Модернизация звуковой карты creative sound blaster live 24 bit своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

вообще кстате довольно хуйская карта. я недавно установил её обратно по нужде, в дополнение к основной, и заметил такую шляпу - чтото типа очень тихого реверба в области субнизов, ещё сука в стерео он, и он не отключаеться никак(только становица тише если перевести в режим 7.1 карту). это толи какаято утёчка сабвуферного LFE канала в основные каналы, толи какойто креативовский улучшайзер хз

настройки исковырял, ставил 3 версии драйверов, включая неофициальные альтернативные, не помогло ни капли, походу это аппаратная шляпа, чёт типа кроссталка. а ещё кстате карта ловит шумы процессов в системе, типа когда мышь двигаешь, или окно по экрану елозишь))

неат, не памагает, я вообще с ней конкретно потрахался, есть утёчка и сё, и она не просто шумовая, она именно низкочастотная, резко обрезанная как фильтром. да кароч забей, она у меня дополнительная так что не принципиально, карточке полюбой уже давно место в ведре)) спасип за советы

Говорю же, вбей в гугле SB24_PCDRV_LB_1_04_0090, драйвер должен весить 44,15 мб в среднем. И в настройках звука в винде пару настроек поменяй, я тебе уже и скриншоты сделал, ну или выкинь ее тогда, раз не хочешь повозится немного.

Написать эту статью я решил давно. Где-то месяцев 9 назад я заменил свою старую аудио-карточку Vibra16 на новейший по тем временам SBLive! Сказать, что я был доволен заменой - значит не сказать ничего. Я не думал, что на компьютере возможно получить звук такого качества. Возможно через какое-то время эти мои утверждения покажутся наивными, появятся новые звуковые карты (скажем 24 бит, 96 кГц и т.д.). Но я считаю, что для конца 1998 года поиметь самый настоящий Hi-Fi всего за 80$ - это круто. Завершая это лирическое отступление, скажу вот еще что: когда я купил в дополнение к Лайву приличные наушники (Philips SBC HP 900, цена примерно 60$), я ПЕРЕСЛУШАЛ заново весь Pink Floyd. И получил массу удовольствия.
Так вот. Почему же я решил написать статью о SBLive!? Потому что про него написано много, но в основном это просто повторение, перепечатка из одного первоисточника основных технических характеристик, общие фразы про использование в играх технологии ЕАХ и т.д. Иногда встречаются действительно хорошие материалы - например на сайте Евгения Петрова "Персональные Студии" я узнал много нового про SBLive! Но кое что все равно осталось за кадром - например подробные технические характеристики АЦП-ЦАП, возможности стыковки данной аудиокарты с форматом АС-3 (DVD Dolby Digital 5.1), дополнительные примочки для SBLive! и многое другое.
Здесь я постараюсь об этом рассказать. Но не сразу обо всем. Сначала рассмотрим технические характеристики SBLive!, а также дополнительные устройства, выпускаемые специально для него.

Глава 1. Различные модификации SBLive!

  • PCI512 - наиболее урезанная версия SBLive! Отсутствуют - цифровые входы, цифровые выходы. Нет совместимости с LiveWare. Продается в основном в Северной Америке. (видимо такого количества тупых и нетребовательных юзеров нет нигде в мире :) В основном ориентирована на игровое применение. Категорически не рекомендуется к приобретению.




Рис.2. SBLive! Value Вот схематичное изображение платы:



Рис.4. SBLive! Различия хорошо видны на нижеприведенной схеме:

Да, еще хотелось бы заметить, что на базе DSP (Цифровой Сигнальный Процессор) EMU10001 (или EMU10K1) выпускаются и другие звуковые карты. Например APS (Audio Production Studio) производства E-MU. Но, во-первых, это карта из совершенно другой ценовой категории (около 700 $), а во-вторых, производит ее не Creative, так что к серии SBLive! эта карта не имеет отношения.
В основном, в этой статье будет рассмотрена модель SBLive! Value, ибо, как показано выше, отличия ее от полной версии не принципиальны.

Глава 2. ТТХ* SBLive!

Что же представляет из себя SBLive! ? Чем он, собственно говоря, крут? Вот самые общие характеристики этой аудиокарты:

  • Задние (тыловые) каналы - используется ЦАП UDA 1330ATS производства Philips Semiconductor. Спецификацию на эту микросхему, в формате pdf, вы можете взять здесь.
  • Фронтальные каналы - используется AC'97- кодек производства Creative - CT1297-TAT. Этот чип содержит двухканальные АЦП, ЦАП, а также микшер. К сожалению, найти информацию по этой микросхеме практически невозможно, т.к.. видимо, она предназначена исключительно для внутрифирменного использования, и потому является засекреченной. Однако здесь вы можете ознакомиться со спецификацией на кодеки стандарта АС'97. И еще, для примера, вы можете посмотреть спецификацию аналогичных (АС'97) кодеков других производителей: WM9701 - производства Wolfson, и DAC97S01 производства Standard Microsystems Corporation. В ближайшее время я все же постараюсь откопать информацию по CT1297-TAT.
  • Во фронтальном канале, после ЦАП стоит усилитель TDA 1308 (Class AB Stereo Headphone Driver), производства Philips Semiconductor. Подробную спецификацию можно взять здесь.

Основную часть дополнительных устройств для SBLive! выпускает фирма HOONTECH. Вот что предлагают они для совместного использования с SBLive! (Value):

SB DB II ( 2CH Optical Out , 2CH Coaxial IN , 4CH Coaxial Outs for SPDIF Digital AMP)



Рис.6. SB DB II

  1. MIDI IN - для подключения MIDI-клавиатуры.
  2. MIDI OUT - соединяется с разъемом MIDI IN внешнего MIDI-устройства.
  3. SPDIF IN.
  4. Разъем питания для внешнего S/PDIF Digital AMP (описан ниже). В случае использования этого усилителя, подсоединяем внутренний компьютерный кабель питания к разъему 4-1, а с разъема 4 берем питание на этот самый усилитель.
  5. COAXIAL 1 - цифровой коаксиальный выход фронтальных каналов.
  6. OPTICAL OUT - оптический выход (например для записи на MiniDisc).
  7. COAXIAL 2 - цифровой коаксиальный выход тыловых каналов.
  8. 12-пиновый (2х6) коннектор для подключения SBLive! Value.
  9. 36-пиновый (2х18) коннектор для подключения SBLive!.



Рис.7. SB DB III

  1. AES-EBU входы/ выходы.
  2. COAXIAL входы/ выходы.
  3. OPTICAL входы/ выходы.
  4. 4-пиновый коннектор для соединения с платой SBLive! (Value).
  5. CD DIGITAL IN - для подсоединения привода CD ROM.
  6. COAXIAL OUT - SPDIF выход передних/задних каналов.
  7. 3-пиновый коннектор для соединения с платой SBLive! (Value).

S/PDIF Digital AMP/4CH ( 4CH 96Khz 24bit DAC)



Рис.8. S/PDIF Digital AMP/4CH
Из названия понятно, что это такое. Характеристики ЦАП:

  • 96Khz 24bit high-performance line-out can be easily connected with audio instruments.
  • 24-Bit conversion per channel.
  • 2-low noise and insignificant distortion chips ( 106 dB THD + N )
  • 768 kHz over sampling with the internal digital filter at 96khz sampling rate.
  • Input audio data word; 16/20/24-bit.

ST/SB ADC/digital /documents/345/O BOX ( 4 CH Digital Ins, 6CH Digital Outs, 44.1Khz Optical Out)


Рис.9. ST/SB ADC/digital /documents/345/O BOX

Подсоединив этот девайс, мы имеем все цифровые/аналоговые входы/выходы нашего SBLive! в одном флаконе. Имеется масса цифровых/коаксиальных/оптических разъемов.

  • 96KHz 24-bits ADC for MIC & Line IN
  • 4 CH Digital IN (2 Optical, Coaxial INs, 1 AES/ EBU IN, Input range: 7 ~ 77 KHz)
  • 48KHz 6 CH Digital OUTs (4 Coaxial, 2 Optical,1 AES/EBU OUT)
  • 44.1KHz S/PDIF Out (1 Optical & Coaxial OUT)
  • Supports ST Digital AMP, PA Digital 2000, ST DAC boxes
  • Supports DU2000 (Balanced IN/OUT, MIC PRE-AMP, Phantom power)
  • Standard MIDI IN/OUT Ports


PA S/PDIF Digital Amplifier/4CH (96Khz 24bit DAC)


Рис.10. PA S/PDIF Digital Amplifier/4CH

Ну, это тоже внешний ЦАП с усилителем. Имеются регуляторы уровня для передних/задних каналов, а также для стереотелефонов/сабвуфера. Разъем типа 1/4'' для наушников, и 1/8'' для сабвуфера. Параметры ЦАП идентичны S/PDIF Digital AMP/4CH ( 4CH 96Khz 24bit DAC) , описанному выше.

Заключение.

Ну вот, пока все. Во второй части я подробно расскажу об акустике, выпускаемой специально для SBLive!, о MIDI, а также о стыковке этой аудиокарты с форматом.


Я остановился на трех звуковых картах для шины ISA, и каждая из них имеет свои особенности. Все три ценятся коллекционерами и строителями ретро-ПК, но поводы для этого разные. Sound Blaster 16 точно соответствует выбранному мной периоду: если бы я покупал новый компьютер в конце 1992 года, то это была бы самая современная звуковая карта от Creative. Sound Blaster Pro 2 чуть постарше в смысле технологий, но ее часто называют лучшей картой для DOS-игр. Sound Blaster AWE64 Gold выпущен позже и просто считается лучшей звуковой картой ISA: за счет качественного аудиотракта и модных разъемов с золочением.

1-е место: модернизация звуковой карты Creative Live! 24-bit

Автор: Алексей

Алексей предлагает модифицировать звуковую карту Creative Live! 24-bit, в которой используется такой же цифроаналоговый преобразователь (ЦАП, DAC) CS4382-KQ и набор операционных усилителей ST4558, JRC4556A, что и в более дорогом варианте Audigy2 ZS, обладающем более мощным DSP. Идея заключается в том, чтобы довести качество звучания карты Creative Live! 24-bit до уровня Audigy2 ZS.

Модернизация предполагает два этапа: программный и аппаратный.

Рис. 1. Модернизация звуковой карты

Рис. 1. Модернизация звуковой карты

В системном микшере или в диалоговом окне Creative mixer нужно отключить все линейные входы и выходы таким образом, чтобы активированными остались только Master volume и Wave. Для получения полного динамического диапазона желательно выставить их значения на 100%.

Для того чтобы избежать программной обработки сигнала, отключаем все эффекты: Equalizer, Audio Effects, CMSS 3D, Time Scaling, Bass Redirection, Bass Bust, Karaoke, Audio Clean-up.

Как и на других мультимедийных звуковых картах от Creative, на карте Creative Live! 24-bit установлен один кварц 24,576 МГц, поэтому имеется только одна опорная частота 48 кГц и производная от нее 96 кГц. Частоты 44,1 и 88,2 кГц получаются при помощи аппаратного пересчета, который реализован на этих картах очень плохо. Для борьбы с возникающими по этой причине искажениями необходимо использовать программный пересчет с помощью SSRC (Software Sample Rate Conversion).

Для тех, кто использует плеер Winamp, необходимо установить плагин Direct Sound Output SSRC 2.2.6, который можно найти на сайте производителя. Кроме того, в настройках данного плеера требуеся установить плагин CD Reader для возможности работы DS SSRC-плагина при воспроизведении AudioCD и плагин MAD для прослушивания MP3-файлов с разрешением 24 бит.

Популярный плеер Foobar2000 имеет встроенный DS SSRC-плагин, а вот для других популярных плееров DS SSRC соответствующих плагинов, к сожалению, обнаружить не удалось.

Рис. 2. Вид звуковой карты после переделки

Рис. 2. Вид звуковой карты после переделки

Далее необходимо правильно настроить плагины. Для плагина DS SSRC необходимо включить опцию Allow hardware acceleration, установить передискретизацию 96 кГц/24 бит и включить опцию Fast mode.

В настройках плагина MAD устанавливается разрешение 24 бита; плагин CD Reader в настройке не нуждается.

Теперь переходим к аппаратной доработке звуковой карты Live! 24-bit.

Рис. 3. Вывод качественных RCA-разъемов

Рис. 3. Вывод качественных RCA-разъемов на одну из металлических планок-заглушек

Далее необходимо заменить штатные электролитические конденсаторы по питанию на более качественные:

  • на входе +12V c шины PCI: С85, С96 заменены c 22мкFх25v на Rubycon 47мкFх16v;
  • питание DAC (CS4382-KQ): C78, C102, питание ADC (WM8775): C98, C112, C100, C115 заменены c 10мкFх16v на Sanyo Os-Con 10мкFх6,3v;
  • питание операционных усилителей: C80, C81 заменены c 22мкFх16v на пару Sanyo Os-Con 10мкFх6,3v (один — на штатное место, а второй — снизу платы параллельно выводам первого);
  • питание других цепей: C135, C136, C137, C142 заменены c 22мкFх16v на пару Sanyo Os-Con 10мкFх6,3v (один — на штатное место, а второй — снизу платы параллельно выводам первого);
  • еще один Sanyo Os-Con 10мкFх6,3v добавлен параллельно С92.

Внимание: при замене электролитических конденсаторов необходимо строго соблюдать полярность!

В результате такой переделки звуковая карта будет выглядеть так, как показано на рис. 2.

Нужно также иметь в виду низкое качество выходных разъемов. Эту проблему можно решить путем вывода качественных RCA-разъемов на одну из металлических планок-заглушек. Помимо прочего к этой планке можно припаять PCI-плату-экран из фольгированного текстолита — для экранирования звуковой карты от электромагнитных наводок, порождаемых внутренней начинкой компьютера (рис. 3).

На внешнюю планку вынесены разъемы Line-out и AUX-in. Разъем AUX-in отдано предпочтение потому, что он менее шумный по сравнению с Line-in, поскольку входная цепь у него состоит всего из двух элементов: электролитического конденсатора (С126 для левого канала, С125 для правого канала) и резистора (соответственно R97 для левого канала и R96 для правого канала), подсоединенных напрямую к входам AIN4L и AIN4R АЦП WM8775. А цепи Line-in коммутируются через аналоговые ключи и проходят в непосредственной близости с цепями питания и цифрового входа-выхода.

В результате выше описанных доработок мы получаем звучание, не уступающее по качеству более дорогим полупрофессиональным звуковым картам.


2-е место: колонки из подручных средств

Автор: Сергей Романчук, г.Великий Новгород

Так родилась идея сделать колонки из старых динамиков, которыми оснащались системные блоки.

Рис. 4. Колонки из компьютерной мыши

Рис. 4. Колонки из компьютерной мыши



3-е место: деревянный компьютер

Автор: Владимир Афанасьев, г.Москва

Сначала г-н Афанасьев осознал, что стандартный корпус — это не есть хорошо, потому что 40-литровая железка занимает уж слишком много места. Значит, надо делать что-то миниатюрное. Сын тут же подсказал, что если уж делать, то по полной программе, а следовательно, корпус будет из дерева. Осталось придумать, как реализовать поставленную задачу.

Рис. 5. Внешний вид деревянного корпуса

Рис. 5. Внешний вид деревянного корпуса

Для начала определились с материнской платой. Выбор пал на MSI K8N Neon3, имеющую габариты 185Ѕ300 мм. Немаловажным фактором является еще и то, что она предназначена для процессоров AMD Athlon 64, а значит, температурный режим внутри конструкции можно будет легко обеспечить.

Теперь второй пункт — выбор видеокарты. Она должна быть современной и, как ни странно, обладать пассивным отводом тепла (почему это так — будет сказано ниже). Всем вышеперечисленным условиям отвечают карты на чипсете Radeon X300.

Выбор блока питания также является критически важным. В первую очередь он должен иметь большой вентилятор. Этому требованию отвечает, например, блок питания ATX 350W PowerMan, оснащенный вытяжным вентилятором диаметром 120 мм.

Все остальные комплектующие не столь критичны для предполагаемой конструкции.

Поскольку ясно, что в цельном деревянном корпусе невозможно обеспечить требуемую жесткость всей конструкции, было решено делать компьютер блочным. Это ненамного (примерно на 2-3 см) увеличит высоту всей конструкции, но значительно упростит изготовление и, самое главное, сборку.


В качестве материала для строительства блоков был выбран дуб — конечно, не монолитный, а дубовые уголки 35Ѕ35. Для плит, которые будут служить дном блоков, был выбран ламинат (толщина 7 мм). Для окончательной отделки предполагается использовать самоклеящийся дубовый шпон. Из конструкционных деталей стандартного РС используется только несколько модифицированная корзина для 5-дюймовых устройств.

Глубина блоков определяется исключительно шириной материнской платы плюс 1 см. Именно поэтому и был выбран DVD+R/RW-CD-R/RW фирмы Sony, поскольку он имеет укороченный корпус и обеспечивает тем самым удобное подключение к нему разъемов.

Теперь о длине блоков. Они, конечно же, определяются размерами используемой материнской платы, но не только. Существенную роль здесь играют суммы ширины блока питания и DVD/CD. А вот они-то равны 295 мм (145 плюс 150). Вроде бы даже меньше, чем длина материнской платы. Но здесь следует учитывать еще два фактора: во-первых, крепеж DVD/CD и винчестера осуществляется сбоку; а во-вторых, нам необходимо расположить рядом с памятью вытяжной вентилятор, чтобы обеспечить нормальный температурный режим внутри корпуса. Следовательно, длина блоков не может быть меньше 310-315 мм.

Что получилось — видно на рис. 5.

Что касается температурного режима, то здесь все сводится к решению трех задач:

  • обеспечить эффективный отвод тепла от процессора;
  • обеспечить отвод тепла от видеокарты;
  • обеспечить отвод тепла в верхнем блоке.

Начнем с последнего. Для нормального отвода тепла из верхнего блока необходимо и достаточно установить в той же 5-дюймовой ячейке вентиляторный блок Titan TTC-HDC2, предназначенный именно для охлаждения винчестеров, установленных в 5-дюймовые корзины. Поскольку сам винчестер при этом располагается несколько выше (1 см) DVD/CD, то этот блок представляется весьма удачным решением.

Эффективный отвод тепла от видеокарты осуществляется вентилятором блока питания (вот поэтому нам и нужен был пассивный отвод тепла), поскольку вентилятор на видеокарте может создать совершенно ненужные воздушные потоки и, возможно, воспрепятствует нормальной вытяжке.

Теперь основное — отвод тепла от процессора. Хотя материнская плата сконструирована не слишком хорошо (тепло от процессора поступает на установленную память), то правильным решением будет установить дополнительный вентилятор именно в этом месте. Выбор вентилятора пал на кулер Thermaltake TR2-M2, имеющий возможность регулировки (ручной, в выносном блоке) частоты вращения. Немаловажно и то, что вентилятор имеет толщину всего 12 мм. Для надежного засасывания холодного воздуха на вентилятор радиатора процессора устанавливается простой воздуховод, ограничивающий возможность какого-либо влияния Thermaltake на его воздушный поток.

Читайте также: