Не подниму руку на брата своего

Обновлено: 06.07.2024

Это мы неоднократно и видим во время гонений, так что у тех, вера которых различна, нет никакого доверия между собой.

претерпевший же до конца спасется

Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их

Заранее говорит им о том, что произойдет, чтобы, когда это случится, не смущались. Показывает и силу проповеди, которая побуждает пренебрегать, ибо таково истинное христианство. Но Христос показывает и неистовство неверных: они не пощадят и домашних своих.

Евфимий Зигабен

Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их

Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо

т.е. не уверовавшие предадут уверовавших.

и востанут чада на родители и убиют их

И под ними нужно разуметь таких же. Этими, как самыми дорогими, обозначил и других родственников и близких…

Лопухин А.П.

Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их

Стих этот повторяется почти совершенно буквально у Мк. 13:12 и несколько иначе у Лк. 21:16 . Так как у последних двух синоптиков слова эти приводятся в последней речи Христа при оставлении иерусалимского храма на страстной неделе, то думают, что здесь так называемая истериология, т.е. послесловие, внесенное сюда Матфеем. Так это было, или же Христос только повторил эти слова в Своей последней речи, трудно решить в настоящее время. Ничто не мешает признать, что слова эти могли быть Им повторены. Как бы то ни было, только историческое исполнение этого предсказания не подлежит никакому сомнению, и во время гонений на христиан известно немало случаев, когда родители и другие близкие люди выступали против детей и наоборот (в пример указывают особенно на великомученицу Варвару, мучениц Христину и Лукию). Если бы кто-нибудь сказал, что же тут благодетельного в учении Христа, когда оно побуждает восставать детей против родителей и т.д., то на это можно ответить, что без такого воздействия зло, процветающее в мире, было бы еще больше и оставалось бы неизученным. Благосостояние многих требует и многих жертв.

Свт. Иларий Пиктавийский

Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их

Это слово Господа полностью относится к иудеям и еретикам: Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына, и восстанут дети на родителей, то есть члены одной семьи станут врагами, потому что Господь говорит, что те люди, которые некогда назывались родителями и родственниками, теперь разделены лютой ненавистью, а также что христиан предадут земным судьям и царям, которые будут пытаться либо заставить нас молчать, либо стать их сообщниками. Мы же должны быть свидетелями этим людям и язычникам, и благодаря этому свидетельству гонители будут лишены оправдания тем, что будто бы не знали о Боге, а язычникам откроется путь веры в Христа через свидетельство непоколебимых исповедников, мучимых жестокими истязателями.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21-22 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Потому-то, когда сказал о данной им силе, Он говорит вместе и о бедствиях, об убийствах и закланиях. Предаст, говорит, брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, – и даже на этом не остановился, но присовокупил еще более ужасное, что могло потрясти и самый камень: и будете ненавидимы всеми; но тотчас же дал здесь и утешение: вы подвергнетесь, говорит, этим страданиям за имя Мое; а далее еще и другое утешение: претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10:22 ) .

Впрочем, слова Христовы могли возбудить в апостолах мужество еще и иным образом, – именно, внушив им мысль, что проповедь их будет пламенеть такой силой, которая победит самое естество, отвергнет родство, и что слово их, будучи предпочтено всему, могущественно преодолеет все.

Если уже сила родственных уз не сможет противостать проповеди, но будет разрушена и низложена, то, что другое в состоянии будет преодолеть вас?

Впрочем, хотя это и будет так, однако же, вы не будете жить в безопасности; напротив, все живущие во вселенной будут вашими врагами и неприятелями.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их

А о том, что такое ненависть, узнай от [апостола] Иоанна, глаголющего: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной. Он изгоняет из жизни ненавидящего брата, как человекоубийцу, и даже прямо называет ненависть убийством. Ибо если кто‑нибудь, уничтожая и губя [в себе] любовь к ближнему, вместо друга становится врагом, то такой человек причисляется к неимеющим жизни вечной, поскольку он хранит и [лелеет] в себе скрытую вражду к ближнему.

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Свт. Кесарий Арелатский

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

В этом месте следует понимать, что всякий человек - брат, ибо все мы братья во Христе.

Проповеди 219.

Свт. Григорий Палама

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Омилия 49. В день памяти святого апостола и евангелиста и Христу весьма возлюбленного Иоанна Богослова.

Свт. Тихон Задонский

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Ибо от ненависти последует убийство. Ибо как любящие ближних сохраняют их жизнь и не только не вредят им, но и от вреда предостерегают их и в нуждах помогают им, так и ненавистники, наоборот, или явный вред наносят им, или отнимают нужное, то, чем жизнь сохраняется, или не помогают в бедствии, которое жизнь отнимает, или опечаливают их, что для жизни вредно, и так жизнь их сокращают. Ибо не только тот убийца, который руками, мечом, или каким другим оружием убивает, но и тот, который путь к смерти стелет, или не избавляет от смерти, когда может.

Не помогаешь утопающему в воде, когда можешь, – ты убийца.

Не избавляешь от рук убийц брата твоего, когда можешь – ты убийца.

Не пускаешь в дом свой от мороза трясущегося – ты убийца.

Презираешь уязвленного и лежащего на дороге – ты убийца.

Отнимаешь у ближнего своего одежду, которою он одевается; отнимаешь пищу, которой насыщается – ты убийца.

Не питаешь от голода погибающего – ты убийца.

Не одеваешь от холода трясущегося – ты убийца.

Опечаливаешь брата своего злобой своей – ты убийца.

Клевещешь и злословишь ближнего твоего – как мечом, уязвляешь его языком своим.

Слушай, что Псаломник поет: Сыны человеческие! Зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч (Пс. 56:5). Словом, отнимаешь у ближнего нужное для жизни – убиваешь его. Не помогаешь бедствующему, когда можешь, – убиваешь брата своего, ибо не отвращаешь способ, через который смерть приходит. Ты не помогаешь ему, другой от этого отказывается, и так без помощи оставшийся брат погибает. Ты, и другой, и третий, которые не помогли ему в бедствии его, в погибели его виновны, ибо могли отвратить погибель его помощью своею, но не хотели; не хотели, поскольку любви не имели.

Об истинном христианстве.

Прп. Иоанн Кассиан

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Если хотим получить высшую божественную награду то не только в наших действиях надо подавлять гнев, но с корнем должен быть извергнут он из сокровенности души ибо всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, именно потому, что сердцем желает убить его.

Постановления киновитян 8.

Прп. Макарий Великий

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

А [Апостол] Иоанн сравнивает ненависть с убийством: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Он сравнивает тайную ненависть к брату с убийством.

Великое послание.

Прп. Иустин (Попович)

всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть. И весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго в себе пребывающа

Как любовь – это все-добродетель, так и ненависть – это все-порок, поскольку ненависть представляет в брате все плохим. И что плохо в действительности, так это она сама (ненависть). Ненависть существует среди зависти, злобы, злословия, злопамятства, проклятия, ссор, лукавства, убийства и остального зла. Посредством всех этих зол ненависть совершает одну вещь: убивает человека и духовно, и телесно. Как любовь делает бессмертным, так ненависть убивает, умерщвляет. И, конечно, более всего убивает ее носителя и воспитателя, убивает душу. Так что человек, который ненавидит, является убийцей и, конечно, самоубийцей, поскольку ненавистью он убивает свою душу. И когда изливается ненависть, совершается двойное убийство. Во всех случаях ненависть враждебна всем людям. По природе своей зависть есть семя смерти, убийства, человекоубийства, поскольку она изгоняет из человека все бессмертное, Божественное, вечное и, таким образом, создает в нем чувство и осознание, что он весь смертен и что он в действительности не имеет бессмертной души.

И когда человек не признает бессмертия своей души, то он не признает бессмертия души и в других людях. Для него люди – это мертвые существа, в которых нет ни бессмертной души, ни бессмертной, вечной жизни. Поэтому ненавидящий действительно есть убийца. Он убивает и себя самого, и всех людей, и он их убивает, поскольку отрицает в них бессмертную душу и вечную жизнь. И такой воистину есть действительный убийца, действительно кровожадный человекоубийца. Поэтому святой Иоанн Богослов пишет: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Не имея жизни вечной, ненавидящий отвергает ее и в других людях. И всех их он превращает в ограниченные, мертвые существа, и, таким образом, их убивает. Но человекоубийца является всегда и богоубийцей, поскольку для него не существует ни вечной души, ни вечного Бога. Ибо если существует вечная душа, она может быть только творением вечного и бессмертного Бога. Но поскольку для него нет бессмертной души, то не существует и Бога. Это философия жизни каждого человекоубийцы, и у нее два вида – естественный и теоретический.

Идеологически, теоретически человекоубийца тот, кто отрицает Бога и бессмертие души, и тот, кто не признает в людях ничего Божественного и бессмертного. И таков всякий, кто ненавидит брата своего. Но такой человекоубийца есть прежде всего самоубийца, поскольку он не имеет вечной жизни. И он не имеет ее, поскольку ненависть и остальное зло парализует каждое Божественное, бессмертное и вечное ощущение и отвергает всякое осознание его, так что человек не чувствует, не постигает ничего Божественного и вечного. В своем ощущении, в своем постижении он убил Бога и душу. И поэтому он есть и богоубийца и человекоубийца, и прежде всего – самоубийца.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Также не только к мужчинам относится то, что сказано в Писании: ненавидящий брата своего есть человекоубийца, но заповедь для мужского пола, который Бог сотворил первым, относится и к полу женскому.

Послания 211.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 15-18 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною

Закончив о Каине и о злых делах, подобных его делу, опять обращается к любви, и говорит, что любовь преклонила Господа положить душу Свою за нас, и что по Его примеру и мы должны полагать души за братьев. Но как это делается редко и немногими, то апостол, как бы пристыжая верных, начиная с небольшого, убеждает к братолюбию. Он говорит как бы так: что говорить о положении души за брата, когда мы видим, что не удовлетворяют братьев своих в необходимом для жизни, и притом не бедные средствами жизни, - об этих я не говорю, - но владеющие богатством целого мира? Посему да постыдятся! Ибо если затворили сердце в этом малом и явились недостойными любви Божией, то что показали бы, когда бы потребовалось большее - умереть за брата? Потом еще продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают ее только на языке. Станем, говорит, любить не словом или языком, но делом и истиною.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Если кто принял в свою душу чувство ненависти к брату, неужели не станет в своем сердце человекоубийцей? Он не поднял руки на человека, и все же Бог уже смотрит на него как на убийцу. Жертва жива, но палач уже осужден.

О семи Кафолических посланиях.

Еп. Михаил (Лузин)

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Всякий, ненавидящий брата и проч.: не любящий брата есть духовный мертвец, неспособный к духовному оживлению, пока в сердце его не раскроется благодатию Божиею любовь к брату; но ненавидящий брата не только духовный мертвец сам, но еще человекоубийца, как Каин, или, точнее, как диавол, человекоубийца искони (Ин. 8:44). Человекоубийство разумеется здесь не столько физическое, как убийство Авеля Каином, сколько духовное, о котором говорит Христос (Мф. 5:21—22), убийство ближнего в сердце, скрытым гневом, словом зложелательным, злобным равнодушием и вообще всем тем, чем духовно по ненависти может убивать человек человека. — Вы знаете: из закона как Моисеева, так и вообще из закона божественного (ср. Быт. 9:5-6), что никакой человекоубийца, ни убивающий телесно, ни убивающий духовно, не имеет жизни вечной, в общении с Богом и Христом, не имеет в себе божественной и спасительной силы, дарующей духовную и вечную жизнь, которая бы вечно пребывала в нем. Следовательно, человекоубийца, по примеру исконного человекоубийцы, будет пребывать в вечной духовной смерти.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Как прежде, в примере Каина, показал Апостол, до чего доводят отсутствие любви и ненависть; так теперь показывает, что ненависть каждого человека делает человекоубийцею. Кто не имеет благодатной любви к ближнему, в том легко возрождается ненависть к ближнему. Ненависть есть чувство нерасположения, недоброжелательства или зложелательства к ближнему. Кто кого ненавидит, тот не желает его видеть. А такое неприязненное чувство есть злое семя той диавольской вражды или злобы, которая ищет уничтожения человека, решается на человекоубийство. Поэтому ненавидящий брата своего, по учению Богослова, в своем сердце уже есть человекоубийца. Апостол говорит подобно тому, как Господь сказал: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28).

А вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей; не имеет в себе спасительной Благодати, дающей духовную жизнь, которая есть и залог и предначатие вечной блаженной жизни. Если не любящий брата пребывает в смерти; то тем более ненавидящий брата, в сердце своем убивающий человека, чужд той благодатной жизни, которая, силою любви, соединяет человека с Иисусом Христом и, начинаясь в этой жизни, будет продолжаться вечно, как вечен источник её – Иисус Христос, истинный Бог.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей

Обретя истинную православную веру Христову, Владимир не только объединил племена, населявшие русскую землю, не только подарил ей процветание и культуру, но и приобщил свой народ к вселенской Церкви, а его сыновья, Борис и Глеб, жизнью и смертью своей продолжили дело отца.

Борис и Глеб были первыми князьями на русской земле, кого Церковь причислила к лику святых, которые были народопочитаемы. Это, по сути, первое христианское поколение на Руси…


Не щадя живота своего. Памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба
Автор: протоиерей Борис Балашов
Относительно причисления князей к лику святых существуют разные мнения. Одни считают, что причисление князей к лику святых - это политический акт. Другие считают, что, прославив их как святых, люди увековечили память тех, кто самоотверженно трудился, не щадя сил, здоровья, а порой и самой жизни для своего Отечества, тех, кто творил добро.
Эти аргументы о причислении к святым подходят католикам

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

ИСТОРИЯ ТЕСТ-ТАЙМ

ИСТОРИЯ ТЕСТ-ТАЙМ

ИСТОРИЯ ТЕСТ-ТАЙМ запись закреплена

Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежали.
1) " От этого ли черепа принять мне смерть".
2)"Да не посрамим земли русской".
3)Не подниму руку на брата своего".
4)" Не золотом добуду себе дружину, а дружиной золото".
5)"Воистину отцы наши и деды собирали землю русскую, а мы хотим погубить".
6)"Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть".
7)" А Русскую землю Бог да сохранит!".

а)Святослав;
б)Владимир Мономах;
в)Владимир Святой;
г)Олег;
д)Дмитрий Донской;
е)Афанасий Никитин;
ж)Борис.

ИСТОРИЯ ТЕСТ-ТАЙМ

Божье слово живо и действенно, оно всегда исполняется в жизни любого человека, независимо от того, верит он в это или нет. Господь установил законы – как физические, так и духовные, и они неизменны.

Суровые последствия войны

Действие этого духовного закона я видел в своей семье. Мои предки были староверами, людьми, боящимися Бога. Они никогда не употребляли алкоголь, никотин, наркотики. Но отец, родившись уже при коммунистах, подвергся атеистическому влиянию и стал вести неправедный образ жизни.

В возрасте 18 лет моего отца забрали на фронт. К счастью, он остался жив, вернулся в сорок седьмом (два года еще пробыл на восстановлении разрушенного), но уже совсем другим человеком – хроническим алкоголиком. Там же, на войне, он научился материться и срывать свой гнев на слабых. Поэтому, когда после демобилизации отец женился и обзавелся детьми, то вся семья на себе испытала тяжесть его характера.

Когда отец был пьян,он страшно ругался на мать, а однажды даже бросил в нее чашку. А мы – восемь его детей – прятались под кроватью от страха. Мы очень боялись отца и жалели маму, но изменить ничего не могли.

Несмотря на грех алкоголизма, отец оставался трудолюбивым человеком: он построил своими руками дом, посадил сад, обзавелся домашними животными. У нас были куры, кролики, коровы, а в огороде росли все овощи, необходимые для питания. В магазине мы покупали только муку, сахар и масло. Остальное было свое. Именно большое хозяйство, управляемое крепкой рукой отца, помогло нам выжить в те нелегкие годы.

Детская ненависть к отцу

Несмотря на видимый порядок, в семье царила гнетущая атмосфера. Мы с братом сначала боялись отца, а потом, повзрослев, стали его осуждать. Возможно, то же самое испытывали и наши сестры, только они не проявляли свою неприязнь в агрессивной форме. Мы дружно осуждали своего родителя и про себя злословили. Даже не догадывались тогда, что наши мысли, пусть и невысказанные, знает Бог, Который наблюдает за всеми путями человека. И наказание наше было неизбежным, несмотря на то, что ни я, ни мои братья и сестры не имели представления о духовных законах.

После этой вспышки гнева в адрес отца со мной произошла неприятность: в уличной драке мне разбили кастетом голову в двух местах. Конечно, я не связал два события в одно и не понял, что это было наказание Божье. Господь так пытался остановить меня и предостеречь от более печальных последствий.

Чудесное исцеление

Чем больше я осуждал своего родителя, тем больше сам погружался в пьянство. Я пил настолько сильно, что однажды чуть не умер от алкогольной интоксикации. У меня остановилось сердце, и только через несколько минут, после интенсивных реанимационных мер, заработало снова.

Я повторил путь отца

В то время мне было 33 года. Я в точности повторял горький путь отца, не понимая, в чем истинная причина моих проблем.

Несмотря на то, что я очень сочувствовал маме, в собственной семье издевался над своей женой еще хуже, чем в свое время отец. Во мне правил жестокий зверь, которого я победить не мог, да особо и не хотел. Даже то, что произошла остановка сердца, а после нее – чудесное возвращение к жизни, не изменило моих привычек. Я продолжал пить и мучать всех вокруг.

Конфликт отца и старшего брата

То же самое происходило и с моим старшим братом. Он рано женился, и еще до армии у него родилась дочь. Когда брат ушел в армию, родители забрали его жену с внучкой к себе и содержали их два года. И отец, и мать хорошо относились к ним, заботились о малышке. И вот, наконец, вернулся из армии брат. Вместо того, чтобы поблагодарить родителей, он напился и бросился в драку с отцом. В результате потасовки у отца оказались сломаны два ребра.

Отцу было очень больно – и физически, и морально. Он – фронтовик, прошел всю войну, и даже враги не причинили ему никакого вреда, а вот родной сын поднял руку. Тот, который должен защищать и помогать, принес столько боли. От обиды и горечи отец решил написать заявление в милицию и посадить сына в тюрьму.

Божье возмездие

Страшный конец брата

Бунтовала против моего брата и его взрослая дочь. Тоже однажды ударила его бутылкой по голове. Эта ужасная сцена разыгралась прямо на моих глазах. Я едва успел оттолкнуть его дочь, чтобы та убежала и ответный удар со стороны брата пришелся по мне. После этого я с братом долго не хотел мириться. Да и все родственники отвернулись от него, потому что с ним невозможно было общаться.

Вся эта беспросветная жизнь привела моего брата к мыслям о смерти. У него было несколько попыток самоубийства, а потом он, в возрасте 42 лет, все-таки зарезал себя ножом прямо в сердце. Брат сделал это осознанно, будучи абсолютно трезвым. Вот такая печальная история.

Мое покаяние

Когда мой брат умер, я четко понял, что следующая смерть будет моя и что больше так жить нельзя.

На тот момент мои дочь и жена уже ходили на богослужения в евангельскую церковь и много раз приглашали меня с собой. И вот в 35 лет я, наконец, покаялся в церкви. Принял Иисуса Господом и Спасителем и после этого сразу бросил пить, курить и дебоширить. Все, кто знал меня раньше, удивлялись произошедшим со мной переменам. Я стал живым свидетельством Божьей славы. Ни сильная воля, ни страх перед смертью не помогли мне стать другим человеком. Только Иисус Христос способен преобразить человека, освободить его от греховного рабства.

Добрые плоды

Я стал ходить в церковь вместе с женой и дочерью, все больше стремился познавать Бога. Господь очищал мою душу через Свое слово. И первое, на что Он обратил мое внимание, – это отношение к отцу. Я глубоко раскаялся в своем осуждении отца, и в мое сердце пришло исцеление. После этого в жизни воцарился Божий порядок и устройство. Я начал видеть добрые перемены и в семье, и на работе, и в отношениях с друзьями.

Читайте также: