Модель времена года для математики своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Солнце – красное (с длинными лучами - летнее), желтое (лучи покороче - осеннее), темно-желтое (лучи еще короче - зимнее), оранжевое (длинные лучи - весеннее), тепло (красный кружок), холодно (синий кружок);

Продолжительность светового дня (полоски черного и желтого цвета разной длины);

Ветер – дерево прямостоящее и под наклоном;

Осадки – дождь (капелька воды темно-синего цвета для холодного дождя, капелька воды светло-синего цвета для теплого дождя), снежинка, град;

Покров земли (черная полоска картона, сугробы, белая полоска);

Растения:

- дерево и набор листьев (зеленые, красные, оранжевые, коричневые), почки;
- трава (зеленая, желтая, коричневая), корень;

Силуэты животные: заяц (белый и серый), медведь (спит в берлоге и ходячий), белка (рыжая и серая), волк (один и стая), птицы (перелетные и зимующие), насекомые;

Силуэт человека и набор одежды, обуви, санки, коньки, мяч и т.д. (на все времена года).

Работать над правильным построением предложения.

Повторение основных признаков временных изменений.

  • За продолжительностью дня, солнцестоянием;
  • За следами на снегу: зверей, птиц, людей, и т. д.;
  • Рассмотреть снежинки под лупой;
  • Рассмотреть почки на деревьях.

Опыт. Защитные свойства снега.

Воспитатель загадывает загадку, например, “Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?

Ребенок. Это бывает зимой, потому что снег на полях, лед на реках, вьюга.

Воспитатель предлагает детям выбрать из четырех полосок (времена года) ту, которая относится к зиме и мотивировать свой ответ.

Ребенок. Я выбираю для зимы белую полоску, так как зимой много снега. Снег белого цвета.

Воспитатель. Почему наступила зима? Докажи свой ответ при помощи модели.

Ребенок. Зима наступила, потому что солнце поднимается низко над горизонтом, не греет и дает мало света (солнце с короткими лучами, кружок синего цвета и кружок темно/желтый).

Воспитатель. Как вы думаете, какой по продолжительности день зимой. Почему?

Ребенок. День зимой короткий, а ночь длинная, потому что солнце дает мало света (выбирает короткую желтую полоску и длинную – полоску черного цвета).

Воспитатель. Какое небо зимой? Почему?

Ребенок. Небо зимой пасмурное (хмурое, грустное, невеселое), висит низко над землей, так как солнце дает мало света (выбирает тучу).

Воспитатель. Какие выпадают зимой осадки? Докажи свой ответ.

Ребенок. Зимой идет снег, потому что солнце не греет. Капельки водяного пара в воздухе превращаются в снег (снежинки).

Воспитатель. Как вы думаете, почему в народе говорят “Где снег, там и след”?

Ребенок. Животные, человек на снегу оставляют следы.

Воспитатель. Как вы думаете, почему на снегу остаются следы? Докажи свой ответ при помощи модели (снежинка)

Ребенок. Снег состоит из большого числа снежинок. Снежинки имеет лучи, когда человек наступает на снег, то лучики снежинок ломаются, остаются следы и слышим скрип (берем снежинку сгибаем лучики).

Воспитатель. Что происходит с растениями зимой? Мотивируй свой ответ.

Ребенок. Растения зимой “спят” (находятся в стадии покоя), так как нет тепла и мало света, поэтому они не могут питаться. (Ребенок выбирает дерево без листьев)

Воспитатель. Как вы думаете где находятся листья? Почему они не замерзают?

Ребенок. Листья находится в почках. Листья не замерзают, потому что почки покрыты сверху чешуйками - одежда почки. (Ребенок находит почки и кладет на ветки дерева)

Воспитатель. Расскажите о покрове земли зимой, используя модели.

Ребенок. Зимой земля покрыта снегом (темную полоску - земля накрывают белой полоской - снег; вместо белой полоски можно использовать вату или бумажную салфетку).

Воспитатель. Как вы думаете, почему зимой не замерзают трава и корни растений?

Ребенок. Зимой корни растений и трава не замерзают, так как земля покрыта снегом. Снежное покрывало защищает от мороза растения, чем толще снежное “покрывало”, тем теплее (ребенок находит корни дерева, траву и прячет под “снег”).

Воспитатель. Как дикие животные проводят зиму?

Ребенок. Зимой заяц меняет серый цвет шерстки на белый, чтобы маскироваться от хищников. Медведь спит в берлоге, так как нет для него пищи и т.д. (выбирают соответствующие модели, медведя прячут под “снег”).

Воспитатель. Одень куклу на зимнюю прогулку. Объясни свои действия.

Ребенок. Люди, зимой надевают теплую одежду, головной убор и обувь, потому что холодно, так как солнце зимой не греет. (Ребенок выбирает одежду, обувь, головной убор - которая соответствует зимнему периоду).

В конце занятия ребенок может составить рассказ - описание “Зима”, опираясь на модели.

На этой страничке Вы найдете материал, который связан с изучением четырех времен года. Смотрите, скачивайте, распечатывайте. Учитесь играя.

учим времена года

Содержание статьи.

(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)

Учим времена года.

Для взрослых, кажется, что знать времена года, это просто, естественно и очевидно. Но для ребенка такое понятие как времена года, не кажется простым и ясным. Маленький ребенок не четко представляет себе, что такое зима, весна, лето и осень, так как это нельзя потрогать или пощупать. И как оказывается на практике, объяснить такое явление, как времена года, не всегда удается с первого раза.

Как объяснить эти процессы природы ребенку, как помочь ему легче запомнить такую информацию?

Для того чтобы ребенку было легче понять и запомнить, надо зародить в нем ассоциации с чем-то существующим.

С какого возраста начинаем изучать.

Обучение, или точнее сказать, знакомство с сезонами можно начинать очень рано. С 1,5 – 2 лет.

В этом возрасте, знакомьте ребенка с окружающим миром, вводите такие понятия как холодно- тепло, дождливо- солнечно , листья были зеленые – стали желтые.

Формируйте первоначальные представления о временах года. Зимой – снег, весной – почки и зеленая травка, летом- фрукты, ягоды и море, осень – листья желтеют и падают.

Знакомить ребенка в раннем возрасте так же можно и при помощи картинок и мультиков. Показываете ребенку иллюстрацию и рассказываете, что там изображено. Просмотр картинок не должен занимать более пяти минут. Если видите, что интереса к картинкам ребенок не проявляет, не хочет слушать и смотреть, то не настаивайте. У Вас много времени впереди, все успеется!

К трехлетнему возрасту уже можно ребенку объяснить разницу во временах года. В этом возрасте ребенок у же точно понимает, что такое дождик, снежок, когда на улице холодно, когда тепло. Когда гуляете с ребенком, обращайте внимание на изменения в природе, рассказывайте что поменялось на улице. Начните с того сезона, который в данный момент за окном. Чтобы ребенок на жизненном примере видел, какие изменения происходят в природе.

Если в возрасте 3- 4 года у Вы еще не начали знакомства с сезонными изменениями и временами года, то именно в тот период когда это необходимо сделать.

В четырехлетнем возрасте уже нужно более серьезно подойти к процессу изучения времен года. За свои четыре года жизни ребенок уже несколько раз наблюдал за сменой сезонов. У него уже сформировались какие-то свои ассоциации с каждым временем. Например: зимой- катаемся на санках, а летом- едем к бабушке.

В возрасте 5- 7 лет ребенок уже четко должен знать и понимать явления природы.

Как легче запомнить ребенку времена года.

Вот примерные особенности времен года, которые будут доступны и понятны каждому дошкольнику:

ЗИМА.

Это, конечно, белый снег, холодно. Люди одеваются теплей, шапки, шубы, шарфы, перчатки. Дети катаются на санках, с горки, на лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снеговика. Любимый праздник — Новый год, наряжаем елку, подарки от Деда Мороза.

ВЕСНА.

Тает снег, прилетают птицы, из спячки просыпаются животные, появляются почки на деревьях, деревья цветут, потом появляются зеленые листики. Травка зеленеет, растут цветы. Праздник — 8 марта, дарят мимозы и тюльпаны. На Пасху пекут куличи.

ЛЕТО.

Ассоциируется с солнцем, теплом, мало одежды, море, поездка к бабушке, созревают фрукты и ягоды, цветы, бабочки. День длинный, а ночь короткая, детки долго гуляют на улице. Дети катаются на велосипедах, самокатах, роликах, купаются в реке.

ОСЕНЬ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- познакомить детей с названиями и последовательностью месяцев года.

- развивать память, внимание, мышление.

- работать над развитием речевого дыхания, темпом речи; корректировать произношение речевых единиц.

- прививать интерес к математике, развивать кругозор детей.

- познакомить детей с названиями и последовательностью месяцев года.

- развивать память, внимание, мышление.

- работать над развитием речевого дыхания, темпом речи; корректировать произношение речевых единиц.

- прививать интерес к математике, развивать кругозор детей.

Словарь: времена года, зима, весна, лето, осень, месяцы, месяц, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, осенние месяцы, зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Орг. момент.

- Фонетическая зарядка.

Послушайте внимательно В__________

Время года весна.

- Различение речевых единиц на слухо-зрительной основе

Какое время года?

Какой день недели?

Какая сегодня погода?

Какой сейчас урок?

Время года весна.

Время года весна.

День недели вторник.

Сейчас урок математики.

Какая тема урока?

Что будем делать на уроке?

- Сначала будем считать устно.

- Потом будем играть.

- Затем будем называть месяцы.

3) Устный счет.

Что будем делать сначала?

Вика, посчитай до пяти.

Настя посчитай от пяти до одного.

Илья посчитай до пяти.

Решите примеры (раздаю кораблики).

Что мы делали сейчас?

Что будем делать потом?

Сначала будем считать устно.

Один………пять.

Пять………один.

Один………пять.

Дети выполняют задание.

Мы считали устно.

Мы будем играть.

4) Знакомство с новым материалом.

Правильно, сейчас будем играть.

Показываю картинку и задаю вопрос.

Какое это время года? Какое это время года? Какое это время года? Какое это время года?

Привет! Помните, как вы научили своих малышей отсчету времени, что его можно измерять при помощи секунд, минут и т.д.; и что есть специальный прибор для этого. Или, возможно, вам предстоит еще рассказать обо всем этом своим крохам? Тогда я подскажу один очень действующий метод. Нужно вместе сделать часы своими руками для детей из картона. Время работы можно посвятить тому, что расскажите сказку про короткие секунды, стремящиеся только вперед минуты и такие огромные часы, которые кажется, длятся бесконечно, особенно у малышей. Да и творческая работа не останется бесследной, карапузы развиваются, занимаясь ею.

часы своими руками для детей из картона

Что скрывать для современного человека хоть большого, хоть маленького важна обертка. Даже та же конфета может показаться вкуснее, если она завернута в фантик с любимым киногероем, а не в пергамент. Поэтому процесс обучения стоит упаковать в красивую обертку: используйте любимых лего человечков, машинки, наклейки, распечатки супер героев, все, что нравится вашему ребенку, на что он готов смотреть часами, с чем он готов даже спать.

часы своими руками для детей
часы своими руками для детей
часы своими руками для детей
часы своими руками для детей
часы своими руками для детей
часы своими руками для детей

Или вообще сделать в виде браслета на руку, думаю такой вариант тоже оценят малыши.

часы своими руками для детей
часы своими руками для детей
часы своими руками для детей
часы своими руками для детей

А можно улучшить обычные домашние часы — наклеить по кругу цифры минут для быстрого обучения.




Одним словом, что это мы еще говорим? Пора заняться делом! У нас с вами на носу мастер класс универсальный, базовый, который вы можете взять за основу для своей идеи.

Пошаговая инструкция по изготовлению часов из картона

Сейчас мы постараемся вместе сделать поделку. Но прежде, всего пару слов об инструментах, которыми будем мастерить, и посильной детской помощи.

Несколько важных моментов:

  • Нам предстоит вырезать из бумаги заготовки, а для этого понадобятся острые ножницы. Если у вас есть ножницы с закругленными краями, тогда эту часть работы можно доверить и малышу. В противном случае лучше, а, вернее, безопаснее, это сделать самим.
  • Чтобы скрепить стрелки на конструкции нам снова понадобится острый предмет: то ли маникюрные ножнички с острыми краями, то ли гвоздь. Всего 3 дырки. Но безопасность важнее. Если кроха будет проситься, конечно, можно доверить работу, но только с вашей подстраховкой.
  • Определитесь, насколько прочную конструкцию вы планируете сделать. Возможно, одного листа картона будет маловато. Тогда используйте основу. За основу сойдет слой из упаковочного толстого картона, или несколько дополнительных шаров из обычного.
  • Последнее – как вы будете чертить, вернее, при помощи чего. Если циркулем, тогда у вас уже отмечена середина, и это хорошо. Но опасно из-за острого края. Можно начертить, обведя тарелку, чашку или миску по контору. В этом случае серединку определяем при помощи двух перпендикулярных линий. Или же, еще проще, один из кругов (лучше не самый первый, чтобы сохранить его привлекательный вид) согнуть 2 раза пополам. Точка сгиба – средина.

Часы с минутами — МК

В качестве основы для часов выбрана пробковая круглая подставка под горячее. Но можно вполне обойтись и гофрокартоном.

Пошаговые фото изготовления:





Шаблоны для распечатки — увеличиваются по клику



Часы без минут- МК

  • Цветной картон – 7 листов (3 для круга, для циферок и на стрелки);
  • Клей;
  • Ножницы;
  • Карандаш;
  • Циркуль;
  • Гвоздь;
  • Болт и гайка.

Инструкция:

  1. Какой у вас будет величины модель часов? Ориентировочно – 20см. Идеально для того, чтобы нарисовать крупные цифры. Мне это подходит. Циркулем рисуем круг на трех листах картона. Все эти листы склеиваем. Можно взять один картон упаковочный, тогда одного слоя достаточно. Чтобы от клея картон не стал топорщиться и выгибаться, кладу заготовку под пресс.
  2. Пока циферблат под прессом, рисуем на листе другого цвета 2 стрелки. Одну побольше, вторую поменьше. Делаю их в 2 слоя; не такие прочные, как циферблат, но это и хорошо.
  3. Еще один цветной лист идет на 12 кружочков с цифрами.
  4. Пришло время делать отверстия в циферблате и стрелках. Мне удобно это сделать гвоздем, можно отверткой или даже дрелью, если помогает папа.
  5. Отмечаем, где какую циферку будем приклеивать, и клеим.
  6. Присоединяем стрелки к циферблату при помощи болта и гайки. Скручиваем не сильно плотно, чтобы они свободно проворачивались.

Шаблоны для распечатки

Картинки увеличиваются по клику. Можете распечатать шаблон, приклеить на картон, вырезать, прикрепить стрелки и изучать…

Надеюсь, вам понравился этот урок, и вы еще заглянете, когда решите что-либо сконструировать со своим крохой. А я постоянно пополняю коллекцию для творчества, чтобы вы смогли найти подсказку по всем своим вопросам. А потому, оформляйте подписку, тогда не пропустите ничего! И расскажите своим друзьям о сайте, чтобы и они могли получать всю нужную информацию!

Закрытый лэпбук с картинками четырёх времён года в центре

Лэпбук — продукт коллективного труда. Младшие дошколята клеят картинки, их родители ищут материалы, а педагог систематизирует все наработки и выбирает варианты их размещения. Участие старших дошколят заключается в поиске информации по теме, а также в активном обсуждении и создании формы пособия.

Две девочки и мальчик работают с лэпбуком Времена года

С лэпбуком может одновременно работать несколько человек

Важные нюансы выбора способа и формата организации материалов

Общепринятым способом организовать содержимое пособия являются кармашки (открытая форма удобна для малышей) и конверты (закрытый вариант нравится детям постарше).

Шаблон для кармашка для лэпбука

Передний край кармашка нужно вырезать полукругом, чтобы детям было удобно доставать материалы

Материалы также могут размещаться:

  • в книжках-гармошках, к примеру, загадки, народные приметы по сезонам;
  • на выдвижной ленте, продвигая которую в окошке дети видят один из признаков того или иного времени года;
  • в конвертах необычных силуэтов, например, для блока о зиме это может быть снежинка, для осенней части — гриб, для весенней — лист, для летнего раздела — мячик;
  • на вращающейся рулетке, к примеру, на её сегментах можно разместить картинки с одеждой, которую люди носят в разное время года.

Все картинки и тексты пособия лучше всего оформить на картонных заламинированных карточках.

Остановимся на тонкостях создания пособия для дошколят среднего и старшего возраста.

Лэпбук с синей обложкой Времена года

На обложку можно подобрать картинку с изображением основных признаков-символов каждого времени года

Материалы и инструменты:

  1. Подравниваем листы так, чтобы они были одного формата.
  2. Обклеиваем один лист с двух сторон бумагой синего цвета, а один лист, также с двух сторон, бумагой красного цвета. Следующий лист с одной стороны обклеиваем синим, а с другой — жёлтой бумагой, дальше одну сторону следующего листа картона делаем жёлтой, вторую — зелёной, потом одну сторону — зелёной, другую — красной.
  3. Собираем страницы так, чтобы разворот получался одного цвета, страницы обложки получатся синего и красного цветов.

Лэпбук в раскрытом виде

Каждый разворот, посвящённый определённому времени года, имеет свой цвет

Разворот, посвящённый зиме

Зелёный разворот лэпбука

Красный разворот лэпбука

Тематические картинки про осень можно сделать маленького формата и наклеить их на подложку в виде капелек

Лэпбук может состоять из двух половинок, которые завязываются ленточкой Если конвертов слишком много, дети могут запутаться в материалах Под каждое время года можно подобрать подложку определённого цвета, например, зелёную под лето, синюю под зиму, жёлтую под весну, а красную под осень На обложке обязательно нужно указать название пособия

Обычно тематические лэпбуки составляются по всем временам года отдельно, поэтому конкретно это пособие носит характер обобщения основных примет каждого сезона.

Блок с текстовой информацией

Этот раздел включает:

  • общие признаки каждого времени года;
  • информацию о месяцах, их чередование, можно с подходящими для каждого месяца стихотворениями;
  • перечень интересных народных примет по каждому сезону;
  • занимательные факты по каждому времени года.

Блок со стихотворениями и загадками

Для ребят 3–4 лет стихотворный блок можно составить на основе подборки, предложенной здесь.

Для детей постарше в подборку можно включить стихотворения русских классиков. Причём сгруппировать их можно и по сезонам, и по месяцам.

  • загадки включаются в лэпбук со второй младшей группы;
  • для ребят 3–4 лет загадки должны быть с рифмованными ответами.

Например, для малышей подборка может быть такой:

  • Дел у меня немало: Я белым покрывалом Всю землю укрываю, Белю поля, дома, Зовут меня… (зима);
  • Я соткано из зноя. Несу тепло с собою. Я реки согреваю, Купайтесь — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я… (лето);
  • Я раскрываю почки, В зелёные листочки Деревья одеваю. Посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня… (весна);
  • Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И ёлочек. Я… (осень).

Ребятам средней и старшей группы загадки можно выбирать сложнее, к примеру, для иллюстрации каждого сезона:

  • зимы — Меня не растили — из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза — угольки, руки — сучки. Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба);
  • весны — Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна);
  • лета — Солнце печёт, Липа цветёт. Рожь поспевает, Когда это бывает? (Лето);
  • осени — С деревьев сыплются монетки От сильного дождя и ветра. Я подниму десять монеток И соберу большой букетик. (Осенние листья).

Блок с тематическими играми

Это блок представлен заданиями разных видов игр.

Какие произведения художественной литературы выбрать

Блок визуальных материалов

Наглядность — очень важная составляющая лэпбука. С одной стороны, она обеспечивает эстетическую привлекательность, а с другой — на основе картинок дети составляют описания сезонов, играют.

Видеоматериалы блока представлены мультфильмами по теме, а также обучающими роликами, рассказывающими о смене времён года — дети просматривают их, а затем обсуждают с педагогом или родителями.

Фотогалерея: тематические картинки по четырём сезонам

Рассказывая о признаках времени года, дети могут называть ассоциации того или иного сезона с цветом Описывая каждое время года, дети называют, чем прекрасна природа в этот сезон На основе изображения одного и того же пейзажа дети могут сравнить, как меняется природа в разное время года

Видео: Малышарики поют о временах года

Блок с заданиями на развитие смекалки

В этот раздел пособия входят ребусы, лабиринты, а также кроссворды. Ребусы и кроссворд включаются в лэпбуки для детей, начиная со средней группы, когда они уже знают буквы.

Фотогалерея: примеры ребусов и лабиринта

Ответ: осень Ответ: весна Ответ: зима Ответ: лето Пройдя лабиринт, дети узнают, когда медведь впадает в спячку, когда улетают птицы, когда пернатые возвращаются домой и когда наступает время фруктов и ягод

Можно предложить детям сначала раскрасить приметы весны, а уже затем углубляться в раскрашивание сюжета картинки Чтобы радуга получилась яркой, её можно раскрасить восковыми мелками Чтобы проверить, как дети запомнили приметы природы в разное время года, можно предложить им раскрасить один и тот же пейзаж, но в разные сезоны Сделать снег более рельефным можно каплями гуаши Дети сами смотрят на картинку и определяют, какое время года изображено

Как пользоваться лэпбуком

Пособие предназначено как для групповой работы, так и для индивидуальной. Ребёнок может работать с материалами самостоятельно или со взрослым. Универсальность лэпбука заключается ещё и в том, что его можно использовать на всех этапах работы с темой: для ознакомления с четырьмя временами года (по мультфильмам, картинкам, стихотворениям и пр.), для отработки имеющихся знаний (в играх, при составлении описаний картинок) и для закрепления изученного (в разгадывании ребусов, раскрасках, прохождении лабиринтов).

Что касается методических возможностей пособия на занятиях, то на основе лэпбука можно полностью прописывать сценарий НОД:

  • для актуализации знаний использовать загадки, стихотворения;
  • для реализации основного этапа занятия — игры, беседы на основе картинок, видеоматериалы;
  • для закрепления изученного — разгадывание ребусов, картинки для раскрашивания.

Отзывы

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Читайте также: