Мозаика из дерева для детей своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

Мозаика представляет собой сюжетное или орнаментное изображение, которое составляется одним или несколькими материалами. Она используется не только для украшения интерьеров помещений, к примеру, монументальных сооружений или общественных зданий, но и мебели, музыкальных инструментов и даже оружия. Иными словами, мозаика – один из множества видов монументально-декоративного искусства.

Актуальность темы: Развитие способности самостоятельно продумывать и создавать своё окружение, интерьер в полной гармонии со своим характером.

Цель работы: Создать декоративное мозаичное изделие в стиле интарсии.

Изучить историю возникновения мозаичного искусства.

Выбрать сюжет для своей работы, что он гармонировал с интерьером комнаты.

Наименование этапа проекта

Срок выполнения этапа

Разработка конструкции изделия

Технические рисунки деталей

Технологическая карта изготовления

Порядок сборки, контроль, испытание

Интарсия - это процесс инкрустация деревом по дереву. Искусство создания картин из дерева имеет длинную историю. Впервые такие изделия из дерева появились в Древнем Египте. Так как долина Нила не богата лесом, вся древесина ценных пород ввозилась издалека. Поэтому деревянные изделия были предметами роскоши, древесину с красивой текстурой и необычным цветом применяли для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, драгоценными металлами и камнями.

Мастера Древней Греции и Рима добавили к искусству интарсии - созданию картин из дерева - новые приемы: чтобы изменить цвет древесины, ее обрабатывали маслом, квасцами, кипятили в краске. Изделия из дерева, изготовленные из кипариса и кедра, украшали сложными орнаментами с использованием самшита, клена, падуба, кизила. Изделия, украшенные интарсией, принадлежали самым богатым людям.





Однако своего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. Именно тогда интарсия выделилась как вид прикладного искусства, отличающийся от инкрустации тем, что фоном для мозаичных украшений выступал массив древесины изделия. Тогда же сложились и каноны этого удивительно искусства: орнаментальные композиции стали сложными, многокрасочными, появились изображения городских улиц, исторических и повседневных сцен. В сюжетных наборах стали применять такие техники, как гравирование, травление и обжиг, резьба по дереву, и, зачастую, мозаичные наборы по художественной выразительности не уступали живописным полотнам.

Возможности интарсии практически безграничны: декорированным изделием из дерева может быть и небольшой сувенир - настенное панно, шкатулка, обрамление зеркала; с помощью интарсии можно украсить мебель - столы, шкафы, комоды. И, наконец, интарсия может превратить в произведения искусства предметы домашнего обихода, например - деревянные двери. Главным отличием интарсии от других видов декорирования является то, что каждое изделие будет абсолютно неповторимым, уникальным. Даже если используется один и тот же эскиз, то внешне изделия будут заметно отличаться за счет текстуры и рисунка древесины.

Инкрустация – это украшение поверхности изделия врезанными в нее пластинками из слоновой кости, металла, дерева, перламутра и прочих материалов. При этом, подобные вставки отличаются от остальной поверхности лишь фактурой материала и цветом, так как врезка и украшаемая поверхность находятся на одном уровне.

Существует два вида инкрустации:

Вставка большого размер и несложной формы. Сначала вырезается вставка. Далее она накладывается на изделие и острым предметом обводится ее контур. На основании полученного рисунка делается выемка, так называемое гнездо, куда потом вкладывается вставка.

Сложный ажурный орнамент. На поверхность изделия наносится рисунок вставки. Далее по контуру рисунка делается неглубокий разрез. Затем посредством стамески выбирается выемка с немного скошенными и ровными краями. Вставки подгоняются под сделанные выемки.

Для обоих видов инкрустации на дне выемок и обратной стороне вставок нужно сделать насечки. Это необходимо для лучшего сцепления. Закрепление вставок в выемки осуществляется клеем или мастикой. После высыхания поверхность выравнивается.

Немного из истории. Эта техника была популярны еще в Древнем Египте. Ларцы, сундуки, саркофаги, кресла и стулья, сделанные из черного дерева, мастера украшали вставками из кусочков белого и синего фаянса, полудрагоценных и драгоценных камней, слоновой кости. В Древнем Риме и Греции инкрустация широко также использовалась при украшении деревянных изделий. В эпоху античности в основном в качестве украшения использовалась слоновая кость. Мастера создавали растительные и геометрические орнаменты, делали вставки в виде фигурок людей и животных. Довольно часто по кости гравировались тонкие узоры.

  1. Маркетри– французское направление мозаики по дереву

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву , подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины. Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса:

Интарсию – врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.

Облицовывание – приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри.

Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.

Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона. Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком. Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век – время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные. В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи. Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком , либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород. В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики – бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже - паркетный рисунок. Также мозаикой украшались шкафы, бюро и комоды. Мастера из России, большинство из которых были крепостными, создали много красивых и художественных изделий с украшениями из мозаичных наборов. Среди известных российских мастеров стоит отметить Никифора Васильева, Федора Пряхина, Матвея Веретенникова. На сегодняшний день сохранилась работа Васильева – дубовый стол для нот. На его крышке изображена усадьба Графа Шереметева в Кускове. В качестве материалов для украшения использовались:

Также сохранились две работы Веретенникова – ломберные столики. Они сейчас находятся в Государственном Историческом музее. Выполнены столики из сосны, а облицованы шпоном древесины разных пород. Крышки украшены наборами архитектурных пейзажей из древесины палисандра, ореха, мореной березы, груши, клена, мореного дуба и, конечно же, черного дерева.

В конце 1-ой четверти 19 века мозаику вытеснили другие виды декорирования мебели , в начале 20 века снова появилась в мебели стиля модерн, правда, ненадолго.

4. Проектирование проблемы проекта

Выбор идеи и решение задач

Каждый человек хотя бы однажды был свидетелем создания настоящего произведения искусства из самых необычных элементов. В наши дни существует множество различных творческих направлений. Кто-то творит картины из соломки, ракушек, бисера; другие вышивают на холсте гладью или крестиком, лентами; третьи создают свои сказочные шедевры из древесной стружки или кусочков ткани. На уроках технологии мы познакомились с такой уникальной техникой, как деревянная мозаика в стиле интарсии.

изучить литературу, в которой имеются сведения о технике деревянной мозаики;

историю возникновения и развития искусства мозаики вообще, и деревянной мозаики в частности;

познакомиться с техникой и овладеть приемами выполнения мозаики;

выбрать сюжет для своей работы, чтобы он гармонировал с интерьером комнаты;

изготовить деревянную мозаику в стиле интарсии.

5. Опорная схема размышления выбора материала


6. Разработка конструкции изделия

Рассматривая варианты в интернете, я пришел к выводу, что изготовление из разных пород древесины невозможно найти разные породы древесины и достаточно дорогостоящие. Вариант изготовления из фанеры меня не устраивал, так как при снятии фаски появляется срез шпона. Варианты МДФ и ДСП меня не устроили по той же причине, поэтому я остановил свой выбор на древесине из сосны. Так как во первых, в школьной мастерской есть в наличие древесина сосна. Во вторых, достаточно легко обрабатывается, и в третьих имеет красивую текстуру. Также используя разную толщину доски можно показать объем головы собаки. Изделие должно быть пролакировано для придания нужного блеска, и чтобы на ней не собиралась пыль.

Фотографию деревянной мозаики выполненной в виде интарсии сохранил с сайта по интернету на свой компьютер. Затем при помощи специальной компьютерной программы разделил изображение картинки на два листа формата А4, и получили другой формат масштаба А3. После полученного изображения в формате А3 я распечатал на принтере на двух листах в формате А4 и склеил листы между собой.

Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы: металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация — это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.












Виды инкрустации

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия — украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри — нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование — металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.



Для начинающих маркетри по дереву — наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.



Материалы для работы

Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:

  • Резаки.
  • Стамески и долота разных видов.
  • Рейсмусы, сверло.
  • Специальный разметчик и циркуль.

Материал для выполнения орнамента:

Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету, если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.



Интарсия, инкрустация, маркетри – техники мозаики на дереве в интерьере

Тема нашей сегодняшней фото-подборки посвящена искусству деревянной мозаики по дереву – инкрустации, интарсии, маркетри. Это искусство возникло на Древнем Востоке, в Египте, а затем достигло очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где для орнаментов мастера использовали разные породы дерева — клен, самшит, падуб, железное дерево, кизил. Пик расцвета искусства интарсии приходится на эпоху Возрождения в Италии — эпоху ренессанса и особенно барокко. В основном, мозаикой украшали церковную мебель и утварь. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. В наше время искусство инкрустации, интарсии и маркетри очень популярно. До сих пор все произведения создаются исключительно вручную и являются атрибутом дорогой мебели в классическом стиле. Кроме того, существует множество художников и дизайнеров, которые создают настоящие шедевры с помощью техники интарсии. Они являются достойным украшением любого интерьера.

Интарсия (от итальянского. intarsio — инкрустация) — это инкрустация деревом по дереву. Фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезаются в углубления поверхности деревянного предмета (в шпон другой породы или в массив). Углубление равно толщине вставки. Лицевую сторону пластинок тщательно полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия (прямой набор). Полученное изображение может быть как плоским, так и выпуклым. При плоской интарсии лицевые поверхности массива и вставок находятся в одной плоскости. Для создания выпуклой интарсии глубина выборки под вставляемые пластины делается меньше, чем высота пластин.

Инкрустация (от латинского incrustation – покрывать слоем, корой) – это интарсия, дополненная мозаикой из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов. Всю поверхность тщательно выравнивают, рисунок иногда усиливают гравировкой, заполненной мастикой или смесью клея с краской, а потом отделывают прозрачным лаком.

Маркетри (от французского marqueterie – размечать, расчерчивать) — художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с одновременным наклеиванием непосредственно на изделие (прямой набор) или с последующим наклеиванием готового узора на поверхность под прессом (обратный набор).

Этапы инкрустации по дереву металлом

Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии, между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.

Прямые линии на равномерных плоскостях предмета прорезают специальным инструментом рейсмусом, в его подвижный брусочек поставлено два резака на выбранном расстоянии.

Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.


Необходимые инструменты и материалы

Чтобы работать в технике маркетри, не придется закупать множество материалов и инструментов, некоторые приспособления можно обнаружить в доме у каждого. Для облегчения работы стоит клеить шпон с самодельного пресса. Необходимы такие материалы:

  1. Канцелярский нож с дополнительным набором острых лезвий является специальным инструментом, который позволит самостоятельно создавать маркетри.
  2. Две древесно-стружечные плиты, размеры которых на 1-2 см больше, чем итоговая работа.
  3. Шпон для маркетри.
  4. Малярная лента.
  5. Канцелярские кнопки.
  6. Для переноса рисунка пригодится калька.
  7. Карандаш и копировальная бумага.
  8. Простой клей ПВА, можно приобрести строительный.
  9. Старые черно-белые газеты.
  10. Лист фанеры для резки шпона.
  11. Шеллак для закрепления результата.
  12. Малярные кисти разных размеров.

Изготовление маркетри

Чтобы маркетри получились правильно, стоит следовать таким рекомендациям:

Покрытие лаком иконы в технике маркетри



Украшение стен мозаикой

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Деревянная мозаика для стен своими руками — способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.


Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации — очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.

ИНКРУСТАЦИЯ — (лат. incrustatio, от in в, crusta корка). 1) вырезывание на орнаментируемой каменной, металлической или друг. поверхности углубленных узоров и фигур и заполнение полученных таким образом впадин иными породами камня или металла. 2) покрытие… … Словарь иностранных слов русского языка


Техника изготовления интарсии

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву — основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Этот вид отделки представляет собой кусочки дерева различных размеров и форм. Преимущества мозаики:

  • сочетается с другими видами отделки;
  • держит тепло;
  • создаёт ощущение уюта;
  • прослужит долгое время;
  • экологически чистый материал;
  • маскирует неровности стен;
  • помогает при зонировании пространства;
  • оригинальный рисунок.
  • некоторые виды дерева неустойчивы к воздействию влаги;
  • такая отделка стоит недёшево;
  • требует кропотливой работы.












Как сделать схему для интарсии?


Обладая минимальными навыками работы с графическими редакторами, к примеру, Adobe Photoshop вы можете самостоятельно преобразовать фотографию в контурный рисунок, который станет шаблоном для выпиливания.

Где применяется

деревянная мозаика для стен


Её использует не только для оформления домов, но и кафе, ресторанов и театров, ведь эта отделка создает в помещении уникальную атмосферу. Она подходит для комнат, оформленных в классическом, современном или ретро стиле. Подойдёт и для кантри, прованса, барокко. Отлично смотрится, если в интерьере присутствуют детали из стекла или металла. Лучше всего использовать её в больших комнатах. С помощью такой отделки можно выделить какую-либо часть комнаты, например, обеденную зону, камин, зону отдыха.

Какие разновидности интарсии существуют?

Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.

Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.


деревянная мозаика для стен


В зависимости от техники монтажа, а также от размера планируемой инсталляции, можно выбрать отдельный вариант мозаики.

Представляет собой изображения и узоры, созданные из деревянных пластин различных пород и цветов (в основном использует не больше 4 тонов). Подготовленные и отшлифованные пластины склеивают и затем с помощью клея прикрепляют к основе, где заранее сделано углубление. Чтобы изменить цвет древесины, иногда применяют специальные масла или кипячение.

При данном способе в основу из дерева врезают пластины из других материалов, например, слоновой кости. Притом пластины должны находиться на том же уровне, что и основа. В качестве вставок обычно используют дорогие материалы, благодаря чему готовая мозаика поражает своей роскошью.

На основу, которая может быть выполнена из древесины, наклеивают тонкие деревянные пластины – шпон – различных цветов и видов. При создании картин учитывают и направление волокон.

Данная техника подразумевает склеивание брусков разного цвета или сечение, а затем – их разрезание поперёк. Так, получаются бруски с одинаковым узором, из которых потом создают мозаику. Их можно наклеить на основу либо вставить в подготовленное углубление.




Мозаика и резьба по дереву

Деревянная мозаика и резьба известны с давних времен и использовались для отделки и украшения не только предметов декоративно-прикладного искусства — мебели, музыкальных инструментов, оружия, но и интерьеров общественных зданий и сооружений. Являясь одним из видов монументально-декоративного искусства, мозаика и резьба по дереву отличаются относительно легкой обработкой исходного сырья, разнообразием цвета, рисунка и текстуры материала, способностью изменять природную окраску за счет протравного крашения, отбеливания, морения, обжига и пр. Все это предопределяет весьма широкое использование как различных видов деревянной мозаики, так и разнообразных способов резьбы по дереву в современной внутренней и наружной декоративной отделке как жилых, так и общественных зданий и сооружений.

Виды мозаики по дереву

Мозаика (от лат. musivum — посвященное музам) — разновидность монументальной живописи, где сюжетное изображение или орнамент вьшолняются из отдельных однородных или различных по материалу очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных частиц (камень, стекло, керамические плитки, дерево).

Наиболее известными видами мозаики по дереву, отличающимися богатством и разнообразием цветовых и декоративных возможностей, являются: инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.

Инкрустация

(от лат. incrustatio — покрываю слоем) — украшение изделия или здания (фасад, интерьер) врезанием в его поверхность вгладь изображений или орнамента из пластинок, выполненных из другого, более ценного, отличающегося по фактуре и цвету, материала — металла, слоновой кости, перламутра, керамики и др.

В зависимости от размера пластинки-вставки используются два способа инкрустации. Первый применяется для вставок большого размера и несложной формы. В данном случае вырезается вставка, ее форма оконтуривается острым предметом на поверхности основы и по полученному рисунку выбирается гнездо, в которое и вкладывается вставка. Второй способ используется при сложном ажурном орнаменте. Сначала на декорируемую поверхность наносится рисунок вставки и по этому контуру делается неглубокий разрез, после чего резцом выбирается выемка с чуть скошенными ровными краями. В соответствии с выемками подгоняются вставки, на обратной стороне которых для лучшего сцепления с основой делается насечка. Вставки закрепляются в выемках клеем или мастикой с одновременным тщательным выравниванием узора.

Известен способ имитации инкрустации по дереву

с использованием цветных паст, заполняющих углубления, выбранные в древесине. Такие пасты изготавливались из цветных пигментов, смешанных с клеем, и имитировали слоновую кость, черепаховый панцирь, черное дерево, а также малахит, бирюзу и другие цветные камни.

Инкрустация является весьма сложным и трудоемким способом декорирования по дереву и в настоящее время в основном используется в реставрационных работах.

(ит. — intarsio) — вид мозаики деревом по дереву, сходный с инкрустацией, при которой в углубления деревянной основы вкладываются деревянные пластинки-вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой.

Декоративный набор закрепляется на основе клеем или мастикой. Лицевая сторона пластинок набора, изготавливаемых из древесины кипариса, тисса, самшита, клена, железного дерева, кизила и других плотных пород, тщательно сглаживается и полируется. При необходимости применяются различные способы изменения естественной окраски (цвета) древесины вставок за счет пропитки их маслом, квасцами, кипячением в краске и др.

Поскольку инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то она в основном применяется для украшения уникальных изделий, изготовленных из ценных пород древесины.

Блочная мозаика

является одной из разновидностей мозаики по дереву, отличающейся от других способов меньшей трудоемкостью. чем объясняется ее широкое применение в настоящее время.

Техника блочной мозаики заключается в том, что по заданному рисунку из разноцветных деревянных брусков или пластинок различного сечения склеиваются блоки ( 2.13), которые потом разрезаются поперек на множество пластинок с одинаковым рисунком. Эти пластинки могут вставляться в углубления фона или наклеиваться на декорируемую поверхность, образуя таким образом своеобразный рисунок.

В блок вклеиваются бруски длиной 20 см и сечением 2×2 см из древесины экзотических пород (амаранта, палисандра, красного дерева). Узор мозаики создается торцевой поверхностью брусков, входящих в блок.

После склеивания блок разрезается параллельно торцовой поверхности на тонкие пластинки, которые либо вставляются в углубления основы, либо наклеиваются на нее, образуя при этом повторяющийся рисунок на соответствующей по замыслу декоратора части поверхности.

После этого поверхность шлифуется и отделывается прозрачным лаком.

По рисунку мозаики, разрабатываемому художником, изготавливается определенное количество блоков с различным рисунком торцовой поверхности, из пластинок которых потом и набирается мозаичное панно.

(франц. marquer — размечать, расчерчивать) представляет собой вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняется из кусочков шпона из разных по окраске и текстуре пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, служащий фоном, закрепляются бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеиваются на декорируемую поверхность.

Если мозаика представляет собой геометрический рисунок, набираемый из простых фигур (квадратов, прямоугольников, ромбов, параллелограммов), то набор получают склеиванием элементов по кромкам или наклеиванием их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Подобный набор получил название паркетри.

Если фон отсутствует или незначителен по площади и рисунок заполняет всю поверхность, то элементы мозаики поочередно врезаются и вклеиваются в лист плотной бумаги по нанесенному на ней контуру рисунка мозаики. Таким образом вся бумага постепенно замещается кусочками шпона.

В том случае, когда требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, фон и рисунок вырезаются одновременно. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой — для вставки, наклеиваются на бумагу и накладываются друг на друга, скрепляя их в нескольких местах клеем.

На верхний лист шпона наносится контур рисунка и выпиливается лобзиком. Таким образом, после разъединения листов шпона сразу получается два гнезда и две вставки, из которых изготавливаются два набора, противоположные по цвету.

Элементы фона и рисунка плотно соединяются друг с другом, чем обеспечивается высокое качество набора.

В технике маркетри можно создавать как простые орнаментальные украшения различных деревянных изделий, так и сложные композиции для отделки интерьеров жилых и общественных зданий.

При выборе породы древесины в качестве материала для мозаичных работ следует учитывать не только его природные декоративно-художественные характеристики, но и физико-механические свойства, например, склонность различных древесных пород к усушке, разбуханию и короблению при изменении влажности, которые предопределяют как трудоемкость обработки того или иного вида древесины, так и долговечность изделий из них.

Наиболее часто в различных видах декоративно-отделочных работ используются плотные, отличающиеся различной окраской, твердолиственные породы дерева. В ряде случаев приходится искусственно изменять природный цвет древесины, используя обжиг, крашение, отбеливание, морение (табл. 2.2) и, таким образом, в процессе мозаичных работ получать декоративные покрытия орнаментального или сюжетного характера, отличающиеся высокой художественной ценностью.

Кроме указанных древесных пород в мозаичной технике используются и такие, как амарант, отличающийся красно-фиолетовой окраской и крупной, выразительной текстурой, лимонное дерево с желто-золотистой окраской древесины, анатолийский орех — с резко выраженной полосчатой текстурой, палисандр — с желто-коричневой с фиолетовым оттенком окраской, эбеновое дерево — с черной окраской, падуб (остролист) с древесиной красного цвета и др.

Деревянная мозаика для стен своими руками: процесс изготовления

деревянная мозаика для стен


Работы по отделке поверхности в комнате деревянными мозаичными плитами или кубиками мелких размеров:

  1. Измеряется величина участка, который будет оформлен мозаикой.
  2. Затем она делится на мелкие детали, которые и нужно изготовить.
  3. После этого детали вырисовывают на дереве и нарезают с помощью пилы.
  4. У нарезанных деталей формируют кромку фрезерной машиной.

Готовые детали обрабатывают антисептиком, затем сушат и шлифуют, используя сначала более крупные, а затем мелкие абразивы.

Что такое интарсия?


Отделка стен деревянной мозаикой: руководство

деревянная мозаика для стен


Для начала нужно почистить и выровнять стены (для более быстрого выравнивания рекомендуют использовать фанеру или же гипсокартон). Затем наносят грунтовку, которая делает стены впитывающими.
Клеить мозаику нужно составами, которые не содержат воду. Поэтому нужно использовать не плиточный клей, а клей для паркета.

При заполнении швов нельзя применять затирку, которая используется для керамической плитки. Из-за перепада влажности и температур древесина может изменить размер, в результате чего затирка может просто потрескаться. Поэтому применяют специальные эпоксидные затирки.

Какие пилки использовать для интарсии?


Советы и рекомендации

Для увеличения срока эксплуатации готовую мозаику покрывают воском или специальными маслами.

деревянная мозаика для стен


Мозаика не требует особого ухода. Достаточно протереть ее влажной тряпкой и затем сухой.

Мозаику можно использовать и для оформления кухонного фартука или стен в ванной, но только обработав её лаком.

деревянная мозаика для стен


Чтобы создать более интересное покрытие, используют объемные детали или сочетают детали разных форм, например, круги и прямоугольники. Такое оформление подходит для просторных комнат, так как занимает немало места.

Учитывая все преимущества мозаики, легкость самостоятельного монтажа и то, как она преображает интерьер, можно назвать ее отличным материалом. С помощью неё вы легко сделаете комнату уникальной и уютной.

Бамбук

Бамбук также применяется для создания деревянной мозаики. Сказать откровенно, смотрится он значительно хуже нежели мозаика из древесных пород, или из скорлупы. Возможно это выражено тем, что бамбук все же не дерево, а трава. Мозаика из этого материала намного мягче, нежели из дерева, поэтому она сильнее поддается всевозможным сколам и царапинам. Не рекомендуется использовать такую мозаику в тех помещениях, где играют дети, потому как она довольно быстро потеряет свой первоначальный вид.

Это работы удивительного мастера из Лас-Вегаса - Кенна Беннетта (Kenn Bennett). Кенн занимается неожиданно древним ремеслом, под названием "интарсия" (от итальянского intarsio) - вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация выполняемая деревом по дереву. Интарсия - фигурное изображение, узоры из пластинок дерева, разных по текстуре, цвету, врезанных в деревянную поверхность. При интарсии отдельные деревянные пластинки, составляющие узор, плотно пригоняют по кромкам, склеивают и вкладывают в массив украшаемого предмета, где режущим инструментом заранее выбирают углубления, равные толщине набора. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Это искусство с необычным названием зародилось в древнем Египте,где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью,металлом,перламутром, камнями. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц,сцен из повседневной жизни,исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование,травление,обжиг древесины. В Египте, мягко говоря, не очень много деревьев, поэтому древесину и ценили наравне со всеми этими недешевыми материалами. Древние греки также заинтересовались этим видом прикладного искусства. Чтобы изменить цвет древесины и создать больше красочных эффектов,греки пропитывали фрагменты будущих работ маслом, квасцами, кипятили в краске. Поскольку инкрустационно-интарсионная техника сложна и трудоемка, то она в основном применяется для украшения уникальных изделий, изготовленных из ценных пород древесины.

Читайте также: