Нижний порожек для гитары своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 16.09.2024

Порожек для акустической гитары играет ключевую роль, несмотря на незначительные размеры. Деталь, ограничивающая звучащую струну, задает высоту струн. От приспособлений зависит, точно ли струна лежит на грифе, будет ли она строить по мензуре, удобно ли руке гитариста играть на инструменте.

Материалом изготовления является черное дерево, кость. Для гитар массового производства их изготавливают из пластмассы. Чтобы струны не смещались, приспособления располагают в желобках. Верхний закреплен к грифу сверху, нижний – опора для петли подгрифка. От высоты зависит звучание струн. Для высокого расположения потребуется больше усилий, чтобы прижать струны. Дополнительное натяжение дает не совсем верный звук. Если уровень занижен, это приведет к дребезжанию струн о лады.

Верхний

Из названия элемента понятно, что верхний порожек для акустической гитары размещается на грифе, откуда начинает звучание струна. Габариты совпадают с грифом по ширине. На нем расположены насечки. Сильно звучащая или выдающая неверную тональность указывает на неправильную установку или пропил детали. Насечками регулируются промежутки между струнами, которые прочно укладываются в желобки, не задевая друг друга, не соскальзывают во время интенсивной игры.

Для чего нужен

Приспособление отвечает за настройку звучания, приобретается в специализированной торговой сети. Для установки учитывают параметры:

  • радиус накладки;
  • ширину грифа;
  • высоту ладов.

Для инструментов с разными струнами параметры различны.

Изготавливают из различных материалов. В процессе установки проводится полная отстройка инструмента:

  1. Деталь выставляют по высоте.
  2. Проводят пропил.
  3. Производят тонкую доводку для настройки инструмента.

Из чего изготавливают

Материал подбирается любой, но каждый будет демонстрировать собственные характеристики:

  1. Кориан представляет собой синтетический компонент, который требует тонкой доводки. Производят большие количества заготовок. Обеспечивает ровный, чистый звук.
  2. Таск – материал, по виду напоминающий кость. Можно приобрести заготовку, легко обрабатывается. Издает ровное и теплое звучание.
  3. Никель. Трудно обрабатывается. Издает яркий звук с прекрасной артикуляцией и сустейном.
  4. Латунный – изготавливается из твердого материала. Издает яркий звук с великолепным сустейном.
  5. Графит является самосмазывающимся, подходит для тремоло грифов. Легко обрабатывается. Дает мягкое и ровное звучание.
  6. Кость – натуральная твердая основа. Работу по пропиливанию пазов нужно проводить тщательно, чтобы струны в них не застревали. Производимый звук характеризуется чистотой и детализацией.

Обратите внимание! Помимо перечисленных материалов, изготавливают также из пластмассы, реже – из дерева.

Кроме особенностей материала,п при выборе инструмента нужно еще обращать внимание на тип струн, калибр, звук, по которому можно установить, из чего сделан элемент.

Как выбрать

Для правильного выбора учитывают форму грифа, радиус накладки. Стандартные размеры приспособления:

Существуют другие разновидности:

  1. Локовые, в функции которых входит запирание струны для использования гитаристом тремоло системы. У локового звук тоньше, у обычного – дольше резонирует.
  2. LSR вид с применением ролика, при помощи которого звук минует порожек и возвращается, использовав тремоло.
  3. Тип Earvana способствует интонированию, сохраняет строй с тремоло.

Как на качество звука влияют материалы

От приспособления напрямую зависит тон гитары:

  1. Элемент влияет на качество звука открытых струн.
  2. Сустейн увеличивается от жесткости используемого сырья.
  3. Легкость движения обеспечивается текстурой, способностью материала к самосмазыванию.
  4. Важное значение для звучания и хорошей игры имеет глубина струн, правильный угол наклона.

Лучшим материалом, влияющим на звук, считается кость, благодаря следующим свойствам:

  • плотность;
  • легко обрабатывается;
  • обеспечивает яркое звучание;
  • держит настройку.

Ископаемая слоновая кость сравнима по тональным характеристикам с костью. Этот вид повлиял на выразительность звучания и богатство сустейна. По качеству звука превосходит все остальные. Но у нее есть слабое место – сложно настроить готовое изделие.

Пластик – сырье бюджетных инструментов, имеющий крайне низкое качество:

  1. Эти элементы непригодны для экспертной игры.
  2. У них серьезные проблемы с настройкой.
  3. Производят слабый звук, трудные в работе, хрупкие, ломкие.

Лучшее решение при поломке – замена на более качественную деталь.

Описанное выше не касается изделий из пластика Graph Tech TUSQ:

  1. Изготовлены из качественных материалов.
  2. Им свойственно тонкое звучание при ярком басовом отклике.

Как заменить

Если появилась необходимость замены верхнего порожка на акустической гитаре (классика или дредноут), произвести это нужно следующим образом:

  1. Необходимо снять струны или очень сильно их расслабить, если есть запас.
  2. Верхний просто вставлен в паз, поскольку струны своим натяжением его держат.
  3. Гитару нужно положить на горизонтальную поверхность.
  4. Приспособление расшевелить, попытаться выбить в сторону, вынуть из паза.
  5. Заготовку нового покупают чуть больших размеров – подгонять легче, чем добавлять объем.
  6. Затем на прежнее место устанавливают подогнанную заготовку нового элемента.
  7. Натянуть 3 или 4 струну, чтобы прижать элемент.
  8. Натянуть оставшиеся.

Нижний

Большую роль играет нижний порожек для акустической гитары, так как он:

  1. Обозначает точку отсечки, дает точный строй.
  2. Регулирует высоту струн.
  3. Оказывает влияние на улучшение звука.
  4. Считается частью подставки.

Если допустить неточности в подготовке детали, появятся нарушения в гитарном строе, задребезжат струны.

Роль нижнего аксессуара

Нижний элемент – важнейшая часть инструмента. Благодаря аксессуару получают оптимальное звучание, комфорт во время игры.

Требования к детали предъявляются, если устанавливается пьезозвукосниматель, который ощущает колебания, производимые порожком. Если он непрочно расположен в пазу, то передаст звукоснимателю более интенсивные вибрации. Если есть звукосниматель, аксессуар делают из Микарты. Это материал синтетический, плотность ниже, чем у кости, но при более высокой однородности происходит значительное усиление звука. На приспособление опираются струны. Высота над подставкой должна быть –1/8″-3/16″(3,2 мм-4,8 мм), в результате обеспечивается угол перелома величиной 35о. Угол перелома определяет момент прикладывания к деке. Если угол слишком мал – результат будет малоэффективен. Дека перегружается за счет большого угла, что мешает ее вибрациям и приводит к снижению громкости и тембра.

Если установка высоты правильная, но не соответствует высота порожка над подставкой, понадобится замена положения грифа. Если деталь имеет меньший радиус, струны дребезжат, так как они рядом с ладами. Если у грифа радиус меньше, начинаются неполадки с интонацией. Один из краев порожка имеет закругление.

Получается, что у нижнего аксессуара важные функции, контроль за их четким выполнением значительно улучшит звук инструмента.

Из чего производят

Применяется не только природное сырье, но и синтетическое:

  • микарта;
  • латунь;
  • кориан;
  • никель;
  • металл.

Легко поддаются полировке, а струны резонируют и прекрасно звучат.

Как выбрать

Выбирая костяные аксессуары, главное – не ошибиться в происхождении материала. Вместо натуральной кости, можно попасть на китайский пластик. Элемент часто изготавливают из искусственной кости, пластика, по свойствам похожего на кость. Порожек будет изнашиваться гораздо быстрее. Чтобы проверить истинность, нужно нажать на него. Кость не продавится, а пластик имеет свойство сжиматься.

Обратите внимание! Качество кости в массовой продаже недостаточно высокое из-за механической обработки. Поскольку кости переваривают, пережигают, недостаточно обезжиривают.

Такое изделие становится хрупким, быстро выходит из строя. Нижний элемент, сделанный из него, быстро разрушится, так как нарушена структура кости.

Как влияет материал изделия

Приспособления, изготовленные из кости, считаются лучшими. Несмотря на то что кость трудна в обработке, она имеет длительный эксплуатационный срок и великолепный тембр. Пластик имеет небольшой срок использования, быстро истирается, изнашивается, главное – он поглощает энергию звука. Звук теряет качество от непрочной установки в паз корпуса. Только из кости, подогнанный идеально к пазу, способен дать яркий, сочный звук.

Как заменить

Для замены нижнего порожка на акустической гитаре делается заготовка или приобретается в магазине готовая запасная часть. Берется косточка, отпиливается кусочек по размеру, чтобы она установилась в паз – должна лечь на дно. Натягиваются две (1-я и 6-я), узелки от них заправляются в подставку. Слегка подтягиваются, чтобы прижали изделие. Затем оставшиеся доводят до нормального уровня высоты.

Выбор инструмента. Наличие в магазинах. Вопросы по ремонту.

Модератор: Mmnt

Нижний порожек

Если есть тема про верхний порожек, то должна быть и про нижний:)..
Вопросик у меня:
Стал менять струны на мартинесе 805-м, попутно вытащил нижний порожек, потому, как показалось, что он как-то не так стоит чтоль..
Вобщем вытащил. а под ним лежит прокладочка, типа полиэтиленовой полоски, шириной в щель для порожка, причем полоскараспологается по всей длине порожка, и от шестой струны и до 4-й еще и загнута, так, что в райорне толстых струн она полцчается двойная.
криво объяснил наверное.. но, если понятно, то подскажите, а должна быть какая- то прокладка под порогом? или это китайский тюнинг на фабрике для поднятия струн? Я, вроде, где-т читал тут на сайте, что под нижний порожек ничего не надо класть. и чего мне дальше с этим делать? Купить новый порог, и его подгонять? или как?

На мартинесе звук прокладка, по-видимому, не испортит. Если высота струн устраивает, имхо, не надо ничего трогать. Летом от влажности струны неизбежно поднимутся - вот летом и вытащите. А прокладки корео-китайцы часто вставляют, у меня гитарах на трех они были, не меньше.

Всякая лишняя прокладка между косточкой и порожком акустики не прибавляет. Но на Martinez это влияние - в пределах шума. Китайцы почти всегда подкладки подсовывают.

понял, в качестве пробы вытащил прокладку, вроде стал звук лучше, но не так, чтоб прям ВАХ.
но, по 14-15-м ладам звук дуплит, т.е. не меняется.. понятно, что я не паганини, и на эти лады не полезу.. но мне понять- это от того, что прокладку снял?

Ну, если вы опустили струны на высоту прокладки, вполне возможно, что они легли на гриф и цепляют лады. Вы это. капот закройте лучше, не мешайте мотору работать.

аха, а прокладку вернуть на родину под кость
Понял.. водвращаю..
а вообще, на таганке, я так понял, порожки продаются.. но они по высоте разные бывают? или некий стандарт в продажу поступает?
И еще: видел там пороги со смещением на 1-2-й струнах.. есть смысл ставить? или не забивать людям голову вопросами? ( Я сам занимаюсь ремонтом ноутбуков, и тож всяки-разны вопросы задают, что тож хочется про капот сказать )

Почти коллеги. Занимаюсь ремонтом оргтехники. )) Порожки из магазина - это заготовки, то есть они однозначно БОЛЬШЕ. Пилить и подгонять их придется обязательно. А пластик там ох какой немягкий. Порожки "со смещением" дают более точный строй. Но и прямые - не обязательно "врут". У меня на Лоранс порожек прямой стоит - и ничего. ))

Понял, спасибо, поиграюсь.. если ничего не получится, то повезу к Десневу:) блин, но интересно-ж.. деревяшка, а играет.. и никаких там прибамбасов нет. и китайцы сделали.. и непонятной вставкой не испортили..

Почему ж ей не играть-то? На дорогих гитарах - там более СЛОЖНЫЙ звук и присутствие прокладки ощущается сразу же. А здесь - если по игре ничего не коробит - имхо, не стоит лезть в работающий аппарат. Золотая заповедь инженера.

ну смутила не столько прокладка, сколько ее неровно сложеный вид..
такое ощущение, что кустарный ремонт делали. ну как в копирах провода на малярном скотче, замызганогм, или бумажка в блокировке. диссонанс-сс с прекрасным, т.е. с ГИТАРОЙ.
зы.сы.
korabline, я Вам в личку написал:)

Berkut писал(а): деревяшка, а играет.. и никаких там прибамбасов нет. и китайцы сделали.. и непонятной вставкой не испортили..

Акустическая гитара - это не принтер, там никакого хайтека нет. Точнее сказать: чем меньше там хайтека, тем лучше играет.

Гитара - это "аналоговый" продукт. А принтер - "цифровой". Поэтому принтеры можно множить миллионами, они будут одинаковые и будут работать одинаково хорошо. А если по тому же принципу сделать гитару, выйдет Hohner HC-06. Т.е. правдоподобный муляж для жадного и глупого потребителя. Но гитары не выйдет.

Все о порожках для гитары

Каждый уважающий себя гитарист должен разбираться в музыкальном оборудовании, уметь отличать хороший инструмент от плохого и знать, как довести свою гитару до совершенства. В этой статье речь пойдет о гитарных порожках: для чего они предназначены, какой лучше выбрать, и как установить на инструмент.


Что это такое и зачем нужны?

Порожки для гитар разделяют и фиксируют струны, препятствуя их смещению. Это маленькая, но очень важная часть инструмента, от которой напрямую зависит качество звучания открытых струн.

С правильно подобранным порожком гитара звучит ярко, сочно и сбалансировано, с плохим — струны дребезжат, а звук становится плоским.


Обзор видов

Существуют как порожки с уже проточенными выемками, которые остается лишь приклеить к инструменту, так и заготовки. Последние удобны при использовании струн нестандартного калибра.


Нижние

Устанавливаются на акустических гитарах и представляют собой узкую продолговатую деталь с выемками под струны. На электрогитарах его функцию выполняет бридж. Помимо удержания струн, бридж также служит инструментом для изменения тона звука и регулирует мензуру.


Верхние

Служат для расставления струн на определенном расстоянии, определяют их точку отсечки и задают их высоту над первым ладом, обеспечивая правильный строй и гармоничное звучание. В отличие от нижних порожков у них более глубокие выемки, которые вытачиваются под струны определенного размера.

Размер верхнего порожка для классической гитары рассчитываются следующим образом:

длина — ширина накладки + 1 мм по краям;

высота — примерно 5-7 мм в зависимости от инструмента;

ширина — толщина накладки + 3 мм.


В случае с электрогитарами большое распространение получили локовые или запирающиеся порожки. Они фиксируют струны в самой верхней точке графа и позволяют использовать тремоло без ущерба для строя даже при очень сильной вибрации. А также для этих целей можно использовать роликовый гитарный порожек. Он обеспечивает стабильный строй за счет равномерно вращающихся роликов-опор под струнами.

Однако следует принимать во внимание, что такие порожки изготавливаются из металла и слегка искажают звук, делая его выше. А также существуют гитарные порожки с возможностью отдельной регулировки высоты каждой струны.


Материалы

  • Латунь. Латунные, да и в целом любые металлические порожки ценятся гитаристами за создание уникального кристально чистого звука. Такие порожки исключительно долговечны, но тяжелые и с трудом поддаются обработке в домашних условиях. Чтобы сделать на них пропилы для струн и отрегулировать высоту, лучше обратиться к специализированному гитарному мастеру.
  • Бронза. Похожа на латунь, но обладает еще более низким коэффициентом трения.
  • Пластик. Наиболее дешевый и распространенный вариант, который используется для изготовления большинства акустических инструментов. Он недолговечен и спустя некоторое время прорезается струнами, а также значительно ухудшает качество звучания. Поэтому по возможности пластмассовый порожек лучше заменить на более качественный вариант. Однако существует и так называемый высокотехнологичный пластик — кориан (он же искусственный акриловый камень) и микарта. Такие материалы отличаются повышенной прочностью, а по свойствам похожи на кость, поэтому их используют многие крупные компании по производству гитар.
  • Тефлон. Обладает отличной износостойкостью — струны практически не пропиливают его и хорошо скользят в пазах, обеспечивая стабильный строй.
  • Кость. Порожки из натуральной кости по праву считаются лучшими. Звук с ними становится ярким, детализированным и объемным. Костяной порожек обеспечивает тот самый идеальный баланс между мягкостью и громкостью звучания. Подобно графиту, неотбеленная кость сама смазывается и гитара дольше держит строй. Однако тут встает вопрос об этичности использования такого материала, ведь для его добычи убивают животных.




Здесь на помощь приходят ископаемые кости, найденные во время раскопок. С такими порожками гитара будет издавать еще более глубокий звук. Правда, удовольствие это не из дешевых, да и достать ископаемую кость не так просто.

Комплектующие

Для работы с гитарными порожками следует запастись специальными инструментами: надфилями либо тонкими напильниками, наждачной бумагой и шлифовальными блоками. Напильник нужен, чтобы прорезать пазы под струны, а при помощи шлифовальных инструментов стачивается лишняя высота и полируется поверхность детали. Удобнее всего использовать специальные наборы, в которые входят несколько маленьких овальных надфилей, так как у строительных инструментов зачастую слишком большой калибр.

А также есть специальные устройства для контроля глубины пропила, исключающие вероятность ошибки при моделировании порожка.


Критерии выбора

При покупке гитарных порожков в первую очередь следует обратить внимание на материал изготовления. Лучше всего выбирать натуральную кость — с ней звук будет звонким и сбалансированным. Однако недобросовестные продавцы часто предлагают пластмассовые порожки под видом костяных. Отличить эти материалы очень просто: если надавить на кость, она не будет гнуться, а при шлифовке и пропиле издает специфический неприятный запах. Кроме того, кость более тяжелая и плотная, чем пластик, а если прикоснуться к ней раскаленной иглой на поверхности не останется никаких следов.

Перед покупкой новых порожков необходимо снять замеры со старых, чтобы было, на что ориентироваться. Особенно это важно при использовании заготовок.


Установка

Если струны начали дребезжать, а гитара плохо держит строй, это верный признак того, что порожки сточились, и настало время заменить их на новые. Сделать это вовсе не так трудно, как кажется на первый взгляд.

Верхний порожек устанавливается вертикально так, чтобы он нижней частью лег на гриф, а боковой – к торцу накладки. Приклеить его можно на цианакрилатный клей. Чтобы струна не утопала слишком глубоко и не звенела, порожек необходимо подпилить наждачкой или надфилем до оптимальной высоты. Слишком высокий порожек будет давать чрезмерное натяжение струн и мешать извлекать звук, а с низким – струны звенят об гриф и лады. Поэтому важно соблюдать баланс. При этом лучше обернуть гриф бумагой или тканью, чтобы ненароком не поцарапать его. Движения совершаются под небольшим наклоном в сторону колков. После достижения нужной высоты, поверхность порожка шлифуется мелкой шкуркой, и натягиваются струны.

После этого при помощи тонких овальных надфилей каждая струна подгоняется как можно ближе к первому ладу. Надфиль при этом ставится под углом натяжения струн, чтобы пропил уходил вниз к колкам.

Это делается для того, чтобы при зажимании струны на первом ладу ее высота была такой же, как при зажимании над вторым.


В случае с нижним порожком акустической гитары замена требуется в том случае, когда порожек просел от времени. Для этого нужно сначала замерить высоту струн от верхушки двенадцатого лада и прибавить 1-2 мм в зависимости от того, насколько сильно просела деталь. Затем струны ослабляются и снимаются с гитары, извлекается сам порожек. Под ним обычно есть накладки, установленные производителем, — их тоже необходимо снять.

Далее подбирается порожек. Его радиус должен быть равен радиусу накладки грифа гитары. Регулируя высоту порожка, стоит учитывать высоту подкладок (обычно это 1 мм) и прибавлять ее к расчетам. Новый порожек устанавливается в струнодержатель, после чего на гитару натягиваются струны.

​​​​Для замены бриджа на электрогитаре нужно просто разобрать корпус, открутить старую запчасть, и поставить новый порожек согласно приложенной к нему инструкции. Если бридж больше, чем паз под нижней порожек, то отверстие можно расширить, подпилив края дерева надфилем или наждачной бумагой.

В этой статье речь пойдет о нижнем порожке акустической гитары. Вы узнаете, зачем он вообще нужен, из каких материалов его делают и как его выбрать. Материал будет интересен как новичкам, так и опытным музыкантам.


Цель использования

Гитарные порожки - важные части инструмента. От них зависит высота точность того, как струны лежат на грифе, будут ли они строить по мензуре, а также насколько комфортно руке гитариста будет извлекать звуки.

А вот роль нижнего порожка:

  • обозначение точки отсечки, которая дает точный строй;
  • контроль расстояния между струнами и грифом;
  • влияние на улучшение звуковой палитры.

При малой высоте детали нарушится строй гитары, а струны будут дребезжать. А если нижний порожек слишком высокий, придется излишне напрягать левую руку, чтобы брать аккорды или отдельные ноты. В итоге его нужно будет стачивать до требуемого размера. Это следует делать очень аккуратно, постепенно с каждым миллиметром подгоняя высоту. Чтобы струны были надежно зафиксированы, порожек помещают в специальное углубление. Таким образом, он играет роль опоры для петли подгрифка.

Из какого сырья изготавливают


Если гитара имеет звукосниматель, на нее устанавливают деталь из микарта. Он представляет собой материал на основе синтетики и обладает не такой большой плотностью, как кость. Но из-за высокой однородности значительнее усиливает звук.

Как выбрать

При покупке нижнего порожка необходимо грамотно определить происхождение материала. Часто вместо натуральной кости можно встретить китайскую пластмассу. В итоге деталь изживет себя за короткое время. Чтобы проверить, что перед вами, нужно надавить на порожек. Если вы имеете дело с костью, она не будет изгибаться. Все остальные материалы вы распознаете сразу по внешнему виду.

Как видите, от нижнего порожка зависит удобство игры и качество звукоизвлечения. Выбору детали необходимо уделять особое внимание.

Читайте также: