Односкатная крыша для гаража своими руками из профнастила

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

На сегодняшний момент профнастил является наиболее популярным строительным материалом, при помощи которого легко возвести, как типовую, так и оригинальную конструкцию. Фронтон, забор, кровля, фасад здания за короткое время преобразятся.

Почему именно односкатная?

Прошло время, когда односкатная крыша считалась оптимальным вариантом бань, сараев, бытовок. Сейчас данную форму интересно задействовать в нестандартном проекте. Нетипичная крыша выглядит органично на фоне множества направлений ландшафтного дизайна.

  1. Не смотря на парусность профнастила, односкатная крыша при правильном расположении считается безопасной даже при больших порывах ветра. В данном случае особое внимание уделяется гидроизоляции.
  2. Крыша простой конфигурации возводится довольно быстро.

Каждый лист холоднопрокатной стали в заводских условиях покрывается множеством слоев. Благодаря прохождению через формовочный вал профилегибочных станков поверхность становится ребристой (гофрированной), жесткой. Чем выше высота ребра, тем прочнее выходит строительный материал. Профнастил отлично подойдет для создания односкатной крыши.

Как сделать односкатную крышу из профнастила своми руками

Односкатная крыша из профнастила

Чем хорош профнастил для односкатной крыши?

Строительный материал обладает:

  • долговечностью;
  • финансовой доступностью;
  • цветовым разнообразием;
  • вариативностью форм и размеров;
  • легкостью монтажа и транспортировки.

От проекта к реализации

Как определить угол наклона односкатной крыши

Среди важных параметров характеризующих крышу специалисты называют угол наклона скатов относительно горизонтальной поверхности – уклон.

Этот параметр оказывает влияние на целый ряд важных эксплуатационных и конструкционных особенностей кровли.

Логично что угол наклона односкатной крыши выбирается не произвольно, а в зависимости от климатических условий, преобладающей на местности розы ветров, количества осадков, конструкционного типа стропильной системы, кровельного покрытия и длины скатов.

Рассмотрим кровельный материал – профилированный стальной лист (профнастил) и минимальный уклон кровли из профнастила, рекомендованный строительными нормами и правилами (СНИП).

Если между гофрами не происходит перелива воды, угол наклона считается минимальный. В противном случае неизбежно образование луж.

Как расчитать угол наклона односкатной крыши из профнастил

Угол наклона односкатной крыши из профнастил

Выбор угла наклона односкатной крыши зависит:

  • от высоты стен постройки;
  • климатических особенностей региона страны (какое количество снега выпадает, часто ли бывают порывы сильного ветра);
  • типа выбранного профнастила.

Помните! Чем положе и меньше уклон крыши, тем толще должен быть гидроизоляционный материал, больше уплотняются стыки. Кровельные мероприятия просты и могут выполняться самостоятельно, если придерживаться готовой инструкции.

Как рассчитать нагрузки

В первую очередь учитывается регион эксплуатации. Профнастил в качестве кровельного материала отличается особой парусностью, поэтому крышу нельзя делать слишком крутой.

Слой снега, толщиной более метра, прогнет профилированные листы на крыше строения. Значит, к расчетам необходимо подходить со всей ответственностью.

Помимо учета ветровых нагрузок, идет учет влажности, перепада температур, иных атмосферных осадков.

Как расчитать стропилы для односкатной крыши

Расчет сечения стропил для односкатной крыши

Как спроектировать вентиляцию

Еще одним условием качественно сделанной односкатной крыши будет теплоизоляция дома.

Важно: защитить подкровельное место от жары в летний период. Гидроизоляционная пленка со специальным напылением на одной из сторон замечательно отразит ультрафиолетовые солнечные лучи

Когда не предусматривается чердак, перекрытие и крыша объединяются. Получается общий вентиляционный функциональный проем.

Устройство продухов крыши

Пошаговый пример строительства односкатной крыши

Как сделать односкатную крышу

Элементы односкатной крыши

Шаг 1. Изготавливаем мауэрлат

Чтобы выровнять все верхушки сторон дома, наличие мауэрлата обязательно.

  1. Когда возводится сруб, верхний венец играет роль мауэрлата.
  2. Если стены кирпичные, создание мауэрлата вариативно:
  • сбивается брусовый каркас соответственного размера;
  • создается армированный пояс со стальными шпильками, на которые надевается брусовый каркас. В этом случае добиваемся максимальной горизонтальности, что позволяет равномерно распределить нагрузку на стены. Угол наклона односкатной крыши будет одинаковым с двух сторон.

Что такое мауэрлат

Шаг 2. Размечаем стропила и делаем обрешетку

С небольшим запасом на мауэрлат укладывается доска. Размечается верхний и нижний запил, который по ширине совпадает с мауэрлатом. По полученным результатам осуществляется разметка остальных стропил.

Основанием для профилированной односкатной крыши является дощатая обрешетка, стальные прогоны. Обрешетка изготавливается снизу вверх, каждый из брусков крепится к стропильной системе скобой, гвоздем.

Затем под специально смонтированные кобылки, подкладывается рубероид, который препятствует проникновению сырости. Получившиеся свесы, обшиваются сайтингом. Созданная конструкция смотрится аккуратной, свежей.

Как сделать обрешетку односкатной кровли

Обрешетка односкатной кровли

Шаг 3. Укладываем гидроизоляцию

  • Когда односкатная крыша плохо вентилируется, в качестве строительного материала берется антиоксидантная пленка.
  • Подкровельная пленка выстилается снизу вверх полотном с определенным запасом.
  • К стропильному механизму гидропароизоляционная пленка крепится строительным степлером.

Важно знать: паропроницаемая мембрана выведет лишние водяные пары наружу. Это важно, поскольку предотвращает образованию среды, в которой активно развиваются грибковые колонии

Укладка гидроизоляции односкатной крыши из прфнастила

Шаг 4. Поднимаем профнастил на крышу

  • берем веревку в четыре раза длиннее, чем лестница, которая закрепляется с двух сторон снизу листа;
  • в арсенале должна быть лестница, опирающаяся на грунт, на длину ската;
  • гофра укладывается с нижнего угла в горизонтальном положении;
  • нельзя подрезать стальной лист машинкой для резки металла, иначе на месте среза появится со временем коррозия.

Шаг 5. Монтируем профнастил

Верхние листы всегда нахлестываются. При горизонтальных перекрытиях используется уплотнительная прокладка. К окончательной фиксации приступаем, когда проверена ровность укладки всей кровли. Крепление профлиста должно быть технологичным.

Торцевая и коньковая планка монтируются в конце. Первая не уплотняется, небольшие зазоры помогают естественной циркуляции воздуха.

Монтаж профнастила на односкатную крышу

Устройство сложных конструкций

Устройство крыши сложной конфигурации имеет ряд отличительных особенностей. Чтобы предотвратить попадание пыли и влаги в подкровельное пространство, стыки тщательно герметизируются. Дополнительные элементы кровли крепятся по-другому.

Сплошная обрешетка изготавливается до фиксации планки ендов. Нижний фрагмент прихватывается по краю гвоздем либо саморезом. Верхний фрагмент планки загибается в зоне состыковки к коньку крыши. Между гофрой и планкой обязательно помещается уплотнитель, либо наносится герметизирующий состав. Финишный крепеж планки осуществляется вместе с фиксацией металлопрофиля.

Верхний фрагмент ендов несет в себе декоративную нагрузку. Крепится также на уплотнитель, герметизацию.

Дымоходная система в сложной крыше

Как вывести трубу через крышу из профнастила см. здесь

Как вывести трубу через крышу

Как вывести трубу через крышу из профнастиа

Как построить разноуровневую крышу под профнастилом

Довольно свежо и неизбито смотрится разноуровневая кровля. Дизайнерский экстерьер актуален при создании частного дома. К примеру, четырехскатная крыша со смещенным центром привлечет внимание издалека. Комбинированные крыши колоритны и элегантны.

Помните! Ломаную конструкцию с большим количеством соединительных элементов самостоятельно изготовить довольно сложно, поэтому не лишним будет привлечь опытных специалистов.

Преимущества и недостатки

Устройство покрытия на любом сооружении, в том числе и гараже, – это постоянный поиск разумных компромиссов между стоимостью и надежностью, трудоемкостью и вероятностью производства работ без привлечения сторонних специалистов.

Какой из возможных вариантов надежно защитит стены и пол, гарантирует сохранность техники или инвентаря, расположенных в сооружении? Такая задача стоит перед владельцами гаражей, требует взвешенного, разумного выбора.

Крыша из профлиста с требуемыми элементами жесткости, большей частью, соответствует указанным требованиям:

  • легкая;
  • прочная;
  • доступная по стоимости.

При таких явных достоинствах есть и недостатки: металл, несмотря на антикоррозионное покрытие, со временем начнет разрушаться под действием окружающей среды. Некоторые трудности возникнут при создании уклона – это основное условие для кровли такого типа.

крыша гаражей

И, с целью обеспечения плоскостной жесткости относительно тонкого листа, потребуется предусмотреть надежное крепление к каркасу из металлопроката или деревянного бруса.

Как выбрать качественный профнастил

От выбора материала зависит качество конструкции крыши, ее долговечность. Чаще всего используется профилированный лист с оцинкованным покрытием – это гарантирует его высокую антикоррозионную стойкость. Профнастил с дефектами в виде криволинейности, нарушения целостности слоя цинка долго не прослужит, не оправдает возложенных на него надежд и затрат.

Поэтому материал выбирают тщательно, приобретая у надежных поставщиков. Лучше, если у листа будет средняя высота волны, так его проще крепить к обрешетке. Конструкция крыши может быть как совмещенная с перекрытием (безчердачная), так и с техническим этажом поверх стандартной железобетонной плиты – это зависит от проекта и пожеланий заказчика.

разноцветный профнастил

Определяем размеры и форму крыши

Работы по устройству кровли начинают с расчета расхода материала, а для этого потребуется знать размеры здания, определить конфигурацию.

Чаще всего, в качестве основополагающих критериев, в данном случае выступают:

  • длина и ширина здания;
  • высота покрытия;
  • толщина материала;
  • количество скатов.

металлические листы

Для покрытия крыши из профлиста оптимальным углом наклона считается показатель не менее 10 градусов. Кровлю большей крутизны делать не имеет смысла. К тому же это создаст трудности при ее сооружении.

Одно- или двухскатная – этот вопрос необходимо решить на начальном этапе. В первом случае стропила будут опираться на вертикально размещенные стойки. Во втором – от центра, где расположена ось симметрии кровли и средний ряд опор, расходятся наклонные стропильные ноги. Последний вариант потребует повышенного расхода материала.

При креплении на бетонную поверхность будущую кровлю будет проще выровнять, а заодно и утеплить. И не стоит забывать о гидроизоляции.

расчет размеров

Двухскатная

Профнастил на крыше укладывается не встык, а внахлест, чтобы избежать затекания осадков под лист.

Односкатная

Сооружение односкатной кровли привлекает относительной простотой: сначала монтируются стойки, стропила и обрешетка, потом на них укладывается профлист. При небольшом угле наклона отдельные элементы покрытия поднимаются (затягиваются) с помощью веревки и привязанного к ней крюка. Самое главное – в односкатной кровле меньше стыков, для которых необходимо обеспечить герметичность.

мужчина сидит

Рассчитываем количество расходного материала

Неписанное правило гласит, что перед тем, как отрезать, нужно несколько раз правильно отмерить. За основу расчета берутся размеры – ширина и длина корпуса гаража: они определят количество профлиста без учета угла наклона и нахлеста. Пользуясь тригонометрией, вычисляют гипотенузу – это будет длина листа, она же совпадает с чистовой длиной прогонов.

Количество элементов зависит от протяженности строения и шага (расстояния между соседними). Обычно чаще, чем через 60-90 сантиметров их не размещают. Кроме того, учитывают расход материала на обрешетку: это деревянный брус, уложенный крест-накрест, чтобы создать опорную поверхность для листа. Обязательно учитывают расход на раскрой и напуск материала, в среднем, это 20 %.

шуруповерт прокручивает

Техника безопасности при работе с профнастилом

Общие требования безопасности при покрытии кровли, работе на высоте никто не отменял. Обязательно используются спецодежда, нескользкая обувь, применяются переходные трапики и устойчивые лестницы. Эквилибристика, показная ловкость не нужны: они могут стать причиной возникновения опасных ситуаций.

Должно выполняться простое правило: безопасность работающих – превыше всего. То, что можно подготовить и разметить, отрезать на земле, внизу, делается там. При использовании электроинструмента недопустимо применение поврежденной или неисправной техники, работа без защитных очков. Контакт с острыми краями профнастила может привести к травмам, поэтому необходимы перчатки или рукавицы.

желтая каска

Подготовка инструмента

Оснастка, инструмент зависят от выбранной схемы монтажа (на саморезах или кровельных гвоздях), объемов работ. При грамотно проведенном расчете, если размеры гаража позволяют минимизировать использование приспособлений для резки, можно обойтись без болгарки. С другой стороны, на обрешетку брус, в любом случае, придется подгонять/наращивать с использованием ножовки и накладок.

Минимальный комплект должен включать:

  1. Молоток.
  2. Уровень.
  3. Отвес.
  4. Рулетку.
  5. Ножовку по дереву
  6. Отвертки (лучше со сменными насадками).
  7. Электродрель, шуруповерт.
  8. Угловую шлифмашину с набором дисков.

пилка по дереву

Необходимые компоненты перечня добавляют/исключают применительно к конкретной ситуации. Например, шуруповерт со сменными аккумуляторами способен заменить дрель и наоборот.

Пошаговая инструкция перекрытия крыши своими руками

Чтобы быстро и четко покрыть гараж профлистом самому, сделать одно- или двухскатную кровлю не хуже профессиональных строителей, понадобится следовать изложенным пошаговым пунктам инструкции.

В данный перечень входят:

монтаж каркаса

Подготовительные работы

Значение данного этапа невозможно переоценить: он, в отличие от последующих, допускает корректировки, доукомплектацию и другие кардинальные изменения без ущерба делу. Проблемы могут возникнуть только при фатальных ошибках – например, неправильной разметке и порезке деталей.

Установка стропил

Деревянные или из мелкосортного уголка стропила монтируют в соответствии с выбранной схемой, последовательно закрепляя к стойкам и центральному прогону. Для удобства рекомендуется нанести разметку на продольные элементы – так работа пойдет быстрее.

На соединительных элементах не экономят, чтобы конструкция получилась прочная и надежная. Обрешетка из бруса небольшого сечения укладывается поверх стропил с заранее выбранным шагом. После проверки правильности монтажа, размеров переходят к настилу профлиста.

стропила установлены

Монтаж покрытия

Покрытие крыши металлопрофилем является завершающим этапом работ. Листы поднимают наверх с помощью веревки и крюков, соблюдая необходимые меры предосторожности. Монтаж начинают всегда с крайнего листа, закрепляя его, а потом укладывают последующие, обязательно выполняя нахлест.

Под саморезы или кровельные гвозди подкладываются специальные шайбы, для предотвращения просачивания жидкости под кровлю. Крепление выполняется на впадине волны, а не на подъеме. В конце монтажа устанавливают конек, примыкания, обеспечивающие герметичность покрытия.

крепление листа

Утепление и гидроизоляция

Гидроизоляция крыши является таким же ответственным этапом, как и остальные. Она помогает избежать образования конденсата, увеличивает долговечность конструкций каркаса кровли. Вариантов крепления гидроизоляционного материала несколько.

Самая распространенная технология монтажа к деревянным элементам заключается в натяжке плотной полиэтиленовой пленки с последующей пристрелкой мебельным степлером. При необходимости выполняется укладка утеплителя: это может быть базальтовая вата, рулонный материал, вспененный пенополистирол.

Данная мера не поднимет температуру под крышей в значительных пределах, но позволит выиграть несколько градусов, сделает атмосферу внутри гаража комфортнее.

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день вариантов постройки крытых гаражных стоянок для личного автомобиля наиболее часто встречаются гаражи из профилированного оцинкованного листа.

Гараж из профнастила своими руками. Чертежи, рекомендации и инструкция по постройке

Такой вариант не требует слишком больших капиталовложений, позволяет без привлечения специалистов самостоятельно собрать компактный гараж для практически любого транспортного средства.

Чертеж гаража с односкатной крышей

Чертеж гаража с односкатной крышей

Вопрос постройки такого сооружения прежде всего связан с финансовыми затратами на материалы для строительства. И здесь немаловажную роль играет вопрос выбора проекта строительства.

Чертеж гаража с односкатной крышей

Технология возведения зданий из профнастила позволяет из множества вариантов выбрать более приемлемый вариант:

  • гараж из профилированного листа с односкатной крышей на одно стояночное место;
  • сборный гараж из металлических секций с двускатной крышей;
  • гараж на два стояночных места с распашными воротами;
  • проект здания из профнастила на одно стояночное место с дополнительным помещением, с одно или двускатной крышей.

Наиболее бюджетным вариантом строительства здесь будет выступать проект имеющий:

  1. наименьшее количество технически сложных соединений – болтовых, резьбовых, или заклепочных;
  2. простые двустворчатые ворота, без двери;
  3. односкатную крышу без чердачного пространства.

Кроме этого, следует учесть:

  • материал основания на месте постройки сооружения;
  • тип фундамента;
  • особенности условий эксплуатации здания.

Оптимальными размерами гаража с односкатной крышей на одно место стоянки автомобиля будут:

  • ширина 2,8–3,75 м.;
  • длина 4–6 м.;
  • высота 2,0–2,5 м с уклоном до 1,85 м.

Как правильно построить гараж из профнастила?

Как правильно построить гараж из профнастила?

Во многом результат работы зависит от того, насколько правильно распределены и рассчитаны все этапы работы, в том числе и подготовительный этап, когда планируется не только порядок работы, но и выбирается материал с учетом его технических характеристик и эксплуатационных возможностей.

Выбираем профнастил для гаража

Выбираем профнастил для гаража

Удобство технологии возведения сборных быстровозводимых зданий из профилированного металлического оцинкованного лист позволяет использовать практически все виды представленных на рынке профилированных листов.

Однако для того чтобы получить наилучший результат следует обратить внимание:

  • на вес материала – ведь несмотря на довольно легкий вес листов, использование листов толщиной свыше 1,8 мм, не годится для крыши;
  • качество обработки и защитного покрытия – стандартные листы должны иметь стандартные размеры и правильную геометрию, без деформированных участков, с одинаковым защитным покрытием по всей площади.

При выборе материала у поставщика необходимо также уточнить возможность заказа материала уже подогнанного по размеру, такая услуга во много позволит сэкономить не только время, но и средства ведь подгонка отдельных элементов обшивки может составлять до 20% времени на монтаж самого объекта.

Таким образом, учитывая особенности возведения подобных зданий и их последующей эксплуатации, при выборе профилированного листа наружной обшивки лучшим вариантом будет:

  1. окрашенный оцинкованный профилированный лист;
  2. лист, имеющий небольшую высоту волны;
  3. материал толщиной 1,2–2,0 мм для обшивки наружных боковых стен и задней стенки, металл толщиной 1,5-2,2 мм для ворот сооружения, потому что именно ворота чаще всего в данном виде построек подвергаются различным деформациям, и наконец, лист с большей волной и толщиной 0,7-1,2 мм для устройства крыши.

Выбор места для гаража

Выбор места для гаража

Одним из наиболее дельных советов по выбору места для постройки гаража будет учет опыта вождения автомобилем. Достаточно большой опыт владения водительскими навыками позволит разместить строение в любом мало-мальски пригодном для этого месте.

Ну а если опыта недостаточно, то следует учитывать:

  • форму подъездного пути к гаражу;
  • наличие крутых поворотов и спусков в непосредственной близости к воротам;
  • наличие на предполагаемом участке размещения инженерных коммуникаций – кабельных линий, канализационных коллекторов, магистралей водопроводов;
  • наличие над местом высоковольтных линий электропередач;
  • размещение деревьев;
  • наличие других построек.

Кроме этого, для создания минимального комфорта и удобства проведения ежедневного технического обслуживания автомобиля нужно рассмотреть возможность прокладки в гараж электричества стационарной сети в 220 вольт.

Подготовительные работы

Практический этап реализации проекта строительства начинается с момента начала работ по расчистке площадки под строительство.

На этом этапе убирается нежелательная растительность, снимается верхний слой почвы (если планируется отсыпка гравийного основания или асфальтирование площадки), расчищается подъездные пути к месту сборки. Проводится разметка основных элементов строения – элементов фундамента, отмостки.

Строительство фундамента и каркаса из профиля

Строительство фундамента и каркаса из профиля

Поскольку данное строение не является капитальным, и его общий вес не несет сильной нагрузки на грунт, то для фундамента достаточно проведение грунтовых работ в объеме отрывки траншеи по периметру гаража глубиной 30 см и шириной 25-30 см. В местах установки вертикальных стоек каркаса рекомендуется углубить фундамент на 50-60 см в виде колонны 30*30 см.

Заливка фундамента должна производится в течение одного дня, поскольку объем бетона небольшой, то все операции, возможно проводить вручную.

На конец несущей стойки из профильной трубы перед бетонированием привариваются распорки. После установки стоек, они фиксируются бутовым камнем, а после выравнивания по линии заливаются бетоном. Фундамент выдерживается до окончательного затвердения бетона но, не менее 4-5 дней.

Строительство фундамента и каркаса из профиля

Монтаж каркаса начинается со связывания нижнего яруса поперечными распорками, он располагается на уровне фундамента. На высоте 50-60 см от нижнего яруса сваривается следующий ярус перемычек. Также через 50-60 см формируется следующий ярус. Верхний ярус будет формировать каркас крыши и установка его производится в последнюю очередь, когда основная конструкция каркаса приобретает необходимую жесткость.

Каркас крыши как наиболее ответственный элемент постройки формируется согласно проекту и в обязательно порядке устанавливаются:

  • стропильные ноги по направлению уклона крыши;
  • прогоны;
  • стойки и подстропильные ноги;

При монтаже обязательно выдерживается как горизонтальные, так и вертикальные положения всех элементов. Поперечные связки между стенами гаража между стропилами устраиваются по верхнему срезу стропильных ног, и таким образом, чтобы верхняя плоскость поперечин была одинакова плоскости стропил.

При одиночном расположении постройки рекомендуется устраивать карнизы по периметру не менее чем в 15-20 см, в стороне уклона карниз делается в 25-30см. За 3-5 см до конца стропила в стороне склона дополнительно монтируется поперечина для усиления жесткости карниза.

Стойки по углам конструкции и центральные стойки дополнительно в местах соединения со стропилами усиливаются треугольниками из листового металла толщиной 3-5 мм.

Монтаж стен и крыши

Монтаж стен и крыши

Для монтажа профильных листов возможны различные варианты, но при этом самым приемлемым является использование кровельных саморезов. Специально разработанные крепежные элементы позволяют без труда закрепить листы на любую поверхность, отличительной особенностью такого крепежа является наличие спирального сверла на конце самореза.

Монтаж профнастила можно начинать как с крыши, так и с обшивки стен. Преимущества монтажа листов с крыши обусловлено тем, что позволит сделать эту легче, а вот при начальной обшивке стен, есть возможность сделать качественно место стыка крыши и стен.

Саморезы устанавливаются в прогиб волны, это единственное место, где крепление будет наиболее жестким и надежным. Как и на крыше, так и на стенах саморезы устанавливаются через 4 волны.

Стены монтируются снизу вверх, верх обрезается по стропилу с помощью болгарки или электролобзика.

Монтаж крыши начинается снизу, с таким расчетом, чтобы карниз выступал на 25-30 см. Напуск следующего листа профнастила делается не менее чем на 2-3 волны. Второй ряд листов запускается не менее чем на 20-25 см. Саморезы вкручиваются через 3-4 волны.

Пол и ворота

Подъемные и откатные ворота обязательно устанавливаются согласно прилагаемым инструкциям, это довольно сложные системы для новичков-энтузиастов, а вот обычные распашные ворота особого умения не требуют. Просто для их монтажа необходимо максимум внимания и аккуратности.

Сначала сваривается каркас ворот, проверяются углы и диагонали, потом собираются рамки половинок и устанавливаются завесы. После проверки правильности установки и размеров проводится установка зазоров и окончательный монтаж петель и запорных элементов.

Обшивка профнастилом проводится по аналогии с порядком работы по обшивке стен, но лишь с той поправкой что листы крепятся строго в размер рамки ворот, в противном случае может в зимний период или при сильном обледенении профнастил может быть сильно деформирован.

В самом гараже рекомендуется со временем устроить плотное основание, поскольку грунтовое основание со временем будет иметь колеи и провалы. Самым бюджетным является насыпной пол из мелкофракционного щебня, более дорогой, но в то же время и более долговечный пол получается при заливке бетоном или укладке асфальтобетонного покрытия.

Отзывы владельцев

Как видно, постройка подобного гаража из профилированного металлического листа не является чем-то особенно трудным и невозможным. Получение прочного и надежного укрытия для автомобиля, возможно и при затрачивании минимального количества средств и усилий.

Любое строение в качестве обязательного элемента имеет крышу. Пожалуй, сначала появилась крыша в виде широкого листа пальмы, под которым можно было спрятаться от тропического ливня, затем подпорки-стены, и потихоньку человек научился строить здания, которые получали разное функциональное назначение. Пришло время, и люди начали строить гаражи. И сейчас односкатная крыша для гаража является оптимальным архитектурно-строительным решением для любых построек хозяйственного назначения.

Варианты односкатной крыши гаража

Гараж можно построить деревянный, по конструктивным решениям и технологии строительства дачных хозяйственных построек. Можно смонтировать каркас из металлического профиля и обшить его железным листом, например профнастилом. И можно построить солидное сооружение с кирпичными или блочными стенами, чердачной зоной и крутой крышей. Конечно, эти постройки будут различаться и по трудоёмкости строительства, и по стоимости.

Односкатная крыша для гаража

Устройство

Конструкция любой односкатной крыши состоит из стропильной системы, кровельного покрытия и дополнительных элементов, которые усиливают стропильную систему. Стропила воспринимают все нагрузки, которые действуют на крышу. На них крепится обрешётка, а на неё – кровля. Там же размещаются изоляционные материалы, защищающие деревянные конструкции от влаги и уменьшающие потери тепла.

По верхнему краю кирпичных стен укладывают балки сечением 100 х 50 мм, на балки настилается обрешётка из досок (лучше из обрезных). По обрешётке стелется гидроизоляция, например рубероид. Поверх гидроизоляции укладывается кровля. В качестве кровельного материала можно использовать профнастил, шифер, черепицу или металлочерепицу, рубемаст, рубероид, толь. Самый стойкий вариант – металлический профнастил, он может прослужить 30–40 лет. Черепицу или металлочерепицу кладут обычно на солидные гаражи. Рулонные материалы легко укладываются, современные версии имеют срок службы 30–40 лет.

Само здание гаража строится либо по каркасной, либо по капитальной технологии. Первая интересна тем, что узлы каркаса изготавливаются в заводских условиях, а на площадке их просто нужно собрать вместе и свинтить (сварить).

Элементы конструкции односкатной крыши

Проектирование

Любое строительство (даже гаража) нужно начинать с разработки строительного проекта. А любой проект начинается с разработки технического задания (ТЗ). Структура ТЗ регламентируется государственными стандартами (ГОСТами). Несмотря на то, что обсуждается стройка не государственного объекта, а частного, работы следует выполнять в соответствии с проверенными методиками и правилами. Если стройка заказывается стороннему подрядчику, то принимать её заказчик должен по согласованному и утверждённому ТЗ – так легче разрешать конфликтные ситуации.

В техническом задании определяется цель работы, основные технические характеристики, размеры, формулируются требования к условиям эксплуатации, применяемые материалы. Если исполнитель сторонний, то прописывается поэтапный график выполнения работ и сроки полного окончания.

Определение угла наклона

Угол уклона кровли к горизонту определяется различными факторами, основными из которых являются ветровая и снеговая нагрузка. В разных регионах снеговые нагрузки очень различаются, иногда это сотни килограммов. Из практических соображений угол наклона скатов не делают менее 12°, а из соображений перестраховки его увеличивают до 20°. Тем самым увеличивают чердачное пространство.

Исходные данные для расчетов – длина гаража (D), его ширина (L), планируемое направление ската кровли

Диаграмма зависимости угла ската от линейных размеров крыши

Длина стропильных ног

Длину стропил считать слишком сложно, и такая точность в случае строительства гаража не требуется. Разумнее всего просто померять нужное расстояние верёвкой или рулеткой: один конец приложить к краю низкой стены, а второй – к возвышению на противоположной стене. И к полученному результату прибавить длину свеса. А его делать примерно 20 см.

Правила расчёта стропильной системы

Стропильная система собирается на основе стропильных ферм, которые обладают прочностью на прогиб значительно большей, чем простая балка. Они собираются в заводских условиях и привозятся на стройку в готовом для установки виде.

Стропильная ферма и её установка

  • мягкий материал – от 5° до 20°;
  • профлист– от 8° до 20°;
  • металлс фальцевым соединением – от 18° до 30°;
  • шифер– от 20° до 50°;
  • металлочерепица– от 30° до 35°.

Нужно понимать, что увеличение угла наклона крыши облегчает условия для сползания снега, но увеличивает парусность и ветровую нагрузку. Прочность стропильной системы повышается усложнением её конструкции. Увеличение толщины бруса не даст такого эффекта.

Варианты конструкции стропильной системы, повышающие её прочность

Степень сложности стропильного каркаса

Стандартная стропильная система имеет общепринятые названия своих деталей (см. рис.).

Основные детали стандартной стропильной системы

Сами стропила, или стропильные ноги, формируют скаты крыши. Мауэрлат – это деревянный брус, который закреплён на стенах строения, а на нём фиксируются нижние части стропильных ног. Коньком называется стык каркасов двух скатов, односкатная крыша конька не имеет. На стропила монтируются рейки, называемые обрешёткой. Подпорные элементы связывают все детали системы в единую конструкцию. Большое количество конструктивных элементов усложняет каркас, повышает трудоёмкость его изготовления, но увеличивает его прочность и сопротивляемость внешним воздействиям.

Упрощённая схема воздействия на крышу ветровой нагрузки

Вид выбранного кровельного покрытия тоже влияет на конструкцию каркаса, потому что различные покрытия имеют разный вес. И нужно обеспечить надёжное крепление покрытия на скате крыши.

Если строитель не гонится за повышенной прочностью своего строения (стоит его гараж в закрытом от ветров месте, снега зимой выпадает мало и т. п.), то он может построить простейшую конструкцию и потратить на неё минимум средств (см. рис.).

Каркас будущего простейшего гаража

Как выбрать строительный материал

Стропильную систему обычно делают из дерева.

Стропильная система

Дерево для стропил должно обладать высокими техническими характеристиками.

Древесину берут не ниже 3 сорта, стараются, чтобы поменьше было трещин и сучков. Несущие детали делают делаются из дерева толщиной от 5 см, площадью от 40 см 2 .

Хвойные доски берут длиной до 6,5 м, а лиственные – до 4,5 м.

Прогоны, подушки и мауэрлат надо делать из твёрдых лиственных пород. Их обрабатывают антисептиком.

Кровельное покрытие

Кровельные материалы существуют самые разнообразные – твёрдые, мягкие, рулонные, листовые, металлические, керамические и пластиковые. Каждый строитель сам принимает решение, какой использовать. Долговечность кровли практически из любых современных материалов составляет 20–40 лет. Стоимость, естественно, тоже разная. И технологии укладки кровли разные, но освоению поддаётся любая.

Как сделать односкатную крышу гаража своими руками

Технология строительства плоской односкатной крыши доступна любому мужчине.

Необходимые инструменты

Для работы потребуется пара молотков разной величины, киянка, плоскогубцы, гвоздодёр, ножницы для резки железного листа, нож для резки мягкой кровли, рулетка, строительный уровень. Для работы с деревом нужна ножовка по дереву.

Монтаж элементов

Стропильная система

Стропильные ноги поочерёдно укладываются на свои места и прочно закрепляются.

Обрешётка

Поверх стропил укладывается обрешётка из досок или из реек.

Финишная отделка

И уже поверх обрешётки настилается кровля.

Эксплуатация и обслуживание

Эксплуатация гаража состоит в том, что в него загоняется автомашина, и там она проводит свободное от поездок время. А хозяин её осматривает, что-то подтягивает и подвинчивает, подливает разные жидкости. Нужно внимательно следить за тем, чтобы в гараже не создавалась пожароопасная ситуация и не протекала крыша. И не замусоривать дорожку к выездным воротам гаража, чтобы в любой момент можно было безопасно выехать. Если в строении имеются металлические детали, надо следить за несанкционированным появлением коррозии, очищать её и закрашивать повреждённое место.

Ремонт

Объём и содержание ремонта зависят от характера и размера повреждений. Конечно, ураганный ветер может сорвать крышу или в сильный снегопад крыша проломится. В этих случаях ремонт немного отличается от нового строительства, и с ним справится любой хозяин.

Заключение

Гараж на даче – это элемент усадьбы, причём очень нужный. И строить его нужно не как времянку, а на долгие годы. Можно, конечно, построить дворец для авто, а можно и экономичный вариант. Главное, чтобы он выполнял предназначенные ему функции.

Читайте также: