Определите как по смыслу объединены данные высказывания как они связаны с эпиграфом сделайте вывод

Обновлено: 07.07.2024

Какой темой объединены данные выражения? Подготовьтесь записать их под диктовку или по памяти.
1. Слово дело великое. Большое nbsp;поэтому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись такого слова, которое разделяет людей. (Л. Толстой) 2. Великолепная идея утрачивает свою стоимость, если плохо выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку. (Вольтер) 3. Язык может быть приятелем, если ты его знаешь и безукоризненно обладаешь им, он может быть и недругом, если ты глух к языку. (В. Боков)

Благородному Гриневу противопоставляется Швабрин, который, не имея нравственного стержня, перед лицом опасности ведет себя жалко и ничтожно. Он руководствуется личными интересами и всегда находится там, где ему выгодно. Он переходит на сторону Пугачева и присягает ему, чтобы сохранить себе жизнь, держит взаперти Машу, пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Швабрин – это полная противоположность Гриневу. И при сопоставлении двух героев читатель лучше видит разницу между поступками честного человека и безнравственного.

Что мы видим в итоге? Гринев получает не только уважение окружающих, но и любовь Маши Мироновой. Швабрин арестован как изменник. Герои выбрали свою дорогу. Честь это или бесчестье — каждый определил для себя сам.

Таким образом, пословица, вынесенная в эпиграф ко всей книге, задаёт тон повести. Она выступает в качестве жизненного ориентира не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом.

Автор: Дарина Третьякова

Эпиграф — краткая фраза, цитата, помещаемая во главе произведения с целью указать его дух, смысл, отношение автора к описанным далее событиям. Данное произведение рассказывает о крестьянском восстании Пугачева. В анализе происходящего Пушкин, несомненно, участвует. Свое отношение к описанным в повести событиям он показывает в эпиграфах.

Похожие материалы:

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Смысл главного эпиграфа многофункционален. Он отображает близость точек зрения автора и рассказчика, выражает нравственную идею произведения – сохранять верность долгу и чести, объединяет разные поступки персонажей, придавая сюжету стройность.

Кроме того, эпиграф можно использовать как своеобразную точку отсчета, чтобы рассматривать персонажей в их развитии. Пушкин раскрывает сущность каждого действующего лица, подвергая их испытаниям, ведь именно в критической ситуации человек обнажает настоящего себя.

Идея жить честно, прислушиваясь к голосу совести, связана с системой образов персонажей — положительных героев (Петра Гринёва, семьи Мироновых, Савельича) и противопоставленных им отрицательных (Алексея Швабрина и эпизодических, похожих на него героев). С помощью антитезы автор хочет показать читателям важность служения долгу, акцентируя внимание на том, что наличие или отсутствие ценностей персонажей влияет на их поступки и, следовательно, на судьбы.

Пётр Гринёв, патриот и храбрый офицер, следовал наказу отца и не отступал от него в самых сложных ситуациях.

Так, восемнадцатилетний юноша, недавно вышедший из-под родительской опеки, смог отказать Пугачеву, предводителю крестьянского восстания, в предложении о службе, понимая, что такое решение может стоить ему жизни. “Не требуй того, что противно моей чести и совести” — заявил Гринев, проявив удивительное мужество и стойкость характера, способность противостоять страху и сохранить верность себе, вызвав тем самым уважение беглого казака.

Персонаж не оставил свою возлюбленную Машу, которую Швабрин морил голодом, принуждая выйти за него замуж, а спас девушку, рискуя жизнью.

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИХ НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы:

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстративный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия: Кумулятивный, аккумулятивный, безэквивалентный, когнитивный, коммуникативный.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Приходят ли вам мысли о том, что такое язык? Язык – это средство человеческого общения. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. В языке отражается история, культура и быт народа.

Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский)

Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский)

- Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух.

Работа в группах над высказыванием В.О. Ключевского о слове.

- Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове? Размышляя над ответом на этот вопрос, подумайте, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье. Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отечество?

Дидактическое задание. Сформулируйте мысли, содержащиеся в приведённых высказываниях, и запишите их в виде утверждений (тезисов).

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

- Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

- Умеете ли пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить когнитивную функцию русского языка от кумулятивной? Экспрессивную от эстетической? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире,

Два – нагнуться, разогнуться, Пять – руками помахать,

Три – в ладоши три хлопка, Шесть – на место тихо сесть.

Головою три кивка.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими её на себя.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные задания?

Выполняя кумулятивную функцию, русский язык становится хранилищем сведений об истории, а также материальной и духовной культуре русского народа: его обычаях, традициях, нравственных ценностях. Особенности мировоззрения русского народа и его взглядов на мир ярче всего проявляются в лексике и фразеологии и отражаются в словах-историзмах, словах с национально-культурным значением, прежде всего безэквивалентных, крылатых словах и выражениях из русских народных и литературных сказок, известных литературных произведений, в пословицах и поговорках.

Безэквивалентные слова отражают специфические особенности русской культуры, то есть предметы, явления и понятия, которые не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков. Такие слова чаще всего являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Например, во многие языки мира вошли русские слова квас (англ. Kvass; нем. Kwas; франц. Kwas), самовар (англ. Samovar; нем. Samovar; франц. samovar), сарафан (англ. Sarafan; нем. Sarafan; франц. sarafane), ujhjlrb (англ. gorodki; нем. Gorodki; франц. gorodki) и др.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Лапоть, лапоток, лапотишко, лапотище, м. – короткая плетёная обувь на ножную лапу, по щиколотки, из лык (лычники), мочалы (мочалыжники), реже из коры ракиты, ивы (верзни, ивняки), берёзы (берестяники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи), из пеньковых очёсков, разбитых ветхих верёвок (курпы, круцы, чуни, шептуны), из конских грив и хвостов (волосяники), наконец, из соломы (соломенники). Лычный лапоть плетётся в 5-12 строк Лапти обуваются на портяные и шерстяные подвёртки и подвязываются оборами в переплёт накрест до колена; лапти без обор для дома и двора плетутся повыше обычного… Жениться – на лапоть надеть. Не учась (не умеючи), и лаптя не сплетёшь. В дорогу идти, пятеры лапти сплести. Станешь лапти плесть, как нечего есть. Правда в лаптях, а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах. В лапоть звонить – быть без дела.

- Опираясь на эти материалы, объясните, почему Толковый словарь В.И. Даля называют энциклопедией русской жизни и истории русского народа, воплощённой в словах, пословицах, поговорках, песнях и преданиях.

- Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах – упр. 5.

- Прочитайте русские пословицы и объясните их значения. Распределите пословицы по тематическим группам. Какие пословицы можно поместить в несколько тематических групп? Проанализируйте пословицы в каждой группе. Составьте рассказ о том, какие духовно-нравственные идеалы отражены в русских пословицах и поговорках.

Добрая слава лучше богатства.

Верному другу цены нет.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

С лица не воду пить.

На чужой стороне и весна не красна.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Счастье и труд рядом живут.

Безделье – мать всех пороков.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время, а потехе час.

На чужом горе счастья не построишь.

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

Семья в куче – не страшна и туча.

Человек без родины, что соловей без песни.

Дети родителям не судьи.

Всякий счастья своего кузнец.

Муж за гуж, жена за другой.

Не оставляй отца-мать на старости лет.

Друг денег дороже.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Слезами горю не поможешь.

В несчастье не унывай, а печаль одолевай.

В бою за отчизну и смерть красна.

8. Включение в систему знаний и обобщение.

- Для чего нужен людям язык? Назовите важнейшие функции русского языка.

Подведём итог наблюдениям: язык нужен во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших.

В языке содержаться самые разнообразные сведения о жизни народа.

Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.

В структуру культурного концепта входят: исходная форма (этимология), история концепта и современные ассоциации. Культурный концепт отражает все структурные элементы – понятийную, образную, оценочную и ценностную составляющую. Он представляет собой концепт – понятие и концепт – представление одновременно, в основе которых лежит принцип информативности и принцип образности.

Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания.

Они являются носителями культурной памяти народа.
Чаще всего представительство концепта в языке приписывается слову, а само слово получает статус имени концепта - языкового знака, передающего содержание концепта наиболее полно и адекватно. На соотнесении концепта со словом, в принципе, основано составление словарей концептов.

*Дополнительная информация для учителя

□ Каждый язык отражает определенный, лишь для него свойственный способ восприятия мира ‒ языковую картину мира.

О языковой картине мира как особом взгляде на мир можно судить по словам, устойчивым выражениям и фразеологическим оборотам как специфически национальному способу отображения того или иного фрагмента мира ‒ образа мира. Такое представление о языковой концептуализации мира восходит к идеям Гумбольдта, получившим развитие в работах Сепира и Уорфа, Вайсгербера, Потебни и Шпета.

Для носителя языка тот или иной способ выражения мысли, как и употребление тех или иных слов, кажется естественным, но в переводе на другой язык оказывается, что некоторые выражения, слова и обороты вызывают трудности, не имеют полных аналогов или вовсе не поддаются переводу.

На вопрос, можно ли понять русскую культуру через слова русского языка,

Действительно, наряду с синтаксисом языковую картину мира формируют и так называемые лингвоспецифичные слова, то есть такие слова-концепты, в значение которых входит какая-то особо важная для носителей языка идея (концепт), слова, для которых трудно или невозможно подобрать полноценные аналоги.

К таким словам относят обычно рус. авось, тоска, удаль, душа, совестно, правда, собираться (как синоним намереваться что-то сделать) и др.

По наблюдениям русистов, ключевыми идеями для русской языковой картины мира признаются, в частности (в скобках приводятся слова, их отражающие):

1. Идея непредсказуемости мира (а вдруг, на всякий случай, если что, авось, угораздило).

2. Представление, что что главное ‒ это собраться, мобилизовать внутренние ресурсы, что трудно (собираться, заодно).

3. Представление о том, что человеку необходимо большое пространство, чтобы чувствовать себя хорошо (удаль, воля, раздолье, размах, ширь, широта души); но необжитое пространство создает дискомфорт (маяться, неприкаянный).

4. Внимание к нюансам человеческих отношений (общение, отношения, попрек, обида, родной, разлука, соскучиться).

5. Идея справедливости (справедливость, правда, обида).

7. Идея, что хорошо, когда другие люди знают, что человек чувствует (искренний, хохотать, душа нараспашку).

8. Идея, что плохо, когда человек действует из соображений практической выгоды (расчетливый, мелочный).

1. Выявление лексического и понятийного значения слова на основе анализа прямых и переносных значений.

2. Анализ фоносемантического ореола слова в рамках фонетического разбора слова.

3. Выявление ассоциативных связей лексемы.

4. Этимологический анализ.

5. Создание и анализ зрительного образа слова.

6. Анализ грамматических значений слова и их роли в контексте.

7. Анализ синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

8. Анализ стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слов.

9. Анализ оттенков значений слова в контекстах (словосочетаниях, пословицах, поговорках, фразеологизмах, стихотворных и прозаических текстах).

10. Аксиологический анализ ценностно-маркированных лексем.

(целесообразно обратиться к высказываниям классиков, видных деятелей науки и искусства, отрывкам из художественных произведений или прецедентным текстам, в которых встречается данное слово).

Прецедентные тексты – это тексты (крылатые слова и выражения), которые достойны цитирования и на которые ссылаются многие, так как они общеизвестны.

Источники прецедентных тестов – Библия, легенды и мифы Древней Греции (сизифов труд, авгиевы конюшни, домоклов меч, ариаднина нить и др.), произведения художественной литературы, кинофильмы, песни, реклама).

Домашнее задание.

Найти и выписать в тетрадь 5 крылатых выражений из произведений художественной литературы, кинофильмов или песен, объяснить их значение.

Приложение № 1

- Остановимся теперь на соотношении языка и культуры. Их тесная взаимосвязь очевидна.

Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.

Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык — орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.

Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной. Однако в качестве формы существования мышления и, главное, как средство общения язык стоит в одном ряду с культурой.

Если же рассматривать язык с точки зрения его структуры, функционирования и способов овладения им (как родным, так и иностранным), то социокультурный слой, или компонент культуры, оказывается частью языка или фоном его реального бытия.

В то же время компонент культуры — не просто некая культурная информация, сообщаемая языком. Это неотъемлемое свойство языка, присущее всем его уровням и всем отраслям.

Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива.

«Первое место среди национально-специфических компонентов культуры занимает язык. Язык в первую очередь способствует тому, что культура может быть как средством общения, так и средством разобщения людей. Язык — это знак принадлежности его носителей к определенному социуму.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове.

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. (К.Д.Ушинский).

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. (И.И.Срезневский ).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке и почему?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе.

69919 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Роль эпиграфов в произведении “Капитанская дочка”

Смотрите также по произведению “Капитанская дочка”:

Сочинение: Смысл эпиграфов в Капитанской дочке

Смысл эпиграфов в “Капитанской дочке”

Автор: Пушкин А.С.

В анализе происходящего участвует сам автор. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов в каждой главе.

В анализе происходящего участвует сам автор. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов к каждой главе.

Пословица, взятая А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из главных проблем романа – проблема чести, нравственного долга.

Полностью эту пословицу вспоминает отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе. Он ставит честь превыше всего – выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию, в далекий гарнизон.

  • -Был бы гвардии он завтра ж капитан.
  • – Того не надобно; пусть в армии послужит.
  • – Изрядно сказано! пускай его потужит…
  • – Да кто его отец?

Сторона ль моя, сторонушка,

Что, не сам ли я на тебя зашел,

Что, не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём,

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

В третьей главе описывается жизнь в Белогорской крепости, поэтому А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял строки из солдатской песни, описывающие обычные занятия людей, живущих в крепости.

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Если хуже меня найдёшь, воспомянешь.

Внимание молодой девушки привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

Автор как будто Маше советует не спешить выходить замуж, а подумать самой и спросить у родных. Но если смотреть на эти строки, то, скорее всего, они обращены к Гринёву, а не к Маше, ведь именно ему отец не дал благословения на женитьбу, сославшись на его молодость и неопытность. Второй эпиграф даёт понять читателю, что расставание героев, действительно, произошло.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

В этой главе в Белогорскую крепость приходит известие о начале пугачёвского восстания. Основные действия в главе связаны с профессиональной деятельностью Иваном Кузьмича и его соратников, опытных служивых. Молодые офицеры столкнулись с реальной опасностью, с настоящими военными проблемами.

Эпиграф к этой главе – народная песня:

Голова моя, головушка,

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Ещё петельку шелковую.

Смысл эпиграфа к этой главе заключен в том, что служба, которую несли Иван Кузьмич, Гринёв и другие, не принесла им ни богатства, ни славы, а привела их лишь к виселице. Эта глава является одной из ключевых, так как в ней описано взятие крепости Пугачёвым и поведение каждого в этой ситуации. Кто-то, перешагнув через свои моральные принципы, мог присягнуть самозванцу, а кто-то, оставшись верным истинному государю, попадёт на виселицу.

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

Заняв луга и горы,

С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

Спросил он ласково.

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей, у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить-то её некому.

Он исполнен грусти и переживания за девушку-сироту.

– Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить изволите мне прежде.

Эта пословица в качестве эпиграфа выбрана Пушкиным, потому что именно из-за людской молвы Гринёв был отдан под суд. Но пословица также гласит, что эта молва неверна и шатка и проходит, как волна. Так и Маша сумела изменить мнение императрицы. Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше. Она отправляется в Петербург, именно Маша сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.

Вся история пугачёвского восстания разделяет людей на две группы: первая – дворяне, а вторая – простой народ. Пушкин тоже смог это сделать в своём произведении при помощи эпиграфов. Большая их часть — фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Они отражают истинно народный взгляд автора на события.

“БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ”. Урок начнем с вопроса-напоминания: “Что такое эпиграф?” Сообща приходим к краткой формуле: “Эпиграф – это ключ к книге”. “Береги честь смолоду”: в этом “ключе” какое слово “ключевое”? Конечно, слово честь. Давайте разберемся в смыслах этого слова. На доске заранее записаны строки русских поэтов, некоторые из которых знакомы ребятам. Общий вид записи таков:

1. Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы (. ищущи себе чти, а князю славы).

2. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы.

3. Отец и два родные брата
За честь и вольность там
легли,
И под ногой у супостата
Лежат их головы в пыли.

4. Лиха беда со мной приключилася:
Опозорил семью нашу честную
Злой.
5. Погиб Поэт! – невольник чести.
6. Досадно мне, коль слово честь забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Определим вместе авторов этих строк, произведения, откуда они взяты.

1. “Слово о полку Игореве” ребята будут читать через год. Но в классе всегда находятся один-два ученика, которые догадываются, откуда эти слова. Во всяком случае, всем очевидно, что текст древнерусский. Делаем под цитатой соответствующую запись.

2. Стихотворение “К Чаадаеву” мы читаем и учим наизусть в VIII классе (так же как “В Сибирь” и некоторые другие, доступные восьмиклассникам, стихи Пушкина). Эти строки ребята сразу вспоминают.

3. Балладу Лермонтова “Беглец” мы читали в прошлом году, в VII классе, ведя разговор об этом жанре. Это стихотворение многие учащиеся узнают быстро.

4. Четвертая цитата сознательно не закончена, чтобы не было подсказки. Но это не мешает ребятам вспомнить наше прошлогоднее чтение “Песни. ” Лермонтова.

5. “Смерть поэта” мы еще не учили, это ждет нас в IX классе, но вот автограф этого стихотворения видели и читали стихотворение в прошлом году, когда говорили о начале славы Лермонтова, о 1837 годе.

6. Автора последних строк ребята, конечно, не узнают. Предложим опереться на стиль, на ритм – но успех маловероятен. Песни В. С. Высоцкого они, конечно, слышали, но не знают их или знают плохо. Учитель сам скажет, что это строки из песни Высоцкого “Я не люблю”.

Итак, мы определили и записали на доске авторов строк и название стихов. Теперь попробуем, опираясь на наши знания этих стихов, определить, какое значение, какой смысл вкладывает поэт в слово честь в каждом случае. Пометим названные значения возле цитат.

Для неизвестного автора “Слова” честь – антоним позора, бесчестья, а синоним почета, уважения и славы (которая и стоит рядом).

Для юного Пушкина честь и слава в 1818 году тоже стоят рядом, но тут надо добавить еще одно слово: гордость.

Горцы из “Беглеца”, а с ними и поэт, воспринимают честь как достоинство, независимость.

А вот купец Калашников в слово “честная” вкладывает, скорее всего, значение “порядочная”. Но не только. Когда он выходит на бой защищать свою честь и честь своей жены, то речь идет ведь о защите опять же достоинства. О том же самом Лермонтов говорит в стихотворении “Смерть поэта” – о защите чести, о защите достоинства личности (и стихи-то одного 1837 года). Пушкин – по Лермонтову – “невольник чести”.

Ну а что есть честь в последних строчках, в строчках Высоцкого, пока оставим под вопросом.

Домашнее задание к этому уроку состояло из двух частей:

1. Выписать из толкового словаря значение слова “честь”.

2. Попробовать определить, что есть честь для каждого из офицеров “Капитанской дочки”.

Обратимся к 1-й части задания и сравним словарное толкование с теми значениями слова честь, которые мы записали на доске.

Объединяем толкования слова, данные разными словарями, и делаем следующую запись на доске:

1. Достойные уважения моральные качества и принципы личности.

2. Незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Почет, уважение.

Итак, мы столкнулись практически с каждым из этих значений.

Слово “честь” не просто многозначно, оно несет свой смысл в представлении каждого из героев “Капитанской дочки”. Что же значит оно для героев повести?

В повести Пушкина четыре офицера (а для русского человека слово честь ассоциируется с офицерской средой). Имена этих офицеров – Андрей Петрович Гринев, Петр Андреевич Гринев, Алексей Иванович Швабрин, Иван Кузьмич Миронов.

Первое слово повести Пушкина (если не считать эпиграфов) – отец. “Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году”. Вопрос о дате отставки Андрея Петровича Пушкин оставил загадкой, но ясно одно: старший Гринев вышел не просто в отставку, он вышел в оппозицию, оставшись верным данной им присяге. Недаром его так раздражает чтение “Придворного календаря”: другие, поступившиеся принципами, достигают чинов, получают награды. Понять и принять такой измены он не в состоянии. Нет таких обстоятельств, которые могут оправдать ее. Далее если дело касается его собственного сына. Вспомним его отчаяние в 14 главе: “Он лишился обыкновенной своей твердости и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. “Как! – повторял он, выходя из себя. – Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями. Стыд и срам нашему роду. “” По-видимому, для Андрея Петровича честь – это прежде всего дворянская честь, верность присяге, верность сословию.

Отправляя Петра Андреевича на службу, отец дает сыну напутствие: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”. В эпиграф Пушкин выносит только половину пословицы. Задумаемся почему? (Ребята здесь говорят о необходимости концентрации смысла в эпиграфе.)

Совсем иначе представляет себе честь Алексей Иванович Швабрин. Пять лет назад, как мы знаем, он в крепость “переведен за смертоубийство”, т.е. за дуэль. Это дает нам основание ожидать от него поведения человека с чувством достоинства. Но оказывается иное. Перечитаем два эпизода: “Петр Гринев приносит Швабрину стихи. Ссора. Вызов на дуэль” и “Дуэль” (4 глава). Что же мы видим? Для Швабрина вполне приемлемо: 1) подличать за глаза; 2) быть неблагодарным; 3) делать исподтишка – но абсолютно неприемлемо прямое оскорбление в свой адрес. Честь для Швабрина – вполне формальная вещь, и поэтому для него, говоря словами Высоцкого, “в чести наветы за глаза”. Вот эта-то двойственная мораль, двойной стандарт в принципах и приводит его к двойному предательству.

Для капитана Миронова, как и для Андрея Петровича Гринева, лучше смерть, чем измена. Капитан, судя по эпиграфу к 7 главе, происходит из солдатских детей, его понятие о долге, о чести близко к народному: “Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но оробелый гарнизон не тронулся. “Что же вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!”” Останься капитан Миронов в живых, вряд ли бы он смог понять линию поведения Петра Гринева, как и Андрей Петрович Гринев. Ведь с точки зрения отца, младший Гринев родительский завет не выполнил.

А как мы смотрим на это? Что же такое честь для Петра Гринева? Какое слово-синоним поставим мы рядом с ним? Здесь ребята, опираясь на материал предыдущих уроков, говорят, что Петр Андреевич Гринев сохранил верность своим убеждениям, свое достоинство, смог защитить и честь Маши Мироновой.


Предлагаю поработать над анализом через выявление смысла и значения эпиграфа.

Домашнее задание к 1 уроку звучало так : по словарям вспомнить и точно определить, что такое эпиграф. В дальнейшем, знакомясь со страницами повести, ребята объясняют смысл и значение эпиграфа. А лишь на итоговом уроке мы приходим к выводам о смысле и значении эпиграфа ко всей повести.

1) В античное время надпись на памятнике, на здании.

Они предпосланы каждой главе и всему сочинению. Некоторые главы имеют несколько эпиграфов. Работая над анализом романа, мы составляем такую таблицу:

Проект.А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Значение эпиграфов.


Литература. 7 класс. Проект. А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Значение эпиграфов.

ВложениеРазмер
Проект.А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Значение эпиграфов.2.53 МБ
Текст к проекту. А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Значение эпиграфов.22.34 КБ
Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Как правило, эпиграф представляет собой цитату из какого-либо источника- литературного произведения, произведения фольклора, философского трактата и т.д.

Эпиграф намечает судьбу главного героя.

К главам, в которых развертывается тема Марьи Ивановны, даны эпиграфы из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Таким образом, Пушкин показывает свою симпатию к главной героине, подчеркивает, что её характер близок к народному идеалу.

С этой главы начинается повествование об исторических событиях, потрясших Россию. И эпиграф к этой главе – своеобразное обращение к читателям, призыв к серьезному восприятию того, о чем будет рассказано далее.

– Эпиграфы составляют идейный дуэт с названием главы. Некоторые литературоведы даже советуют провести эксперимент: прочитать только названия глав и эпиграфы к ним.

– Две группы эпиграфов выражают фольклорную и книжную традиции русской литературы, два пласта культуры, два мировоззрения – дворянское и народное.

– Каждый эпиграф как бы предваряет действие, о котором будет рассказываться в главе. Каждый настраивает читателя на событие или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность по следующему повествованию, то есть эпиграф выступает своеобразной экспозицией.

– Каждый эпиграф несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, а котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев, лучше понять замысел Пушкина.

– Эпиграф у Пушкина создает сложный образ, рассчитанный на восприятие и собственно произведения, и тех текстов, из которых извлечены эпиграфы.

– Некоторые литературоведы считают, что эпиграф в этом произведении – своего рода конспект главы.

Уберите эпиграфы из повести, и вы ощутите пустоту, вам будет их не хватать. Не хватать не только их глубокого смысла, но и их эмоциональности, в которой, несомненно, отразилось авторское отношение к героям и событиям, его беспокойное сердце, пушкинская чувствительная душа.

Читайте также: