Обработка капа березы своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

Если вы не сильны в различиях капа, сувели, а также не уверены, что такое шпальт, то мы хотим поделиться информацией с вами.

В общем смысле слова это называется пороками древесины (пороки древесины - это особенности и недостатки древесины, как всего ствола дерева, так и отдельных его участков, ухудшающие её свойства и ограничивающие возможности её использования). Пороки разделяют на два вида.

  1. Пороки, вызванные дефектами обработки, возникающие при механическом воздействии на дерево или древесину во время заготовки, транспортировки, пиления и т. д. Это самая многочисленная группа пороков.
  2. Естественные пороки (которые мы как раз и будем здесь рассматривать), которые, в отличие от дефектов обработки, образуются в процессе роста дерева из-за различных климатических условий, места произрастания, и деятельности микроорганизмов, насекомых-вредителей и птиц. Стоит также напомнить, что самой известной разновидностью естественных пороков являются сучки (это часть ветви, заключённая в древесине ствола). В этом тексте мы их больше упоминать не будем.

Влияние порока на качество древесины определяется его видом, размерами и расположением на пиломатериале. Поэтому пороки, нежелательные в одних видах работ, могут быть не критичны для других, и даже желательны в третьих. Так что, порок пороку рознь :) Некоторые мастера частенько используют в своих работах деревянные заготовки с такими "изъянами" для создания необычных изделий.

Шпальт - это колонии грибка или бактерий, образующие нехарактерные для породы цветные пятна или прожилки. Вы можете удивиться, но частенько грибок разных видов собственноручно подсаживают на заготовку, а в последствии стабилизуют, чтобы сохранить эту красоту и увеличить прочность древесины (сильное поражение может существенно уменьшить прочность). На этой фотографии можно посмотреть, как выглядит шпальт карельской березы.

Шпальт карельской березы

На следующей фотографии лежат два брусочка груши, один из которых подвергся атаке грибка.

Груша, зараженная грибком и здоровая

Третья фотография из нашего архива. Это шпальт грецкого ореха.


Теперь разберемся, что же такое кап и сувель.

Очень многие люди считают, что кап и сувель - это одно и то же, но на самом деле они различаются по структуре. Сувель вырастает намного крупнее, чем кап. Для разрастания такого нароста требуется намного меньше времени. Но также сувель намного реже встречается в лесах, появляясь на дереве, как правило, в единичном экземпляре.

Кап, каппа, или капа (капокорень) - нарост на дереве с аномальным строением древесины, образованный местным разрастанием множества плотно сидящих придаточных спящих почек.

Кап образуется на всех лиственных (преимущественно) и хвойных породах деревьев. В российских широтах его можно встретить на березе, тополе, клене, липе, осине, дубе, ясене, вязе, орехе. Размеры капа варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров в разрезе. На формирование нароста средних размеров требуются десятки лет, а то и более полувека. Снизу прикрепили фотографии капа клёна из ассортимента нашего магазина.





Сувель (свиль) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа).
Образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды.
Иногда сувель называют древесной костью из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами дерево приобретает костный вид, и его тонкие части просматриваются насквозь.

На последних двух фотографиях представлен как раз такой кусочек сувели берёзы.



Вот и все, на этом наш небольшой урок закончен. Надеемся, теперь вы с легкостью сможете определить где у древесины шпальт, где сувель, а где кап, и уже начали придумывать, как можно обыграть в своих работах их необычную фактуру. Кстати, брусочки с такими особенностями – отличный вариант для стабилизации. Как стабилизировать древесину вы можете узнать, если нажмете здесь.

Как пилить неважно, смотрите чтоб на спиле узор был покудрявее.
Эти вещи лучше сушить целиком, потому что при сушке какая то часть поверхностного слоя растрескается. Точнее появятся мелкие поверхностные щели. То есть чем меньше куски, тем больше материала идет на выброс.

Я извиняюсь, а зачем его варить?
Когда он полностью высушен и готов к работе, и без варки получаются изумительные изделия.

Dr.Demis писал(а): Как пилить неважно, смотрите чтоб на спиле узор был покудрявее.
Эти вещи лучше сушить целиком, потому что при сушке какая то часть поверхностного слоя растрескается. Точнее появятся мелкие поверхностные щели. То есть чем меньше куски, тем больше материала идет на выброс.

Сушил капы и целиком и порезанными при заготовке на блины. сушил в пакете с газетами. Трешин не было. И предварительно не варил.

Вам просто повезло. Я высушил не один десяток сувелей. И соль, и специальная сушилка и просто на чердаке в опилках. Не бывает дерева, которое сохнет без трещин. Это происходит из-за неравномерного высыхания глубоких и поверхностных слоёв. Слои ближе к поверхности сохнут быстрее и объем материала уменьшается, а поскольку нижние слои не успевают, верхние сжимаясь формируют мелкие трещины. Это я еще не говорю про деформацию кусков.
Чем быстрее сушка, тем больше трещин. Поэтому все заготовители древесины сушат ее ПЕРЕД окончательным распилом, а не после. Ваш способ в пакете как раз таки самый медленный. Вываривание в соли это не подготовка, это самый быстрый способ сушки, соответственно трещин больше всего.
Если только кап/сувель уже не подсушеные.

Dr.Demis писал(а): Вам просто повезло. Я высушил не один десяток сувелей. Не бывает дерева, которое сохнет без трещин. Это происходит из-за неравномерного высыхания глубоких и поверхностных слоёв.
Чем быстрее сушка, тем больше трещин.

сушка в пакете с газетами тем и замечательна, что капы и свили отдают влагу малыми порциями. Газеты надо почаще менять. Сушка в пакете капа средних размеров занимает около полутора-двух месяцев при ежедневной смене газет на сухие. Опыт у меня может не такой большой, как у Вас, но тоже высушил далеко не один кап.

Резьба по капам и сувелям.
Сувель – дерево царское.

резьба по сувели фото


Березовый кап без коры

Сразу хочу подчеркнуть, что работаю по сувели. Капы мне попадаются редко. В чем их различие? Знатоки говорят, что кап – это нераскрывшиеся почки, такой резервный пучок, созданный деревом про запас. Мол, при засухе или каких-то иных неблагоприятных условиях из этих почек вырастают новые веточки – и дерево спасено…

Однако некоторые учёные, много лет изучающие капы и сувели, придерживаются другого мнения. Да, это нераспустившиеся почки, но всё здесь не так просто. Например, в Пушкинском лесхозе Московской области в своё время были заложены опытные культуры каповой березы из семян от свободного опыления. А в Ивантеевском дендрарии Московской области сохранилось около 60 прививок каповой берёзы в возрасте более 45 лет. Правда, сейчас, думаю, их осталось много меньше. Так что теорию наследования капообразований и даже их вирусное происхождение тоже имеет смысл рассматривать.

Да, я использую для создания своих изделий только семь элементов резьбы: лист, перевязка, шар (полусфера), ребро жесткости, протяжка, украшение дна и внутренний лист-завиток. Сочетание этих элементов позволяет выгодно подчеркнуть текстуру дерева и даёт возможность создавать множество разнообразных и, в общем-то, неповторимых вещей. Ведь у сувелей, как и у подушечек пальцев, никогда не повторяется рисунок.
Даже если вдруг захочется сделать копию какой-нибудь особо полюбившейся работы – ничего не получится. Все они в единственном экземпляре, и в этом их прелесть, ни одна работа не повторяется, хотя некоторая похожесть всё же просматривается. Но ведь это стиль такой. Меня по нему и узнают…

А вот вы, например, слышали, что сувель на Руси издревле называли царским деревом? Простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. И хотя скорее всего это лишь легенда, но все резчики, работающие с таким потрясающим материалом, верят в неё безоговорочно. Ведь это воистину уникальная вещь. Да и само слово, посмотрите, как красиво звучит: СУВЕЛЬ.

Уже почти семь лет я работаю с этим материалом. Никто меня не учил, и до всего приходилось доходить самому, методом проб и ошибок. Сколько стамесок поломано (ведь сувель очень прочный и твёрдый материал), сколько было порезов и травм – не перечесть. Зато теперь могу даже лекцию прочитать и по инструменту, и по технике безопасности…

С чего нужно начинать работу? Со знакомства с лесниками. Они, как никто, знают свой лес, и все деревья у них наперечёт. Ведь, когда идут лесозаготовки, куски деревьев с капами и сувелями просто сжигают, это – брак, негодный материал. А если у вас есть знакомый лесник, то он этот брачок с живого дерева спилит, место спила замажет варом и принесет вам за определённую плату.
Если же хотите начать заготавливать сувели сами, в лес лучше идти в апреле. Листьев на деревьях ещё нет, лес просматривается великолепно. А главное – с апрельских сувелей и капов очень хорошо снимается кора. Да и бродить по лесу в апреле гораздо приятнее, чем в зимние холода.

Храню я свои заготовки на балконе в шкафу или в гараже. Если они сырые, регулярно перекладываю их с места на место, проветриваю. Когда для определенного заказа попадается подходящий сувель, приступаю к подготовительному этапу работы, то есть просто варю его в большой ёмкости несколько дней. Если нужно изменить цвет заготовки, добавляю берёзовую кору, которую заготавливаю впрок, снимая с упавших, погибших деревьев. Интенсивность цвета зависит от времени варки: чем дольше варишь, тем цвет становится темнее.
С вываренного сувеля кора легко снимается стамесками или простой плоской отвёрткой. Но я для этой цели использую электростамески. Ведь живём уже в ХХI веке…

Работу над своими изделиями я разделил на два этапа: начальный – резьба по сырому сувелю и окончательная отделка уже сухого изделия.
Начинаю работу с выбора формы изделия. Как правило, форму диктует сама заготовка. Но бывает, заказчик просит что-то своё, вполне определённое, тогда идёшь наперекор природе материала и уступаешь вкусам заказчика. Иногда в заготовке попадаются различные дефекты: гниль, сколы, вкрапления коры – тогда тоже форму будущего изделия приходится немного видоизменять.

Заключительный этап работы – лакирование и полировка. У каждого резчика свои пристрастия, свои излюбленные материалы и приёмы. Раньше я только восковал свои изделия, но воск непрочен, а они должны служить людям, это не только декоративные, но ещё и прикладные вещи, а чтобы ими можно было пользоваться, нужно их защитить. Сейчас рынок предлагает самые разные лаки и защитные материалы. Выбирай любой.

Свои законченные вещи я часто демонстрирую на выставках. Много их в частных коллекциях у нас и за рубежом. Их с удовольствием покупают для подарков.

Шахматная доска из капа

Не путайте!

Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.

По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.

Природный узор капа

Примером такого вида изделий служат художественные предметы из капа и капокорня.

История

XVIII век

Производство изделий из капокорня в г. Вятка (Киров) началось в XVIII в. Основоположником этого ремесла был мастер Григорий Макаров, который стал первым изготавливать из тонких пластин капокорня шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций в духе классицизма.

Главным достижением Григория Макарова стало использование в своих изделиях деревянных шарниров. Эта идея пришла ему в голову после того, как однажды ему в руки попалась шотландская табакерка, с помощью которой он и разгадал секрет изготовления шарниров. Эта была отнюдь сложная работа, требовавшая точное и скрупулезное изготовление зубцов в соответствии с углублениями механизма.

Другой местный мастер Семен Бронников создал первые карманные часы с футляром, корпусом и цепочкой из капокорня. Со временем к этому ремеслу подключились и его сыновья — Николай и Михаил Бронниковы. В основном они занимались изготовлением часов и принимали заказы из разных регионов России. Прославилась семья мастеров Бронниковых и на мировом уровне, их изделия были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1837 г.

Русский классицизм

Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма — художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно прикладного искусства.

XIX век

Уже в конце XIX в. в Вятке работало около 40 кустарей-каповщиков. Труд их ценился значительно выше работы других мастеров, а спрос на изделия со временем только увеличивался.

Кроме всевозможных табакерок и шкатулок, умельцы изготавливали специально для состоятельных модниц баульчики и посуду типа изысканных вазочек и сахарниц.

XX век

Сегодня

Сегодня традиции капового мастерства продолжают развиваться, и здесь большой вклад вносят современные умельцы-каповщики. Одним из таких мастеров является Борис Павлович Воробьев, который в 2009 г. получил звание мастера художественных промыслов Кировской области.

Своеобразие капа

Своеобразие этих материалов — наростов на стволах деревьев и корнях берёзы, а также некоторых других видов деревьев — состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон создают большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня.

Кап находят не только на берёзе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.

Процесс обработки капа

А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины-дощечки и запаривание их. В результате имеющейся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в тёплый коричневый цвет, акцентируя особо тёмным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.

Изделия из капа

Путём столярной обработки и тщательной подгонки пластин собирают шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов, визитницы, пресс-папье, обложки альбомов, блокноты, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы.

А также из капа получаются декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм, а также курительные трубки и рукоятки для ножей.

Шкатулки

Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящики, двухярусные крышки, снабжённые секретами для их открывания.

Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева.

Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятка (Киров) ещё в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да ещё из целого куска капа вырезали цепочку.

Стоимость изделий из капа

Стоимость изделия из капокорня зависит от рисунка. Чем тоньше рисунок и больше размер капокорня, тем выше стоимость изделия.

Раньше капов корень оценивался на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем он стоил дороже. Найдя в лесу каповый нарост, счастливый крестьянин нес его за несколько верст на оценивание к мастеру-каповщику.

Капокорень

Уже в середине ХIХ в. кап стал редкостью в вятских лесах, а в 1920-30-е годы — почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ в. капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.

Капокорень — такой же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще прикрыты почвой.

Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками, но его в лесах оказалось во много раз больше.

Инкрустация из капа

Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.

Читайте также: