему миру. Но в бытовом строительстве это, как правило, не нужно.

Если же по какой-то причине вам нужно уложить асфальт на бетон, порядок действий будет такой:

  1. Очистите поверхность отмостки от мусора и грязи, хорошенько ее просушите.
  2. Если в бетоне есть небольшие трещины – заделайте их цементно-песчаной смесью и дайте ей затвердеть.
  3. Воспользуйтесь нашей инструкцией по обустройству отмостки из асфальта, сразу переходя к шагу 4.

Типовая отмостка имеет такие параметры:

  • Ширина – от 60 см до 2 м
  • Глубина траншеи – от 25 до 40 см
  • Уклон – от 3 до 5%
  • Толщина песчаной подушки – 10-20 см
  • Толщина щебеночной подушки – 10-15 см
  • Толщина асфальта – 3-4 см

Устройство асфальтовой отмостки включает в себя такие шаги как подготовка траншеи, засыпка и трамбовка песка, засыпка и трамбовка щебня, укладка финишного покрытия из асфальта. При необходимости она может также утепляться плитами из пенополистирола.

Ремонт такой конструкции подразумевает своевременную заделку трещин и щелей между цоколем и отмосткой. Для этого используются битум, битумные мастики или полимерные герметики.

Обустройство отмостки – это неотъемлемая часть любого проекта по строительству дома. Для ее покрытия могут использоваться разные материалы: бетон, плитка, щебень, гравий и другие. Нередко для этих целей берется и асфальт.

Отмостка дома выполняет такие функции:

  • Защищает грунт у основания здания от намокания и размытия
  • Предохраняет фундамент и цоколь от попадания дождевой воды с крыши
  • Служит в качестве дорожки
  • Играет роль декоративного элемента

Соответственно, покрытие отмостки должно обладать рядом свойств:

  • Водонепроницаемость
  • Прочность и долговечность
  • Устойчивость к перепадам температуры
  • Стойкость к разрушению водой и льдом
  • Эстетичный внешний вид

В этой статье мы поговорим о том, насколько асфальтобетон отвечает этим требованиям и какие его разновидности подходят для такого вида работ.

Плюсы и минусы отмостки из асфальта

Если пройтись по городу и оглядеться, то можно заметить, что зачастую отмостка возле многих зданий – именно асфальтовая. Да и собственники частных домов тоже нередко отдают предпочтение отмостке из этого материала. С чем же связана такая популярность асфальтобетона, основная сфера применения которого – дорожное строительство?

У асфальта есть ряд преимуществ:

  • Быстрая укладка
  • Прочность
  • Материал полностью затвердевает за 1-2 дня и не требует особого ухода в этот период
  • Покрытие получается ровным и бесшовным
  • Покрытие не пылит, легко очищается от грязи и мусора
  • Отмостку из асфальта можно ремонтировать без демонтажа всей конструкции
  • Старое покрытие можно снять ломом или отбойным молотком, измельчить в крошку и использовать заново

Впрочем, есть у него и свои недостатки.

В качестве основных можно перечислить такие:

  • Для качественной укладки покрытия нужна специальная техника – виброплита или ручной каток (весом как минимум 70-80 кг)
  • При резких перепадах температуры асфальт трескается
  • Материал с низкими показателями качества сильно подвержен разрушению водой и льдом
  • Сразу после укладки и в жару асфальт выделяет летучие соединения, которые имеют неприятный запах
  • Срок службы асфальта часто не превышает 7-8 лет в условиях сурового российского климата

Как видите, идеальным этот материал назвать нельзя. И при планировании работ нужно в равной степени учитывать его плюсы и минусы.

Асфальтовая или бетонная отмостка – что лучше?

В таблице ниже мы привели сравнение обоих разновидностей по ряду ключевых показателей:

С одной стороны, укладка асфальтовой отмостки – предприятие гораздо менее трудо- и времязатратное, чем ее строительство с использованием бетона. К тому же она не требует никакого особого ухода в период затвердения.

С другой стороны, бетон можно замешать и залить самостоятельно. В общем-то, многие собственники так и делают. Асфальт же придется заказывать в готовом виде. Да и качественно уложить его своими руками сложнее. Исключение – это асфальтовая крошка, которая и стоит дешево, и в обращении неприхотлива.

Можно сделать такой вывод:

Оба материала по-своему хороши. Какому из них отдать предпочтение – каждый решает сам.

А если после нашего обзора вы склоняетесь к асфальту, то читайте статью дальше. Ведь в следующем разделе мы поговорим о том, какие разновидности материала лучше подойдут для таких строительных работ.

Марка асфальта для отмостки – как выбрать асфальт для отмостки

К асфальту для отмостки не предъявляются многие требования, регулируемые ГОСТами. Они для этого материала просто не актуальны – ведь по отмостке не ездят машины и грузовой транспорт. Да и люди по ней ходят не так часто.

Поэтому здесь на первый план выходят такие характеристики:

  • Удобоукладываемость и уплотняемость
    Асфальтобетонная смесь (АБС) для отмостки должна быть такой, чтобы ее можно было уложить лопатой и качественно уплотнить ручным оборудованием без привлечения тяжелой техники. Этому критерию соответствуют составы на основе мелкого щебня или песка.
  • Водонасыщение
    Оно обозначает количество воды, которое может впитать образец асфальта. У материала отмостки этот показатель должен быть минимальным. Иначе она не сможет выполнять свою задачу и быстро разрушится под действием влаги и перепадов температуры.
  • Водостойкость
    Она показывает, насколько хорошо материал сопротивляется разрушению водой. Чем выше значение водостойкости, тем более надежным и долговечным будет покрытие.
  • Стоимость
    Этот фактор при обустройстве отмостки тоже немаловажен. Ведь многим хочется сэкономить на материалах , чтобы эти деньги потом вложить в более ответственные и сложные работы.

Какие же разновидности асфальта лучше всего отвечают перечисленным требованиям?

Мы можем порекомендовать такие варианты (от оптимального к менее выгодным и надежным):

  • Горячий песчаный асфальт типов Д или Г
    Это песчаная смесь, с которой легко работать вручную. Поскольку в ее состав входит только мелкий наполнитель, при уплотнении она образует однородное и плотное покрытие с низким содержанием воздушных пустот. Да и цена у такого материала ниже, чем у щебеночного.
  • Горячий мелкозернистый плотный асфальт типов А, Б, В
    Он производится на основе щебня, доля которого составляет от 30% до 60%. Покрытие из такой АБС получается более прочное и жесткое, устойчивое к воздействию нагрузок. Но, как мы отмечали, для отмостки это не особо принципиально.
  • Срезка асфальта (асфальтовая крошка)
    Этот материал получают путем дробления старых асфальтобетонных покрытий. Цена у него очень выгодная – раза в 3-4 ниже, чем у обычной смеси с завода. Но поскольку срезка – это, по сути, строительный отход, она никак не испытывается и не сертифицируется. Сложно предсказать, сколько прослужит такое покрытие. Но для временной отмостки это оптимальный вариант.
  • Холодный асфальт
    Это особый вид АБС, который не требует нагрева перед укладкой. Работать с ним проще, но на особую долговечность отмостки из холодного асфальта рассчитывать не стоит. Ведь материал имеет скромные качественные характеристики. Да и по деньгам он не особо выгоден. Он продается мешками по 25-50 кг, а для обустройства отмостки нужны оптовые объемы – особенно если дом большой.

Есть и другие виды АБС, которые не попали в этот список, – это, например, крупнозернистый или литой асфальт. Но эти материалы имеют свои узкие сферы применения и не используются в бытовом строительстве. Поэтому мы даже рассматривать их не стали.

Отдельно стоит поговорить о марках материала.

У асфальта их существует три:

  • Марка I (МI)
  • Марка II (МII)
  • Марка III (МIII)

Каждая из них указывает на определенную степень качества и присуждается на основании испытаний. Технически для работ по обустройству отмостки подойдет любая. Но если вы рассчитываете на долгий срок службы своего покрытия, то лучше выбирать материал самого высокого качества.

К чему такие требования, если отмостке не нужно выдерживать большие нагрузки? Дело в том, что от марки зависит водостойкость материала.

Читайте также: