Оформление уголка психолога своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста необходимо создать специальные условия, правильно организовать рабочее пространство кабинета.

Эффективность функционирования психологического кабинета в дошкольном учреждении базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.

В нашем дошкольном учреждении кабинет педагога-психолога располагается на втором этаже. Цвет стен, пола, мебели, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует требованиям СанПиН - просторное помещение с двухсторонними оконными проёмами.

С учетом задач работы педагога- психолога помещение кабинета включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

- консультативная и организационно-методическая включает: 2 стула для взрослых, письменный стол, компьютер, принтер, библиотеку. Непосредственное рабочее место психолога используется для проведения индивидуальных бесед, консультаций с педагогами и родителями, а также, для разработки, составления и хранение консультационного материала, семинаров, развивающих программ; содержит накопительный дидактический и методический материал , картотеку.

Особое внимание было уделено оформлению - диагностической и коррекционно-развивающей зоны, которая представлена несколькими центрами (уголками).

Над каждым уголком расположена соответствующая дизайнерская табличка, разработанная нами и выполненная из пластика с цветной печатью.Каждый такой уголок имеет своё творческое название, назначение и оснащение.

Далее мы представляем данные таблицы и фотографии развивающих уголков/центров кабинета педагога-психолога.

t1639373904ac.jpg

Здесь же расположен световой песочный стол с набором соответствующего игрового материала для дошколят.

Многие элементы выполнены своими руками. Например "Скамеечка дружбы", подвески со зрительными иллюзиями, цветной дождь и другое.

t1639373904ae.jpg

t1639373904af.jpg

t1639373904ah.jpg

t1639373904aj.jpg

t1639373904ak.jpg

t1639373904al.jpg

t1639373904an.jpg

t1639373904ao.jpg

t1639373904ap.jpg

На данных кадрах мы представили свой опыт работы по оформлению и зонированию кабинета педагога-психолога. Как было сказано выше, каждая зона (уголок) имеет своё назначение, наглядно-дидактический и игровой материал для коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми систематизирован в соответствии с развивающими задачами.



Для оформления "уголка эмоций" нам понадобится дверь. Очень удобный вариант для маленьких кабинетов, где теоретически должны быть зоны, но практически - это трудно осуществимо..
1. На двери рисуем простым карандашом. Затем раскрашиваем все гуашью (можно и другими красками, если имеются)



2. После того как краска высохнет, покрываем лаком по дереву (прост в применении и быстро сохнет). Лучше всего покрывать лаком под конец рабочего дня, чтоб детей не было в ДОУ, так как лак имеет специфический запах.
3. Крепим кнопки, для того чтоб дети вешали свои эмоции (настроения).
4. Вешаем зеркало.




6. После завершения работы над дверью, делаем фонарики с эмоциями. Рисуем, раскрашиваем и вырезаем фонарики из белого картона. Клеим заранее приготовленные шаблоны с эмоциями (можно нарисовать), обклеиваем скотчем, крепим нитку - и фонарики готовы.

Оформление психологического уголка в группе ДОУ

Психологические уголки в группах детского сада, если они хорошо продуманы и качественно оформлены, способствуют продуктивной работе психолога, а также говорят о его профессионализме. Важно, чтобы размещенная на них информация была не "для галочки", а имела практическую пользу. На родительском собрании воспитатель группы или сам педагог-психолог должны рассказать о таком уголке, его пользе и необходимости, а главное о том, что он способствует решению проблем.

Такие уголки можно размещать в каждой группе (от ясельной до подготовительной), в помещении, где раздеваются дети, перед входом в саму группу. Таким образом, никто из родителей не пройдет мимо.

Уголок изготавливается совместно с воспитателями. В качестве материала могут служить потолочные плитки 50 × 50 см, сделанные из пенопласта (идут в упаковке по 8 штук). Они очень тонкие (всего 0,5 см) и легкие. Раньше можно было приобрести только белые, сейчас есть и цветные. Если одной плитки мало, можно соединить вместе несколько штук.

Для привлечения внимания уголок должен быть ярким – и не только по цветовой гамме, но и в плане оригинальности оформления.

Можно сделать его по форме в виде бабочки, солнышка или просто квадрата, раскрашенного в разные цвета.

Условно психологический уголок можно разделить на три части:

  • Стендовая информация, размещенная на листах бумаги формата А4 (2–4 шт. на стенде);
  • "Психологический кармашек";
  • Ящик "Обратная связь".

Информация уголка, которая должна соответствовать возрасту детей конкретной группы, обновляется один раз в месяц. Она касается психологических особенностей детей, кризисных периодов. Если в группе назрела какая-либо проблема, например агрессивный ребенок, кто-то из детей не хочет ходить в сад и пр., она также может быть освещена на стенде.

Алгоритм работы в данном случае:

  1. 1. Подбор информации по проблеме с вариантами ее решения.
  2. 2. Обработка материала и "перевод" на понятный родителям язык.
  3. 3. Воспроизведение информации на 2–3 листах формата А4 (шрифт Тimes New Roman, кегель 14).

Материал необходимо предоставлять емко, не перегружая информацией и терминами, чтобы родитель понял главное по описываемой проблеме. Наиболее важные моменты в тексте выделяются цветом или курсивом.

Если в конкретный момент времени проблем в группе не наблюдается, то можно разместить информацию о возрастных особенностях детей.

Информация психологического уголка подготовительной группы МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад "Солнышко"

Месяц

Информация

"Обратная связь"

стендовая

буклетная

"Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет)"

"Насколько хорошо я знаю своего ребенка"

Обращений не было

"Что нужно знать родителям о правах ребенка"

"Родители, не удивляйтесь! Чтобы любить ребенка по-настоящему, этому следует учиться!"

1. Необоснованная агрессия ребенка.

2. Трудности при подготовке ребенка к школе

"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

"Общаться с ребенком: как правильно?"

Обращений не было

"Подготовка ребенка к школьному обучению"

Буклет "Какую программу для школьного обучения выбрать"

1. Медлительность ребенка.

2. Нежелание обучаться чтению.

3. Чрезмерная плаксивость и ранимость ребенка

"Чему и как учить ребенка до поступления в школу"

"Как выбирать книгу для дошкольника, начинающего читать"

Одно обращение – ребенка перестал посещать отец

"Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте"

"Как привить навыки самообслуживания и научить грамотному общению"

Обращений не было

"Как сформировать социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению"

"Нагрузка по силам"

Обращений не было

"Доля старшего и младшего ребенка в семье. Братья и сестры – лучшие друзья"

1. Ребенка дразнят.

2. Ребенок боится темноты

"У порога в школу, или "Родители, без паники""

"Мой ребенок – первоклассник. Обязанности родителей, детей и не только"

Одно обращение – нервный тик у ребенка

Бывает так, что педагог-психолог слишком занят и не успевает обновить информацию – в этом случае рекомендуется использовать комплект "Консультации психолога в ДОУ", который можно приобрести в книжном магазине. В него в ходят картонные листы формата А4, на которых освещены часто встречаемые проблемы, например: "Если ребенок фантазер", "Ребенок и телевизор", "Кризис 3 лет" и т.п. Но желательно прибегать к этому варианту в крайнем случае.

Если проблема глубокая и на 2–3 листах информацию о ней не уместить, то в этом случае оптимальным вариантом будет создание буклета. Он помещается в "психологический кармашек" (высота – 10 см, длина – 23 см; делается из картона и прикрепляется к уголку), из которого родители или воспитатели могут его взять и спокойно изучить дома.

На кармашке можно написать следующее:

Возьмите, пожалуйста, информационный буклет с собой!

Для осуществления обратной связи с родителями используется ящик, который так и называется "Обратная связь". Он представляет собой деревянный куб с равными сторонами по 12 см (на усмотрение педагога-психолога параметры могут быть другими), сверху куба имеется крышка с небольшим отверстием под письма; размещается он непосредственно под уголком. Ящик закрывается на замочек, ключ хранится только у педагога-психолога и только он имеет доступ к помещенной внутрь информации. Для осуществления обратной связи родителям, у которых возникли трудности в воспитании ребенка или какие-либо психологические проблемы, касающиеся их самих, достаточно заполнить специальный бланк и опустить его в ящик:

Обратная связь

Ф. И. О. обратившегося ___________________________________________________________________________________________________

Причина обращения (описать ситуацию вкратце) ___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________

Ваш контактный номер телефона __________________________________

Спасибо за обращение!

С уважением, Ваш педагог-психолог Ф. И. О.
__________________________________________________________________________

В конце каждого рабочего дня педагог-психолог проверяет "почту". Ознакомившись с ситуацией, созванивается с родителями и, выбрав удобное время, приглашает на индивидуальную консультацию, на которой выясняет подробности и обстоятельства. Далее совместно выстраивается индивидуальный план работы по решению данной проблемы.

Если психологический уголок оформлен грамотно, то он обязательно принесет пользу в работе детского психолога, решающего далеко не детские проблемы.


2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями . Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути. Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время,
когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу :. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5 . Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

При этом, если понятия рассматривать не только с точки зрения их значений, а в комплексе со связанными с ними образами и эмоциями, то правильнее было бы называть понятийный аппарат по каждому предмету тезаурусом. Греческое слово тезаурус в переводе означает сокровище, и, действительно, каждый школьный предмет безмерно богат своими понятиями, определениями, названиями.

Таким образом, каждому ребенку в школе необходимы хорошо развитые девять составляющих успешной учебы — чтение, говорение, письмо, слушание, память, внимание, мышление, воображение и тезаурус.

В рамках психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА, приглашаем вас на занятие с психологом для знакомства и овладения методом саморегуляции из комплекса упражнений "Гимнастика мозга".

Д.С.Лихачев Учитесь учиться!


Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.

Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо уметь учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребёнку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребёнка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-то предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.

Источник : Д.С.Лихачёв. Письма о добром. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999, с.74-76.

Читайте также: