Минитрактор из мотоблока мтз своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Конструктивные особенности мотоблоков МТЗ

Большинство моделей популярных торговых марок сделаны по схожим конструктивным признакам, но встречаются и оригинальные решения. Так, популярный в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века мотоблок МТЗ 05 не имел рамы в обычном ее понимании.

Функции остова на этой модели выполняли несколько корпусов трансмиссии. Такое конструктивное решение позволяло устанавливать разное расстояние между колесами – 425, 600 и 700 мм соответственно, давая возможность обрабатывать агрегатом посадки сельскохозяйственных культур с различной шириной междурядий.

Другой блок проблем, возникающий при попытках сделать минитрактор из мотоблока МТЗ своими руками, связанный с комплектацией некоторых механизмов этой марки двухцилиндровыми дизельными двигателями. При переделке таких механизмов центр тяжести у них существенно смещается вперед, что впоследствии значительно усложняет работу самодельных минитракторов.

Какие модели лучше для переделки в минитрактор

Конструктивно легче всего сделать минитрактор из мотоблока МТЗ 12 или из МТЗ 09Н. Это модели тяжелого класса, но 09Н по популярности намного превосходит 12-ю, а потому и переломке подвергается чаще.

Но в принципе, из любого агрегата модельного ряда МТЗ, даже устаревшего 05-го, можно сделать работоспособный минитрактор. Чаще всего переделке подвергаются самые популярные на сегодня механизмы – помимо 09Н, это еще и МТЗ 06.

При переделке мотоблока МТЗ любой модели нужно неукоснительно соблюдать схему переделки, иначе успешного результата достичь будет сложно. Это, наверное, самое главное отличие этой торговой марки от других мотоблоков.

Алгоритм переделки мотоблока МТЗ в минитрактор

Существует несколько способов, как сделать из мотоблока МТЗ минитрактор. Самый простой – приобрести заводской комплект переоборудования. Второй, более сложный, но и более интересный – сделать все от начала до конца своими руками.

Особенно второй вариант актуален при переделке 05 модели. Несмотря на конструктивные особенности, ее можно переделать в оригинальный трехколесный минитрактор:

  • Механизм переводится в режим работы с косилкой;
  • Затем у механизма полностью снимается передняя площадка;
  • На месте снятой площадки устанавливается переднее колесо от мотоцикла, которое при помощи болтов крепится к мотоблоку;
  • Вместе с колесом устанавливается мотоциклетный руль для управления механизмом;
  • Для придания конструкции дополнительной жесткости в нише, где обычно крепится рулевая тяга, устанавливается регулировочная тяга;
  • К площадке сваркой приваривается сидение для оператора;
  • Рядом с двигателем монтируется крепление для аккумулятора и гидрораспределителя;
  • Сзади механизма монтируется дополнительный стальной каркас, на который устанавливается гидравлическая система;
  • На установленное спереди колесо от мотоцикла устанавливается ручной тормоз.

МТЗ 05 является ярким примером того, как, проявив смекалку и усердие, можно оригинально решить неразрешимые, казалось бы, задачи. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, минитрактор из него после такой переделки получается вполне работоспособным, даруя новую жизнь старому механизму.

Самодельный трактор из мотоблока

Подготовка к созданию самодельного минитрактора

Чертеж 1 — Кинематическая схема

Что касается деталей и комплектующих, участвующих в модернизации мотоблока, можно применить покупной заводской комплект для переделки его в минитрактор. Но такой вариант не подойдёт для тех, кто хочет сделать, к примеру, полноприводный (4x4) трактор и при этом существенно сэкономить. Поэтому придется искать модернизированные детали.

Итак, для создания самодельного трактора понадобятся:

  • набор инструментов;
  • сварочное оборудование;
  • дрель с комплектом свёрл;
  • металлические трубы, швеллеры;
  • крепежи, метизы (болты, гайки);
  • болгарка, диски для работы с металлом.

Также для того, чтобы сделать собственноручно трактор, потребуются два подходящих колеса, навеска, водительское кресло, рулевой механизм, педали и, конечно же, мотоблок, обладающий достаточным весом и мощностью. Лучше остановить свой выбор на агрегате тяжёлого класса с дизельным двигателем (хорошо подходят модели Зубр, Нева, Агро, СКАУТ). Это даст возможность получить в результате переделки хоть и самодельный, но производительный мини-трактор, способный эффективно выполнять различные агротехнические операции. Наверняка захочется, чтобы он осуществлял не только сельскохозяйственные функции, но и мог тянуть прицеп.


Как сделать раму


При трансформации культиватора в мини-трактор часто используют именно переломку, состоящую из двух независимых полурам, соединенных между собой при помощи шарниров. Благодаря такой конструкции все четыре колеса трактора почти всегда контактируют с грунтом, и практически не происходит их вывешивание при эксплуатации самоделки по неровной поверхности или скользкой дороге. Это позволяет повысить устойчивость мини-трактора из мотоблока, улучшить его маневренность и проходимость при осуществлении пахотных и транспортных работ.

К переднему или заднему участку подготовленной рамы монтируют по схеме навесное устройство, которое позволит трактору сделать возможной работу со вспомогательными устройствами. Можно сразу сзади приварить фаркоп для буксировки прицепа — это ещё больше расширит функциональные возможности самодельного мототрактора.

Установка ходовой части

По окончанию монтажа приспособления для навески устанавливают на обе оси (переднюю, заднюю), а уже на них — колёса. На заднюю ось обычно крепят те, что шли в комплектации с мотоблоком (СКАУТ, Зубр, Нева), а на переднюю насаживают колёса от легкового авто или какой-нибудь сельхозтехники. Важно, чтобы они были с глубоким протектором — это сделает самодельный мини-трактор техникой высокой проходимости и с улучшенным сцеплением колёс с грунтом. Тогда и управление будет значительно проще.


Для оборудования самодельного трактора полноценной передней ходовой частью покупают ступицы в сборке с тормозной системой и желательно в комплекте с рулевыми тягами, рулевым колесом, редуктором и рулевой колонкой. Также их можно переделать, сняв с поддержанной легковой техники.

Крепление передних колёс к мини-трактору осуществляют таким образом:

  • Подбирают металлическую профильную трубу, соответствующую толщине передней оси самодельного трактора.
  • К торцам профиля прикрепляют колёсные ступицы.
  • Конструкцию со ступицами закрепляют на передней раме прямо по центру.
  • Монтируют рулевые тяги, после чего выравнивают их с рулевым редуктором.
  • Осуществляют фиксацию редуктора на раме.
  • Ставят рулевую штангу, рулевое колесо.
  • Регулируют рулевую колонку, руль.

Иногда переднюю подвеску трактора дополняют пружинными амортизаторами для обеспечения более комфортных условий работы. После того, как по чертежу собрали рулевую колонку, нужно сделать монтаж задних колёс.

Заднюю ось культиватора устанавливают на подшипники, плотно запрессованные в сферические втулки. На неё монтируют шкив, который будет передавать крутящий момент от двигателя к вращающимся узлам. Можно задние колёса переломки оставлять без дифференциала — это упростит конструкцию и сведёт к минимуму пробуксовку будущего мини-трактора при эксплуатации на сыпучих грунтах.

Оптимальный диаметр колёс трактора — 30-36 см (как у модели СКАУТ Т-15). Если самодельный дизельный агрегат поставить на колёса меньшего размера, он попросту будет крениться вперёд. Монтаж больших колёс сделает машину неуправляемой и ухудшит её манёвренность, особенно при работе с прицепом. По окончанию установки колёс и рулевой колонки начинают компоновку основного узла агротехники — двигателя.

Монтаж двигателя и гидравлики


Передачу усилия от мотора к задним колёсам самодельного трактора организовывают при помощи ременной передачи. Раздаточную коробку ВОМа, как и коробку передач, можно использовать со списанного автомобиля ГАЗ-53. Силовой агрегат самоделки монтируют таким образом, чтобы шкив ВОМа располагался в одной плоскости со шкивом, размещённым на задней оси мини-трактора. Заодно намечают место для расположения педали сцепления. Ременную передачу закрывают защитным чехлом, чтобы избежать соскальзывания в процессе работы и сделать её срок службы более продолжительным.

После завершения основной работы на самодельный мини-трактор с двигателем от мотоблока устанавливают гидравлический подъём. Комплект гидравлики переделки должен включать масляный насос, бачок для масла, гидроцилиндр и распределитель. Все составные части системы соединяются гибкими маслостойкими шлангами. Желательно, гидравлику сделать с плавающим режимом — это обеспечит полноценную работу навески мототрактора. Тогда и почвофреза будет работать как надо.


Недорогой трактор по цене мотоблока всего за 189 тысяч! — Закажи тут.

Большой выбор навесного оборудования, которое также подойдет для тракторов самоделок смотри по ссылке.

Затем производят установку водительского кресла.

Монтаж тормозной системы и электрооборудования

После установки двигателя приступают к монтажу не менее важного узла мини-трактора — тормозной системы. В магазине можно купить новые тормоза для самодельного агрегата или воспользоваться унифицированными деталями от легкового транспортного средства.

Для начала определяют место (воспользовавшись компоновочной схемой), где в переделке будет располагаться педаль тормоза. На обозначенной делянке монтируют крепление для педали и основной тормозной цилиндр. Затем цилиндр подсоединяют шлангами к тормозным барабанам, расположенным на передних колёсах переоборудованного трактора.

Сразу после этого тормозную систему проверяют на герметичность, и если она нарушена — заново переделывают ее. Чтобы избежать нелепых ошибок, лучше воспользоваться наглядным чертежом, на котором показаны все основные узлы трактора. Для контроля систему обязательно прокачивают и удаляют остатки воздуха. Это сделает её работоспособной и обеспечит подобающую функциональность. Дополнить систему можно ещё и стояночным тормозом.

Следующий этап самостоятельной переделки мотоблока в полноценный мини-трактор — подключение электрооборудования и вывод датчиков на панель приборов. Сделать это рекомендуется для удобства и безопасности эксплуатации транспорта. На панель выводят измеритель температуры, показатель охлаждения жидкости, ключ зажигания, датчик давления масла и уровня топлива в бензобаке. По желанию самодельный трактор снабжают звуковым сигналом, стоп-сигнальными лампами и указателями поворотов.

Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков

Мини-трактор, переделанный из мотоблока очень пригодится в хозяйстве! Самодельный трактор, в отличие от мотоблока, возьмёт на себя основную нагрузку, а человеку останется только следить за процессом и правильно управлять транспортным средством. Самодельный небольшой трактор — экономный в эксплуатации и обслуживании агрегат компактных размеров, который не требует отдельного гаража, что тоже является большим плюсом. Он не будет создавать проблем с запчастями — их можно найти в продаже по доступной цене практически в любом специализированном магазине, где продаются мотоблоки марок СКАУТ, Нева, китайский Зубр и прочие.

Преимущества владения таким агрегатом налицо. Он в отличие от мотоблока позволит:

  • расширить функционал;
  • облегчить работу оператора;
  • реализовать тяговый потенциал.

Используя навыки, можно из обычного мотокультиватора с ограниченными возможностями сделать многофункциональный и эффективный мини-трактор. Манёвренный и компактный, он способен работать даже на густо засаженных участках, между кустами и деревьями, а также на ограниченной придомовой территории, не портя тротуарную плитку и асфальтное покрытие. Посмотрите форму, где есть видео о работе самодельной техники.

Сделать мини-трактор из мотоблока — это значит приобрести себе агротехнику с широчайшим функционалом. Вместе с ним можно использовать разнообразное навесное оборудование: культиватор, картофелесажалку, фрезу, борону, роторную косилку, плуг, окучники и прочее. А если оборудовать штабелером с гидравлическим приводом, то можно эксплуатировать самодельный трактор ещё и в качестве стогометателя или подъёмного крана. Благодаря практичной конструкции, работать на такой самоделке просто, комфортно и безопасно. А оставшиеся мотоблочные детали можно использовать при создании других самоделок. Самодельный мини-трактор — это лучше, чем самый дорогой тяжелый мотокультиватор и дешевле, чем тяжёлый трактор.

Представлю свою истоиию и версию переделки мотоблока МТЗ в минитрактор.
Критика, вопросы и предложения горячо приветствуются.
Зачем оно мне нужно? Я не хочу мтз 132-112 из-за ломающейся рамы и общей неудобной эргономики. Не могу взять в толк, почему сморгонь до сих пор не наладила производство недорогих моноприводных миников на базе агрегатов 132 и мотоблока, заняли бы свою нишу. Ну да ладно.

Вообще делал трактор не с ноля, купил недоделаный проект в Столбцах. Вот так выглядел трактор когда привёз его домой


Что купил - новый бензиновый двигатель на 16 лошадей, выточеные детали выноса двигателя вперёд на раме (шкив насоса, переходники под ШРУСы гольф 2), КПП мтз 12, задняя резина на 16 на дисках т-25, передняя бадка на креставинах ЗИЛ, передние тормоза, в комплекте ещё шёл распределитель Р-80, привод НШ-10 от двигателя д-245 и капот от МТЗ 80.

Закатил в гараж и начал переделки - перенёс рулевой редуктор и схему рулевого - было так





Рулевую колонку взял от опель омеги с регулировкой наклона, укоротил корпус и шток
Откинут



Сделал привод нш - привод нш от двигателя д-245 был разобран, подшипники заменены на закрытые, у токаря был немного проточен шкив помпы от двигателя ваз классики, чтобы основанием он сел на основание шестерни привода НШ, всё это было закрепелно временно на двух ушах на уголок. Для натяжения ремня поставил автоматический пружинный натяжитель ремня доп. оборудования от бензиноого двигателя какого-то опеля + есть планка натяжения.








Сидение взял пассажирское от микроавтобуса, сделал ему салазки с возможностью двигать вперед-назад и сделал откидывающимся вперёд



Рукоятка блокировки диффа была выведена под правую ногу, креление распределителя сделал под правую руку, там же рычах выбора передач, а вот выбор диапазона "Впёрёд-назад" сделал под левую руку из рукоятки АКПП автомобиля. Смысл - чтобы когда вылазишь - залазишь на трактор случайно не включить режим движения, ведь переключить диапазон теперь модно только подняв флажок на рукоятке АКПП и переведя в нужное положение.

Вот что вышло спустя две недели


На данный момент нет гидравлики и задней навески. Это пока в процессе

Что купил на данный момент:
Комплект тяг трёхточки. Обошлось в 200 уе или 15000 на росс рубли, у нас в Беларуси такой комплект не найти, повезло случайно увидеть объявление. Обошлось в 2 раза дешевле, чем если покупать компект от мтз 132


Новый НШ 10 производсва Украина и новый гидроцилиндр с ходом штока 20 см. Пока собираю комплект гидравлики, буду ставить всё летом. Может у кого в РБ есть подходящий маслобак для гидравлики? Купил бы



АртёмК , ай маладэць, генацвале! Взял да и собрал настоящий тракторок из подходящего набора заготовок. Очень даже достойно смотрится, да и конструктив соответствующий. А насчет гидробака не заморачивайся, свари самопальный и с фильтром.

КМЗ-012ч 2004 г.в. 5+1

Саныч53 написал:
АртёмК , ай маладэць, генацвале! Взял да и собрал настоящий тракторок из подходящего набора заготовок. Очень даже достойно смотрится, да и конструктив соответствующий. А насчет гидробака не заморачивайся, свари самопальный и с фильтром.

Саныч53 , Спасибо за оценку) Я начал делать бак из старого нагнетателя масла как на фото ниже, который перестал это масло качать, да и надобности в нём нет, он хорошо помещается под капот, но всё думаю как приделать к нему масляный фильтр и надеюсь найти в продаже готовый небольшой бак с фильтром, например БУ от мтз 132 или готовые из комплектов гидравлики для китайцев


Нормальный тракторок получился.Вал лучше бы закрыть защитой во избежании некоторых неприятностей.Голосовалка у вас странная.

Очень хороший вариант. Полнофункциональный миник в классической схеме. Если бы не было в хозяйстве уже двух миников, то взялся бы за такой проект.

Александр12 написал:
Нормальный тракторок получился.Вал лучше бы закрыть защитой во избежании некоторых неприятностей.Голосовалка у вас странная.

Саныч53 написал:
АртёмК , ай маладэць, генацвале! Взял да и собрал настоящий тракторок из подходящего набора заготовок. Очень даже достойно смотрится, да и конструктив соответствующий. А насчет гидробака не заморачивайся, свари самопальный и с фильтром.

Саныч53 , Спасибо за оценку) Я начал делать бак из старого нагнетателя масла как на фото ниже, который перестал это масло качать, да и надобности в нём нет, он хорошо помещается под капот, но всё думаю как приделать к нему масляный фильтр и надеюсь найти в продаже готовый небольшой бак с фильтром, например БУ от мтз 132 или готовые из комплектов гидравлики для китайцев


АртёмК , я буду делать гидравлику на мотоблок Агро , это типа МТЗ 05 , для прицепа самосвала , но гидравлика будет съемная , кроме цилиндра подъема кузова . Весь комплект уже собран , кроме переделки цилиндра и изготовления прицепа . Бак у меня компактный с 4 мя ушами крепления 5 ю отверстиями с резьбой , это бак системы подогревателя двигателя автомобиля Урал 4320 каких великое множество . Стоит он под капотом справа от двигателя и используется только пока автомобиль новый и работает подогреватель . У самого было три таких бачка , два отдал людям один оставил себе . Можно поспрашивать у водителей Уралов в лесхозах или посмотреть на списанных там же . Фильтр я по совету в интернете ( есть видео такое там ) заказал в магазине запчастей по иномаркам . Он с двумя ушами крепления , хватит его много лет . Называется Н-5919 от мини погрузчика Тойота . Если совет поможет то хорошо , если не ваш вариант , то просто информация к размышлению .

Купили мотоблок-культиватор с валом отбора мощности (ВОМ). Будем делать из него мини-трактор для дачи.

Так как 130 тысяч рублей (столько стоит самый простой китайский ременной мото-трактор на базе тяжёлого мотоблока) - это довольно дорого, то мы решили прикупить к мотоблоку передний адаптер и сделать из двух агрегатов один - маленький трактор для дачи.

В общем, так называемый "редукторный мотоблок" с валом отбора мощности обошелся нам в 23 тысячи рублей вместе с доставкой. Коробка передач на нем имеет две скорости вперед и одну – назад, колеса – 10-дюймовые.

Отечественный мотоблок за такую цену вы не купите, поскольку ценник на них начинается с 30 тысяч рублей, да и то, если это - ременной мотоблок-культиватор.

Ну да ладно, спрашиваем дальше: какой индекс движка? При этом пришлось указать им (продавцам), где на моторе найти эти цифры. В общем, мотор оказался с индексом 170F, а это однозначно указывает на то, что мощность двигателя не более 7 лошадиных сил.

Можно было, конечно, купить и за 20 тысяч такой мотоблок, но с диаметром осей 24 мм, что мне не очень подходит - слабоваты.

Весит такой мотоблок около 100 кг, привезли его нам в специальном ящике с металлическим каркасом, в полусобранном состоянии. Собирается он довольно легко, но пару часов пришлось потратить.

К мотоблоку я хочу приделать передний адаптер белорусского производства, который собираюсь купить за 27 тысяч рублей.

В результате, получится такой вот недорогой, но вполне работоспособный минитрактор, как на этом видео:

На этом пока все.

А в этой статье вы можете прочитать о том, как выбрать ходоуменьшитель: Мотоблок с уменьшителем хода: зачем он нужен, и какой выбрать?

Фото: Минитрактор из мотоблока своими руками

Минитрактор из мотоблока своими руками.

Механизация работ на своем дачном или приусадебном участке позволяет превратить рутинные обязанности в достаточно легкие и даже приятные занятия, поскольку в таком случае основная нагрузка приходится на различные технические средства, а владельцу остается лишь управлять ими. Таким универсальным помощником заслуженно считается мотоблок.

Преимущества минитрактора

Фото: Надежный помощник на приусадебном участке - минитрактор из мотоблока

Надежный помощник на приусадебном участке — минитрактор из мотоблока.

К достоинствам минитракторов, собранных своими силами, следует в первую очередь отнести их цену, которая гораздо ниже стоимости готового адаптера для мотоблока. Помимо этого, подобный агрегат занимает не много места, так что не придется строить для него отдельный гараж. Самодельный минитрактор, к тому же, довольно экономичный, работает на паре литров недорого топлива и развивает скорость до 30 км/ч. Да и запчасти для такого агрегата можно купить практически везде и довольно дешево.

Собранный своими силами минитрактор, при установке шин с глубоким протектором, имеет высокую проходимость и отличное сцепление с грунтом. А довольно компактные габариты дают возможность работать даже на приусадебных участках, густо засаженных деревьями, и придомовой территории не причиняя ущерба асфальту или тротуарной плитке.

В принципе, любой мастер, который дружит с техникой и инструментами, вполне может сделать своими руками для домашнего хозяйства мощный и надежный агрегат. Однако перед тем как конструировать минитрактор, потребуется изучить большое количество различных чертежей и схем, прочитать много полезной литературы и посмотреть видео. Сразу стоит сказать, что какой-то универсальной схемы и чертежей, для того, чтобы собрать самодельный минитрактор из мотоблока, нет. Дело в том, что агрегаты разных производителей отличаются своей конструкцией, мощностью и многим другим.

  • пара подходящих колес;
  • металлические трубы и уголки, а также лист нержавейки;
  • дрель и сварочный аппарат;
  • удобное кресло;
  • набор инструментов;
  • навесное оборудование.

Выбор соответствующего мотоблока

В первую очередь для минитрактора следует выбрать подходящую модель мотоблока. Необходимо учесть все важные параметры:

  • мощность;
  • вес;
  • тип двигателя;
  • размер плуга;
  • стоимость и производителя.

Теперь рассмотрим каждую из этих характеристик подробнее.

Мощность. Этот параметр непосредственно зависит от площади, которую предполагается обрабатывать. Соответственно, чем больше участок, тем выше должна быть мощность мотоблока.

Вес агрегата зависит от вида обрабатываемой почвы. В том случае, если для твердой почвы выбрать легкий плуг, то будущий минитрактор вряд ли справится со своим предназначением. То есть, чем сложнее в обработке грунт, тем тяжелее нужен мотоблок, и наоборот.

Бензиновый двигатель работает тише дизельного, и к тому же благодаря невысокой компрессии даже в сильные холода запускается с полуоборота. Однако дизель экономичнее, имеет более сильную тягу и стабильность оборотов. Также дизельный двигатель лучше справляется с тяжелыми грунтами и большими площадями.

Чтобы определиться с размером плуга следует учесть глубину будущей обработки, свое терпение и готовность к физическим нагрузкам. Оптимальнее всего выбрать разборную модель с возможностью регулировки по ширине. Это позволит своими руками настроить плуг в соответствии с конкретной ситуацией.

Пошаговая инструкция

Фото: Кинематическая схема минитрактора

Кинематическая схема минитрактора.

В первую очередь следует разработать кинематическую схему будущего минитрактора. Если есть определенный опыт, то можно сделать такую схему самостоятельно или же найти в интернете уже готовые варианты. Вполне возможно, что посчастливится найти чертежи переделки минитрактора из мотоблока для конкретной модели. Это существенно облегчит дальнейшие работы. К тому же в интернете можно найти много видеоматериала, где показывается сборка и модернизация таких агрегатов.

Чертежи

Рама и кузов

Материалом для изготовления рамы могут послужить металлические уголки и трубы. Для крепления различных элементов лучше применить болтовое соединение, а значит, потребуется наличие дрели, а также сварочного аппарата, так как без сварки не обойтись. Желательно добиться оптимального соотношения веса рамы и прочности.

Сиденье и рулевая

После того как кузов изготовлен и навешен, требуется установить водительское сиденье. На автомобильных разборках можно найти переднее сиденье от старой легковой машины. Главное, чтобы кресло было удобным.

Установку руля своими руками следует проводить после того, как будет прикреплено сиденье, чтобы настроить угол наклона и высоту. Можно выбрать принцип рулевой системы, используемой на картингах. Конечно, придется сделать тяги прочнее и короче, поскольку в таком случае усилия будут намного выше. Так же как и кресло, руль можно найти на авторазборках.

Выбор колес и покрышек

Установка рычагов

Обкатка

Читайте также: