Накатка для лыж своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Лыжники, как любители, так и профессионалы, рано или поздно сталкиваются с проблемой как сделать накатку для лыж своими руками с целью улучшения их скольжения. Внимательно изучив настоящую статью, самостоятельно сделать накатку сможет каждый.

Накатки для беговых лыж

Купив лыжи в магазине, их нужно подготовитьк эксплуатации, чтобы улучшить беговые качества. Структура поверхности снега отличается от структуры скользящей поверхности лыж, и для уменьшения силы трения нужно сделать ее рифленой и смазать специальной мастикой или парафином.

Что такое накатка

Накатка станок с роликом, имеющим профильный узор с различными конфигурациями и глубиной линий. Как правило, используются ролики различных видов, в зависимости от погоды, влажности и вида трассы. Чем ниже температура снега, тем тоньше должна быть структура ролика.

Накатка включает в себя и дополнительную обработку поверхностей мастиками, парафинами с содержанием фтора, мазями для усиления держания.

Смазки и способ их нанесения

В качестве смазки используют мази для усиления скольжения, или парафины, и держания. Сначала нужно удалить остатки ранее нанесенной смазки и грязи. Для этого понадобится:

  • смывка или бензин для зажигалок,
  • кусочек мягкой фиберленовой материи,
  • нейлоновая щетка.

Обработайте скользящую поверхность смоченной в смывке или бензине мягкой ветошью, нейлоновой щеткой пройдите несколько раз по направлению от носка до пятки и удалите пыль от парафина кусочком фиберленовой ткани.

Мазь для улучшения скольжения наносится определенным способом. Возьмите парафин (он должен быть свежим), расплавьте его на поверхности специального утюга и аккуратно нанесите на скользящую поверхность. Через 10-15 минут остатки остывшего парафина снимите скребком, уберите образовавшуюся пыль и снова обработайте нейлоновой щеткой. Возникающие отходы удаляйте фиберленом до полного ее исчезновения.

Нанесение парафина нужно повторить несколько раз, специалисты рекомендуют не меньше десяти.

Мазь для держания лучше наносить натуральной пробкой, растирая до полного впитывания. Причем она используется только при классическом способе катания.

Беспарафиновые способы подготовки лыж

Как видно, нанесение парафина − трудоемкий и длительный процесс, а содержащийся в мастиках фтор вреден для здоровья. Во время разогревания фтор активно выделяется в воздух, и человек вынужден его вдыхать. Но есть альтернатива накатка лыж без использования парафина.

Икс-риллер новое решение в накатке

Это новая разработка специалистов, позволяющая изменять поверхность скольжения лыжи путем нанесения тисненой структуры.

Основные особенности такой беспарафиновой обработки:

  • позволяет не нарезать, а нанести структуру на скользящую поверхность,
  • более острые края перепадов,
  • больший шаг винтового ножа,
  • создает пересекающийся рисунок с разнообразными перепадами,
  • более высокое давление позволяет оставить четкий след на обработанной поверхности,
  • высокая температура разогрева.

Стратегия

Для сухой холодной погоды применяют Икс-риллер умеренного давления с короткими проходами по всей поверхности. А для использования лыж при снежной и достаточно влажной погоде его разогревают до 150°С и усиливают давление при прохождении скользящей поверхности и делают небольшие проходы. Для каждой погоды подбираются комбинации различных стратегий.

Основные ошибки при накатке, совершаемые непрофессионалами

Начинающие лыжники пытаются использовать подручные инструменты и оборудование при предварительной обработке снаряжения. Так, использование бытового утюга при нанесении парафина может нанести непоправимый вред поверхности лыж. Также категорически запрещено пользоваться острыми режущими предметами и жесткими щетками для нанесения структуры.

Качественно и профессионально подготовленные лыжи позволят насладиться процессом гладкого скольжения по снегу в хорошую погоду. Кроме того, беспарафиновая накатка сохранит надолго как поверхность спортивного инвентаря, так и время, и здоровье. Пользуйтесь правильными накатками для своих лыж!

Структура — рисунок по скользящей поверхности лыж, подобный протектору на автомобильных покрышках. Роль выполняет тоже подобную — контроль уровня влаги между снегом и скользяком лыжи. Во время скольжения происходит трение, из-за этого создается тонкая водяная пленка, по которой и скользят лыжи. Избыток или недостаток этой водяной пленки мешает скольжению, поэтому нужно сделать этот слой оптимальным.

В холодную и сухую погоду образуется мало воды, происходит сухое трение и лыжи плохо скользят. В теплую и влажную погоду образуется избыток воды, происходит прилипание, подобное тому как слипаются 2 мокрых стекла между собой. Назначение структуры состоит в устранении эффекта прилипания в теплых условиях и создании водяной пленки в холодных.

штайншлифт на беговые лыжи

Структуру можно нанести на лыжи 3 способами:

  1. Ручная накатка — быстрый способ, не требующий сложного и дорогого оборудования. Такая структура держится короткий срок, после нескольких обработок лыж исчезает. От режущих накаток структура держится дольше, чем от вдавливающих.
  2. Циклевка — снятие тонкого слоя скользящей поверхности при помощи острого стального скребка. Нужна качественная, острая цикля и навыки использования. Между противниками и сторонниками этого способа уже много лет не утихают споры. Однако, практика показывает, что штайншлифт более эффективен.
  3. Штайншлифт или шлифование камнем — нанесение структуры на скользящую поверхность при помощи специального станка. Требует сложного оборудования, но может сохраняться более 1 сезона.

Что такое штайншлифт?

Штайшлифт — шлифовка и нанесение структуры на лыжи при помощи абразивного камня на специальном станке. Слово штайншлифт произошло от немецкого steinschliff (штайншлюфф) и дословно переводится как шлифовка камнем. Технология нанесения структуры на беговые лыжи пришла из горнолыжного спорта, как и многие другие лыжные технологии.

Станки для шлифования лыж постоянно совершенствуются и все больше операций выполняют автоматически, но все равно мастерство шлифовальщика важно для выбора и правильного нанесения структуры. Помимо этого, нужно постоянно следить за состоянием камня и охлаждающей жидкостью. В процессе шлифовки от трения повышается температура, для этого в станок заливается специальная охлаждающая эмульсия.

Процесс нанесения структуры состоит из 2 этапов:

  1. Выравнивание лыжи, снятие старой структуры и царапин вместе с тонким слоем пластика
  2. Нанесение структуры на ровные лыжи

Перед штайншлифтом лыжи нужно очистить от парафина и мазей, снять крепления. После нанесения структуры нужно помыть лыжи от грязи фторовой смывкой. Затем почистить холодным парафином, чтобы убрать микроворс. При использовании старых шлифовальных машин лыжи выходят слишком ворсистыми, поэтому необходимо провести все этапы обработки новых лыж. О них мы писали в статье обработка лыж после штайншлифта.

Факторы, влияющие на тип и качество структуры:

  • Скорость движения лыжи по камню
  • Скорость вращения абразивного камня
  • Сила, с которой лыжу проводят над камнем
  • Рисунок, который нанесен на камень алмазным резцом
  • Охлаждение камня

штайнлифт беговых лыж

Как выбрать структуру для лыж?

При выборе структуры определяющую роль играет влажность и тип снега. Температура пишется лишь приблизительно для удобства выбора и классификации. Многим может показаться странным, но при одинаковых условиях для конька и классики режутся разные структуры. Разница как раз в типе снега: классика проходит по плотному глянцу (лыжня), а конек сталкивается с более сложными для скольжения условиями. Именно поэтому коньковые структуры чаще идут под узкий диапазон условий.

При выборе структуры учитывайте особенности конструкции лыж. На лыжи, предназначенные для мягких и мокрых трасс, нет смысла наносить морозную структуру. Не забывайте приоритетность факторов, влияющих на скольжение лыж:

  1. Жесткость и эпюра
  2. Пластик и структура
  3. Смазка

Если первый пункт не выполнен, смена структуры не поможет.

Когда нужно или не нужно делать штайншлифт?

Лыжи стоит перешлифовать, если:

  • Структура на лыжах сгладилась от постоянных обработок скребками
  • Приобрели б/у лыжи с неизвестным прошлым
  • Скользящая поверхность повреждена/деформировалась/испорчена утюгом

Не стоит делать штайншлифт, если:

  • Лыжи хорошо едут, но хочется еще лучше
  • Сомневаетесь в мастере
  • Лыжи не подходят по жесткости, но хочется улучшить скольжение

Чем отличается от штайншлифт от накатки?

структура на беговых лыжах

Сколько раз можно наносить структуру на лыжи?

В этом вопросе мнения сервисеров расходятся. Кто-то рекомендует шлифовать лыжи не более 5 раз, кто-то больше. Во многом это зависит от состояния лыж, уровня станка и мастера.

структуры беговых лыж

Структуры известных брендов и некоторых сервисных центров России

Структуры производителей беговых лыж

  • Все о цифрах на лыжах Fischer: эпюры, структуры, жесткость
  • Все о лыжах Salomon: конструкции, структуры, подбор жесткости
  • Беговые лыжи Atomic: структуры, модели, технологии
  • Все о лыжах Rossignol: серийные номера, структуры, особенности и подбор
  • Лыжи Madshus: структуры, базы, модельный ряд
  • Беговые лыжи SkiTrab: модели, технологии, структуры
  • Лыжи Peltonen: модели, технологии, особенности

Структуры сервисных центров России

Все списки структур взяты со страниц сервисных центров и представлены в ознакомительных целях. Если найдете какие-то неточности или хотите что-то добавить — пишите нам в комментариях.

Спортресурс Санкт-Петербург

  • Р00 — теплая 0 +10
  • Р07 — универсальная +2 -8
  • Р05 — холодная -5 -15

Спортивная линия Санкт-Петербург

  • UNI-3 — свежий мелко- и крупнозернистый снег 0 -5
  • +Т1.3 — водянистый снег 0 +5
  • FIT-4 — мелко- и крупнозернистый снег -2 -8
  • FIT-10 — мелко- и крупнозернистый снег -3 -13
  • +T1.3FA — мелко- и крупнозернистый снег, оттепель +3 -3

Точка спорта Ижевск

  • L1-4-8 — любой тип снега 0 +5
  • L2-4-8 — любой тип снега 0 -10
  • L2-3-8 — свежий снег 0 -15
  • L2-2-4 — любой тип снега -5 -15
  • L3-3-12 — универсальная -5 -20
  • L3-2-12 — старый снег -15 -25
  • D1-3-8 — любой тип снега 0 -10
  • D1-2-8 — любой тип снега -10 -20
  • D2-3-9 — свежий снег 0
  • D3-4-9 — любой тип снега 0 +3
  • D4-4-16 — любой тип снега 0 +5
  • E1-4-8 — холодный снег
  • E2-5-9 — сырой снег
  • E3-5-9 — вода
  • V1-4-10 — свежий снег 0
  • V1-3-10 — любой тип снега 0 -10
  • V1-2-10 — старый снег -5 -15
  • V2-5-9 — свежий снег -1 +5
  • V3-5-9 — мокрый снег, вода

Ювента спорт Москва

  • 729 — все типы снега +2 -12
  • 110 — новый, преобразованный снег -5 -20
  • 330 — утрамбованный, преобразованный, жесткий снег -5 -20
  • MV1 — глянец 0
  • 3WS — все типы снега +5 -5
  • 5W — все типы снега +2 +15
  • L-10 — классическая структура на любой тип снега +2 +15

Ювента спорт Пермь

Сервисный центр Икс-Ски

  • W1 — все типы снега -2 +5
  • W2 — классическая структура на 0 и теплее
  • LW1 — все типы снега -2 +5
  • LW2 — глянец -5 +2
  • M1 — свежий мокрый снег 0 -6
  • M2 — старый снег -2 -8
  • M3 — свежий снег 0 -10
  • LC1 — все типы снега -1 -10
  • LC2 — все типы снега -4 -12
  • C1 — все типы снега -5 -15
  • C2 — перемороженный снег от -8 и холоднее

Спорт депо

  • C1-1 (-5-20)
  • C13-5 (-5/-20)
  • CW09 (+5/-2)
  • CY08 (0/-15)
  • CY10 (+10/0)
  • KND11 (-12/-30)
  • KY12 (+5/-5)
  • KY13 (+10/+1)
  • P1-1 (+3/-5)
  • P5-1 (+5/-1)
  • SO07 (-5/-10)
  • SY01 (-10/-25)
  • SY02 (-5/-10)
  • SY03 (0/-10)
  • SY04 (0/-10)
  • SY05 (+5/-5)
  • SY06 (0/-10)

Сыктывкар Экип-центр

Красногорск Serviccer

  • R10-3 — свежий снег, старый снег жесткая трасса (глянец) 0 -5 (иногда до -15)
  • W1 — классика переход с нуля на плюс, крупное зерно и глянец
  • R10+ фирн -1 +10
  • V7-3 — универсал все типы снега -2 -10
  • R10 — универсал -8 -20
  • SR4 — универсал, свежий снег, низкая влажность
  • SR23 — универсал, свежий снег, с холода к теплу
  • SR21 — холод -5 -15, низкая влажность, любой снег
  • SR15 — универсал +3 -3 трансформированный и свежий снег
  • SR12-3 — от +3 и выше весенний старый снег
  • SR12-2 — от +1 до +5 аналог SR12-3

Skimax Уфа

  • SV7 — свежий и старый снег -5 -15
  • SV18 — смесь искусственного и натурального снега 0 -10
  • CL-1 — любой тип натурального снега -10 -20
  • ZER3 — трансформированный старый весенний снег -5 +5

Штайншлифт беговых лыж: видео

Ролик канала Skate&Classic

Ролик Максима Тартынского о сервисном центре Serviccer

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях. Мы всегда рады общению.

Главным героем этого отзыва является накатка для беговых лыж Toko (Structure Nordic).
Накатка - это девайс для нанесения структуры на скользящей поверхности лыж.
Для чего структура? Структура определенного температурного диапазона существенно улучшает скольжение лыж.

Тем, кто предпочитает на выходных выйти и не спеша пройтись по лыжне, покажется, что накатка будет, как козе баян, бесполезной тратой времени и денежных средств.

Для профессионалов же и тех, кому важно чтобы лыжи на самом деле КАТИЛИ, особенно, например, для соревнований или при особых погодных условиях, накатка - незаменимый атрибут для обработки беговых лыж, дающий дополнительный скользящий эффект.

В упаковке

Некоторых может удивить её цена, однако, она того стоит, поскольку в данной накатке ролик можно менять в зависимости от диапазона темперетур.

Обратная сторона упаковки.

На обратной упаковки стороне есть небольшое руководство, "как её использовать").

Сама накатка

По сути, в нескольких словах, нанесение струтуры представляет собой прохождение накаткой по скользяку лыж, то есть сверху лыжи устанавливается накатка, далее с небольшим надавливанием накаткой проводят от носка и до конца лыжи, далее, не отпуская, дабы не испортить рисунок, накатка проводится обратно
(важно, чтобы рисунок, полученный прохождением накатки вперед совпадал с рисунком, полученным при прохождении в обратную сторону). Можно пройтись туда-обратно дважды.
Вот и всё умение:)

Вид сбоку

Вид снизу.

Ролик накатки

Данный ролик (валик) предназначен для среднего диапазона температур.
В этой серии (TOKO) бывают также теплые и морозные валики (на самом деле их невероятное множество всяких. Теплый, средний и морозный - это базовые).

Ролик для накатки, вид сбоку.

Приближенный вид структуры

При проходе таким валиком по пластику скользящей поверхности лыжи, пластик вдавливается и получается структура с таким же диагональным рисунком (фото ниже).

Рисунок структуры

Если коротко об эффекте, который даёт накатка: нанесенная структура получается, в данном случае, в виде диагонального рисунка.

Поскольку поверхность пластика после её нанесения больше не идеально гладкая, а имеет некие продольные "микроборозды"
(на самом деле пластик никак не портится, он всего лишь вдавливается, что легко исправляется специальным утюгом) то, например, при влажных погодных условиях этот рисунок служит для разрывания водяной плёнки, которая образуется под всей поверхностью соприкосновения лыжи со снегом и значительно её тормозит.

В трёх словах: нанесенная структура, разрывая жидкостную плёнку, немало уменьшает жидкостное трение, что весьма увеличивает скольжение лыжи. Структура наносится уже на обработанные парафином лыжи.

Те, у кого качественные беговые лыжи с хорошим пластиком, кто ухаживает и следит за своими лыжами, обрабатывает парафинами. мазями и пр., знающие, что такое, когда "лыжи не катят" знают цену подобному устройству.

Итак, если руки у Вас растут из хотя бы примерно правильного места, начнем.


Тут надо не переборщить с прогибом напильника, иначе завалим кант со стороны скользящей поверхности не на допустимые (хотя и вовсе не обязательные) 0,5- 1 град., а больше, что отрицательно скажется на способности лыжи держать на льду. Надо понимать, что чем мягче (тоньше) напильник, тем меньше и ближе к краям лыжи надо на него давить. Косвенным показателем правильности усилия и места его приложения является равномерное снятие металла по всей ширине канта и слегка задетая скользящая поверхность. Если видно, что сначала явно заблестели лишь самые кромки кантов, значит, Вы передавливаете напильник, и либо надо слабее давить, либо руки поближе сдвинуть, либо напильник возьмите пожестче.

Процесс можно считать законченным, когда оба канта блестят по всей ширине, на них практически нет заусенцев и даже царапин. Вообще эта операция нужна не всегда, но при сильно забитых кантах позволяет сэкономить канты для последующих заточек с традиционной, торцевой стороны. Тут надо сказать, что существуют специальные приспособления для заточки под 0,5 и 1 градус, но все приспособления не купишь, да и не надо. У меня есть два таких, но точу по плоскости без них, описанным выше способом.

При наличии ГЛУБОКИХ царапин и выбоин на скользящей поверхности попробуем их заделать при помощи специальных свечек (продаются во всех лыжных магазинах). Свечки лучше применять прозрачные для всех цветов скользящей поверхности, кроме черной, для черной - черные. Поджигаем свечку и, держа ее над царапиной, как можно ближе к поверхности для прогрева пламенем пластика лыжи, капаем с избытком на поврежденное место. Аналогично заделываем все поврежденные места.


Затем, дав лыже слегка остыть, снимаем все лишнее при помощи хорошо заточенной пластиковой цикли.


При этом Вы устраните так же и последствия предыдущей операции - уберете стружку и мелкие царапины с поверхности. Вообще циклей может стать любой прямоугольный кусок оргстекла, размером примерно 15 на 7 см, толщиной 4-5 мм, с заточенными гранями между торцами и плоскостями. Для заточки надо поводить торцами цикли по напильнику или наждачной бумаге, закрепленной на столе, до выравнивания торцов и появления идеально ровной и острой кромки.


Если Вы все правильно поняли и сделали, Ваша цикля имеет четыре прямоугольные кромки длиной около 15 см. Если Вы остались недовольны результатами двух описанных выше операций или еще до начала работ видите, что канты имеют слишком сильные повреждения от камней, явно неустранимые напильником, а скользящая поверхность имеет слишком много мелких и средних царапин, которые не заделать, не залив свечкой пол-лыжи, вспоминаем об исключении из правила про сервис. Надо отдать лыжи в ски-сервис, НО попросить ТОЛЬКО отшлифовать скользящую поверхность. Это стоит не более половины полного сервиса и наносит ресурсу лыжи меньший урон. Надо при этом понимать, что лыжи после этого станут несколько мягче - канты и даже тейфлон участвуют в формировании жесткости лыжи; утончая их, мы делаем лыжу мягче. Еще имейте ввиду, что лыжа за весь срок службы может выдержать две, максимум три подобных процедуры, поэтому не надо из пушек по воробьям…



Это КРАЙНЕ важно, потому что без этого Вы будете точить кант первым зубом напильника и тут же тупить его пяткой инструмента. Убедиться в правильности прогиба напильника можно, прислонив уже готовый инструмент из уголка и напильника к канту как бы для работы и покачать в продольном направлении.


Если качается, все ок, если нет - добавьте прищепку или смените напильник на более мягкий. Теперь можно приступать собственно к торцевой заточке. Если стружку снимают лишь несколько зубьев напильника в середине - значит, Вы его слишком загнули. Движения должны быть плавными и длинными, можно к себе и от себя - дело вкуса.


ВАЖНО. Инструмент прижимать не только к торцу канта, но и к скользящей поверхности лыжи, иначе, во-первых, не выдержишь угол, а во-вторых, инструмент может соскочить, и тогда… СЕНЯ, БЕРЕГИ РУКУ. Советую по крайней мере на первых порах работать в перчатке. Если инструмент соскакивает, особенно в конце процесса, последствия для Ваших конечностей и кожи, поверьте, превзойдут все ожидания.


. Не пытайтесь пилой точить по плоскости - испортите плоскость, вся будет в диагональных царапинах.

При заточке пилой кантов, имеющих сильные задиры и выбоины от камней, пила может не взять упрочненный от удара металл и начнет прыгать на поврежденных местах. В этом случае надо удалить повреждения локально при помощи самого мелкого напильника или наждачного камня, после чего можно продолжить заточку пилой.

Закончив со всеми четырьмя кантами, переходим к финишной обработке. Для этого нужен алмазный брусочек (овес нынче дорог, алмазный брусок можно заменить самой мелкой наждачной бумагой, обернутой вокруг огрызка напильника или пластмассовой линейки). Сначала шлифуем кант со стороны скользящей поверхности. Для этого надо водить бруском со стороны скользящей поверхности по канту, так, чтобы, с одной стороны, брусок прижимался гарантированно к плоскости скользящей поверхности, с другой, - акцент давления приходился все же на кант, а не на пластик.


Признак окончания операции - изменение звука при обработке и, главное, исчезновение заусенца, которое можно проверить ногтем, пробуя заточку в рабочую (как лыжа цепляется при езде об лед) и обратную стороны - ощущения должны быть одинаковыми.

Теперь переходим к последней операции в части шлифовки кантов - алмазная обработка торца канта. Зажимаем алмазный брусок прищепкой к ОДНОМУ выступу уголка (той проблемы, что с напильником, здесь нет - алмазный брусок на пластмассовой основе очень мягкий и легко принимает радиус лыжи).


Здесь я открою супер секрет: в идеале, для алмаза лучше взять уголок на градус больше, тогда лыжа будет врезаться в лед как 86 град., а тупиться - как 87. Но это не обязательно. Итак, совершаем те же движения, что и раньше с напильником, только давим в ДЕСЯТЬ раз СЛАБЕЕ (будете сильно давить - не снимете, а наоборот увеличите заусенец, и брусок убьете - сдерете с него всю алмазную пыль; многие, не понимая этого, продолжают скрести по лыжам голой алюминиевой подложкой).


Здесь надо понимать, что эта операция несет двойную пользу - окончательное снятие заусенцев и упрочнение кантов наклепом. Отметим, что не всегда нужно выполнять все операции от А до Я, все зависит от состояния лыж, определяемого при первом осмотре. Иногда бывает достаточно лишь алмазной обработки.



Затем, не стесняясь, размазываем, вплавляем мазь по всей поверхности, чтобы не осталось сухих мест. Делать это надо решительно и БЫСТРО.


Долгое общение с утюгом лыже в любом случае не на пользу. Для тренировки используем простые недорогие и невредные для лыж СН-мази. На соревнования - если снег сырой и грязный - фтористые (после старта их надо снимать и переплавлять на СН), а на Урале, например, СН лучше катит. Вообще один мой знакомый тренер говорил, что в слаломе главная мазь - это та, что в заднице у спортсмена, и это - правда. Ну, а нам осталось циклей снять ВСЮ мазь (останется, что надо, в структуре поверхности).


Читайте также: