Ордер древней греции своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Жилой дом Buckle Street Studios, расположенный в районе Олдгейт Ист в Лондоне, представляет собой новое тринадцатиэтажное здание, состоящее из 103 компактных апартаментов, коворкинга в мезонине, кафе, конференц-залов и концептуального магазина. Архитектурная студия Grzywinski + Pons спроектировали здание с нуля, а также все интерьеры и большую часть мебели.‎ ‎Городская засыпная площадка является частью плотного и разнообразного здания как по масштабу, так и по стилю. Малоэтажные исторические сооружения находятся непосредственно рядом с современными высотными зданиями. В процессе планирования архитекторы работали вместе с муниципальными властями, чтобы проект выполнял желаемую роль архитектурного посредника как в массе, так и в архитектурном решении. Согласно существующей ситуации участка, архитекторы уточнили материалы и определили формальный язык, чтобы смягчить архитектурный скачок от небольших исторических зданий к более более современной архитектуре.‎ Большая часть структурной нагр

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Ордерная система древней Греции

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Самым ранним греческим ордером был дорический, позже, в 6 в. до н.э., появляются ранние варианты ионического ордера. Дорический ордер развивался в основном в Пелопоннесе и Великой Греции (греческие колонии в Сицилии и на юге Италии), ионический - на побережье Малой Азии, которое называли Ионией.

Дорический ордер. Дорический храм-периптер стоял на каменном основании - стереобате, который обычно состоял из трёх массивных ступеней. Дорическая колонна, лишённая базы, непосредственно опиралась на стилобат храма, её ствол украшали желобки канелюры. Колонна имела равномерное утолщение - энтазис, которое создавало впечатление упругой мощи. Колонну завершала простая капитель - эхин полукруглого профиля, а над ней - квадратная плита-абака. Антаблемент дорического храма состоит из гладкой балки архитрава, фриза, включавшего квадратные плиты - метопы, украшенные скульптурой, и вытянутые вертикальные прямоугольники - триглифы, а также карниза. Внутреннее пространство дорического храма - наос, делилось двумя рядами колон на три нефа. В среднем, наиболее широком нефе находилась статуя божества.


Ионический ордер. Ионический ордер, по сравнению с дорическим, отличался лёгкостью пропорций. Стройная колонна имела в основании базу, и меньше чем, чем дорическая, суживалась к верху. Её канелюры разделялись узкими дорожками, подчёркивавшими вертикаль колонны, а капитель имела два изящных завитка - волюты. Волюты образуют на сторонах капители валы - балюстры. Архитрав ионического ордера состоял из трёх горизонтальных полос, вдоль всего храма сплошной лентой шёл фриз с рельефом. Прослеживается связь форм ионической капители с деревянными прототипами, которые, вероятно, соответствовали местным приёмам декоративной обработки деревянных балок.


Изысканный и пышный коринфский ордер появляется только лишь в классический период, во 2/пол. 5 в. до н.э. Его название, как считается, происходит от г. Коринф в Греции. Коринфский ордер близок к ионическому ордеру, но имеет более высокую колонну с базой и стволом прорезанным канелюрами, отличается более вытянутыми пропорциями. Основное отличие - в решении капители, представляющей собой колокол, окружённый двумя рядами листьев аканта, из четырёх углов которого, из-за листьев аканта, выступают стебли, образующие вверху небольшие завитки - волюты. На их опирается профилированный абак. Антаблемент близок ионическому, но в карнизе размещён ряд небольших кронштейнов-модульонов.

Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).

Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.

Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.



Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера – постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI - V вв. до н.э. С IV в. до н. известен коринфский ордер. Членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к сер. V в. до н.э. гибким художественным приемом архитектуры греческой классики. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорциональных соотношений отдельных его частей кладет модуль – половину диаметра ствола колонны у ее основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордера для характеристики других архитектонических систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами) ордера. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Древней Греции). Применялись также ордера или его отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Ордер вызывает большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно свободное употребление ордеров в XV веке сменяется более строгим их применением в XVI в.

Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её массивный ствол сужается кверху, прорезан желобками-каннелюрами и завершается капителью состоящей лишь из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на точном математическом расчёте.

Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы - участки фриза с тремя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза требовали рельефов, изображающих не более двух-трёх фигур, а их чередование позволяло рассказать в эпизодах о каком-нибудь сражении или подвиге мифологического героя. .По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Сегодня сохранились части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Дорический карниз имеет простое ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Вернее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой простую гладкую балку. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, часто используются пропорции "золотого сечения".

Старейшие дорические храмы сохранились, главным образом, за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них — храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалеку от Неаполя

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два изящных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по бокам стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна как бы вырастает над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он менее очевиден, чем дорический.

Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза располагаются вереницы фигур - перед нами опять таки либо сражения, либо охоты, либо культовые процессии.

Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некоторые их части дополнительно украшены простым линейным орнаментом.

Капитель колонны коринфского ордера

Коринфский ордер имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами)и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.Чаще всего стали использовать коринфские капители в 4 в. до н.э., когда архитектура стала стремиться к большей пышности. Идея такой колонны возникла, когда один архитектор на кладбище случайно увидел корзину плодов, увитую проросшими листьями аканфа.


Происхождение ордеров от деревянной стоечно-балочной конструкции не вызывало сомнений еще у Витрувия.
Действительно, как будет далее подробно показано, сходство с нею элементов ордера — как дорического, так и ионического — весьма значительно.

Широко принятое традиционное объяснение происхождения и эстетического значения ордеров, восходящее к Витрувию, но подробно развитое в XIX веке и поныне бытующее в подавляющем большинстве трудов по истории древнегреческой архитектуры, сводится к следующим двум, не связанным между собой положениям:
неоспоримое сходство ордеров с деревянным каркасом обычно объясняется постепенным, по сути дела, чисто механическим переносом традиционных форм дерево-сырцовых храмов в новый строительный материал — камень;
рассматривая формирование ордеров как механический (по традиции) перенос форм из одного материала в другой, т. е. отрывая этот процесс от какой-либо осознанной художественно-образной задачи, исследователи вынуждены объяснять их эстетические качества абстрактной красотой форм и их соотношений, будто бы достигших к середине V в. до н. э. совершенства в так называемых канонических (образцовых) ордерах.


В действительности ордера сложились в течение первых десяти—пятнадцати лет VI в. до н. э., т. е. в пределах деятельности одного поколения строителей, работавших в период становления типов монументальных общественных зданий и поисков архитектурно-выразительных средств, соответствующих новым идейно-художественным задачам и более долговечным строительным материалам. Художественное значение ордеров и его реалистическая основа раскрываются не как механическое (по традиции) воспроизведение в каменных храмах форм их деревосырцовых предшественников, но как глубоко осмысленная художественная переработка и образное отражение тщательно отобранных приемов и конструкций всего народного строительства, не только предшествовавшего формированию ордера, но и современного этому процессу.

Анализ археологических фактов показывает, что к моменту сложения ордеров стоечно-балочная конструкция играла видную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины, выработанных в древнегреческом строительстве в течение многих веков.
Поскольку дорический и ионический ордера сформировались в разных областях греческого мира, строительство в которых имело локальные различия, происхождение каждого из них должно быть рассмотрено в отдельности.


✔️ Дорический ордер.

Дорический ордер возник в греческой метрополии, где в то время имелся достаточно крупный лес, велось строительство из дерева и сырца и применялась раздельная конструкция двускатной кровли из соломы или тростника, обмазанного глиной, и горизонтального чердачного перекрытия.
Подобная конструкция, очевидно, отражена в древнейших моделях храмов, найденных в святилищах Аргоса и Перахоры, которые, как указывалось выше, свидетельствуют также о наличии деревянных опор, образовывавших портик и фронтона, очерченного выступами скатной кровли и горизонтального перекрытия. К очень раннему периоду относится появление стоек внутри помещения для увеличения его ширины и снаружи постройки с целью защитить сырцовые стены от непогоды сильным выносом кровли.


Появление черепичной кровли, получившей широкое распространение в середине VII в. до н. э., имело далеко идущие последствия:
• во-первых, скат кровли можно было уменьшить;
• во-вторых, прямоугольный план построек стал обязательным.

Развитие керамического производства и введение керамики (черепицы) в строительство было немедленно использовано для повышения долговечности конструкции путем защиты дерева терракотой от атмосферных воздействий, а также для украшения и как важнейшая попытка найти действенные средства для монументализации общественных построек.



Постройки из дерева с керамическими облицовками, по-видимому, оказались недолговечными: сырцовые стены и деревянные опоры не выдерживали приходившейся на них нагрузки (древнейшая черепица, впервые появившаяся в Коринфе, была втрое тяжелее современной) и все сооружения такого рода либо разрушались и были заменены новыми, либо подверглись перестройке и постепенному усилению несущих конструкций. Так утяжеление верхних частей дерево-сырцовых построек стимулировало переход от деревянных опор к каменным и вскоре — появление ордера.

Дальнейшее развитие ордера свелось к выработке типических форм, соответствующих камню и позволяющих выявить особенности этого нового строительного материала. Меняются соотношения несущих и несомых частей ордера, пропорции и формы ствола колонны, которая не только облегчается, суживаясь кверху, но и приобретает упругие очертания, подчеркивающие функции несения; капитель, первоначально имевшая свисающий, как бы расплющенный эхин и сильно врезанную скоцию на месте шейки, из-за чего создавалось впечатление, что ствол колонны может проткнуть ее вместе с абакой, постепенно получает меньший вынос и более упругие очертания; ведутся поиски пропорций метоп и триглифов, их упорядоченного распределения, отвечающего расположению колонн при постановке крайнего триглифа на самом углу фриза; выравниваются мутулы, первоначально имевшие различную ширину над метопами и триглифами; для сложного сочетания наклонного и горизонтального карниза; на углу фронтона находят убедительное тектоническое решение.


✔️ Ионический ордер.

Аналогичная картина раскрывается и при анализе происхождения ионического ордера и его художественного значения.
Дорический ордер сложился как изображение в камне дерево-сырцового народного зодчества и местных традиционных конструкций материковой Греции, то формирование ионического ордера связано с народным зодчеством Малоазийского побережья Эгейского моря и его островов; сказались в нем и конструктивные традиции, сложившиеся в постройках соседствующих с этими территориями народов.
Формы ионического ордера также связаны с деревянной стоечно-балочной конструкцией, характер которой, однако, был несколько иной, так как определялся другим наличным строительным материалом, а именно — более мелким лесом. В условиях менее сурового климата, чем в горных районах материковой Греции, не было необходимости и в устройстве скатной кровли: широкое распространение здесь имела плоская земляная кровля по горизонтальному настилу из мелкого леса, уложенного непосредственно на главные балки, — конструкция, сохранившаяся до наших дней в народном зодчестве многих районов Передней и Средней Азии.


Подобный горизонтальный настил, служивший основой для земляной кровли, торцы которого были выпущены за пределы стен или главной балки, перекрывавшей портик дерево-сырцовой или деревянной постройки, явился прототипом верхних частей ионического антаблемента — его карниза с зубчиками. В поисках средств монументализации строительства борт этой кровли стал укрепляться терракотовой Симой, получавшей значительную высоту (из-за большой толщины земляного слоя на кровле) и богатую орнаментальную обработку. Главная несущая балка местной деревянной конструкции, очевидно, состояла из нескольких нетолстых брусьев, уложенных один поверх другого; отсюда, надо думать, произошли характерные для каменного ионического архитрава фасции.


И если формирование дорического ордера укладывается в короткий период творчества одного поколения строителей, то создание ионического ордера должно быть отнесено к деятельности определенных мастеров. Возможно даже, что создание ионического ордера связано с творчеством одного из мастеров. Нет сомнения, что изобретение ионического ордера было подсказано и облегчено знакомством с уже сложившимся дорическим ордером.


Таким образом, археологические данные подтверждают, что ордера появились в древнегреческих общественных сооружениях в момент перехода от дерево-сырцового строительства к строительству из камня. Кратковременность процесса их создания, связанного с деятельностью одного поколения строителей (дорический ордер) или даже определенных мастеров (ионический ордер), уже сама по себе указывает на его творческий, а не пассивно эволюционный характер.



/Источник/


№ слайда 1

Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.

№ слайда 3

Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.

В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.

№ слайда 4

В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.

Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строит

№ слайда 5

Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строительства.

Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части орд

№ слайда 6

Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части ордера.

Основные части греческого ордера

№ слайда 7

Основные части греческого ордера

Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера.

№ слайда 9

Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера.

Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы мног

№ слайда 10

Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы много работали над зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка, может по-разному выглядеть, в зависимости от оформления. Эти видимые изменения конструкции называют тектоникой.

Проследим за тектоническими изменениями опоры.

№ слайда 11

Проследим за тектоническими изменениями опоры.


№ слайда 12

Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) и

№ слайда 13

Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) их решение разное. Так архитектор с помощью тектоники добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.

Абак Волюты Каннелюры Эхин Абак Капитель Ствол колонны База С помощью этих детал

№ слайда 14

Абак Волюты Каннелюры Эхин Абак Капитель Ствол колонны База С помощью этих деталей достигается тектоническая выразительность колонны.

Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплот

№ слайда 15

Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплоть до каннелюр, и скрепляли между собой шипами.

Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четк

№ слайда 16

Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.

Модуль (единица измерения) – диаметр колонны. Пропорции греческих ордеров

№ слайда 17

Модуль (единица измерения) – диаметр колонны. Пропорции греческих ордеров

Пропорции дорического ордера делают его массивным, тяжелым. Не случайно дорическ

№ слайда 18

Даже отдельно стоящая дорическая колонна производит впечатление чего-то необычай

№ слайда 19

Даже отдельно стоящая дорическая колонна производит впечатление чего-то необычайно устойчивого.

Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.

№ слайда 20

Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.

Парфенон – самый известный дорический храм древности.

№ слайда 21

Парфенон – самый известный дорический храм древности.

Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их

№ слайда 22

Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их колонн женские пропорции.

Поэтому иногда вместо колонн ионических храмов ставили женские статуи – кариатид

№ слайда 23

Поэтому иногда вместо колонн ионических храмов ставили женские статуи – кариатиды.

Впечатлению женственности от ионической колонны способствует ее капитель с волют

№ слайда 24

Впечатлению женственности от ионической колонны способствует ее капитель с волютами.

Самые утонченные пропорции у храма коринфского ордера. Пропорции его колонн срав

№ слайда 25

Самые утонченные пропорции у храма коринфского ордера. Пропорции его колонн сравнивали с пропорциями девического тела.

Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями акан

№ слайда 26

Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями аканта.

В последующие века ордер (его структура и пропорции) стал частью многих архитект

№ слайда 27

В последующие века ордер (его структура и пропорции) стал частью многих архитектурных сооружений.

В эпоху классицизма (XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера

№ слайда 28

В эпоху классицизма (XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера.

Читайте также: