Она была прелестна в своем простом черном платье прелестны были ее полные руки с браслетами

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 16.09.2024

Эпиграф – это всегда ключ к восприятию художественного произведения. Именно эпиграф задаёт духовный масштаб, в котором и будет жить слово автора. Именно эпиграф – путеводный знак в художественную вселенную писателя. И в романе Толстого он ясно указывает читателю, что ждет его впереди. А ждет читателя прежде всего драма духовная, а только потом - любовная, психологическая, социальная, бытовая…

В начале повествования, на балу в Москве, юная княжна Кити Щербацкая, увлеченная блестящим офицером, графом Алексеем Вронским, ожидает его предложения руки и сердца. Ей кажется, что судьба ее должна непременно решиться в этот вечер. Но все надежды Кити рушатся. Анна Каренина, молодая замужняя светская дама, приехавшая к Долли, сестре Кити, из Петербурга, покоряет Вронского и полностью завладевает его восторженным вниманием на балу.

Толстому удается каким-то чудом поймать тот неизъяснимый миг, когда его героиня начинает терять точку опоры внутри себя и вовне. В Анне еще только назревает тот роковой духовный переворот, когда все ранее незыблемые понятия и вещи предстанут перед ней в совершенно ином свете, но автор уже приготовляет читателя к грядущей роковой перемене.

Радостная гордость в начале отношений и отчаянная гордость в конце их любви – а меж этими двумя точками пролегает целая бездна страстей. Как только Вронский открыто произнесет слова любви, страстный вихрь, как снежный ветер, вырвется на свободу и преодолеет все препятствия. Даже ужас метели покажется Анне в ту минуту еще более прекрасным.

Страх и счастье еще будут бороться в душе героини, но исход битвы, кажется, уже предрешен: стихия страсти безвозвратно поглотит жизнь Анны.

Стремительно быстро после возвращения в Петербург происходит сближение Анны с графом Вронским. Их роман близится к точке невозврата, и в свете уже начинают говорить об этой скандальной связи.

Каренин ждал жену и хотел с нею объясниться и предостеречь. Однако все попытки откровенного разговора Алексея Александровича наталкиваются на глухое сопротивление Анны: «Что же это такое? О чем это? – спросила она, садясь. – Ну, давай переговорим, если так нужно. А лучше бы спать.

В романе Толстого не мнение лицемерного светского общества губит Анну, не ее двусмысленное положение и невозможность развода, не разлука с маленьким сыном, нет - именно духовный разлом приводит ее к трагическому концу.

Не сотвори себе кумира! Но Анна творит кумира из своей любви, главной ценности собственной жизни, подавив в себе даже желание иметь детей от любимого мужчины (в страхе потерять свою привлекательность, свою красоту!). Анна словно запирается в своем неосуществимом желании – жить только своей и его любовью и чарами своей красоты вечно удерживать любовника возле себя. К несчастью, эта одержимость одним чувством, одной мыслью, одним человеком и становится верным путем к погибели.

Кажется, что сила разрушительной страсти, раз вселившись в Анну, не может остановиться и продолжает свое страшное дело, пока не погубит окончательно одержимого ею человека.

Чувство уязвленной гордости и отмщения всему миру, но прежде всего своему возлюбленному, которого она так страстно ненавидит и любит в эти последние мгновенья, целиком завладевают Анной.

26 февраля 2019 года, Москва

Анна Каренина кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Анна Каренина (1967): смотреть онлайн

отзывы

№817 Ирина-Валентина
.
Ну как вам объяснить, вот например на корпаративе ваш МЧ отдает явное предпочтение вашей приятельнице-коллеге, которая прекрасно зная что вы встречаетесь с удовольствием принимает его ухаживание, при этом еще и спрашивает при всех - "А вы что, разве не хотите танцевать с Ларисой?"

аааа! теперь понимаю,

я далека от таких аналогий при оценке отношений Кити-Вронский-Анна,
позже поясню

Я до сих пор не поняла, в чем выражается унижение Анной Китти?

Ну как вам объяснить, вот например на корпаративе ваш МЧ отдает явное предпочтение вашей приятельнице-коллеге, которая прекрасно зная что вы встречаетесь с удовольствием принимает его ухаживание, при этом еще и спрашивает при всех - "А вы что, разве не хотите танцевать с Ларисой?"

№815 Ирина-Валентина
. Да где вы увидели неискренность и увлечение мишурой? (1) Кити искренне влюблена во Вронского, он для нее принц на белом коне. И Анна знала об этой ее девичей влюбленности и не пощадила ее. Унизила Кити на балу всенародно. (2) Кити и так скорее всего рассталась бы с Вронским, но хотя бы не было этого позора. Не зря Кити так сильно болела после этого.
И как потом Анна унижала своего мужа в глазах света, никого не щадила.


Когда она думала о прошедшем, она с удовольствием, с нежностью останавливалась на
воспоминаниях своих отношений к Левину. Воспоминания детства и воспоминания
о дружбе Левина с ее умершим братом придавали особенную поэтическую прелесть
ее отношениям с ним. Его любовь к ней, в которой она была уверена, была
лестна и радостна ей. И ей легко было вспомнить о Левине. В воспоминание же
о Вронском примешивалось что-то неловкое, хотя он был в высшей степени
светский и спокойный человек; как будто фальшь какая-то была, - не в нем, он
был очень прост и мил, - но в ней самой, тогда как с Левиным она чувствовала
себя совершенно простою и ясною. Но зато, как только она думала о будущем с
Вронским, пред ней вставала перспектива блестяще-счастливая; с Левиным же
будущность представлялась туманною.

унижение со стороны унижающего - это умышленное действие с целью оскорбления,

Я до сих пор не поняла, в чем выражается унижение Анной Китти?

Кого же смутил бес? - Он привычно занялся Вронским (к пользе Китти, которая сама, увлекшись холодным блеском роскошного будущего с чуждым и непонятным ей человеком, предала свое настоящее чувство к Косте Левину).

Итак, по-вашему, вина Анны в том, что она раньше времени катализировала самообман Китти? Унизила ее? - Нет. Китти наказана за самообольщение, за неискренность, за глупую мечту о блеске и мишуре.

Да где вы увидели неискренность и увлечение мишурой? Кити искренне влюблена во Вронского, он для нее принц на белом коне. И Анна знала об этой ее девичей влюбленности и не пощадила ее. Унизила Кити на балу всенародно. Кити и так скорее всего рассталась бы с Вронским, но хотя бы не было этого позора. Не зря Кити так сильно болела после этого.
И как потом Анна унижала своего мужа в глазах света, никого не щадила.

№ 813 Ирина-Валентина 11.10.2016 10:30
здравствуйте!

Итак, по-вашему, Анна виновата пред Китти и вина ее:

В том что зная о чувствах Кити, разговаривая с ней об этом, она не пощадила Кити на балу, увела у нее Вронского, унизила Кити в глазах общества

Анна:
1. увела Вронского
2. унизила Китти

Я вижу эти "деяния" Анны несколько иначе. И Китти сама сумела почувствовать ответы на свои "как же так могло случиться?":

Анна - это бес, обольститель:

"Анна улыбалась, и улыбка передавалась ему. Она задумывалась, и он становился серьезен. Какая-то сверхъестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны. Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся
волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести".
Здесь прелесть Анны нужно понимать так, как это видел Л.Толстой. А он, любуясь Анной как художник, изображал ее греховной, бесовской:

Кого же смутил бес? - Он привычно занялся Вронским (к пользе Китти, которая сама, увлекшись холодным блеском роскошного будущего с чуждым и непонятным ей человеком, предала свое настоящее чувство к Косте Левину).

Итак, по-вашему, вина Анны в том, что она раньше времени катализировала самообман Китти? Унизила ее? - Нет. Китти наказана за самообольщение, за неискренность, за глупую мечту о блеске и мишуре.

Китти изначально была обречена в своем ложном чувстве к Вронскому, которому было "просто весело" на побывке в Москве; ни любви, ни планов женитьбы на молодой Щербацкой у него не было.

Анна не поощряла Вронского. Вронский увлекся. Кити не сумела совладать с собой. В чем вина Анны?

В том что зная о чувствах Кити, разговаривая с ней об этом, она не пощадила Кити на балу, увела у нее Вронского, унизила Кити в глазах общества. Понятное дело Вронский ею увлекся, такая яркая красавица, да еще жена высокопоставленного чиновника.
"– Какую ж вы можете иметь надежду? – сказала Бетси, оскорбившись за своего друга, – Но в глазах ее бегали огоньки, говорившие, что она очень хорошо, и точно так же, как и он, понимает, какую он мог иметь надежду.
– Никакой, – смеясь и выставляя свои сплошные зубы, сказал Вронский. – Я боюсь, что становлюсь смешон.
Он знал очень хорошо, что в глазах Бетси и всех светских людей он не рисковал быть смешным. Он знал очень хорошо, что в глазах этих лиц роль несчастного любовника свободной женщины может быть смешна; но роль человека, приставшего к замужней женщине и во что бы то ни стало положившего свою жизнь на то, чтобы вовлечь ее в прелюбодеянье, что роль эта имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна, и поэтому он с гордою и веселою, игравшею под его усами улыбкой опустил бинокль и посмотрел на кузину."
Вронский упорно добивался Анны, открыто ухаживал за ней. Анна это поощряла, кокетничала с ним, ставя тем самым своего мужа в некрасивое положение, унижая его в глазах света.
" – Так сделайте это для меня, никогда не говорите мне этих слов, и будем добрыми друзьями, – сказала она словами; но совсем другое говорил ее взгляд.
– Друзьями мы не будем, вы это сами знаете. А будем ли мы счастливейшими или несчастнейшими из людей – это в вашей власти.
Она хотела сказать что-то, но он перебил ее.
– Ведь я прошу одного, прошу права надеяться, мучаться, как теперь; но если и этого нельзя, велите мне исчезнуть, и я исчезну. Вы не будете видеть меня, если мое присутствие тяжело вам.
– Я не хочу никуда прогонять вас."

№811 Катринхен
Уважаемая larisssa!
Еще раз спасибо Вам, что обращаетесь к первоисточнику, к книге, к тексту. И всем напоминаете, как всё у автора - у Л.Н.Толстого. Все экранизации вторичны.

Здравствуйте, уважаемая Катринхен!
Признаюсь, что всегда со страхом смотрю экранизации классиков, поскольку очень расстраиваюсь, когда искажают авторов, а тем более таких, как Л.Толстой, Чехов, Островский и др.

Уважаемая larisssa!
Еще раз спасибо Вам, что обращаетесь к первоисточнику, к книге, к тексту. И всем напоминаете, как всё у автора - у Л.Н.Толстого. Все экранизации вторичны.

№808 Ирина-Валентина
. бросив ради нее молоденькую девочку, на чувства которой Анне было наплевать. . Наверное она такое проделывала не впервой. Поведение эгоистичной, жестокосердной женщины.
.

Сравните:
"— Я не танцую, когда можно не танцевать, — сказала она.

— Но нынче нельзя, — отвечал Корсунский. В это время подходил Вронский.

— Ну, если нынче нельзя не танцевать, так пойдемте, — сказала она, не замечая поклона Вронского, и быстро подняла руку на плечо Корсунского.

Анна не поощряла Вронского. Вронский увлекся. Кити не сумела совладать с собой. В чем вина Анны?

№807 LoraWik
. Всем влюбленным свойственна концентрация чувств, эмоций на себе и объекте влюбленности, а весь мир может гореть синим пламенем !
Анна в этом " урагане" чувств маленького СЫНА не пощадила, а Вы о какой-то Кити.

А разве она на бале была влюбленной? Ей лишь льстило ухаживание Вронского, что такой красивый, блестящий молодой человек положил на нее глаз, бросив ради нее молоденькую девочку, на чувства которой Анне было наплевать. Наверное она такое проделывала не впервой. "В середине мазурки, повторяя сложную фигуру, вновь выдуманную Корсунским, Анна вышла на середину круга, взяла двух кавалеров и подозвала к себе одну даму и Кити. Кити испуганно смотрела на нее, подходя. Анна, прищурившись, смотрела на нее и улыбнулась, пожав ей руку. Но, заметив, что лицо Кити только выражением отчаяния и удивления ответило на ее улыбку, она отвернулась от нее и весело заговорила с другою дамой." Поведение эгоистичной, жестокосердной женщины.
Это позднее уже появилась любовная страсть благодаря очень настойчивым ухаживаниям Вронского. А вот переросла ли она в любовь если честно я не пойму. Одно время мне казалось что да, а сейчас вновь перечитав что-то сомневаюсь. Такое впечатление что на место страсти пришло какое болезненное чувство, приправленное сильной ревностью.

№805 Ирина-Валентина
. Да я не об этом. А о жестоком поведении Анны на балу. Почему она так повела себя? Значит, ей была свойственна жестокость, беспощадность. Не пощадила юную Кити, вытерла ноги о ее чувства.

Всем влюбленным свойственна концентрация чувств, эмоций на себе и объекте влюбленности, а весь мир может гореть синим пламенем !
Анна в этом " урагане" чувств маленького СЫНА не пощадила, а Вы о какой-то Кити.

№805 Ирина-Валентина
. Да я не об этом. А о жестоком поведении Анны на балу. Почему она так повела себя? Значит, ей была свойственна жестокость, беспощадность. Не пощадила юную Кити, вытерла ноги о ее чувства.

Нет, нет и нет. )))
Какая жестокость? Блестящая петербургская дама, в своих привычном окружении и занятии. Что за дитя Вронский? (Что за дитя Яшвин? (с)) Для Анны восхищение мужчин - обычное явление. Посудите сами, разве Анна могла как-то истерить по поводу своего успеха, отказываться? Это неучтиво и неестественно, смешно по тем нормам поведения в обществе. Анна не осталась ужинать и уехала в дом брата. Вот форма ее вынужденной сдержанности на бале. Зачем драматизировать? ))

№804 larisssa
. Это прекрасно, что Вронский влюбился в Анну. Китти не была бы с ним счастлива. Китти создана для Кости Левина.

Да я не об этом. А о жестоком поведении Анны на балу. Почему она так повела себя? Значит, ей была свойственна жестокость, беспощадность. Не пощадила юную Кити, вытерла ноги о ее чувства.

№803 Ирина-Валентина
.
Да, Вронскому нравилась Кити, он за ней ухаживал, но в его планы не входило жениться на ней, хотя возможно со временем бы планы и изменились (вспомните, как он после вечера проведенного у Шербацких не хотел никуда ехать, так ему было хорошо с Кити). И главное, что Кити была влюблена в него и Анна это знала, и они с Анной говорили о нем и о ее чувствах. Со стороны Анны было жестоко увести его на вечере, зная все это. Вполне могла бы разок потанцевать, а потом отказать. А для Кити все это было не только больно, но и унизительно, ведь все знали что Вронский за ней ухаживал и танцевал на балах преимущественно с ней. И тут на глазах у всех он переметнулся к приезжей питербурской красотке. Какой удар для девочки.

Удар для девочки был страшный. Едва выходили после нервного переутомления; было подозрение начала туберкулезного процесса. Это прекрасно, что Вронский влюбился в Анну. Китти не была бы с ним счастлива. Китти создана для Кости Левина. Анна ни в чем не виновата. Она сама жертва Вронского.

Кити к лицу Анны. Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой

жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое

лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести.
Кити любовалась ею еще более, чем прежде, и все больше и больше страдала. Кити чувствовала себя раздавленною, и лицо ее выражало это. Когда

Вронский увидал ее, столкнувшись с ней в мазурке, он не вдруг узнал ее - так она изменилась.
- Прекрасный бал! - сказал он ей, чтобы сказать чего-нибудь.
- Да, - отвечала она.
В середине мазурки, повторяя сложную фигуру, вновь выдуманную Корсунским, Анна вышла на середину круга, взяла двух кавалеров и подозвала к

себе одну даму и Кити. Кити испуганно смотрела на нее, подходя. Анна, прищурившись, смотрела на нее и улыбнулась, пожав ей руку. Но заметив, что

лицо Кити только выражением отчаяния и удивления ответило на ее улыбку, она отвернулась от нее и весело заговорила с другою дамой.
"Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней", - сказала себе Кити.
Анна не хотела оставаться ужинать, но хозяин стал просить ее.
- Полно, Анна Аркадьевна, - заговорил Корсунский, забирая ее обнаженную руку под рукав своего фрака. - Какая у меня идея котильона! Un

bijou!
И он понемножку двигался, стараясь увлечь ее. Хозяин улыбался одобрительно.
- Нет, я не останусь, - ответила Анна улыбаясь; но, несмотря на улыбку, и Корсунский и хозяин поняли по решительному тону, с каким она

отвечала, что она не останется.
- Нет, я и так в Москве танцевала больше на вашем одном бале, чем всю зиму в Петербурге, - сказала Анна, оглядываясь на подле нее стоявшего

Вронского. - Надо отдохнуть перед дорогой.
- А вы решительно едете завтра? - спросил Вронский.
- Да, я думаю, - отвечала Анна, как бы удивляясь смелости его вопроса; но неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжег его, когда она

говорила это.
Анна Аркадьевна не осталась ужинать и уехала.

"Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее, - думал Левин, вышедши от Щербацких и пешком направляясь к брату. - И не гожусь я для

других людей. Гордость, говорят. Нет, у меня нет и гордости. Если бы была гордость, я не поставил бы себя в такое положение". И он представлял

себе Вронского, счастливого, доброго, умного и спокойного, никогда, наверное, не бывавшего в том ужасном положении, в котором он был нынче

вечером. "Да, она должна была выбрать его. Так надо, и жаловаться мне не на кого и не за что. Виноват я сам. Какое право имел я думать, что она

захочет соединить свою жизнь с моею? Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого ненужный". И он вспомнил о брате Николае и с

радостью остановился на этом воспоминании. "Не прав ли он, что все на свете дурно и гадко? И едва ли мы справедливо судим и судили о брате

Николае. Разумеется, с точки зрения Прокофья, видевшего его в оборванной шубе и пьяного, он презренный человек; но я знаю его иначе. Я знаю его

Спасать можно человека, который не хочет погибать; но если натура вся так испорчена, развращена, что самая погибель кажется ей спасением, то что же делать?

Видите ли, на одну и ту же вещь можно смотреть трагично и сделать из нее мучение, и смотреть просто и даже весело.

— Я пробовал всё, — подумал он, — остаётся одно — не обращать внимания.

Я чувствую, что лечу головой вниз в какую-то пропасть, но я не должна спасаться. И не могу.

Мне не о чем сокрушаться и утешаться. Я настолько горда, что никогда не позволю себе любить человека, который меня не любит.

Eсли искать совершенства, то никогда не будешь доволен.

— Женщины, видишь ли, это такой предмет, что, сколько ты ни изучай её, всё будет совершенно новое.
— Так уж лучше не изучать.
— Нет. Какой-то математик сказал, что наслаждение не в открытии истины, но в искании её.

Анна улыбалась, и улыбка передавалась ему. Она задумывалась, и он становился серьёзен. Какая-то сверхъестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны. Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся причёски, прелестны грациозные лёгкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своём оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в её прелести.

Читайте также: