Модели 1 43 своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Фанаты и коллекционеры масштабных моделей автомобилей отмечают тревожные тенденции у создателей и производителей массовых промышленных миниатюр. Всё чаще встречаются менее проработанные варианты по демократичным ценам и более детализированные копии, рассчитанные на требовательных коллекционеров, стремящихся поставить себе на полку максимально правдоподобную копию интересующего их автомобиля и готовых заплатить за неё значительную сумму. В результате каждый коллекционер может выбирать из широчайшего предложения, а компании конкурируют между собой, расширяя выпускаемый ассортимент и повышая стандарты его качества.

По этому же пути идут мелкосерийные мастерские и мастера-одиночки. И если одни предлагают наборы, с помощью которых коллекционеры могут повысить уровень детализации масштабной модели, созданной промышленной компанией, или создать на её базе ещё одну интересную модификацию, то другие создают масштабные модели с нуля, причём такого высокого качества, которое недостижимо в массовом производстве, поскольку они должны добиваться рентабельности, заботясь о персонале, избегая конфликтов с контролирующими органами, приобретая соответствующие лицензии и многое другое. Но именно мелкосерийные мастерские и мастера-одиночки подстегивают промышленные компании повышать качество своей продукции, чтобы быть востребованными у коллекционеров и оставаться в выбранной нише бизнеса.

Этапы изготовления мастер-модели кабины ЗИС-150

Осветительный плафон на днище кабины

Вариант интерьера с рельефной панелью приборов

Все началось в Минске в начале 2000-х гг. Встретились двое сослуживцев Дмитрий и Сергей (фамилии не привожу по их просьбе). Старший по возрасту, Дмитрий, серьёзно увлекался копиями автомобилей в масштабе 1:43, имел большую коллекцию и опыт в её расширении путём конверсирования выпускаемых на тот момент промышленным способом моделей. Он даже создавал из металла и смолы с нуля свои собственные. Сергей же увлекался сборкой копий автомобилей из китов в масштабе 1:35.

Мастер-модель топливозаправщика ТЗ-500 и готовая модель

Кабина пожарной автолестницы АЛМ-45

Послевоенный ЗИС-150 позднего выпуска

Американская армейская 5-тонка общего назначения М923А1

ГАЗ-66-05 образца 1981 года

Форма и отливка блока цилиндров и КП двигателя ГАЗ-66

Сегодня в каталоге мастерской около 100 копий автомобилей МАЗ, ГАЗ-66, МЗКТ и их модификаций. Присутствует даже М923А1 – бортовой 5-тонный полноприводный автомобиль армии США. Несмотря на опыт Дмитрия, многое приходилось осваивать путём проб и ошибок. Немало времени потратили на освоение технологии вакуумного литья, создания деталей при помощи фототравления. Но партнёрам это нравилось. Они увлечённо экспериментируют до сих пор и стараются бездумно не использовать известные технологические шаблоны масс-продакшн.

Сами, будучи увлечёнными коллекционерами, они понимают, что требуется коллегам, и ценой иногда невероятных усилий добиваются результатов, которые ставят перед собой. Информацию о прототипе собирают из самых разных источников и тщательно изучают. Используются данные из книг, сети Интернет, частных архивов коллекционеров и даже воспоминаний очевидцев, как однажды это было при создании копии МАЗ-504В, принимавшего участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Топливораздаточная колонка 1КЭР-50-0,5-1

С помощью собранного материала разрабатываются чертежи мастер-модели, для чего применяется компьютерный пакет программ AutoCAD для инженерного проектирования. На основе созданных чертежей вручную из пластика и реже из металла создаётся мастер-модель каждой детали будущей копии автомобиля. До мельчайших подробностей прорабатывается кузов, рама, подвеска, детали двигателя и трансмиссии, рулевое управление с имитацией тяг и другие агрегаты.

Для создания отдельных узлов мастер-модели специалисты иногда используют технологию 3D-прототипирования – выращивание деталей на оборудовании, применяемом в ювелирной промышленности. Но и это ещё не всё! Для создания отдельных деталей и мастер-моделей привлекают профильных специалистов высокого класса: токарей, фрезеровщиков и др.

Бортовой МАЗ-200 1952 года с грузовыми поддонами

МАЗ-205 в рабочем виде со снятыми боковыми щитками

35-й образец МАЗ-5549 копирует прототип из Ленинграда

Отлитые детали будущей копии, а это в среднем 100–180 штук, Сергей и Дмитрий окрашивают и собирают, используя свои собственные ноу-хау. При этом учитываются пожелания заказчика – коллекционера или магазина, для которых создаётся модель.

Топливозаправщик ТЗ-200 1959 года на шасси МАЗ-200

МАЗ-200В образца 1952 года

МАЗ-500А

МАЗ-501В 1959 года

Опытный полноприводный МАЗ-509Б

МАЗ-535А

МАЗ-535В

Поздний МАЗ-537Г из Афганистана и трубовоз МАЗ-537Р

А Сергей и Дмитрий, я уверен, ещё будут радовать нас новыми моделями, ведь у них много интересных задумок и планов.

Читайте также: