Нейроинтерфейс своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Сидоренко А.В.

Рассмотрены принципы действия нейрокомпьютерного интерфейса . Предложены элементы его реализации на основе сверхширокополосных приемопередающих устройств типа ППС-40А. Описаны результаты эксперимента при передаче тестового сигнала в виде электроэнцефалограммы.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Сидоренко А.В.

Моделирование параметров кровотока (скорости и давления) в зависимости от геометрических параметров сосуда

NEUROINTERFACE: ITS OPERATION PRINCIPLES AND REALIZATIONS

The principles of drain computer interfaces are developed. We propose the elements of brain computer interfaces realization which are based on ultra wideband transceiver PPS-40A. The results of experimental transmission the tested signal as electroencephalograms are proposed.

Установлено, что низкоинтенсивное лазерное излучение красного спектрального диапазона (635 нм), действующее чрезкожно в области локтевого сгиба, способствует снижению уровня глюкозы в сыворотке крови здоровых лиц. Разработанная авторами методика может явиться дополнительным мероприятием по улучшению метаболизма у больных сахарным диабетом 2 типа. Ближний (785 нм) и дальний (960 нм) диапазоны инфракрасного лазерного излучения не оказали существенного влияния на уровень глюкозы.

INFLUENCE OF LOW-INTENSITY LASER IRRADIATION ON THE GLUCOSE LEVEL IN BLOOD OF HEALTHY SUBJECTS

A.N. BATYAN., T.I. ZHITKEVICH, MM. ASIMOV Abstract

Investigation of glucose level in blood of healthy subjects in the applications of low-intensity laser irradiation (LILI) of different wave-lengths has been conducted in the research work.

Keywords: low-intensity laser radiation, a red spectral range, the infrared spectral range.

2. Мостовников ВА., Мостовникова Г.А. и др. Влияние лазерного излучения на кровь. Киев, 1989. С. 193-195.

3. Мельникова Н.А. Влияние ультрафиолетового и лазерного излучений на структуру и функции мембран форменных элементов крови: автореф. дис. . канд. биол. наук. Саранск, 1994.

6. Владимиров Ю.А., Клебанов Г.И., Борисенко Г.Г. и др. // Биофизика. 2004. Т. 49, № 2. С. 339-350.

8. Орел Н.М., Лисенкова А.М., Железнякова Т.А. и др. // Вестник БГУ. Сер. физика. 2014. № 2. С. 33-39.

9. Картусова Л.Н. Влияние излучения гелий-неонового лазера на физико-химические свойства крови: автореф. дис. .канд. биол. наук. Москва, 1996.

10. Бородинский В.А., Бородинский А.Н., Коноваленко О.В. и др. // Здравоохранение.1999. № 2. С. 16-17.

12. Баграмов Р.И., АлександровМ.Т., Сергеев Ю.Н. Мир биологии и медицины. Лазеры в стоматологии, челюстно-лицевой и реконструктивно-пластической хирургии. М., 2010.

НЕЙРОИНТЕРФЕЙС: ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

Белорусский государственный университет пр. Независимости, 4, Минск, 220030, Беларусь

Поступила в редакцию 17 ноября 2016

Рассмотрены принципы действия нейрокомпьютерного интерфейса. Предложены элементы его реализации на основе сверхширокополосных приемопередающих устройств типа

ППС-40А. Описаны результаты эксперимента при передаче тестового сигнала в виде электроэнцефалограммы.

Ключевые слова: нейрокомпьютерный интерфейс, приемопередающие устройства, тестовый сигнал.

Принцип действия нейрокомпьютерного интерфейса

Нейрокомпьютерный интерфейс обеспечивает прямое взаимодействие между мозгом человека и компьютером. Алгоритм работы нейрокомпьютерного интерфейса включает

следующие этапы: регистрация сигнала, обработка сигнала, манипулирование данными (рис. 1).

Рис. 1. Структура функционирования нейрокомпьютерного интерфейса

Этап обработки данных состоит из предварительной обработки, определения параметров сигнала, их классификации. Этап манипулирования данными включает взаимодействие с компьютером и обратную связь. При регистрации активности головного мозга используют различные способы, включая: магнитоэнцефалографию, позитронно-эмиссионную томографию, электрокортикографию, магнито-резонансную томографию, инфракрасную спектроскопию, электроэнцефалографию (рис. 2).

Рис. 2. Способы регистрации активности головного мозга

1. Из заданного временного ряда создаются новые временные ряды Xm, определяемые следующим образом

где к, m - целые числа, m — начальное время, к - временной интервал.

Для временного интервала, равного к , получается к наборов новых временных рядов. При к = 3 и N = 100 полученные таким образом три временные ряда имеют вид: X3( X (1), X (4), X (7). X (97), X (100)>

2. Длина кривой X m определяется следующим образом:

Дробь - представляет собой нормированный коэффициент для длины кривой

поднабора временных рядов. Усреднение (к) по всем m (от 1 до к ) дает (Ь(к)).

3. Строится график функции средней длины кривой за временной интервал (Ь(к)) от к в двойном логарифмическом масштабе. Если (Ь(к)) — кГD , тогда кривая является фракталом с размерностью D .

4. Вычисляется тангенс угла наклона графика функции (L(k)) от значения к со знаком минус при построении его в двойном логарифмическом масштабе, что и дает значение фрактальной размерности исходного временного ряда X .

Принципы реализации нейроинтерфейса

В качестве элементов нейрокомпьютерного интерфейса авторами предлагается использование сенсорной сети на основе сверхширокополосных приемопередатчиков ППС-40 А [1] для осуществления обработки, взаимодействия с компьютером и реализации обратной связи с пользователем. Приемопередающие устройства ППС-40А осуществляют передачу информации на основе прямохаотической схемы связи путем формирования хаотического сигнала в диапазоне частот от 3 до 5 ГГц и его излучения в окружающее пространство. Приемопередающее устройство предназначено для передачи и приема данных, поступающих от сенсорного узла, либо персонального компьютера, к которому приемопередатчик подключается при помощи устройства сопряжения и кабеля (возможно использование СОМ-порта). Приемопередатчик может работать как ретранслятор в составе сенсорной сети. Приемопередающее устройство, как это видно из рис. 3, включает в себя: генератор сверхширокополосных хаотических колебаний (Г), антенну (А), логарифмический приемник (ЛП), ключ (К), коммутирующий сигнал между антенной, генератором и приемником, цифровой блок (ЦБ). В работе проведен комплекс экспериментальных исследований передачи тестового сигнала в виде электроэнцефалограммы одного из отведений в беспроводной сети на основе сверхширокополосных приемопередающих устройств ППС-40А [2].

Рис. 3. Приемопередающее устройство ППС-40А: а - вид сверху, б - вид снизу

Показано, что при передаче электроэнцефалограммы ее фрактальная размерность / остается практически постоянной при изменении потерь в канале передачи от 2,4 % до 12,7 % на расстоянии в 1 м, как это видно из рис. 4.

1 метр, положение А, 30 миллисекунд

Исходное Потери 5.94% Потери 12.66'

Потери 2.4% Потери 6,57*

1 метр, положение А, 30 миллисекунд

Исходное Потери 5,94% Потери 12,66%

Потери 2.4% Потери 6,57%

Рис. 4. Гистограмма распределения фрактальной размерности / (а), спектральной плотности мощности альфа-ритма (б), спектральной плотности мощности тета-ритма (в) электроэнцефалограммы

Гистограмма распределения спектральной плотности мощности альфа-ритма показывает, что при этом происходит снижение указанного параметра на величину от 5,8 % до 16,2 % по отношению к фону. Уровень тета-ритма уменьшается на величину от 0 до 7,2 %, как это видно из рис. 4, а и б. Пропускная способность канала передачи остается постоянной и составляет 2000 бит/с при изменении времени отправки информационных пакетов от 20 до 30 мс при передаче электроэнцефалограммы в сенсорной сети на расстоянии до 3 м.

На основании проведенных предварительных экспериментальных исследований сенсорной сети в тестовом режиме при передаче электроэнцефалограммы показана возможность реализации элементов нейрокомпьютерного интерфейса с использованием сверхширокополосных приемопередающих устройств ППС-40А.

NEUROINTERFACE: ITS OPERATION PRINCIPLES AND REALIZATIONS

A.V. SIDORENKO Abstract

The principles of drain computer interfaces are developed. We propose the elements of brain computer interfaces realization which are based on ultra - wideband transceiver PPS-40A. The results of experimental transmission the tested signal as electroencephalograms are proposed.

Keywords: brain-computer interface, transceiver devices, test signal.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ КРОВОТОКА (СКОРОСТИ И ДАВЛЕНИЯ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОСУДА

ДА. БАЛЮК, И.Ю. БАЗИК, Е.Д. ВИТКОВСКИЙ

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники П. Бровки, 6, Минск, 220013, Беларусь

Поступила в редакцию 17 ноября 2016

Рассмотрены основные патологии сонной артерии человека. Приведены результаты имитационного моделирования кровотока человека при различных патологиях сосудистого русла сонной артерии методом конечных элементов в программном комплексе FlowVision.

Ключевые слова: сонная артерия, патологическая извитость, моделирование гемодинамических явлений, метод конечных элементов.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Экзоскелеты, механические руки, глаза-камеры и уши-микрофоны, передача мысли от мозга к мозгу - всё это уже реальность, возникшая на наших глазах в последние 15-20 лет. Технологии пока несовершенны, а некоторые - принципиально несовершенны на нашем уровне знаний. Однако первый удар по мячу на чемпионате мира по футболу в 2014 году нанёс человек с парализованными ногами. И пусть это выглядело не особенно впечатляюще, но человек управлял механической конечностью, и управлял мысленно.

 Фото: depositphotos.com

История началась в 60-е годы прошлого века, когда в нескольких лабораториях стали работать с имплантированными в мозги обезьян и людей электродами. Человек с таким имплантатом нажимал на кнопку, меняя слайды в проекторе. Затем кнопку от проектора отсоединяли, но слайды продолжали переключаться по сигналу. В это же время начались работы по восстановлению слуха глухих через микрофон, совмещённый со слуховым нервом. Но настоящий прорыв лет назад, когда появились достаточно мощные компьютеры и новые алгоритмы.

Как работают нейроинтерфейсы, нам рассказал Александр Каплан, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Читает ли компьютер мысли?

- В интерфейсе "мозг - компьютер" нет ничего мистического, - говорит Каплан. - Технология позволяет регистрировать электрическую активность мозга и преобразовывать её в команды для внешних исполнительных систем. Мозг спрятан глубоко в черепе, но электрические поля, создаваемые нервными клетками, пробиваются через кости, мышцы, кожу и улавливаются электродами на кожной поверхности головы. Это хорошо всем знакомый метод электроэнцефалографии - нет такой поликлиники, где бы он ни применялся для диагностики. Мы в лаборатории тоже занимались диагностикой, но в какой-то момент мне стало интересно: а почему бы этот сигнал не послать на какое-нибудь внешнее устройство, чтобы управлять им?

Фото: depositphotos.com

Когда мы управляем руками, мы их видим и ощущаем, но электрических полей в голове мы не чувствуем. Оказалось, что этому можно научиться: на экране компьютера испытуемому показывают активность мозга и просят так или иначе изменить её. Постепенно у него начинает получаться. Отсюда уже недалеко до нейроинтерфейса, нужно лишь послать изменение ритма на внешнее устройство.

- Что можно сделать? Ну, конечно, игрушки - они есть уже сейчас. Например, человек управляет игрушечной машинкой, изменяя активность мозга, - рассказывает Каплан. - Задаёт ей повороты. А наша задача - вычленить те самые сигналы мозга, составить нужный алгоритм. Ошибок должно быть как можно меньше, а время распознавания сигнала как можно короче. Если с момента, когда ребёнок задумал повернуть машинку, до самого действия проходит полчаса, какая уж тут игра!

Такой аппарат уже год тестируется в Первой градской больнице. Человек может общаться с помощью интерфейса, но пока медленно. В разработке - выход в интернет усилием мысли.

То же самое с парализованными пациентами, которые научились управлять инвалидным креслом, да и механическим экзоскелетом, если вспомнить первый удар на ЧМ-2014.

Фото: depositphotos.com

Есть и другой способ расшифровать намерения мозга - вживить в него электроды. В мозг втыкается пластинка, усеянная иголочками. Сама пластинка очень маленькая, примерно пять на пять миллиметров, а иголочек в ней около сотни. Это электроды, которые регистрируют электрическую активность отдельных нервных клеток в том месте, куда воткнуты. На голове есть разъём, который связывает по проводам мозг с компьютером и дальше - с внешним устройством. Уже есть пациенты, несколько человек, которые хорошо двигают, например, механической рукой: в эксперименте 2012 года женщина манипулятором берёт чашку кофе, шоколадку со стола, подносит её ко рту. Эта технология более чувствительна: электрод на коже снимает сигнал со 100-300 тысяч клеток, а здесь с каждого нейрона.

При имплантации такой пластины медику не требуется попасть точно в то место, которое управляет руками здорового человека. Достаточно воткнуть электрод в зону коры, которая в целом отвечает за подобные действия, а мозг сам разберётся, какие сигналы ему посылать. Такой вот он, мозг, умный.

- Реально. Только самолёты будут падать, - объясняет Каплан. - Кто ж возьмётся управлять летательным аппаратом, если сигнал распознаётся через полторы - две секунды, да ещё с пятью процентами ошибок? Пока я не видел подобных разработок.

Как почувствовать механическую руку?

Одно дело - приказать механизму, совсем другое - получить от него обратную связь. Например, ощутить механической рукой шершавость поверхности, почувствовать, куда едет игрушечная машинка, увидеть картинку с телекамеры так, будто это твой собственный глаз. Здесь успехи киборгизации скромнее, но они есть.

Во-первых, обезьянам пробовали вживлять электроды не только в то место, откуда идёт сигнал, но и в сенсорную кору, которая связана с ощущениями. А на механической руке были датчики, распознающие текстуру предмета. И обезьяны уверенно отличали шероховатые поверхности от гладких.

Фото: Журнал

Во-вторых, можно обучить мозг получать сигнал об успешности действия:

- Допустим, человек управляет машиной на мониторе компьютера. Если он делает успешный поворот, то в сенсорную кору его мозга поступает сигнал с частотой 10 герц, а если неверно - 30. Таким образом мозг понимает, правильно он действует или нет. И человек с закрытыми глазами может регулировать активность мозга и управлять механизмом, - рассказывает Каплан.

В-третьих, сенсорные датчики уже используются. Например, в видеокамерах для слепых. Конечно, мозг не получает столь же детальную информацию, как от живого глаза, потому что в сетчатке 126 миллионов чувствительных единиц - в компьютерном мире это называется пикселями. У настоящего глаза каждый такой пиксель имеет выход в мозг. Столько проводов от камеры внутрь головы не проведёшь.

- В природе не предусмотрена встреча со 126-мегапиксельными камерами, - говорит Каплан. - И пока нет соображений, как это сделать искусственно.

Но даже 400 входов уже позволяют слепому "видеть" препятствия и ориентироваться.

Когда мозг сольётся с компьютером?

- Если бы мы научились транслировать тексты в мозг, это было бы очень круто, - говорит Каплан. - Такие опыты проводят уже лет шестьдесят, с тех пор как в человеческий мозг начали вживлять электроды, но пока результатов нет. Если в алфавите 33 буквы, вы должны стимулировать мозг в 33 местах. И человек не просто должен понимать, что идёт стимуляция, но и распознать конкретное место. Неизвестно, как это сделать.

Фото: asgardia.space

Такая же проблема и с виртуальным Манхэттеном. Проблема расшифровки. Понятно, что 126 миллионов электродов в мозг не затолкать, но, может быть, мы сумеем стимулировать его по небольшому числу каналов какими-то специальными способами?

- Для этого нужно расшифровать весь информационно-аналитический процесс, который идёт в голове, - объясняет Каплан. - Как контактирует компьютер с, допустим, флешкой? Они подогнаны друг к другу, одни и те же инженеры сделали и флешку, и компьютер. А здесь ситуация другая: одни инженеры - высокого класса - сделали мозг, другие - поделки вроде нейроинтерфейса. И вот они пытаются их совместить, хотя не знают ни кодов, ни формата, ни где что хранится… В этом вопросе я скептик.

Мозг гораздо сложнее компьютера. Самый совершенный процессор содержит два миллиарда операционных единиц, а мозг - миллион миллиардов. Это контакты между нервными клетками. Из анатомии известно, что самих клеток 86 миллиардов и на каждую приходится примерно 15 тысяч контактов.

К тому же мозг очень пластичен: вчера здесь проходили импульсы, а сегодня нет. Так что полная виртуальность пока откладывается. Но начало положено: мы уже умеем отличать свет от тени через камеру.

Гибрид живого организма и электронного устройства. Любого пациента с имплантированным кардиостимулятором можно считать киборгом. Но лишь в последние несколько лет учёные нашли способы гибридизировать мозг человека и машину.

Развитие нейроинтерфейсов стимулировали в первую очередь работы учёного бразильского происхождения Мигеля Николелиса, опубликованные на рубеже 1990-х и 2000-х годов. Он создал системы управления механической рукой (управляла обезьяна) и восприятия тактильных ощущений. Так в этой области наметились два конкурирующих исследовательских направления.

Фото: wikipedia.org

Сегодня интерфейсы бывают двух типов: инвазивные и неинвазивные. Первые отмечают электрическую активность мозга и передают её на компьютер напрямую, через имплантированные в мозг электроды. Вторые расшифровывают сигналы энцефалограммы.

Есть учёные, вживившие электроды в свой мозг.

ри имплантации электродной матрицы некоторые нервные клетки разрушаются. Но это микроскопические нарушения, некритичные для мозга.

В 1963 году американский кибернетик и нейрофизиолог Грей Уолтер поставил эксперимент, в котором впервые был использован интерфейс "мозг - компьютер". "Пациентам по медицинским показаниям были имплантированы электроды в различные области коры мозга. Им предлагалось переключать слайды проектора, нажимая на кнопку. Обнаружив область коры, ответственную за воспроизведение этого мышечного паттерна, исследователь подключил её напрямую к проектору. Пациенты нажимали на отсоединённую кнопку, но слайды продолжали переключаться: управление осуществлялось непосредственно мозгом, причём даже быстрее, чем человек успевал нажать на кнопку", - пишут О. Левицкая и М. Лебедев в монографии "Интерфейс мозг - компьютер: будущее в настоящем".

Мы живем в довольно интересное время, когда технологии, которые еще вчера казались научной фантастикой, сегодня постепенно входят в нашу жизнь. Или как минимум они делают первые робкие шаги к этому. Одним из примеров являются технологии нейрокомпьютерных интерфейсов. С одной стороны, это всего лишь еще один способ взаимодействия человека и машины, а с другой — нечто более революционное.

Нейрокомпьютерные интерфейсы — что это и как работает?

Современные способы управления компьютером — это мышка, клавиатура, сенсорный экран. Постепенно в жизнь входит управление через жесты, голосом. Компьютер уже умеет следить за нашими зрачками, за направлением нашего взгляда. Следующий этап взаимодействия человека и машины — это прямое считывание сигналов нервной системы, то есть нейрокомпьютерные интерфейсы.

С чего все началось?

Теоретические работы в этом направлении базируются на фундаментальных трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова — авторов теории условных рефлексов. В России активная разработка теории, лежащей в основе работы подобных устройств, началась еще в середине XX века, практические исследования велись уже в 70-х годах XX века как в России, так и за рубежом.

Ученые вживляли мартышкам датчики и заставляли силой мысли управлять клешнями роботов, чтобы есть бананы

В те далекие годы ученые развлекались тем, что вживляли мартышкам разные датчики и заставляли силой мысли управлять клешнями роботов, чтобы есть бананы. Что самое интересное, у обезьян это получалось.

Как говорится, есть захочешь — и не так извернешься. Основной проблемой было, что в нагрузку к роботу и датчику прилагался небольшой шкафчик с электроникой, который занимал целую комнату.

Сейчас в этом смысле стало проще, миниатюризация сделала свое дело. И теперь каждый уважающий себя гик может почувствовать себя в роли мартышки. Я уже не говорю о реальной пользе, которую эти устройства могут и должны принести инвалидам и парализованным. Но обо всем по порядку.

Как это работает?

Для этих целей можно использовать разные способы, которые имеют свои достоинства и недостатки. Например, можно снимать сигналы при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ), но приборы слишком громоздкие.

Можно постоянно вводить специальные вещества-маркеры, но тем самым можно навредить организму. Наконец, можно накладывать или вживлять небольшие датчики в определенные части тела. Именно использование таких датчиков и образует так называемые нейрокомпьютерные интерфейсы.

В повседневной жизни подобное устройство мы можем встретить в кабинете невропатолога. Оно представляет собой резиновую шапочку с большим количеством проводов и датчиков. Это диагностическое устройство, но никто не мешает приспособить его для других нужд.

  • Непогружные — электроды находятся на поверхности кожи или даже несколько удалены от нее, как в медицинской шапочке.
  • Частично погружные — датчики находятся на поверхности мозга или рядом с нервами.
  • Погружные датчики — это непосредственное вживление в мозг или в нервы и сращивание с ними. У этого варианта есть много негативных побочных эффектов — можно случайно что-то задеть, вызвать реакцию отторжения организма, да и вообще страшно. Но он тоже используется.

Где можно использовать?

Самое первое, что приходит в голову, — научные исследования. Если обратиться к ранним работам, то в основном это эксперименты на животных. Собственно, с этого все и началось, как уже говорилось выше: мышам и обезьянам вживляли небольшие электроды и смотрели за активностью тех или иных областей мозга и частей нервной системы. Полученная информация давала возможность глубокого изучения протекающих в мозге процессов.

Далее — медицинские цели. Подобные интерфейсы уже нашли применение в медицине в виде диагностических медицинских приборов для невропатологов. Если результат выдается непосредственно испытуемому, то может включиться в работу так называемая биологическая обратная связь.

Включается дополнительный канал саморегуляции организма, когда физиологическая информация предоставляется пользователю в доступном виде, а он учится управлять своим состоянием на ее основе. Подобные приборы уже существуют и используются.

Сенсорное протезирование. Уже обыденным примером можно считать кохлеарный имплант, который позволяет восстановить слух людям. Также уже сейчас существуют нейроимпланты сетчатки глаза, позволяющие частично восстановить зрение.

Широкий простор для воображения дают игры. И не только с использованием виртуальной реальности, но и, например, вполне обыденное управление радиоигрушками при помощи такого рода устройств.

А если к возможности считывать сигналы добавить возможность посылать их обратно, стимулируя определенные части нервной системы, то (пока лишь в теории) это открывает невероятные перспективы для индустрии развлечений.

Можно ли читать или записывать мысли?

На текущем уровне развития технологий — и да, и нет. Считываемые сигналы не являются мыслями в прямом смысле этого слова, и прочитать с помощью такого устройства, что конкретно думает тот или иной человек, нельзя.

С записью мыслей все еще сложнее. Открытых исследований на эту тему нет. Но можно дать предостережение, опираясь на соседние области знаний. Если отвлеченно посмотреть на электросудорожную терапию, то при ее помощи можно довольно неплохо стирать память у людей и негативно влиять на их познавательные способности. С другой стороны, глубокая стимуляция головного мозга успешно используется для компенсации болезни Паркинсона.

Какое отношение это имеет к информационной безопасности?

Как ни странно, самое непосредственное. Не будем касаться этических вопросов использования нейроинтерфейсов — время расставит все по местам. Но важно понимать, что подобные устройства, как и любая сложная электроника, нуждаются в защите.

Сейчас все принято подключать к Интернету, очевидно, что нейроустройства также не минует данная участь: как минимум велик соблазн использовать Всемирную сеть для того, чтобы отсылать диагностическую информацию о состоянии владельца или самого устройства. И через подключение устройство может быть взломано.

Нейрокомпьютерные интерфейсы — что это и как работает?

Tweet

И это не говоря уже о недалеком будущем, в котором нейроинтерфейсы, вероятно, будут использоваться повсеместно. Представьте, вы вживили себе импланты, улучшающие зрение и слух, а через них вам транслируют рекламу или вовсе передают ложную информацию.

Еще более пугающе выглядит чтение мыслей, не говоря уже о записи мыслей. Если уже сейчас есть возможность считывать видеообразы (пусть и с большими помехами), то что будет, когда технология усовершенствуется?

Возможно, пока подобные опасения напоминают сценарии фантастических боевиков. Однако при тех темпах, которые в наши дни свойственны развитию и внедрению новых технологий, нейроустройства и сопутствующие их использованию проблемы могут войти в повседневную жизнь людей гораздо стремительнее, чем кажется сейчас.

Читайте также: