От плода уст своих человек насыщается добром и воздаяние человеку по делам рук его

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 16.09.2024

1. §Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
УПО: Хто любить навчання, той любить пізнання, а хто докір ненавидить, той нерозумний.
KJV: Whoso loveth instruction loveth knowledge: but he that hateth reproof is brutish.

2. §Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
УПО: Добрий від Господа має вподобання, а людину злих замірів осудить Господь.
KJV: A good man obtaineth favour of the LORD: but a man of wicked devices will he condemn.

3. §Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
УПО: Не зміцниться людина безбожністю, корінь же праведних не захитається.
KJV: A man shall not be established by wickedness: but the root of the righteous shall not be moved.

4. §Добродетельная жена -- венец для мужа своего; а позорная -- как гниль в костях его.
УПО: Жінка чеснотна корона для чоловіка свого, а засоромлююча мов та гниль в його костях.
KJV: A virtuous woman is a crown to her husband: but she that maketh ashamed is as rottenness in his bones.

5. §Промышления праведных -- правда, а замыслы нечестивых -- коварство.
УПО: Думки праведних право, підступні заміри безбожних омана.
KJV: The thoughts of the righteous are right: but the counsels of the wicked are deceit.

6. §Речи нечестивых -- засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
УПО: Безбожних слова чатування на кров, а уста невинних урятовують їх.
KJV: The words of the wicked are to lie in wait for blood: but the mouth of the upright shall deliver them.

7. §Коснись нечестивых несчастие -- и нет их, а дом праведных стоит.
УПО: Перевернути безбожних і вже їх нема, а дім праведних буде стояти.
KJV: The wicked are overthrown, and are not: but the house of the righteous shall stand.

8. §Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
УПО: Хвалять людину за розум її, а кривосердий стає на погорду.
KJV: A man shall be commended according to his wisdom: but he that is of a perverse heart shall be despised.

9. §Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
УПО: Ліпше простий, але роботящий на себе, від того, хто поважним себе видає, та хліба позбавлений.
KJV: He that is despised, and hath a servant, is better than he that honoureth himself, and lacketh bread.

10. §Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
УПО: Піклується праведний життям худоби своєї, а серце безбожних жорстоке.
KJV: A righteous man regardeth the life of his beast: but the tender mercies of the wicked are cruel.

11. §Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
УПО: Хто оброблює землю свою, той хлібом насичується, хто ж за марницею гониться, той позбавлений розуму.
KJV: He that tilleth his land shall be satisfied with bread: but he that followeth vain persons is void of understanding.

12. §Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
УПО: Безбожний жадає ловити у сітку лихих, а в праведних корень приносить плоди.
KJV: The wicked desireth the net of evil men: but the root of the righteous yieldeth fruit.

13. §Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
УПО: Пастка злого в гріху його уст, а праведний з утиску вийде.
KJV: The wicked is snared by the transgression of his lips: but the just shall come out of trouble.

14. §От плода уст [своих] человек насыщается добром, и воздаяние человеку -- по делам рук его.
УПО: Людина насичується добром з плоду уст, і зроблене рук чоловіка до нього впаде.
KJV: A man shall be satisfied with good by the fruit of his mouth: and the recompence of a man's hands shall be rendered unto him.

15. §Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
УПО: Дорога безумця пряма в його очах, а мудрий послухає ради.
KJV: The way of a fool is right in his own eyes: but he that hearkeneth unto counsel is wise.

16. §У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
УПО: Нерозумного гнів пізнається відразу, розумний же мовчки ховає зневагу.
KJV: A fool's wrath is presently known: but a prudent man covereth shame.

17. §Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного -- обман.
УПО: Хто правду говорить, той виявлює праведність, а свідок брехливий оману.
KJV: He that speaketh truth sheweth forth righteousness: but a false witness deceit.

18. §Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых -- врачует.
УПО: Дехто говорить, мов коле мечем, язик же премудрих то ліки.
KJV: There is that speaketh like the piercings of a sword: but the tongue of the wise is health.

19. §Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык -- только на мгновение.
УПО: Уста правдиві стоятимуть вічно, а брехливий язик лиш на хвилю.
KJV: The lip of truth shall be established for ever: but a lying tongue is but for a moment.

20. §Коварство -- в сердце злоумышленников, радость -- у миротворцев.
УПО: В серці тих, хто зло оре, омана, а радість у тих, хто дораджує мир.
KJV: Deceit is in the heart of them that imagine evil: but to the counsellors of peace is joy.

21. §Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
УПО: Жодна кривда не трапиться праведному, а безбожні наповняться лихом.
KJV: There shall no evil happen to the just: but the wicked shall be filled with mischief.

22. §Мерзость пред Господом -- уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
УПО: Уста брехливі огида у Господа, а чинячі правду Його уподоба.
KJV: Lying lips are abomination to the LORD: but they that deal truly are his delight.

23. §Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
УПО: Приховує мудра людина знання, а серце безумних глупоту викликує.
KJV: A prudent man concealeth knowledge: but the heart of fools proclaimeth foolishness.

24. §Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
УПО: Роботяща рука пануватиме, а лінива даниною стане.
KJV: The hand of the diligent shall bear rule: but the slothful shall be under tribute.

25. §Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
УПО: Туга на серці людини чавить її, добре ж слово її веселить.
KJV: Heaviness in the heart of man maketh it stoop: but a good word maketh it glad.

26. §Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
УПО: Праведний вивідає свою путь, а дорога безбожних зведе їх самих.
KJV: The righteous is more excellent than his neighbour: but the way of the wicked seduceth them.

27. §Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
УПО: Не буде ледачий пекти свого полову, а людина трудяща набуде маєток цінний.
KJV: The slothful man roasteth not that which he took in hunting: but the substance of a diligent man is precious.

28. §На пути правды -- жизнь, и на стезе ее нет смерти.
УПО: В путі праведности є життя, і на стежці її нема смерти.
KJV: In the way of righteousness is life: and in the pathway thereof there is no death.

1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
4 Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.
5 Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.
6 Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
7 Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит.
8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
14 От плода уст [своих] человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его.
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
20 Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
22 Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
28 На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.

1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. Здесь любовь к наставлению приравнивается к любви к знанию. Второе не бывает без первого. Наставление противно нашему гордому сердцу, поэтому единственный путь к христианскому совершенству лежит через смирение воли.

2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Благость — это один из даров Духа. Добрый человек наполнен Духом и отражает Божью благость.

Человек коварный противопоставляется доброму. В день великий всевидящий Судья не замедлит наказать его (Мал.3:5; Пс.49:16—21).

3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. Здесь нам становится ясно, что человек, живущий беззаконием, может некоторое время благоденствовать, но не может утвердить себя, ибо это под силу лишь Богу.

Праведник же покоится на твердом основании и не может поколебаться. Ветер может срывать его листья, а буря ломать ветви, но он укоренен в Боге и недвижим. Это великая надежда Церкви, которую не в силах одолеть врата ада (Мтф. 16:18).

4. Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его. Верная (31:11—12), целомудренная (Тит.2:5; 1Пет.3:2), почтительная и послушная (Еф.5:22—23; 1Пет.3:4—6), заботливая (Тит.2:5), радуется, когда ее мужа чествуют, уважают и любят, покрывает, насколько возможно, его недостатки, мудро управляет своим домом (14:1), добросовестно занимается домашними трудами (31:27—28), добра и заботлива ко всем окружающим (31:20, 26) и, как основание всего, боится Господа (31:30) — такова жена добродетельная.Пусть девушка, взирая на сей священный союз, с глубоким молитвенным размышлением осознает его важность. Будет ли она венцом для своего мужа или опозорит его? Станет ли она помощницей, как предназначил Бог (Быт.2:18), или превратится в искусительницу, совращенную сатаной? Если она не станет венцоммужа, она опозорит саму себя. Если она сделается гнилью в костях мужа, она будет болезнью и для себя.

5. Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство. Здесь показаны источники злых и добрых деяний. Промышления праведных, обновленные духом их ума, справедливы. Они научены измерять все Божьим правилом, они уповают на Него, вместо того чтобы полагаться на свои суждения.

6. Слова — это естественное выражение мыслей. Как убийственны были слова Ахитофела (2Цар.17:1—4)! Но и под градом слов, уста праведных спасают их. Мудрость нашего божественного Господина всегда была Его надежной охраной (Мтф. 22:34-35, 46).

7. Мы не можем не удивляться Божьему терпению, которое позволяет нечестивым сеять на земле столько зла и несчастья. Но их триумф лишь на мгновение. И напротив, дом праведных стоит. У них будет место в Господнем доме в вечности (Откр.3:12).

8. Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. Обычная практика мира сего — заменять свет тьмой (Ис.5:20). Но что же заставляет людей искать презрения? К этому ведут не бедность, не неизвестность или неудачливость, а развращенный ум! Они слишком надменны для того, чтобы учиться. Развращенного Навала презирала собственная семья (1Цар.25:17, 25). Блудного сына начали презирать его прежние приятели (Лк.15:15—16). Такие люди окажутся в постыжении уже здесь, а также в веке будущем (Дан.12:2).

9. Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

Но почему же такая человечность отмечена как отличительная черта праведника? Да потому что он есть образ Отца Небесного, который простирает Свои крылья над всем мирозданием (Пс.32:5; 144:9, 16). Взгляните на постановления Его закона (Исх.22:30; Втор.5:14; 25:4). Его дети должны отражать весь образ Его любви.

С другой стороны, благочестивое использование языка позволяет праведнику спастись от беды, в которую нечестивец несется сломя голову (Иер.26:12—16).

14. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его. Мы уже читали о капкане, который может поставить язык. Здесь же мы видим, что он может быть благословением, причем не только для других, но и для нас самих. Здесь также описан признак святого Божьего человека: он повествуют о славе Божьего царства (Пс.144:10—11). Мы насытимся благом от плодов наших уст (Прит.13:2; 15:23).

15. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Обольщение глупца мешает стяжанию мудрости. Он никогда не спрашивает совета, ибо ему не нужно водительство. Он льнет к своим путям, потому что они его. У него нет сомнения по поводу небес. Он считает, что путь туда не настолько узок, чтобы лишь немногие могли найти его; напротив, он уверен, что его так легко обнаружить, что лишь немногие могут не заметить его. Вся его вера основана на самообмане. Боже мой, спаси меня от себя самого, от моего собственного самообольщения!

Учительный дух — бесспорное доказательство мудрости. Не стал ли Моисей мудрее, послушав совета Иофора, а Давид — обратив внимание на предостерегающий совет Авигеи? Сколь же драгоценен божественный совет для чада Божьего (Ис.9:6)!

16. У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. Всегда контролируйте свой язык. Необузданный язык служит доказательством нераскаянного сердца. Не позволяйте ему свободно разгуливать, когда вы в гневе. Сам себя он не может контролировать. Гнев глупца, которому поддаются Божьи чада, представляет печальное зрелище. А вот самообладание, подавляющее нарастающий гнев, доказывает благоразумие христианина. Поэтому, когда чувствуем, что начинаем сердиться, мы сразу же должны возопить к тому, кто успокаивает бурю (Мтф. 8:26; Пс.64:8). Нам следует постоянно помнить, что Христос не отвечал, когда Его поносили (1Пет.2:23).

17. Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман. Эта притча может показаться столь ясной, что ничего не нужно о ней говорить. Но Писание учит не только глубоким и испытующим истинам, но и ставит печать Божьего одобрения на житейские истины.

Ложный свидетель не всегда говорит ложь, но обман случается и тогда, когда он представляет истину в ином свете или утаивает ее часть. Правда иобман характеризуют два типа людей в этом мире. Стремитесь к тому, чтобы ваша жизнь была жизнью истины и праведности.

Мудрость учит врачевать язык. Она подсказывает нам, как, когда, что и кому говорить. Хорошо, когда под языком у нас нет яда. Но этого мало. Язык должен еще и врачевать.

20. Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев. Корень коварства находится в нашем сердце. Насколько же рано оно там появляется! Дитя готово солгать при первом же искушении. Коварство принимает многие формы: ложь, преувеличение и предумышленное извращение истины.

23. Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. Чтобы передать знание, тоже нужна мудрость, так как не все и не всегда можно говорить. Но знание, содержащееся в Писании, нельзя утаивать. В подходящее время его следует озвучивать перед подходящими людьми. Можно причинить немалый вред, обсуждая христианский опыт с неверующим, ведь о нем мы можем говорить лишь с боящимся Бога. Итак, не всякая истина подходит всем и в любое время (Еккл.3:7; Ам.5:13). Благословенный Господь говорил Своим ученикам, что не нужно трубить о Его деяниях, пока не пришло время рассказать о них (Мтф. 16:20; 17:9). Апостол Павел никому не открывал своих духовных переживаний на протяжении четырнадцати лет. Он упомянул о них лишь тогда, когда потребовалось подтвердить его апостольское призвание (2Кор.12:1—6).

Глупцы, напротив, провозглашают свою глупость повсюду. В спорах, где более мудрые опасаются произносить окончательное мнение, они очень догматичны. Они учат, когда им самим следовало бы учиться. Недоверие к себе и смирение — вот важные качества для тех, кто хочет использовать Божьи дары для Его славы.

24. Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. Успех ждет того, кто прилежен. Верный слуга был поставлен господствовать над имением своего господина (Мтф. 24:45—47).

26. Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.Хотя нечестивый Валаам признал превосходство праведника, он все равно соблазнился богатством и погиб (Числ.31:8). Саул признал правоту Давида, Иоас с уважением относился к Елисею, но и тот, и другой продолжали идти своими нечестивыми путями. Нужно внимательнее исследовать свой путь. С кем я иду? Иду ли я в верном направлении?

27. Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. Как горестна привычка бездельничать! Она подобна смертельной болезни. Вылечить ее можно только с Божьей помощью. Лень нужно пресекать на корню, умерщвлять при первых же признаках ее появления и не уступать ей ни пяди. Иногда человек заставляет себя пойти на охоту. Но этот порыв скоро проходит и ему не хватает сил даже приготовить ужин.

Не отличное ли это изображение человека, который исповедует Христа, но ленив в своей вере? С удивительным энтузиазмом он становится Христовым учеником, но если корня в нем нет, его рвение вскоре увядает и засыхает (Мтф. 13:20—21). Хорошее начало — ничто, если затем не искать благодати, которая помогает быть настойчивым до конца. Благочестие без постоянства не имеет награды (2 Ин.8).

Итак, христианин, будь прилежным. Расходуй себя в служении Христу. Твои благословения умножатся. Ты прославишь Бога и обеспечишь себе венец.

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.

Комментарии из Женевской Библии: Притчи 12 глава

12:1 Любовь к наставлению и любовь к знанию сопутствуют друг другу, ибо тот, кто стремится к первому, получает и второе.

12:2 Пословицы, упоминающие имя Господне, как правило, говорят о Нем в контексте предписанной заветом веры.

Добрый. Т.е. человек, верный завету и праведный перед Богом.

благоволение. Иначе говоря, милосердие Божие, в котором Он предстает как Спаситель.

коварного. См. 1 Кор. 6,9.10; Гал. 5,19.21.

12:4 См. 31,10-31.

12:5 Человеческие поступки обусловлены подлинной, скрытой сущностью человека. В этом стихе содержится предупреждение о том, что нельзя судить о людях по их внешнему облику (10,19.20 и ком.).

12:6 См. 1,11. Слова могут творить добро и зло.

спасают их. Т.е. тех, кто оказался жертвой нечестивых.

12:7 См. ст. 3, а также 10,25 и ком.

12:8 разума. Т.е. здравого смысла, всякое проявление которого достойно похвалы.

развращенный сердцем. Это выражение относится к человеку, чьи мысли пребывают в полном беспорядке, и потому он, скорее, непоследователен, нежели зол.

12:9 простой. Т.е. человек, не занимающий сколько-нибудь заметного социального положения и ничем не выдающийся.

12:10 Мудрость распространяется и на отношения человека с животным миром (3 Цар. 4,33), рассматривая этот мир как часть сотворенного миропорядка.

Праведный. Т.е. человек, который печется о сохранении гармоничных отношений со всем окружающим миром.

жестоко. Нечестивый человек не заботится о поддержании добрых взаимоотношений с другими, и потому он неспособен к милосердию.

12:11 Развивая тему ст. 9, данный стих противопоставляет плодотворность честного и упорного труда бесплодным мечтаниям (см. 6,6-11; 20,4; 24,30-34; 28,19).

12:12 Несмотря на неясность деталей соответствующего места в древнееврейском тексте, общий смысл противопоставления праведности и нечестия вполне очевиден.

12:13 См. 10,11.14.31.

12:14 Учение мудрости о воздаянии, отраженное, к примеру, в ст. 21, здесь заключается в мудрой речи, благодаря которой устанавливаются добрые взаимоотношения и оберегается установленный порядок вещей. Результат мудрой речи так же ощутим, как и результат физического труда.

12:16 Сдержанность здесь показана как одно из качеств мудрого человека. Слишком поспешный и не в меру решительный ответ глупца лишает его возможности объясниться со своим собеседником и уладить дело. Мудрый человек, напротив, всегда оставляет открытым путь к примирению.

12:17 Эта, на первый взгляд, содержащая тавтологию пословица в действительности отражает связь между характером человека и его поступками (см. ст. 5 и ком.).

12:20 Коварство. В данном случае это слово несет в себе антитезу радости, следовательно, его надо понимать как синоним самообмана.

у миротворцев. Букв.: "у мирных". Древнееврейское "шалом" означает цельность и указывает, скорее, на взаимоотношения с людьми, нежели на субъективное чувство

12:21 никакого зла. На этом положении, которое подразумевает как естественное возмездие, так и суд Божий, основывается все учение мудрости. Вопрос о страданиях праведников также должен рассматриваться в соответствии с этим принципом.

12:22 См. ст. 18,19. Основой истины является откровение Господа в завете.

12:23 скрывает. Рассудительный человек поступает так не из себялюбия, а из осторожности, опасаясь, как бы обнаруженное им знание не было сочтено похвальбой; мудрый человек знает, когда уместно говорить, а когда – хранить молчание (26,4.5; Еккл. 3,7).

высказывает глупость. Глупец не только преувеличивает достоинства своего ума, но и безудержно твердит о них, всем своим видом выдавая собственную глупость.

12:24 Прилежный труд дает власть над обстоятельствами жизни, в то время как леность ставит человека в зависимость от них.

12:27 Возможный перевод: "силки ленивого не принесут ему пропитания".

12:28 жизнь. См. 3,2.18 и ком.

нет смерти. См. 2,18 и ком., а также 3,2. Древнееврейское сочетание согласных букв, переведенное как "нет", может также означать предлог "к". В таком случае фраза читается так: "(но) существует путь, ведущий к смерти". Если принять прежний перевод, необходимо отметить, что слова "нет смерти" не являются предвосхищением новозаветного учения о вечной жизни.

Читайте также: