Модель цепи питания 3 класс окружающий мир как сделать

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков).

  1. Ввести и раскрыть понятие “цепи питания”.
  2. Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями, между природой и человеком).
  3. Обосновать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
  4. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
  5. Развивать коммуникативные умения.
  6. Развивать навыки самооценки.
  7. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  8. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.
    рабочая тетрадь (автор А.А. Плешаков к учебнику для 3 класса “Мир вокруг нас” 1 часть);
  • запись на доске домашнего задания;
  • видеофильм “Природные сообщества”;
  • листы со стрелками; скрепки;
  • 5 наборов по 4 картинки:

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?

Дети: Мы будем говорить о том, кто как питается.

У.: Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.

(Приложение слайд 2)

В конце урока нам надо ответить на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания.

3. Актуализация знаний.

У.: Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

(Приложение слайд 3)

Д.: Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.

У.: А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.

Д.: Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.

(Приложение слайд 4)

У.: Давайте закрепим наши знания и выполним задание в тетради № 1, с. 43.

4. Открытие нового задания.

У.: Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

(Приложение слайд 5)

У.: Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.

От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.

У.: А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

По сигналу ребята начинают работать в группах. Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки.

(Приложение слайд 6)

Все готовые цепи развешиваются на доске.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Д.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

У.: Давайте проверим работу ребят.

(Приложение слайд 7)

Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.

Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

(Приложение слайд 8)

(Приложение слайд 9)

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

(Приложение слайд 10)

Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

(Приложение слайд 11)

У.: Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице?

Д.: Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.

5. Первичное закрепление знания.

У.: А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.

– Какие цепи питания приведены в учебнике?

Д.: Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.

У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Д.: I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

(Приложение слайд 12)

6. Инструктаж домашнего задания.

У.: Дома еще раз прочитайте статью (с. 96–98). В рабочей тетради выполните задания № 3–4, с. 44–45.

На доске: д/з с. 96–98.; рабочая тетрадь № 3–4, с. 44–45.

Дети записывают задание в дневник. Затем убирают учебники, дневники, тетради.

7. Решение экологических задач.

У.: Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?

Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.

У.: Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

Д.: С растения.

У.: Чем она заканчивается?

Д.: Грибами и бактериями.

У.: Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Обсудите этот вопрос в группах, опираясь на те цепи питания, которые вы составили.

Дети обсуждают этот вопрос, пытаясь объяснить примером. Например:

Д.: Если исчезнут божьи коровки, тогда яблонная тля погубит все яблони. Не будет яблок. Это плохо. И т.д.

(Приложение слайд 13)

Трое детей читают стихотворение:

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

У.: Какая цепь питания в Китае была нарушена?

Д.: Пшеница – насекомые – воробьи.

У.: А еще один эколог вернулся с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

(Приложение слайд 14)

Д.: У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.

У.: Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

А вот какую загадку подготовила для нас Рита:

Однажды англичане
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман, –
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках.

Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.

Какую же цепь питания поддерживают пожилые леди Англии?

Д.: Зерно – мыши – кот.

И вот загадка решена.
Ответ – у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят?
– Зерно.

8. Обобщение изученного.

У.: Давайте посмотрим видеофильм и обобщим то, о чем мы сегодня говорили.

Просмотр фрагмента видеофильма “Природные сообщества” (3 мин.).

– Так какое же звено в цепи питания первое?

Д.: Растение.

У.: А второе?

Д.: Растительноядное животное.

У.: Какое звено заканчивает цепь питания?

Д.: Грибы и бактерии.

У.: Кто может ответить на поставленный в начале урока вопрос: зачем человеку знания о цепях питания?

Д.: Для того, чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.

Теперь напишем резюме,
А это значит, братцы,
Что обговорено сейчас,
Мы подытожим вкратце.

(Приложение слайд 16)

Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.

(Приложение слайд 17)

Земля вкруг Солнца вертится,
И жизнь идет по кругу,
А “стол” наш тем и держится,
Что мы “едим” друг друга.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырех углов.

У.: Кому понравился урок? Что именно понравилось? Что нового для себя узнали?

Мне тоже было приятно работать с вами, наблюдать за вашим тесным сотрудничеством в группах.

Приложение: презентация “Кто что ест? Цепи питания”.

М.Х. Левитман. “Экология-предмет: интересно или нет?”.

вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное и заботливое отношение учащихся к природе.

Планируемые результаты:

• классифицировать животных по типу питания;

• приводить примеры животных различных групп;

• анализировать цепи питания;

• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

• знать защитные приспособления животных;

• обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;

• оценивать достижения на уроке;

• моделировать цепи питания.

Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

1. Самоопределение к деятельности

- Говорят, как урок начнешь, так его и проведешь. Давайте наш урок начнем с улыбки, улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, мне и с таким настроением проведем весь урок. Спасибо. Садитесь.

2. Актуализация знаний. Мотивация.

Посмотрите на слайд и назовите одним словом: ктоэто? (Животные)

Перед нами лишь некоторые виды животного мира. А без чего они все не могут жить? (Без воздуха, воды, питания, солнца)

3. Постановка учебной проблемы.

Недавно я была в Новосибирском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.

Что случилось? (Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят)

Давайте определим, на какие вопросы нам надо сегодня найти ответы.

А можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?

Первый вопрос: научимся распределять животных на группы по типу питания.

А связаны ли между собой в природе все живые организмы? Значит, что еще узнаем?

Второй вопрос: узнаем о связи организмов в природе.

А еще сегодня будем учиться составлять цепи питания.

4. Открытие нового знания.

Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно.

В маршрутных листах найдите 1 задании. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?

Чем вы накормили лося? (Травой, веточками.)

А как называется группа животных, которые едят растительную пищу. А что еще едет травоядные? (Листья, плоды, семена, корни)

Чем накормили льва? (Мясом)

Как называется группа животных, которые питаются мясом? (Хищники). Другое название этой группы животных – плотоядные. Почему? Потому что они питаются плотью других животных.

Чем накормили кукушку? (Гусеницами). А гусеница – это кто?

А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа? (Насекомоядные) А чем еще питаются насекомоядные? (жуками, личинками)

А чем накормили белого медведя? (Рыбой) Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем? Почему?

А сейчас сравните с эталоном свою работу и оцените себя. Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый. Они у вас в коробочках.

А как вы думаете все ли медведи хищники?

Предлагаю вам выполнить 2 задание в маршрутном листе.

Можно ли по заголовку сказать о ком будем читать? О ком? Что бы вы хотели узнать о медведях?

Совпали ли наши предположения перед чтением? О каких медведях вы прочитали в тексте?

- Что из прочитанного вы уже знали?

- Какая информация для вас оказалась новой?

-Так чем же питаются медведи? (Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.)

Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? (нет)

(А знаете ли вы еще всеядных животных? (белка, еж, кабан))

А вы знаете, что раньше люди употребляли слово ЯДА вместо слова ЕДА. От этого и такие названия: растительноядные, всеядные, насекомоядные.

Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных? (Потому что не знали, чем питается каждое животное)

Можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится? (Да. У животных есть внешние отличительные признаки)

Что помогает хищникам добывать себе пищу?

Вывод: У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.

А растительноядным? У растительноядных животных сильные губы, язык; быстрые ноги, хороший слух и зрение, защита от врагов: едкий запах.

А насекомоядным? У насекомоядных удлиненная мордочка с вытянутым хоботком, много мелких зубов.

У всеядных есть все отличительные признаки как у хищников, растительноядных, насекомоядных.

Практическая работа. А сейчас возьмите мультифору, достаньте шаблон модели и картинки животных Ваша задача, распределить животных по группам питания.

На экране эталон, проверьте свою работу, оцените себя.Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый

Прочитаем текст. Что нового узнали?

С чего начинается цепь питания? Почему с растения? Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно им друг от друга не прожить. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

Действующие лица: Солнце - 1 человек. Растение - 1 человека, Мышка – 1 человек, Лиса - 1 человек.

Кому свою энергию отдает Солнце? Почему?

А кто получает энергию от растения? (Травоядные животные - мыши)

Сколько бы мышки не загорали на солнышке, есть им все равно хочется!

Кто получает энергию от мышей? Хищные животные – лиса.

В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (Растение – растительноядные – хищник)

Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.

5. Включение в систему знаний.

В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревья.

Сравните с эталоном и оцените себя.Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый

Ребята, что произойдет с цепью, если истребить всех волков? (Цепь порвется) (К чему это приведет?) Правильно. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь. Зачем человеку знать о цепях питания?

(Чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой)

Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек? (Они истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько, сколько смогут съесть – не больше!)

А какими мы должны быть, чтобы не навредить животным? (Добрыми, бережно относиться к животным)

6. Рефлексия.

Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили в начале урока. На все ли вопросы мы ответили?

Научился ли вы распределять животных на группы по типу питания? (убираю вопрос)

А что вы сегодня узнали о связи организмов в природе?

А кто научился составлять цепи питания?

Что сегодня получилось…

В чем были затруднения…

О чём можете рассказать дома родителям…

Аутотренинг.

И напоследок, я попрошу вас встать. Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

Ф И ученика _______________________________________

Цапля, сова, снегирь _____________ .

Акула, щука, карп _________________ .

Стрекоза, гусеница, бабочка ________________ .

Лиса, корова, медведь ______________________ .

С помощью стрелочек покажите, а чем вы накормите животных зоопарка?

кукушка трава, веточки

Прочитайте рассказ, делая на полях пометки:

5. Моделирование цепи питания по сценке.






7. Домашнее задание.

1. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их.


Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Цепи питания:


окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков страница 56. Номер 3. Цепи питания

Расскажи по модели об этих цепях питания.

Представленные цепи питания являются наглядными примерами того, как происходит питание в дикой природе.
Первая схема. Мышь поедает орех, а мышь поедает куница. Хищник съедает растительноядное животное.
Вторая схема. Улитка поедает капусту, а жаба съедает улитку. Растительноядное растение съедает растение, а хищник съедает растительноядное животное.
Третья схема. Мышь-полевка ест пшеницу. Змея съедает мышь, а орел змею.
Растительноядное растение поедает растение, хищник съедает растительноядное животное, а затем хищник поедает хищника.

Пищевые цепи в лесу для 1-3 класса

Пособие с карточками для занятий по окружающему миру в начальной школе . Дети познакомятся и наглядно увидят цепи питания в лесу, а также смогут самостоятельно составлять свои цепи питания .

В комплекте игровое поле и 24 карточки (всего можно составить 20 разных цепей питания).

О пособии для изучения цепей питания для начальной школы

Данный материал можно использовать качестве раздаточного . Предложите ребенку составить по 2-3 цепи питания. Перед использованием игровое поле и листы лучше заламинировать.

Также дети могут сделать проект по окружающему миру в виде аппликации. Для этого необходимо вырезать карточки и наклеить их на игровое поле. Получится плакат с цепочками питания. Его можно повесить на видное место в классе или дома.

Примеры цепей питания в лесу для школьников

  • Одуванчик - заяц - волк
  • Овёс - мышь - лиса
  • Трава - кузнечик - лягушка
  • Просо - воробей - сова
  • Сосна - белка -куница
  • Гусеница - дятел - орёл
  • Улитка - ящерица - змея
  • Рожь - суслик - медведь

Примеры карточек

В пособии 24 карточки. Каждая имеет подпись.


На одном поле поместятся четыре цепи питания.


Распечатать шаблоны

Для личного использования.

Комментарии ( )

Написать комментарий

Похожие статьи






Календарь с тигром на 2022 год распечатать

Подписи на тетради распечатать

распечатать расписание уроков

© 2020 Творческая мастерская Авокадо

  • Поделки
  • Развитие и обучение
  • Раскраски
  • Распечатай и играй
  • Статьи
  • Квесты
  • Опыты и эксперименты для детей
  • Головоломки для детей и взрослых
  • О нас
  • Новый год 2022

Мы в социальных сетях:

Наш сайт использует файлы cookie. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie

Читайте также: