Низкий ключ в фотографии как сделать

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

В предыдущем совете я рассказал о высоком ключе, его особенностях и областях применения.

В этом совете расскажу о низком ключе.

Низкий ключ (англ. low‑key) — это фотографии с преобладанием чёрных и тёмных тонов с выраженным контрастом света и тени. Свет выделяет лишь небольшой участок или грань объекта, тогда как окружение и фон находятся в тени или сами по себе тёмные, чёрные. Чтобы добиться такого эффекта, чаще всего используют лишь рисующий свет с одной стороны. Иногда в дополнение к рисующему используют контровой свет с противоположной стороны. Глубокие чёрные тени при такой съёмке — не ошибка, а инструмент для работы с объёмом и силуэтом объекта.

Низкий ключ — довольно сложная техника, несмотря на кажущуюся простоту. Это проверка навыков фотографа: видеть свет и управлять им, подчёркивать форму объекта и скрывать малозначимые детали.

Низкий ключ – это техника съемки, когда светом выделяется лишь малая, самая значимая часть изображения. Все остальное должно оставаться в тени. В фотографии, выполненной в низком ключе, преобладают темные тона – фон, одежда, обстановка – все должно по яркости быть меньше, чем главный объект. Это придает изображению драматичность, загадочность, иногда и мистичность.

Совсем необязательно иметь темное помещение. Такого эффекта можно достичь и при обычном освещении, используя определенные настройки камеры.

Как это делается

Желательно, но не обязательно, иметь окружающее освещение как можно меньшей яркости. Просто для того, чтобы облегчить себе задачу. Вот фотография модели, камера установлена в программный режим, чтобы иметь представление о правильной экспозиции для данной ситуации. Лицо получилось переэкспонированным, фон же слишком светлый. Фотография была сделана с настройками выдержки 1/60 сек, диафрагма f/4 и ISO 250 со вспышкой на +1/3 мощности.

Фотография в низком ключе (Low Key)

Снова та же фотография, но теперь я использую ручной режим и могу изменять настройки, зная, какого результата хочу достичь. Во-первых, на этой фотографии я использую вспышку, установленную отдельно от камеры. Это не является необходимым, мне просто нравится, как выглядит фотография с таким светом. Во-вторых, и это очень важно, на вспышке установлен режим высокоскоростной синхронизации, чтобы я мог снимать с выдержкой короче 1/250 сек.

Я не буду вдаваться в подробности, как установить этот режим – посмотрите свою инструкцию к камере. Вспышка устанавливается вне камеры. Кадр сделан с тем же ISO и мощностью вспышки, но для того, чтобы отсечь окружающий свет, я уменьшил выдержку до 1/1000 сек и прикрыл диафрагму до f/8. Это позволило уменьшить поступление света к сенсору в 64 раза.

Фотография в низком ключе (Low Key)

Свет от вспышки тем не менее хорошо проявил объект съемки, потому что он очень мощный и прямой. Тарелка скрывает вспышку, а на следующих фотографиях вспышка находится вне кадра. Повышение экспозиции вспышки позволяет удалить лишний свет из кадра. Хороший способ проверить это – снимать без вспышки, изменяя настройки, пока кадр не станет очень темным, а затем добавить вспышку.

Фотография в низком ключе (Low Key)

Если вы хотите чтобы на фотографии не было лишнего света, то нужно стараться расположить объект съемки подальше от фона и предметов, которые могут отражать свет. Вы заметите в моем первом снимке, что модель стоит вдали от стен, чтобы свет от вспышки не достигал их. Добавление некоторых небольших деталей фона может выглядеть очень интересно, но технически это уже не низкий ключ.

Фотография в низком ключе (Low Key)

Мне нравится использовать низкий ключ время от времени, но когда я это делаю, то стараюсь экспериментировать и с другим светом, как на фото выше. Прелесть в том, что эта техника может быть использована везде, как например в коридоре, где я делал некоторые из фотографий. Я использовал подобную технику и для фото ниже, но решил, что будет лучше, если включить в кадр слабые огни от пристани позади. Опять же, строгая техника не выдержана, но это не важно, зная принцип, можно применить ее везде.

Концертная фотография является ярким примером того, где можно поймать моменты в низком ключе, не потому, что вы используете вспышку, а потому что такова специфика концертного освещения. Вот фотография, которую я снимал не так давно. Я оставил ее в цвете, чтобы вы могли примерно представлять, как я это видел. На первый взгляд фото выглядит черно-белым, но это потому, что они использовали белый свет и черно-белую одежду. Красота концертной съемки в том, что освещение всегда меняется и можно найти интересное в любом случае.

Фотография в низком ключе (Low Key)

Вот, наконец. фото одного из моих читателей, Alexander Perez. Оно снято очень простой камерой. Это говорит о том, что вам не нужно сложное оборудование и вспышки, чтобы снять такой кадр.

Фотография в низком ключе (Low Key)

А у вас получилось?


7 340


вспышка, ключ, свет, тень, техника

RSS-рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку

Не хотите пропускать уроки по фотографии?
Хотите сразу узнать о новых поступлениях на сайте?
Тогда подпишитесь на RSS-рассылку или
на электронный ящик, заполнив форму выше!

Предлагаю поговорить о тональности фотографического изображения. Это как в музыке, где одни композиции выполнены в мажорной тональности, другие — в минорной, а остальные занимают промежуточное положение. Так и в фотографии. Если доминируют темные тона, то такой кадр будет рассматриваться как выполненный в темной тональности. Если светлые, то в светлой тональности. Основная масса фотографий представлена в обычной (средне-серой) тональности. Таким образом, под тональностью следует понимать соотношение темных, светлых и серых полей, или общую плотность. Темную и светлую тональности иногда называют низким (темным) ключом (Low Key) и высоким (светлым) ключом (High Key).

Автор: Сергей Гаврилов (Instagram, Flickr)

image_1

Фотография выполнена в темной тональности — низкий ключ. Здесь нет никакой тревожности. Скорее речь идет о таинственности, которая создается вокруг героини. Эмоции выражены фрагментарно, и мы можем бесконечно додумывать сюжет. В этом-то и заключается специфика низкой тональности. Теперь о технической стороне работы. Темные тона занимают около 80 процентов площади кадра, и лишь небольшая часть справа от головы модели белый яркий участок.

Следует понимать, что работа автора в определенном ключе чаще всего определяется его творческой задумкой. Например, если цель показать драматичность сюжета, его таинственность и даже тревожность, то используют темную тональность — низкий ключ. Если, наоборот, автор хочет передать ощущение приподнятого настроения, полета эмоций, легкости, радости, тогда снимают в высоком ключе.

В данном материале мы рассмотрим темную тональность, или низкий ключ. Проанализируем создание изображения и посмотрим, можно ли влиять на тональность кадра с помощью настроек экспозиции или каких-то других параметров камеры?

Хочу обратить внимание на то, что темная тональность не означает полный провал в черном. В идеале в темных участках должна оставаться фактура, детали. Глаз должен различать градации в темном от совсем черного (без фактуры), до более серых участков, в которых видны детали изображения.

Если такой сюжет дать на откуп камере, то экспонометр и алгоритмы, заложенные инженерами, не позволят получить такое изображение, как представленный женский портрет. Камера превратит темные участки в средние по тону (подробности в этом материале), сведя на нет задуманную вами творческую концепцию ночного изображения в темных тонах. Чтобы получить изображение в темной тональности, как на портрете выше, нужно выполнить несколько условий.

Например, в моем случае модель (1) и окружающие ее объекты не были светлыми и яркими по тону. Темная одежда, салон старого автомобиля (2) и кузов - все это почти черное или темное. Освещение практически контровое. При этом главный (рисующий) источник света (3), работающий на лицо, расположен сбоку и немного сзади относительно головы модели. Свет проникает через боковое стекло. Еще один источник (контровой) света (4) расположен за автомашиной и дает яркий блик в заднем стекле справа и хорошие градации серого слева от головы модели.

Обратите внимание, как контровой свет создает небольшой световой контур на воротнике и волосах, отделяя таким образом модель от фона. Это дает ощущение глубины пространства, объема. Третий (заполняющий) прибор (5) расположен непосредственно около фотокамеры, он гораздо слабее по интенсивности и нужен для небольшого снижения контраста на лице. Этот свет также рисует блики в глазах и сохраняет форму головы, немного приподнимая яркость на коже лица модели.

image_2

Схема освещения, которую я использовал для создания женского портрета в низком ключе: модель (1), автомобиль (2), рисующий (главный) источник света (3), контровой (4), заполняющий (5), фотокамера (6).

Просуммируем все сказанное выше. Для создания фотографии в темной тональности нужны и объект, и фон, достаточно темные по тону. Однако на изображении следует оставить небольшой яркий участок. Он необходим для контраста, чтобы темное казалось по-настоящему темным. Это как тональный камертон или яркая точка для тонального масштаба.

Для получения таких снимков удобно использовать новый метод замера Highlight, который имеется в последних моделях камер Sony Alpha. Он работает по принципу поиска самых светлых участков в кадре и определения экспозиции именно по этим участкам, что гарантирует их сохранность.

Говоря об участии фотографа в работе над сюжетом в темной тональности, следует затронуть тему искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) в смартфонах, который пытается конкурировать с человеческим разумом. Во время любой съемки AI анализирует сюжет и выставляет оптимальные параметры - определяет лицо в кадре и основывает решение по яркостям, балансу белого и фокусировке.

image_3

Таким образом, если система AI сработает верно, то технические решения отойдут на второй план. И тональность кадра будет закладываться именно за счет распределения яркостей в кадре. То есть в идеале лицо или какая-то точка, типа блика в зрачке или белка глаза, станут самой яркой, хотя и небольшой, точкой в кадре. Все остальное - фон, передний и дальний план должны быть темнее по тону.

Понятно, что бывают исключения из правила, когда даже и не лицо будет самой яркой частью (все равно выделяясь, например, резкостью, цвето-тонально, положением на плоскости кадра), а, например, окно на фоне. Такой подход характерен для кинематографических решений в освещении кадра и выглядит более реалистичным и живописным. Что ж, такой выбор AI.

Однако несмотря на наличие систем AI в смартфонах и новейших методов замера в фотокамерах, именно понимание принципов экспонометрии даст фотографу гарантированную возможность получать интересный результат.

Кроме того, следует понимать и такой момент. Наиболее прогрессивные системы AI в смартфонах особенно не церемонятся и. подставляют элементы снимков из базы, которая у них имеется. Потому что это уже не цифровая, а вычислительная фотография. Настоящей реальности становится все меньше и меньше. А сохранить ее может только фотограф, который будет полагаться на собственные навыки, а не на систему автоматики.



В чем трудности съемки темных объектов на темном фоне? Как правило, это проблема заключается в том, что мы имеем темные объекты и разница между тенями этих объектов и самим объектом крайне мала, т. е имеет полтора тона (по Адамсу). Что мы можем сделать в этом случае? Как снимать в этой технике? Есть 7 несложных правил:

1. Мы можем подсветить объект так, чтобы грани были освещены достаточно ярко, таким образом, у нас возникнет градиентный переход в районе сгиба предмета. Мы промоделируем заново все плоскости темного предмета. В этом случае работа с источниками освещения требует внимания и кропотливости. Чаще всего получается так: сколько плоскостей мы моделируем, столько же источников света должно быть. Источником света можно называть все: и сам источник, и отражатели.




3. В кадре обязательно должна быть точка черного, без фактуры. Это точка додумывания зрителя. Там, где ничего не видно, включается его воображение; зритель по своему опыту придумывает, что должно быть в этом месте кадра. Однако надо всегда учитывать, что опыт у людей разный и может отличаться от Вашего.

4. Тонально снимок должен быть решен без светло- и средне-серых тонов. Только темно-серые и черные. Конечно, везде могут быть исключения.



Снимать в темном ключе – это интересная, творческая задача. Освещение в этом ключе редко бывает простым, поэтому эти снимки всегда интересны и сложны в выполнении.

Автор: Елена Счастливая, фотошкола
Публикуется с любезного разрешения главного редактора журнала "Digital Camera Photo&Video"

Читайте также: