Микрофон для трансивера своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Для работы с УКВ и КВ радиостанциями, бывает нужна гранитура, она позволяет не мешать домашним, комфортно работать в экспедициях, освободить руки и тд. Во многих случаях она более предпочтительна, обычного динамика и микрофона. Гарнитура - вещь универсальная и полезная.

Если в старые - добрые - застойные времена, найти гарнитуру было проблемой, сейчас все просто, идите в компьютерный магазин и выбирайте. Я выбрал именно эту гарнитуру, потому что она мне понравилась по форме, наличием встроенного регулятора громкости и по цене (90 рублей). Конечно, заранее я незнал как она будет работать. Распаковав коробку дома, первым делом, решил посмотреть как она работает с компьютером. Подключение стандартное, послушав свой голос я остался доволен. Качество звука хорошее, заметил сразу что если сделать на микрофоне маленькую насадку длиной несколько миллиметров - заметно поднимаются высокие частоты.

С самого начала, мне не хотелось менять разьем на самой гарнитуре. Желательно оставить все как есть и добавить возможность подключать ее к разным КВ и УКВ радиостанциям. Итак, первым делом нужно спаять небольшую схему, она позволить подключить микрофон практически к любой радиостанции. Схема гарнитуры - стандартная, конденсаторный микрофон, два маленьких динамика, резистор для регулировки громкости. С приемной частью проще, нужно просто воткнуть зеленый штеккер в гнездо для телефонов. Бывает что в радиостанции телефонный разьем распаян как моно, тогда в одном ухе звука не будет. Это лечится легко, просто замкните между собой левый и правый телефон, собрав небольшой переходник, вообщем смотрим на схему.



Другое дело, подключение микрофона, здесь все немного сложнее. Суть в том, что просто так микрофон подключить не получится, на него нужно подать питание и вывести сигнал отдельным проводом. Важно не перепутать выводы, так как у микрофна есть плюсовой и минусовой выводы. Схема собирается на обычных или CMD деталях, можно все сделать и без платы, главное чтобы крепко было. Посмотрим на схему:

Все просто и проверено. Именно эта схема обеспечит отсутствие наводок и ее можно считать универсальной, потому что, с одной стороны, любая гарнитура с ней будет хорошо работать, с другой стороны, она хорошо согласуется с любой радиостанцией. Я сделал маленькую плату 18x14мм, вырезал на ней дорожки, полотном от ножевки и использовал CMD детали выпаянные из каких-то старых компьютерных плат. Номиналы резисторов и конденсаторов не очень критичны. У некоторых трансиверов, на разьеме для гарнитуры присутствует +8В, поэтому резистор на который подается питание, иногда нужно подобрать. Если у вас +5В, ставьте 10-20ком, если +8В, ставьте 20-40ком. Обратите внимание, чтобы рабочее напряжение электролитических конденсаторов было не ниже номинального. Для коммутации прием/передача, выводится отдельная кнопка или педаль (если трансивер стационарный). Где ее расположить, зависит от многих причин и удобства использования. Вся конструкция, размещается в небольшой коробочке, от фотопленки например. Можно вывести сразу несколько разьемов, чтобы быстро подключать гарнитуру к разным трансиверам.




Гарнитура заработала сразу с моим УКВ трансивером ICOM-281H, потом я ее подключал к разным КВ и УКВ трансиверам (IC-718, FT-857, C-568, FT-5100, Р-143) - везде результат был хороший. Качество сигнала вполне нормальное, не хуже чем с 'родным' микрофоном. Некоторые модели компьютерных гарнитур, дают очень сильный сигнал с микрофона, регулировать его можно сопротивлением резистора 330ом, его увеличение, приводит к уменьшению усиления. Можно сделать по другому, поставьте резистор 1 - 3ком между выводами mic и mic gnd.

Незабывайте, что оптимальная разборчивость сигнала в шумах, получается если поднять высокочастотный спектр +6дб на октаву, на стороне передатчика и завалить его с таким уровнем, в УНЧ приемника! Поэтому для отдельных экземпляров гарнитур нужно немного приподнять высокочастотный спектр. Я использовал насадку на микрофон, но без вмешательства в конструкцию гарнитуры. Итак, возьмите кусок бумаги или другого плотного материала (можно кембрик или термоусадку подходящего диаметра), вырежте ее по размерам насадки на микрофон, так чтобы она была внутри него и была свернута в трубочку. Теперь просто оденьте набалдажник на микрофон, но не до конца. Так вы сможете регулировать длину насадки и соответственно уровень подьема высоких частот. Некоторые детали видны на фотографии.

Ниже предлагается еще один вариант согласования микрофонной гарнитуры от ПК и микрофонного входа радиостанции. Эта схема похожа на предыдущую, но лишний уровень сигнала с микрофона, в ней убирается с помощью простого делителя на выходе, на мой взгляд эта схема лучше подходит для трансиверов в которых используются динамические микрофоны.


Один из резисторов делителя, подбирается так чтобы уровень звукового сигнала с микрофона был немного выше чем от 'родного' микрофона. Количество деталей в обоих вариантах одинаковое. Как и раньше, используются CMD-детали, плата имеет размеры 12x15мм.

усилитель для электретного микрофона

Покупать качественный микрофон — весьма затратная мысль. Куда дешевле и интереснее соорудить своими руками предусилитель для микрофона, который вытянет максимум из петлички. Были опробованы несколько схем, в итоге я соорудил свой усилитель для микрофона. Для него даже была разведена печатная плата. Но обо всем по порядку…

Предусилитель для микрофона

Уже больше года я веду свою деятельность не только на этом сайте, но и на YouTube. Если вы там еще не были – советую заглянуть, сейчас я чаще бываю там, чем тут.
По мере улучшения качества своих роликов я пришел к необходимости улучшения качества записи звука. Исходно я записывал звук на петличку Maono AU101(покупал в этом магазине ). Вполне удобная петля, но для меня возник ряд пользовательских неудобств.

петличка Maono

Так я и пришел к мысли собрать предусилитель для микрофона.Перед сборкой от предусилителя хотелось примерное следующего

  • питание от литий ионного аккумулятора
  • использование схемы на операционном усилителе.
  • создание печатной платы.

Описывать получившийся звук словами – странное занятие, да и дублировать содержимое ролика в статье не вижу смысла. Поэтому советую для начала посмотреть мой ролик, а уже потом продолжить чтение статьи. Они дополняют друг друга. Да и так будет понятнее надо ли оно вам.

Питание электретного микрофона

Почему-то в интернетах очень мало информации о том, как правильно включать электретные микрофоны. Обычно используется стандартный вариант, при котором напряжение подается через токоограничивающий резистор, а далее для отсечения постоянного напряжения устанавливается конденсатор.

схема питания электретного микрофона

При этом в большинстве схем ни слова не говорится о подборе этого резистора и просто указывается конкретное значение. Хотя в целом это не совсем верно. Величину этого резистора следует выбирать не с потолка, а подбирать для каждого конкретного микрофонного капсуля.

Но как же его подобрать?

К счастью была найдена очень интересная статья, в которой автор провел ряд измерений и сделал очень полезное, с практической точки зрения, заключение.

Итак, при подборе токоограничивающего резистора необходимо, чтобы в точке соединения резистора и микрофоном получалась ровно половина питающего напряжения.

правильное питание электретного микрофона

Помимо оптимального режима работы микрофона эта фишка удобна еще и тем, что бонусом мы получаем смещение для операционного усилителя при питании от однополярного источника. Это означает, что можно выкинуть из схемы лишний конденсатор и два резистора.

Варианты схем усилителя

В другой своей статье, тот же автор предложил готовый предусилитель для микрофона. Это схема с АРУ (Автоматической Регулировкой Усиления). Вот так выглядит эта схема в оригинале (без цепи частотной коррекции):

схема усилителя для микрофна

Благодаря применению полевого транзистора (КП303Ж) в обратной связи, такая схема работает как компрессор и выравнивает громкость голоса, изменяя коэффициент усиления в некоторых пределах.

Схема полностью рабочая, была проверена мной лично на макете и никаких проблем не вызвала. Такая схема очень удобна, например, для микрофонов в конферент-залах и переговорных. Но может быть использована и как предусилитель для микрофона при подключении к компьютеру.

усилитель для микрофона на макетной плате

Лично для меня она не подошла по той причине, что при изменении усиления, громче и тише становится не только голос, а так же и все посторонние звуки и шумы. А значит при обработке записи голоса не получится избавиться от шумов обычным шумодавом. Про обработку голоса читайте в этой статье.

Поэтому от АРУ пришлось отказаться и схема была урезана до обычного неинвертирующего усилителя с постоянным коэффициентом усиления. Такая схема тоже отлично справляется со своими обязанностями.

схема усилителя для микрофна

Коэффициент усиления

В таком случае коэффициент усиления задается резисторами R2 и R1, а если быть точнее, то он равен:

На таком усилителе можно задавать любой коэффициент усиления. Стоит лишь помнить, что обычно электретные микрофоны дают сигнал амплитудой до 50 мВ. На практике чаще всего это значение ограничивается 25-30 мВ.

Поэтому, если предполагается подключать микрофон в линейный вход компьютера, рассчитанный на сигнал 1 Вольт, то предусилитель для микрофона лучше рассчитать на коэффициент усиления порядка 20 ÷ 30.

Что касается конкретных значений сопротивлений, то лучше выбирать величины в диапазоне от 1 ÷10 кОм. Можно конечно использовать и бО’льшие значения сопротивлений, но не стоит забывать, что любой резистор сам по себе вносит шумы. Эти шумы тем больше, чем больше сопротивление резистора.

Когда я подключил предусилитель для микрофона к камере (Canon M50), у меня возникли некоторые трудности с коэффициентом усиления. Изначально я планировал установить его около 10. Тогда можно было бы установить на камере минимальное значение предусиления звука и все шумы должны были уйти в небытие…. Нооо….

Позже выяснилось, что даже при минимальном коэффициенте усиления, равном двум (R1=R2) сигнал записывается с перегрузкой.
И виной тому была перегрузка входных каскадов камеры. Поэтому я был вынужден увеличить значение резистора R1 вдвое. Это дало коэффициент усиления около 1,5. Зато все искажения как рукой сняло.

Не стоит думать, что при такой низком коэффициенте усиления предусилитель для микрофона бесполезен. На самом деле роль предусилителя состоит не только в увеличении амплитуды сигнала.

Очень большую роль играет согласование сопротивлений микрофона и входа камеры. Это не только облегчает жизнь камере, но и так же улучшает соотношение сигнал/шум и выравнивает АЧХ микрофона.

Однополярное питание усилителя

Важным моментом этих схем является необходимость в некоторых дополнительных манипуляциях, связанных с однополярностью питания.

Напряжение смещения ( 1 /2 питания) у нас уже создается на входе схемы и два резистора мы уже сэкономили. Но для того, чтобы это постоянное напряжение не пошло на выход там требуется конденсатор. Для этого нужен С3.

Так же стоит помнить — любой ОУ одинаково хорошо усиливает и переменное и постоянное напряжение. Поэтому необходимо превратить усилитель в усилитель переменного напряжения.

Для этой цели служит конденсатор С1. Благодаря нему коэффициент усиления по постоянному напряжению становится равным единице. А вот переменное напряжение усиливается в соответствии с заданным резисторами коэффициентом.

Частотная коррекция

Конденсатор С1 выполняет еще одну функцию. Вместе с резистором R1 они образуют RC-цепь, которая срезает низкие частоты. Т.е. работает как фильтр высоких частот.

Это очень удобный момент. Задав частоту среза порядка 30-80 Гц, мы избавимся от лишней низкочастотной составляющей на записи.

Расчет таких фильтров с упрощенными формулами был описан в статье RC-цепи, 5 самых ходовых схем фильтров и их простой рассчет.

фильтр высоких частот

Практически все нормальные микрофоны имеют в своем составе такие фильтры. На более дорогих моделях даже можно выбрать срезать на частоте 75 либо же 150 Гц.

В любом случае стоит сначала определиться с величиной резистора, а затем рассчитать под него конденсатор на желаемую частоту.

Для исключения самовозбуждения ОУ и ограничения звуковой полосы с верхней стороны используется конденсатор С2.

Принято считать, что человеческая речь лежит в диапазоне частот от 100Гц до 10кГц. Однако при редактировании записей, я неоднократно замечал, что хоть выше 10 кГц голоса и нет, но эти частоты все равно влияют на восприятие голоса. Поэтому частоту среза, на мой взгляд, лучше задать порядка 15кГц.

С его расчетом ситуация аналогичная. Сначала выбирается резистор, задающий коэффициент усиления (R2), а затем, по той же формуле, что С1 рассчитывается величина конденсатора С2.

Усилитель для микрофона готовая схема

Но меня все подмывал тот факт, что практически все ОУ которые есть у меня в наличии – сдвоенные, а я не люблю, когда половина операционника висит в воздухе. Как-то это не кошерно…

Поэтому недолго думая я перешел к своей любимой схеме — схеме усилителя для наушников. Она по сути такой же неинвертирующий усилитель, однако дополненная хитро включенным повторителем.

Причина перехода не только в желании задействовать оба операционных усилителя в корпусе микросхемы.

  • Во-первых мне давно хотелось попробовать эту схему при однополярном питании.
  • Во-вторых эта схема способна выдавать вдвое больший ток, при том же выходном напряжении. Это гарантирует отсутствие просадок и искажений сигнала на пути от предусилителя до записывающего устройства. Кабель то может быть и 5 и 10 метров.

Поэтому оставалось просто добавить в нее входную цепь с микрофоном и изменить номиналы конденсаторов под нашу задачу.
Вот так в итоге выглядит конечная схема.

схема предусилителя для микрофна

Выбор ОУ

Выбор ОУ в предусилитель для микрофона сильно зависит от источника питания. Если предполагается питание от 9 вольтовой кроны, то в таком случае подойдет большинство распространенных ОУ. Но мне с самого начала хотелось использовать литиевый аккумулятор формата 18650. Во-первых у них хорошая емкость, во вторых их легко заряжать при помощи готовых модулей.

Поэтому на роль ОУ в предусилителе был выбран AD8616. Отличные, недорогие и доступные сдвоенные ОУ. Но главное это то, что работают они в диапазоне напряжений питания от 2.5 до 5 Вольт, что просто идеально для литиевого аккумулятора и портатива в целом.

Единственным минусом может стать то, что они не выпускаются в dip корпусе. Но тут мне на помощь пришли переходники SO-8 в DIP8, которые я когда-то заказывал с АлиЭксперсс. Заказывал в этом магазине.

Печатная плата

После того, как я определился со схемой и опробовал ее на макете, пришла пора запилить печатную плату. Я уже несколько лет не делал печаток, но на удивление все получилось проще, чем я думал. Платы я развожу в P-CAD, поэтому нарисовал по быстрому схему и спустя несколько часов залипания в комп получил готовую печатку.

Плата была упакована в размеры 20х45мм. Такие размеры получились из-за выбранного корпуса, но они видятся мне удобными практически для любого корпуса. Указанные размеры соответствуют нарисованной по периметру полоске.

печатная плата усилителя для микрофна

Я сделал два варианты платы, разница лишь в том, что первая как на рисунке выше, а вторая зеркальная. В случае использования зеркальной платы, после переноса она станет нормальной и детали следует располагать со стороны дорожек.

Изготовления платы ЛУТом.

Говоря, что лучше всего платы получаются при печати на страницах плейбоя. Раньше я так и делал, но в последнее время перешел на глянцевую с одной стороны бумагу. Жалко переводить интересные статьи на непонятно что….

травление платы в хлорном железе

В целом технология ЛУТ итак всем известна, и в ролике она показана, поэтому остановлюсь только на двух моментах.

  • Прожарку утюгом я делаю в течении минуты, а после закидываю плату в ближайшую книжку и встаю на книжку всем весом на 1-2 минуты.
  • Широкие места и дефекты переноса или печати я всегда промазывал перманентным маркером. В этот раз вместо перманентного маркера я воспользовался акриловым. При этом я ждал высыхания минут 10-15. Тем не менее он отлично справился и под ним ничего не травилось.

Подбор резистора R*

Сопротивление резистора R* сильно зависит от капсюлей. Для того чтобы подобрать резистор я сначала впаял многооборотный переменный резистор.

предусилитель для микрофона

Покрутил его до нужного напряжения и отпаял. Сопротивление резистора составило ровно 6 кОм. Которого у меня не оказалось и пришлось собирать его из двух.

печатная плата предусилителя для микрофона

Однако, в случае с другими капсюлями, сопротивление может быть и 2 кОм и 8 кОм. Поэтому тут все очень индивидуально.

Корпус усилителя для микрофона

Теперь пару слов о корпусе. Для этих целей я использовал корпус от вэйпа. Он уже давно валялся у меня в шкафу и ждал своей участи. Он оказался просто идеальным вариантом, т.к. располагает отсеком для аккумулятора и имеет отверстия, которых мне будет достаточно для счастья.

корпус усилителя для микрофона из вейпа

Для начала я выкинул из него все что напоминает о его происхождении, а так же достал и прочистил контакты для аккумулятора. После этого на место кнопки был установлен выключатель от настольной лампы. Он идеально подошел по размеру, потребовалось только сделать пропил под фиксатор.

Для того чтобы минимизировать уровень шумов от предусилителя я решил экранировать корпус. Для этого в съемные стенки корпуса я вырезал кусочки медной фольги которые приклеил на двусторонний скотч. Впоследствии их я соединю с минусом аккумулятора.

экранировка усилителя для микрофона

Единственное, что меня смущало в этом корпусе, так это отверстие на передней панели. Но оно сыграло мне даже на руку.
Из оргстекла я вырезал вставку, которую приклеил к крышке. Она не только закрывала имеющуюся дырка но так же была призвана демонстрировать синий светодиод намекающий на включенность устройства.

Чтобы как-то разнообразить вставку, а заодно усилить свечение я выгравировал на ней символичное изображение микрофона. Теперь, даже издалека и при ярком свете, я всегда смогу увидеть включен ли мой микрофон.

значек микрофна

Ну а теперь остается продеть провода через отверстие и подпаять их к плате.

Заключение

Вот такой вот получился предусилитель для микрофона. Я очень доволен получившимся результатом. Использование такого усилителя позволило свести к минимуму обработку звуковой дорожки. В видео по теме я вообще не обрабатывал звук. Он итак звучит очень хорошо. Поэтому если вы еще не смотрели ролик, но заинтересованы в таком предусилителе – советую вам это сделать. Иначе что, зря я старался?))

предусилитель для микрофона своими руками

Единственное, что я бы сделал с голосом на пост обработке – наложил бы компрессию для большего удобства слушателя. В остальном голос звучит очень ровно и натурально. Даже несмотря на использование довольно дешевой петлички с непонятно каким капсюлем.

В планах прикупить нормальный оригинальный капсюль, например Phuillips 61A и радоваться жизни.

Спасибо за внимание, всем хорошего звука!

Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название - АудиоГик. Материалы этого сайта - личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали :-)


Простой универсальный микрофонный усилитель (РД №15, с.61)
Приведенная на рисунке простенькая схема может быть использована в различных устройствах, где требуется подключение микрофона, причем она одинаково хорошо работает, как с динамическими, так и с электретными микрофонами. Усилитель прост в изготовлении и настройке и, как следствие, его можно рекомендовать для простых конструкций. Коэффициент усиления около 30 — 40 дБ. Потребление от источника питания 9 В несколько миллиампер. Для исключения ВЧ наводок его нужно поместить в небольшую экранирующую коробочку.

Рис.2

Микрофонный предусилитель (РД №21, с.31)
В июньском номере QST за 2000 год М.Ковенгтон (N4TMI) предложил свою версию подключения динамических микрофонов, в частности, HAIL HC4, НС5 к трансиверам ICOM. На рисунке в левом квадрате располагается простой предусилитель, который рекомендуется собрать дополнительно.

В правом квадрате — входная цепь микрофонного усилите¬ля трансивера. Резистором 470К* на коллекторе устанавливается половина напряжения источника питания, в данном случае +4 В. Транзистор ВС109С можно заменить на КТ3102Е.
От ред. : цифрами 1, 2, 7 обозначены штырьки стандартного разъема ICOM, к которым следует подключать схему.


А если без микрофонного усилителя?
Применение компьютерных гарнитур при достаточной чувствительности микрофонного входа различных трансиверов возможно без микрофонного усилителя. Для их подключения HB9TL и HB9QR предлагают простенькую схему, собранную на SMD-элементах (не обязательно – ред. ). Подключение (распиновка) к стандартному разъему трансиверов ICOM приведена в предыдущей заметке (рис.3), а варианты для трансиверов YAESU и KENWOOD на рис.4.

Рис.4

Как и на рис.3 в качестве RFC можно использовать дроссель из 1-2 витков сигнального провода, идущего в кабеле от микрофона, намотанных на кольце 2000НМ d=3-5мм и закрепленного на плате. Вся плата помещается в экранирующий корпус.

Суббота, 29.01.2022, 02:48
-->Приветствую Вас Гость | RSS


Использование штатной тангенты MH-31 с трансивером FT-950 как показала практика не очень удобно. Одна рука постоянно занята, неудобно вбивать позывные, да и оперативность работы в соревнованиях с такой тангентой невысокая. Было принято решение подключить внешний микрофон для нашего трансивера. Изучили входные цепи FT-950 (на рисунке ниже), посмотрели, как подключают микрофоны к трансиверам YAESU на грандиозной коллективке RK3AWL. Решили перенять опыт.


Распайка разъема для подключения тангенты к трансиверу FT-950


Первый каскад усилителя микрофона на основной плате трансивера.


Схема подключения микрофона к трансиверу YAESU на контест позиции RK3AWL


Необходимые детали для сборки схемы подключения микрофона



Для исключения случайного замыкания внутри разъема заделываем выводы деталей термоусадочным кембриком.



Средняя точка резисторного делителя и проходного конденсатора соединяются вместе для подключения к положительному проводу микрофона . Обратите внимание, отрицательный провод микрофона припаивается к земле микрофона (MIC GND), а не к корпусу (GND)



Для уменьшения ВЧ наводок одеваем ферритовое колечко (Фильтр пробка), а экран микрофонного кабеля соединяем с корпусом разъема.



Ферритовое колечко и разъем укрепляем термоусадочной трубкой



Подключаем настольный микрофон, а кнопку соединяем с разъемом PTT на задней панели трансивера.



Проверяем работу внешнего микрофона в открытых всероссийских молодежных соревнованиях (Young Operators Contest - YOC)

Коллектив детской коллективной радиостанции благодарит радиоклуб Орловский Эфир за предоставленный микрофон и детали для его подключения к трансиверу FT-950.

Радиомикрофон

Рабочая схема радиомикрофона, практические рекомендации по подбору деталей, усовершенствованию схемы, советы, позволяющие облегчить монтаж радиомикрофона своими руками, фото.

Радиомикрофон — схема и её описание

Схема радиомикрофона

Усилитель на транзисторе VT3 работает в классе С с высоким КПД. При разряде питающей батареи ниже 5В, VT3 закрывается и сигнал с генератора в антенну идёт через проходную ёмкость база-коллектор.

Данные номиналы радиоэлементов многократно повторялись, поэтому настройка заключается лишь в растяжении и сжатии катушки L1 для выбора нужной частоты. Схему будет полезно снабдить светодиодом, сигнализирующем о включении и достаточном напряжении питания. Небольшое повышение потребляемого тока (приблизительно на 2 мА) компенсируется удобством контроля.

Питается схема от батареи крона и потребляет ток около 15–18 мА.

Монтаж радиомикрофона своими руками — полезные рекомендации

Катушка L1 содержит 8 витков провода ПЭЛ 0.8 с отводом от середины, намотанном на оправке диаметром 4 мм. Некоторые мотали на 4,5, это не страшно. В таком случае получалось 9 витков провода 0.5–0.8 мм по 4 витка в сторону к выводам. На среднем получившемся витке нужно делать отвод мягким тонким проводком.

Дроссель Др1 намотан на кольце из феррита К7х4х2 и содержит 5–10 витков провода ПЭЛ 0.2. Для антенны берётся 80 см провода диаметром 1–1.5 мм и наматывается равномерно на пальчиковую батарейку типа АА.

Конструктивные элементы радиомикрофона

Вся конструкция отлично вмещается в пачку из-под сигарет, жук можно брать в руки и ухода частоты практически не наблюдается. Можно упростить схему, исключив ВЧ усилитель. Потребляемый ток при этом снижается до 5 мА, а дальность уменьшается до 50 м. Ниже приведено фото готового радиомикрофона, выполненного на планарных деталях.

Готовый самодельный радиомикрофон

Конденсатор С3 служит для предотвращения самовозбуждения радиомикрофона по ВЧ и его ёмкость выбирается в пределах 100–1000 пф.

Ёмкость разделительного конденсатора С7 выбрана столь малой с целью уменьшить влияние антенны и выходного каскада на частоту задающего генератора. Повысить мощность излучения радиомикрофона, и как следствие дальность можно, увеличив номинал этого конденсатора до 10 пф, однако возрастёт и влияние антенны на стабильность частоты.

Задающий генератор сохраняет свою работоспособность даже при уменьшении напряжения питания до 0.8В! Поэтому если необходимо запитывать схему от низковольтного источника с напряжением 3–5 В, выходной каскад на транзисторе VT3 следует перевести в режим А. Для этого, между базой и плюсом питания ставим подстроечный резистор на 100 кОм. Выставив с его помощью ток покоя выходного каскада в пределах 5–10 мА и измерив получившееся сопротивление омметром, заменяем его на постоянный.

При сборке многие пользователи отмечали, что выбирать лучше батарейку Крона покачественнее (от 50 руб по ценовой шкале), поскольку дешевые быстро выходят из строя.

На практике было также показано, что ток потребления колеблется в пределах 18–25 мА в зависимости от того, как настроили. На токе 15 мА примерно начинает срываться генерация в генераторе. Свыше 25 мА на указанных деталях (в частности транзисторах) может перегреваться УВЧ из-за высокого уровня сигнала, что приводит к излишнему токопотреблению, неэфективномку использованию и как следствие выходу из строя третьего транзистора.

На токе 20 мА, как правило, ВЧ индикатор зашкаливает у антены. Если транзистор греется на токе в 20 мА, значит что-то не так настроили или неправильно сделали, вероятно рассогласовка каскадов генератора и УВЧ. Некоторые пользователи почему-то ставят туда конденсатор свыще 30 пф и считают это нормой. Место там конденсатору 3–10 пф и не больше. УВЧ незачем перегружать и выводить из режима, лучше настройте генератор, чем грузить гармоникой и плохой узкой девиацией.

В УНЧ резистор вместо 400 с лишним кОм лучше ставить на 100 кОм. Конденсатор, который подает сигнал на базу в 0.01 мкф больше приведет к запиранию по уровню. С такими параметрами УНЧ звук получается четким и хороший новый микрофончик ловит даже, как переворачиваешь страницы в книге на расстояние 6–7 метров!

Микрофон сам по себе выдает мощный сигнал. В однотранзисторных жуках без усилителя он может выдавать 3–4 метра хорошей слышимости, так что вгонять УНЧ в крайние режимы тоже ни к чему, чтобы потом не мучиться вопросом, как убрать искажения.

В УВЧ хорошо себя ведут транзисторы кроме с9018, а в генераторе это оптимальный вариант.

УНЧ можно ставить с9014, как вариант что-то советское, благо такого разноцвета много (КТ315, допустим )

Ещё про конденсатор. Как правило в контуре оптимальный вариант 12 пф. Паяем его ближе к контуру и впоследствии заливаем силиконом вместе с катушкой и транзистором генератора. По питанию дроссель импортный малогабаритный на 100 микрогенри. Если поставить конденсатор 47 мкф, это сгладит все лишнее.

Ниже представлены фото готового радиомикрофона, собранного своими руками по представленной схеме:

Радиомикрофон своими руками

Радиомикрофон своими руками

Радиомикрофон своими руками

Видео, как сделать простой радиомикрофон на 1 транзисторе начинающим:

Читайте также: