Мундштук из эбонита своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Вот так выглядит готовая трубка. На изготовление этой трубки у меня ушло два полных рабочих дня.

Это большая удача: в среднем на трубку уходит больше времени, поскольку часто заготовки уходят в брак из-за скрытых дефектов материала (трещины, каверны). Плюс у меня было заранее подготовленное колечко из бивня мамонта.

Материал, из которого делаются трубки, называется бриар . Это нарост в корневой системе древовидного вереска - деревца, обитающего вокруг средиземного моря в засушливом климате в каменистой почве. В этом пористом наросте деревце накапливает влагу, а из грунта впитывает минералы, делающие его твердым и почти не горючим. Именно такие сложные условия произрастания делают этот материал идеальным для изготовления курительных трубок.

На этом снимке грубо вырезанный и расчерченный блок. В исходном блоке трубка размещена под углом, потому прежде чем вырезать, пришлось наклеить на эпоксидку обрезки бриара. Сейчас они видны по углам. Это упростит фиксацию заготовки в токарном станке. А в последствии эти уголки срежутся.

У деревянной части трубки - стаммеля - будет два отверстия. Одно в чубуке для крепления мундштука (мортиз), и одно в чаше - табачная камера. Из дна мортиза в одно табачной камеры будет просверлен дымовой канал. Оси всех трех сверловок находятся в одной плоскости, она расчерчена посередине блока.

Это колечко из бивня мамонта. Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.

Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.

Вот так выглядит сам бивень.

Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.

На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.

Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.

Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.

Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.

Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.

Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.

Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.

Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.

Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.

За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.

На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.

Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.

В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.

Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.

Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.

Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.

На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.

Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.

Затем уже грубо вывожу всю форму.

Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.

Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.

Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.

На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.

Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.

Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:

Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.

Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.

Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.

На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.

Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.

Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.

Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).

Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.

Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.

Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.

Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.

Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.

Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.

Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.

Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.

Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.

На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.

Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова. В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.

Изготовление трубки своими руками – процесс долгий и трудоемкий. Для этого понадобится материал, инструмент, навыки и эксперименты. Как показывает практика, даже у опытных плотников первые экземпляры получаются далеко не самого лучшего качества. Из чего делают курительные трубки – это целая наука.

бриар

Курительная трубка своими руками делается из дерева. Оптимальный материал – это бриар, но найти его в свободной продаже практически невозможно. Бриар добывается из корня вереска, произрастающего в Средиземноморье. Поэтому, как правило, за основу берется древесина вишни или груши – доступные материалы для курительной трубки.

Стоит сказать, что создание курительной трубки своими руками обойдется в разы дороже, нежели покупка новой. Связано это с трудоемким процессом выпиливания основы, подготовки материала, а также просветления внутренних каналов. Придется испортить не одну заготовку, прежде чем получится некоторое подобие курительного устройства.

Многие задаются вопросом, как сделать трубку из фольги, бонг из бутылки. Это нельзя назвать трубкой для курения, поскольку пластик и искусственные покрытия не дают того эффекта, что дерево и бриар.

Технология и производство не допускает применение бумажной продукции.

Можно делать акцент на глиняную посуду, руст, но малейшая трещина приведет изделие в негодность.

Готовые решения

хобби-блок

В табачных магазинах продаются своеобразные наборы, которые помогут понять, как сделать курительную трубку своими руками буквально за 5 минут. Это так называемые хобби-блоки. Обычно выполняется хобби-блок в виде квадратного или прямоугольного деревянного бруска. Внутри уже просверлено отверстие для чаши и дымового канала.

Все, что остается пользователю, это приделать мундштук. Купить дрип-тип также можно на онлайн-пространстве, причем согласно размерам, которые имеют хобби-блоки.

Говоря честно, хобби-блок это всего лишь игрушка для изготовления курительных трубок. Сделать из этого полноценную трубку проблематично. В большинстве случаев такие изделия рассматриваются исключительно как сувениры.

Подготовка оборудования

пила

Ключевой инструмент – это ленточная пила и сверлильный станок. Найти станок можно в б/у состоянии примерно за 5000-7000 руб. по объявлениям в Интернете. Речь идет о простейших моделях, которые легко фиксируются на кухонном столе.

Ленточную пилу для изготовления курительных трубок найти не так просто и обойдется устройство скорее всего дороже. Однако, если предполагается изготовление трубок в долгосрочной перспективе, такое оборудование станет незаменимым.

Следующий элемент подготовительного комплекта – это сверло. Для дымового канала обычно подбираются модели диаметром 4 мм. Найти такие изделия для станков можно в специализированных магазинах. Оптимальный вариант – сверло для мебельных петель, с помощью которого делается ремонт, включающее широкий ассортимент вариантов, идеально подходящих для создания трубки.

Если предполагается резьба, потребуются художественные наборы. Резное украшение – это трудоемкий процесс.

Этапы изготовления курительной трубки

Узнать, как сделать трубку для курения табака, можно согласно следующим стадиям:

дымовой канал

  • Работа начинается с выпиливания заготовки. Для этого стоит взять материалы дерева вишни или груши и выпилить из цельного массива треугольную структуру. Это будет служить своеобразным основанием для будущей трубки. Заготовку важно подбирать оптимальной толщины, чтобы она удобно сидела в руке и в то же время оставила достаточно места для сверления чаши и других отверстий.
  • Далее подготавливается эскиз. Это простой способ понять, как сделать бонг или трубку. Лучше сделать это на картоне или пластике. По эскизу на заготовке обозначаются параметры и габариты чаши и чубука. Лучше вырезать их прямо на древесине, что поможет в дальнейшем не ошибиться.
  • Сначала проще всего сделать отверстие для чаши. Важно не переборщить с глубиной и осторожно в несколько заходов подготовить камеру. Шлифовка пока не выполняется. Это завершающий процесс, который реализуется, когда основание трубки полностью готово.
  • Далее сверлится дымовой канал. Делать это нужно на цельной заготовке, на которой еще нет четко обозначенного контура трубки, а размеры не зафиксированы. Благодаря этому можно удобно зафиксировать заготовку на станке и просверлить отверстия нужного диаметра без дефектов.
  • Главное – аккуратно соединить дымовой канал и чашу. Канал не должен нависать или утыкаться в камеру для табака. В противном случае курение не доставит удовольствия, потребует усилий, а сама трубка быстро деформируется.
  • Когда отверстие пропилено, изготовление курительной трубки своими руками в домашних условиях переходит к обработке формы. Это самый долгий и трудоемкий процесс. Действовать в большинстве случаев приходится вручную. Можно лишь на первых этапах обрезать отдельные края заготовки на ленточной пиле.
  • Важно – заранее просчитать размер мундштука. Кроме того, для этого на конце чубука подготавливается специальное заужение или, напротив, уплотнение, отвечающее за фиксацию дрип-типа.
  • Когда самодельная курительная трубка из дерева практически готова, проводится шлифовка. Далее изделия блокируются и полируются. Это понадобится для защиты изделия от высокотемпературного воздействия и поможет значительно увеличить срок годности. Внутри трубку лакировать не надо. Естественный нагар создаст защитный слой уже после недели курения.

Как сделать мундштук?

Оптимальный выбор для мундштука – это эбонит. Материал трубки для курения можно приобрести в строительных маркетах или в тех же специализированных табачных магазинах. Перед тем, как сделать бонг или трубку, стоит закупить эбонит про запас.

Кусок эбонита вертикально устанавливается в сверлильный станок. Сначала сверлом создается перпендикулярно ровная поверхность. Далее делается отверстия под цапфу в соответствии с параметрами чубука.

Наиболее сложная часть – сверление дымового канала в мундштуке. Важно помнить, что отверстие должно быть конусным в длину. Обычно подбираются сверла в диаметре не более полутора миллиметров, но в любом случае подбирается именно то сверло, которое подходит под дымовой канал чубука.

Чтобы сделать отверстие конусным, мундштук сверлится с каждым разом все более тонкими сверлами и в несколько заходов. Деревянные трубки в таком случае курятся лучше.

На этом заготовка для дрип-типа готова. Далее в работу идет уже обычный напильник и многочасовые усилия. Важно не только выточить комфортную форму, но и сделать удобный загубник, чтобы курение не доставляло дискомфорта.

Некоторые изготавливают и делают трубки из глины, из бумаги, других подручных средств. Но это уже качественно иная технология, реализовать которую без навыков проблематично. Бриаровый кустарник для курительных трубок и эбонит – это лучшие материалы.

Давненько ничего не делал, решил немного оставить клиночки в покое, и сделать что-то на отвлеченную, неножевую, темку. Итогом стала курительная трубка .



Размерности такие: 135х45х40мм, канал чаши 20х30мм, канал мундштука - 3мм.
Материалы - латунная соединительная трубка, платан на чашу и горная вишня - на мундштук.
Каналы сведены в ноль (как мне обьяснили - мундштучный канал д.выходить ТОЧНО на дно чашечного - тогда будет легко чиститься и не будет образовываться и скапливаться на дне чаши вода с золой). Трубка накарнаублена: увы и ах - но тут НИКАКОГО масла, ни полочного, ни даниша, ни ваниша, ни льнянки, ничего - иначе будет пованивать, а это нежелательно. Ибо сами материалы приятно пахнут - зачем там масло? Почему вишня - найти нормальный, мундштучный эбонит тяжело, да к тому же некоторые и на него плюются, говорят - все равно серой воняет:, эбен-кизил же пока жалко, вот если потянет сделать еще - тогда да. Платан же там потому, что: 1) бриара нет и денег на него пока жаль (особенно на первую пробу), 2) в отличии от груши - он так же плотен (плотность платана - 700, бука - 650, груши (из коей и делают трубки подешевле) - 720 кг/м3; прочность по бринелю - 3,9, 3,7 и 3,8 соответственно), но при этом более пестр и красив, к тому же моя груша еще не досохла, ну и 3) - он дает приятный запах: хороших сигар и ванили.
Это, так сказать - проба пера, пусть и чуть кривоватая. Сделать мундштук тоньше не получится: вишня - не эбонит и не эбен/бакаут/фисташка/кизил, там и так на стенках около загубника меньше 1мм, а токарного станка нет.
----------
В этой теме говорим от трубкостроении, обмениваемся бесценным опытом, обсуждаем свойства материалов и их пригодности для курительных трубок; ну и конечно же - парк техники и всяческих приблуд, облегчающих жизнь трубкоделу. Также обсуждаем аксессуары и концепции их изготовления - от тамперов и тройников до сумок. Можно было б также поговорить и о самом табаке.

тогда здесь. мудрость не баксы - прятать не стоит, лучше делиться со всеми . вопросы же про морилки .морту-бриар - думаю - и для ножевиков будут интересны.
----------
По поводу рога не дописал. читал, что для того, чтоб рог не вонял - его вываривают (или пропаривают), и уж в любом случае рог должен долго вылежаться. Тогда да, никакого запаха-привкуса! минус рога - ему нужен более тщательный уход, да и от влажно-горячего дыма он великолепно может слоится и/или трещать.
----------
По янтарю. Лучше использовать не янтарь, а амбероид - спеченную янтарную крошку. Он тверже янтаря, дешевле и массивнее (найти кусок на мундштук для носогрейки - не проблема). Где добыть: ищите выставки минералов и изделий из них, это наиболее верный путь. Причем лучше сразу честно говорить - 'мне нужно плавленого', тогда можно и кусочек побольше найти, и никто амбероид вам вместо небывалых размеров природного янтаря (с такой же небывалой ценой) втюхивать не будет.
Можно было б и попробовать, но не раньше, чем начнет хорошо выходить с акрилом.
----------
Следующая трубка будет из хорошо минерализованной морты, с чашей типа 'биллиард'.

мля, вот как чуствовал, скоко раз просил прислать с крайнего севера типа кусок бивня мамонта, ни ответа ни привета

Originally posted by Predalien:

тогда здесь. мудрость не баксы - прятать не стоит, лучше делиться со всеми . вопросы же про морилки .морту-бриар - думаю - и для ножевиков будут интересны.


Ну что же, попробую поделиться своим опытом, может кого то что то заинтересует. Ни в коем случае не хочу выставлять свой опыт, как догму. Напишу как делаю я и как думаю я, это всего лишь моё личное мнение, не больше того.
Начнём по порядку. Сразу хочу сказать, что обсуждать формы трубок я не берусь, да и не кому не советую. Мастер вправе сам решать, какую форму трубки ему сделать. Он может изготовить трубку чисто по своей визуализации, либо попробовать повторить форму трубки другого мастера. Что можно сказать по поводу вышесказанного? Повторить форму уже кем то сделанной трубки не считаю зазорным и тем более преступным. Мне понравилась такая форма и я взял её за основу, тем более, что точно такая же трубка у меня все равно не получится, я же не фрезерно-копировальный станок. Раз спрашивают моего совета, то я советовал бы начинать резать трубки с классики (кстати это считается труднее, нежели сделать трубку фрихенд), а к фрихенду, как я заметил, каждый мастер приходит рано или поздно. По всей видимости просто надоедает резать трубки классической формы. У кого то такие трубки оправданы, у кого то нет, но это опять же с точки зрения моего видения. А вообще то любая трубка рано или поздно находит своего хозяина, особенно если она сделана с любовью и с душой. Может и высокопарно прозвучало, но это действительно так. И так про форму трубки я высказал своё мнение, теперь по материалу.
Я начинал резать трубки из доступного мне материала - вишня, яблоня, орех, карагач, карельская берёза, корень вишни, яблони, ясеня, кап берёзы, ясеня, клёна. К Бриару я пришёл значительно позже. Почему? Просто испортить кусок вишни для меня было не страшно, отсюда больше свободы в своих действиях. Потом, я же не делал трубки из сосны, а все перечисленные материалы вполне подходят для хорошей рабочей трубки, ведь 200-250 лет назад про Бриар даже и не слышали, а трубки то уже курили и не одно столетие. Да трубки из корня вишни несколько уступают по прочности Бриару, но вполне хорошо курятся, имеют красивый рисунок и что интересно в процессе всего срока службы не перестают отдавать лёгкий аромат своего дерева в аромат табака. А прожечь, наверное, можно любую трубку. Но правильно обкуренная вишня служит так же, как и Бриар. Мне кажется, что во многом столь категоричное предпочтение Бриара, зачастую объясняется в немалой степени снобизмом, в хорошем смысле этого слова. Ведь непосвящённый человек и трубокуров считает снобами. Ведь в тех редких случаях, когда мне приходится курить трубку на улице, то встречные люди оборачиваются.
С мортой (морёный дуб) не работал, только декоративные вставки, тампера и мундштуки под сигарету. Именно чашу трубки из морты не делал, может не попадалось подходящего куска, а может останавливал запах, который морёный дуб выделяет при обработке на станках, но как то не пришлось, так что здесь посоветовать ничего не могу. Хотя некоторые мастера работают с этим красивым материалом.
Сейчас я делаю трубки только из Бриара. Просто время боязни загубить заготовку прошло, а рынок диктует свои требования. По материалу для чаши трубки высказался.
По мундштуку. Эбонит - проверенный материал для мундштука. Не разу не ощущал запах или привкус серы в уже готовом изделии, хотя при обработке, конечно запашок ещё тот. Вы пишите, что не захотели делать мундштук из коричневого эбонита. Так не факт, что после окончательной полировке он не окажется глубоко чёрным. Я бы попробовал отполировать кусочек. И найти эбонит не так уж и сложно, даже на этом форуме предлагают эбонит специально для трубок. И выйдет он дешевле чем прессованный янтарь, который не под каждую трубку и подойдёт.
Применять для мундштука рог и тем более дерево категорически не советую. От взаимодействия зубов и слюны оба эти материала моментально придут в негодность, не говоря уже о том, что держать в зубах осклизлый рог или дерево просто напросто невозможно, а придумывать какие то насадки на загубник для трубки это уже, мягко говоря, лишнее, на кальян куда ещё не шло, но никак не на трубку. И потом, эбонит более технологичный материал - разогрев его можно выгнуть под задуманную Вами форму, что затруднительно сделать с рогом, а с деревом совсем невозможно.
Ну вот первая заметка на затронутую Вами тему готова. Может что то упустил. У кого будут вопросы - задавайте. Если смогу отвечу.

если делать деревянный мундштук, что предпочтительней ?

чаша из карелки, реально получается рабочей? просто ставил ее в ряд с обычной березой (по вкусу) и не рассматривал как материал для чаши.

Как и обещал, публикую статью об изготовлении курительной трубки. Отснял заготовку на каждом этапе, но все никак руки не доходили написать для каждой фотки текст. Огромная, как выяснилось, работа.

. UPDATE .
Статья уже здорово устарела, а написать новую
все времени нет :) Зато есть более свежее видео, вернее,
целый фильм. Это 2015 год. Как найду время, обязательно
сниму новое видео, и отдельные видео по разным этапам
процесса. Так что переходите по ссылке,
подписывайтесь на канал :)

Вот так выглядит готовая трубка. На изготовление этой трубки у меня ушло два полных рабочих дня. Это большая удача: в среднем на трубку уходит больше времени, поскольку часто заготовки уходят в брак из-за скрытых дефектов материала. Плюс у меня было заранее подготовленное колечко из бивня мамонта.

Материал, из которого делаются трубки, называется бриар. Это нарост в корневой системе древовидного вереска - деревца, обитающего вокруг средиземного моря в засушливом климате в каменистой почве. В этом пористом наросте деревце накапливает влагу, а из грунта впитывает минералы, делающие его твердым и почти не горючим. Именно такие сложные условия произрастания делают этот материал идеальным для изготовления курительных трубок.

На этом снимке грубо вырезанный и расчерченный блок. В исходном блоке трубка размещена под углом, потому прежде чем вырезать, пришлось наклеить на эпоксидку обрезки бриара. Сейчас они видны по углам. Это упростит фиксацию заготовки в токарном станке. А в последствии эти уголки срежутся.

У деревянной части трубки - стаммеля - будет два отверстия. Одно в чубуке для крепления мундштука (мортиз), и одно в чаше - табачная камера. Из дна мортиза в одно табачной камеры будет просверлен дымовой канал. Оси всех трех сверловок находятся в одной плоскости, она расчерчена посередине блока.

Это колечко из бивня мамонта. Оно заранее подготовлено. Иногда приходится потратить целый рабочий день, чтобы заготовить такие колечки из разных материалов с разными размерами.

Один торец колечка сточен строго перпендикулярно оси. Этой стороной оно будет обращено к чаше. Другая сторона не сточена - сточится уже на месте.

Вот так выглядит сам бивень.

Помимо бивня мамонта я использую и другие материалы: коровий рог, лосиный рог, различные сорта дерева (люблю самшит и корень бубинго), акриловые имитации всевозможных материалов. Любопытно, что трубку с бивнем мамонта нельзя отправлять в США. Для защиты редких животных их законы запрещают импорт изделий из слоновой кости, а таможенники не могут отличить слона от ископаемого мамонта, которого уже немного поздно защищать. Потому на американский рынок используется только акриловая имитация слоновой кости.

На токарном станке я выточил на торце чубука цилиндрик под внутренний диаметр колечка. Приклеил колечко на эпоксидный клей, затем сточил торец и просверлил мортиз. Очень важно делать это за одну установку, чтобы ось мортиза была точно перпендикулярна торцу. Иначе на стыке чубука и мундштука была бы щелочка.

Именно потому, что заготовку на этом этапе нельзя снимать со станка, приходится заранее заготавливать колечки. Работу упростил бы второй токарник, даже самый маленький, но пока есть и более необходимое оборудование, на которое уходят свободные средства.

Если не делать колечка, то обойтись можно и без токарника, имея лишь сверлильный станок. Торец чубука в таком случае точится сверлом Форстнера. Это фреза, используемая для сверления под мебельные петли, например.

Следующий этап - сверление дымового канала. Я сверлю его, подавая руками заготовку на вращающееся в токарнике сверло. Упираясь в нужном месте задней бапкой, я не даю сверлу уйти в сторону.

Для этого нужно сделать лунку на тыльной стороне заготовки. В эту лунку и упрется центр задней бапки. Еще одна лунка на дне мортиза - в нее попадет сверло.

Дымовой канал просверлен на нужную глубину до предполагаемого места встречи со сверловкой табачной камеры.

Сверло - 4мм. Диаметр сверловки - вопрос спорный. Большинство фабричных производителей делают каналы узкими, около 3 мм. Датские мастера предпочитают чуть шире - 3.5 мм. Большинство наших мастеров сверлят на 4мм. Американские мастера тоже любят широкие каналы.

Трубка с широким каналом курится, на мой взгляд, вкуснее и суше. Чуть возрастает вероятность засасывания в канал частичек табака, но для бесфильтровых трубок это не проблема: канал легко прочистить ершиком, не разбирая трубку. Сам я с этой проблемой и не сталкивался, поскольку курю в основном крупно нарезанные табаки английской группы. Датские табаки обычно нарезаны мельче, от того, наверное, и датские мастера предпочитают каналы поуже.

Отверстие просверлено чуть-чуть ниже центра дна мортиза. В бентах это необходимо, чтобы ершик легко проходил собранную трубку. При шлифовке канала отверстие будет чуть расточено вверх до овала.

За следующую установку на токарник я сверлю табачную камеру и точу цилиндр чаши. Форма трубки совершенно не цилиндрическая, и будет выводится другим инструментом, но будет от чего отталкиваться.

На заднем плане сверло для табачной камеры. Это переточенная на параболу перка.

Камера точится до тех пор, пока не сойдется с дымовым каналом. Канал должен войти в центр камеры по самому дну. Чуть правее-левее - не большая проблема, и в разумных пределах я такую ошибку допускаю. Чуть ниже, канавкой по дну - не совсем правильно, я стараюсь такой канавки не оставлять. Чуть выше - однозначно брак. Трубка с завышенной сверловкой канала не будет докуриваться до конца, начнет "закисать", что испортит вкус.

В данном случае все идеально. Выход канала будет еще аккуратнее после шлифовки.

Видно, что наклеенные уголки сточились и не станут частью трубки.

Следующий этап - точение формы. На заднем плане шлифовальный диск с липучкой. Я устанавливаю его на токарник, но можно приспособить любой мотор, или даже воспользоваться болгаркой.

Использовать для этого токарник даже не совсем правильно. Любящий свой станок токарь никогда не станет использовать на нем никакие абразивы. Но мой станок итак стар и не точен, до меня на нем работали много поколений учащихся какого-то ПТУ.

На снимке видны пара черных точек - это сендпиты - песчинки, попавшие в бриар из грунта. Эти сендпиты сточатся, но даже попав на поверхность трубки, они вполне допустимы. Гладкие трубки без сендпитов продаются дороже.

Сперва я точу закругления чаши только с четырех сторон.

Затем уже грубо вывожу всю форму.

Если намочить заготовку, видны грейнсы - естественный рисунок бриара. Позже я сделаю эти грейнсы контрастными с помощью последовательной шлифовки и окраски.

Стаммель еще немного отшлифован грубой шкуркой (150 грит), отрезан кусок эбонита под мундштук.

Мундштук будет чуть изогнутый, но сперва он делается прямым. Эбонит легко гнется при нагреве, затем застывает. Но это позже.

На токарном станке я вытачиваю цапфу - шип мундштука для соединения со стаммелем - деревянной частью. Цапфа имеет точный диаметр, чтобы плотно держаться в мортизе, но не застревать. И по длине точно подогнан под глубину мортиза, чтобы внутри собранной труби не было полости. Если быть совсем точным, длина цапфы все-таки чуть-чуть меньше глубины мортиза, на 0.2 мм примерно. Это нужно из-за температурного расширения, чтобы в теплой трубке не образовалась щелочка.

Канал мундштука просверлен тремя сверлами: сперва чуть-чуть 3.8 мм, затем 2.5 почти до конца, затем на встречу со стороны загубника 1.5мм.

Затем я растачиваю щель загубника. Для этого используются следующие инструменты:

Насадка для бормашинки Dremel нужна, чтобы набросать направление щели. Большинство фабричных производителей и некоторые мастера (итальянцы в основном) на этом и останавливаются. Но если делать все по уму, щель нужно расточить глубоким конусом вглубь мундштука. Для этого я использую обломок пилки для электрического лобзика.

Третий инструмент называется конусный риммер. Это треугольный надфиль со сточенной насечкой. В широком месте сечение вписывается в окружность диаметром 4мм - как раз под диаметр канала стаммеля. Вращая этот риммер в канале, я убираю "ступеньки" между сверловками разными сверлами. Получается плавное сужение от 4мм на входе до 1.5мм у загубника. Опять же, многие производители этот этап опускают, а эти ступеньки копят конденсат из дыма.

Затем я грубо точу форму мундштука тем же шлифовальным диском на липучке. Дальше - только ручной инструмент: напильники и шкурки.

На этом снимке грубо выведена форма загубника. Я делаю это плоским напильником.

Еще немного поработал напильником, а дальше - шкурка 150 грит на вот таком вот брусочке. Я использую разные брусочки: круглые, прямоугольные, сложных профилей. Шлифовать на пальцах не получится как минимум из-за разной плотности материалов: бриар провалится, мамонт и эбонит выпучатся.

Дошел до 240 грит. Намочил. Видны грейнсы.

Каналы стаммеля и мундштука пошлифовал шкурками на деревянной шпажке. Со стороны загубника - шкурками, сложенными в острый уголок. Канал стаммеля я шлифую до 320 грит - дальше нет необходимости. Задача лишь избавиться от следов сверла, затрудняющих чистку. Канал мундштука я не только шлифую до 800 грит, но и полирую пастой на длинном ершике (виден позади трубки).

Затем я нагреваю мундштук строительным феном и загибаю его. Затем остужаю холодной водой. Пока не было фена, я использовал простую свечку. Феном удобнее только потому, что невозможно случайно поджечь эбонит.

Отшлифовал шкуркой 320 грит. Вывел окончательную форму загубника. Загубник я делаю физиологичным, подобно боксерской капе.

Начиная с 320 грит я окрашиваю трубку между шкурками. Сейчас я использую черную водную морилку. После окрашивания смываю остатки морилки влажной тряпочкой.

Здесь окрашенная в черный цвет трубка отшлифована до 400 грит. Как видно, часть морилки, попавшая на более пористые волокна, впиталась чуть глубже, и осталась после шлифовки. Так проявляется контраст грейнсов.

Процедура повторена со шкуркой 500 и 600 грит.

Наношу основной цвет. Это уже спирторастворимая морилка. Опять же, излишки морилки смываются влажной тряпочкой, чтобы трубка не пачкала руки.

Полирую трубку пастой на полировальном круге. На отполированном мундштуке видны небольшие косяки шлифовки - там перешлифовываю, довожу до 1500 грит, и полирую повторно.

Подтеки морилок в табачной камере сошлифовываю шкуркой на такой вот палочке. Использую грубую шкурку 150 грит. Некоторые мастера шлифуют камеру в зеркало, но я считаю это не только излишним, но и вредным. На грубую поверхность камеры быстрее ложится нагар.

Наношу маркировку трубки клеймами. Свое имя - А. Бондарев. Грейдинг А-Б-В, А - самый высокий. И дату изготовления, в данном случае 2013-09-13. Традиционно мастера используют для клейм латиницу, но я предпочитаю родные русские буквы. Возможно, мне прийдется приумерить свой патриотизм, когда выйду на зарубежные рынки, но пока мои трубки продаются лишь в России и СНГ.

На готовую трубку я наношу карнаубский воск - натуральное вещество, придающее глянец, например, конфетам M&Ms. По сути это лишь предпродажная подготовка, поскольку со временем карнауба сотрется. Для нанесения карнаубы я использую такой же хлопковый диск, как для полировки.

Осталось сшить кожаный мешочек, и трубка готова. В камере осталась капелька черной морилки - не беда. Закурится. Бóльшую часть брызг стер, дальше тереть уже нельзя без искажения геометрии камеры.

Изогнутый мундштук. Из чего делать\как высверливать канал?

Собрав по частям свой первый агрегат(Ego c DCT), не мог нарадоватся, но! сразу отметил неудобство дрипки - соски. Мне как-то удобней держать агрегат вертикально. Обзавелся CE2 с плоским мундштуком. Удобно. Но вертикально опять-таки не подержишь.
Решил проверить, насколько удобен будет изогнутый мундштук.
Взял 901-й картридж. нагревая горелкой, изогнул. Вышло страшно и коряво на вид. Воткнул в DCT. Удобно!
Взял мундштук от мини-бонга(такая хрень, в которую вставляется сигарета и заливается вода. Мини-кальян короче). Симпатично. Но пасадочноеместосильно мелкое.Обмотал фум-лентой. Держится непрочно. Воздуховод тонкий, быстро скапливаеся конденсат.
Отсюда вопрос - никто не находил в продаже мундштуков изогнутых 510-го диаметра? С нормальным воздуховодом?
Или - как высверлить изогнутый канал воздуховода?

Ё-бак на Vmax - и больше ничего не надо



Обычно сначала мундштук делают прямой, потом уже гнут. Как вариант - ручками делаете мундштук из эбонита или оргстекла, рассверливаете. Потом, нагревая, изгибаете. Никаких особых хитростей нет.
оффтопик: В свое время занимался резкой курительных трубок на заказ. Мундштуки изготавливал именно так.


Ё-бак на Vmax - и больше ничего не надо



Эбонит не изогнешь.
Оргстекло - можно!
Можно попробовать капролон!

А вообще - не советую я эбонит, пробовал. У него стойкий противный вкус!

Долго ковырялся в вопросе. Так понял, что эбонит эбониту рознь. Есть тот который потеет после шлифовки какой-то дрянью всю жизнь и воняет, есть который используется многими мастерами для мундштуков трубок и гнется и не дает посторонних вкусов и запахов. Как будет вести себя с нашей жижей - неясно. Что-то несложное можно изготовить из оргстекла, но тоже вопрос непростой. не все получается так просто, как пишут про обработку оргстекла. Температурный режим очень важен, а на кухне его трудно выдержать.
После экспериментов единственный рабочий экземпляр был изготовлен так: две полоски оргстекла подходящего размера с пропиленными пазами под воздушный канал, склеены клеем на основе уксусной кислоты (важно, есть клеи для оргстекла на основе дихлорэтана, ими не стоит ). Придана форма мундштука, на часть, которая входит в атомайзер, для избежания деформации, надет старый атомайзер, в каналы вставлены два (чтобы канал был плоским) куска медной проволоки. В кипятке эта конструкция пластичной не стала, поэтому аккуратно нагрел феном и согнул. Если фиксировать не в лекале, а проволочкой, получить аккуратный радиус изгиба почти невозможно. В общем еще тот гемморой. Если есть пруток из оргстекла подходящего диаметра будет немножко проще, но там сложно просверлить соосный канал. Удачи.

Есть возможность попросить приятеля на производстве отлить из чего-то типа акрила. Но он будет прозрачный. И неизвестно когда будет В идеале бы что-нить типа эбонита.

Читайте также: