Не работает генератор причины и ремонт своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 18.09.2024

ПОМОГИТЕ. не работает генератор. что может быть с ним?!

загорелась лампочка генератора и одновременно катализатора. я уверен что каталит тут не причем.

грешил на щетки. их, заменил. но не фига не работает. пробовал подцеплял лампочку к генератору, он по ходу не выдает то вообще. или еще может как можно его протестировать? и в чем может быть его поломка.
зарание всем спасибо.

какие детали могут быть неисправны у генератора: статор , якорь , диодный мост , реле регулятор, в твоем случае это пробой диодного моста, если есть навык общения с мультиметром отпаяй диодный мост от статора и прозвони диодный мост на пробой КАЖДЫЙ ДИОД,

Диодный мост там прикручен к статору. Если не разбираешься в электрике и не дружишь с мультиметром то лучше найди электрика.
На японцах замена деталей порой довольно дорогое удовольствие. А ломаться там практически нечему , или диодный мост или регулятор.
Если резко пропала зарядка то скорее всего регулятор. Мост срезу весь сгорает редко.
Кстати внутри практически все тойотовские генераторы одинаковы (по крайней мере примерно одних годов выпуска)

Пробой одного диода, как и вылет, влечёт сильнейшую просадку при работе, но не полное отсутствие вырабатываемого напряжения. Лампочки при этом, особенно если погазовать, скорее всего не загорятся. А вылетает обычно, да, по одному диоду. Судя по моей личной статистике - почему-то летит тот, на который заведен общий отвод от катушек.

Пробой одного диода, как и вылет, влечёт сильнейшую просадку при работе, но не полное отсутствие вырабатываемого напряжения. Лампочки при этом, особенно если погазовать, скорее всего не загорятся. А вылетает обычно, да, по одному диоду. Судя по моей личной статистике - почему-то летит тот, на который заведен общий отвод от катушек.

анука просвети ГДЕ ТАМ ЗАВЕДЕН ОБЩИЙ ПРОВОД ОТ КАТУШЕК?! лампочка контроля зарядки запитывается с диодного моста через три или четыре маленьких диода отвечающих за возбуждение эдс при пробое диода даже одного вся цепь замыкается накоротко и если вовремя не вылечить влечет за собой прогарание обмоток статора или меж витковое замыкание которое определить очень тяжело что касается выводов генератора то там :B+ на акб (болт) D, W-это тахометр и контроль зарядки и еще какойто непомню завтра с работы приду и напишу что и как

На моей машине было такое после мойки движка. Оказывается эти генераторы ну очень воды не любят. Причиной было межвитковое замыкание в якоре.

Было что-то вроде сильной просадки (включаешь фары, нажимаешь на тормоз и магнитола начинает выключаться, а стрелка вольтметра оч. сильно опускалась). Поменял "таблетку" (вроде так называют съемную плату на генераторе) и все нормализовалось.

анука просвети ГДЕ ТАМ ЗАВЕДЕН ОБЩИЙ ПРОВОД ОТ КАТУШЕК?! лампочка контроля зарядки запитывается с диодного моста через три или четыре маленьких диода отвечающих за возбуждение эдс при пробое диода даже одного вся цепь замыкается накоротко и если вовремя не вылечить влечет за собой прогарание обмоток статора или меж витковое замыкание которое определить очень тяжело что касается выводов генератора то там :B+ на акб (болт) D, W-это тахометр и контроль зарядки и еще какойто непомню завтра с работы приду и напишу что и как

Еле осилил написанное ) Тах с генератора - это сильно! )) Общий провод - средний отвод от всех катушек, четвёртая пара диодов.
Лампочка подключена не к диодам, а к регулятору. В регуляторе даже схема на транзисторах собрана, отвечающая за её включение.
Маленькие диоды уж по-моему вечность как не ставят. Одна щётка подключена прямо к +В. Вторая - к минусу через транзюк в коммутаторе - вот и вся общая цепь возбуждения. Да в общем маленькие диоды и не суть вовсе. А в случае пробоя БОЛЬШОГО диода замыкается при работе только одна обмотка. Гена греется, даёт мало, но с увеличением оборотов 2 остальные обмотки могут задавить даже КЗ в одной ветке и гена будет кое что выдавать.


Ни для кого не секрет, что генераторное устройство является одним из ключевых узлов транспортного средства. Поэтому зачастую неисправности генераторов требуют немедленного вмешательства автолюбителя, поскольку при несвоевременной диагностике ремонт может быть дорогостоящим. Подробнее о наиболее распространенных неисправностях и способах решения проблем читайте в этой статье.

Популярные неисправности

Если машина не может завестись, при этом вы слышите, что моторный отсек загудел и начал выть, либо же авто периодически глохнет под нагрузкой или без нее, это может свидетельствовать о поломке генератора. Снимать и разбирать свой гудящий генератор — это последнее дело, для начала необходимо разобраться в основных неисправностях и причинах. Видов поломок, при которых требуется генераторов ремонт, может быть два — это механические и электрические типы.

К основным механическим повреждениями относятся поломка креплений, корпуса устройства, проблемы в работе подшипниковых устройств, прижимных пружинок, ременного привода. В принципе, причины неисправности генератора механического типа существуют самые разные, но так или иначе, они не связаны с электрической частью. Что касается электрических поломок, то к таковым относятся неисправности обмоток, диодного моста, выход из строя щеток, замыкания, пробои, проблемы в работе реле и т.д.

Диодный мост автомобильного генератора

Как показывает практика, довольно часто симптомы, свидетельствующие о выходе из строя генераторного устройства, могут появиться в результате других неполадок. К примеру, при наличии плохого контакта в разъеме предохранительных элементов можно подумать, что проблема связана с устройством. Но такой же признак может проявиться в результате выгоревших контактов в замке зажигания. Кроме того, если постоянно горит лампа выхода из строя устройства, это не означает что появились проблемы с генератором, поскольку это может свидетельствовать о выходе из строя реле.

Каковы же признаки неисправности генератора:

  1. На работающем моторе стала мигать лампочка разряда батареи. Также она может непрерывно гореть.
  2. Ремонт генератора своими руками может осуществляться при выкипании АКБ.
  3. При работе оптики замечается более тусклое освещение. Также при работающем моторе может проявляться дребезг. В свою очередь, когда водитель жмет на педаль газа, то есть обороты мотора увеличиваются, яркость оптики значительно возрастает. Как правило, это проявляется при перегазовке, однако оптика, которая стала работать ярче, более ярко уже не работает.
  4. Гудит генератор. Если воет генератор или гудит, это в первую очередь свидетельствует о его неисправности, которую необходимо как можно быстрее решить.
  5. Ремонт автомобильных генераторов также должен осуществляться в том случае, если машина периодически глохнет. Если генератор воет, при этом автомобиль глохнет прямо на ходу, это может свидетельствовать о нехватке напряжения. Разумеется, когда авто глохнет во время движения, водитель в первую очередь проверит АКБ, но если батарея заряжена, необходимо произвести диагностику генераторного устройства (ГУ).

В каких случаях требуется замена генератора или его ремонт и обслуживание?

Разобрать генератор потребуется при таких неисправностях:

  1. Механические повреждения либо износ шкива. Если повреждения довольно значимые, то осуществляется замена шкива генератора.
  2. Разборка генератора производителя при износе либо повреждении токосъемных щеток.
  3. Поломка токосъемных колец генератора (износ коллектора). Обычно замена токосъемных колец производится своими руками без проблем.
  4. Выход из строя или проблемы в работе регулятора.
  5. Снятие генератора и его ремонт также должен осуществляться при замыкании витков статорной обмотки.
  6. Обслуживание генераторов должно производиться при полном разрушении или износе подшипниковых деталей.
  7. Неисправности диодного моста генератора также приведут к его разбору и ремонту. Основные признаки неисправности диодного моста — это слабая искра на свечах, а также сниженный вольтаж батареи.
  8. Различные повреждения кабелей зарядной сети.

Выявление причин и устранение неисправностей

Что делать, если не заводится генератор? Если свистит генератор? Разборка и сборка генератора — в принципе, процедура не очень сложная, если вы знаете, что нужно делать.

Итак, как отремонтировать генератор, зная основные причины:

  1. Слишком малый заряд АКБ или его полное отсутствие может быть результатом того, что предохранительный элемент сгорел или просто отошел из-за механической тряски. Кроме того, отсутствие вольтажа в бортовой сети может быть следствием износа щеток. Электрика в этом случае очень важна, поскольку при скачках напряжения могут сгорать диоды, а в обмотке ротора либо статора может случиться обрыв или замыкание.
  2. Чтобы проверить работоспособность щеток, обычно достаточно визуального осмотра. Но если в сети произошел обрыв проводки либо короткое замыкание, для диагностики может потребоваться мультиметр. Если вы не знаете, как снять генератор, воспользуйтесь сервисным мануалом, поскольку восстановление сломавшегося диода осуществляется только путем его замены или пайки. Если необходима также перемотка генератора, в домашних условиях ее осуществить будет проблематично. Для этого лучше обратиться к профессионалам, чтобы вы могли быть уверены, что все будет сделано правильно. Как правило, процедура перемотки обычно стоит дешевле, но если ее стоимость слишком высокая, возможно, есть смысл произвести замену на новое ГУ.
  3. Что касается ремонта ротора, то его можно осуществить своими силами. Как правило, необходимость ремонта ротора обусловлена разрывом электроцепи рядом с контактными кольцами либо распайкой концов обмоток. В этом случае процедуру ремонта следует начинать с того, что необходимо осторожно отмотать один видок кабеля. Сломавшийся конец необходимо выпаять, после чего, используя паяльник и расходные материалы, нужно установить готовый кабель с применением отмотанного витка.
    Как показывает практика, обычно даже не нужно уменьшать число витков, поскольку осуществляется распайка выводов.
    Чтобы обеспечить нормальную работу ГУ, также можно произвести очистку кольца мелкозернистой наждачной бумагой. Если на кольце имеются более крупные повреждения, от них можно избавиться с применением плоских надфилей. Как снять генератор в таком случае — опять же, нужно обратиться к сервисному мануалу, поскольку процедура демонтажа в каждом случае будет разной. Таким же образом осуществляется разборка или сборка генератора. В процессе необходимо быть осторожным, чтобы ничего не перепутать. Замена контактных колец генератора, как правило, осуществляется в случае полного их повреждения.
  4. Если ГУ сильно гудит, вероятнее всего, причина заключается в износе роторных подшипников. Если вы заметили, что состояние подшипниковых устройств довольно печально, возможно, пришло время произвести их замену. Но все может быть не так печально. К примеру, если люфт на подшипниках не особо критичный и практически не ощущается, можно просто демонтировать детали и промыть их своими силами. Перед установкой элементов необходимо будет смазать подшипники.
  5. Отсутствие вольтажа или скачки напряжения в бортовой сети обычно можно решить путем смены реле регулятора. Следует отметить, что первостепенной причиной в данном случае могут быть проблемы в работе диодного моста или каких-то его компонентов. Определить вышедшие из строя диоды позволит диагностика устройства с помощью мультиметра.
  6. В том случае, если диодный значок на контрольном щитке приборов сообщает водителю о проблемах с вольтажом аккумуляторной батареи, это может говорить о возможном пробое. В частности, речь идет об одном из диодов в цепи. Если вам необходимо будет добраться до этой схемы с диодными компонентами, потребуется открутить несколько гаек с обмотки, после чего извлечь гаечку, которая крепит положительный вывод. Когда вы сделаете это, вы получите доступ к схеме, которую можно либо заменить, либо отремонтировать (автор видео о самостоятельном ремонте ГУ — Вячеслав Ляхов).

Заключение

Наглядная инструкция по ремонту ГУ своими руками представлена на видео ниже на примере автомобиля Форд Транзит (автор видео — Ramanych).

Основные неисправности генератора проявляются в виде внезапной или систематической просадки бортового напряжения. В результате недополучает свой заряд АКБ, плохо функционируют некоторые потребители. Например, тускло светят фары головного света, акустика не развивает номинальной мощности и звучит с искажениями. Эти, и другие характерные проблемы — указывают на поломку генератора автомобиля или цепи зарядки.

Как выявить неисправность

Для выявления характерных неисправностей генератора из инструментов потребуется только мультиметр. Остальные проблемы обнаруживаются в процессе осмотра. Если знать, конечно, куда смотреть. Существуют также неисправности механического характера. Многие из них определяются тактильно.

Основные признаки

Неисправности генератора характеризуются несколькими основными признаками:

  1. Загоревшаяся при заведенном двигателе контрольная лампочка с изображением АКБ на панели. Если она светится, значит, напряжение в бортовой сети упало ниже напряжения на клеммах батареи. Это означает, что генератор не функционирует, а АКБ не подзаряжается.
  2. Просадка бортового напряжения на штатном или установленном своими руками вольтметре. При работающем двигателе и выключенных потребителях прибор должен показывать 14,1…14,8 В. При включенном кондиционере, печке и других мощных потребителях номинальное напряжение может проседать, но не более, чем на 1,0 вольт.
  3. АКБ систематически заряжается не полностью или постоянно оказывается разряженной на утро. На исправном аккумуляторе даже с неработающим генератором автомобиль проездит несколько часов. Но если такой режим продолжителен, всё закончится глубоким разрядом АКБ.
  4. Контрольная лампочка (с изображением АКБ) периодически моргает или без видимых причин скачут показания бортового вольтметра. Такое бывает нечасто, но тоже указывает на проблему с зарядкой.
  5. Свист из-под капота при раскручивании двигателя или после включения мощного потребителя. Проявляется более явно в сырую погоду или в дождь.

Индикатор АКБ

Индикатор АКБ

Причины поломок

Причиной неисправности генератора с проявлением описанных симптомов может быть:

Это всего лишь общие причины выхода из строя устройства, а для поиска и устранения поломки нужны более конкретные.

Что может сломаться в генераторе

Надо понимать, что характерные неисправности генератора могут проявляться не только из-за него самого. Проводить диагностику нужно для всей системы, в которую также входит АКБ, силовые и сигнальные провода.

Рассмотрим 16 основных причин, почему загорелась контрольная лампа, просело напряжение, недозаряжается АКБ или свистит из-под капота.

Износ щеток генератора

Щетки изготовлены из токопроводящего материала, склонного к истиранию. Со временем их длина уменьшается до критической, из-за чего они не достают до токосъемных колец на роторе. Помимо естественного износа щетки могут обламываться и выкрашиваться. Электрический контакт ухудшается или пропадает вовсе.

Щетки генератора

Щетки генератора

Проверить и выявить изношенные щетки можно двумя способами. Первый из них — посмотреть за генератором при работающем двигателе и слабом освещении (вечером или притушив свет в гараже). Если к нему есть хороший доступ, то можно будет увидеть обильное искрение в щеточном узле. Если это так — контакт плохой, а значит генератор нормально функционировать не будет. Второй способ — извлечь щетки и осмотреть их на предмет износа.

Неисправно реле напряжения генератора

Чтобы на 100% проверить этот узел, его необходимо снять с машины. Как правило, реле-регулятор выполнен одним узлом со щетками. К ним необходимо подключить вольтметр. Также понадобится регулируемый источник питания. Его минус подключается к массе реле, а плюс к проводу, который у него обычно один. Далее напряжение постепенно повышается с 12 до 14,0…14,5 В. Если реле исправное, то подключенный к щеткам мультиметр прекратит показывать напряжение в районе 14,4 В. Если это происходит раньше или не происходит вовсе — реле-регулятор неисправен.

Схема проверки регулятора напряжения генератора

Схема проверки регулятора напряжения генератора

Износ или разрушение подшипников ротора

Из-за изношенных подшипников генератора постепенно возникает несколько проблем. Наиболее страшные из них две:

  1. Вращающийся якорь может задевать обмотки статора, что вскоре закончится обрывом или межвитковым замыканием в них.
  2. Якорь на разрушившихся подшипниках перестанет вращаться вовсе.

Также при этой неисправности может быть слышен постоянный гул из-под капота. Это гудят изношенные подшипники генератора. При этом система может работать нормально, но долго так продолжаться не будет.

Проверить подшипники можно двумя способами. Первый — без снятия и разборки. Нужно снять клиновый ремень со шкива и пошатать последний из стороны в сторону. Если обнаружился заметный люфт — подшипники изношены. Второй способ — с демонтажем и разборкой. В этом случае подшипники проверяются каждый отдельно. Если наружное и внутреннее кольца шатаются — значит, деталь пора менять.

Подшипники генератора

Подшипники генератора

Плохой контакт или повреждения в цепи зарядки АКБ

Автомобильный генератор соединен проводами с кузовом (массой), плюсом АКБ и замком зажигания. Первые два соединения — силовые, то есть проложены толстыми проводами. С замком зажигания генератор соединяется сигнальным тонким проводом. Плохой контакт или обрыв в этих цепях является поломкой, из-за которой система зарядки АКБ обычно отказывает.

Найти обрыв несложно, если к месту его образования есть свободный доступ, и он находится не под изоляцией. Чтобы упростить себе задачу, надо отключить обе клеммы от батареи, и прозвонить мультиметром указанные цепи. Плохой контакт можно выявить путем измерения сопротивления. Если есть окислы или грязь на соединениях, то сопротивление будет большое.

Обрыв устраняется только полной заменой поврежденного провода. Плохие контакты достаточно просто очистить от засорений, смазать и надежно закрепить.

Слабое натяжение клинового ремня

Генератор вырабатывает электроэнергию, превращая в неё механическую энергию автомобильного двигателя. Передается она посредством клинового ремня, надетого на шкивы. Когда он ослаблен, происходит проскальзывание, симптомом которого является описанный выше симптом в виде свиста из-под капота. При увеличении оборотов, повышении нагрузки или смачивании шкивов водой из луж — проскальзывание усугубляется.

Ремень генератора

Ремень генератора

Проблема проявляется по двум причинам. Первая — несвоевременная регулировка натяжения ремня. Чтобы устранить — натяните в соответствии с руководством по эксплуатации вашего автомобиля. Вторая причина — это растяжение ремня. В этом случае, если не помогает подтяжка, следует произвести замену детали.

Замыкание или обрыв в обмотках генератора

При межвитковом замыкании в обмотках генератора некоторое время наблюдается жуткая просадка напряжения бортовой сети. При этом АКБ боле-менее заряжается и остальным потребителям энергии хватает. Если на этом этапе потрогать поработавший некоторое время узел зарядки рукой, то можно обнаружить, что он горячий. Хотя чаще всего этот момент упускается из виду, и межвитковое замыкание заканчивается полным отказом генератора.

Проверка обмоток генератора

Проверка обмоток генератора

С обрывом всё гораздо проще — устройство просто отказывает. Причинами выхода из строя может быть нарушение правил эксплуатации автомобиля, износ подшипников (обмотки повреждаются якорем), короткое замыкание. Обе неисправности выявляются специалистом. Без разборки и прозвонки обмоток прибором межвитковое или обрыв выявить не получится.

Неисправен выпрямительный блок генератора

Выпрямительный блок представляет собой простую схему, состоящую из диодов. Нужен он для того, чтобы выдаваемое генератором трехфазное переменное напряжение преобразовывать в постоянное с плюсом и минусом. С выпрямителем случается две поломки — пробой диодов или их обрыв.

Проверка диодного моста генератора

Проверка диодного моста генератора

Обрыв диодов не такой страшный. Более того, когда это случается с каким-нибудь одним элементом выпрямителя, система генератора (если она не нагружена) будет продолжать работать в штатном режиме. Двух оставшихся фаз для этого хватит. Как только вы включите серьёзную нагрузку, напряжение бортовой сети резко просядет. Выявляется неисправность тоже только на снятом выпрямителе.

Износ токосъемных колец

Задача токосъемных колец заключается в передаче питания со щёток на якорь генератора. Соответственно, находятся они на его валу. Изготавливаются кольца из меди, и из-за постоянного трения о щётки со временем они изнашиваются. Контакт сначала ухудшается, а после пропадает вовсе. Неисправность первично можно определить по бортовому напряжению — по его просадкам или скачкам. Чтобы устранить или исключить поломку, нужно извлечь токосъёмные кольца, осмотреть их на предмет износа и, при необходимости, заменить на новые.

Недостаточная мощность генератора

Мощность штатного генератора автомобиля рассчитана таким образом, чтобы её хватало на зарядку полностью разряженной АКБ и питание всех стандартных потребителей. Если добавить в машину, скажем, инвертор (который даёт 220 В) или мощный сабвуфер, то мощности штатного генератора может не хватить для их питания. В таких случаях наблюдаются просадки бортового напряжения. Поэтому при установке в автомобиль мощных потребителей, не предусмотренных производителем, прибегают к подбору более мощной модели.

Мощности может не хватать и без каких-либо доработок автомобиля. Например, если в обмотках генератора есть межвитковые замыкания, обрыв диода в выпрямителе — функционировать на 100% он не сможет.

Износ или повреждение шкива

При износе или повреждении шкива крутящий момент от коленчатого вала передается не в полном объеме или не передается вовсе. Соответственно, неисправность проявляет себя как в виде просадок напряжения, так и полного отказа системы зарядки. Износ шкива определяется путем осмотра.

Короткое замыкание в АКБ

Короткое замыкание между пластинами аккумуляторной батареи не относится к неисправностям генератора, однако, имеет схожие симптомы. Чтобы облегчить поиск проблемы, о ней надо знать. Когда в АКБ происходит короткое замыкание, один из шести отсеков перестаёт работать, как аккумуляторная ячейка. Она просто пропускает ток, не накапливая энергии. В результате ёмкость и напряжение на клеммах существенно падает. Она быстро и часто разряжается, хотя узел зарядки может быть в полностью исправном состоянии.

Чтобы не грешить на генератор, надо уметь выявить короткое замыкание в батарее. Сделать это достаточно просто.

Во-первых, при зарядке от стационарного зарядного устройства закороченная ячейка не подаёт никаких признаков жизни, тогда как в остальных видны пузырьки газа.

Во-вторых, АКБ можно нагрузить (например, покрутить несколько секунд стартер) — в закороченном отсеке начнётся интенсивное бурление электролита, тогда как в остальных этого не будет.

Механическое или химическое повреждение пластин аккумулятор

Эта поломка также не относится к генератору, однако, имеет те же признаки — систематический недозаряд АКБ и внезапные глубокие разряды. Что механическое, что химическое повреждение пластин батареи означает по факту одно и то же — снижение номинальной емкости. Последняя напрямую зависит от того, какая площадь свинца контактирует с электролитом. Когда пластины повреждены, этот показатель уменьшается. Ёмкость снижается, батарея накапливает меньше положенного и часто подводит по утрам. Происходит такое из-за неправильной эксплуатации АКБ, систематических глубоких разрядов, перезарядов или в результате естественного старения аккумуляторной батареи. Лечится только заменой последней.

Нарушение герметичности банок аккумулятора

Разрушенная АКБ

Разрушенная АКБ

Из-за этих проблем АКБ накапливает мало энергии, и для утренних запусков двигателя её часто оказывается недостаточно. Чтобы обнаружить утечку электролита в обслуживаемой батарее, необходимо регулярно следить за его уровнем через открученные пробки. Если батарея необслуживаемого типа (без пробок), то разгерметизация проявляется в виде белесых подтеков — так выглядит высохший электролит.

Если АКБ изготовлена по технологии GEL или AGM, то электролит из неё вытекать не может. Однако доступ воздуха через повреждения на корпусе приведет к высыханию электролита.

Окисление клемм аккумуляторной батареи

Эту неисправность можно отнести к рассмотренному ранее плохому контакту в цепях зарядки АКБ. Окисление клемм происходит из-за стечения трёх обстоятельств — есть электролит, воздух и электрический ток. В результате образуются соли белого цвета, являющиеся хорошим диэлектриком. Контакт между силовыми проводами и клеммами батареи сначала ухудшается, а позже пропадает.

Симптомы очень похожие на те, причиной которых являются неисправности генератора. А именно — батарея систематически недозаряжается, не заряжается вовсе, а также не может прокрутить стартер при попытках запустить двигатель. Устраняется просто — клеммы надо отсоединить, тщательно очистить от окислов и солей, смазать специальным составом и надёжно закрепить на АКБ. Делать эту процедуру рекомендуется периодически. До того, как появятся симптомы неисправности. Очистку и смазку обычно достаточно выполнять два раза в год — осенью и весной.

Окисленная клема АКБ

Окисленная клема АКБ

Производственные дефекты

Покупка нового узла или запчасти вовсе не гарантирует, что после ремонта всё заработает, как прежде. Рынок переполнен некачественными комплектующими — например, щетки для генератора могут посыпаться через несколько дней после замены, подшипники из коробки попадаются расшатанные и так далее. С аккумуляторными батареями вообще беда.

Основных признаков неисправности генератора автомобиля всего три — контрольная лампа, просадка бортового напряжения и посторонний шум (свист или гул) из-под капота. Причины выхода из строя могут проявлять и по-другому. Только здесь их рассмотрено 16 штук, так как они основные и наиболее часто встречающиеся. При поиске поломки следует всегда помнить, что симптомы его неисправности проявляются также из-за проблемного АКБ или повреждённых контактов в цепи зарядки.

Если у вас сломался генератор в машине, но самостоятельно чинить его у вас нет желания или возможности, обратитесь к специалисту. Это позволит решить проблему, сэкономить время, а также избежать выхода из строя других узлов электрооборудования.


Почему горит лампочка аккумулятора на панели приборов


Как проверить генератор на машине: с мультиметром и без него От генератора зависит нормальная работа электрических и электронных систем автомобиля. Как правильно его проверить — об этом в нашей статье.


Как проверить генератор автомобиля Как предотвратить выход из строя генератора, особенности и слабые места узлов.


Почему продолжает гореть лампа зарядки аккумулятора Описание причин горения лампочка зарядки аккумулятора, если зарядка есть, пути обнаружения неисправностей.


Восстанавливаем энергообеспечение: проверка и восстановление работы альтернатора Volkswagen Sharan Минивэн Volkswagen Sharan занимает достойное место в ряду вместительных семейных автомобилей. Простота конструкции вместе с немецким качеством обеспечивают надежность этого автобуса. Однако несоблюдение циклов регламентных работ по обслуживанию оборачиваются досадными поломками, зачастую требующими

29-01-2014, 15:58 0 Восстанавливаем энергообеспечение: проверка и восстановление работы альтернатора Volkswagen Sharan


Принципы установки генераторов на автомобилях Жигули Генератор - это сложное устройство, которое преобразует механическую энергию в электрическую, обеспечивающее питание всей электропроводки автомобиля и зарядку аккумулятора. Его подключение - важная составляющая часть установки. При неправильном подключении неизбежно повреждение важных узлов и

Если же самостоятельный ремонт не предполагается, полученные из этой статьи знания помогут выявить поломку своевременно. А это уже хорошие шансы пораньше обратиться за помощью к специалисту, и обойтись несложным и сравнительно недорогим ремонтом, избежав покупки нового генератора. В конце концов недобросовестность автомобильных сервисов еще никто не отменял. На практике доказано – если к мастеру идти хотя бы с примерным пониманием проблемы, шансы надуть вас, навязав несуществующие проблемы, стремятся к нулю.

Краткий перечень характерных неисправностей генератора

Для начала кратко перечислим характерные неисправности генератора автомобиля без каких-либо пояснений. Это позволит в общих чертах оценить, так сказать, масштабы катастрофы. Вполне возможно, что некоторые из приведенных в списке поломок вам уже знакомы. Как правило, к ним относятся те, которые встречаются очень часто, и практически каждый первый автолюбитель с маломальским опытом с ними сталкивался хотя бы раз.

Итак, вот 10 характерных неисправностей генератора автомобиля:

  1. Плохой контакт или повреждения в цепи зарядки АКБ.
  2. Проскальзывание или обрыв приводного ремня.
  3. Износ или разрушение подшипников ротора.
  4. Износ или зависание щеток.
  5. Износ токосъемных колец.
  6. Некорректная работа или выход из строя реле-регулятора напряжения.
  7. Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках генератора.
  8. Пробой диодов выпрямительного моста.
  9. Обрыв диодов выпрямительного моста.
  10. Недостаточная мощность генератора.

К подробному рассмотрению каждой из этих поломок мы еще вернемся. Как и к симптомам, по которым эти неисправности можно выявить.

Устройство и принцип работы генератора автомобиля

Сперва же не лишним будет хотя бы в общих чертах познакомиться с устройством генератора, а также с принципом работы этого узла автомобиля. Многие автолюбители, к сожалению, всегда пропускают этот этап, сразу приступая к диагностике и ремонту. В итоге, из-за непонимания (или недопонимания) принципа работы дело часто заходит в тупик, допускаются серьезные ошибки, провоцируются короткие замыкания и более серьезные поломки, чем были до этого. Отсюда следует вывод, что поиск и устранение любых неисправностей того или иного узла автомобиля нужно начинать с изучения его устройства и принципа работы.

Генератор автомобиля устроен и работает следующим образом. Собственно, электроэнергия, используемая для питания бортовой сети и зарядки аккумуляторной батареи, вырабатывается за счет электромагнитной индукции. Снимается она с выводов обмоток статора, внутри которых вращается ротор на двух подшипниках. В движение ротор приводится от коленчатого вала двигателя, с которым он соединен при помощи ремня.

Первая особенность, о которой необходимо знать, это неравномерность скорости вращения ротора генератора. Она полностью зависит от того, на каких оборотах работает двигатель. Соответственно, если бы ротор питался (для возбуждения) одним и тем же напряжением, то на выходе генератора мы бы получали скачущее напряжение, что является неприемлемым для бортовой сети автомобиля.

Вторая особенность автомобильного генератора заключается в том, что он генерирует переменное трехфазное напряжение. А для питания бортовой сети и зарядки АКБ оно должно быть постоянным. Чтобы решить эту проблему, генератор оснащается выпрямительным мостом, состоящим из диодов. Как правило, в выпрямителе имеется шесть основных диодов (по два на каждую фазу), а также три дополнительных.

В принципе, этих знаний уже будет достаточно для того, чтобы разобраться в описанных далее характерных неисправностях генератора. Хотя для успешного самостоятельного ремонта не помешает углубиться в тему, используя дополнительные источники информации.

Плохой контакт или повреждения в цепи зарядки АКБ

Чтобы генераторный узел мог работать, он должен быть надежно соединен с:

Абсолютно то же самое и с положительным силовым проводом генератора. Он идет непосредственно на АКБ, и отличается довольно серьезной толщиной. Если этот провод поврежден, либо плохо контактирует в точках крепления – проявляются описанные выше симптомы. Устраняется неисправность простой зачисткой контактных площадок. Если провод поврежден механически (в результате неосторожности, коррозии или вибраций), то его нужно обязательно заменить на новый с соблюдением поперечного сечения.

Дополнительно проверяется состояние контактов управляющего провода, приходящего к генератору от замка зажигания (тонкий), а также сигнального (на реле-регуляторе). Плохие контакты в этих точках также приводят к нестабильной и некорректной работе всего узла зарядки АКБ.

Проскальзывание или обрыв приводного ремня

Проскальзывание приводного ремня может быть вызвано несколькими причинами. Во-первых, недостаточным его натяжением. Во-вторых, попаданием на шкив генератора воды из луж или моторного масла. В-третьих, ремень со временем растягивается, провисает, и тоже начинает периодически проскальзывать. Как правило, на первых порах эта неисправность проявляется только тогда, когда генератор начинает работать под серьезной нагрузкой. Это происходит потому, что с увеличением нагрузки возрастает сопротивление ротора.

Очень часто проскальзывание ремня определяется по характерному писку, который слышен при старте двигателя, а также сразу после включения нагрузки. Довольно часто этот свист можно услышать в дождливую погоду, что говорит о попадании воды на шкив генератора. Если такое происходит, ремень надо либо подтянуть, либо заменить на новый.

Обрыв ремня генератора является более серьезной неисправностью, которую крайне желательно замечать сразу же после ее возникновения. Первичным симптомом является загорание сигнальной лампы на панели приборов, показывающей, что заряд аккумулятора не происходит. Эта лампа должна гореть только при включенном зажигании и заглушенном моторе. Во всех остальных режимах она не светится.

Износ или разрушение подшипников ротора

При износе подшипников ротора генератора может возникнуть несколько проблем. Во-первых, из-за нарушения оси вращения вала якоря он своими обмотками начинает задевать статор. Во-вторых, подшипники в результате значительного износа могут вообще заклинить, и ротор остановится. Первая проблема повлечет за собой сначала просадки напряжения бортовой сети, а позже – к межвитковому замыканию в статоре. Что будет при заклинивании подшипников – и так понятно. Ротор остановится.

В большинстве случаев износ подшипников генератора удается выявить заранее по характерному гулу, доносящемуся из-под капота. Этот звук может менять громкость и тональность в зависимости от того, какая нагрузка в данный момент возложена на бортовую сеть автомобиля. То есть, например, при включении фар головного света гул может значительно усиливаться, что и позволяет заблаговременно выявить неисправность.

Чтобы избежать описанных проблем, крайне желательно периодически проверять подшипники на предмет наличия люфтов. Для этого достаточно взяться рукой за шкив генератора, и пошатать его из стороны в сторону. При исправных подшипниках никакого люфта быть не должно.

Износ или зависание щеток

Щетки нужны для того, чтобы подавать питание на постоянно вращающийся ротор генератора. Как правило, вместе с реле-регулятором они являются одной отдельной деталью. Сделаны щетки из токопроводящего графита, и подпружинены для обеспечения надежного контакта с коллектором. Если контакт между ними и токосъемными кольцами плохой (либо отсутствует), генератор работать нормально не сможет (либо вообще работать не будет).

Самая распространенная неисправность, связанная со щетками – это их естественный износ. Когда графит истирается, длины щеток попросту не хватает для того, чтобы обеспечивать питание ротора. Как правило, на начальной стадии эта неисправность проявляет себя в виде обильного искрения внутри генератора. Щетки из-за износа не всегда плотно контактируют с коллектором, и между этими деталями образуется искрение.

Вторая характерная неисправность генератора связана с так называемым зависанием или залипанием щеток. Происходит это из-за попадания графитовой пыли или другой грязи в направляющие щеток. Последние становятся неподвижными, а потому больше не могут поджиматься пружинами к коллектору. В результате сначала наблюдается усиленное искрение, а затем генератор вовсе прекращает вырабатывать электроэнергию.

На ряду с искрением критический износ или залипание щеток можно выявить по просадкам напряжения бортовой сети (если есть вольтметр в салоне) или по контрольной лампе на панели приборов. Следует также отметить, что эту неисправность можно выявить визуально, не снимая генератор с автомобиля. Щеточный узел, как правило, легко снимается вместе реле-регулятором, так как крепится при помощи двух винтов. Если щетки изношены, то это только замена. Залипание можно устранить путем очистки направляющих от графита и прочей грязи.

Износ токосъемных колец

Токосъемные кольца находятся на валу ротора генератора. Они предназначены для того, чтобы передавать питание от щеток к обмотке якоря. Делаются кольца из меди, а потому со временем подвергаются износу. Симптомы этой неисправности абсолютно такие же, как и в случае со щетками – искрение, просадки напряжения, а также полный отказ генератора. Для уточнения диагноза и устранения поломки требуется уже демонтаж и полная разборка узла. К счастью, на многих распространенных генераторах эти детали без проблем меняются, и стоят сравнительно недорого.

Некорректная работа или выход из строя РРН

Второй известный признак неисправности узла – генератор не работает вообще. Определяется это и по контрольной лампе на панели приборов, и по показаниям бортового вольтметра. Последний в таких случаях начинает показывать напряжение в районе 12 вольт. По мере разрядки аккумуляторной батареи показатели заметно снижаются.

Стоит отметить, что большая половина описанных неисправностей генератора проявляются примерно одинаково. В частности, низкое напряжение и загоревшаяся контрольная лампа может указывать как на выход из строя реле-регулятора, так и на другие поломки. Чтобы выявить неисправность более точно, существует довольно простая методика проверки реле-регулятора напряжения. Выполняется она при помощи регулируемого источника питания и мультиметра по следующему алгоритму:

Если контрольная лампа не светится вообще ни при каком напряжении – в реле-регуляторе имеется обрыв. Если же лампа не отключается при достижении контрольного напряжения (14.0-14.5 вольт), а продолжает светиться дальше – это называется пробоем реле-регулятора. На практике первый исход означает недозаряд АКБ, а при втором – происходит ее перезаряд (с кипением, раздуванием корпуса и даже взрывом).

Так называемые реле-регуляторы нового образца (с двумя проводами) проверять немного сложнее, но возможно. Отличие заключается в том, что на второй провод необходимо подавать при проверке сымитированное переменное напряжение. Как это сделать в домашних условиях, можно найти в Сети.

Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках генератора

Симптомы все те же – сначала просадки напряжения бортовой сети, а затем полный отказ генератора. При межвитковом замыкании, если сразу обратить на это внимание, можно обнаружить очень сильный перегрев. К сожалению, более точно выявить эти виды неисправности генератора без его демонтажа и частичной разборки – невозможно.

Пробой или обрыв диодов выпрямительного моста

Напомним, что диодный мост служит для выпрямления переменного напряжения, вырабатываемого обмотками статора генератора. Поскольку в автомобильном генераторе есть три фазы, то и мост состоит из трех веток – по два диода в каждой. Когда происходит пробой одного из диодов, может наблюдаться резкое повышение напряжения в бортовой сети автомобиля. Пробой – это когда диод начинает пропускать ток в обоих направлениях, а должен только в одном.

Обрыв диодов выпрямительного моста ничем катастрофическим не грозит, в отличие от пробоя. Например, если в обрыв уходит один из диодов, то из трех фаз продолжают работать только две. Если большой нагрузки на бортовую сеть нету, то этой неисправности можно и не заметить. Однако, когда включается нагрузка, мощности двух фаз уже не хватает, а потому наблюдается просадка бортового напряжения.

Понятно, что при обрыве всех диодов, что бывает не так уж часто – генератор прекращает функционировать полностью. Это видно и по напряжению бортового вольтметра, и по контрольной лампе на панели приборов. Для более точной проверки диодов моста потребуется демонтаж генератора и его частичная разборка.

Недостаточная мощность генератора

Довольно частая проблема в наше время, которая, по сути, неисправностью не является. Заключается она в том, что после установки на автомобиль какого-либо мощного внештатного оборудования наблюдаются дикие просадки напряжения. Эти симптомы вполне могут указывать на то, что мощности имеющегося генератора для возложенной на него нагрузки – не хватает.

Видео по теме

Краткие итоги

Большинство характерных неисправностей генератора автомобиля очень легко выявляются и устраняются даже без соответствующего опыта. Если генератор работает, но проблема сводится только к просадкам напряжения или к искрению в щеточном узле – решается она путем очистки контактов или заменой реле-регулятора. Посторонние звуки со стороны генератора – устраняются подтяжкой или заменой ремня, а также установкой новых подшипников. Остальные неисправности – замыкания в витках обмоток, пробои и обрывы диодов и прочее – лучше доверить специалистам, так как их устранение требует не только голых знаний, но и опыта.

Поддержать Авто без СТО:

Система донатов — DONATIONALERTS

Приват Банк — 4149 4996 5042 0423

ЮMoney — 410 012 458 013 739

WebMoney — Z321475546931

QIWI — 80959400661

Спасибо!

Популярные материалы

  • 🔋 Как заряжать кальциевый (Ca/Ca) аккумулятор | Напряжение и другие особенности
  • ☝️🚗 Удаление катализатора — один плюс и сплошные минусы
  • 🧑‍🔧 Проваливается педаль тормоза — 12 причин и ремонт без СТО
  • 📻 Плохо ловит радио в машине: поиск причины и улучшение приёма
  • 🔋 Как заряжать необслуживаемый аккумулятор — подробная инструкция
  • 🍺 Сколько выветривается алкоголь | Алкогольный калькулятор | Таблицы
  • ⚡ 10 характерных неисправностей генератора и признаки их проявления
  • 🔋👎 Почему разряжается новый аккумулятор на машине
  • 🔊 Хрипят динамики в машине: 15 причин с понятными объяснениями
  • 💧 Потёк амортизатор: можно ли ездить, что делать

Вязаные аксессуары, маркеры для вязания

Лучший подарок ценителю ручной работы!

Поддержать Авто без СТО:

Система донатов — DONATIONALERTS

Приват Банк — 4149 4996 5042 0423

ЮMoney — 410 012 458 013 739

WebMoney — Z321475546931

QIWI — 80959400661

Спасибо!

Рубрики

Топливный калькулятор

Километраж (км)
Либо 100, если указан расход

Стоимость 1 л топлива (денег)

Объём топливного бака (л)

Предстоящая поездка (км)

Расход на 100 км (л):

Расход на 1 км (л):

Пробег на 1 л топлива (км):

Стоимость 1 км пути (денег):

Стоимость полного бака (денег):

Пробег на полном баке (км):

Стоимость предстоящей поездки (денег):

Топливо на предстоящую поездку (л):

Новое

🔋⚙️ Подзарядка АКБ Ca-Ca — мастер-класс

🔋 Окислились клеммы АКБ — почему и что делать?

📌 7 способов как проверить работоспособность термостата не снимая с машины

📝 Жизненный путь поршня (лирика + математика = нестыковка)

⚖️ Какая резина лучше — шипы или липучка?

🔋 👎 Одна банка не кипит при зарядке аккумулятора: что делать?

💧 Раскоксовка двигателя — суть и способы выполнения процедуры

🧪 Чистка свечей зажигания в домашних условиях

⚖️ Что лучше: передний или задний привод

⚡ Подключение вольтметра в машине

Копирование материалов на сайте Авто без СТО — категорически запрещено!

Читайте также: