Огород на подоконнике своими руками в детском саду в младшей группе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

В этом учебном году 2016-2017 у нас набралась вторая младшая группа детского сада, дети 3-4 года.
Мы с коллегой стараемся создать все необходимые условия для их благоприятного, в тоже время развивающего пребывания в нашем дошкольном отделении. Вот и по весне решили вместе с детками посадить свой первый, эксперементальный огородик)))
Цель работы: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Задачи:
- дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы;
- учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы;
- выявление творческого потенциала педагогов;
- обогащение развивающей среды группы;
- развитие словарного запаса у детей младшей группы;
- воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.
Требования в оформлении:
- декоративно-художественное оформление: оригинальность,разнообразие, творческий подход;
- участие детей в посадке семян;
- безопасность, доступность в развитии трудовых навыков детей;
- наличие дневника наблюдений.
1. Купили семена петрушки и укропа (решили для малышей взять для опыта зелень):




2. Воспитатель своими руками сплела корзину для огорода и установили её на подоконнике
Уже были видны первые всходы через неделю








Выводы:
- у детей младшего дошкольного возраста сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за огородом на подоконнике;
- сформированы знания, что зелень выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы;
- называют и различают зелень по внешнему виду, укроп, петрушка;
- с удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте зелени, делают простые выводы, сравнения;
- сами ухаживают за растениями: поливают, переворачивают к свету;
- радуются полученным результатам своего труда (урожаю петрушки, в меньшей степени укропу);
- словарный запас детей младшей группы пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.
Спасибо за внимание!


1. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
7. Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.

Срок и этапы реализации

16 февраля 2017 г. – 17 апреля 2017 г.

1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний

3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов

Исполнители проекта и основных мероприятий

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

Целевые группы проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Предполагаемые источники финансирования

Критерии оценки результативности проекта

Мониторинг составлялся автором Бабаевой Т.И.

  • Отвечают относятся ли растения к живым существам.
  • Знают какие витамины содержаться в луке.
  • Знают особенности ухода за комнатными растениями.
  • Знают классификацию по типу дикое, культурное растение.

Актуальность

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель: создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Тип проекта:
- по методу – познавательно-исследовательский;
- по содержанию – ребенок и природа;
- по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- по количеству участников – групповой, дети 5-6 лет, их родители;
- по продолжительности – среднесрочный

Продолжительность: 10 недель (с 16.02.2017г-17.04.2017 г)

Проектная идея - создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Задачи проекта:

  • Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Развивать познавательные и творческие способности детей.
  • Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
  • Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
  • Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.

1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.

Что мы знаем об овощах? Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можем это узнать?

Овощи растут на огороде

Что нужно для роста и развития овощей?

Спросить у взрослых

Без воды растения не вырастут

Можно ли овощи выращивать на окне?

Солнце – источник тепла и света

Чем отличается посадочный материал?

Овощи могут расти в земле

Какие овощи можно выращивать на окне

Прослушать по радио, посмотреть по телевизору

Овощи богаты витаминами

Что вырастет из семечка?

В художественной литературе

2 этап – разработка проекта, планирование деятельности.

На втором этапе педагоги подобрали иллюстративный материал, дидактические игры, разработали конспекты занятий, продумали тематику бесед с детьми и родителями.

Цели

Ответственные

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт

Расширять кругозор детей

3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей

4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц

Воспитывать желание помогать взрослым

Привлечь к совместному труду всех детей в группе

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно

9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание

Учить ухаживать за растениями

10. Отгадывание загадок про овощи и фрукты

Развивать смекалку, память, внимание

11. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета

Формировать представление детей об овощах и фруктах

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки

Развивать у детей актёрские способности

Подвести итог проделанной работы

3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов

Совместная деятельность с детьми

1. Беседы о разнообразии растительного мира.
2. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях
3. Составление описательных рассказов об овощах.
4. Беседа с использованием мультимедиапрезентации .
5. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;

Чтение художественной литературы

Физическая культура
Здоровье
Безопасность

Изготовление изгороди.
Посадка семян овощей.
Уход за растениями: полив, рыхление.

4 этап – презентация проекта

2. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

  1. Относятся ли растения к живым существам?
  2. Какие витамины содержаться в луке?
  3. Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?
  4. Знают ли классификацию по типу дикое, культурное растение?
  1. Отвечают относятся ли растения к живым существам.
  2. Знают какие витамины содержаться в луке.
  3. Знают особенности ухода за комнатными растениями.
  4. Знают классификацию по типу дикое, культурное растение.

Уровни освоения:

  1. Ребенок в полном объёме отвечает на предложенные ему вопросы, без помощи взрослого, полным ответом. (Высокий уровень).
  2. Ребенок пытается объяснить, но ответы однозначные, неразвернутые. Отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. (Средний уровень).
  3. У ребенка общее недеференцируемое представление о растениях. Затрудняется ответить на поставленные вопросы. (Низкий уровень).

По реализации проекта были получены следующие результаты:

Автор: Иванова Наталия Валерьевна

Организация: МБДОУ ЦРР — детский сад №1

Населенный пункт: Вологодская область, г. Грязовец

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Тип проекта: групповой, исследовательский, творческий, информационно-накопительный, практико-ориентированный.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели.

Возраст детей: 3-4 года.

Актуальность.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Проблема: дети интересуются, откуда и как появляются растения. И однажды мы придумали посадить растения и понаблюдать за ними на подоконнике групповой комнаты.

Гипотеза: предположим, что создав огород на окне, мы сможем сами вырастить растения – лук, рассаду цветов.

Цель проекта: изучение способа выращивания лука, рассады цветов в домашних условиях.

Задачи:

  1. Формировать экологическую культуру у детей.
  2. Обогащать и расширять представления детей о растениях, их росте и развитии.
  3. Способствовать формированию у детей навыков ухода за растениями.
  4. Развивать исследовательские способности, познавательный интерес к природе.
  5. Развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия и сотрудничества.
  6. Воспитывать любознательность и наблюдательность.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей расширятся знания о растениях, их росте и развитии.
  2. У детей будут развиваться исследовательские способности.
  3. Научатся садить растения, ухаживать за ними.
  4. Дети будут действовать сообща.
  5. Дети будут более любознательны и наблюдательны.
  6. Дети будут бережнее относиться к природе.

Реализация проекта:

I этап – подготовительный

  • Уточнение знаний детей о растениях.
  • Выяснение, что дети хотят узнать о растениях.
  • Совместное решение, что нужно сделать, чтобы узнать.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
  • Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
  • Составление плана работы над проектом.

II этап – основной

Чтение художественной литературы:

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен об огороде, овощах и фруктах.


Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта: дети младшей группы и воспитатели.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

1. Расширить представления детей о культурных растениях.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (, лук, укроп, петрушка, цветы.);

3. Обогатить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Продолжать формировать умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление)

6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

7. Развивать познавательные и творческие способности.

8. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

9. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

10. Содействовать вовлечению родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Дети познакомятся с культурными растениями.

Дети получат практические знания о росте растений.

Дети могут осуществлять элементарную трудовую деятельность: посадка семян растений в почву, будут поливать, выращивать растения, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений за ростом растений.

У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Все участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов.

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

Этапы работы над проектом:

1 этап - подготовительный.

В группе детского сада оформить огород на подоконнике. Изготовить таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрать художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 этап – исследовательский (реализация проекта).

3 этап – заключительный.

Проведут анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Подведение итогов

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

Мероприятия по реализации проекта

- Опыт – наблюдение за ростом лука, семян петрушки и укропа

- Отбор и посев семян.

- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

Экологические занятия по темам:

- Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

- Рассмотреть различные семена.

Художественно - творческая деятельность детей.

- Разучить с детьми стихи, загадки, пословицы и поговорки об овощах.

1. Подобрать методическую и художественную литературу и иллюстрации.

2. Экологический центр.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.

4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.

Приложение.







И в деревне, и на даче

Все сажают огород

Потому, что витамины


Нужны людям круглый год.

Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.

Вид проекта: познавательно – практический, среднесрочный.

Участники проекта: Воспитатели, воспитанники, родители.

Цели:

- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.

- Научить с помощью воспитателя сажать растения;

- Поливать растения под руководством воспитателя;

- Дать представления о выращивании растений;

- Наблюдение за всходами растений;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;

- Формировать у детей познавательный интерес к растениям;

- Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.

Активизация словаря: лук, чеснок, фасоль, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.

Работа над проектом с родителями:

- привлечь родителей к организации и реализации проекта;

- обсуждение темы проекта;

- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.

Работа над проектом с детьми:

Познавательно – исследовательская деятельность:

- рассматривание растений (понятия большой - маленький; один-много);

- наблюдение за посадкой, первыми всходами;

Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);

Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);

Продуктивная деятельность:

- раскрашивание лука, кабачка;

Работа с педагогами:

Предполагаемый результат:

1. Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы проекта:

1 Этап – подготовительный:

2. изучение методических пособий и литературы по теме;

3. подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);

5. составление перспективного плана мероприятий.

2 Этап – основной:

1. познавательно-исследовательская деятельность;

3. рассматривание картин, иллюстраций;

4. чтение литературы;

5. дидактические игры;

6. художественное творчество (лепка, раскрашивание).

3 Этап – заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

4 Этап - презентационный:

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.

Читайте также: