Нц лак своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Мебель и другие деревянные изделия нужно защитить от старения и действия факторов окружающей среды. В таком случае они прослужат на порядок дольше. Для дерева предназначена целая серия средств под общим названием лак НЦ, или нитролак.

Особенности материала

Нитроцеллюлозный лак (НЦ) изготовляют на основе нитроцеллюлозы – химического соединения, сложного азотнокислого эфира целлюлозы. Получаемый органический продукт имеет ценные свойства – он помогает защищать древесину от повреждений, создает на ней красивое покрытие, чем улучшает эстетический вид изделий. Полученная лаковая пленка прозрачная, без цвета, или цветная, довольно прочная.

Нитроцеллюлозные лаки предназначены для обработки древесины

Важной особенностью лаков является отсутствие особой необходимости в грунтовании поверхности, хотя иногда грунт все-таки наносят. Применять средство можно даже в жару и в холод, но для получения качественного покрытия рекомендуется добавлять растворитель – до 5%. Это поможет избежать пересыхания материала.

Состав лака

В основе, как уже было отмечено, находится полимер – древесная или хлопковая целлюлоза высокого качества. Это вещество разводят специальной органической смесью, получая лаковые коллоксилины. В состав также вводят добавки:

  • алкидные смолы, шеллак;
  • аминоформальдегидные смолы;
  • циклогексанон-формальдегидные смолы;
  • винсол;
  • канифоль.

Количество таких добавок может составлять разные пропорции с коллоксилином (до 1:1). Для придания раствору нужной консистенции в составе есть смесь растворителей – пропилацетат, этилацетат, эфиры уксусной кислоты, ксилол, толуол, различные спирты. В материале могут присутствовать нитропарафины, обязательно есть пластификаторы (кастероль, хлорпарафин, фосфаты и другие). Как видно, состав лака НЦ очень сложный и многокомпонентный.

Свойства материала

Важные достоинства средства состоят в легкости его нанесения, низкой стоимости и высоком качестве. Создаваемая пленка, в зависимости от конкретной марки, может быть:

  • матовой;
  • глянцевой;
  • полуматовой, полуглянцевой.

Нитролак для внутренних работ

Покрытие будет однородным, ровным, твердым, у него отличная адгезия с базой, оно хорошо шлифуется. Эксплуатировать изделия с таким покрытием следует при температуре +12…+60 градусов, при более высокой температуре лак будет быстро разрушаться. Материал идеально подходит для паркета и мебели (его часто называют паркетным или мебельным лаком), деревянного пола, дверей, сувениров и прочих изделий из древесины.

Применять указанные изделия можно внутри помещения, большинство видов лака не предназначено для наружных работ. Также к минусам средства можно отнести его небольшую физико-химическую стойкость, повышенную огнеопасность, высокую чувствительность к действию воды и солнечного света.

Производство лака

Процесс производства данного лакокрасочного материала довольно сложный. Он основывается на следующих этапах:

  • растворение смол и коллоксилина в органических растворителях;
  • соединение с пластификаторами и другими добавками;
  • измерение показателей полученного материала;
  • очистка, фильтрация;
  • разлив в тару.

Розлив нитроцеллюлозного лака по канистрам

Чтобы получить черный лак и другие его оттенки, на определенном этапе производства добавляются нужные пигменты. При их отсутствии получается бесцветный лак. Каждый компонент вводят в регламентированном количестве, причем норма остальных изменяется с ориентиром на объем коллоксилина.

Внимание! Подготовка коллоксилина осуществляется в особых условиях из-за его взрывоопасности и горючести. Это вещество хранится только в герметичной таре в специальных условиях.

При производстве материала можно менять его густоту – если он слишком жидкий, добавляют коллоксилин, густой – вводят растворители. Однородности добиваются путем введения высококачественных и очищенных компонентов, а также последующей очисткой в центрифугах.

Технические характеристики лаков

В зависимости от конкретной марки технические характеристики средств могут меняться. Лакировка проводится после изучения рекомендаций и оценки параметров конкретного средства.

Среди наиболее широко применяемых марок значатся три основные, рассмотрим их подробнее.

Материал НЦ-62 применяется для декоративной отделки изделий, так как средство придает им привлекательный внешний вид. Может служить в качестве краски, так как выпускается в красном, фиолетовом, зеленом и других цветах. Кроме дерева, этим средством можно покрывать витрины из мозаики, иллюминационные лампы, изделия из стекла, металла, бумаги.

Лак НЦ-62 бесцветный

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 26–40 с;
  • объем сухого остатка – 7–12%;
  • качество покрытия – бесцветное, цветное, прозрачное, глянцевое;
  • расход – 70–100 г/кв. м.

НЦ-218

Этот лак применяется в основном для покрытия мебели, деревянных подоконников. Сохнет он очень быстро – не более часа при комнатной температуре. Важно, чтобы перед нанесением поверхность была ровной и сухой. При соблюдении всех рекомендаций покрытие прослужит около 10 лет.

Отличительная особенность средства – добавленные в него особые антисептические компоненты, которые не допустят гниения древесины и появления в ней насекомых. Если покрыть им внутренние части шкафов, это защитит вещи от зацепок. Лак позволяет матировать поверхность изделия, придавая ей благородный вид.

Лак НЦ-218 для внутренних работ

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 50–85 с;
  • доля сухого остатка – 30–34%;
  • эластичность пленки на изгиб – 15 мм;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • цвет – бесцветный.

НЦ-243

Средство НЦ-243 можно использовать для обработки любых деревянных предметов. Оно создает пленку желтоватого или розоватого оттенка, быстро сохнет, матирует, скрывает различные дефекты. Время сушки покрытия – час.

  • светостойкость – 1 час;
  • прочность покрытия по прибору М-3 – 0,4 у. е.;
  • доля сухого остатка – 26–32%;
  • ТМЛ – 0,2 у. е.;
  • покрытие – ровное, без посторонних включений, оспин, морщин, кратеров.

Матовый лак для мебели НЦ-243

Иные марки

В серии нитроцеллюлозных лакокрасочных материалов производятся и другие марки, которые применяются на производстве и в быту.

НЦ-134

Лак быстросохнущий НЦ-134 применяется для окрашивания изделий из дерева и металла, его можно использовать даже для наружных работ. До рабочей вязкости его разбавляют растворителями № 645, 646.

  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 28–60 с;
  • внешний вид пленки – ровная, глянцевая;
  • время сушки – 30–60 мин;
  • доля нелетучих веществ – 13–17%;
  • кислотное число – 0,5 КОН/г.

НЦ-223

Материал НЦ-223 используется только для внутренних работ, применяется для покрытия древесины и изделий из нее.

  • покрытие – глянцевое, ровное;
  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – до 125 с;
  • доля нелетучих веществ – 33–36%;
  • стойкость к действию воды – от 6 часов;
  • твердость пленки по прибору М-3 – 0,55 у. е.;
  • эластичность на изгиб – 5 мм.

НЦ-224

Лак НЦ-224 отличается наличием в его составе особых эфиров и смол. Это позволяет пленке меньше растрескиваться, лучше шлифоваться. Разбавлять перед нанесением не требуется. Температура нанесения +18…+20 градусов. Остальные показатели аналогичны показателям предыдущего средства.

НЦ-225

Лак НЦ 225 легко поддается полировке, его чаще всего используют для покрытия межкомнатных дверей. Материал отлично переносит горячую сушку при 70–75 градусах, за счет этого в нем больше пленкообразующих веществ, можно наносить всего 1–2 слоя.

Пропитка межкомнатной двери лаком НЦ-225

  • доля сухого остатка – 35–40%;
  • вязкость по вискозиметру ВЗ-4 – 115 с;
  • толщина одного слоя – 50 мкм.

НЦ-241

Средство НЦ-241 включает особые карбамидные смолы, которые придают ему большую водостойкость, морозоустойчивость, что помогает выдерживать перепады температур. Выпускается два типа лаков – прозрачный и матирующий. Отличие от предыдущих лаков – в более длительной сушке, материал сохнет 1,5 часа.

НЦ-551

Лак НЦ-551 применяется для покрытия тканей спецназначения с целью придания им ряда свойств. На вид это жидкость без примесей, посторонних частиц. Массовая доля сухого остатка – 9%, вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-1 – 130–160 с. После нанесения на ткань ее привес составит 75 г/кв. м. (4 слоя средства), усадка – 0,6%.

Нанесение нитролаков

Перед применением материалов проводят подготовку поверхности – очистку от грязи, пыли, старого покрытия, шлифуют ее. Можно применять под лак морилку на водной основе. Первый слой нитроцеллюлозного средства следует сушить 1–2 часа, для ускорения пользуются строительным феном.

Для получения качественной пленки на сушку второго слоя надо оставить 6–8 часов, после проводят шлифовку. Обычно НЦ-лаки применяются на мебели эконом-класса, так как более дорогие материалы служат дольше, но благодаря экономичности не теряют популярности.

Мебель и другие деревянные изделия нужно защитить от старения и действия факторов окружающей среды. В таком случае они прослужат на порядок дольше. Для дерева предназначена целая серия средств под общим названием лак НЦ, или нитролак.

Особенности материала

Нитроцеллюлозный лак (НЦ) изготовляют на основе нитроцеллюлозы – химического соединения, сложного азотнокислого эфира целлюлозы. Получаемый органический продукт имеет ценные свойства – он помогает защищать древесину от повреждений, создает на ней красивое покрытие, чем улучшает эстетический вид изделий. Полученная лаковая пленка прозрачная, без цвета, или цветная, довольно прочная.

Нитроцеллюлозные лаки предназначены для обработки древесины

Важной особенностью лаков является отсутствие особой необходимости в грунтовании поверхности, хотя иногда грунт все-таки наносят. Применять средство можно даже в жару и в холод, но для получения качественного покрытия рекомендуется добавлять растворитель – до 5%. Это поможет избежать пересыхания материала.

Состав лака

В основе, как уже было отмечено, находится полимер – древесная или хлопковая целлюлоза высокого качества. Это вещество разводят специальной органической смесью, получая лаковые коллоксилины. В состав также вводят добавки:

  • алкидные смолы, шеллак,
  • аминоформальдегидные смолы,
  • циклогексанон-формальдегидные смолы,
  • винсол,
  • канифоль.

Количество таких добавок может составлять разные пропорции с коллоксилином (до 1:1). Для придания раствору нужной консистенции в составе есть смесь растворителей – пропилацетат, этилацетат, эфиры уксусной кислоты, ксилол, толуол, различные спирты. В материале могут присутствовать нитропарафины, обязательно есть пластификаторы (кастероль, хлорпарафин, фосфаты и другие). Как видно, состав лака НЦ очень сложный и многокомпонентный.

Свойства материала

Важные достоинства средства состоят в легкости его нанесения, низкой стоимости и высоком качестве. Создаваемая пленка, в зависимости от конкретной марки, может быть:

  • матовой,
  • глянцевой,
  • полуматовой, полуглянцевой.

Нитролак для внутренних работ

Покрытие будет однородным, ровным, твердым, у него отличная адгезия с базой, оно хорошо шлифуется. Эксплуатировать изделия с таким покрытием следует при температуре +12+60 градусов, при более высокой температуре лак будет быстро разрушаться. Материал идеально подходит для паркета и мебели (его часто называют паркетным или мебельным лаком), деревянного пола, дверей, сувениров и прочих изделий из древесины.

Применять указанные изделия можно внутри помещения, большинство видов лака не предназначено для наружных работ. Также к минусам средства можно отнести его небольшую физико-химическую стойкость, повышенную огнеопасность, высокую чувствительность к действию воды и солнечного света.

Производство лака

Процесс производства данного лакокрасочного материала довольно сложный. Он основывается на следующих этапах:

  • растворение смол и коллоксилина в органических растворителях,
  • соединение с пластификаторами и другими добавками,
  • измерение показателей полученного материала,
  • очистка, фильтрация,
  • разлив в тару.

Розлив нитроцеллюлозного лака по канистрам

Чтобы получить черный лак и другие его оттенки, на определенном этапе производства добавляются нужные пигменты. При их отсутствии получается бесцветный лак. Каждый компонент вводят в регламентированном количестве, причем норма остальных изменяется с ориентиром на объем коллоксилина.

Внимание! Подготовка коллоксилина осуществляется в особых условиях из-за его взрывоопасности и горючести. Это вещество хранится только в герметичной таре в специальных условиях.

При производстве материала можно менять его густоту – если он слишком жидкий, добавляют коллоксилин, густой – вводят растворители. Однородности добиваются путем введения высококачественных и очищенных компонентов, а также последующей очисткой в центрифугах.

Технические характеристики лаков

В зависимости от конкретной марки технические характеристики средств могут меняться. Лакировка проводится после изучения рекомендаций и оценки параметров конкретного средства.

Среди наиболее широко применяемых марок значатся три основные, рассмотрим их подробнее.

Материал НЦ-62 применяется для декоративной отделки изделий, так как средство придает им привлекательный внешний вид. Может служить в качестве краски, так как выпускается в красном, фиолетовом, зеленом и других цветах. Кроме дерева, этим средством можно покрывать витрины из мозаики, иллюминационные лампы, изделия из стекла, металла, бумаги.

Лак НЦ-62 бесцветный

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 26–40 с,
  • объем сухого остатка – 7–12%,
  • качество покрытия – бесцветное, цветное, прозрачное, глянцевое,
  • расход – 70–100 г/кв. м.

НЦ-218

Этот лак применяется в основном для покрытия мебели, деревянных подоконников. Сохнет он очень быстро – не более часа при комнатной температуре. Важно, чтобы перед нанесением поверхность была ровной и сухой. При соблюдении всех рекомендаций покрытие прослужит около 10 лет.

Отличительная особенность средства – добавленные в него особые антисептические компоненты, которые не допустят гниения древесины и появления в ней насекомых. Если покрыть им внутренние части шкафов, это защитит вещи от зацепок. Лак позволяет матировать поверхность изделия, придавая ей благородный вид.

Лак НЦ-218 для внутренних работ

  • вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 50–85 с,
  • доля сухого остатка – 30–34%,
  • эластичность пленки на изгиб – 15 мм,
  • ТМЛ – 0,2 у. е.,
  • цвет – бесцветный.

НЦ-243

Средство НЦ-243 можно использовать для обработки любых деревянных предметов. Оно создает пленку желтоватого или розоватого оттенка, быстро сохнет, матирует, скрывает различные дефекты. Время сушки покрытия – час.

  • светостойкость – 1 час,
  • прочность покрытия по прибору М-3 – 0,4 у. е.,
  • доля сухого остатка – 26–32%,
  • ТМЛ – 0,2 у. е.,
  • покрытие – ровное, без посторонних включений, оспин, морщин, кратеров.

Матовый лак для мебели НЦ-243

Иные марки

В серии нитроцеллюлозных лакокрасочных материалов производятся и другие марки, которые применяются на производстве и в быту.

НЦ-134

Лак быстросохнущий НЦ-134 применяется для окрашивания изделий из дерева и металла, его можно использовать даже для наружных работ. До рабочей вязкости его разбавляют растворителями № 645, 646.

  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – 28–60 с,
  • внешний вид пленки – ровная, глянцевая,
  • время сушки – 30–60 мин,
  • доля нелетучих веществ – 13–17%,
  • кислотное число – 0,5 КОН/г.

НЦ-223

Материал НЦ-223 используется только для внутренних работ, применяется для покрытия древесины и изделий из нее.

  • покрытие – глянцевое, ровное,
  • условная вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-246 – до 125 с,
  • доля нелетучих веществ – 33–36%,
  • стойкость к действию воды – от 6 часов,
  • твердость пленки по прибору М-3 – 0,55 у. е.,
  • эластичность на изгиб – 5 мм.

НЦ-224

Лак НЦ-224 отличается наличием в его составе особых эфиров и смол. Это позволяет пленке меньше растрескиваться, лучше шлифоваться. Разбавлять перед нанесением не требуется. Температура нанесения +18…+20 градусов. Остальные показатели аналогичны показателям предыдущего средства.

НЦ-225

Лак НЦ 225 легко поддается полировке, его чаще всего используют для покрытия межкомнатных дверей. Материал отлично переносит горячую сушку при 70–75 градусах, за счет этого в нем больше пленкообразующих веществ, можно наносить всего 1–2 слоя.

Пропитка межкомнатной двери лаком НЦ-225

  • доля сухого остатка – 35–40%,
  • вязкость по вискозиметру ВЗ-4 – 115 с,
  • толщина одного слоя – 50 мкм.

НЦ-241

Средство НЦ-241 включает особые карбамидные смолы, которые придают ему большую водостойкость, морозоустойчивость, что помогает выдерживать перепады температур. Выпускается два типа лаков – прозрачный и матирующий. Отличие от предыдущих лаков – в более длительной сушке, материал сохнет 1,5 часа.

НЦ-551

Лак НЦ-551 применяется для покрытия тканей спецназначения с целью придания им ряда свойств. На вид это жидкость без примесей, посторонних частиц. Массовая доля сухого остатка – 9%, вязкость по прибору вискозиметр ВЗ-1 – 130–160 с. После нанесения на ткань ее привес составит 75 г/кв. м. (4 слоя средства), усадка – 0,6%.

Нанесение нитролаков

Перед применением материалов проводят подготовку поверхности – очистку от грязи, пыли, старого покрытия, шлифуют ее. Можно применять под лак морилку на водной основе. Первый слой нитроцеллюлозного средства следует сушить 1–2 часа, для ускорения пользуются строительным феном.

Для получения качественной пленки на сушку второго слоя надо оставить 6–8 часов, после проводят шлифовку. Обычно НЦ-лаки применяются на мебели эконом-класса, так как более дорогие материалы служат дольше, но благодаря экономичности не теряют популярности.

Гитарный лак очень часто недооценивают. Кажется, что это всего лишь последний штрих в гитаре, однако он имеет очень большое значение и в этой статье мы с вами разберемся, почему. Основные типы покрытия - это нитроцеллюлозный лак, полиуретан и полиэстер. Каждый из этих типов имеет своих поклонников. Лак защищает вашу гитару от перепадов влажности и на самом деле при правильном применении оба типа покрытия отлично выполняют свои функции.

Для того чтобы разобраться в гитарных лаках, начнём с нитроцеллюлозы, будем называть её сокращенно – нитро. Впервые этот лак изготовили в 20х годах 20 века. Нитроцеллюлоза отлично смешивалась с краской, поэтому автомобильные компании типа Ford быстро взяли этот лак на вооружение и машины стали разноцветными. Раньше были только чёрные и серые.


Нитроцеллюлоза – это лак, в основе которого растворитель и смола (в основном из хлопка), они смешиваются с серной и азотной кислотой и происходит так называемое нитрование. Тот же самый процесс используется при производстве нитроглицерина или тринитротолуола – взрывоопасные штучки, знаете ли. Поэтому нитроцеллюлоза требует очень аккуратного обращения и легко воспламеняется. После применения лака на поверхности гитары, растворитель испаряется, а смола остаётся на гитаре, её полируют и гитара обретает тот самый шикарный блеск.

Когда только появилась нитроцеллюлоза, это был прорыв – она высыхала очень быстро, но сегодня полиуретан её обогнал. Если вы играете на новой гитаре с нитроцеллюлозным покрытием, вы буквально чувствуете её приятный запах. Это заканчивается испарение растворителей. Это не продлится вечно, так что наслаждайтесь моментом. Кстати, именно эти химические вещества вредны для природы.

Помимо приятного запаха и блеска, нитроцеллюлоза также имеет другие положительные свойства – она отлично сочетается с другими веществами и материалами. Например, ее используют при смешивании автомобильных красок, то же самое и в гитарах. Нитроцеллюлозное покрытие очень легко восстанавливается в отличие от полиуретана. Таким образом, если на гитаре есть сколы и царапины, от всего этого можно довольно просто избавиться. На самом деле, нитроцеллюлоза до конца не высыхает, она менее жёсткая и не стягивает дерево так как другие покрытия, что очень хорошо отражается на резонансе вашей гитары.

Хотя для звука это плюс, для надёжности это минус. Нитроцеллюлоза изнашивается например из-за того, что вы ставите гитару на стойку с резиновым покрытием. Вы наверняка видели гитары со следом от правой руки на корпусе – там обычно лежит рука при игре – это все потому что нитроцеллюлоза реагирует на жиры намного сильнее, чем другие более твёрдые покрытия. Хотя, многие гитаристы считают, что шрамы украшают гитару – это знак того, что вы много играете и занимаетесь. Особенно ценится сейчас винтажное покрытие с кучей царапин и сколов, многие производители даже делают его искусственно. В целом все трещины в лаке – от резких перепадов температуры, которая вызывает расширение и сужение волокон древесины под лаком.

В целом этот лак вреден для здоровья тех, кто его применяет, да и для природы в целом, так что скорее всего рано или поздно от него откажутся. Что интересно, в США гитары производят в штатах, где более-менее мягкое законодательство в плане загрязнения воздуха. Там можно сэкономить на дорогих системах вентиляции и штрафах. В целом заметен переход к полиуретану и полиэстеру просто потому что это дешевле обходится производителям.

Этот тип покрытия использовался в производстве гитар еще с 60х годов, но особенно популярным стал в последние 20 лет, зарекомендовав себя как в надёжности, так и блестящем внешнем виде. Смола в этом лаке искусственная и ничем не пахнет, когда растворители испаряются. Мало летучих органических соединений, вредных для здоровья. Лак после нанесения на гитару, затвердевает и не реагирует на растворители. При нанесении на гитару этот лак смешивается с горячей водой, благодаря этому происходит химическая реакция, компоненты лака смешиваются и затвердевают, при это не испаряясь. Полиуретановые покрытия стойки к царапинам, износу от трения и в целом такой лак долго сохраняет блеск. Если вам нравится, что гитара сияет как новая, независимо от того сколько ей лет, этот тип покрытия – для вас. В отличие от гитар с нитроцеллюлозным покрытием, по которым сразу виден их возраст, гитары с полиуретановым лаком внешне не стареют.


Хотя полиуретан в целом дороже нитроцеллюлозы, в производстве он обходится дешевле, т.к. получается очень существенно экономить на системах вентиляции. А также полиуретан высыхает быстрее нитроцеллюлозы. Это особенно важно при массовом производстве, где гитары прямо с конвейера пакуются в коробки и отправляются в магазины. Сегодня крупные компании используют ультрафиолетовые лампы, чтобы сушить лак. На это уходит буквально несколько секунд. На отладку процесса такой искусственной сушки ушли годы, но теперь это занимает секунды. В лак примешивается компонент, который реагирует на ультрафиолетовое излучение. Он и вызывает необходимую реакцию. Благодаря этому удалось сделать покрытие тоньше, что отразилось на звук в лучшую сторону.

Толстое покрытие независимо от состава, душит звук. Не важно чем покрыта ваша гитара, лак должен сохранять резонанс древесины. Нитроцеллюлозное покрытие почти всегда тоньше, чем полиуретановое. Требуется меньше слоев, чтобы закончить. Видимо поэтому нитроцеллюлозу до сих пор очень ценят профессионалы. Чем больше слоев лака на гитаре, тем более зажатый и скованный звук, особенно это слышно у акустических гитар, где весь звук как раз в дереве. Многие электрогитары с толстым слоем лака не подключённые не звучат вообще. Это конечно же слышно и когда вы включаете такую гитару в усилитель.

Не позволяйте вводить себя в заблуждение матовым покрытием. В большинстве случаев этот тип покрытия не тоньше, чем блестящий, там просто использована определённая добавка в лак, благодаря которой он меньше блестит. Полиуретановое покрытие при правильном применении не портит звук гитары, точно так же как правильные печатные платы не портят звук усилителей. Любые покрытия сказываются на звучании и хотя это можно считать мелочью, например рокер не заметит ярких отличий, а джазмен, которому важен натуральный чистый звук – да.

В целом благодаря развитию технологий, покрытия становятся всё тоньше и надёжнее. Нитроцеллюлоза осталась только в штучном производстве дорогих гитар, тем не менее ее дни уже сочтены. Слишком уж дорого она обходится производителям.

Какой тип покрытия выберете вы – решайте сами. Самое главное – чтобы вам нравилось как звучит и как выглядит ваша гитара. Помните, что ваш звук - в ваших пальцах.

Читайте также: