Наглядное пособие своими руками для развития речи дошкольников

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной сфер.

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.

Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о недостаточной сформированности памяти, внимания, восприятия, логического мышления (С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал.

Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Игровые пособия ориентированны на дошкольников 5-7 лет и могут использоваться в самостоятельной деятельности детей и на логопедических занятиях по разным направлениям работы:

  1. развитие фонематических процессов
  2. развитие звуко-произносительной стороны речи
  3. развитие лексико-грамматической стороны речи
  4. формирование слоговой структуры слова
  5. обучение грамоте
  6. развитие мелкой моторики
  7. развитие психических функций

Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический). Цель многофункциональных пособий:

  1. Психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей на основе практических действий.
  2. Развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

Задачи пособий:

1. Развитие речи;

2. Развитие зрительного восприятия;

3. Развитие памяти;

4. Развитие пространственного мышления;

5. Развитие сенсорных и познавательных способностей;

6. Развитие мелкой моторики;

7. Развитие творческого воображения;

8. Развитие эмоциональной сферы;

Основными характеристиками пособий в соответствии с ФГОС ДО являются:

  • Насыщенность;
  • Вариативность;
  • Трансформируемость;
  • Полифункциональность;
  • Доступность;
  • Безопасность;

Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе наглядно-игровых пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Сам процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Всем известно, что игры, оказывают общеразвивающие влияние на речь. В методике имеются различные дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказать о животном, об игрушке; составить сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

Дидактические игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Я решила сделать своими руками дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи.

обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Описание пособия:

настольное дидактическое пособие является авторской разработкой, предназначено для детей старшего дошкольного возраста; состоит из основы-подставки и трёх сменных блоков, каждый блок содержит дидактическую игру. Пособие можно использовать в индивидуальной работе с детьми, а также в совместной и самостоятельной деятельности.

Описание игры:

Дидактические игры своими руками по развитию речи

совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением сюжетных картинок, устанавливает его на основе подставке и фиксирует с помощью резинки. В верхней и нижней части блока закреплены регуляторы движения бумажной пленки, красные стрелки показывают направления движения. Ребенок просматривает пять историй с последовательно развивающимся действием и составляет рассказы на выбор. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.


совершенствовать умение образовывать существительные с помощью суффикса ниц со значением вместилища

Описание игры:

ребенок выбирает блок с изображением магазина, устанавливает его на основе-подставке и фиксирует с помощью резинки. К игре прилагаются предметные картинки: разные продукты, тележка для продуктов, мальчик, девочка.


Известно, дети любят играть. Игры занимают большую часть их активной деятельности. В играх малыш познает мир и себя, приобретая новые навыки общения и развивая речь. Важная роль отведена сюжетно-ролевым играм.


Суть сюжетно-ролевых игр в том, что малыш примеряет на себя разные социальные роли. Выполняя задания, дети взаимодействуют и общаются друг с другом в форме диалога. Сюжетно-ролевые игры помогают научится с 2-3 лет самостоятельно совершенствовать навыки общения, тренируют память, внимание, воображение и имеют прямое влияние на развитие диалогической речи.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей

Мелкая моторика рук влияет на развитие правильной речи. Доказано, что речевой аппарат развивается под влиянием импульсов, поступающих в мозг от нервных окончаний кончиков пальцев. Развитие моторики считают одним из основных средств по формированию грамотной и правильной речи. Разработан целый комплекс упражнений для тренировки мелкой моторики рук. Одним из них является пальчиковая гимнастика.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

Упражнения пальчиковой гимнастики оказывают прямое влияние на развитие речи у детей, потому что импульсы, поступающие из нервных окончаний на кончиках пальцев, стимулируют участки мозга, отвечающие за речь.

Важно! Родителям необходимо знать, что пальчиковой гимнастикой с малышом можно заниматься, начиная с 3-4 месяцев, так как в 2-3 года уже будет поздно.

Упражнения помогают равномерно развивать правое и левое полушария мозга. Правое отвечает за образное мышление, левое за воспроизведение слов, обозначающих конкретный объект.


Пример пальчиковой гимнастики

Обратите внимание! Чтобы речь не отставала от формирования мыслей, необходимо использовать пальчиковую гимнастику.

Картотека дидактических игр по ФГОС

Примеры интересных настольных игр:

Технологии развития связной речи у дошкольников

Дидактические игры по развитию речи своими руками

С детьми средних и старших групп детского сада игры можно смастерить своими руками. Для создания подойдет подручный материал, а инструментарий есть в каждом доме и детском саду:

  • бумага (плотная);
  • цветные карандаши;
  • принтер (цветной);
  • клей;
  • ножницы;
  • журналы с картинками.


Дидактические игры по развитию речи для старшей группы

Применяют и сказку с помощью игрушек. Ребенок учится вместе с персонажами любимых сказок.

Обратите внимание! Задачей игры является развитие творческого и ассоциативного мышления, памяти и расширение словарного запаса. Используют игрушки, сделанные своими руками.

Детям дается задание сделать персонажа любимой сказки из бумаги или других материалов (ткань, глина). После того как игрушки готовы, дети выбирают себе один из персонажей и пересказывают своими словами его роль в сказке.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы — это специальные картинки, где для определения конкретного слова или словосочетания, схематически изображается объект, ассоциирующийся с ним. Применяются для развития зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления и связной речи. Преимущества использования:

  • Информация о словах привязывается к зрительным образам и звукам.
  • В мозг ребенка одновременно поступают несколько сигналов из разных источников: слух, зрительные, тактильные.
  • Сигналы объединяются, создавая в мозге сложные нейронные связи и единый образ, облегчая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  • Ребенку достаточно вспомнить один из элементов ассоциативного ряда, чтобы мозг воспроизвел цельный образ.

Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду

Обратите внимание! Изготовление мнемотаблиц не требует особых навыков и талантов. Достаточно подобрать слово или предложение и изображения, наглядно иллюстрирующие их. Эти изображения объединяются в один пошаговый слайд (склеиваются в правильной последовательности).


Лучшие настольные игры для детей 6-7 лет

Обратите внимание! Таким образом, игровая деятельность оказывает ключевое влияние на развитие речи у дошкольников. Важно с детства тренировать малыша.

Развивающая игрушка для детей: "Коробочка со стаканчиками - вкладышами".
Суть игры проста и очевидна любому взрослому, но вот маленькому крохе еще предстоит освоить эту "столь простую нелегкую" задачку!
ОПИСАНИЕ.
Сделать игрушку действительно несложно. Берем любую картонную коробку, желательно попрочнее. Далее коробочку обклеиваем цветной бумагой.
В стаканчики непременно нужно вложить что-то гремяще-звенящее, чтобы попутно с цветами, дети развивали и звуковое восприятие. Нужно постараться сделать звон стаканчиков разным. Для этого в один стаканчик кладем гречу, в другой рис, в третий манку, в четвертый семечки.
Сверху стаканчики закрываем картонкой и приклеиваем клеем, не забыв к каждому прикрепить петельку.
Внутри коробки делаем разграничитель, и внутрь каждого отверстия (по цветам) добавляем камешки определенного цвета.
КАКАЯ ПОЛЬЗА.
Закрепление знания размера; цвета; развитие моторики рук, навыки счета.
Вариации игр могут быть различными, например:
• разложить камешки по цвету;
• сосчитать, сколько камешков того или другого цвета;
• угадать что лежит в стаканчике, запомнить звук и попробовать определить, что в стаканчике по звуку;
• интересно просто потрогать.

Развивающая игрушка для детей:

Сортер: "Цветочная банка".
Сортер – детская развивающая игрушка, основным предназначением которой является сортировка предметов по одному или нескольким признакам. Этими признаками, как правило, являются форма, размер или цвет. Развитие мелкой моторики рук – главное, но далеко не единственное предназначение сортера. Сортеры развивают логическое мышление ребенка, координацию движений, сенсорику, формируют навыки анализа, умение сравнивать и находить причинно-следственные связи, знакомят малыша с формами различных предметов, обучают цветам. Что представляет собой сортер?
Описание пособия: Это банка , в которой имеются отверстия различной формы: это прямоугольное отверстия основных цветов для больших бусин от старых счет покрашенных определенным цветом, дырочки для проталкивания счетных палочек так же по цветам, отверстия для шнурков (шнуровка), и прикручивание крышек определенного цвета к цветку . В эти отверстия нужно вкладывать соответствующие по форме фигурки.
Вариативность:
• Прикручивание серединок к определенного цвета цветку;
• Шнуровка;
• Проталкивание определенных предметов по цвету

Сортер:

Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .

Игры дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:
• формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
• учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
При изготовлении второго пособия и использовании одноразовых тарелок 4-х основных цветов вариации могут быть различные, например:
• учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи.
• развивать мелкую моторику рук
• найти одинаковые яички
• сосчитать сколько яиц определенного цвета
• разложить яички по цвету в тарелочки

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики” Цели: • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук. Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом. Получается яркое и красивое пособие. Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков. При изготовлении второго пособия и использовании одноразовых тарелок 4-х основных цветов вариации могут быть различные, например: • учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. • развивать мелкую моторику рук • найти одинаковые яички • сосчитать сколько яиц определенного цвета • разложить яички по цвету в тарелочки (фото 6)

Оформление - техника декупаж. Тренируем пальчики и развешиваем флисовые, бумажные, фетровые (какие вам больше нравится) одежки на веревочки с помощью прищепок!

Создание развивающих поделок своими руками совместно с детьми – не только увлекательное времяпрепровождение, но и мероприятие приносящее пользу. Для развития малышей не обязательно нужны лекции, конспекты, справочники, куда лучше развивать с самого малого возраста мелкую моторику. Она положительно скажется и на речи, и на мышлении, и на различных навыках, умениях.


Содержание

Для детей от года до трёх

Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.


А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.



Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.


На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.

Читайте также: