Никах мута как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Мусульманская свадьба или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) — в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд важных условий.

Никах что это такое. Что такое никах у мусульман. Проведение никах


Свадьба у мусульман

Прежде чем рассказать о структуре проведения бракосочетания у мусульман, хочу сказать о том, что статья написана мной, основываясь на моем личном опыте. Всегда есть процесс, отличающийся от других, традиции проведения дома, в провинциальных городах и в мечетях отличаются чем-то. Чаще всего, процентов так 80%, я фотографирую в мечетях, исходя из этого сделал свои выводы, которыми делюсь с Вами, молодожены. Думаю, невестам будет более интересна статья, ну так начнем.

По Закону Ислама, Никах – это очень ответственный шаг и важное мероприятие в жизни молодых и их родителей, которые переживают за них с самого рождения. В то же время такой обряд не имеет юридической силы перед государством. Поэтому после чтения никаха супругам необходимо зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Мусульманская свадьба по шариату – брак между женщиной и мужчиной, который основан, в первую очередь, на принципах гласности. Ислам не одобряет, когда девушка и парень живут вместе и при этом скрывают свои отношения, что является грехом. Необходимо, чтобы родные люди и общество обязательно признали и приняли новую семью.

Никах. Условия

Никях или Никах (в переводе с арабского - бракосочетание‎) — в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий, о которых я вот-вот расскажу, а расскажу я про 5 основных условий, но по словам хазрата, условий побольше.

1. Произношение молитвы.
Никах читается только мусульманам, т.е. мужчина обязательно должен быть совершеннолетним мусульманином и не попадать под категорию махрам (близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства), невеста может принять ислам - это на её усмотрение. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках. Обычно хазрат (уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом) просит их при свидетелях и гостях произнести молитву "Ля Иляха Илля-Ллах, Мухаммад Расулю-Ллах" (смысл: Нет Божества кроме Единого Бога Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха). Если по какй либо причине произнести на память тяжело, хазрат просит повторить за ним эту молитву.

2. Согласие родителей.
Со стороны девушки должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В лучшем случае, должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, хазрат должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее. Хазрат спрашивает у родителей, не против ли они брака молодоженов, на что родители всегда с улыбкой отвечают, что не против. Ведь для них это радость жизни.

3. Подарок невесте.
Необходимость выплаты махра - свадебного подарка со стороны жениха невесте (на выбор невесты). Жених заранее приобретает подарок невесте, и чаще всего, таким подарком бывает какое-то золотое украшение для девушки (серьги, кольцо, подвеска, браслет и т.п.). Хазрат просит жениха показать махр (подарок) свидетелям, гостям и подарить его невесте. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем.

4. Свидетели на никахе.
Свидетелями (шахидами) на никахе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным. В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Они могут оказывать, при возможности, помощи молодой паре в конфликтных ситуациях, если молодые обратятся к ним с такой просьбой. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой.

5. Согласие молодоженов.
Обоюдное согласие на женитьбу и право свободного выбора жениха и невесты.


"Гастрольные" браки являются современной реальностью. Не имея серьезных намерений мужчины и женщины заводят семьи в чужом городе. Не обошла эта напасть и мусульман. Некоторые готовы заключать обряд никяха, что называется "под забором", без серьезных намерений с целью удовлетворения низменных желаний и не думая о дальнейших последствиях.

Рамиль-Хазрат Садеков, главный имам Исторической мечети Москвы: «БисмиЛляхи Рахманир Рахиим. АльхамдулиЛлях уа саляту уа саляму уа аля сайидина Мухаммад уа аля алихи уа асхабихи аджмаъин. Амма Бад.

Так называемый термин – гастрольные браки. Это явление практикуется в больших городах, куда приезжают наши братья мусульмане из других регионов с целью заработать. Так же приезжают и девушки. В частности в отношении Москвы употребим и рассмотрим этот термин. Действительно люди приезжают из разных уголков страны, чтобы заработать.

Но половую потребность никто не отвергал, она есть, тем более если люди жили половой жизнью у себя на малой родине, вне зависимости мужчина это или женщина, то они дальше хотят её продолжать и здесь. Однако, работа привязывает человека на несколько месяцев, а то и больше к Москве.

Естественно они не хотят грешить и мужчины и женщины находят друг друга и пытаются создать семью. Обычно это вторая семья. Бывает, что разведенные люди, но, как правило, вторая семья. Существует одно условие, для того, чтобы создать эту вторую семью.

С точки зрения исламского права, я не вижу запретов. Ибо мы понимаем, что половая страсть есть, мы ее не считаем греховной, но она должна удовлетворяться в естественном русле. Мужчина должен понимать ответственность. Он должен совершать подобное дело с хорошими, не временными намерениями (ниятом).

Так как у нас у суннитов, а большинство мусульман сунниты, праведными халифами был установлен запрет на временные браки. Такие браки были в раннем исламском праве. Но затем были запрещены. На запрет указывает огромное число аргументов, деяний сахабов, и в этом нет споров ни с одним из учёных из Ахлю Сунна уаль Джама’а. И нет расхождений во мнениях по поводу этого вопроса ни у одной из 4 школ (мазхабов) суннитов. Поэтому учёные требуют правильного намерения на подобный брак. Намерение на то, что мужчина берёт вторую жену. И намерение на то, что у него распространяется родословная (насль). Он должен выбрать супругу, которая ему родит детей.

Вторая категория из этих браков, это когда приезжают ребята и женятся на местных девушках. Часто на славянках, которые приняли Ислам. Или они приняли Ислам искренне или потому, что им понравились вот эти ребята, наши братья.

Девушки существа нежные, ранимые и влюбчивые. Они доверяются и входят в такие отношения. Естественно когда они принимают Ислам, опекун, который у нее должен быть отходит в сторону, так как он христианин. Такие браки заключаются не в мечети, чтобы свидетелей было меньше, так как имам публичный и авторитетный человек и к нему в случае чего можно придти и пожаловаться на супруга.

Советы имама по никяху

Что же делать с этими девушками? Они хотят замуж за ребят, думают, что всё серьезно. А когда просят ребят, а давай познакомь меня с родителями, то те отвечают, что они не готовы, что славянка национальность другая, что нужно сначала жениться, а потом со временем все образуется.

Первый признак не серьёзных намерений парней – не хотят знакомить с родителями. А как же было при Пророке (с̣алла̄-Лла̄́ху ‘алайхи ва-саллам)? Сначала была своеобразная помолвка, где была возможность семьям пообщаться, а у молодых посмотреть друг на друга. Затем, если обе стороны согласны, то они договаривались о никяхе.

Является Сунной скрывать помолвку и объявлять о никяхе. Если семья невесты, принявшей Ислам, христиане, то тогда решение для никяха переходит к местному имаму. Ведь он является религиозным авторитетом. Это может быть любой имам при мечетях. Это может быть и какой-нибудь обладающий знаниями аксакал.

Девушки должны по Сунне сказать будущему жениху, что у неё должен быть опекун. Она должна выбрать в лучшем случае имама. В свою очередь имам поговорит с женихом по-мужски, о его намерениях, о том, что он из себя представляет. Если ко мне придут девушки с такой просьбой, то я буду для них всё делать как отец, как брат. Ведь они мои сёстра по вере. Буду спрашивать у жениха, кто он, чем занимается, был ли женат, есть ли еще жена, мне всё это необходимо знать. Если не хочет знакомить её с родителями, то спрошу, а почему он не хочет этого? Ведь согласно Сунне стоит познакомить. Ведь дальше родословная пойдет, чего тут скрывать? Нужно ведь благословение родителей. Не поверите, но после подобных разговоров 80% женихов убегают.

Заключения брака по мусульманским традициям имеет ряд особенностей, начиная с порядка его заключения, заканчивая правовым статусом. Знать эти детали особенно важно тем, кто собирается жениться или выйти замуж в соответствии с религиозными традициями.

Традиции брака

Брак в исламе рассматривается как религиозное обязательство, договор между парой и Аллахом. Единственное требование для мусульманских свадеб – это заключение брачного контракта. Традиции брака различаются в зависимости от культуры, исламской общины. Поскольку в Исламе нет официального духовенства, любой мусульманин, который понимает исламскую традицию, может совершить свадьбу.

Брак-контракт включает в себя более формальное заявление с указанием денежной суммы, которую жених предоставит невесте. Сегодня многие пары используют кольцо, поэтому жених представляет его во время церемонии. Подарок принадлежит невесте для использования, как ей заблагорассудится. Махр (именно так в исламе называется этот дар) считается защитой невесты и гарантией свободы в браке.

Никах, о котором уже упоминалось выше, – церемония бракосочетания, на которой присутствуют гости, родственники и друзья. Это праздник, поэтому жених и невеста должны быть одеты в традиционную свадебную одежду.

Церемония начинается с молитвы, которую произносит мулла. Его цель – пообщаться с женихом и невестой, убедиться, что их желание вступить в брак является искренним, и что невесту устраивает размер выкупа. После этого он даёт молодоженам советы и делится опытом, наставляя их. После наставлений родители невесты кормят из ложки жениха мёдом и прочими угощениями, то же самое делают и родители жениха с невестой. Это своего рода принятие их в семью.

Только по окончании всех ритуалов гостей угощают праздничными блюдами. Алкоголя на таких церемония нет, его употребление в этот день считается грехом.

Временный брак

Временный брак или Мута относится к браку, в котором мужчина и женщина без каких-либо ограничений, по обоюдному желанию, наряду с упоминанием конкретного приданого и продолжительности брака, заключают брачный контракт. Пары разделяются, когда заканчивается время этого контракта. Дозволен он у шиитов, но у суннитов запрещен.

Сегодня он используется в различных ситуациях. Пара, которая уже обручена, может использовать ее, чтобы свободно общаться друг с другом, проводить время вместе на условиях, установленными женщиной и ее семьей. Мута по контракту в течение определенного периода времени защищает женщину.

Тот факт, что для заключения такого брака не нужны свидетели, обеспечивает ему еще большую популярность. Единственное необходимое условие – заплатить женщине ту сумму, на которую она будет согласна. Не смотря на контракт, временный брак не защищает детей, рожденных от таких связей, что порождает множество проблем.


Мута возможна и для женатых мужчин, т.е. женатые могут брать себе женщин в жены временно при живой законной супруге. Понятно, что об официальном заключении такого брака в ЗАГСе и речи быть не может. Это лишь договор между мужчиной и женщиной, который никак не регулируется государством. С точки зрения права он – простое сожительство двух людей.

Об условиях заключения брака

Мусульманке не разрешается выходить замуж за человека, исповедующего другую религию. Мужчине же разрешено жениться на христианке/еврейке строго в этих двух условиях:

  • она настоящая христианка/иудейка– не по имени и/или по наследству;
  • она не отказалась от ислама ради другой религии.

Почему брак разрешен только в одном направлении? Вне всякого сомнения, ислам патриархален, поэтому мусульманин должен иметь окончательный контроль в отношениях. Например, в Суре 4:34 говорится, что муж может ударить его жену. Поэтому христианские женщины должны быть осторожны, выходя замуж за мусульманских мужчин.

Ислам не дает такие же права женщинам, как и мужчинам. Фактически Коран ясно говорит, что женщины уступают мужчинам.

Отличие брака в исламе от официального

Никах и регистрация брака не одно и то же. Гражданский, т.е. официальный брак, который оформлен в соответствии с действующим законодательством с точки зрения ислама является дополнением.

Именно поэтому не все пары официально регистрируют свои отношения. Это вызывает трудности, например, в подтверждении отцовства детей, рожденных в браке. Получение свидетельства о регистрации облегчает жизнь в современном обществе. Это избавляет от множества трудностей от оформления свидетельства о рождении ребенка до процедур наследования, прописки и установления собственности.

В некоторых странах, например, в Италии законными считаются оба способа заключения брака: официальная регистрация и венчание в церкви. Однако в России все немного иначе.

срок выплаты декретных

Полезная информация для многих матерей, как получить декретные если не работаешь.

Важная информация для беременных — это, безусловно, сведения о сроке выплаты пособий. Узнайте их в нашей статье!

На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете тут!

Отношение государства к религиозному браку

Религиозный обряд не имеет юридической силы с 1917 года, когда на законодательном уровне церковь была отделена от государства. Цель этого законопроекта заключалась в ограничении влияния церкви на личную жизнь людей. До этого браки, заключенные по местным или религиозным традициям, считались законными, другой процедуры не существовало.

Тем не менее есть исключение: религиозный брак может признаваться официально в том случае, если он был заключен между гражданами других государств, которые заключили брак на родине, в стране, где подобная форма заключения брака считается законной.


Риски для женщин

  • женщина не получает статус законной жены и, следовательно, не может претендовать на все права, которые предусмотрены действующим законодательством для замужних женщин;
  • при наличии второй жены, отношения с которой узаконены, именно ее права будут защищаться государством;
  • брачный контракт, который заключается во время бракосочетания, не имеет силы с точки зрения закона. В случае его неисполнения одной из сторон, добиться справедливости будет невозможно;
  • также не предусмотрено составление официального брачного договора о разделе имущества после развода.

Подведем итоги

Религиозный брак в мусульманской среде может быть заключен только при условии, что мужчина – верующий мусульманин, а женщина – мусульманка или, по крайней мере, верующая христианка или еврейка. В таких семьях важным является принцип главенства, который утверждает, что муж имеет право господства. От злоупотребления мужем этого права жену защищает выкуп. Религиозный брак не имеет юридической силы, и Никах, совершенный без официальной регистрации, является рискованным делом для женщины.

Вопрос № 7:
Может ли являться действительным никях, о котором не знают родственники и никто, кроме свидетелей?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

По наиболее сильному мнению ученых, обязательным условием никяха является распространение среди людей вести о том, что такой-то мужчина и такая-то женщина заключили брачный союз. Тот же никях, который проведен без этого условия, является аннулированным и недействительным.

Мы — не сектанты рафидиты, которые широко практикуют скрытые никяхи. Однако мы — из числа Ахлю Сунна уаль-Джама’а, тех мусульман, которые находятся по всему миру со времен Пророка ﷺ, и у нас все предельно открыто.

Если человек женится на первой, второй, третьей или четвертой жене, то он не имеет права скрывать это, потому что открытость и обобщенность являются условием для никяха.

Аль-Уали — это опекун девушки, которым, в первую очередь, является ее отец; если нет отца — то ее дед; если нет деда — то ее дядя по отцу; если нет дяди по отцу — ее родные братья; если нет братьев — ее достигшие совершеннолетия сыновья. Все эти люди являются опекунами, которые могут выдать ее замуж именно в той последовательности, которую мы упомянули.

В том случае, когда у женщины нет отца, а остальные опекуны не молятся, кроме родного брата, может ли он быть ее опекуном?

Известно, что в вопросе молитвы у ученых есть разногласия. Если человек считает себя мусульманином и не молится по невежеству или безалаберности, не отрицая, что это столп Ислама, то по поводу него ученые разошлись во мнениях. Поэтому человек, захотевший жениться на девушке, чьи родители не молятся, не имеет права применить по отношению к ним мнение, выводящее их из Ислама. Однако он может использовать это мнение в том, что касается его самого и его родственных связей. Если он считает тех, кто не молится, немусульманами, то он использует это мнение в отношении своих родственников: он не берет наследство своих родителей, не хоронит их на кладбище с мусульманами, не молится за ними джаназа, относится к своим родственникам как к неверным и так далее.

Что же касается чужих людей, то на основе вопроса, который имеет разногласия, он не имеет права лишать опекунства отца той, на которой он хочет жениться.

Нет сомнения — подобные браки запретны. Их следует переделать. Заключившие подобный брак обязаны вернуться к первоначальной правильной основе. Даже если этот жених не считает ее опекунов мусульманами, то ведь на данный момент эта девушка не является его родственницей, чтобы он этим законоположением аннулировал опекунство других людей. Он имеет право делать это по отношению к себе, и только. Однако в той стране или в местности, где фетва ученых гласит, что они являются мусульманами, он не имеет права лишать их опекунства, это не в его власти. Соответственно, они остаются ее опекунами, и он не имеет права жениться на ней без их разрешения.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
11 Мухаррам 1440 г. (21.09.2018)

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Читайте также: