Настройка баяна своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

А моя дувачка совсем примитивная.Я на ней настраивал только снятые резонаторы с голосами.Хотя на разжим мех опускался под собственным весом,управлял
я им как на разжим,так и на сжим, правой рукой. Не нужные отверстия на крышке просто затыкал затычками из поролона. Для затычки большого отверстия под бас-резиновая пробка.Но дело в том,что на таких дувачках очень трудно(или совсем нельзя)точно(одинаково) настроить язычки на сжим и разжим.Ведь рукой трудно выдержать одно и то же усилие на сжим и разжим.Поэтому и давление в мехе не постоянное. Нужно устройство,которое бы держало давление в мехе
постоянным. Что-то типа эл.вентилятора,может быть фен.Но будет мешать шум,воспроизводимый им.И вентилятор так же не может гнать воздух в двух противоположных направлениях.Можно конечно планку перевернуть и настраивать язычки только потоком воздуха в одном направлении,но как показала практика,входная камера(на разжим)и на тот объем воздуха без камеры(на сжим)по разному влияют на настройку.И если планку с настроенным внутренним
язычком(разжим)перевернуть,чтобы этот язычок стал наружным(сжим) то прибор показывает частоту одного и того же язычка другой.

дувачка.jpg

дувачка2.jpg

дувачка3.jpg

дувачка4.jpg

Вложения:

У меня не компактная дувачка, но может интересно будет:

1. Мех прикреплен на пантографе. Удобно выдерживать одно усилие на сжим-разжим, это важный момент, о нем упоминал Николай Писарцев,
мех идет ровно и поэтому не это трудно.

2. Большая квадратная дырка. В нее я могу вставить полукорпус гармони с резонатором. Мех большой, тоже важно, длительный и равномерный поток воздуха.

3. для настройки резонатора накрываю это большое квадратное отверстие доской с дыркой в центре, на которую кладу накладки под нужный резонатор.

Вложенный файл:

4. для продувки отдельных голосов, не закрепленных на резонаторе, использую вот такие приспособления:

Вложенный файл:

Пантограф двигает мех только вверх-вниз.

Вложенный файл:

В правом углу фото видны остатки педали. Изначально приводилось в действие ногой, но потом лопнул тросик, восстанавливать не стал, наловчился двигать рукой.
Кроме того, привод от педали не позволял поставить настроечный стол вплотную к стене.

Николай Иванович. пантограф ничего никуда не двигает сам , он только обеспечивает в конструкции строго вертикальное перемещение нижней крышки меха. Перемещение меха в одну сторону обеспечивается нажатием ноги, возврат -обратный ход меха за счет возвратной пружины. Понятно что о одинаковости усилия на мех и соответственно о стабильности расхода воздуха здесь не приходится говорить. Усилие пружины зависит от ее растяжения (вспомним пружинный безмен) и оно линейно изменяется. Скорость перемещения меха здесь определяется только ногой (в одну сторону преодолевая изменяющееся усилие пружины, а во вторую сторону -сдерживая ногой быстрое сжатие от пружины). Регулировка ногой в этом случае слишком груба .
В работе ручками в Вашем случае, Николай Иванович, вы можете точнее дать нужный расход воздуха и хорошо отстроить ответ голоса при минимальных расходах.
Рука точнее чувствует усилие (давление)
Для стабилизации расхода воздуха в данной установке нужна серьезная модернизация
Для этого есть несколько решений. Кто то и будет это реализовывать -но---но это другая тема.
КОМПАКТНАЯ ДУВОЧКА вижу востребована значит повторять есть смысл
Для продувки голосов к ТЮМЕНСКОЙ ДУВАЧКОЙ я не делал приспособлений. Ведь это экспрес-компакт-оптимум с минимальной трудоемкостью изготовления. Взял (прилагается) целый резонатор от баяна без голосов. К нему приставляешь продуваемоую планку и работаешь.

В теме о создании струнных смычковых инструментов вдруг возник вопрос, касающийся баянов. Перенесу сюда темку с уже готовыми комментариями.
-------------------------------------------------

Когда я настраивал и ремонтировал баяны-аккордеоны, то заметил зависимость строя язычков от размеров камер. Еще на строй язычков влияет длина отверстия в камеру. Как я это заметил: во время изготовления настроечной машины, чтобы быстрее настраивать голоса. Ведь как у нас в училище некоторые баянисты сами настраивали баяны: вынимали шпильки, разъединяли корпус, доставали входную камеру, подчищали язычок чуть-чуть, вставляли камеру в корпус, соединяли его (без шпилек), играли и опять повторяли всю эту процедуру. Например, дуть в камеру (для ускорения процесса) нельзя, так как входное отверстие будет короче, чем в сборе, а значит и не правильно настроишь.
А вот когда я делал эту машину, то должен был соблюдать все параметры, чтобы отверстие во входную камеру соответствовало инструменту. А эти отверстия были разными для каждого инструмента (баян, аккордеон - да еще модификации разные). И вот когда я сравнивал все эти размеры и высоту звучания язычка, то и пришел к выводу о зависимости между самим язычком и камерой с отверстием. Особенно важно оказалось именно отверстие.
Это было давно, когда мне еще было только 25 лет. Вот именно в тот момент и пришла гениальная мысль, что итальянцы делали свои инструменты конечно же по определенной технологии с соблюдением многих параметров, но. последним этапом было - работа над отверстиями, т.е. эфами. Здесь и площадь отверстия, и его конфигурация, и даже толщина стенок деки в районе эфа.
Если при изготовлении скрипки ты следуешь своим традиционным параметрам, то все равно получаешь при сборке разные варианты. А вот корректировать их и нужно эфами. Две деки, имеющие одинаковый вес, свод, настройку, распределение толщин, качество дерева - все равно на корпусе будет вести себя по разному. Вот эфы и отрегулируют отклонения от желаемого результата по акустике.

Аметист;1045291 - Муром! ваше мнение понравилось! Действительно, сколько не настраивай голоса на дувачке, в корпусе всё будет по другому. Что касается скрипки, то эфы наверное не последний этап в корректировке. Есть ещё подставка и душка.А у них своя тайна.В идеальном варианте было бы неплохо ограничится только эфами.
Ваша машинка по подстройки язычков заинтриговала, нельзя ли поподробнее, если конечно она ещё существует.

Нет, конечно же, я ее в Австралию с собой не взял. А здесь на баянах не играют совсем и очень редко можно встретить аккордеон.
Итак:
1 - обычный стол, в крышке которого вырезано прямоугольное отверстие.
2 - в это отверстие вставляется дека с круглыми отверстиями под голоса (это может быть или от оригинальной деки старого баяна, на которую крепятся входные камеры, или специально сделанная). Так как инструменты имеют разную толщину этих дек и разное расположение отверстий, то желательно иметь и разные вставки-деки. Обычно это делается так: сначала делается одна, самая популярная дека для трехрядного баяна, потом по мере поступление в настройку баянов с другими параметрами изготавливается вторая дека. И так далее.
3 - под крышкой стола крепится баянный мех, естественно, что с перекрытием вместо корпуса. Одна сторона меха закрепляется, чтобы она не расходилась, а вторая свободная.
4 - при свободном опускании меха - это разжим, поднимаю коленкой мех - это сжим. Никаких особых технических приспособлений для сжима-разжима нет - все коленкой.
5 - шлифовка голосов для настройки делал не надфилем (как многие), а бормашиной (как у зубного врача).
6 - процесс настройки идет так: звук, остановка, подшлифовка бормашиной, опять звук. Все очень быстро.
7 - естественно, что при настройке нужно, чтобы звучали только те голоса, которые нужны именно сейчас. Для этого делал задвижки между камерой и декой из тонкого но крепкого целлулоида, которые двигались между такими же целлулоидными прокладками между отверстиями (все должно быть плотно и герметично).
Сфоткать такую установку не могу, т.к. ее просто нет, а вот нарисовать, если нужно, могу.
--------------------------
Правда, если хотите и есть возможность настраивать по специальному тюнеру, то можно сделать все проще, т.е. маленькая дека с отверстием только для двух голосов - на сжим и разжим. При настройке просто нужно положить на это отверстие только настраиваемые.
Но я настраивал только на слух и , поэтому, использовал всю камеру и деку со множеством дырок, перекрывающихся отдельно.

Читайте также: