Мялка для льна своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Для изготовления ткани использовали льняную или шерстяную нить, которые пряли на прялках с использованием веретена. Сырьем для нитей служили волокна конопли (пыш) и льна (шабдi), а также овечья шерсть (вурун).

Стебли льна и конопли мяли на специальных мялках (няръян) (рис.1), трепали трепалом (ниран)(рис.2), которое представляло собой деревянную лопаточку с закругленными краями, а льняную и конопляную кострику (шабдi и пыш сюв) (рис.3) вычесывали разнообразными щетками (зу) (рис.4). Кудель была разных сортов: из лучшего сорта льняной кудели пряли нити (шабдi сунис), которые использовали при производстве тонкого полотна. Из оческов (пачöс) скручивали веревки. Шерсть с овцы стригли пружинными ножницами (шыран) (рис. 5), а чесали ее, как лен и коноплю, на ручных чесалках (нискан, нистан) (рис.6). Шерсть первой стрижки (ниген) была очень мягкой, из нее вязали носки и рукавицы для детей.

Рис. 1. Мялка для льна. Няръян. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 2. Трепало. Ниран. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 3. Женщина очищает волокна льна от кострики с помощью трепала. Фото В.Кутсар. 1976 г. Из фондов Национального музея Республики Коми. Рис. 4. Щетка для вычесывания кострицы. Зу. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 5. Пружинные ножницы для стрижки овец. Шыран. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 6. Чесалки для льняной и шерстяной пряжи. Нискан. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

Пряли нить на прялках (печкан, козяль) с использованием веретена (чорс) (рис. 7), которое вырезали вручную или на токарном станке. Тремя пальцами левой руки постепенно вытягивали волокно и скручивали его против часовой стрелки в тонкую нить, которую наматывают на веретено (рис. 8), вращая его тремя пальцами правой руки по часовой стрелке.

Рис. 7. Веретено. Чорс. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 8. Веретено с намотанной нитью. Чорс. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

Прялка состояла из вертикальной ножки с лопастью, к которой крепилась пряжа, и донца – горизонтальной доски для сиденья. Боковые резные грани лопасти несут эстетическую и функциональную нагрузки. Благодаря резным выемкам пряжа прочно закреплялась на лопасти прялки, для этой же цели служили сквозные отверстия, выполненные на лопасти. Прялки хранили, передавали по наследству, молодой муж дарил жене прялку, изготовленную своими руками либо купленную на ярмарке.

Рис. 10. Прялка простая. Печкан. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 11. Прялка резная. Печкан. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 12. Прялка расписная. Печкан. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

На резные прялки были нанесены различные узоры в виде розеток, крестообразных фигур и уголков, выполненные в технике трехгранно-выемчатой резьбы. В основе такой техники резьбы лежит простая геометрическая фигура – треугольник. Глубина вырезки незначительна, но сочетание различной глубины выемок позволяла подчеркнуть фактуру дерева.

На Удоре и Выми были распространены расписные прялки с графической росписью (рис. 13) геометризированных растительных и зооморфных мотивов, очень часто в основе сюжета были тонконогие лошадки, выполненные в красно-черной цветовой гамме. Это так называемая подражательная мезенскому стилю роспись. На Сысоле существовали прялки, расписанные в свободно кистевой манере, когда по зеленому, синему или оранжевому фону наносился широкими мазками растительный орнамент в виде цветущей ветки или букетов цветов сложной формы в виде роз и пионов. На верхней Вычегде была характерна техника плотного кистевого мазка, сочетающего слаженность колорита и розеточного орнамента.

Рис. 13. Прялка расписная. Печкан. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

Использовали также самопрялку (рис. 14) для прядения ниток, что было характерно для прилузских коми.

Для перемотки ниток пользовали скально (ректан) (рис. 15,16), большими катушками и другими приспособлениями.

Рис. 15. Скально. Ректан. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 16. Скально. Ректан. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина.

Все локальные группы коми (зырян) знали все виды ткачества. Исключение составляет самая северная группа коми – ижемцы (изьватас), которые не практиковали станочное ткачество, т.к. они не выращивали технические культуры (лен и конопля).

Распространенный среди коми (зырян) на рубеже XIX–XX вв. ткацкий стан (стан, кыан стан) (рис. 17) по своим конструктивным особенностям близок станкам северных русских. Стан состоял из деревянной рамы, к верхней перекладине которой были подвешены блоки с ремизками, а между стойками было специальное приспособление для наматывания готового холста. Перед станом стояла скамеечка, на которой сидела прядильщица.

Рис. 17. Женщина за ткацким станком. Фото В.Кутсар. 1976 г. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Из льняной нити (шöрт) ткали холст (дöра), а из шерстяной - сукно (ной дöра), для тканья полусукна использовали и шерстяную и льняную нити. Наиболее простым способом орнаментики тканого материала было тканье из многоцветных нитей, которые окрашивались природными или анилиновыми красителями. Используя основу из цветной нити, как правило, синего цвета и уток из белой нити получали ткань в синюю полоску (лöз визя дöра). При использовании основы и утка из цветных нитей получалась пестрядь (уна сера дöра) (рис. 18), которая отличалась богатством расцветки и сложностью получаемого клетчатого рисунка.

Способ выполнения браных узоров (рис. 19) связан с образованием настила красного утка по белому полотняному фону (рис. 20). Вставки из браного узора украшали традиционный костюм, полотенца (рис. 21) и скатерти.

Рис. 19. Браная ткань. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 20. Полотно белое. Дöра. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 21. Полотенце с браным узором. Из фондов Национального музея Республики Коми.

В конце XIX – начале XX вв. среди населения коми (зырян) получила распространение ткань с набивным рисунком (рис. 22), набойка (личком дöра – букв. давленый холст). Процесс набойки сводился к окрашиванию ткани в синий цвет различной интенсивности и печатанию масляной краской различных узоров с помощью специальных набойных досок-штампов (личкан пов) (рис. 23, 24). Доски для набойки представляли собой дощечки, на одну сторону которых вколачивали металлические шпильки или пластинки с изображением различных узоров. При использовании одной доски получали одноцветный рисунок. Многоцветный рисунок ткани требовал применение нескольких досок. Набивание фона у коми (зырян) не наблюдается. Процесс набойки рисунка на ткань был очень сложным. Поверхность узора набойки намазывалась специальным составом, а с ее помощью штамповался рисунок по всей площади материала. При погружении холста в чан с краской полученный рисунок не закрашивался, так как был смазан раствором. Для того чтобы закрепить краску, ткань полоскали в синильной кислоте, а затем в проточной воде. Процесс сушки происходил на солнце, которое ярче проявляло узор на ткани. Последняя операция по нанесению набойки заключалась в нанесении воска и лощении его в структуру ткани. Узор набоек несложный, состоит из ритмического повторения в шахматном порядке цветков-розеток, цветочков с лепестками, завитых стебельков с бутонами. В набойках, отличающихся простотой рисунка, использовали традиционные элементы орнаментации, что отражается в их названии. Искусство нанесения узора на ткань с помощью набойки было воспринято от русских, но коми мастера внесли местный колорит в это искусство. На рубеже веков это искусство приобрело характер ремесла, которое не получило распространения только у коми-ижемцев в связи с нераспространением льноводства в данном регионе. Набойка как вид ремесла исчезла к середине 20-х гг. XX в., но в отдельных регионах практиковалась штамповка полотенец русскими мастерами и в 50-е гг. XX в.

Рис. 22. Ткань c набивным рисунком. Личком дöра. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 23. Набойная доска. Личком пöв. Из фондов Национального музея Республики Коми. Рис. 24. Набойная доска. Личком пöв. Из фондов Национального музея Республики Коми.

Одежду шили вручную, для удобства использовали швейку (рис. 25), которая имела донце, невысокую ножку с навершием. Ножка швейки украшалась резным узором в трехгранно-выемчатой технике или оформлялась в виде изящно выгнутой шеи лебедя. На рубеже XIX – XX веков появляются швейные машинки.

В арсенале женщин был рубель (сера палич) (рис. 26), с помощью которого выколачивали (стирали) белье и гладили его после стирки. Рубель представлял собой деревянную пластину с фигурно вырезанными закругленными рубцами на одной стороне, вторая сторона была гладкой или украшалась резьбой. Для удобства держания рубеля оформляли фигурно вырезанную ручку на конце. Отжатое вручную белье наматывали на валик и раскатывали рубелем. Позднее стали гладить белье металлическими угольными утюгами (рис. 27,28).

Рис. 26. Рубель. Рабочая сторона. Сера палич. Из фондов музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина. Рис. 27. Утюг. Из фондов Национального музея Республики Коми. Рис. 28. Утюг. Из фондов Национального музея Республики Коми.

len-snopi

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

maslo iz lna

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

mialshchitcy lna

kak mashini pomogaiut cheloveku obrabatyvat len

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки, поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

kak priali lyon na prialke

priadilshchitcy priadut lyon

kak delaiut nit iz lna

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

kak tkali lyon

Tkachestvo

kak tkali len

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

kak shiut odezhdu iz lna

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля? Ей конопатят – затыкают щели.

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

len-etapi-obrabotki

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

TCvety lna

Chto delali nashi predki iz lna

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

занятия для детейпрезентации для дошкольниковпознавательные видео для детей5 лет6-7 летсказки для детейрассказы для детей


Вот это подборка.
Столько информации: и видео, и стихи, и описание, и фото. Просто бери и урок проводи. Огромное Спасибо!

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Удача улыбнется вам!

Рукоделие на Руси: выделка и обработка льна


Уникальные свойства льна сделали его одной из самых популярных культур. Речь пойдет о льне-долгунце и создании из него ткани. Почти 30% от стебля составляет волокно, ценящееся рукодельницами всех времен и народов.

Русь любила льняную ткань. В зависимости от выделки она могла быть использована и для тончайшей одежды высших сословий, и для изготовления парусов. Плантации льна были настолько велики, что в 907 году позволили оснастить двухтысячную армаду Вещего Олега. Благодаря множеству торговых путей была возможность продавать лен за границу, как следствие, его сажали все больше и больше. Краткая историческая сноска позволит вам в этом убедиться:

  • XIII век: летописи и грамоты сохранили информацию о расширении посевных площадей под лен;
  • XVI век: запущено первое фабричное производство канатов; в этом же веке через Нарву и Архангельск начинают экспортировать продукцию для западноевропейского потребителя;
  • XVII век: поставки льна за рубеж достигают настолько значительного масштаба, что в стране вводится монополия на экспорт льняных изделий;
  • XVIII век: издается царский указ, повелевающий увеличивать количество фабрик. Волокно и нити, экспортируемые в Западную Европу, становятся одним из основных финансовых потоков, направленных в казну.

На начало XX века Россия — самый крупный в мире производитель и поставщик льняной продукции. Вы только представьте: почти 80% всего льна на мировом рынке принадлежало России! 27 районов по всей стране сделали эту отрасль своим главным доходом.

Кукушка закуковала — пора сеять лен

Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и щедро напоена весенними дождями. В это время отдавалось должное приметам, поверьям и обрядам. Чего стоят только яйца в сеялке, которые клали к семенам якобы для большей белизны будущих волокон? И причем их непременно нужно было съесть, не сходя с поля, когда опустеет сеялка. А чтобы лен-долгунец радовал длинными и крепкими волокнами, перед едой яйца подбрасывали вверх, насколько хватало сил, и приговаривали: "Расти, лен, выше лесу стоячего!". Если учесть масштабы производства, то обряд, по всей видимости, работал.

Сверх-сложного ухода лен не требовал: достаточно было прополки. Но вместе с тем, если представить гектары голубеньких цветочков, щедро сдобренных сорняками, то перспектива не самая радужная. Не думаю, что мужчины принимали активное участие в этом процессе, так что остается только позавидовать выносливости наших женщин.

Начало сентября давало старт уборке урожая. Процесс назывался "теребление": светло-желтые стебли выдергивали с корнями и связывали в небольшие снопы диаметром 20-30 см. Время сбора играло очень большую роль: если передержать лен или убрать раньше времени, то качество волокна было не таким, как нужно, значительно отличаясь в худшую сторону. Хорошим мерилом зрелости были листья: когда они начинали немного подсыхать, то, значит, уже пора приступать к уборке. Выдергивали небольшими пучками, одновременно убирая остатки сорняков, увязывали и расставляли в поле. Вариантов расстановки для сушки было несколько, но самым "ходовым" была сушка на жердях, в подвешенном состоянии, или в параллельных рядах, когда верхушки снопов одного ряда опирались на верхушки соседнего.

На следующем этапе обивали семена. Делалось это прямо на поле, специальными палками с утолщением на конце — кичигами. Причем делалось с попутным улучшением характеристик посадочного материала: семена брали только с длинных стеблей.

Вылеживание и вымачивание

Очень важным процессом была лежка, или мочка. Результатом должно стать легкое отделение костры (твердой части) от мягких волокон, используемых в рукоделии; но в разных губерниях процесс проходил по-разному.
Взять, к примеру, Вологодскую губернию: там просушенные снопы расстилали на полях. Идеальным условием для лежки было чередование хорошей погоды и дождя, а если еще и роса с утра, то совсем хорошо.
В Петрозаводском уезде поступали иначе. Там выбирали водоем с тихим течением, в котором и производилось вымачивание. Абы какая речушка не подойдет — имелись свои секреты:

  • мочение в озере отбеливало волокна;
  • если лен побило морозом, то красный оттенок скрывали вымачиванием в реке с темной водой;
  • если на берегу росли растения, содержащие дубильные вещества, то в таких местах лен не мочили — волокна обретали ненужную жесткость;
  • не замачивали лен рядом с хвойными деревьями.

Не последнее место в вымачивании льняных снопов занимало время погружения. Если его задержать, то даже вода с самыми лучшими качествами даст неважный результат. А ранние морозы были самой настоящей бедой, потому что долгое нахождение в воде уменьшало прочность льняных волокон, а ждать приходилось до потепления. Зажиточный люд мог позволить себе подождать следующего года и вымочить снопы как полагается, но это редкость: в основном все торопились успеть до зимы.

Снопы прижимали надежным гнетом (жердями, сучьями, бревнами), и оставляли вымокать.

И лежка, и мочение длились от недели до месяца, в зависимости от погоды. Готовность проверяли на горсти сырья: небольшое количество льна мяли и трепали, проверяя, как отходит костра. Вымоченный лен перед мятьем прополаскивали от гнилостного запаха, немного отжимали воду и пучками вывешивали на просушку.

Если вымачивание или лежка из-за погоды попадали на позднюю осень, то снопы часто досушивали в ригах или бане, усаживая снопы на жерди. Качественная сушка была очень важна: пересушенный лен превращался в паклю. Процесс занимал 10-12 часов, очень редко сутки.

Мятье, трепание и чесание

Для мятья и трепания использовали специальные приспособления. Мялкой служило бревно с вырезанным продольным пазом, к одной стороне которого был прикреплен длинный деревянный нож. Процесс выглядел следующим образом: стебли льна клали в паз, и с силой опускали на них нож, размалывая таким образом костру. Иногда одного мятья было недостаточно, и процедуру повторяли с более тонкими инструментами, действующими по тому же принципу. Мялицы устанавливали на улице. Сам процесс проходил уже в холодную погоду, но, несмотря на это, одна женщина могла обработать за день до двух пудов стеблей.

Целью трепания было отделение частичек костры от волокна и его распределение. Можно было просто побить пучок волокон о столб, но чаще брали специальное трепало: дощечку ножевидной формы. Тяжелой она будет или легкой, зависело от качества льна: сильные, здоровые волокна требовали более веского трепанья, и наоборот. Пучок брали за один конец, а по второму били трепалом. Потом процесс повторяли с другим концом, и напоследок выворачивали пучок наизнанку и точно так же оббивали сердцевину. Оставалось отсортировать волокна по качеству и цвету. Остатки костры и обрывки волокон либо сжигали, либо конопатили ими стены. Из отрепья могли вить толстые грубые веревки для перевязки того же льна.
Чесание имело общие черты, но в отдельных губерниях инструмент и длительность процесса отличались:

  • — средняя часть России: волокно прочесывали дважды: деревянным гребнем и щеткой;
  • — северо-восток: трех- и четырехкратное прочесывание щетью.

Щеть по внешнему виду очень напоминала круглые малярные кисти, только состояла она из жесткой щетины и деревянной ручки, промазанной смолой и укрытой кожаной воронкой. Для дома их в состоянии были сделать даже дети. Более аккуратные и красивые щети делались ремесленниками и выставлялись на продажу.

Чесание доверялось только матери семейства, или опытной мастерице. В зависимости от количества, прочесывания давали волокно для разных целей, от грубого полотна-рядины до тончайших нитей для полотенец. Словом "лен" называли только те волокна, которые остались на гребне после длительного многократного вычесывания.

Ближе к концу осени женщины демонстрировали друг другу первый вытрепанный лен. Девушки особенно старались похвастать мастерством, ведь на "смотринах" могли оказаться их будущие свекрови.

Прядение и ткачество

Прядильный сезон продолжался долгие пять месяцев. Украшенная резьбой и узорами прялка, зачастую являвшаяся семейной ценностью или подарком жениха, а также веретено — вот спутники пряхи. Пряли все, от мала до велика: у юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого. Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи. На 1 кв.м. полотна уходило до четырех дней.

Саму прялку можно было условно поделить на две части: ту, к которой крепится кудель, и ту, на которой сидела пряха. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено в правой. И вот такую L-образную конструкцию самопрялка, появившаяся в XIX веке, не смогла вытеснить: качество нити было гораздо выше. После прядения готовый материал сортировали: нити, сделанные маленькими пряхами, шли на уток, а тонкие и прочные предназначались для шитья.
Перепряденные нити использовали для ткачества. В избах устанавливали кросна — станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к которой крепили нити основы и впоследствии наматывали готовую ткань. В нижней части рамы устанавливалась еще одна перекладина: ее роль — распределение нитей основы, четные сверху, нечетные снизу (и наоборот). Свободные концы связывались, и к ним подвешивался груз для натяжения основы. Кросна ставили под небольшим наклоном, чтобы между нитями оставался промежуток. Задние нити крепились к еще одной перекладине. Если она лежала на кроснах, то оставалось естественное расстояние для пропускания утка между нитями, а если ткачиха ее натягивала на себя, то образовывался искусственный промежуток, в который снова протягивали уток; в этом случае передние нити отходили назад. Используя цветную нить и чередуя цвета и способы ткачества, мастерицы создавали красивые геометрические узоры.

Отбеливание и крашение

Если нити не красили, то полотно получалось серого цвета. В таком виде его использовали только в крайних случаях. Для шитья обычно использовали беленый холст:

  • перед тканьем полотна белилась нить, смотанная в клубки;
  • готовое полотно в течение 15 часов отбеливали в щелоке и оставляли под открытым небом на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали.

Перед пошивом одежды наводили дополнительный лоск: красили ткань в разные цвета. Использовались природные красители: кора и корни, цветы и листья, глина, сажа и прочие подручные средства. Может, цвета были не такими яркими, как мы привыкли, но натуральность краски и ткани того стоила.


ВАЛёК , -а, м. Инструмент для обколачивания льна, представляющий собой небольшой брусок с ручкой, см. валик , колотушка .

Когда лён малёнько высохнет, их увозили на ток, эти снопики, колотили вальками.

Вальки – деревянная штука с ручкой как вроде лопаточки, только он тяжелый такой, толстый, валёк-то.

Её (колотушку) ешшо вальком звали – такая лопатка с ручкой. Из чурбачков нам напилят – вот им и колотили, обивали головки: колоколец отдельно, лён отдельно.

Валёк – это такое деревянное с ручкой, и прямо тут брёвна лежали, скамейки. Кто на что садился и колотили, головки околачивали вальком.

на скамеечках вальком с ручкой. Уколотишь его, потом расстилать возили.

ВАЛёЧЕК , -а, м. Инструмент для обколачивания льна, представляющий собой небольшой брусок с ручкой, см. валик , колотушка .

Мы и его потом пропалывали, а потом вытаскивали руками, потом его колотили вальками, валёчки такие, ну представляете? Наверно, не представляете. Ну, вот такая вот деревяшечка, а здесь ручка. Вот этим валёчком мы и колотили, от семени очищали.

ВаЛИК , -а, м. Инструмент для обколачивания льна, представляющий собой небольшой брусок с ручкой, см. валёк , колотушка .

Валики такие. Вальком колотили.

ВеДРЫ , мн. Вёдра, которые использовались при прополке льна.

Траву в ведры клали. Выносили ведрами.

КОЛОТуШКА , -и, ж. Инструмент для обколачивания льна, представляющий собой небольшой брусок с ручкой, см. валёк , валик .

Когда снопы просыхали, их свозили под навес, потом околачивали все, кто мог держать в руках колотушку.

ЛУКоШКО , -а, ср. Корзина для сева.

Такие молоденькие работали в звене у старшей женщины. Сеяли руками. Сеяли из лукошек.

МяЛКА , -и, ж. Приспособлёние для разминания вымоченных стеблей льна и частичного отделёния костры от волокна, см. мяльница .

Были мялки. И вот мяли этот лён. Его сначала сушить надо. Мяли, вот эта вся костра-то выходит и [у]стаётся такое вот гладкое волокно.

Сначала, значит, его высушат потом в мялку мяли.

Железные мялки были. Жёлезные были и деревянные. Деревянная такая она метра три и внутри там отверстие.

А это уже вот когда изомнут через мялку-то, потом трёпала такие тоненькие, гладкие.

Льнозаводов не было, поэтому тресту мяли в ручных мялках.

МяЛЬНИЦА , -ы, ж. Приспособлёние для разминания вымоченных стеблей льна и частичного отделёния костры от волокна, см. мялка .

СеРП , -а, м. Ручное орудие для срезывания злаков с корня, представляющее собой длинный изогнутый, мелко зазубренный нож (БАС), используется для собирания отлежавшегося на лугу льна.

В усадах расстилали, чтобы он вылежался, его помочило бы там дождем, росой. Он делался такой мягкий и волокно то отделялось. Стлали его, потом снимали серпом, ставили в конуса, чтобы он опять сох, потом связывали в ноши.

ТРЕПаЛО , -а, ср.; мн. – ТРЕПаЛЫ / ТРЕПаЛА . Деревянное орудие для трепания – отделёния твердой части стебля (костры) от волокна.

Были мялки. И вот мяли этот лён. Его сначала сушить надо. Мяли, вот эта вся костра-то выходит и [у]стаётся такое вот гладкое волокно, и его теребили уж вот такими вот лопатками. Это лопатка называлась трепало. Она длинная, тоненькая, гладкая. Его вот так трепаешь и он, знаешь, шелковистый.

Потом лён трепали. Бабы начинают вертеть лён: один конец горсти на руку намотают, а по концу, который висит, бьют трепалом – это дощечка такая, как лопатка.

А это уже вот когда изомнут через мялку, то потом трёпала такие тоненькие, гладкие. Вот трёпала, чтобы кострица, костеря, вся ушла и осталось одно волокно.

Обработка льна

№ слайда 1

Посев Сеют лён в конце мая. Едва появились стебельки- надо начинать прополку. Мо

№ слайда 2

Теребление Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам пом

№ слайда 3

Теребление Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в сноп. Снопы рядами ставили для сушки.

Обмолот Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гум

№ слайда 4

Обмолот Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам. Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.

Расстил. Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лён по земле тонким

№ слайда 5

Расстил. Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лён по земле тонким слоем. Августовская роса и сентябрьские дожди мочили лён 3-4 недели. От влаги стебель становился хрупким и волокно отделялось от стебля.

Сушка Затем снова собирали лён везли сушить. Сушили его в бане, на полатях. Но с

№ слайда 6

Сушка Затем снова собирали лён везли сушить. Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в избу и сушили на широкой русской печи.

Мятка Сухие стебли льна мяли на мялках.

№ слайда 7

Мятка Сухие стебли льна мяли на мялках.

Трепание Измятый лён били деревянным инструментом, который назывался трепало. Тр

№ слайда 8

Трепание Измятый лён били деревянным инструментом, который назывался трепало. Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки.

Очёсывание Отрепанный лён начинали очёсывать: сначала крупной железной щеткой, з

№ слайда 9

Очёсывание Отрепанный лён начинали очёсывать: сначала крупной железной щеткой, затем мелкой щетинистой. Он становился мягким и шелковистым.

Прядение Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям,

№ слайда 10

Прядение Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.

Тканьё Ткали мастерицы на ткацких станках. Холст из тонкой пряжи шел на рубашки,

№ слайда 11

Тканьё Ткали мастерицы на ткацких станках. Холст из тонкой пряжи шел на рубашки, бельё, полотенца. А из грубой – на мешки, рукавицы.


№ слайда 12

Читайте также: