Освяти руку свою раной

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

“Когда изострю сверкающий меч Мой,

и рука Моя примет суд, то отомщу врагам Моим

и ненавидящим Меня воздам, удою стрелы Мои кровью,

и Мой меч насытится плотью, кровью убитых и пленных”

(Второзаконие, гл. 32, стр.41-42)

Врагов же моих тех, которые не хотели,

чтобы я царствовал над ними,

приведите сюда и избейте предо мною .

(Евангелие от Луки, гл.19, стр.27)

В последнее время широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Православное Христианство представляет собой некую смесь древнееврейской мифологии и толстовского гуманизма. В частности, бытует мнение, что Христианин должен безропотно сносить любые оскорбления и обиды, и уж тем более он не имеет права с оружием в руках отстаивать интересы своего Отечества и своей Веры – дескать, смирись и подставь другую щёку. Но соответствует ли подобное мировосприятие Православному вероучению? Задача данного текста – дать исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Завет, заключённый с Верными.

Одним из основных доводов, приводимых “непротивленцами” в защиту своей точки зрения является превратно истолкованная Заповедь “Не убивай” (Исход, 20, 13). Как правило, такие аргументы приводятся людьми, Библию не читавшими, а потому не понимающими, в каком контексте были даны людям Заповеди.

В частности, мало кто из “гуманистов от православия” знает, что Заповеди были даны в рамках Завета, заключённого с Верными (на тот момент с богоизбранным еврейским народом – см. книгу “Исход”) и регламентировали отношения исключительно среди ближних. В частности, сказано: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исход, 20,16), “Не желай дома ближнего твоего” (Исход, 20, 17) и.т.д.

После того, как евреи предали Бога и были Им отвергнуты (Исайя, 1, 4; Иоанн, 8, 44), был заключён Новый Завет. Круг Верных изменился, однако суть взаимоотношений осталась прежней. Но об этом мы поговорим позже, а пока коротко остановимся на некоторых эпизодах Ветхого Завета, раскрывающих тему убийства.

Убийство как проявление Божественной Воли.

“В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было бы мертвеца” (Исход, 12, 29-30). Смерть египетских первенцев – наказание, посланное Египтянам за непослушание фараона, отказавшегося исполнить Волю Бога и отпустить евреев из Египта. Мы видим, что Господь убивал нарушивших Его Волю.

Более того, Господь дал право убивать людям. В частности, в Законе (см. Книгу Левит), данном Богом вместе с Заповедями, перечислены случаи, в которых можно и нужно убивать. Например, “Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них” (Левит, 20, 13), “Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте” (Левит, 20, 15). Закон также предписывает уничтожать богохульников: “И хулитель имени Господня должен умереть, камнями его побьёт всё общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти” (Левит, 24, 16). Эти слова показывают, что Заповедь “не убивай” запрещает убийство как жизненный принцип, убийство “просто так”, но не накладывает запрет на убийство во Имя Господне.

Вспомним книгу Иисуса Навина (эпизод разрушении Иерихона): “И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечём” (Иисус Навин, 6, 20). “И Господь был с Иисусом” (там же, 6, 26). Господь всегда с теми, кто убивает во Имя Его.

Завершая тему Ветхого Завета, следует вспомнить деяния Пророков, людей воистину Святых, чьи слова и действия направлялись и освящались непосредственно Святым Духом (“Верую и в Духа Святаго, Господа Животворящего глаголавшаго Пророки” – Православный Символ Веры). В третьей Книге Царств (глава 18) мы можем прочитать, что сделал Пророк Илия с сатанистами, поклоняющимися Ваалу: “И сказал им Илия: схватите пророков Валовых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их. И отвёл их Илия к потоку Киссону, и заколол их там”. Подобные эпизоды можно встретить на протяжение всего Писания.

Итак, мы рассмотрели несколько ярких эпизодов Ветхого Завета, однозначно свидетельствующих, что в ряде случаев, согласно Воле Господа, мы должны убивать. А теперь перейдём к книгам Нового Завета, и посмотрим, как тема убийства раскрывается в них.

Жестокая Истина Нового Завета.

Прежде всего стоит отметить, что деление Священного Писания на Ветхий и Новый Завет носит достаточно условный характер. Вопреки распространённой ныне ереси (чем-то напоминающей маркионизм), Ветхий и Новый Завет являются неразделимыми частями одного целого. Вспомним слова Христа: “ Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Евангелие от Матфея, 5, 17-18). Таким образом, всё сказанное в Ветхом Завете остаётся в силе и по сей день (за исключением отдельно оговоренных в Новом Завете “несмысловых” моментов вроде обрезания).

Единство Ветхого и Нового Завета проявляется и в отношении обсуждаемого нами вопроса. “Не мир пришёл я принести, но меч” (От Матфея, 10, 34) – этими словами Спаситель исключает возможность “толстовского” истолкования Писания. Из текста Евангелия следует, что и Апостолы Христа носили при себе мечи. Носили не по собственному усмотрению, а по указанию Христа: “ Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч ” (От Луки, 22, 36).

Зачем ученикам Христианам носить мечи? А вот зачем: “Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною” (От Луки, гл.19, стр.27).

Итак, учение Христа не только не противоречит сказанному в Ветхом Завете, но и продолжает, дополняет его (что, в общем-то, неудивительно). В завершение нашего исследования обратимся к сочинениям Святых, почитаемых Православной Церковью.

Правда Святых Отцов.

“Е сли и убьёт кто по воле Божией, то всякого человеколюбия лучше убийство то . Если же и пощадит кто вопреки воле Божией, то страшнее всякого убийства будет та пощада ” – пишет Святой Преподобный Иосиф Волоцкий, один из самых почитаемых на русских Святых, заграждая лживые уста “гуманистов”.

У того же Святого читаем: “Если жид дерзнет развратить христианскую веру, подлежит отсечению головы”. Указания на возможность и необходимость совершения убийств в ряде случаев встречаются и у других Святых. Нетолерантные речи произносит Иоанн Златоуст: “Если услышишь, что кто-нибудь хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной”.

VIII правило Василия Великого (его правила почитаются Православными наряду с правилами Поместных соборов) гласит: “Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. ” Это значит, что убивающий за Веру и Отечество является не убийцей, а поборником целомудрия и благочестия.

На основании приведённых выше цитат из Священного Писания и Священного Предания можно с уверенностью сказать, что попытки смешать Православие с толстовским непротивленчеством или западным гуманизмом являются богохульной ересью, с которой нам, Православным Христианам, должно бороться словом и мечом.

Святитель Иоанн Златоуст

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ

БЕСЕДА ВТОРАЯ. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже, во время которого низвергнуты были царские статуи. – Бедственное состояние жителей города. – Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. – Против богохульников. – В чем состоит истинное богатство. – Похвала и награда гостеприимству. – Плоды милостыни. – Непрочность богатства. – Бедность для тех, кто благоразумно сносит ее, есть великое богатство. – Об истине св. евхаристии.

БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором о помиловании несчастного города. – В чем состоит истинный пост. – Бог хочет, чтобы люди сами к Нему прибегали. – Бесполезность поста, если мы не воздерживаемся от пороков. – Описание настоящего бедствия. – Частые землетрясения в Антиохии. – Нравственное увещание.

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о терпении. – Пример праведного Иова и трех отроков. – О воздержании от клятв. – Плоды скорбей. – Бедствие, как причина перемены к лучшему. – Поклонение персов огню как Богу. – Нравственное увещание.

БЕСЕДА ПЯТАЯ. Терпение Иова – основа его славы. – Бедствия настоящей жизни – ничто. – Единственное истинное бедствие есть грех. – Нужно бояться не смерти, а оскорбления своими грехами Спасителя. – Чистая совесть не страшится смерти. – Покаяние утишает гнев Божий. – Покаяние ниневитян. – Нужно воздерживаться от клятвы.

БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. – Церковь утешает тех, кто были устрашены властями. – Различные побуждения к утешению жителей Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия. Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие царских уполномоченных. – Милость императора по случаю праздника Пасхи. – Не должно бояться смерти; должно бояться греха. – Лазарь и бессердечный богач. Три отрока в пещи огненной. – Увещание не клясться.

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Нужно скорбеть только о грехе. – На слова: В начале сотворил Бог небо и землю. – Адам, где ты? – В них заключается много утешения. – Нужно отстать от привычки клясться.

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Св. Писание есть неиссякаемый источник утешения. – Преимущества, какие оно доставляет людям. – На слова: Бог ходил вечером по раю. – Страх Адама; страх грешника вообще. – Увещание к добродетели. – Должно воздерживаться от клятвы.

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Любовь проповедника к жителям Антиохии. – Поздравление им с их преуспеянием в добре. – Сожаление, что многие пренебрегают священными словами. – Почему св. Писание явилось так поздно? – Красота творения. – Звезды. – Ночь и день. – Порядок времен, земля и стихии, солнце – все это поведует всемогущество и премудрость Творца. – Должно воздерживаться от клятвы.

БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Великая польза от слушания слова Божия. – Чудеса творения. – Представляемое ими изумительное разнообразие. – Неизвинительность язычников в том, что они боготворили вселенную. – Должно воздерживаться от клятвы.

БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Милость и прощение жителей Антиохии. – Чудеса творения. – Тело человеческое. – Глаза. – Уши. – Мозг. – Сердце. – Превосходство человека над животными. – Польза, какую человек получает от разных видов животных. – Должно воздерживаться от клятвы и готовиться достойно отпраздновать праздник Пасхи.

БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Благодатное действие прощения оскорблений, нанесенных императору. – О том, что Бог проявляется в творении. – Творя человека, Бог вложил в его сердце начала естественного закона. – Тщательно должно избегать клятвы.

БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Поздравление народу по поводу того, что он избавился от своей тревоги и что после бури наступила тишина. – Возвращение к прежнему предмету. – Естественный закон, совесть и другие средства, которыми пользуется божественная благость для приведения нас к добродетели. – Дурная привычка антиохийцев – клясться при общественных и частных делах. – Радость об исправлении некоторых от этой привычки, но желательно было бы полное избавление от нее. – Увещание к исправлению.

БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Новый тревожный слух после успокоения. – Неосновательность его и благодарение Богу за отвращение угрожавшей бури. – Продолжение прежнего предмета о клятвах. – Гибельность клятвы, доказываемая примером Ирода, который для исполнения своей безумной клятвы погубил Иоанна Крестителя. – Даже клятва частного лица причиняет много неудобств, а клятва государя может сделаться истинным бедствием для целого народа. – Пример неразумных клятв Саула и Иеффая. – Зло, причиненное царем Седекией иудейскому народу чрез нарушение клятвы в верности Навуходоносору. Как все воздерживались от бань во исполнение запрещения, наложенного Феодосием, так все должны исполнять и повеление Спасителя о непозволительности клятвы. – В Антиохии впервые последователи Христа стали называться христианами; поэтому ей следует быть и первым городом, изгоняющим всякое богохульство. (Исправления – Людмила Жмурина, С.-Петербург).

БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Полезность страха. – Он больше приносит пользы, чем веселость. – Толкование на текст из книги Иисуса Сираха 9:18. – Средства обеспечения нас от опасностей мира сего. – Клясться хуже чем убивать. – Увещание о том, чтобы верные избегали клятв. (Исправления – Людмила Жмурина, С.-Петербург).

БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Страх жителей Антиохии при слухе о прибытии в их город воинов и успокоение их правителем. – Обличение этой слабости, недостойной христиан. – Продолжение беседы о клятве. – Узы ап. Павла и их поучительность. – Христианин, подобно ап. Павлу, должен любить страдания, ведущие его к славе вечной жизни. По поводу третьей недели великого поста проповедник увещевает слушателей не столько высчитывать количество протекшего времени, сколько сумму своего преуспеяния в добродетели и особенно в борьбе с дурной привычкой клясться. (Исправления – Людмила Жмурина, С.-Петербург).

БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Благодарение Богу за отвращение угрожавшего Антиохии бедствия и похвала ревности иноков и отшельников, ходатайствовавших о помиловании города. – Равнодушие языческих философов к бедствию города и превосходство христианской любви. Утешение народу по случаю лишения Антиохии некоторых прав и преимуществ. – Истинная слава города должна быть не во внешних преимуществах, а во внутренних добродетелях его жителей. – Антиохия славна тем, что в ней впервые верные получили имя христиан, она щедро помогала Иерусалиму во время голода и отвергла заблуждения, которые хотели распространить иудеи. – Такие преимущества неотъемлимы у нее. – Увещание к поддержанию благочестия и религиозности. (Исправления – Людмила Жмурина, С.-Петербург).


Аргументы первых достаточно просты и понятны: раз Златоуст сказал, значит - можно, нужно и даже должно.

Аргументы вторых обычно куда менее конкретны и основаны скорее на глубоком ощущении несопоставимости этого призыва со всем массивом новозаветных текстов и православного Предания в целом. Да и в трудах самого Златоуста подобный призыв встречается лишь однажды (иначе всем известная цитата в сетевых спорах неизбежно оказалась бы дополнена другими, сродными ей по смыслу).

Очевидно, чтобы разобраться в этом, следует для начала прояснить один простой и закономерный вопрос: а что же имел в виду сам святитель Иоанн Златоуст, когда произносил эти суровые слова? Каких именно богохульников подразумевал он, призывая свою паству освятить кулаки ударами об их лица?

Бунт

В 387 году в крупнейшем городе Малой Азии - Антиохии - вспыхнул народный бунт. Причиной его стало очередное повышение налогов императором Феодосием. Ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы и без того были почти разорены постоянно увеличивающимися поборами в имперскую казну. Но тут в придачу к обычным сборам вдруг был объявлен еще и внеочередной, в честь юбилея императора Феодосия. Размеры его были столь велики, что после обнародования императорского указа весь город впал в глубокое уныние. Потом то тут, то там начался все более возрастающий ропот против такой бесчеловечной политики.

Нарастающие беспорядки через несколько дней переросли в полномасштабное восстание. Возмущенные толпы стали повсюду уничтожать изображения императора и членов его семьи. Нарисованные на деревянных досках портреты, выставленные у общественных зданий во многих местах города, были разбиты камнями. Той же участи подверглись и многочисленные императорские статуи. Обвязанные веревками, они были низвергнуты с пьедесталов.

Разгневанный народ с бранью и оскорблениями таскал статуи императора и членов его семьи по улицам города. Затем они были разбиты на куски и сброшены в реку. Жертвой восставших стала даже тяжелая конная статуя Феодосия, в разрушении которой участвовало множество людей.
Реакция императора не заставила себя долго ждать. По тогдашним законам оскорбление, нанесенное изображению царя, было равно оскорблению самого царя. Город был подвергнут жестоким репрессиям, множество жителей были казнены, брошены в тюрьмы, лишены всех прав и владений. Десятки тысяч антиохийцев в страхе бежали из родного города, становясь легкой добычей множества разбойничьих банд, орудовавших в округе. Слезы, голод и постоянный страх новых бедствий - вот все, что осталось на долю уцелевших жителей Антиохии после глумления над изображениями членов императорской семьи.

Богохульники

В той, самой первой, беседе накануне бунта и прозвучал призыв святителя любыми средствами, вплоть до рукоприкладства, унять людей, возмущающих народ своими речами. Этих смутьянов Златоуст и называет здесь богохульниками. Такое определение становится понятным после прочтения всех бесед. Основной их мотив - успокоение обнищавшего народа.

tkacenko-159

Врач

В накаленной до крайности обстановке готовящегося антиналогового бунта Иоанн Златоуст призывал свою паству делать все возможное для того, чтобы этот бунт не состоялся. До своего пострига в монашество он получил блестящее образование, несколько лет был адвокатом, прекрасно знал законы Империи и понимал, какими кровавыми последствиями обернется для антиохийцев назревающий мятеж.

Бедность из-за непосильных налогов, конечно же, была бедствием для горожан. Но все ее тяготы были несопоставимы с той катастрофой, которая грозила городу за восстание против императора. Поэтому Златоуст прилагал все усилия, стремясь уберечь земляков от мятежа. Он называл мятежников богохульниками, отрицающими Промысл Божий, и просил своих прихожан образумить этих обольщенных и простодушных бедняков, употребляя для этого все средства, вплоть до рукоприкладства, если это будет нужно.

Выбор




Может ли быть гнев праведным? И если да, то в каком случае? И что говорят об этом Евангелие и Отцы Церкви?

Если подумать, добавлением этого слова заповедь была почти полностью обесценена, потому что очень немногие из нас могут увидеть и признать, что разгневались напрасно.

Большей частью люди считают, что их гнев свят и праведен, и возлагают ответственность за него на обидчика.


Святитель Николай Японский (1836–1912)

Таких примеров в святоотеческой литературе великое множество, что дает некоторым современным православным основание для аналогичного поведения в интернет-пространстве.

Однажды один человек оскорбил маму автора этого текста со ссылкой на прп. Ефрема Сирина: дескать, святой так делал, а я ему подражаю. Такие неприятные случаи происходят в свете отсутствия четкого церковного учительства по данному вопросу.

При анализе подобных цитат становятся очевидным, что священнослужители, шокирующие народ своими жесткими и подчас аморальными высказываниями, появились не на пустом месте — при желании из конструктора святоотеческих цитат можно с легкостью соорудить оправдание такому поведению.


Преподобный Силуан Афонский (1866–1938)

Можно заключить, что среди Отцов Церкви было распространено два мнения в отношении допустимости оскорбления еретиков и противников, причем Исаак Сирин и Силуан Афонский здесь оказываются в явном меньшинстве. В то же время я убежден, что они были гораздо более искусными мистиками и боговидцами, чем их ругающиеся коллеги.

Как же разрешить возникающее в церковном Предании противоречие? Выход может быть только один: признать, что святые не были безгрешными и безошибочными существами, и далеко не во всем они достойны подражания.

Так, например, если святой император Николай II курил, любил играть в карты и стрелять по воронам, — это не повод возводить эти занятия в ранг добродетели.

Зачастую стремление некритически подражать святым вызвано инфантильным желанием отключить свою голову и возложить ответственность за принятие решений на кого-то другого. К сожалению, эта тенденция сильно укоренена в христианской традиции и с трудом поддается выкорчевыванию. Остается только выразить надежду на то, что люди будут больше учиться думать самостоятельно, а священноначалие будет активно содействовать воспитанию своей паствы в духе гуманизма и христианского человеколюбия.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.


Может ли быть гнев праведным? И если да, то в каком случае? И что говорят об этом Евангелие и Отцы Церкви?

История христианской Церкви — это, помимо прочего, история непрекращающихся попыток приспособить учение Иисуса Христа к нуждам мира сего.

Одна из таких попыток встречается уже в Евангелии.

Если подумать, добавлением этого слова заповедь была почти полностью обесценена, потому что очень немногие из нас могут увидеть и признать, что разгневались напрасно.

Большей частью люди считают, что их гнев свят и праведен, и возлагают ответственность за него на обидчика.

Таких примеров в святоотеческой литературе великое множество, что дает некоторым современным православным основание для аналогичного поведения в интернет-пространстве.

Однажды один человек оскорбил маму автора этого текста со ссылкой на прп. Ефрема Сирина: дескать, святой так делал, а я ему подражаю. Такие неприятные случаи происходят в свете отсутствия четкого церковного учительства по данному вопросу.

При анализе подобных цитат становятся очевидным, что священнослужители, шокирующие народ своими жесткими и подчас аморальными высказываниями, появились не на пустом месте — при желании из конструктора святоотеческих цитат можно с легкостью соорудить оправдание такому поведению.

Можно заключить, что среди Отцов Церкви было распространено два мнения в отношении допустимости оскорбления еретиков и противников, причем Исаак Сирин и Силуан Афонский здесь оказываются в явном меньшинстве. В то же время я убежден, что они были гораздо более искусными мистиками и боговидцами, чем их ругающиеся коллеги.

Как же разрешить возникающее в церковном Предании противоречие? Выход может быть только один: признать, что святые не были безгрешными и безошибочными существами, и далеко не во всем они достойны подражания.

Так, например, если святой император Николай II курил, любил играть в карты и стрелять по воронам, — это не повод возводить эти занятия в ранг добродетели.

Зачастую стремление некритически подражать святым вызвано инфантильным желанием отключить свою голову и возложить ответственность за принятие решений на кого-то другого. К сожалению, эта тенденция сильно укоренена в христианской традиции и с трудом поддается выкорчевыванию. Остается только выразить надежду на то, что люди будут больше учиться думать самостоятельно, а священноначалие будет активно содействовать воспитанию своей паствы в духе гуманизма и христианского человеколюбия.

Читайте также: