Монокль своими руками из индустар 50

Обновлено: 16.05.2024

Сделал монокль-ширик (ФР~33 мм).
Преимущества: Угол!, на Canon 350D- зеркало не цепляет, дисторсия невелика, цветопередача нейтральная, хроматизм есть, но не более чем у монокля из Г44, бленда, макро с 6 см.

В "родном" корпусе собираем так: удаляем линзы, первую освобождаем из опрессовки и приклеиваем к гайке-фиксатору последней линзы (выпуклостью к гайке), затем вкручивая гайку с линзой "выпуклостью к камере" ловим бесконечность. У меня получилось- гайка почти на старом месте.



Однако из-за того, что форма ореолов всегда повторяет форму диафрагменного отверстия (у Индустара 61Л/З в виде звезды), такую конструкцию нельзя признать полностью удачной.
На мой взгляд куда рациональнее использовать корпус Индустара 50: вынуть линзы, укоротить стакан заднего линзоблока до минимально необходимой и немного сторцевать заднюю гайку- что бы линза Индустара 61 плотно в нее входила. Закрепить ее там на клею и методом последовательных подгонок выставить бесконечность.
Такая конструкция хороша еще и тем, что практически полностью устранена кома по всему полю кадра, а так же даже на максимальном отверстии совсем не "подрезаются" краевые ореолы.


Давно уже появилось у меня неназойливое желание пофотать воздух :) Т.е. запечатлеть в кадре свечение, воздушность, легкость, кои порой так видны взору, а вот после объектива, как правило, все это благолепие либо исчезает, либо заметно тускнет. Впрочем, из готовых решений есть одно - софт-объектив. Но у данного решения есть существенный недостаток - цена помноженная на поиски. Но есть и иной путь, путь самурая уже протоптанный давным-давно - монокль. Самый простейший мягко рисующий объектив, состоящий из одной линзы и диафрагмы.

В инете есть достаточное количество рецептов и рекомендаций по построению моноклей с разным фокусным расстоянием. С подачи Танеки было решено остановиться на монокле с фокусным 33мм. Прикуплен Индустар 61 (зачем то вместе с ФЭДом) за 300р., Индустар 50-2 (инструкция, взята здесь) за 200р. И-61 послужил донором линзы, а И-50-2 донором оправы. Т.е. из И-61 берется передняя линза (мениск), а из И-50-2 удаляются все линзы и используется оправа - фокусер+диафрагма. Далее нужная нам линза вклеивается в оправу выпуклостью к матрице. Диафрагма используется родная, т.е. И-50-2, и расположена она как раз перед линзой. Получившийся монокль обладает, как говорят, светосилой 2,8 и фокусным 33мм.

Теперь немного подробностей. Самое занятное во всем процессе - это добыть переднюю линзу из И-61. Из встретившихся в инете способов самый распространенный включает необходимость работы ножовкой по металлу. Мне посчастливилось обойтись трубным ключом :) Итак, сначала разбираем И-61 настолько, насколько позволяют все выкручиваемые винтики и колечки. Далее, самое занятное - нужно вывинтить одно фиксирующее колечко чтобы разобрать оставшуюся часть объектива, состоящую из части фокусера, диафрагмы, передней группы линз и наружного кольца с надписями и резьбой под фильтр. Т.к. это наружное кольцо в доставшемся мне экземпляре И-61 было изрядно помято, то после нескольких попыток разобрать оставшееся от объектива, решил приложить именно к нему крутящее усилие :) Для чего использовал трубный ключ. И произошло типа чудо - кольцо, которое изнутри цилиндра объектива, фиксирует блок диафрагмы и передний линзблок, стронулось с места и далее я его свободно вывинтил уже без помощи газового ключа :) "Герои" действа представлены на картинке слева (в серой рамке блок диафрагмы с навинченным кольцом, которое так упрямо не хотело сдаваться). Далее отвинчиваю еще пару винтиков и вывинчиваю искомую линзу. И-61 в разборе, а так же передняя линза крупно, представлены на картинках справа.

Индустар 50-2

Разборка И-50-2 ничего сложного собой не являет - аккуратно вывинчиваются все линзы и получается вид, как на картинке слева.

Индустар 50-2. Юстировочные кольца

Следующий несколько занятный этап - приклеить линзу, так чтобы ее оптическая ось максимально точно совпадала с продольной осью оправы. Для этого я продолжил разбирать И-50-2, а именно вывинтил кольцо, которое фиксировало в сборе фокусер и блок диафрагмы, на который надеваются юстировочные колечки. Получившийся вид представлен на фоте справа.

Монокль (фокусное 33мм) на основе Индустра 61 и Индустара 50-2

Для центровки линзы я использовал это самое фиксирующее кольцо. На линзу намотал некоторое количество узкой полоски изоленты и потом скотча, как более тонкой ленты, так, чтобы линза плотно но достаточно свободно входила в кольцо. Снял фокусер с блока диафрагмы, навинтил кольцо на место, примерно на треть резьбы - получилась типа направляющая для линзы. Аккуратно нанес Поксипол по периметру линзы, а именно в фаску так, чтобы клей не выдавился и не попал на рабочую плоскость линзы при приклеивании. Линзочку аккуратненько вставил в кольцо-направляющую, посадил линзочку на место, слегка прижал, покрутил колечко. После того, как Поксипол почти схватился, аккуратно свинтил кольцо и удалил следы Поксипола с резьбы. После изрядного застывания клея снял скотч и изоленту, подкрасил маркером боковую поверхность линзы и собрал объектив. Получился моноколь :)

Фокусируется оный монокль от 25-30см до бесконечности, причем с перебегом для имеющихся в наличии пентакса к100д и никона д40. При помощи юстировочных колечек можно поизменять форму комы, но мне и так показалось, что все в норме, все достаточно кругло :)

И еще одно замечание, касающееся фокусировки при съемке моноклем. Особенность в том, что для монокля автофокус цифровой зеркальной камеры реагирует не на максимальную резкость выбранного участка фокусировки. Поэтому фокусировался так. Вкручиваю кольцо фокусировки на бесконечность и начинаю фокусироваться, как только в видоискателе загорается сигнал подтверждения автофокуса, то продолжаю медленно вращать колечко фокусировки до тех пор, пока сигнал не погаснет - это и есть искомая величина, жмем кнопочку до упора :)

Что из всего этого вышло можно увидеть на представленных ниже нескольких фотах, сделанных как мной, так и Танекой:

Монокль (фокусное 33мм) на основе Индустра 61 и Индустара 50-2

Монокль (фокусное 33мм) на основе Индустра 61 и Индустара 50-2

Изложенный на этой странице материал можно обсудить в соответствующей ветке форума сайта.

Данный опус прошу воспринимать как некий порыв, но не четкое техническое руководство к действию :)

*

Реклама

Место для вашей рекламы

Реклама

Погода

Автор Тема: Делаем монокль (Прочитано 5566 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Друзья

Статистика

Городской информационный портал г. Курска. При перепечатке гиперссылка на сайт обязательна. 2004-2018

Сайт не рекомендуется к просмотру лицам, не достигшим 100 лет, а также людям впечатлительным, лицам с неустойчивой психикой.
При возникновении спорных ситуаций, в том числе и по нарушению авторских прав, просьба обращаться на почту [email protected]

Новый монокль 50 мм и другие арт-объективы Monolens. Интервью с Вячеславом Зитевым

Все новое – это хорошо забытое старое и именно поэтому мы сегодня в гостях у человека, который профессионально занимается изготовлением творческих объективов моноклей, Вячеслава Зитева.

Илья Хапричков: Почему именно монокль? Как вам пришла эта идея в голову? Почему вы решили остановиться именно на такой оптике?

Вячеслав Зитев: Название "монокль", потому что в оптической схеме этого объектива используется лишь одна линза. Линза и диафрагма.
Как пришел к этому? Все произошло само собой, я не искал какую-то уникальную технику съемки, просто увлекся фотографией, снимал в совершенно различных направлениях: репортаж, сток, мероприятия, концерты. И пришел к художественной фотографии. А в ней однажды наткнулся на съемку моноклем. Стал выяснять, что это за объектив. Первый монокль сделал по рекомендациям в сети. Меня поразило изображение, которое он позволяет получить. Дальше шло развитие процесса изготовления этого объектива.

Илья Хапричков: Получается, любой человек может собрать монокль дома без каких-либо проблем?

Вячеслав Зитев: Да, в сети есть множество рецептов изготовления моноклей из старых советских объективов. К сожалению, обычно в них не раскрыт ряд важных вопросов. Например, не говорится ничего о том как сделать правильную юстировку линзы под рабочий отрезок той системы (Canon, Nikon, Pentax…) на которой монокль будет использоваться. Но сделать их вручную не составит труда, если есть время и способность держать отвертку в руках.

Илья Хапричков: Какой рисунок получается при использовании данной оптики? Чем она интересна, специфична? Ведь это определенный жанр, как понимаю?

Вячеслав Зитев: Иногда монокль относят к определенному жанру. Исторически это ландшафтная и салонная фотография. То, что сейчас называется: пейзажная и портретная съемка. Тем не менее, моноклем можно снимать в любом направлении.

Тот же спорт можно снимать и как репортаж, документируя событие, а можно в художественной стилистике, глядя на светотень, формы, линии и т.д. В историческом контексте были фотографы, снимавшие спорт мягкорисующей оптикой.
Особенность такой оптики – мягкий рисунок. Монокль привносит в снимок образность, сглаженность текстур и некое подобие живописи.

Илья Хапричков: То есть вы не фотографируете, а рисуете фото? Передаёте душевное состояние?

Вячеслав Зитев: Верно. Одно из первых направлений фотографии, где применялся монокль, это пикториализм (от англ. pictorial – живописный), т.е. передача пространства так, как оно передаётся в живописи, но фотографическим способом. Метод – фотография, сюжет и эстетический аспект –живопись.


Илья Хапричков: Но наверняка возникали споры с фотографами, которые не разделяли вашу точку зрения? Мотивируя это тем, что всех этих эффектов можно добиться на компьютере. Так зачем же приобретать или изготавливать монокль
?

Вячеслав Зитев: Кому что удобно. Не спорю, сымитировать рисунок монокля можно в графических редакторах. В свое время, когда только начинал снимать моноклями, я коллекционировал эти способы. У меня было около 15 экшнов в Photoshop, имитирующих подобный эффект. Тут каждый выбирает, что ему ближе: кто-то предпочитает сидеть за компьютером и кропотливо добиваться такой картинки, а кто-то фотографирует, сразу получая желаемое изображение.

Илья Хапричков: Т.е. это будет имитация, как понимаю? Всё равно, что пытаться изобразить малую глубину резкости. Но люди продолжают покупать светосильную оптику или такие специфичные линзы как тилт-шифт.

Вячеслав Зитев: Думаю, можно провести такую аналогию.


Илья Хапричков: Хотелось бы узнать, как вы начали этим заниматься профессионально? С чего всё началось? Насколько ваше нынешнее производство отличается от первоначального домашнего?

Вячеслав Зитев: Всё произошло естественным образом. Первый монокль я собирал, чтобы попробовать что это такое. Впечатлился и полгода снимал только им. Потом у меня стали спрашивать, как я делаю такие картинки? Могу ли сделать такой объектив и им? Я сделал с десяток моноклей по просьбам друзей и знакомых. Потом появились первые заказы.




© Вячеслав Зитев

Илья Хапричков: Насколько ваше нынешнее производство отличается от первоначального домашнего?

Вячеслав Зитев: Монокли из старых объективов не лишены недостатков. Вот, например, монокль на основе корпуса объектива "Индустар-50-2", у него всего 7 лепестков диафрагмы. При появлении в кадре точечных источников света, возникает ореол свечения повторяющий форму диафрагмы – будут появляться своеобразные уголочки, заломы.


Монокль из старого объектива "Индустар-50-2"



Новый монокль 50 мм

Илья Хапричков: Хотелось бы узнать, чьи работы вас вдохновили?





© Георгий Колосов. Серия "Русский Север"





© Георгий Колосов. Серия "Великорецкий крестный ход"




Фото Николая Андреева


Илья Хапричков: Значит есть фотошколы, где обучают этому направлению съемки? И могут подсказать какая фотография хорошая, а какая нет?

Вячеслав Зитев: Да, в Петербурге есть несколько фотошкол, обучающих технике съемки моноклем. Как я уже сказал, это фотошкола "5,6" Елены Скибицкой, фотошкола "Преображение", фотошкола "Фазан" что на площади Ленина. Я сам время от времени провожу ознакомительные занятия по съемке моноклями. Рассказываю об истории их появления, показываю картинки, сделанные с помощью них, приношу несколько моноклей с собой. Мы снимаем портреты, натюрморты.




© Вячеслав Зитев


Илья Хапричков: Вопрос, который интересует лично меня, поскольку фотография мне менее близка, нежели видеосъемка – насколько монокль подойдет для видеографии, съемки кино, рекламы?

Вячеслав Зитев: а давай поставим эксперимент! Я дам монокль а ты попробуешь поснимать им видео? :)

Илья Хапричков: С радостью! Люблю эксперименты :)

Ролик, снятый Ильёй Хапричковым с помощью монокля


Вячеслав Зитев: Время от времени ко мне обращаются и видеографы, и кинооператоры. Несколько раз я специально под заказ делал монокли для кино, в т.ч. для профессиональной кинокамеры RED ONE. Использование монокля в ряде случаев может помочь добиться режиссеру, оператору необходимых акцентов. Свадебные видеографы их часто используют.

Трейлер Канта. Снято с помощью монокля

Но нужно понимать специфику этого объектива. Снимать им все подряд не стоит, это будет неинтересно. Чтобы получились красивое фото или видео, нужно учитывать, что при использовании монокля по свету должны выполняться определенные условия – чтобы были рисующий свет, световые акценты, контрастные границы.

Илья Хапричков: Значит, есть правила, которые нельзя нарушать?

Вячеслав Зитев: Также как и при использовании обычной оптики. Если мы говорим про цветную съемку, то желательно, чтобы сцена была в соответствии с правилами колористики. Если мы говорим о съёмке в ч/б, важна светотень. Для съемки при малой глубине резкости важны расстояния от камеры до объекта съемки, от объекта до фона и т.д.



© Вячеслав Зитев

Илья Хапричков: Какую еще оптику вы планируете выпускать или выпускаете?

Вячеслав Зитев: На данный момент еще мы делаем объективы Петцваля для камер, на которые они раньше никогда не делались - для среднеформатных камер 6х6 и дальномерных. А на днях я должен получить первые линзы для Петцвалей на зеркалки.

Объектив Петцваля Petzval Monolens 104mm для среднеформатных камер

Объективы Петцваля Petzval Monolens 50mm для дальномерных и беззеркальных камер




© Вячеслав Зитев


Илья Хапричков: какие модели моноклей и на какие системы вы делаете?

Вячеслав Зитев: На данный момент для зеркальных камер мы делаем монокли с фокусными расстояниями: 33, 45, 50, 60, 80, 85, 130 мм. Для беззеркалок: те же и 26 мм. Еще для них я сейчас тестирую монокль 20 мм. Для дальномерных камер: 35 и 50 мм. В них сохранен механизм дальномера, т.е. фокусировка происходит как с обычной дальномерной оптикой. Таких моноклей на сегодня не делает вообще никто. Так же делаем монокли для среднеформатных камер, но только под заказ, по причине их меньшей популярности.

Илья Хапричков: А делаете ли какие-то эксклюзивные модели?

Вячеслав Зитев: Делаем. Но, в первую очередь повторюсь об эксклюзивности нашего нового монокля. Мы создали его с нуля. Просчитали линзу так, чтобы устранить некоторые оптические дефекты, присущие самодельным моноклям. Спроектировали симпатичный и удобный корпус, на котором все шкалы соответствуют действительности.


Новый монокль 50 мм на камерах

Сейчас, как я уже сказал, мы будем запускать краудфандинговую кампанию на сто таких объективов под зеркальные камеры Canon, Nikon, Pentax и Sony. А через адаптер их можно будет ставить и на системные камеры MFT, Fuji X-Mount, Sony E-Mount.

Илья Хапричков: То есть, фактически, под любой популярный фотоаппарат?

Вячеслав Зитев: Да.

Илья Хапричков: Большое спасибо. Было действительно интересно узнать о такой своеобразной оптике. Мне уже не терпится её протестировать. Думаю, и нашим зрителям будет интересно попробовать что-то новое.


Чаще всего их делают путём ампутации лишних линз у какого-нибуть старого советского объектива - обычно используют "Гелиос 44" той или иной модификации. Мне мой "Гелиос 44-2", служащий верой и правдой, безусловно жалко было бы разрушать подобным образом, да и вообще подобную процедуру в отношении работоспособных объективов я считаю разновидностью варварства. Да я и не собирался.


Я же расскажу о том, как с помощью нехитрых приспособлений из буханки хлеба. то есть из линзы, пластиковой бутылки, чёрной изоленты, двух винтов с гайками и крышки от байонета сделать самый настоящий объектив.


Линза, доставшаяся мне, очень толста и весьма выпукла, без следов какого-либо покрытия, имеет диаметр около 54 мм и толщину, приближающуюся к сантиметру.

С точки зрения науки линза для монокля должна быть выпукло-вогнутой и стоять в объективе вогнутой стороной наружу. Мне попалась плоско-выпуклая линза, и я, проведя аналогию, решил установить её плоской стороной наружу.


Наверное, проще, удобнее и надёжнее было бы сделать корпус объектива из двух коротких отрезков труб, скажем, пластиковых - так, чтобы одна содержала линзу и выдвигалась (для обеспечения фокусировки) из другой, прикреплённой к байонету. Совсем хардкорный вариант - выточить на токарном станке металлический корпус с настоящим механизмом фокусировки и байонетным соединением. У меня не нашлось дома подходящих труб, нет у меня в квартире и токарного цеха, а оказалась лишь пустая пластиковая бутылка из-под минералки объёмом 1,5 литра. Что ж, тоже лучше, чем ничего. Я решил сделать корпус по принципу двух трубок, но с добавлением очень простого механизма фокусировки - в одной трубке будут диагональные прорези, а в другой - винты, ходящие по этим прорезям.

Для того, чтобы зафиксировать линзу, переднюю трубку я вырезал и склеил из той части бутылки, на которой есть небольшая "ступенька". Она будет не давать линзе провалиться внутрь объектива.


С другой стороны линза фиксируется толстой клейкой лентой, наклеенной по внутренней поверхности трубки вплотную к линзе. Я использовал толстый двухсторонний скотч для зеркал, а снаружи заклеил его чёрной изолентой, чтобы не лип и не бликовал.


Длины трубок я подобрал так, чтобы у будущего объектива была возможность фокусироваться на бесконечность. Это значит, что линза в положении "на бесконечность" должна оказаться на таком расстоянии от матрицы фотоаппарата, которое равно её фокусному расстоянию, в данном случае 75 мм.


Затем я прорезал в передней половине объектива две диагональные прорези. Когда я винтами соединю две половины через эти прорези, можно будет фокусировать объектив, поворачивая его переднюю половину. Прорези должны быть как можно более одинаковыми, чтобы объектив не перекашивало. Лучше сделать не две, а три прорези, но я решил, что это слишком сильно уменьшит и без того невысокую прочность корпуса.


После сборки объектива из двух частей получилась хотя и отчаянно заклинивающая, но тем не менее пригодная к использованию конструкция: при повороте передней части относительно задней корпус объектива удлиняется, вместе с чем линза перемещается вперёд, обеспечивая изменение фокусировки. Из-за того, что я сделал только две прорези и два винта, передняя половинка качается относительно задней, создавая невольный лёгкий тилт-эффект. Минимальная дистанция фокусировки получилась около 65 см. Прорези не очень длинные, поэтому передняя часть поворачивается относительно задней меньше, чем на четверть оборота.


Осталось каким-то образом приделать объектив к фотоаппарату. Я решил использовать для этого лишнюю крышечку для байонета. Острым ножом я вырезал середину, получив колечко.


Его я приклеил к объективу обыкновенным коричневым скотчем. К сожалению, крышки от камер Pentax и Samsung с байонетом К не имеют байонетных лепестков и держатся в камерах только на силе трения. Объектив же слишком тяжёл, нужны байонетные лепестки. Я не придумал ничего лучше, чем сделать "имитацию" лепестков с помощью степлерных скрепок. Из них же я сделал и упоры для фиксирующего штырька. Не слишком изящное и надёжное решение, но в байонете держится, а значит, для испытаний сойдёт, а потом можно будет подумать и над конструкцией понадёжнее. Можно использовать, например, переходник "М42-К" неутапливающегося в байонет типа, с площадкой.



Обе детали корпуса я также снаружи и где возможно изнутри оклеил чёрной изолентой, чтобы свет не попадал внутрь объектива через его бока.



Для этой же цели после соединения двух частей винтами я добавил на заднюю половинку два "лепестка", которые закрывают диагональные прорези в передней половинке, когда она выдвинута, то есть когда объектив сфокусирован не на бесконечность.


Чтобы рассчитать приблизительно относительное отверстие однолинзового объектива, нужно разделить фокусное расстояние на диаметр линзы. Из-за крепления линзы примерно 0,5 мм у края оказалось закрыто, поэтому диаметр видимой части линзы стал равен примерно 53 мм. Получаем: 75/53 примерно равно 1,4. По идее, надо бы ещё учесть всяческие потери на линзах и т.п., но мне такая точность не требуется.

Пишут, что монокли лучше применять с диафрагмами, иначе качество изображений будет не очень хорошим. По науке диафрагма должна быть перед линзой и на расстоянии 1/10 от фокусного. Конечно, я не стал собирать механизм ирисовой многолепестковой диафрагмы, а просто взял плотную бумагу и вырезал из неё два кружка. На одном я обвёл карманный фонарик, на другом - толстый маркер, и вырезал отверстия. По моим подсчётам относительное отверстие у них получилось, соответственно, приблизительно f/2.6 и f/5.4. Диафрагмы я решил просто приклеивать к объективу спереди всё той же чёрной изолентой.



Осталось навести лоск. Объектив получился столь причудливым и странным, если не сказать зловещим, что я дал ему имя "Мононокль", от слов "мононокэ" - "воплощённый злой дух" в переводе с японского, и "монокль" - от оптической схемы, которая частично легла в его основу (частично - потому что вместо выпукло-вогнутой использована плоско-выпуклая линза). Я дал объективу номер модели "1" и индекс "К" по типу соединения с фотокамерой.


Также я наклеил на корпус бумажку с обозначением фокусного расстояния и относительного отвестия: "1,4/75", серийного номера - "1401" и знака изготовителя, в качестве которого я выбрал кита.


Соответствующие обозначения нанесены и на диафрагменные диски.


Теперь всё готово к проведению полевых испытаний объектива "Монон окль-1К 1,4/75".

Читайте также: