Мини покрасочная камера своими руками из пленки

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Работы по окрашиванию авто – прибыльны и обладают большими перспективами. Но для качественного и быстрого результата обычного необустроенного гаража и пульверизатора недостаточно. Требуется создание соответствующих условий. Часто встречается покрасочная камера, сделанная своими руками, и она также может отвечать всем требованиям.

Преимущества и функциональные особенности покрасочного бокса

Покрасочные боксы для работы с автомобилями имеют ряд исключительных преимуществ, в сравнении с обычным боксом или покраской в необустроенном гараже. Профессиональная конструкция устроена уникальным образом, полностью исключающим проникновение внешних раздражителей (пыль, мусор) внутрь помещения. Это позволяет создать ровный и глянцевый малярный слой.

Одно из главных качеств покрасочной камеры для авто – возможность самостоятельного обустройства.

Для этого не требуются специальные условия, достаточно соблюдать стандарты строительства и строго придерживаться правил пожарной безопасности.

Основные требования для устройства

При строительстве камеры для окрашивания машин требуется строго соблюдать требования к устройству:

  • в боксе требуется устроить хорошую систему вентиляции и очистки воздуха;
  • обеспечение температурного режима во время сушки, так как современные лакокрасочные материалы не терпят перепадов более чем на 3 градуса;
  • свет внутри бокса требуется максимально приближенный к дневному солнечному освещению;
  • следует щепетильно соблюдать все правила безопасности, как при пользовании, так и при дальнейшем ремонте и реставрации.

Важно! Рекомендуется уделить внимание герметичности помещения. Любое дуновение ветра вызывает перепад температуры, что ведет к возникновению брака при работе.

ремонт в помещении

Оборудование помещения и внутренняя отделка

Помещение для покрасочной камеры не требует особого расположения или специальных условий для построения. Отлично подойдет гараж или любой другой нежилой бокс с хорошим подъездом к воротам. Перед строительством требуется начертить подробный план, указав в нем вентиляцию и освещение.

Внутреннюю отделку рекомендуется делать, используя негорючие материалы. Для этой цели отлично подойдет металлопрофиль. Теплоизоляцию в покрасочной камере рекомендуется также оформить негорючим утеплителем, образуя эффект термоса.

установка профилей

Вентиляция помещения, очистка воздуха и сушка

В покрасочном боксе главный критерий для качественной работы – грамотная и бесперебойная циркуляция воздуха. Этот процесс обеспечивает:

  • нагнетание воздуха в камеру с улицы после соответствующей фильтрации;
  • клининг воздуха от излишков краски и лака;
  • выброс переработанного воздуха наружу;
  • повышение температуры внутри камеры до соответствующего предела (20-30 градусов);
  • непосредственно сушка результата путем непрерывной циркуляции горячего воздуха.

нижняя вентиляция

Строим покрасочную камеру своими руками

Перед тем, как начать делать камеру для покраски авто своими руками, рекомендуется первоначально изучить соответствующую информацию, ознакомиться с требованиями к материалам и освещению. И лишь схему вентиляции рекомендовано оформлять в присутствии профессионала, так как ошибка расстановки фильтров негативно повлияет на работу всей системы.

Выбор материала для покрасочной камеры

Главный критерий выбора материала для покрасочной камеры – стойкость к повышенным температурам. Чаще для основы выбирают сэндвич-панели или металлический каркас. Второй вариант – более трудоемкий и привередливый. В качестве утеплителя чаще используют пенопласт (легко возгорается), пенополиуретан (разрушается под ультрафиолетовым излучением) или минеральную вату (скатывается).

строй материалы

Отделка стен и пола

Пол покрасочной камеры включает в себя решетку с расположенной внизу системой фильтров. Однако настоящее покрытие требуется только на площади, где планируется покраска. Также под решетками требуется углубление до одного метра, стенки которого рекомендовано залить бетоном. Если нет возможности организовать подобный погреб, рекомендуется ограничиться металлическим поддоном около 30 сантиметров глубиной. Это нужно для создания условий для установки фильтра.

Стены требуется утеплить, не используя горючих материалов. Обшивку лучше сделать металлическую и термоустойчивую. Также требуется позаботиться о герметичности стен и ворот. Для входа персонала рекомендуется сделать небольшую калитку.

Когда обустройство закончено, стоит переходить к покраске стен. Специалисты советуют отдать предпочтение порошковой краске белого цвета – на таком фоне лучше видны неточности покраски.

внутренние работы

Обустройство вентиляционной системы

Покрасочная камера нуждается в оснащении двумя фильтрами для воздуха: на входе и на выходе. Первая фильтрация предназначена для клининга нагнетаемого в бокс воздуха от мелких частиц пыли. В редких случаях используется техника двойной очистки, где один фильтр задерживает крупные элементы чистки, а дальше происходит тщательная очистка от микроэлементов. Единственная задача фильтра на выходе – очищение от лакокрасочных взвесей.

Освещение

Освещение в покрасочной камере имеет важное значение. При несоблюдении стандартов установки света резко меняется цвет окрашенного автомобиля, ведь при неправильном освещении сложно подобрать нужный оттенок.

Рекомендуется использовать лампы дневного света, они отличаются экономичностью, при этом отсутствует мерцание. Также требуется грамотно расположить источники света. Светильники рекомендуется закреплять как на потолке, так на стенах, чтобы обеспечить полную подсветку.

стремянка в камере

Оформление и преимущество полной автоматизации покраски

Автоматизированная покрасочная камера обладает специальным компрессором-распылителем, который бывает двух типов: промышленный и самодельный. Главное преимущество автоматизации – уменьшение затрат лакокрасочных материалов почти на 30 % и высокое качество окрашивания.

Автоматизированный бокс управляется оператором из другого помещения и не вредит здоровью работника. Поэтому, создавая камеру своими руками, также рекомендуется позаботиться об оснащении ее умными механизмами.

Покрасочная камера для автомобилей — сложная конструкция. При ее создании нужно учитывать правильность размещения и технические требования для следующих систем: обогрев, освещение, фильтрация, сушка. Попробуем разобраться, как сделать покрасочную камеру своими руками, с какими трудностями и нюансами придется столкнуться в процессе работ и с чего, собственно, начать.

1 Начальный этап

Сделай сам: покрасочный бокс для автомобилей

Перед тем, как приступить к работам, необходимо понять, какой будет покрасочная камера. Для этого проще всего нарисовать предварительную схему-чертеж, на которой (в масштабе) будут отображены:

  • само помещение, которое будет переоборудовано;
  • место под узел генератора тепла;
  • размещение в камере тепловой пушки;
  • расположение систем вентиляции и освещения.

Придя к определенному типу размещения в помещении всех вышеназванных узлов, можно перейти к детальной проработке более мелких (но также важных элементов). Сюда можно отнести тип дверей, которые будут использованы в конструкции, и технические моменты, связанные с теплоизоляцией помещения. На начальном этапе также решается главный вопрос — какого типа будет покрасочная камера. Рассмотрим этот нюанс детальнее.

2 Виды покрасочных камер

Отталкиваясь от размеров и типа помещения, устройства вентиляции воздуха и необходимого функционала, камеры можно разделить на следующие типы:

  • тупиковые. Окрашенные элементы (их выгрузка и подача) проходят по одному пути. Процедура покраски — оперативная.
  • проходные. Главным отличием от тупикового типа является большая производительность камеры;
  • повышенного давления. Данные камеры отличаются разнообразием расположения вытяжек. От самого простого, когда их устанавливают на стенах, до сложных и технологично продвинутых вариантов с вытяжками внутри зазоров пола или в неглубоких траншеях;
  • одномоторные. С данным типом вентиляции подача воздуха осуществляется сверху, а туман, оседающий вниз, выходит через специальные каналы;
  • двухмоторные. Как понятно из названия, в конструкции используются 2 мотора: один нагнетает воздух в бокс, а второй занимается его выкачкой.

В разрезе использования одномоторной-двухмоторной систем, необходимо отметить, что в первом случае вентиляционные клапаны могут устанавливаться на полу или потолке, тогда как во втором варианте их монтаж возможен только на стены бокса.

3 Из чего состоит покрасочная камера

Рассмотрим основные элементы, которые понадобятся в работе над покрасочным боксом. Требования к помещению мы рассмотрим детально в соответствующем разделе, но отметим, что нам подойдет практически любое строение, главное, чтобы оно подходило под размеры покрасочной камеры. При необходимости помещению можно будет вернуть и прежний вид, если в будущем потребуется его использование не по малярному назначению. Но перейдем непосредственно к оборудованию, которое необходимо для постройки покрасочной камеры своими руками.

Необходимо приобрести (или взять в аренду) следующее оборудование:

Необходимо отметить, что на свой страх и риск, можно укомплектовать покрасочный бокс кислородные баллоны, заменив ими компрессор. Да, при использовании чистого кислорода краска ложится ровным, тонким, а главное, блестящим слоем, но риски крайне высоки. Малейшая искра может вызвать мгновенное воспламенение в боксе. Поэтому крайне рекомендуется подумать перед выбором такой альтернативы и все же купить компрессор. А блеск можно при покраске можно получить, используя качественное лаковое покрытие.

4 Требования к помещению покрасочных камер

Рассмотрим, какие технические требования необходимо соблюдать при выборе помещения, а также какие материалы рекомендуется использовать при обустройстве покрасочного бокса.

Основой помещения может стать бетонный или металлический каркас (в случае стальных стен ухудшаются теплоизоляционные свойства бокса, но мы подскажем, как решить этот нюанс). При выборе материалов для помещения уделите внимание только стойким к высоким температурам. Сэндвич-панели — самый популярный вариант.

Требования к стенам камеры:

  • огнеупорность — один из главных аспектов, так как работать при покраске мы будем с горючими материалами;
  • герметичность — важная деталь, нам не нужно, чтобы в камеру попадали пыль, воздух и влага, а частицы краски не должны выходить наружу;
  • свободная мойка стен от оседающих частиц пыли и т.п. — быстрая уборка сэкономит время и силы;
  • теплоизоляционные свойства — необходимо поддерживать определенную температуру в помещении, ведь от этого зависит конечный результат покраски. Если в гараже стальные стены, необходимо сделать их двойными, обязательно добавив прослойку из базальтовой ваты, имеющей отличные теплоизоляционные и огнеупорные качества.

Пол камеры должен не мешать потоком воздуха свободно циркулировать по ней. Самое популярное решение этого вопроса — установка напольного покрытия в виде многослойной решетки. Это обеспечит свободный отвод и привод воздуха. Если на полу используется металлическое покрытие, то он должен возвышаться в пределах 40 сантиметров над полами в соседних помещениях. Если присутствуют неудобства при изменениях уровней высоты, можно установить специальный мостик.

Отметим, что многие используют в качестве напольного покрытия бетон. Использование данного материала обеспечивает нормальный обмен воздуха и автомобилю будет намного легче заезжать в бокс.

На входах в покрасочный бокс требуется установить 2 двери, что является выполнением предписания правил пожарной безопасности. Проверьте, чтобы двери легко открывались, так как в чрезвычайной ситуации — это единственный путь эвакуации в случае пожара. В то же время двери должны герметично закрываться, защищая помещение от пыли, влаги, мелких частиц окружающей среды.

Что касается размеров камеры, то они должны соответствовать выбранному профилю работ: во время покрасочной процедуры мастер беспрепятственно может перемещаться по всему боксу, свободно переходя от одного конца помещения в другое.

Отметим, что при обустройстве помещения для покраски стен лучше использовать белую краску. Именно на белом фоне будут лучше всего видны все огрехи покраски автомобиля.

При отсутствии опыта в монтажных и строительных работах всегда можно найти специалиста и получить у него консультацию по отделочным работам в покрасочной камере и рекомендации по используемым материалам.

5 Освещение это важно

Сделай сам: покрасочный бокс для автомобилей

Свет играет очень важную роль в процедуре покраски авто. Соответственно, к системе освещения бокса нужно подойти очень серьезно. Согласно требованиям, к системе освещения в покрасочной камере, свет должен быть яркий, без бликов и теней. В то же время уровень яркости не должен вызывать дискомфорт глаз человека. Оптимальной нормой освещенности, по заявлению экспертов, является диапазон 600-1000 лк. Самым популярным решением, используемым в покрасочных боксах, являются люминесцентные лампы дневного освещения. При монтаже их устанавливают на потолке помещения, а для лучшего обзора низа автомобиля несколько ламп может быть размещено вдоль стен. Отметим, что можно приобрести люминесцентные лампы со взрывобезопасным предохранителем, как еще один механизм защиты от пожароопасных ситуаций.

Также популярностью пользуются светодиодные светильники. У этого решения даже есть ряд преимуществ перед люминесцентными лампами:

  • экономия электроэнергии;
  • качество освещения не уступает лампам дневного света;
  • низкие температуры при работе светильников;
  • долгий срок эксплуатации;
  • простота конструкции.

Из минусов светодиодных светильников можно выделить их более дорогую цену, но данное решение оправдывает каждую вложенную копейку.

В любом случае не стоит недооценивать вопрос системы освещения. Если оно будет находится на низком уровне, то конечный результат работы будет плачевным — мастер должен контролировать процедуру покраски полностью и в мельчайших деталях.

6 Вентиляция помещения очистка воздуха и сушка

Вентиляция в покрасочной камере своими руками — очень важный аспект, от которого зависят безопасность и сам рабочий процесс покраски. Главной задачей узла является отток воздуха с парами лакокрасочного покрытия и приток чистого извне.

Мы уже описывали виды вентиляционных систем, но сказать, что в приоритете одномоторная или двухмоторная нельзя. По-своему обе системы справляются со своей задачей и все зависит только от конструкционных особенностей помещения, личных предпочтений в выборе и цены. Главное, на что стоит обратить внимание, это приток воздуха. Его объемы должны превышать отвод.

Покрасочная камера в гараже своими руками все же подразумевает выбор одномоторной системы. Сложная же двухмоторная схема требует большого опыта в монтаже и велик риск, что при ее неправильной установке на лопасти вентиляторов будут оседать пары лакокрасочного покрытия, что привет к некорректной работе устройства.

Перейдем к системе фильтрации и рассмотрим принцип ее работы и особенности применения. В узле, отвечающим за фильтрацию помещения от пыли стандартно применяют специальные двухфазовые фильтры. Как понятно из названия, устройства работают в 2 этапа: на первом — не пропускают через себя крупные частицы, а на втором — мелкие. Максимального КПД позволяет добиться система фильтров, равномерно установленных на всю длину потолка.

На что ориентироваться при выборе систем фильтрации:

  • если одномоторный покрасочный бокс — необходим монтаж фильтрующей поверхности (рулонный тип). Так под защитой будет вся поверхность, с спецфильтры карманного типа будут “ловить” крупный сор;
  • если двухмоторный покрасочный бокс — систему необходимо дополнить специальным фильтром в половом покрытии.

При монтаже фильтров рекомендуется отдать предпочтение металлическим воздухоотводам или настилам. Чтобы повысить эффективность системы также используют специальную кассетную сетку. Она устанавливается в нижний фильтр и выполняет роль дополнительного очищающего элемента. Конечно же, со временем фильтры забиваются, поэтому рекомендуется их своевременная замена. А контролировать систему фильтрации лучше всего с помощью пульта (т.е. дистанционно).

Поговорим о системе обогрева, ведь без ее использования понижается качество покраски автомобиля, конечный результат сушки. Впрочем, отсутствие системы обогрева может негативным образом влиять и на здоровье работника.

Что необходимо учитывать при монтаже узла обогрева:

  • присутствует ли в помещении батареи центрального отопления и хватит ли КПД электрообогревателей в холодный сезон;
  • если покрасочные работы нерегулярны — откажитесь от покупки теплогенератора и обратите внимание на тепловую пушку, которая выполнит практически те же функции.

Перейдем к процессу сушки. Данный узел крайне важен на завершающих этапах покраски автомобиля и его обустройство — обязательный шаг при постройке покрасочной камеры в гараже. Здесь необходимо учитывать, как распределяются по помещению тепловые потоки и нет ли перегрева. Иногда систему сушки объединяют с узлами фильтрации и регулируют их работу удаленно при помощи пульта.

Для начала нужно выбрать тип теплового генератора (на топливе, масле, газе). И внимательно изучить его мощность и функционал, сопоставив с будущими объемами работ и размерами бокса.

Можно рассмотреть вариант использования инфракрасных ламп. Простота в эксплуатации, хороший результат и недорогая цена — все это делает их популярным решением при монтаже собственного покрасочного помещения.

Какой бы вариант не был выбран, нужно, как писалось выше, отталкиваться только от объемов работ. Если требуется покраска 1 автомобиля за раз — сушки воздухом хватит с лихвой. Негативной стороной является длительность сушки, но зато экономятся средства. Если же планируется мини-бизнес и автомобилей под покраску будет несколько за раз — обратите внимание на инфракрасные лампы. Именно они обеспечат оперативность процедуры, не “ударив” по счету за электричество.

7 Еще немного полезной информации

Сделай сам: покрасочный бокс для автомобилей

Давайте пройдемся по всем основным тезисам, которые мы изложили в данном материале. Рассмотрим небольшие детали, которые на первый взгляд не играют большой роли, но также важны для нормального функционирования покрасочного бокса.

Внутренняя отделка помещения — необходимо использование негорючих материалов. Воздержитесь от приобретения вагонки!

Герметичность помещения — это очень важно, постарайтесь обустроить входные двери с максимально плотным закрыванием, во избежание попадания в помещение грязи, пыли и влаги с улицы.

Внутренняя поверхность стен должна быть гладкой и мыться с легкостью. Подумайте об этом моменте до начала монтажных работ, обезопасив себя от трудоемкого процесса уборки.

Обязательно определитесь с местом, где будет храниться весь технический инвентарь, необходимы для полноценной работы. Специальная одежда, лаки, краски, спецоборудование и средства безопасности — помещение под хранение должно быть продумано на начальном этапе подготовительных работ.

Как вариант можно рассмотреть полную автоматизацию управления покраской. Конечно же, это не дешевый вариант, но, если вы планируете мини-бизнес — решение будет оптимальным и со временем окупится.

8 Заключение

Осуществлять монтаж покрасочной камеры своими силами или обратить внимание на готовые варианты “под ключ” — каждый выбирает сам. Исходя из финансового положения, своего личного времени, сил и терпения. В нашем материале мы детально разобрали моменты, с которыми столкнутся новички при создании своего первого покрасочного бокса. Конечно же, придется перебирать не один источник информации, смотреть специальные видео на данную тематику и, что уж там, подтянуть свои знания по физике и химии. Но при желании и грамотном подходе у каждого человека появляется шанс на постройку своего оригинального помещения под покраску автомобилей, которое будет служить ему долгие годы.


Нали­чие покра­соч­ной каме­ры даёт оче­вид­ные пре­иму­ще­ства для авто­ма­стер­ской по кузов­но­му ремон­ту. Это умень­ше­ние пыли и про­че­го мусо­ра до мини­му­ма, посто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра, бла­го­при­ят­ная для рас­пы­ле­ния и хоро­ше­го рас­те­ка­ния лаков и эма­лей, а так­же хоро­шее осве­ще­ние дают маля­ру воз­мож­ность хоро­шо кон­тро­ли­ро­вать про­цесс рас­пы­ле­ния. Так­же не нуж­но забы­вать о том, что в маляр­ной каме­ре с пра­виль­но устро­ен­ной вен­ти­ля­ци­ей, улуч­ша­ют­ся усло­вия рабо­ты маля­ра, не стра­да­ет его здо­ро­вье (см. ста­тью “о вре­де здо­ро­вью кузов­щи­ков и маля­ров”).

Покра­соч­ная каме­ра завод­ско­го изго­тов­ле­ния сто­ит нема­лых денег, цены начи­на­ют­ся от 5–6 тыс. дол­ла­ров за эко­ном класс. При этом завод­ская окра­соч­но-сушиль­ная каме­ра пред­по­ла­га­ет нали­чие боль­шо­го поме­ще­ния, внутрь кото­ро­го вы её смо­же­те уста­но­вить. Это уста­нав­ли­ва­ет огра­ни­че­ние на воз­мож­ность её уста­нов­ки внутрь неболь­ших авто­ма­стер­ских. Быва­ют, конеч­но, окра­соч­но-сушиль­ные каме­ры наруж­но­го испол­не­ния, но они, опять же, доро­же. Фир­мы, про­из­во­дя­щие и реа­ли­зу­ю­щие покра­соч­ные каме­ры, так­же про­да­ют каж­дые из её ком­по­нен­тов отдель­но. Таким обра­зом, мож­но собрать почти такую же кон­струк­цию внут­ри неболь­шо­го поме­ще­ния. Но опять же эти ком­по­нен­ты от извест­но­го про­из­во­ди­те­ля доста­точ­но доро­ги. Всё это натал­ки­ва­ет на мысль изго­тов­ле­ния покра­соч­ной каме­ры сво­и­ми рука­ми. Маляр­ная каме­ра, обо­ру­до­ван­ная в гара­же может обой­тись в 2 000 у.е. при усло­вии закуп­ки мини­маль­но­го коли­че­ства обо­ру­до­ва­ния и вло­же­нии соб­ствен­ных сил.

Что нужно для изготовления покрасочной камеры своими руками?

В целом по типу вен­ти­ля­ции клас­си­фи­ци­ру­ют на одно­мо­тор­ные и двух­мо­тор­ные покра­соч­ные каме­ры. Одно­мо­тор­ная пред­по­ла­га­ет один вен­ти­ля­тор на при­ток воз­ду­ха, а отток про­ис­хо­дит есте­ствен­ным путём, без допол­ни­тель­но­го вентилятора.

Двух­мо­тор­ная каме­ра име­ет два вен­ти­ля­то­ра (мото­ра). Один исполь­зу­ет­ся для при­то­ка воз­ду­ха, дру­гой для вытя­ги­ва­ния. Двух­мо­тор­ные покра­соч­ные каме­ры доро­гие в изго­тов­ле­нии и обслу­жи­ва­нии. Выгод­но их изго­тов­ле­ние и исполь­зо­ва­ние при боль­шом пото­ке окра­ши­ва­е­мых автомобилей.

Таким обра­зом, при малой или сред­ней загру­жен­но­сти авто­ма­стер­ской чаще все­го изго­тав­ли­ва­ют одно­мо­тор­ную покра­соч­ную камеру.

Соглас­но сред­не­ста­ти­сти­че­ским дан­ным, поток воз­ду­ха в поме­ще­нии стан­дарт­ной покра­соч­ной каме­ры дол­жен быть при­мер­но 25000 кубо­мет­ров в час.

В её верх­ней части (на потол­ке или вме­сто потол­ка) уста­нав­ли­ва­ет­ся короб, в кото­рый в даль­ней­шем будет посту­пать при­точ­ный воз­дух. Далее, через фильтр тон­кой очист­ки он попа­да­ет соб­ствен­но в саму каме­ру. За счёт нали­чия коро­ба, воз­дух рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но по всей пло­ща­ди поме­ще­ния, не созда­вая рез­ких пото­ков в отдель­ных зонах. Далее он, про­хо­дя через поме­ще­ние, ухо­дит в вытяж­ные тех­но­ло­ги­че­ские про­ёмы, сде­лан­ные в полу и выхо­дя­щие на ули­цу. Так­же дела­ют вари­ант уста­нов­ки поди­у­ма, под кото­рым так­же обу­стра­и­ва­ют вытяж­ку и фильтр.

Поме­ще­ние покра­соч­ной каме­ры долж­но быть теп­ло­изо­ли­ро­ва­но, иметь хоро­шее осве­ще­ние, долж­но быть обо­ру­до­ва­но при­точ­но-вытяж­ной систе­мой с фильтрацией.

Теп­ло­изо­ля­ция

Покра­соч­ная каме­ра долж­на быть спо­соб­ной сохра­нять задан­ную внут­ри неё тем­пе­ра­ту­ру в любое вре­мя года. Это­му спо­соб­ству­ет её утеп­лё­ние. Учи­ты­вая меры пожа­ро­без­опас­но­сти луч­ше все­го исполь­зо­вать мине­раль­ные пли­ты. Если исполь­зо­вать для утеп­ле­ния пожа­ро­опас­ный мате­ри­ал, то важ­но его изо­ли­ро­вать пожа­ро­без­опас­ной внут­рен­ней отделкой.

Осве­ще­ние

В каче­стве осве­ще­ния чаще все­го исполь­зу­ют люми­нес­цент­ные лам­пы, либо све­то­ди­од­ные све­тиль­ни­ки. Они справ­ля­ют­ся с зада­чей при­бли­зить искус­ствен­ное осве­ще­ние покра­соч­ной каме­ры к есте­ствен­но­му, днев­но­му. Люми­нес­цент­ные лам­пы за счёт рас­се­ян­но­го осве­ще­ния, не дают теней. Пред­по­чте­ние нуж­но отда­вать све­тиль­ни­кам с наи­мень­шим эффек­том мер­ца­ния. Лам­пы нуж­но рас­по­ла­гать как в верх­ней части, так и на сте­нах на рав­ном уда­ле­нии друг от дру­га. Хоро­шим реше­ни­ем будет рас­по­ло­жить лам­пы вер­ти­каль­но по бокам. Сте­ны, окра­шен­ные в белый цвет улуч­шат рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние све­та. Для окра­ши­ва­ния луч­ше при­ме­нять порош­ко­вые него­рю­чие составы.

Нор­ма осве­щен­но­сти для покра­соч­ной каме­ры 1000–2000 люкс в каж­дой её зоне.

Филь­тра­ция

В покра­соч­ной каме­ре дол­жен очи­щать­ся как при­точ­ный, так и вытя­ги­ва­е­мый воз­дух. Для это­го исполь­зу­ют­ся филь­тра гру­бой и тон­кой очист­ки. Фильтр гру­бой очист­ки уста­нав­ли­ва­ет­ся сна­ру­жи для отде­ле­ния круп­ных частиц. Фильтр тон­кой очист­ки уста­нав­ли­ва­ет­ся на потол­ке покра­соч­ной каме­ры, на короб, с кото­ро­го посту­па­ет при­точ­ный воз­дух. Таким обра­зом, при­точ­ный воз­дух в поме­ще­ние пода­ет­ся по всей пло­ща­ди потол­ка через слой филь­тру­ю­ще­го мате­ри­а­ла, он рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но и его цир­ку­ля­ция в каме­ре прак­ти­че­ски исключается.

При устрой­стве двух­мо­тор­ной покра­соч­ной каме­ры вто­рой фильтр устра­и­ва­ет­ся под метал­ли­че­ским насти­лом или в самой систе­ме воз­ду­хо­во­да. Загряз­ня­ет­ся он на мно­го чаще, поэто­му доста­точ­но исполь­зо­вать филь­тру­ю­щий мате­ри­ал для гру­бой очист­ки. Наполь­ный фильтр очи­ща­ет вытя­ги­ва­е­мый воз­дух для защи­ты окру­жа­ю­щей сре­ды, а так­же не загряз­ня­ет­ся вытяж­ной вен­ти­ля­тор (в слу­чае его применения).

Круп­ные части­цы задер­жи­ва­ют­ся обыч­ной поли­про­пи­ле­но­вой сет­кой. Обу­стра­и­вая внут­рен­нюю тон­кую филь­тра­цию, неко­то­рые масте­ра дела­ют сво­и­ми рука­ми фильтр из фли­зе­ли­на, одна­ко он загряз­ня­ет­ся очень быст­ро, так что эко­но­мия в этом слу­чае весь­ма сомни­тель­на. Най­ти в про­да­же фир­мен­ные филь­тра не соста­вит тру­да, а уста­но­вив их в маляр­ную каме­ру, вы зна­чи­тель­но сокра­ти­те веро­ят­ность появ­ле­ния дефек­тов при покрас­ке, свя­зан­ных с мусор­но­стью окра­ши­ва­е­мой детали.

Подо­грев воздуха

Нагне­та­е­мый с ули­цы воз­дух в холод­ное вре­мя года быст­ро охла­жда­ет поме­ще­ние. Необ­хо­дим его подо­грев для того, что­бы в покра­соч­ной каме­ре оста­ва­лась рабо­чая тем­пе­ра­ту­ра. При обо­гре­ве вхо­дя­ще­го воз­душ­но­го пото­ка пря­мой кон­такт нагре­ва­ю­ще­го эле­мен­та, осо­бен­но откры­то­го пла­ме­ни, с пара­ми рас­тво­ри­те­лей крайне неже­ла­те­лен. По этой при­чине, а так­же доро­гой сто­и­мо­сти и слож­но­сти мон­та­жа про­фес­си­о­наль­но­го теп­ло­ге­не­ра­то­ра, исполь­зу­ет­ся теплообменник.

Ещё одна при­чи­на исполь­зо­вать систе­му пере­но­са теп­ла – доро­го­виз­на энер­гии. При любых кон­струк­ци­ях обо­гре­ва (горел­ки на раз­ных видах топ­ли­ва, ТЭНы) затра­ты на обо­грев ока­зы­ва­ют­ся зна­чи­тель­ны­ми, по этой при­чине при­ме­ня­ет­ся систе­ма реку­пе­ра­ции энер­гии – теп­ло­об­мен­ник меж­ду вытяж­кой и при­то­ком, что поз­во­ля­ет эко­но­мить до 40% энер­гии. Теп­ло пере­да­ёт­ся к при­точ­но­му воз­ду­ху от нагре­ва­те­ля и от вытяж­но­го потока.

Теп­ло­об­мен­ник изго­тав­ли­ва­ет­ся из тем­пе­ра­ту­ро­стой­кой нержа­ве­ю­щей ста­ли. Фор­ма теп­ло­об­мен­ни­ка зави­сит от кон­струк­тив­но­го испол­не­ния горелки.

Суще­ству­ет три основ­ных вида теп­ло­ге­не­ра­то­ров: с дизель­ным, элек­три­че­ским и газо­вым нагре­вом. Элек­три­че­ский теп­ло­ге­не­ра­тор исполь­зу­ет­ся ред­ко, так как име­ет уве­ли­чен­ную дли­тель­ность нагре­ва, и охла­жде­ния окра­соч­но-сушиль­ной каме­ры из-за дол­го­го вре­ме­ни нагре­ва­ния и осты­ва­ния теп­ло­эле­мен­тов. Так же дан­ные теп­ло­ге­не­ра­то­ры име­ют высо­кое энер­го­по­треб­ле­ние. Аль­тер­на­ти­вой элек­три­че­ско­му слу­жат дизель­ные и теп­ло­ге­не­ра­то­ры с газо­вой горел­кой, а так­же на отра­бо­тан­ном масле.

Систе­ма теп­ло­об­мен­ни­ка явля­ет­ся доста­точ­но слож­ной в реа­ли­за­ции. Неко­то­рые масте­ра исполь­зу­ют сосед­нее отап­ли­ва­е­мое поме­ще­ние для забо­ра при­точ­но­го в каме­ру воз­ду­ха (если есть такая воз­мож­ность). При этом так­же исполь­зу­ют­ся филь­тра для его очист­ки. Либо не исполь­зу­ют обо­грев вхо­дя­ще­го воз­ду­ха. В этом слу­чае, при покрас­ке несколь­ких эле­мен­тов или все­го кузо­ва авто­мо­би­ля исполь­зо­ва­ние покра­соч­ной каме­ры в холод­ное вре­мя года не полу­чит­ся исполь­зо­вать в пол­ном объёме.


Требования безопасности

Покра­соч­ная каме­ра – это место повы­шен­ной пожа­ро­опас­но­сти. Пары рас­тво­ри­те­ля, окра­соч­ная пыль явля­ют­ся лег­ко вос­пла­ме­ня­е­мы­ми отхо­да­ми. При пра­виль­но обо­ру­до­ван­ной при­точ­но-вытяж­ной систе­ме пары свое­вре­мен­но уда­ля­ют­ся из поме­ще­ния. Тем не менее, нуж­но учи­ты­вать ряд усло­вий, необ­хо­ди­мых для повы­ше­ния без­опас­но­сти при покрас­ке автомобилей.

  • - внут­рен­няя отдел­ка долж­на быть пожаробезопасной
  • - при утеп­ле­нии исполь­зо­вать стой­кий к вос­пла­ме­не­нию теп­ло­изо­ля­тор (мине­раль­ный материал)
  • - вен­ти­ля­то­ры вен­ти­ля­ци­он­ной систе­мы долж­ны быть уста­нов­ле­ны с наруж­ной сто­ро­ны камеры
  • - элек­три­че­ская аппа­ра­ту­ра, про­вод­ка уста­нав­ли­ва­ет­ся во взры­во­без­опас­ном испол­не­нии, все метал­ли­че­ские части каме­ры и вен­ти­ля­ци­он­ных труб заземляются
  • - выклю­ча­те­ли и рубиль­ни­ки долж­ны быть рас­по­ло­же­ны сна­ру­жи покра­соч­ной камеры
  • - ком­прес­со­ры уста­нав­ли­ва­ют­ся снаружи
  • - если теп­ло­вой гене­ра­тор воз­ду­ха рабо­та­ет с газо­вой или дизель­ной горел­кой, его рас­по­ла­га­ют изо­ли­ро­ван­но от цеха покраски
  • - обо­ру­до­вать систе­му пожаротушения
  • - уста­но­вить ава­рий­ный тер­мо­стат для пол­но­го отклю­че­ния от электросети
  • - выход из покра­соч­ной каме­ры дол­жен лег­ко откры­вать­ся нару­жу и не иметь задвижек
  • - для элек­тро­обо­ру­до­ва­ния каме­ры обя­за­тель­но выпол­не­ние защит­но­го заземления

В заклю­че­ние мож­но ска­зать, что если есть необ­хо­ди­мость в покра­соч­ной каме­ре, её вполне мож­но постро­ить сво­и­ми рука­ми или обо­ру­до­вать име­ю­щий­ся гараж. При этом Вы буде­те дос­ко­наль­но знать устрой­ство всей систе­мы кон­крет­ной маляр­ной каме­ры и буде­те знать, где какой узел обслу­жить, заме­нить или усовершенствовать.



В настоящее время практически все производители транспортных средств переходят именно на данную категорию краски. Они признают практичность и экономичность данной технологии. Применение специальное порошковой покрасочной камеры дает возможность осуществлять данный процесс максимально оперативно и очень качественно.

Что потребуется для работы

Порошковый способ окрашивания предполагает использование подходящего оборудования и приспособлений, а также разделение процесса на участки.

Для качественной работы потребуется:

    Участок очистки. Все детали проходят обязательную подготовку. На этом этапе удаляется старый слой и проводится обезжиривание. Для процесса может использоваться ручной или специализированный инструмент. Если планируется выполнять постоянную очистку, то лучшим решением будет пескоструйное оборудование.

Следует предусмотреть удобное расположение всех участков, большое внимание уделяется системе подвесов. Упростить задачу может использование тележки-вешалки. Размещение оборудования даже в минимальном количестве потребует довольно просторного помещения, хотя при желании некоторые участки могут быть объединены.





Оборудование для порошковой покраски: выбор и самостоятельное изготовление

Многие необходимые инструменты и приспособления можно изготовить своими руками. Это позволит значительно сэкономить, но потребует много сил и времени. Для получения оптимального результата некоторое оборудование рекомендуется приобретать.

Распылитель

Распылитель является одним из важнейших инструментов, от качества напыления зависит то, каким получится покрытие. Поэтому лучше отказаться от самостоятельного создания приспособления и отдать предпочтение готовым вариантам. Принцип окрашивания заключается в том, что частички краски, проходя через пистолет, приобретают определенный заряд.


Прибор бывает двух основных видов:

Покрасочную камеру можно изготовить самостоятельно, для этого не потребуются сложные материалы. Но многие мастера считают, что от этого участка можно отказаться. Действительно, если мероприятие проводится единожды, то достаточно подготовить удобное и чистое место, которое закрывается плотной полиэтиленовой пленкой. Но при постоянных работах такое приспособление будет нелишним.

Алгоритм создания камеры:

  1. Сваривается каркас нужного размера, для этого используется металлический профиль. Если покраска будет проводиться в специальном помещении, то при наличии свободного места камеру делают стационарной. Создаваемый бокс должен быть достаточно просторным.
  2. С внешней стороны профиль обшивается листами железа, с внутренней укладывается теплоизоляция. Необходимо добиться предельной герметичности, что позволит сохранить большую часть неиспользуемого порошка.
  3. Для лучшего сбора краски пол рекомендуется сделать решетчатым.
  4. Отдельно предусматривается принудительная вентиляция.

Упростить задачу можно, расположив покрасочный участок вдоль одной из стен помещения. Смежные поверхности обшиваются листами железа, место подвеса располагается на некотором удалении от стены, а под ним размещается контейнер для частичного сбора состава. Пространство закрывается плотным занавесом.

Именно печь – один из самых важных элементов при выполнении порошковой покраски. Она необходима для расплавления нанесенных на поверхность детали частиц состава. Важным условием является выбор оптимальной температуры. Суть процесса полимеризации заключается в том, что нагреть нужно не поверхность, а полностью изделие, которое подвергается обработке.

Изготовление печи

Изготовление такого устройства – не самая легкая процедура. Подробный алгоритм процесса включает несколько этапов.

Подготовка необходимого материала

Для создания печи потребуется:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • дрель с насадками по металлу;
  • ножницы.
  • плиты базальтовой ваты толщиной 100 мм;
  • металлический профиль размером 5*2 см;
  • оцинкованные листы стали;
  • тангенциальный вентилятор;
  • тэны (для камеры шириной и глубиной 100 см при высоте 200 см потребуется 12 шт.);
  • термодатчики и блок контроля.






Производители

Основными российскими производителями подобных установок и порошковой краски являются:

Из зарубежных производителей печей для полимеризации порошковой краски можно отметить продукцию компаний Украины, Турции, Болгарии, Казахстана, Польши, Беларуси, Румынии.

Модели

  1. Радуга-32. Это мощная конвейерная установка, размеры обрабатываемых изделий 1000х700х60 мм, при односменной работе линия способна окрашивать 30000 деталей в месяц. Цена на печи полимеризации этой марки составляет 1.35 миллиона рублей.
  2. Радуга-30. Еще более мощная конвейерная установка, от 36 до 100 кВт. Ее габаритные размеры 3600х2400х2500 мм. Стоимость такого агрегата – 4.7 миллиона рублей.
  3. Печь для порошковой покраски КП-150. Она предназначена для нанесения покрытий на автомобильные диски. Вмещает в свое рабочее пространство до 8 дисков диаметром 16 дюймов за 1 рабочий цикл, либо 4 диска размером до 24 дюймов. Ее цена – 130000 рублей.
  4. Печь для порошковой покраски КПМ. Универсальное устройство, находящее применение во многих сферах металлообработки. В ней можно окрашивать как секции заборов, так и велосипедные рамы, баки, скамейки, радиаторы отопления и и т.д. Максимальный вес закладываемой продукции – 500 кг. Ее стоимость – 232000 рублей.
  5. МАХ-ПТ-3200. Внутренний размер печи 1500х3200х1800 мм, максимальные размеры изделий, которые можно в ней обрабатывать – 1.4х3.1х 1.6 метра. Ее цена – от 310000 рублей.
  6. МАХ-ПТ-2500-1. Внутренний размер печи 1400х2500х1800 мм, максимальные размеры изделий, которые можно в ней обрабатывать – 1.3х2.4х1.6 метра. Ее цена – от 270000 рублей.
  7. КП-450. Она предназначена для окраски электрических шкафов, элементов ограждения, листов и прочих изделий из металла. Имеет малые габариты и хорошо подходит для тесных производственных помещений. Стоимость такого агрегата – 317000 рублей.
  8. КП-040. Печь с малыми габаритами для окраски мелких деталей, рабочая температура до 160 градусов Цельсия. Ее стоимость – 67000 рублей.
  9. КП-230. Аналог печи КП-150, но с увеличенными габаритными размерами, она способна обрабатывать детали с габаритами до 1.1 – 1.5 метров. Ее стоимость – 156500 рублей.
  10. Печь полимеризации Актэк 3500х1500х2000. Установка с большими габаритами, выпускается как в тупиковом, так и в проходном варианте. Ее цена составляет от 350000 рублей.

Как красить порошковой краской

После того как все оборудование собрано, куплено и налажено, можно самостоятельно окрашивать металлические детали.

Выбор краски

Порошковые краски разделяются на две категории:

  • Термопластичные. Принцип получения покрытия заключается в том, что порошок наносится на деталь, которая подвергается запеканию. Воздействие на создаваемый слой оказывает только температура. В эту группу входят составы на основе поливинилбутирала, полимеров, полиамида, полиэлифина.
  • Термореактивные. Суть процесса в том, что сплавление сопровождается определенной химической реакцией. Это позволяет получить поверхность, стойкую к любым воздействиям. Варианты таких смесей: эпоксидные, полиэфирные, эпоксидно-полиэфирные, полиуретановые.

Следует учитывать, что цвет выбранной краски не подвергается колеровке.

Технология окрашивания

Домашние работы требуют создания определенных условий. Все процессы распределяются по участкам, чтобы исключить нарушение технологии окраски из-за пыли и грязи.

    Проводится обработка металла. Поверхность тщательно очищается от старого слоя. Если наблюдаются следы чернения или воронения, то покрытие необходимо полностью удалить.

Естественно, что для получения оптимального результата потребуется некоторое время, чтобы правильно настроить все оборудование и разработать четкую последовательность технологического процесса. Но при соблюдении всех условий результат превзойдет все ожидания.

Самый первый завод, деятельность которого была направлено на производство нетрадиционного покрасочного материала, то есть специальной порошковой краски, был запущен в 1971 году на территории Америки. Именно по этой причине метод порошкового окрашивания считается относительно новым.

В настоящее время практически все производители транспортных средств переходят именно на данную категорию краски. Они признают практичность и экономичность данной технологии. Применение специальное порошковой покрасочной камеры дает возможность осуществлять данный процесс максимально оперативно и очень качественно.

Размещение нагревательных тэнов

Нагревательные тэны устанавливаются на боковых стенках. Все подобранные приборы равномерно распределяются по двум сторонам камеры от верха и к полу. После этого все элементы соединяются между собой проводами согласно заранее составленной электрической схеме. Если в гараже есть трехфазный кабель питания, то тэны желательно собирать, исходя из этого.

Далее общие кабели питания нагревательных элементов выводятся через стенки наружу. Когда все готово, можно закрывать тэны защитными кожухами, которые изготавливаются из того же листового металла, что и стенки. Кожухи делаются так, чтобы вверху и внизу оставались технологические отверстия для проходящего воздуха, который будет нагнетаться вентилятором.

Камера полимеризации

Устройство покрасочной камеры

Основу оборудования, которое предназначено для порошковой краски, составляет непосредственно сама камера и печь полимеризации. В первой производится нанесение слоя краски, во второй осуществляется процесс наплавки. На автомобиль краска наносится посредством особого электростатического пистолета.

В обычных условиях небольшого производственного процесса краска, которая относится к категории порошковой, может быть нанесена обычным ручным пистолетом, имеющим компактный размер.

В процессе заводского окрашивания очень часто осуществляется смена метода окрашивания, потому могут быть применимы камеры с картриджным очищением. Порошок в данном случае особым образом фильтруется из воздуха в таком устройстве, как рекуператор. По сути, это блок фильтров, где методом импульсной продувки производится автоматическая регенерация.

На данный момент разработана и налажена система порошкового окрашивания в гаражных условиях. Для осуществления данной цели необходимо приобрести камеру для покраски и иные необходимые элементы. Кроме того, при необходимости можно сделать порошковую покрасочную камеру исключительно своими руками.

Виды печей

Такие печи классифицируют по ряду признаков. Они бывают тупиковыми, проходными, одноходовыми и многоходовыми, вертикальными и горизонтальными. Работать эти устройства могут на углеводородах, электричестве. Процесс нагрева происходит несколькими способами — конвективным, терморадиационным, индукционным. Самая ходовая печь — конвективная. Нагрев происходит за счёт перемещения тёплого воздуха. В терморадиационных печах нагрев идёт за счёт инфракрасного излучения. Срок разогрева подложки очень быстрый.

Покрасочная камера своими руками

Чтобы произвести покрасочную камеру своими руками, потребуется все равно приобрести некоторое оборудование, без которого произвести процесс окрашивания просто невозможно. Также придется очень тщательно соблюдать основные этапы данного процесса окрашивания.


Порошковая качественная покрасочная камера в обычных условиях потребует наличия следующих компонентов:

  • покрасочный пистолет;
  • максимально мощный компрессор, который будет подавать воздух;
  • специальный фильтр, оснащенный регулятором давления;
  • вентиляция;
  • мощная электросеть;
  • пылесос со специальной насадкой циклонного типа;
  • печь, выполненная по типу обычной духовки.

Все достаточно просто, особенно если следовать определенным инструкциям и правилам.

Что требуется для организации камеры

В производственном процессе можно вполне применять относительно простую модель малярного пистолета. К нему достаточно просто подключить подачу сжатого воздуха примерно в две атмосферы. В некоторых случаях при осуществлении работ может потребоваться максимально возможное высокое давление. Стоит обратить внимание, что кроме качественного надежного компрессора, подающего воздух, необходимо позаботиться о таком устройстве, как фильтр с обязательным присутствующим регулятором давления.

В процессе обустройства камеры не обойтись без качественно разработанной мощной электрической сети, а также вентиляции. Пылесос может заменить рекуператор.

Простой, бытовой рекуператор не подойдет, так как обычно забивается буквально в первые минуты процесса окрашивания. Специалисты рекомендуют приобрести более качественный пылесос, имеющий циклонную насадку.

Для максимально качественного окрашивания требуется тщательно организовать освещение в помещении. Можно использовать для этого специальные герметичные лампы дневного освещения. Преимуществом подобных осветительных устройств заключается в том, что они не подвержены процессу нагревания. Осевшие элементы краски на них оплавляться не будут, потому создающая большое количество проблем чистка элементов освещения не потребуется.

При обустройстве камеры потребуется установить печь, расположить рядом специальные вешала, которые будут использоваться для полного охлаждения окрашенных деталей. В обязательном порядке потребуется провести электросеть, причем сделать это максимально грамотно, не пренебрегая необходимостью заземления. На осуществление данного процесса стоит пригласить профессионала, которые имеет соответствующие знания.

Преимущества покрасочной камеры

Наличие и использования порошковой покрасочной камеры дает возможность серьезной снизить основные материальные траты, которые идут на процесс окрашивания. Это основано на максимально экономичном расходовании используемой краски. Материал, который остается на поверхности кузова и в окружающем воздухе, посредством специального фильтра собирается и сразу возвращается с процесс производства. При этом порошок подвергается дополнительному очищению, чтобы эффективно избежать разных загрязнений.

Описывая основные преимущества применения камеры окрашивания, можно выделить такие положительные факторы:

  1. В результате существующие потери составляют не более 2%, когда при обычном методе окрашивания они составляют 50%.
  2. Применение порошковой краски предоставляет возможность регулировать толщину окрасочного слоя в пределах, который составляет 40-250 мкм.
  3. Можно отметить долговечность полученного эффекта, срок службы может достигать 20 лет.
  4. Окраска в подобной порошковой камере не требует проведения дополнительной сушки всех подверженных окрашиванию поверхности.

Следует знать, что в подобной камере нельзя произвести процесс колеровки.

Важные требования

Большинство составов самой порошковой краски в процессе взаимодействия с кислородом могут быть взрывоопасными. Поэтому важнейшее требование для камеры порошковой окраски – это защита от технического взрыва.

Если рассматривать производственные камеры напыления порошковой краски, то для оператора (маляра) ставят установку для рекупации. Последняя просто необходима для экономии и сбора порошкового состава. Иначе частицы, оставленные красителями, распространяются по всей площади цеха или гаража.

Получается, что рекупатор – это довесок к профессиональной камере порошковой покраски. В нем есть сменные тканевые фильтры, вентиляторы ( отвечают за вытяжную тягу), ресивер и система подачи воздуха под давлением.

Читайте также: