Модели торпедных катеров своими руками

Обновлено: 15.05.2024

п. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Проектная работа

Выполнил: воспитанник мастерской

технического творчества «Самоделкин,

Лыско Александр
Руководитель: педагог

Гутянский Владимир Агафонович

Оглавление

Историческая справка 4

Описание и устройство торпедного катера S-26……………………………………………. 6

Технология изготовления катера 7

Используемая литература 9

Готовая судомодель называется торпедный катер S -26. Торпедный катер — это класс быстроходных маломерных боевых кораблей, основным оружием которых является торпеда .

Актуальность: создание качественной действующей модели.

Цель проекта:

Изучение истории торпедных катеров и создание судомодели торпедного катера S -26 с помощью простейших материалов, развитие умений правильно читать чертежи и работать с инструментами.


  • изучить литературу по данной теме;

  • изготовить судомодель с помощью простейших инструментов (ручной лобзик, напильники, наждачная бумага, электропаяльник, электродрель и т.д.), при этом используя дешевый материал (фанера, бумага, картон, клей, жесть, пенопласт, медная проволока, капроновая нить), составляющие силовой и световой системы (провода, электродвигатели, выключатели и гальванические элементы – кроны и батареи), системы освещения (лампы и провода).

  • определение эргономичности комплекса в реальных условиях.

Действующая модель торпедного катера S -26

Решаемая проблема (изобретательная задача):

Корпус модели с разнохарактерными обводами носовой и кормовой частей хорошо воспроизводится со шпангоутным набором.

В итоге моей работы появилось очень красивое и неповторимое изделие, которое можно продемонстрировать на выставках, принимать участие в конкурсах различного уровня, а значит моя работа не пропадет зря.

Историческая справка

Это был первый в истории случай боевого применения самодвижущихся мин, а паровые минные катера, с успехом использованные Степаном Осиповичем Макаровым были прообразом современных торпедных катеров. Время подтвердило их мощь и силу в боевых действиях на море.

С первых дней Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики почувствовали грозные удары наших славных катерников. Осенью 1941 года четыре советских катера под командованием старшего лейтенанта В. Гуманенко, командира подразделения торпедных катеров, у острова Сарема смело вступили в бой с отрядом фашистских кораблей (крейсером и шестью эскадренными миноносцами). Несмотря на явное неравенство в силах, наши катерники разгромили врага, потопив крейсер и три эскадренных миноносца. В этом бою они не потеряли ни одного катера.

Советские торпедные катера наводили на гитлеровцев страх. Они не только участвовали в боях с кораблями противника, но и использовались для высадки десанта, так было в Новороссийске.

Советские моряки-катерники в боях с противником покрыли себя неувядаемой славой, а имена Д. Колотий, В. Лозовский, А. Шабалин, В. Алексеев, В. Гуманенко, А. Африканов и многих, многих других вошли в историю советского военного флота.

Торпедные катера предназначены для внезапного нападения. Благодаря скорости и маневренности они вели успешные боевые действия. Год от года они совершенствовались. Сейчас на базе торпедных катеров стали создавать ракетные катера. Главное их оружие — ракеты. Эти катера оснащены сложными современными приборами и механизмами.

Описание и устройство торпедного катера S -26

Основные технические характеристики:

Мощность трех дизелей 6000 лош. сил.

Скорость хода 39,5 узла

Вооружение – два торпедных аппарата, два 20 мм автомата.

Экипаж 21 человек.

Технология изготовления модели торпедного катера S-26
Методов изготовления корпусов существует много. Изготовляются они из различных материалов.

Увеличиваем чертежи шпангоутов судомодели и переносим каждый шпангоут на бумагу, затем вырезаем ножницами, и полученные шпангоуты, то есть шаблоны из бумаги, приклеиваем к фанере. Затем шпангоуты вырезаем лобзиком. На полученных шпангоутах делаем разметку под рейки – стрингера и выпиливаем.

Вымеряем на рейках места крепления со шпангоутами. Затем медной проволокой скрепляем шпангоуты с рейками и склеиваем эпоксидной смолой. После высыхания клея полученный каркас обрабатывается брусками с наждачной бумагой и в полученные ячейки вставляем пенопластовые пластины, затем склеиваем их с каркасом судомодели клеем ПВА.

После высыхания клея корпус судомодели обрабатываем бруском с наждачной бумагой и на неровности наносим шпаклевку, и, после очередного высыхания, обрабатываем мелкой наждачной бумагой.

Обработанный корпус судомодели оклеиваем бумажными полосками и после высыхания обрабатываем мелкой наждачной бумагой.

В итоге получился корпус судомодели.

Следующим этапом делаем из бумаги и картона торпедные отсеки, надстройку и палубу. Также делаем детали палубы и надстройки: леера, мачту, вентиляционные трубы, кнехты и т.д.

Спасательные средства: плот изготовлен из пенопласта, спасательные круги – из фанеры. Из жести, спицы и пружины делаем движитель модели. Из трубок бронзовых втулок и сальников делаем дейдвудную трубу и присоединяем к валу электродвигателя.

Здравствуйте! Решили с друзьями построить торпедный деревянный катер времен 2 мировой с не значительными изменениями в конструкции. Может у кого есть чертежики сего судна для сравнения. Внешний вид, внутреннее убранство и так далее. Заранее благодарен.

Что-нибудь типа этого?

Здравствуйте! Решили с друзьями построить торпедный деревянный катер времен 2 мировой с не значительными изменениями в конструкции. Может у кого есть чертежики сего судна для сравнения. Внешний вид, внутреннее убранство и так далее. Заранее благодарен.

Я хочу купить, как во время войны, танк на средства артиста, но пользоваться самому какое-то время. (с) Жванецкий

Тогда уж лучше "Г-5" - будет востребован в кино. А то вчера начал смотреть советский еще фильм "Секретный фарватер", а там вместо них (по книге) какие-то бронекатера. Кэп командует мужественным голосом: "Полный вперед. " и эта лайба ползет медленно поперек экрана изо всех своих 10 узлов

Прикрепленные изображения

Рулевой 1-го класса

Тогда уж лучше "Г-5" - будет востребован в кино. А то вчера начал смотреть советский еще фильм "Секретный фарватер", а там вместо них (по книге) какие-то бронекатера. Кэп командует мужественным голосом: "Полный вперед. " и эта лайба ползет медленно поперек экрана изо всех своих 10 узлов

Модель35 года, головной с итальянскими авиадвигателями 1200л.с. Во время войны шли с двигателями ГАМ-34, постепенно форсированными с 670л.с. до тех же 1200л.с. Изменено расположение торпедных аппаратов с кормового на боковой, добавлен кормовой ДШК. В результатае модернизаций водоизмещение выросло с 16.5 т до 20т. Скорость соответственно упала с 52 до 40 узлов. Мой знакомый эстонец рассказывал байку о том что его дедушка-контрабандист получил от сов. правительства такой , гонял в Финку до 70 г.г., пока не сел на камни.
P.S. А Вы и моторы собираетесь использовать аутентичные? Это наверно самое интересное в таком проекте.

Прикрепленные изображения

Рулевой 1-го класса

Тогда уж лучше "Г-5" - будет востребован в кино. А то вчера начал смотреть советский еще фильм "Секретный фарватер", а там вместо них (по книге) какие-то бронекатера. Кэп командует мужественным голосом: "Полный вперед. " и эта лайба ползет медленно поперек экрана изо всех своих 10 узлов

Любое плавательное средство, будь то плоская лодка, катер или яхта, дает некоторое ощущение свободы, которое теперь доступно многим. Казалось бы, совсем недавно самодельные катера из фанеры только взошли на свой пик популярности, однако с тех пор уже появилось масса способов выполнения таких конструкций и методов обработки фанерных изделий.

Поскольку предполагаемая конструкция будет маломерной, постройка катера из фанеры не вызовет никаких затруднений. Достаточно лишь запастись материалами и инструментами, а также произвести соответствующие расчеты.

Описание необходимых материалов и инструментария

Преимущества такого материала, как фанера перечислять не стоит, поскольку многие уже наверняка столкнулись с достоинствами фанерных изделий.

Обратите внимание! Проекты катеров из фанеры выполняются из материала марки ФСФ. Толщина используемых листов варьируется в пределах 0,5-1,5 см в зависимости от назначения детали конструкции, которая из них будет выполняться.

Фанерные изделия марки ФСФ отличаются высоким уровнем устойчивости к воздействию влажности. Тем не менее, в процессе работы ваш каютный катер из фанеры будет дополнительно обрабатываться, и не единожды. Уделяйте особое внимание качеству материала при его закупке. Поверхность фанерных листов должна быть полностью лишена каких-либо дефектов, повреждений в виде трещинок и сколов, а также расслоений и всевозможных сучков, которые часто встречаются на древесине. Этот момент крайне важен, поскольку от качественного уровня материала зависит конечный результат вашей работы, а также надежность самой конструкции.

Специалисты, которым уже приходилось сталкиваться с такой задачей, как выполнение катера из фанеры, скажут, что работать с большим листом гораздо удобнее и комфортнее, а, следовательно, и быстрее. Поэтому отдавайте предпочтение крупноформатным фанерным изделиям.

Вспомогательные материалы:

  1. Обрезная оструганная древесина, которая понадобится для обустройства сидений, внутренних распоров и бортиков. Чтобы выполнить функциональный катер из фанеры, отдавайте предпочтение легким породам древесины.
  2. Хомут из пластика или тонкая проволока, которые будут использоваться в качестве шовного материала для соединения между собой различных деталей, принадлежащих к обшивке катера. Можно использовать леску из капрона, но в таком случае она должна иметь приличную толщину.
  3. Клеевой состав для герметизации швов, образующихся в местах стыков деталей. Лучше всего использовать смеси на основе полимерных смол.

Конечно, люди, знающие как построить катер из фанеры, могут дополнить этот список и другими материалами. Но в данном случае приведен пример минимального набора дополнительных материалов. Чаще всего в качестве дополнений используются всевозможные лакирующие составы, а также специализированные пропитки, которые предотвращают гниение и разбухание конструкции, которая долго контактирует с водой.

Кроме этого, для оклеивания швов между деталями, вам может понадобиться такой материал, как стеклоткань, которую можно заменить ее аналогом – стеклопластиком.

Стеклоткань для оклейки

Стеклоткань для оклейки

И конечно же, не стоит забывать о внешней эстетике вашего изделия. Для этого подойдет и краска, которая позволит вам скрыть все швы и добиться необходимого цвета.

Набор инструмента стандартен практически в каждом из случаев:

  • электрический или ручной лобзик;
  • набор полотен различного размера, прилагаемых к лобзику;
  • пила, предназначенная для работы с древесиной;
  • шлифовальная машинка;
  • пассатижи;
  • кисти различного назначения: для нанесения лака, окрашивания, нанесения пропиток;
  • молоток;
  • стамеска.

Что касается размеров, которые может иметь катер из фанеры, чертежи конструкции могут быть самыми разнообразными, поэтому вряд ли можно посоветовать что-то конкретное.

Однако вы можете остановиться на стандартных размерах:

  • общая длинная конструкции – 3,5 м;
  • ширина катера – 1,35 м;
  • высота бортов – 0,5 м.

Раскройка деталей и практические советы

Подобрав подходящий чертеж конструкции необходимо перенести все детали на фанеру, после чего выполняется распил листа согласно этой разметке. Для выполнения этой задачи вам необходим электрический лобзик, поскольку другие инструменты могут повредить материал, а линия среза получится неровной, со сколами.

Общий чертеж

Поскольку в нашем случае выполняется катер, то его транец обязательно следует оклеить дополнительным слоем стеклоткани и по возможности усилить его конструкцию. Для этого вы можете использовать доски, выполненные из древесины твердых пород. Кроме этого в усилении креплений вас помогут саморезы.

Обратите внимание! Если вы еще не до конца разобрались, как сделать катер из фанеры, последуйте совету профессионалов: этап проектирования и расчета грузоподъемности очень важен, ведь ошибившись с основными параметрами судна, результат вашей работы вряд ли можно будет назвать функциональным.

Что касается практических рекомендаций, то перед сборкой все элементы конструкции следует доработать при помощи рубанка. Предпочтительнее всего будет использовать электрический инструмент. После этого нужно выполнить соответствующие отверстия, которые будут использоваться впоследствии, когда вы будете сшивать воедино корпус катера.

Чтобы облегчить установку транца, вы можете использовать специальные козлы, которые нетрудно соорудить самостоятельно. После чего закрепляется днище, затем бортовые части катера.

Сборка каркасной части

Сборка каркасной части

Обратите внимание! Эти детали обязательно сводятся к носовой части. Не забывайте сверять расположение и симметрию.

Детали обшивки и сам обшивочный материал может быть закреплен двумя различными способами. В первом случае это может быть шовный материал, во втором случае можно использовать специальный клеевой состав. В процессе этого вам придется вручную выставлять встык края фанеры, добиваясь при этом определенного угла.

Необходимо постоянно отслеживать соответствие размеров, иначе в результате у вас может образоваться большой зазор между деталями, для устранения которого придется не только урезать шпангоуты, но и разбирать всю конструкцию.

Шпангоуты – реброобразные детали, за счет которых достигается необходимый уровень жесткости каркаса вашего катера. Эти детали выкраиваются из фанерных листов толщиной в 6 мм и устанавливаются с шагом в 0,8 м. В конечном итоге у вас должно получиться 4 шт.

Нельзя недооценивать важность такой детали, как привальный брус, располагаемый по линии бортов. Он может иметь внешнее или внутреннее размещение. Если вы запаслись струбцинами, то эти приспособления смогут оказать вам неоценимую помощь и значительно упростить работу. Если же вы не располагаете достаточным количеством струбцин, желательно в процессе прижатия привального бруса зафиксировать ими хотя бы контрольные точки. Не лишним будет применения биндеров, которые можно разместить между струбцинами.

Закрепление внутренних элементов

Закрепление внутренних элементов

После выполнения вышеуказанных работ можно приступать к установке шпангоута. Если вы не боитесь рисковать и имеете в своем распоряжении фрагменты остатков фанеры, эту деталь можно сделать не цельной. Главное не забыть при этом, сформировать посредине шпангоута отверстие.

Если вы накроете эту зону палубой, то в результате сможете получить небольшую закрытую площадь, которую можно использовать в качестве хранилища для вещей. На изготовление палубы также можно пустить остатки фанеры.

Катер на завершающей стадии сборки

Катер на завершающей стадии сборки

Если вы хотите более подробно узнать, как выполняется катер из фанеры, видео обзор, представленный ниже, поможет вам разобраться во всех тонкостях этого процесса.

Проведение внутренних и клеевых работ

Для проведения клеевых работ вам понадобится приготовить смесь, состоящую из эпоксидной смолы и аэросила, смешанных в равных пропорциях. Угловые зоны днища, транца и бортов следует усилить при помощи деревянных галтель или же уголков.

Проклейка лент стеклоткани осуществляется на зоны внутренних швов, с использованием приготовленной ранее смеси. Их же используют и при фиксации шпангоутов.

Катер на стадии окрашивания

Катер на стадии окрашивания

В завершение клеевых работ монтируется настил днища, сиденья, уключины и другие детали, которые могут быть предусмотрены в вашем проекте судна.

После чего конструкция оставляется на просушку, а затем выполняются все внешние работы по зачистке и оклейке швов стекловолокном.

Чтобы качественно выполнить окраску следует:

  • выполнить процедуру обезжиривания поверхности;
  • покрыть материал специальным составом;
  • нанести шпаклевку, чтобы устранить все погрешности, если таковые имеются;
  • нанести слой грунтовки.

Красящий состав может быть абсолютно любым, но предпочтительнее всего использовать пигментный краситель, предназначенный для работы с древесиной. Использование кистей вместо краскопульта улучшит результат окрашивания.

Компания Маяк, официальный представитель Федерации судомодельного спорта России, предлагает вашему вниманию конструкторскую документацию для
изготовления моделей военных кораблей ВМФ СССР и ВМФ России.

Чертежи имеющиеся в наличии:

Портовый пожарный катер – 4 листов А1 + 8 листов А2 + 2 листа А3 + 13 листов А4.
Комплект чертежей распечатан на плотере, бумага 80 г\м.
Чертежи разработаны под руководством Президента ФССР Жорника В.В.
Цены на комплект чертежей – в прайс-листе.

Пример чертежей портового пожарного катера:


Пограничный катер ПСКР-205П – 11 листов формата А1.
Комплект чертежей распечатан на плотере, бумага 80 г\м.
Чертежи разработаны под руководством Президента ФССР Жорника В.В.
Цены на комплект чертежей – в прайс-листе.

Пример чертежей пограничного катера ПСКР-205П:



Малый пограничный корабль МПК-12412 – 11 листов А1.
Комплект чертежей распечатан на плотере, бумага 80 г\м.
Чертежи разработаны под руководством Президента ФССР Жорника В.В.
Цены на комплект чертежей – в прайс-листе.

ЧЕРТЕЖИ ЧАСТНОГО ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИВА Гармашева А.А. :

Комплекты чертежей выполнены методом ксерокопирования.

Большой Противолодочный Корабль проекта 57А “Жгучий” 1:200 – 9 листов А3

Средний разведывательный корабль ССВ-506 проекта 861М2 1:100 – 19листов А3

Морской буксир проекта АТ-202 1:100 – 6 листов А3

Океанский спасатель проекта 1453 1:100 – 21 лист А3

Учебный корабль “Бородино” проект 1886У 1:200 – 13 листов А3

Спасательное судно АСС ВМФ СССР проект 527М “Бештау” 1:100 – 19 листов А3

Большой Противолодочный Корабль проекта 1134Б “Петропавловск” (переработанный) 1:200 – 14 листов А3

Контакты

Московская обл., Люберецкий р-н, п. Малаховка, Касимовское шоссе д.3 , литер А, комната 2

Читайте также: