Мини музей русская изба своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Главная Фольклор

Автор: Бубникова Л.А.

Проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить

духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для

практики дошкольного образования. Однако введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий,

заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов приводит к тому, что эти понятия не востребуются детьми в самостоятельной

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что

пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их

радовало, а что тревожило?

Я считаю, что найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть

успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному

воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе

воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,

как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России

невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует

его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на

привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством,

развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому

учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности

обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея

Постановка проблемы:

  • воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей.
  • у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок, загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашего обихода;
  • недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях русского народа

рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.

  • педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русской народной культуры — педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или, сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад;
  • окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщить дошкольников к народной культуре
  • Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовнонравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

  • Познакомить детей с устройством русской избы.
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Познакомить с традициями русского народа.
  • Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами.
  • Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
  • Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).
  • Знакомство с русскими народными хороводными играми.
  • Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Проблемы:

  • Недостаток подлинных экспонатов народного быта и нехватка места для их размещения в групповом помещении.
  • Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна и не решает поставленных перед ним задач.

Гипотеза:

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы исследования:

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках самостоятельной

Рассказ о народных обычаях и традициях

План работы по созданию мини-музея.

I Этап (подготовительный):

1. Изучение литературы по данной теме;

составление перспективно – тематического плана;

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и

направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Диагностика детей о русской культуре.

4. Обогащение развивающей среды.

Материальное:

стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д.

коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);

домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан,

прибаутки и т. д.).

Научно-методическое:

II Этап (основной):

1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных

2. Чтение русско-народных сказок.

3. Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

4. Проведение консультаций для родителей и педагогов.

5. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво –

6. Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку

III Этап (заключительный):

Работа с родителями:

Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями –

без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных

результатов по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Родители активно участвовали в создании мини-музея: они приносили

экспонаты, помогали в оформлении, вместе с детьми изготавливали поделки.

Например, смастерили русскую печку своими руками для русской избы.

Принесли вышитые салфетки, сшили для куклы русский национальный

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры важно,

чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных

воздействий. Поэтому мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними

организовывали совместные выставки, подготавливали вечера досуга. Такая

совместная работа позволяет родителям лучше узнать способности и

возможности своего ребенка.

Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний

уровень знаний по выделенным блокам. Дети с интересом усваивают

сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений:

используют в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки,

образные выражения, знают народные приметы, умеют делать

соответствующие умозаключения. Знают названия основных праздников и

умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеют

представление о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и

внутреннем убранстве. Называют предметы народного быта, рассказывают

об их назначении. Определяют характерные особенности народного костюма.

Знают названия и правила русских народных игр, с удовольствием в них

Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к

родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной

Определение перспектив в дальнейшей работе:

Мы намерены продолжать свою работу по приобщению детей к

истокам русской народной культуры.

Мы планируем обогащение развивающей предметно-пространственной

среды на участке нашей группы. Мы хотим разбить грядки для овощных

культур, сделать забор в виде плетня, изготовить макет мельницы и колодца.

Родители хотят сделать вместе с детьми и поставить возле грядок пугало.

В новом учебном году мы продолжим дополнять мини-музей новыми

экспонатами. Мы хотим сделать коромысло, расписать ведра под хохлому,

Мы планируем создание видеороликов на темы: «Как в старину ткали

Для мальчиков мы собираемся разработать интерактивный сундучок «Дело

можно построить миниатюрные модели.

Для девочек мы сделаем сундучок, который поставим в мини-музей и

изучения русского народного костюма, а одежду в старину хранили в

сундуках. Сундучок мы хотим расписать под городецкую роспись; также в

сундуке будут лежать раскраски, книги и журналы о русском национальном

костюме. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются

ткани, ленты, кружево, шитье, бусины, шнуровки.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной

культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный

процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем,

предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками, и традициями,

играми и фольклором.

Для того, чтобы этот процесс стал эффективнее, нами, воспитателями, был

было создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры через организацию мини-музея

В ходе осуществления данного проекта была создана обстановка, которая

средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый

комплекс ощущений. Уникальные условия способствовали развитию

представлений о культуре русского народа, пониманию закономерностей

происходящего, развитию речи, а также формированию у ребенка

уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развитию

Реализация проекта позволила повысить интерес дошкольников к занятиям,

изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок

получил возможность проявить себя в драматизации сказок, проведении игр,

выполнении творческих заданий. Большой интерес к проекту проявили

родители. Они помогли обогащению развивающей предметнопространственной среды. А педагоги нашего детского сада не только дали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Внедрение проекта в образовательную практику.

Введение в проект

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество, традиции и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

• Познакомить детей с устройством русской избы;

• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

• Познакомить с традициями русского народа;

• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами

• Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;

• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

• Знакомство с русскими народными подвижными и хороводными играми;

• Изготовление макета русской избы;

• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

• Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

Актуальность проекта.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Методы исследования.

* Беседы с детьми.

* Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

* Чтение художественной литературы.

* Рассматривание предметов быта и посуды.

* Заучивание потешек, прибауток.

* Использование русских народных песен и танцев.

* Проведение русских народных игр.

* Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

* Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

* Рассказ о народных обычаях и традициях.

* Знакомство с музыкальными инструментами: ложки, свистульки, гусли, бубен, балалайка.

* Проведение дидактических и сюжетно- ролевых игр.

Продолжительность проекта: июнь 2017г. по август 2017г.

I этап – подготовительный.

Цель: разработать проект.

Изучение литературы по данной теме:

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В группе я постаралась воссоздать основные детали и обстановку русской избы и дворика с животными (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, матрешки, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили в душе ребёнка любознательность. Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

III этап: заключительный.

Совместное обсуждение полученных результатов.

Предполагаемый результат:

1.Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2.Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

5.Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6.Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

Всё начиналось с покраски стен и обработки специальным шпателем под дерево. Эо надо делать быстро, пока краска свежая.

Всё начиналось с покраски стен и обработки специальным шпателем под дерево. Эо надо делать быстро, пока краска свежая. (фото 2)

музей в ДОУ

К работе был привлечён мой муж, который делал каркас самой печки.

К работе был привлечён мой муж, который делал каркас самой печки. (фото 4)

музей в ДОУ

Потом обивал её ДСП.

Потом обивал её ДСП. (фото 6)

Далее осталось только покрасить.

Далее осталось только покрасить. (фото 7)

И вот она, имитация печки в нашем музее. Утварь и убранство давно уже были приготовлены для открытия музея, собирали всем миром))

И вот она, имитация печки в нашем музее. Утварь и убранство давно уже были приготовлены для открытия музея, собирали всем миром)) (фото 8)

музей в ДОУ

музей в ДОУ

музей в ДОУ

Подвесили люльку к потолку, рядом прялочку поставили. Там, под люлькой, настоящие старые сани.

Подвесили люльку к потолку, рядом прялочку поставили. Там, под люлькой, настоящие старые сани. (фото 12)

Окошко тоже сами делали (за окном зима, потому что открытие было зимой). Пейзаж за окном нарисован на ватмане, меняется в зависимости от времени года.

Окошко тоже сами делали (за окном зима, потому что открытие было зимой). Пейзаж за окном нарисован на ватмане, меняется в зависимости от времени года. (фото 13)

Красный угол - старинная икона.

Красный угол - старинная икона. (фото 14)

Ну и железная кровать с гобеленом.

Ну и железная кровать с гобеленом. (фото 15)

музей в ДОУ

музей в ДОУ

музей в ДОУ

Музей открыт для посещений детьми

Спасибо за просмотр!

ЗдОрово! Молодцы! Отличный уголок русской старины!

Класс. Здорово придумали и сделали.

Чудесный мини-музей сделали!

Вот это дааа. Какие вы молодцы - замечательный получился мини - музей русской жизни в деревне.

Как же здорово, СУПЕР -ский результат!

Хочется жить в вашей избе! Как там тепло, уютно, красиво. Очень все понравилось.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Русская изба. Мини – музей. Презентация на заданную тему содержит 33 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Русская печка, русская печка! Нет в добром доме теплее местечка! Рук неустанных и щедрых творение- Предкам великим благодарение!

Лапоть - известная обувь времен старой Руси. Плелись лапти из лыка, охватывали только стопу. Немало изречений, высказываний, пословиц создал русский народ о лаптях.

Читайте также: