Мундштук для диджериду своими руками

Обновлено: 05.07.2024

США. Конец XIX века. По улицам городов униженного поражением в Гражданской войне Юга снуют беспризорники, потерявшие отцов в братоубийственной бойне. Они шарят по карманам, грабят зазевавшихся прохожих и… играют музыку.

Хороших и даже плохих настоящих инструментов уличным оборванцам достать негде, поэтому они выкручиваются как могут — создают их своими руками. На первый взгляд музыкальный арсенал этих уличных ансамблей, прозванных spasm bands, кажется кучей мусора, да и звучит примерно так же. Но во многом именно им мы обязаны доброй традиции объединяться в группы, чтобы играть музыку. Мало того, в нестройных звуках спазм-банд уже слышатся первые отголоски нынешних джаза, кантри, блюграсса и, разумеется, блюза.

Сокрытый под грузом времен и расплодившихся гитарных производителей инструмент, без которого блюз звучал бы совсем по-другому. Эта однострунная цитра, как назвали бы диддли-бо этномузыкологи (да, есть и такая профессия), стала неотъемлемым атрибутом музыкальной жизни чернокожих рабов Америки. Простота изготовления и вполне пристойный звук обеспечили этому инструменту широчайшее распространение на плантациях Юга. Одна из версий происхождения диддли-бо гласит, что этот инструмент изначально изготовлялся в качестве игрушки для детей и лишь позднее его звучание оценили взрослые музыканты.

Впрочем, после отмены рабства, получив какую-никакую свободу, чернокожие не забыли о диддли-бо. Во многом его протяжное и очень узнаваемое звучание предопределило ленивую и неспешную эстетику блюза с протяжными нотами и неочевидной темперацией.

Именно благодаря диддли-бо появилась слайд-гитара и техника игры слайдом. Многие музыканты даже снимают со своих гитар струны, оставляя одну-три, чтобы имитировать игру на диддли-бо. Позднее стали появляться модификации, оснащенные двумя или тремя струнами больших размеров и звукоснимателями. Уилли Джо Дункан, например, играл на колоссальных размеров электрическом диддли-бо, который он прозвал унитар.

Один из немногих достойно звучащих инструментов, которые можно сделать буквально на коленке из подручных материалов. Деревянная доска, полдюжины гвоздей, металлическая проволока и стеклянная бутылка или жестяная банка в качестве резонатора — таков несложный рецепт приготовления этого инструмента.

Джек Уайт в фильме It Might Be Loud преподал мастер-класс по созданию электрифицированного диддли-бо. А происхождение псевдонима папы рок-н-ролла Бо Диддли в отдельном пояснении уже, надеемся, не нуждается.

Диддли-бо, жбан и еще 4 музыкальных инструмента из подручных средств. Изображение № 1.

К слову, гитаристы мотауновских легенд The Funk Brothers свои первые шаги в музыке начинали именно с диддли-бо.

Как играть

Есть один нюанс: для игры на диддли-бо потребуется слайд. Изготовить его можно самостоятельно, подобрав нужной длины и диаметра обрезок стальной трубы либо отпилив горлышко от винной бутылки. В последнем случае лучше не полениться и как следует обработать все сколы и острые грани наждачной бумагой.

Играть на диддли-бо проще простого: струна либо защипывается пальцами или медиатором, либо по ней бьют металлической палочкой (можно использовать чайную ложку — звук вполне приличный). Слайд прижимают к струне, регулируя высоту звука.

Жбан — это, собственно, жбан. Стеклянный или керамический кувшин объемистых размеров, в которых хиллбилли и реднеки до сих пор предпочитают хранить виски или собственноручно сделанный самогон. Этот музыкальный инструмент хорош тем, что находится всегда под рукой. Дело за малым: подготовить его к игре, выпив все содержимое.

Несмотря на всю свою простоту, жбан оказался востребованным музыкальным инструментом, в начале XX века использовавшимся едва ли не каждым вторым музыкальным коллективом. Появилась даже разновидность ансамблей, получивших название jug band, главной особенностью которых был именно жбан в качестве основного или вспомогательного музыкального инструмента.

Психоделические рокеры 13th Floor Elevators не только не обошли жбан своим вниманием, но и изобрели подзвученную, электрическую его версию. Но в те времена что только не электрифицировали.

Диддли-бо, жбан и еще 4 музыкальных инструмента из подручных средств. Изображение № 3.

Как играть

Играть на жбане можно несколькими способами. Прежде всего, называемым профессиональными музыкантами амбушюром — так играют на трубе, тромбоне и других духовых инструментах, имеющих чашеобразный мундштук. Губы музыканта прикладываются к мундштуку (или в нашем случае к горлышку), и он издает звук, который очень любят школьники — воздух проходит сквозь плотно сжатые губы, имитируя один из процессов человеческого организма. Также можно дуть в горлышко, направляя воздух таким образом, чтобы получался звук. Наверняка многие проделывали такое с пивными бутылками, но в отличие от бутылок звук у жбана более внушительный. Правда, этот способ до широкого распространения микрофонов практически не использовался — очень уж тихий звук получался.

Достаточно широкое горлышко жбана позволяет использовать его в качестве хорошего резонатора для голоса, и тут уже каждый отрывается как умеет, порой издавая звуки, которым позавидовал бы сам Майкл Уинслоу. Если взять несколько жбанов разных размеров, можно даже выдать какую-то осмысленную мелодию, а не только задавать ритм.

Некоторые исполнители играют на жбане как на диджериду, используя непростую в освоении технику циркулярного дыхания, позволяющую играть на духовых инструментах без перерыва на вдох.

Сразу определимся с термином: тазовый бас (washtub bass) звучит как-то физиологично, а бас из таза — еще более физиологично и двусмысленно. Поэтому пусть будет таз-бас.

Этот инструмент представляет собой обычный таз для стирки, в идеале — жестяной, который используется в качестве резонатора. Грифом (о нем ниже) служит любая более-менее ровная палка, а струна — в классическом варианте она должна быть одна — делается из бечевки, пропущенной сквозь отверстие в центре таза. Принципиальное отличие таз-баса от того же контрабаса в том, что гриф здесь не крепится к корпусу. Да, есть варианты с жестко фиксированным грифом, но не в каноническом виде таз-баса.

Таз-бас, как и любой самодельный музыкальный инструмент, дает широчайший простор для модификации. Здесь и увеличение количества струн, и оснащение звукоснимателями, и замена классического жестяного таза на все, что может дать глубокий насыщенный резонанс — от чемодана и бочки до ведра и пустого газового баллона.

Из других именитых музыкантов, использовавших таз-бас в той или иной его ипостаси, можно вспомнить гениального Леса Клейпула из Primus и Закка Уайлда из Black Label Society.

Диддли-бо, жбан и еще 4 музыкальных инструмента из подручных средств. Изображение № 4.

Как играть

Подвижный гриф нужен для того, чтобы регулировать высоту звука, ослабляя и натягивая струну. Да, и самое важное: при игре нужно ставить ногу на таз — так он не будет лязгать об пол, да и выглядит это круто.

В современных вариантах с фиксированным грифом струна прижимается к нему, как при игре на гитаре или контрабасе. Это делает таз-бас менее компактным, зато играть намного привычнее, и многие современные музыканты используют варианты с фиксированным грифом.

Действительно, это стиральная доска, которая бытовала в большинстве стран вплоть до середины прошлого века. Если провести по деревянной, стальной или даже стеклянной рифленой поверхности каким-нибудь твердым предметом, вы услышите весьма характерный трескучий звук. Из этнических аналогов можно назвать гуиро, без которой немыслима латиноамериканская музыка.

В середине 1940-х годов, когда стиральная доска уже плотно вошла в инструментарий ансамблей, был налажен промышленный выпуск досок специально для музыкантов. Главным их отличием от обычных было отсутствие тяжелой деревянной рамы.

В качестве медиатора для стиральной доски может использоваться все что угодно: монеты, пивные крышки, открывалки, барабанные палочки-щетки. Особым шиком среди музыкантов было надеть на все пальцы наперстки и играть ими, делая ритм богаче. Стиральная доска могла как использоваться в качестве перкуссии, так и заменять рабочий барабан, если возникала необходимость.

Диддли-бо, жбан и еще 4 музыкальных инструмента из подручных средств. Изображение № 5.

Диддли-бо, жбан и еще 4 музыкальных инструмента из подручных средств. Изображение № 6.

Правда, есть один нюанс. Игра на ложках в американском ее понимании берет свое начало в ирландской традиционной музыке, где в качестве перкуссионного инструмента использовались бараньи ребра, которыми стучали друг о друга, производя характерный щелкающий звук.

Диддли-бо, жбан и еще 4 музыкальных инструмента из подручных средств. Изображение № 7.

Еще один инструмент, знакомый даже простому советскому человеку. Обычная расческа или гребешок, желательно с частыми зубцами, хитрым способом оборачивалась папиросной бумагой. Вдувая воздух в зазор между натянутой бумагой и расческой, исполнитель получал резкий звук, похожий то на музыкальный инструмент казу, то на губную гармонику, то на трубу с сурдинкой.

Как сделать мундштук для сигареты своими руками? И зачем он в принципе нужен? Для многих людей курение — это не только вредная привычка, но и целое искусство. Поэтому оно немыслимо без специальных приспособлений и аксессуаров. Мундштук, впервые появившийся в 19 веке, в наши дни возвращается в моду. Конечно, это нехитрое приспособление можно купить, но созданное своими руками, оно не только превратит процесс испускания дыма в ритуал, но и подчеркнет индивидуальность владельца.

О мундштуке

При этом процесс курения был менее приятным. Бумага намокала, частицы табака попадали в рот, дым оказывался слишком едким и горьким. Поэтому некий Чарльз Петерсон придумал специальную небольшую трубку, колпачок, который надевался на самокрутку и предохранял рот от попадания табака.

мундштук

В настоящее время мундштуки уже не выполняют своей первоначальной задачи, ведь большинство сигарет оснащены фильтрами. Из практичного приспособления они превратились в стильный аксессуар. Однако и задерживают часть дыма, вредных смол, особенно если внутри расположены дополнительные фильтры. Еще один плюс – пальцы не пропитываются едким запахом, не желтеют, можно курить даже в светлых перчатках.

Изготавливают эти аксессуары из различных материалов, начиная от обычного пластика и заканчивая ценными породами дерева с инкрустацией камнями и тонкой резьбой.

Различаются приспособления для сигар, сигарилл, сигарет, а также для электронных сигарет.

Собственно, отличаться они будут только размером и диаметром отверстия. Функцию они в любом случае выполняют одну и ту же.

Делаем сами

Итак, как сделать мундштук своими руками? Для начала нужно определиться, для чего вы его будете использовать: для сигар, самокруток, электронных или обычных сигарет. От этого будут зависеть его размеры.

Далее определяемся с материалом. Разумеется, чтобы изготовить эту деталь из металла, камня или глины, понадобятся не только специальные навыки, но инструменты и оборудование.

Поэтому самым удобным материалом остается дерево, из которого чаще всего делают такие аксессуары.

Пошаговая инструкция, как изготовить мундштук для сигарет своими руками из дерева:

  1. Выбираем породу дерева. Оно должно быть не смолистым и твердым. Хорошо подходят береза, ива и т.д.
  2. Вырезаем прямоугольную заготовку чуть больше в длину и ширину готового изделия.
  3. Высверливаем отверстие нужного диаметра с торца заготовки.
  4. Придаем форму и наводим красоту наждаком, напильником, ножом и другими подходящими инструментами.

Вот и все. Сделанные таким способом простенькие аксессуары можно интересно украсить – резьбой, выжиганием, нанести орнамент, покрыть морилкой, слегка обжечь, залакировать и т.д. Главное, чтобы все было в соответствии с вашим вкусом. А еще не стоит использовать для декорирования вредные для здоровья вещества. Творите и наслаждайтесь процессом и результатом!

Мастер класс по изготовлению диджериду из борщевика своими руками.
Содержание:
0:11 - выбор растения.
1:31 - удаление края растения.
2:05 - очистка ствола.
3:40 - как играть на диджериду.
4:14 - удаление трещин в диджериду.
7:44 - заделка края нити обмотки.
9:24 - проба игры на инструменте.
11:29 - игра на диджериду после просушки и проклейки всех трещин.
11:48 - роспись, нанесение рисунка на диджериду.
13:39 - покрытие рисунка клеем ПВА после просушки.
14:30 - формирование загубного узла из эпоксидной смолы.
15:10 - извлечение формовочного пласитлина, шлифовка загубного узла.
15:42 - игра на готовом диджериду.

Sting — Shape of My Heart, акустическая версия в домашней обстановке Rudakov 22 820

Мундштук для Диджериду из Пвх трубы 50 / 40 мм - напечатан на 3D принтере из безопасного PLA пластика (основан на кукурузном крахмале ) , на метровой трубе дает стабильный мощный звук , примерно ноты : Ре , Ля ( большой октавы ), возможна установка в коннектор или вариант в срез трубы , отлично подойдет для обучения и путешествий . Новая редакция в Оранжевом цвете улучшены эргономика и прочностные характеристики . Возможны вариации : цвета , формы , размера , рисунка , размещение вашего Логотипа . Игра на Диджериду излечивает от Храпа и в общем улучшает состояние здоровья , поэтому возможно применение мундштука в терапевтических целях ! Отправка почтой в любой регион .

Музыкальный инструмент диджериду

Австралийский континент, таящий в себе огромное количество загадок, всегда привлекал огромное количество искателей приключений, авантюристов всех мастей, исследователей и ученых. Постепенно загадочная Австралия расстается со своими тайнами, оставляя за рамками понимания современного человека лишь самые сокровенные. К таким мало объяснимым явлениям относится коренное население зеленого континента. Культурное наследие этих удивительных людей, выраженное в особых обрядах, ритуалах, предметах быта, бережно сохраняется каждым поколением. Поэтому неудивительно, что звуки, раздающиеся из диджериду — традиционного музыкального инструмента аборигенов, ровно те же, что и 2000 лет назад.

Что такое диджериду

Музыкальный инструмент диджериду — это одна из разновидностей примитивной трубы. Приспособление для извлечения звуков можно так же характеризовать как амбушюрное, так как имеет некоторое подобие мундштука.

Музыкальный инструмент диджериду

Устройство инструмента

Традиционный способ изготовления трубы диджериду носит ярко выраженный сезонный характер. Дело в том, что в этом процессе активное участие принимают… термиты или, как их еще называют, большие белые муравьи. В период засухи насекомые в поисках влаги выедают сочную сердцевину эвкалиптового ствола. Все, что остается сделать аборигенам — срубить погибшее дерево, освободить от коры, вытряхнуть из него труху, приладить мундштук из пчелиного воска или глины и украсить его примитивными орнаментами — тотемами племени.

Длина инструмента варьируется от 1 до 3 м. Примечательно, что в качестве рабочих инструментов аборигены до сих пор используют мачете, каменный топор и длинную палку.

Как звучит диджериду и как на нем играть

Издаваемый диджериду звук колеблется в диапазоне от 70-75 до 100 Гц. По сути, это непрерывный гул, который модулируется в разнообразные звучания со сложными ритмическими эффектами исключительно в руках аборигена или умелого музыканта.

Для неопытного музыканта или новичка извлечение звука из диджериду — практически неосуществимая задача. В первую очередь необходимо сопоставить мундштук дудки, который может быть по размеру в диаметре более 4 см, и губы исполнителя таким образом, чтобы последние беспрерывно вибрировали. Кроме того, необходимо владеть особой техникой непрерывного дыхания, так как остановка на вдох влечет за собой прекращение звука. Для того, чтобы разнообразить звук, играющий должен задействовать не только губы, но и язык, щеки, гортанные мышцы и диафрагму.

На первый взгляд, звучание диджериду маловыразительное и монотонное. Это совсем не так. Духовое музыкальное устройство способно воздействовать на человека самым разным образом: погружая в мрачные раздумья, пугая, вводя в состояние транса, с одной стороны, и вызывая чувства легкости, безграничной радости и веселья — с другой.

Игра на диджериду

История происхождения инструмента

Известно, что инструмент, напоминающий диджериду, существовал на Зеленом континенте задолго до того, когда там появился первый европеец. Об этом наглядно свидетельствуют обнаруженные в ходе археологической экспедиции наскальные рисунки. Первым же, кто описал ритуальную трубу, стал исследователь-этнограф по фамилии Уилсон. В своих заметках, датируемых 1835 годом, он описывает, что его буквально потрясло звучание странного инструмента, сделанного из ствола дерева.

Куда более подробным считается описание диджериду в рамках диссертационного исследования, выполненного английским миссионером Адольфусом Питером Элькином в 1922 году. Он не только детально описал устройство инструмента, способ его изготовления, но и постарался передать эмоциональный эффект воздействия как на самих коренных жителей Австралии, так и на всякого, кто попадал в зону его звучания.

Австралийский абориген играет на диджериду

Примерно в то же время была сделана первая звукозапись диджериду. Это смог осуществить сэр Болдуин Спенсер при помощи фонографа и восковых цилиндров.

Разновидности диджериду

Классическая австралийская дудка сделана из эвкалиптового дерева, и может быть в виде цилиндра или расширяющегося к низу канала. Цилиндрический диджериду издает более низкий и глубокий звук, второй вариант трубы звучит более тонко и пронзительно. Кроме того, стали появляться разновидности духового устройства с двигающимся коленом, что позволяет менять тон. Он называется диджерибон или слайд-диджериду.

Современные мастера, специализирующиеся на изготовлении этнических духовых инструментов, позволяя себе экспериментировать, выбирают самые разные сорта древесины — бук, ясень, дуб, граб и др. Эти диджериду очень дорогие, так как их акустические характеристики очень высоки. Чаще всего они используются профессиональными музыкантами. Новичкам или просто увлеченным людям вполне по силам соорудить себе экзотический инструмент из обычной пластиковой трубы из строительного магазина.

Диджерибон - разновидность диджериду

Диджерибон

Применение диджериду

Пик популярности инструмента на европейском континенте и в США пришелся на 70-80 годы, когда случился всплеск клубной культуры. Диджеи стали активно использовать австралийскую дудку в своих композициях для придания своим музыкальным сетам этнического колорита. Постепенно к музыкальному устройству австралийских аборигенов стали проявлять интерес профессиональные музыканты.

Сегодня лучшие исполнители классической музыки не гнушаются включать диджериду в состав оркестра наряду с другими духовыми. В сочетании с традиционным звучанием европейских инструментов, специфический звук трубы придает привычным музыкальным произведениям новое, неожиданное прочтение.

Ученым-этнографам так и не удалось дать мало-мальски достоверного объяснения тому, откуда появились аборигены в Австралии, почему внешний вид и уклад жизни существенно отличается от подобных народностей в других точках земного шара. Но одно несомненно: культурное наследие этого древнего народа, подарившего миру диджериду, — ценная составляющая разнообразия человеческой цивилизации.

Читайте также: