Оборудование по развитию речи в детском саду своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 13.09.2024

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Всем известно, что игры, оказывают общеразвивающие влияние на речь. В методике имеются различные дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

Дидактические игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Я решила сделать своими руками дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи.

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Описание пособия:

настольное дидактическое пособие является авторской разработкой, предназначено для детей старшего дошкольного возраста; состоит из основы-подставки и трёх сменных блоков, каждый блок содержит дидактическую игру. Пособие можно использовать в индивидуальной работе с детьми, а также в совместной и самостоятельной деятельности.

Описание игры:

Дидактические игры своими руками по развитию речи

совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением сюжетных картинок, устанавливает его на основе подставке и фиксирует с помощью резинки. В верхней и нижней части блока закреплены регуляторы движения бумажной пленки, красные стрелки показывают направления движения. Ребенок просматривает пять историй с последовательно развивающимся действием и составляет рассказы на выбор. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.


совершенствовать умение образовывать существительные с помощью суффикса ниц со значением вместилища

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением магазина, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагаются предметные картинки: разные продукты, тележка для продуктов, мальчик, девочка.


Известно, дети любят играть. Игры занимают большую часть их активной деятельности. В играх малыш познает мир и себя, приобретая новые навыки общения и развивая речь. Важная роль отведена сюжетно-ролевым играм.


Суть сюжетно-ролевых игр в том, что малыш примеряет на себя разные социальные роли. Выполняя задания, дети взаимодействуют и общаются друг с другом в форме диалога. Сюжетно-ролевые игры помогают научится с 2-3 лет самостоятельно совершенствовать навыки общения, тренируют память, внимание, воображение и имеют прямое влияние на развитие диалогической речи.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей

Мелкая моторика рук влияет на развитие правильной речи. Доказано, что речевой аппарат развивается под влиянием импульсов, поступающих в мозг от нервных окончаний кончиков пальцев. Развитие моторики считают одним из основных средств по формированию грамотной и правильной речи. Разработан целый комплекс упражнений для тренировки мелкой моторики рук. Одним из них является пальчиковая гимнастика.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

Упражнения пальчиковой гимнастики оказывают прямое влияние на развитие речи у детей, потому что импульсы, поступающие из нервных окончаний на кончиках пальцев, стимулируют участки мозга, отвечающие за речь.

Важно! Родителям необходимо знать, что пальчиковой гимнастикой с малышом можно заниматься, начиная с 3-4 месяцев, так как в 2-3 года уже будет поздно.

Упражнения помогают равномерно развивать правое и левое полушария мозга. Правое отвечает за образное мышление, левое за воспроизведение слов, обозначающих конкретный объект.


Пример пальчиковой гимнастики

Обратите внимание! Чтобы речь не отставала от формирования мыслей, необходимо использовать пальчиковую гимнастику.

Картотека дидактических игр по ФГОС

Примеры интересных настольных игр:

Технологии развития связной речи у дошкольников

Дидактические игры по развитию речи своими руками

С детьми средних и старших групп детского сада игры можно смастерить своими руками. Для создания подойдет подручный материал, а инструментарий есть в каждом доме и детском саду:

  • бумага (плотная);
  • цветные карандаши;
  • принтер (цветной);
  • клей;
  • ножницы;
  • журналы с картинками.


Дидактические игры по развитию речи для старшей группы

Применяют и сказку с помощью игрушек. Ребенок учится вместе с персонажами любимых сказок.

Обратите внимание! Задачей игры является развитие творческого и ассоциативного мышления, памяти и расширение словарного запаса. Используют игрушки, сделанные своими руками.

Детям дается задание сделать персонажа любимой сказки из бумаги или других материалов (ткань, глина). После того как игрушки готовы, дети выбирают себе один из персонажей и пересказывают своими словами его роль в сказке.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы — это специальные картинки, где для определения конкретного слова или словосочетания, схематически изображается объект, ассоциирующийся с ним. Применяются для развития зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления и связной речи. Преимущества использования:

  • Информация о словах привязывается к зрительным образам и звукам.
  • В мозг ребенка одновременно поступают несколько сигналов из разных источников: слух, зрительные, тактильные.
  • Сигналы объединяются, создавая в мозге сложные нейронные связи и единый образ, облегчая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  • Ребенку достаточно вспомнить один из элементов ассоциативного ряда, чтобы мозг воспроизвел цельный образ.

Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду

Обратите внимание! Изготовление мнемотаблиц не требует особых навыков и талантов. Достаточно подобрать слово или предложение и изображения, наглядно иллюстрирующие их. Эти изображения объединяются в один пошаговый слайд (склеиваются в правильной последовательности).


Лучшие настольные игры для детей 6-7 лет

Обратите внимание! Таким образом, игровая деятельность оказывает ключевое влияние на развитие речи у дошкольников. Важно с детства тренировать малыша.

Автор: Золотайко Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования
Раздел: дошкольное образование

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с

использованием нестандартного оборудования

В работе с детьми младшего дошкольного возраста столкнулась со

следующей проблемой: поступающие в детский сад дети младшего возраста

имеют низкий уровень речевого развития, он не соответствует возрастным

показателям. Сложившаяся ситуация, вызвана рядом причин:

-пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития детей

именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставание

- основная часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными

показателями речевого развития детей младшего возраста.

- очень часто родители используют для речевого развития сложный и

непонятный детям игровой и дидактический материал.

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,

лексической, грамматической. Если же в первые три года речи ребенка не

было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы

указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются

Автор: Мамонтова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: г. Белово, п.г.т. Бачатский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование нестандартного оборудования для речевого развития детей младшего возраста
Раздел: дошкольное образование

Использование нестандартного оборудования для речевого развития

детей младшего возраста

В своей работе я уделила внимание, на изготовление дидактических игр

играют в дидактические игры и в процессе игры развивают речь.

организовать общение ребенка в процессе игровой деятельности, обогащая

- Дидактическое пособие "Гусеница"

Цель: Закрепление

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие логического мышления и памяти;

- Формирование мелкой моторики.

- Закрепление всех цветов радуги;

- Развитие способности анализировать;

- Формирование грамматического строя реи и связной речи.

- Дидактическая игра: "Предлоги"

- Какой кружок лежит за синим?

- Какой кружок лежит перед желтым?

- Какой кружок лежит между зелёным и синим? и.т.д.

Пальчиковые

дорожки, они же пальчиковые шаги,

представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у ребенка будут

развиваться, и совершенствоваться движения кистей и пальцев рук.

Развитие познавательного интереса.

-Учить правильно называть животных, части тела животного, узнавать

известных зверей по неполному изображению (без хвоста).

-Обогащать словарный запас;

мышление, зрительное восприятие, связную речь.

Одним из наиболее эффективных средств нравственного воспитания детей

дошкольного возраста является сказка, которая воздействует на чувства и

разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и

самосознание, формирует мировоззрение.

Цель: Учить пересказывать и сочинять сказку

- Развивать моторику рук.

- Развивать монологическую и диалогическую речь.

- Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою

- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.

-Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

- Развивать фантазию, память, внимание.

Цель: закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения,

активизировать речь детей.

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный

и длительный выдох (не добирая воздуха).

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами;

Пособие, сделанное своими руками, дополненное, расширенное под потребности детей и цели занятий, всегда будет представлять, куда большую ценность и сделает обучение более эффективным и результативным.

Логопедические улитки и их варианты прочно вошли в обиход пользования логопедов и воспитателей на занятиях по развитию речи, автоматизации звукопроизношения. Моё пособие, вобрав положительные качества подобных дидактических материалов, отличается натуральным сырьём, из которого сделано. Кроме того, наличием и достаточным количеством средних по размеру карманов, а это уже решает задачу подбора необходимого картинного материала без особых материальных затрат. Мобильность, разнообразие карточек по лексическим темам, возможность включения в индивидуальные и групповые занятия, делают данное пособие многофункциональным.

Это дидактическое пособие решает следующие коррекционно-образовательные задачи: учить формировать обобщающие понятия по различным темам, закреплять, расширять словарь по этим же лексическим темам.

  • развивать навыки звукобуквенного анализа, навыки обобщения и систематизации;
  • автоматизировать поставленные звуки в словах;
  • формировать навыки связной речи, через составление рассказа с опорой на картинки.

Улитка

Перечисленные ниже игры и упражнения являются лишь небольшим примером того, как может использоваться данное пособие, ведь его главное положительное качество — это универсальность применения на занятиях, как индивидуальных, так и групповых.

Игры и упражнения

Читайте также: