Направляющие для штор в грузовик своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Каждый автолюбитель хочет и старается украсить принадлежащий ему автомобиль, сделать его функциональнее, уютнее и комфортнее. Но если в зимний период максимум дискомфорта могут приносить только низкие температуры, то в летнюю эксплуатацию солнце приносит куда больше хлопот автолюбителям и пассажирам.

Многие водители и пассажиры проходили через эффект сауны при посадке в автомобиль после длительной стоянки на солнце, дискомфорт от насекомые при открытых окнах и стоянке в лесу, яркое солнце мешает детям.

Автомобильные шторки – это прежде всего автомобильный аксессуар, но у него есть конкретное, абсолютно полезное назначение. Они являются альтернативой тонировке, при этом в отличии от последней их можно оперативно снять в любой момент и заново установить.

Своими качествами автомобильные шторки завоевали свою популярность у автолюбителей.

Функции автомобильных шторок

К основным функциям автомобильных шторок следует отнести:

  1. автомобильные шторки предохраняют людей в автомобиле от прямых солнечных лучей;
  2. автомобильные шторки предохраняют пассажиров и вещи автомобиля от взглядов окружающих людей;
  3. автомобильные шторки снижают температуру в салоне, тем самым повышают комфортность и предохраняют обшивку и другие отделочные материалы от повреждений ультра фиолетовым излучением;
  4. автомобильные шторки повышают безопасность вождения рассеивая свет фар в ночное время (при установке на заднее стекло);
  5. автомобильные шторки предают атмосферу комфорта и уюта в салоне и придают автомобилю прогрессивный вид;
  6. использование автомобильных шторок увеличивают КПД автомобильного кондиционера (до 30%;), снижая при этом его износ и расход топлива.

Автомобильные шторки, в отличии от тонировки могут быстро сниматься и устанавливаться, поэтому при долгой стоянке в солнечные дни они могут быть смонтированы на все окна для комфорта пассажиров.

Учитывая эти функции можно сделать вывод, что шторки для автомобиля это необходимый аксессуар и от его свойств и качества зависит и безопасность и комфорт и даже самочувствие пассажиров.

Ответственность за использование автомобильных шторок

Необходимо напомнить автолюбителям что в процессе стоянки, когда автомобиль не используется по прямому назначению владелец вправе использовать в нем любые средства тонировки будь то шторки, жалюзи либо покрывало. Но в движении водитель не имеет права применять предметы, средства, покрытия которые ограничивают (ухудшают) обзорность и видимость.

Установка шторок или сеток любого светопропускания нарушением правил дорожного движения не является до тех пор пока они не будут закрыты . Фактически это значит что владелец на стоянке в праве закрыть шторку и за это не предусмотрено никакого наказания.

Правила дорожного движения не запрещают устанавливать шторки либо жалюзи на задние двери и заднее стекло при условии нормальной обзорности через боковые зеркала. Использование шторок либо другого устройства снижающего светопроницаемость на передних боковых и лобовом стекле категорически запрещено.

При нарушении требований правил дорожного движения касающихся использования автомобильных шторок предусмотрена ответственность в соответствии с кодексом об административных правонарушениях – предупреждение, штраф в зависимости от классификации инспектором применения шторок.

Виды шторок для автомобиля

  • Раздвижные текстильные автомобильные шторки - самый старый вид шторок. Такие шторки похожи на домашние шторы. Аналог таких штор использовался в каретах и поездах 19-го века. Эти шторки очень распространены в автомобилях люксовых комплектаций, как наилучшая защита от солнечного излучения (в зависимости от материала светопропускание может быть близко к 0) и от глаз прохожих и других участников дорожного движения. Эти шторки смотрятся очень стильно и применяются в разных цветовых вариациях.

Крепление таких шторок разнообразно - крючками к карнизу снизу и сверху, на встроенные в обшивку ламели. Этот вид автомобильных шторок очень удобен при эксплуатации, так как не сложным движением шторки могут быть сдвинуты и без труда окно открыто. В таких шторках без труда может быть заменен материал.

Раздвижные текстильные автомобильные шторки

  • Каркасные автомобильные шторки - самый распространенный вид автомобильных шторок. Такой вид шторок имеет металлический (пластиковый) каркас, равный по размеру проему окна автомобиля и нанесенную на него сетку либо материал выполняющие защитные и декоративные функции. Такая конструкция очень практичная - легко собирается, устанавливается и демонтируется. Этот вид шторок прекрасно справляется с функцией защиты от солнечных лучей и насекомых. Именно эти шторки возможно сделать в домашних условиях без особых навыков и хлопот.

Каркасная шторка

  • Экраны солнцезащитные автомобильные - самый распространенный и универсальный вид шторок. Имеют универсальную форму (подходят под все виды автомобилей) и универсальное крепление к стеклу - присоску. Имеет огромное количество форм и цветов (в том числе и яркие детские расцветки с рисунками). Экраны очень популярны у автомобилистов как практичные (легко монтируемые и демонтируемые), не дорогие (самые дешевые из всего семейства автомобильных шторок), могут быть используемыми для любого автомобиля, что делает их универсальными.

Экраны солнцезащитные автомобильные

  • Пластиковые автомобильные шторки - в основном китайские механизмы способные сворачиваться в рулон и разворачиваться либо шторки жалюзи. Является удобным и функциональным аналогом экрана автомобильного солнцезащитного. Монтаж осуществляется быстро и просто на клей либо саморезы.

Шторки, также как экраны являются универсальными и их размеры не учитывают конкретные марки автомобилей, а значит основные функции они выполняют не в полной мере. На рынке представлены в основном шторки изготовленные в основном из низкокачественных материалов, теряющих при эксплуатации цвет и форму.

Пластиковые автомобильные шторки

Материалы применяемые для изготовления автомобильных солнцезащитных шторок

При изготовлении каркасных автомобильных шторок используется специальные материалы, имеющие стойкость к ультрафиолетовому излучению, низким (автомобильные шторки в большинстве случаев не снимаются автовладельцами в зимний период эксплуатации и межсезонье) и высоким температурам, механическим и химическим (стойкость к маслам, бензину) воздействиям. Материал не должен терять со временем свою структуру и свойства.

Материалы могут иметь мелкую, среднюю и крупную ячейку, обеспечивая этим степень светопроницаемости. Некоторые материалы могут полностью не пропускать свет. Именно в связи с этой универсальностью некоторые автолюбители имеют по несколько комплектов автомобильных шторок с разной степенью светопропускания.

Материал применяемый при изготовлении автомобильных шторок может иметь разную текстуру, придающую уникальность интерьеру автомобиля и внешнему виду.

В современных автомобильных шторках используются материалы производства стран СНГ и Европы и Азии.

Ткани для изготовления автомобильных шторок в домашних условиях можно приобрести в магазинах торгующие тканями в розницу. Специализированные магазины торгуют только оптовыми партиями для производителей.

Не экономьте на тканях, не берите ткани с неизвестными направлениями применения (подходящие для шторок только по структуре) - это может привести к преждевременному износу, выгоранию автомобильных шторок, а так же выделением в салон под действием ультрафиолетового излучения и тепла вредных веществ и неприятного запаха.

Цвета солнцезащитных шторок

Цветовая гамма автомобильных шторок очень разнообразна и представлена цветами обеспечивающими общую тенденцию автомобильной моды и удовлетворение вкусов автолюбителей. При этом возможен заказ тканей с сочетанием цветов и даже нанесением рисунков и надписей.

Изготовление каркасных автомобильных шторок самостоятельно в домашних условиях

Изготовление каркасных шторок самостоятельно не сложное занятие. Процедуру изготовления можно описать следующей последовательностью действий:

  1. Обмер автомобильного проема для которого изготавливается шторка;
  2. Изготовление металлического каркаса шторки;
  3. Разметка и изготовление тканевой основы шторки;
  4. Фиксация материала ;
  5. Монтаж шторки.

Помните, что если у Вас нет должного опыта то после достаточно старательно проведенной работы результат может быть далёким от желаемого, в том числе с ущербом для обшивки автомобиля при монтаже. Оцените свои силы.

Обмер автомобильного проема для которого изготавливается шторка

Необходимо: рулетка, автомобиль, карандаш, блокнот.

При обмере в начале необходимо точно зарисовать геометрическую форму окна. Полученные размеры необходимо увеличить на 2-3 мм, так как шторка должна устанавливаться в распорку.

Если позволяет погода и расположение автомобиля лучше гнуть каркас не замеряя непосредственно по месту под каждое окно.

Изготовление металлического каркаса шторки

Необходимо: рулетка, проволока, ножовка по металлу, пассатижи, замеры проема.

Для изготовления каркаса необходимо взять проволоку из оцинкованной стали или нержавейки. Такой материал поможет сохранить обшивку автомобиля и шторки от следов проявления ржавчины в межсезонье и при попадании влаги. Толщина проволоки – 2-5 миллиметра. Длина проволоки зависит от периметра окна с запасом 5-10 сантиметров.

Если у Вас в запасах есть проволока без специального покрытия и Вы планируете применить её, то прежде покрасьте её краской по металлу (обязательно после формования) либо обвяжите ее изоляционной лентой или скотчем. Это поможет противостоять появлению ржавчины.

Гнем каркас по имеющимся геометрическим размерам. Стараемся чтобы изгиб был в одной плоскости. Прямые углы обеспечиваются плоскогубцами или двумя. Фиксацию концов проволоки можно провести изоляционной лентой внахлест 3-5 сантиметра или обжимкой или зафиксировать замком (в качестве замка может быть использована полая трубка например сегмент от антенны).

Перед тем как перейти к следующему этапу необходимо померить по месту полученный каркас. В случае если каркас заходит с большим натягом нужно уменьшить стенки конструкции. Если каркас не фиксируется в проеме нужно его переделать с учетом рекомендации по зазору в 2-3 миллиметра.

Изготовление каркасных автомобильных шторок в домашних условиях

Разметка и изготовление тканевой основы шторки

Необходимо: тканевая основа под шторку, ножницы, карандаш, каркас шторки.

Металлический каркас шторки ставим на тканевую основу для очерчивания. Очерчивание проводим примерно с запасом в 2 сантиметра с каждой из сторон для загиба. Основу при замере не натягиваем. Обрисованный материал разрезаем и еще раз прикладываем к каркасу. Если все сошлось переходим к следующему этапу.

Для экономии тканевой основы следует вначале проводить обмеры и нарезку больших каркасов, а затем малых. Обмер следует начинать от края основы.

Фиксация материала

Необходимо: нитки, иголка, клей, тесьма (кембрик, резинка), прищепки, материал, каркас шторки.

С помощью прищепок фиксируем тканевую основу к краям каркаса. Далее необходимо прошить весь каркас. Прошивать следует на машинке с использованием тесьмы (кембрика либо широкой резинки под цвет) по краям, следя чтобы основа не топорщилась (не эстетично) и не перетягивалась (может привести к деформации каркаса). В ручную прошивку следует начинать с параллельных сторон для равномерного распределения. При прошивке в ручную следует строчку вести по краю тесьмы (кембрика, резинки). Это придаст шторке аккуратный заводской вид изготовления. Некоторые изготовители для дополнительной фиксации склеивают края и места перегибов клеем. Прошивку для надежности и долговечности следует провести два раза.

Дополнительно в двух местах пришиваем петельку из тесьмы либо резинки для быстрого съема автомобильной шторки.

Если вы не уверены в своих силах пошива либо стремитесь к совершенству поделки можно обратиться в ателье по пошиву одежды. Аккуратный шов в ателье не затратит много времени и денежных средств.

Изготовление каркасных автомобильных шторок в домашних условиях

Монтаж шторки

Необходимо: готовая шторка, автомобиль.

Изготовление каркасных автомобильных шторок в домашних условиях

В процессе изготовления самое дорогое что вы тратите это время. Домашние каркасные автомобильные шторки значительно дешевле заводских и кустарных. При этом вы сами можете контролировать качество комплектующих и сам процесс изготовления.

Изготовление нестандартных автомобильных шторок в домашних условиях

Для некоторых автомобилей (минивенов, микроавтобусов), автобусов каркасные шторки не совсем подходят из за специфики транспортного средства и больших оконных проемов. Пассажиры (например в экскурсии) хотят видеть окружающие объекты без лишних преград. Что же можно сделать в таких случаях с целью защиты от солнечных лучей?

Первый способ – дедовский. Использование крючков, лески и трикотажных штор. Крючки для быстрого монтажа (на клей либо самоклеющиеся ). Крючки (приспособление для монтажа) для штор можно сделать самостоятельно ( в том числе из подручных средств- саморезы по металлу) или купить в любом хозяйственном магазине или на рынке. Вместо лески можно использовать проволоку, но у нее не такой эстетичный внешний вид. Крючки монтируются по верхнему краю окна, на них натягивается леска. Шторки могут устанавливаться либо только на верхней струне - держателе, либо на двух параллельных струнах (сверху и снизу).

В отличии от изготовления каркасных шторок в данном случае очень тяжело обойтись без швейной машинки либо ателье. Необходимо аккуратно обшить большой кусок ткани и сделать отверстия для держателей.

Вместо струн можно использовать металлические или пластиковые трубки (как используются в поездах). Также на рынках можно приобрести ламели карнизного типа для шторок с крючками для монтажа и леской.

Для придания эстетического вида можно пошить либо купить или приобрести в строительных магазинах держатели для штор.

Аналогичную конструкцию шторок можно применить и в легковых автомобилях, но вместо струн и крючков следует приобрести специальные направляющие с крючками. Направляющие монтируются непосредственно в оконный проем на клей. Отдельно шьется полотно шторки и монтируются крючки.

Изготовление нестандартных автомобильных шторок в домашних условиях

Второй способ – использование бумажных штор. Они в большом количестве и ассортименте представлены на рынке. Монтаж таких шторок очень прост. Однако это очень экстремальный способ защититься от солнечного света, так как они не стойки к влажности и воде, впитывают запах. Да и вид у таких шторок весьма банальный.

image


В этой статье я расскажу о конструкции автоматического привода штор, установленного у меня на балконе. Там у нас растут цветы, которым вреден прямой солнечный свет. Кроме того, летом, если окна балкона закрыты, при прямом солнечном свете воздух на балконе быстро перегревается. Однако когда прямого света нет, шторы желательно открыть — тень тоже не способствует росту цветов. Поэтому, для поддержания на балконе приемлемой освещенности, я автоматизировал работу штор.

Механика

Шторы изначально уже были на балконе. Их две, обе подвешены на металлическом тросике, протянутом под потолком от одной стены балкона до другой. Понятно, что передвигать нужно сразу обе шторы, при этом из-за трения штор об тросик (он достаточно шершавый) требуемая сила должна быть достаточно велика. Кроме того, иногда на пути шторы могут встречаться препятствия, например, приоткрытое окно балкона, что еще больше увеличивает требования к силе.
Таким образом, привод должен быть достаточно мощным и надежным — на балконе часто бывает повышенная влажность, возможна достаточно большая разница температур зимой и летом. Поэтому основой привода я сделал автомобильный привод стеклоподъемника. Он обладает достаточной мощностью, способен выдавать большой крутящий момент (в него встроен червячный редуктор) и очень надежен.


Схема механической части привода показана ниже:

Подробнее о конструкции. На вале привода стеклоподъемника (слева на схеме) закрепляется пластиковый ролик с проточкой, на который намотан виток веревки. Привод закрепляется на одной из стен балкона. На противоположной стене крепится такой же ролик, через который также пробрасывается веревка.
После этого веревка натягивается, так что трения веревки на ролике привода хватает для перемещения штор. Противоположные концы каждой шторы крепятся к веревке так, чтобы при вращении мотора штора раздвигалась или сдвигалась.

Для проверки работы привода я сделал его уменьшенную модель. Привод стеклоподъемника и независимый ролик закрепил на доске, натянул между ними веревку, после чего можно было проверять работу электроники и измерять силу, развиваемую приводом.


Фотография самого привода на макете:

Как видно из фотографии, к приводу стеклоподъемника прикреплена достаточно крупная тонкая пластина (я использовал текстолит). К ней крепится металлический уголок с двумя отверстиями, через которые пропущена веревка. Он нужен для того, чтобы виток веревки на ролике не путался, для этого отверстия в уголке сделаны на разной высоте относительно пластины.
Правее уголка — концевые выключатели, нужные для остановки штор к крайних положениях. Для того, чтобы обозначить эти положения, на веревку надеваются две пластиковые трубочки (на фотографии рядом с нижним выключателем видна только одна из них). Трубочки располагаются так, что при достижении шторой крайнего положения одна их них нажимает на выключатель, при этом для надежного нажатия рядом с каждым из выключателей крепится металлическая пластинка, которая прижимает трубочку к выключателю.
Три металлические стойки, прикрепленные к пластине, нужны для крепления крышки привода.
Оба ролика для веревки сделаны из колес для мебели. Используя дрель и напильник, в каждом из них нужно проточить канавку, в канавке ролика привода должны укладываться два витка веревки. Ролик привода крепится на валу за счет натяжения, при этом отверстие в нем пришлось расточить до квадратного, так как вал привода квадратный.
Привод крепится к стене балкона при помощи подходящих мебельных уголков (один из них виден на фотографии слева). В приводе стеклоподъемника достаточно крепежных отверстий, так что проблем с креплением не возникает.


Вид привода, уже прикрепленного к стене и закрытого крышкой:


Для того, чтобы натягивать веревку, используется специальный винт с гайкой, к которому крепятся концы веревки:

Также к нему прикреплен конец одной из штор.

Электроника


Вся электроника у меня разбита на две части — силовую и управляющую. Главная задача силовой части — обеспечение питания двигателя привода. Привод стеклоподъемника может потреблять очень большой ток. Для уменьшения этого тока я уменьшил напряжение питания привода до 5 вольт, но даже при этом максимальный ток, потребляемый двигателем, может доходить до 3А. Чтобы обеспечить такой ток, я использовал блок питания от принтера, способный выдавать напряжение около 30В и ток до 0.7А, а так же DC-DC преобразователь до 5В. За счет понижения напряжения DC-DC вполне способен выдать нужный ток.
Управление питанием двигателя производится при помощи мощного реле, предназначенного для изменения полярности сигнала, и MOSFET, управляющего подачей напряжения на двигатель. Благодаря использованию MOSFET можно регулировать скорость вращения двигателя, но в данный момент эта возможность не используется.
Также на силовой части установлены стабилизаторы, предназначенные для питания управляющей электроники и цепь контроля питания двигателя. Стабилизаторы питаются от более низковольтной цепи блока питания, напряжение там не превышает 12В.



Управляющая электроника представлена микроконтроллером STM8S. Контроллер выполняет достаточно много функций — измерение освещенности, принятие решения о запуске привода, контроль за положением штор по концевым выключателем, управление питанием привода, управление приводом в ручном режиме — по командам пульта ДУ. Кроме того, к контроллеру подключен радиомодуль на NRF24L01 и шина 1-Wire, по которой подключены три датчика температуры. При помощи радиомодуля можно управлять приводом и считывать значения температуры в разных точках балкона и на улице, однако в данный момент второй радиомодуль подключен только к макетной плате, так что далее этот функционал я рассматривать не буду.

Используемый блок питания от принтера имеет вход для перевода его в состояние Stand-by. Его я тоже использую, благодаря чему уменьшается потребление энергии конструкцией. В программе учитывается, что блок питания переходит в рабочий режим с определенной задержкой, а после 30 секунд бездействия привода блок питания опять переходит в режим Stand-by.

Индикация работы привода — при помощи трехцветного светодиода (используются только синий и красный диоды). Синий загорается при подаче напряжения на двигатель, красный начинает периодически мигать при наличии ошибок в работе привода. Число вспышек позволяет определить номер ошибки.
Для звуковой сигнализации некоторых событий (например, при подаче команды на закрытие уже закрытых штор) используется сам двигатель привода. На него подается ШИМ сигнал с маленьким коэффициентом заполнения, в результате чего двигатель достаточно громко пищит.




В качестве датчика освещенности используется фоторезистор, прикрепленный присоской к окну. Так как присоска может отпасть от окна, рядом с фоторезистором расположена маленькая кнопка. Пока присоска держится на окне, кнопка прижата к окну. Если присоска отпадет, автоматическая работа привода прекращается и начинает мигать красный диод. Если датчик не подключен к разъему, то это тоже обнаруживается контроллером.
Вид датчика освещенности:

Так как освещенность датчика может резко изменяться — из-за различных вспышек на улице, переменной облачности, то данные от датчика приходится фильтровать. У меня реализован следующий алгоритм обработки: данные от датчика оцифровываются с частотой 10Гц, и записываются в массив. Раз в секунду значение этого массива усредняется (в первую очередь это нужно для фильтрации шумов и вспышек). Далее полученные значения добавляются в другой массив размерностью 600 элементов, после достижения конца массива запись начинается с его начала. Также каждую секунду производится анализ этого массива — контроллер подсчитывает, какой процент элементов массива меньше определенного порога (с ростом освещенности напряжение на выходе фотодатчика падает). Если значения более 66% элементов меньше заданного порога — то считается, что освещенность достаточно велика, и шторы можно закрывать. Таким образом проводится фильтрация периодических изменений освещенности. При этом на частоту работы привода тоже наложено ограничение — в автоматическом режиме мотор включается не чаще раза в десять минут.

Как я упоминал выше, имеется возможность управлять шторами с пульта ДУ. При помощи пульта можно полностью открыть и закрыть шторы, частично открыть их, запустить привод по мгновенному значению освещенности.При управлении с пульта ограничений на частоту работы привода нет.
Также есть возможность программно перезагрузить контроллер.
При передвижении штор контроллер следит за состоянием концевых выключателей. Если после начала движения соответствующий выключатель не сработает в течении 20 секунд, работа мотора прекращается. Чтобы продолжить работу привода после устранения неисправности, как раз и нужно перезагрузить контроллер.


Вся электроника установлена в стандартный пластмассовый корпус:

Один из выключателей нужен для перевода электроники в автоматический режим работы, второй позволяет полностью отключить питание мотора.
При помощи гнезд Jack 3.5мм к устройству подключаются датчик освещенности, TSOP для приема данных от пульта, и внешние термодатчики.
Белым колпачком закрыт светодиод — так его видно под любым углом.


Вид собранного и установленного на свое место блока электроники:

Направляющий профиль гнутый с отверстиями для салона грузовика российского производства. Комплект из 2 шт.

Направляющий профиль гнутый с отверстиями (комплект для российских грузовиков)

Направляющий профиль гнутый с отверстиями (комплект) для штор в кабину грузовых и коммерческих машин популярной отечественной марки.

Направляющий профиль гнутый с отверстиями Тип А (к верху) комплект

Направляющий профиль Тип А гнутый с отверстиями, для установки штор в кабине автомобиля. Длина дуги 2,15м. Комплект из 2 направляющих с бегу.

Читайте также: