Можно ли измерить уровень законности в современном российском обществе и как это сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 13.09.2024

Поэтому предложена новая концепция правоприменения [1] . Необходимо преодолеть представление об этом явлении как сугубо контрольно-охранительной фазе правового развития. Правоприменение целесообразно рассматривать как механизм непрерывного системного воздействия правовых регуляторов на социально-экономические и экологические процессы в стране и в сфере международных отношений.

Целями такого воздействия являются последовательность реализации правовых принципов и использование регуляторов для достижения высоких конечных результатов и новых правовых состояний.

Системно действующий механизм правоприменения состоит из следующих элементов:

Промежуточные и конечные результаты правоприменения следует использовать в процессе правотворчества и прогнозирования в отраслевом разрезе и применению к правовым комплексам. Это позволит повысить качество некоторых законов

Для определенного уровня законности характерны следующие критерии:

  • 1) полнота реализации принципов права и верховенства закона;
  • 2) достаточность правовой урегулированное™ сфер государственной жизни;
  • 3) информированность и знание правовых актов;
  • 4) позитивные и негативные регуляторы действия правовых актов;
  • 5) удельный вес возможных рисков, коллизий, конфликтов;
  • 6) отношение к праву в обществе;
  • 7) оценка деятельности органов публичной власти, учреждений и бизнеса;
  • 8) фактическое экономическое, социальное и политическое состояние общества.

Подтверждением обоснованности названных критериев может служить Закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 г. о внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан в связи с перераспределением полномочий от Президента, Правительства и Парламента. Новый этап развития страны поставил новые задачи достижения более эффективного государственно-правового состояния Республики и повышения роли закона в институциональной структуре. Столь же важны, например, оценки гражданами качества услуг в соответствии с законодательством [2] .

Каждый критерий следует конкретизировать в виде показателей (индикаторов) и операций (действий). Такие измерители позволят выявить разные грани реального действия правовых актов. Оправданно выделение соответственно уровней законности: высокий, нормальный, средний, низкий, критический. Такие характеристики полезны для официальных и неофициальных отчетов и анализа, докладов для государственных органов и гражданского общества.

Особое внимание следует уделять факторам, влияющим на уровень законности. К таковым можно отнести:

Для измерения законности большое значение имеет определение круга субъектов: государственных и иных органов и организаций, общественных институтов и т.п. Необходимо использовать:

  • 1) комплекс институциональных способов — отчеты, доклады и др.;
  • 2) аналитические материалы — статистика, результаты встреч, обсуждений, социологических опросов;
  • 3) количественные измерения действий и решений, выраженные показателями (индикаторами);
  • 4) материалы правового мониторинга, контрольных органов;
  • 5) материалы и информацию международных организаций и институтов.

Интересен в этом плане опыт России, где в марте 2013 г. проведен институциональный мониторинг [5] . Получена довольно полная картина реализации конституционных положений, позволяющих оценить их реальное влияние на разные сферы жизни и применительно к тем или иным конституционным институтам. Вопрос в том, как практически используются эти материалы? Каким образом конституционный мониторинг связан с мониторингом в русле отраслевого законодательства? Ответы должны дать и наука, и практика.

  • 1) проекты законов;
  • 2) соблюдение законов;
  • 3) соотношение международных и внутренних правовых норм;
  • 4) законодательные полномочия исполнительной власти;
  • 5) законодательные процедуры;
  • 6) исключения в чрезвычайных ситуациях;
  • 7) обязанность исполнения законов;
  • 8) субъекты частного сектора, выполняющие государственные задачи.

С учетом актуальности проблем повышения уровня государственной и социально-экономической деятельности рекомендуется использовать системы показателей, позволяющих анализировать и оценивать степень реализации законов.

  • 1. Позитивные показатели реализации законов и других нормативных правовых актов:
    • — применение норм закона для подготовки и принятия подзаконных правовых актов в пределах компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    • — использование норм закона для достижения программно-плановых показателей деятельности;
    • — использование норм закона для обеспечения целевых бюджетных расходов;
    • — использование норм закона для решения функциональных (тематических) задач;
    • — использование норм закона для определения статуса государственных и муниципальных органов власти, разработки положений о них, планов и программ, административных регламентов;
    • — использование норм закона для установления статуса государственных и муниципальных служащих и разработки должностных регламентов служащих, определения пределов служебного усмотрения, оценки уровня квалификации служащих при вступлении в должность и аттестации;
    • — использование норм закона в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
    • — использование норм закона для обеспечения участия граждан и институтов гражданского общества в обсуждении проектов правовых актов;
    • - использование норм закона для разработки и принятия правомерных локальных актов;
    • - реализация норм закона в ходе совершения управленческих и иных действий в соответствии с компетенцией органа власти (организации) — совещания, заседания, выезды, координация, проверки, финансовые операции и т.п.;
    • - применение норм закона при подготовке, оформлении и использовании юридических документов (финансовых, аналитических, расчетных, распорядительных, отчетных и т.п.);
    • - использование норм закона при осуществлении органом власти (организацией) действий в связи с направлением в его адрес внешних правовых актов (судебных решений, актов прокурорского реагирования, контрольно-надзорных органов) и обращений (материалов) институтов гражданского общества;
    • - соблюдение органом государственной власти и органом местного самоуправления требований информационной открытости (доступ к информации о своей деятельности);
    • - уменьшение количества правонарушений в сфере, отрасли, регионе.

    Необходимо учитывать и использовать планы деятельности министерств РФ на 2013—2018 гг., содержание направления деятельности и ключевые события в их рамках (в виде правовых актов, действий, режимов, процедур принятия решений).

    Принимая во внимание сказанное, можно рекомендовать при решении комплексных задач:

    • 1) исходить из объема статуса субъектов права, применяющих решения;
    • 2) учитывать нормативные характеристики условий и порядок принятия решений;
    • 3) применять правовые нормы как одно из условий оптимального решения задач для достижения установленных показателей.
    • 1. Принимаемые в рамках правовых пространств международноправовые акты предназначены для достижения целей и решения задач в соответствии с учредительными документами международных организаций и межгосударственных объединений и рассчитаны на согласованное решение задач социально-экономического развития государств-членов и укрепление мирового правопорядка.
    • 2. Правовые акты в рамках сообщества составляют системную договорно-правовую базу сообщества. Правовые акты различаются по субъекту принятия и объему его компетенции, по юридической силе, характеру и объему норм, по процедуре принятия.
    • 3. Для анализа и оценки реализации международно-правовых актов используется система нормативных показателей, включающих показатели оценки международных договоров, показатели оценки правовых актов органов государств-членов и сравниваемые с ними фактические результаты в регулируемой сфере; полезны данные национальных систем государств-членов и обобщенные данные органов сообщества на основе информационных технологий.
    • 4. Анализ и оценку выполнения международных договоров можно проводить в соответствии со следующими показателями:
      • а) своевременное и правильное оформление международных договоров;
      • б) информация государств-членов о ратификации международных договоров и ее учет в органах сообщества;
      • в) обеспечение публичной информации о вступивших в силу международных договорах;
      • г) определение способов реализации положений международных договоров (по линии органов сообщества, государств-членов);
      • д) обобщение информации государств-членов о принятых юридических и иных мерах по реализации международных договоров (постоянно).
      • а) обобщение информации государств-членов о принятых мерах по реализации решений органов сообщества (постоянно);
      • б) соблюдение сроков выполнения решений;
      • в) выполнение в государствах-членах мероприятий, предусмотренных в решениях;
      • г) получение и анализ статистической и тематической информации государств-членов в регулируемой сфере;
      • д) непосредственное изучение в государствах-членах реальной исполняемости решений.
      • а) своевременно информировать участников интеграционных отношений и граждан о правовых актах сообщества;
      • б) вносить изменения в законодательные акты, положения об органах исполнительной власти и другие акты;
      • в) координировать и контролировать деятельность органов и организаций в части выполнения ими правовых актов сообщества;
      • г) своевременно использовать согласования и иные процедуры в случаях возникновения разногласий и юридических коллизий между правовыми актами и решениями сообщества и собственными правовыми актами.

      В ходе анализа надлежит определить меру допустимого разнообразия в выборе государствами-членами способов реализации единых и единообразных правил;

      • 3) в ходе проведения правового мониторинга необходимо исходить из целевых критериев реализации правовых актов. Имеются в виду:
        • а) экономические критерии, позволяющие оценить решение задач экономического роста в государствах-членах, масштабного внедрения достижений науки и техники, создание благоприятных условий для предпринимательства,
        • б) социальные критерии повышения качества публичных услуг, уровня удовлетворенности граждан деятельностью институтов сообщества и органов государств-членов,
        • в) антикоррупционные критерии.

        Международные институты и государства-члены оценивают реальную степень выполнения международных договоров и к согласованию принимают необходимые меры.

        Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

        Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

        В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

        2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

        3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

        4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

        Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности. См.: Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С..352

        Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом - метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

        Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

        Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

        На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

        1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

        2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

        4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

        Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

        Даже далеко не полная характеристика процессуальной со­ставляющей механизма реализации законности в Российской Федерации, содержащаяся в настоящей работе, даёт основание для утверждения о необходимости её оценки в двух аспектах: теоретическом и практическом.

        Оценивая уровень теоретической разработанности процес­сов реализации законности, приходится констатировать её яв­ную недостаточность. В юридической литературе нет специаль­ных работ, посвящённых комплексному исследованию процес­сов реализации законности, в связи с чем эта проблема, в силу её особой значимости, нуждается в основательном исследовании совместными усилиями как специалистов в области общей тео­рии права, так и специалистов отраслевых юридических наук и прежде всего - в области административного права.

        Что касается практики реализации законности в Российской Федерации на современном этапе, то не секрет, что она является далеко не безупречной.

        Нарушения законности, как было показано в третьей главе первого раздела настоящей работы, начинаются в сфере право­творческой деятельности, где подчас издаются нормативно - правовые акты, противоречащие положениям Конституции Рос­сийской Федерации и федеральным законам России.

        Следует отметить, что даже несмотря на редчайшие случаи подобных фактов, они наносят громадный вред состоянию за­конности.

        Наибольший вред законности наносился включением в кон­ституции и уставы субъектов Российской Федерации положе­ний, противоречащих Конституции Российской Федерации, на что Конституционным Судом Российской Федерации обраща­лось внимание Президента России.

        Вредность таких фактов состояла в том, что Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, будучи их основными законами и являясь юридической базой для правотворчества со­ответствующих субъектов Российской Федерации, предполагают издание законов и подзаконных нормативно - правовых актов не противоречащих положениям конституций республик и уставов иных субъектов Российской Федерации, в том числе и содержа­щимся в них положениям, противоречащим Конституции Рос­сийской Федерации.

        Всё ещё многочисленны нарушения законности в сфере те­кущего правотворчества. Органами прокуратуры, например, ежегодно выявляются более тысячи незаконных муниципальных нормативно - правовых актов.

        Пагубно влияет на состояние законности несогласованность и противоречивость нормативно - правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

        Несколько лет спустя, в одном из своих посланий Федераль­ному Собранию Российской Федерации, В.В. Путин отметил, что каждый пятый закон, принятый в Российской Федерации, противоречит Конституции.

        На основе сказанного можно утверждать, что нормативно - правовые акты, противоречащие Конституции Российской Фе­дерации и иным нормативно - правовым актам, имеющим по от­ношению к ним большую юридическую силу, сами являются про­дуктом нарушения законности, и в качестве таковых, в процессе их реализации, с неизбежностью влекут нарушения законности.

        В главе второй третьего раздела было отмечено, что в про­цессе законодательной деятельности не всегда и не все депутаты Государственной Думы ведут себя соответствующим своему статусу образом: одни отсутствуют в зале заседаний Государст­венной Думы во время голосования, а другие - голосуют за от­сутствующих, что нередко можно было наблюдать в прошлые годы во время трансляции по телевидению процессов голосова­ния депутатов.

        И что бы ни говорили по этому поводу политики, не соглас­ные с автором этих строк, лишение мандата - самая эффектив­ная и быстродействующая мера дисциплинирования депутатов всех уровней.

        Бесспорно, что в обеспечении законности важная роль при­надлежит положительной деятельности органов МВД.

        Органам внутренних дел принадлежит существенная роль в предупреждении и раскрытии административных правонаруше­ний и преступлений, Они являются наиболее оперативным зве­ном в механизме обеспечения профилактики правонарушений и реализации законности.

        Вместе с тем в их деятельности немало недостатков, выра­жающихся не просто в упущениях или недоработках тех или иных сотрудников, неизбежных во всякой сложной и много­гранной, связанной практически со всем населением страны, деятельности, а в прямых злоупотреблениях и превышениях полномочий.

        Депутат Государственной Думы Владимир Рыжков - очеви­дец событий - рассказал по радио о том, что при разгоне участ­ников марша были избиты мирные прохожие, японскому кор­респонденту пробита голова, арестовано более двухсот человек, в числе которых Г. Каспаров и другие. Всё происходившее было заснято на тысячи мобильных телефонов.

        Оценивая случившееся как грубое нарушение Конституции, учитывая, что кто — то отдавал приказы, кто-то их исполнял, кто — то должен за это ответить, он заявил, что намерен обратиться к

        Генеральному прокурору и Министру внутренних дел Россий­ской Федерации для принятия соответствующих мер.

        11 марта 2008 года по телеканалу РБК было сообщено, что в Амурской области возбуждено уголовное дело против пяти ми­лиционеров, избивших троих подростков.

        24 марта 2008 года по телеканалу РЕН TV было сообщено, что в г. Кемерово, милиционер, убивший водителя и устроивший ДТП, приговорён к 16 годам тюрьмы.

        Комментарии к вышеописанным и подобным случаям пред­ставляются излишними.

        Не подлежит сомнению, что качество деятельности органов МВД находится в прямой зависимости от качества их кадрового состава.

        Приходится признать, что ныне он оставляет желать лучшего.

        Вот как отозвалась о кадровом составе органов Внутренних дел Москвы депутат Московской городской думы Инна Святен- ко. Выступая по телеканалу НТВ 9 апреля 2007 года, она заяви­ла, что в органы МВД берут на работу всех подряд, так как там недокомплект. А он - недокомплект - потому, что во- первых, работа непрестижная, а во - вторых, потому, что мало платят.

        В своё время Ф.Э. Дзержинский говорил, что милиционер должен быть носителем высоких моральных качеств. Именно этого - высоких моральных качеств - не хватает ныне многим сотрудникам органов МВД. В этой связи повышение моразьных качеств сотрудников МВД - одно из предварительных условий укрепления законности в Российской Федерации и одновремен­но должно быть одним из направлений идеологической и орга­низационной работы Министерства внутренних дел Российской Федерации и других органов государства. А поскольку решение этих задач невозможно посредством однораювого издания како­го - либо нормативно — правового акта или обращения с пла­менной речью Министра внутренних дел или даже Президента Российской Федерации, к личному составу для призыва честно исполнять свой долг по охране общественного порядка, по­стольку представляется целесообразным издание закона о крат­ном (не менее чем трёхкратном) ужесточении ответственности сотрудников органов МВД за правонарушения, в сравнении с иными гражданами, что может оказаться серьёзным препятстви­ем для проникновения в органы МВД лиц, неспособных устоять перед соблазном получения личных выгод за счёт своего слу­жебного положения.

        Особая роль в охране и восстановлении, в случаях наруше­ния, законности принадлежит судам. Рассматривая громадное количество дел в порядке уголовного, гражданского, админист­ративного и арбитражного судопроизводства, они осуществляют защиту законных прав и интересов физических лиц и организа­ций в сфере имущественных и неимущественных отношений.

        Нет необходимости доказывать, что суды, осуществляя пра­восудие, вносят существенный вклад в общее дело охраны и ук­репления законности.

        Столь же неуместно замалчивать имеющиеся в их деятель­ности серьёзные недостатки, подрывающие авторитет судебной власти и причиняющие вред законности.

        В своём поведении судьи не должны допускать чего бы то ни было, умаляющего авторитет судебной власти и престижа своей профессии. За проступки, порочащие честь и достоинство судьи, подрывающие авторитет судебной власти, квалификацион­ная коллегия судей может, в соответствии со ст. 14 Закона о стату­се судей Российской Федерации, прекратить его полномочия.

        Так, например, в 1999 году квалификационные коллегии су­дов общей юрисдикции прекратили полномочия 85 судей по подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Закона о статусе судей, за со­вершение действий, позорящих четь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти.

        В том же году были прекращены полномочия одного судьи арбитражного суда, четырёх судей военных судов. Высшая ква­лификационная коллегия Российской Федерации прекратила полномочия 5 судей, в числе которых 4 председателя судов и 1 заместитель председателя суда. 1 1

        Вот ещё один эпизод, не прибавляющий авторитета судеб­ной власти. 21 марта 2008г. в Снкт - Петербурге, судебные при-

        ™ Принят Советом судей Российской Федерации 21 сентября 1993 г.

        Справка о работе квалификационных коллегий судов общей юрисдикции Российской Федерации за

        1999 год/Архив Промышленного суда г. Ставрополя.

        Спрашивается: куда ехать дальше с такими замашками представителей правоохранительных органов? О каком право­вом государстве в нынешней России может идти речь?

        Этому социальному явлению посвящены рабозы многочис­ленных авторов. 1 3

        В настоящей работе не преследуется цель анализа корруп­ции как социального явления. Но сделать некоторые замечания всё-таки представляется необходимым.

        Многочисленные авторы ищут и видят причины коррупции и в способе производства, и в законах рыночной экономики, главным из которых является получение прибыли, и в опреде­лённых исторических социальных условиях, и в исторических типах и формах производственных отношений и в др.

        При множестве различий в определениях коррупции все ав­торы сходятся в том, что, в конечном счёте, она проявляется в сращивании государственного аппарата /или определённой его части/ с преступными группировками.

        173 Коррупция /от пат Coruptio- подкуп, процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его деятельностью, в целях личного обогащения Коррупция /подкуп чи новников и общественно - политических деятелей, дача взяток и т.д? - Советский энциклопедический словарь С.635.

        Признание того, что правовой нигилизм является фактором, предопределяющим коррупцию, почвой для её распространения, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значе­ние для повышения эффективности борьбы с ней.

        Все принимаемые ныне меры, направленные на искоренение коррупции, напоминают борьбу с сорными растениями посред­ством срезания их надземных частей, оставляя нетронутыми под­земные части, которые регенерируют сорняки в прежнем виде.

        Исследователи коррупции предлагают различные способы борьбы с ней. При этом предпочтение отдаётся ужесточению ре- пресий против коррупционеров. Так, например, А.А. Васильчен­ко считает, что на нынешнем этапе борьбу с коррупцией можно 174

        осуществлять только лишь уголовно - правовыми средствами , а П.С. Яни считает, что главным средством борьбы с коррупцией являются репрессии из арсенала уголовной юстиции, причём приоритетной мерой наказания за коррупционные преступления должен быть штраф.

        Выступая за репрессивные меры они полагают, что никакие этические соображения не могут сравниться по эффективности воздействия с опасением чиновников быть разоблачёнными и наказанными. По мнению П.С. Яни в России, где нищие служа­щие испытывают огромное искушение и не стеснены ни общест-

        1м Васисльченко А. А. Совершенствование механизма реализации уголовной ответственности за север, шение преступлений коррупцннонного характера / /Коррупция и борьба с ней. М.: Российская крими­налистическая ассоциация. 2000.с. 163,

        Изложенная выше позиция сторонников борьбы с коррупци­ей исключительно мерами уголовных репрессий является не безупречной по ряду причин, две из которых представляются наиболее важными

        Кроме этого есть ещё одно обстоятельство, которое превра­щает позицию предпочитателей уголовных репрессий В борьбе с коррупцией в мину замедленного действия.

        175 Яии П.С. В борьбе С коррупцией -эффективны только репрессии /''Российская юстиция 2001.№7

        176 Еникеев М.И. Обшая юридическая психология. Учебник. Ч 2. М : Юридическая литература 1996 С 232-233

        Ныне коррупция представляет собой лишь вершину айсбер­га единого явления - общей преступности, подпитываемой пра­вовым нигилизмом, поразившим сознание широких слоёв насе­ления в Российской Федерации. Не случайно, выступая на граж­данском форуме в январе 2008 года, Д.А. Медведев отметил, что Россия - страна правового нигилизма. Таким уровнем пренебре­жения к праву не может похвастаться ни одна страна.

        Стремление официальных должностных лиц к личному обо­гащению в обход закона, посредством получения взятки, застав­ляет их вступать в коррупционные связи и нарушать те или иные правила, закреплённые в нормативно - правовых актах.

        Так, в 2006 году в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации было подано более 2800 жалоб на госу­дарственных и муниципальных заказчиков, которые совершали различные злоупотребления при проведении торгов на размеще-

        ' Григорова Т.В. Коррупция в России: сушноть. причины возникновения и социально - экономические последствия - Новсибирск. НГУ 1999. С. 15.

        ние заказов. Участники размещения заказов не допускались к торгам различными способами: извещение о проведении торгов задним числом; установление неправомерных либо расплывча­тых критериев оценки заявок и выбора победителей и др.

        В результате проверки около 80% жалоб были признаны обоснованными.

        Необходимо осознать, что для эффективной борьбы с кор­рупцией требуется долговременная государственная программа, предполагающая одновременную борьбу со всякого рода право­нарушениями чиновничества и мероприятия по развенчанию безнаказанности правового нигилизма, для чего требуется сис­тема мер по изменению социально - экономических и морально - политических условий жизни общества.

        Мы живем на рубеже эпох: ХХ век навсегда ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры и оставляя нам далеко не совершенное общество, в котором мы живем. И в этой проблемной ситуации происходит осознание людьми своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки, а также выбор форм и направлений своей деятельности. В становлении и формировании правового сознания и правовой культуры далеко не последнюю роль, если не сказать больше, всегда играл правопорядок и законность-то что являлось главным фактором, указывающим на состояние правовой системы общества.

        Содержимое работы - 1 файл

        Уровень законности и правопорядка в современной Россий.doc

        Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.
        Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.
        В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.


        2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.


        3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.


        4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами , слоями и классами, приводит их к дестабилизации.


        Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.
        Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение.

        Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.
        Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью . Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов , в частности, национальных, социальных.
        Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения , в правопорядок.
        На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:
        1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.


        2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.


        4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.


        Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

        В всем мире растет преступность, и рядовые граждане все чаще обеспокоены проблемой своей безопасности. Например, события во время предвыборной кампании весной 2002 г. во Франции — тому свидетельство. Однако в России эту общую тенденцию усилила специфическая ситуация последних 10 лет.

        Данные доклада российского Генерального прокурора в апреле 2002 г. неутешительны. Вот только некоторые цифры из него: каждые 10 минут в стране происходит убийство, 4 грабежа и почти 40 краж\ в минувшем году жертвами преступников стали 2 млн граждан; по разным оценкам, за последнее десятилетие вывезено из России за рубеж чуть ли не 600 млрд долларов.

        Угрожающие масштабы приняла наркомания. Количество преступлений, связанных с торговлей наркотиками, с каждым годом растет. Наркотики стремительным потоком хлынули в Россию из Афганистана через Таджикистан, и сейчас, пожалуй, не найдется ни одного населенного пункта, даже в глухой провинции России, где этот яд не был бы знаком. А милиция арестовывает только мелких дилеров или потребителей наркотиков, но пока не известны случаи осуждения организаторов наркобизнеса.




        Разные поколения россиян

        Русская народная пословица

        При переходе к рыночной экономике и демократии произошел распад бывшей экономической структуры и ее звеньев: научных центров, предприятий, производственных комплексов, конструкторских бюро, органов планирования и управления и т. п. В новых условиях России диплом об образовании, квалификация, почетные грамоты и награды, стаж работы, даже сама профессия стали терять былое значение социальных характеристик. Это больно ударило по самосознанию многих граждан. Зато в социальной дифференциации все большую роль стали играть различия между поколениями, особенно в восприятии прошлого и настоящего России.

        По материалам опроса общественного мнения, практически всегда, когда от опрошенных требовалось занять определенную позицию, налицо были три ответа, что говорит о трех частях российского общества. Самые молодые и самые пожилые часто выражают противоположные суждения и оценки. А среди людей среднего возраста крайние ответы более сбалансированы, не дают перевеса. Таким образом, средние возрастные группы как бы уравновешивают крайности в восприятии мира, выполняют функцию переходного звена, социального буфера.

        Значит, в плане морально-этических ценностей некоторые вещи для молодых являются пустым звуком, тогда как для людей старшего возраста — наоборот, не утратили своей ценности. Об этом очень важно помнить, когда вы имеете дело с россиянами разных возрастных групп. Это первый вывод. И второе. Люди среднего возраста, отвечая на различные вопросы, часто имели подвижные ответы, близкие то к мнению молодых, то к мнению старших. Эта возрастная группа играет стабилизирующую роль в стране, так как предотвращает тотальное непонимание и раскол общества по поколениям, как бы цементируя общество, хотя и не по всем вопросам.

        Отметим проблемы, по которым почти все поколения русских имеют сходные мнения.

        Во-первых, подавляющее большинство россиян гордится победой в Великой Отечественной войне (свыше 80 %) и послевоенным восстановлением страны (70 %); 75 % русских гордятся своими великими поэтами, писателями, композиторами и столько же — достижениями космонавтики; 50 % россиян восхищаются деятельностью Петра Великого и петровскими преобразованиями. Об этом не следует забывать, когда вы общаетесь с русскими.

        Таким образом, гражданское сознание россиян, их чувство патриотизма, осознание ими общности своей судьбы и судьбы страны — широко распространены и в настоящее время не зависят ни от возраста, ни от материального положения граждан.

        Читайте также: