Микрофон для губной гармошки своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024


1. Снимите крышки и заклейте скотчем прорези в плате на выдох.



«Бенд - гнуть, загибать, прием позволяющий дыханием понижать ноты на гармонике,
Овер бенд - пере-"гнуть", загибать как-то иначе,
Blow - дуть, выдыхать,
Draw - тянуть, в нашем контексте - вдыхать.

Подумайте и догадайтесь, почему одни повышения называются overblow, другие overdraw. Получаем:

При игре без заклеивания прорези, будут задействованы 2 язычка. А для того, чтобы нам уменьшить воздухопотери! Мы сделаем геппинг - пригибание или отгибание язычка от платы.
Заметьте! Стоит уделить внимание дуге язычка, как у основания, так и у кончика и гепить нужно оба язычка!

Теперь разберемся, какую ноту мы получим при использовании овербендов

Приемы кастомайзинга гармоник



Главное терпение, возможно в несколько подходов все получится (главное не переусердствовать). Посмотрите на рисунок ниже - заметьте, отверстия в плате стали немного меньше (справа), а следовательно, мы уменьшили воздухопотери.



Скупинг (scooping) - подпиливание слота, дабы создать маленький вырез в крае платы у кончика язычка.


Стоит обратить внимание на фаски по краям прорези в плате у кончика язычка.
Это позволит нам увеличить отзывчивость язычка при сильно уменьшенных гепах
(слишком близко к плате).






Ваксинг (waxing) - берем воск! Часто встречающаяся проблема при игре owerblow – это появление вибраций (воздух, проходя по сторонам язычка, может создавать продольную вибрацию язычка и издавать противный писк). Для предотвращения этого мы используем ваксинг.


Берем воск (жвачка не катит) и наносим небольшое количество около конца заклепки.

Эта процедура предотвращает появление продольных вибраций язычков.
Очень помогает, при еще неуверенном дыхании.

Corner Rounding - округление боковых граней на язычке.



Не стоит также забывать про настройку язычков, после описанных выше процедур.

Надеюсь информация будет полезной.

(с) Перевод и подбор материала - Bluzzz (Стас Соколов)
Интернет поддержка - Чернов Вячеслав (Blacky) (06/2008)

Губная гармошка, или гармоника – это тот инструмент, который доводилось слышать каждому. Сегодня он популярен благодаря своей компактности, ценовой доступности и возможности самостоятельного обучения игры. Казалось бы, давно знакомое произведение при виртуозном исполнении на губной гармошке способно заиграть новыми красками. Сегодня мы расскажем все об этом инструменте.

GoldenMelody.jpg

История губной гармоники

В Северную Америку губная гармошка попала в 1862 г. благодаря Маттиасу Хонеру, а уже к 1879 году Хонер изготавливал в год до 700 тысяч инструментов.

Во времена Великой депрессии и Второй мировой войны в 30–40-е гг. двадцатого столетия происходило массовое переселение южан в северные штаты США и на западное побережье. Именно они привезли с собой гармонику в эти места.

В современном музыкальном мире губная гармоника переживает свое второе рождение. Расширяется круг стилей музыки, где используют ее звучание. Сегодня этот инструмент можно услышать в блюзовых и джазовых композициях, рок-, этно- и фолк-музыке, традиционно в стиле кантри и многих других музыкальных направлениях.

musicman.jpg

Губная гармоника сегодня очень популярна

Как она работает?

Губная гармоника представляет собой язычковый музыкальный инструмент, то есть внутри находятся медные язычки, которые колеблются в воздушной струе, создавая звук. Главное отличие губной гармоники от других язычковых музыкальных инструментов – использование языка и губ вместо клавиатуры. Язык и губы используют для того, чтобы выбрать специальное отверстие, которое соответствует определенной ноте. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (harper).

howitworks.jpg

Схема строения гармоники

Разновидности губных гармоник

Если вы решили освоить этот музыкальный инструмент, то вам необходимо определиться с тем, какую гармонику нужно приобрести. Существует несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга. Чем? Давайте разбираться.

Диатоническая гармоника

hohnerdiatonic.jpg

Диатоническая гармоника

Гармоника этого типа имеет диатонический строй без полутонов. Для сравнения можете представить себе фортепиано, клавиатура которого имеет только белые клавиши. Таким образом, нужно овладеть определенными техниками, чтобы достойно играть на ней. Диатонические губные гармоники имеют диапазон от 1 до 4 октав. Именно такой инструмент лучше всего подходит для обучения и просто идеален для исполнения блюзовой музыки.

Хроматическая гармоника

Хроматические губные гармоники, в отличие от диатонических, позволяют воспроизводить все 12 нот в октаве, включая полутона. То есть снова проводя аналогию с фортепиано, вы играете на всех клавишах – и черных, и белых.

Научиться играть на ней сложнее. Например, для игры сложных музыкальных произведений на хроматической гармонике важно иметь хороший навык игры на диатонической, музыкальное образование и уметь читать ноты с листа.

hohnerchrometta10.jpg

Хроматическая губная гармошка

В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона). Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

Хроматические гармоники объединяют в одном корпусе две гармоники, переключение между которыми осуществляется использованием специальной кнопки, расположенной на одной из сторон инструмента. При вдувании воздуха в отверстия гармошки вы получаете чистые, полные ноты. Нажимая кнопку, вы перекрываете подачу воздуха на определенные каналы, включая полутона.

Блюзовая гармоника

Блюзовая губная гармоника обычно имеет десять отверстий, в каждое можно играть как на вдох, так и на выдох. На инструментах такого типа можно играть хроматически с помощью специальных приемов — передувов и бендов.

bluesharp.jpg

Блюзовая гармоника

Тремоло-гармоника

Тремоло-гармоника имеет две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроенные относительно друг друга, за счет этого создается тремоло-эффект. На каждую ноту приходится два язычка, в результате чего звук получается более насыщенным.

weekender.jpg

Тремоло-гармоника

Эта губная гармоника довольно проста, и на ней очень легко научиться играть практически любому даже с минимальными музыкальными способностями. Но нужно помнить, данный вид довольно ограничен в возможностях, что связано с недостающими нотами. На тремоло-гармонике можно играть простые детские мелодии, русские и украинские народные песни, другие композиции.Тремоло-гармоника позволяет интерпретировать мелодии более эмоционально, создавая полновесное звучание.

Октавная гармоника

Октавная гармоника является разновидностью диатонической и представляет собой две звуковые пластины, звучащие одновременно и настроенные точно в октаву относительно друг друга. Это придает большую громкость и иной тембр звука.

seductora.jpg

Октавная гармоника

Басовая гармоника

В басовой гармонике каждое отверстие играет только на выдох, на каждую ноту приходится по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

hohnerbass.jpg

Басовая гармоника

Аккордовая гармоника

Аккордовая гармоника состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Выбор губной гармоники

Если вы решили научиться играть на губной гармошке, то к выбору инструмента нужно подойти со всей серьезностью. Обозначим несколько моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Тип губной гармоники. В первую очередь необходимо определиться, в каком стиле вы планируете играть и как часто будете музицировать. От этого зависит тип инструмента и его класс (ученический или профессиональный).

Материал язычков. Этот критерий напрямую влияет на долговечность инструмента. Например, компании HOHNER и SUZUKI используют в своих гармошках медные язычки, а компания SEYDEL впервые стала использовать в своих инструментах стальные язычки, которые дольше не расстраиваются и являются более долговечными.

Качество изготовления. Благодаря огромной популярности и доступности губные гармошки зачастую имеют низкое качество, их можно встретить практически везде как сувенир или детскую игрушку. Поэтому лучше выбирать губную гармонику в магазинах музыкальных инструментов. Например, такие производители, как HOHNER (Германия), STAGG (Бельгия), SUZUKI (Япония), выпускают широкий ассортимент качественных губных гармошек: от самых простых (ученических) до элитных моделей из благородных пород древесины и прочного металла. При этом ученические модели отличаются от профессиональных в основном используемыми материалами.

Форма накладок. Если вам нужна гармошка, которая будет удобна при вашем стиле игры, то стоит подумать о форме накладок.Например, накладки у гармоник "LEE OSKAR" и "HERING BLUES" хорошо подходят для блокирования языком, а у гармоник "GOLDEN MELODY" и "SUZUKI" – губами.

Громкость. Громкость инструмента определяется формой накладок, временем отклика и воздухопроницаемостью. Меньшей воздухопроницаемостью обладают гармошки с пластиковым корпусом. Характеристики древесины же постоянно меняются из-за колебаний температуры и влажности.

Итак, инструмент приобретен. Что же дальше? Нужно научиться играть.

Техника игры на губной гармошке

Чтобы играть на губной гармонике, вам необходимо овладеть тремя основными техниками постановки языка и губ: свистом, u-образной блокировкой и блокировкой языком.

550px-Play-a-Harmonica-Step-10-preview-Version-2.jpg

Правильное положение рук при игре на гармонике

При технике U-блокировки нужно свернуть свой язык в букву U (трубочкой), когда левая и правая стороны языка блокируют крайние отверстия.

При блокировке языком необходимо использовать язык и губы. Это самая популярная техника, так как позволяет легко перестроиться с ноты на аккорд.

728px-Play-a-Harmonica-Step-4-preview-Version-2.jpg

Музыкант должен держать гармонику именно так


1. Снимите крышки и заклейте скотчем прорези в плате на выдох.



«Бенд - гнуть, загибать, прием позволяющий дыханием понижать ноты на гармонике,
Овер бенд - пере-"гнуть", загибать как-то иначе,
Blow - дуть, выдыхать,
Draw - тянуть, в нашем контексте - вдыхать.

Подумайте и догадайтесь, почему одни повышения называются overblow, другие overdraw. Получаем:

При игре без заклеивания прорези, будут задействованы 2 язычка. А для того, чтобы нам уменьшить воздухопотери! Мы сделаем геппинг - пригибание или отгибание язычка от платы.
Заметьте! Стоит уделить внимание дуге язычка, как у основания, так и у кончика и гепить нужно оба язычка!

Теперь разберемся, какую ноту мы получим при использовании овербендов

Приемы кастомайзинга гармоник



Главное терпение, возможно в несколько подходов все получится (главное не переусердствовать). Посмотрите на рисунок ниже - заметьте, отверстия в плате стали немного меньше (справа), а следовательно, мы уменьшили воздухопотери.



Скупинг (scooping) - подпиливание слота, дабы создать маленький вырез в крае платы у кончика язычка.


Стоит обратить внимание на фаски по краям прорези в плате у кончика язычка.
Это позволит нам увеличить отзывчивость язычка при сильно уменьшенных гепах
(слишком близко к плате).






Ваксинг (waxing) - берем воск! Часто встречающаяся проблема при игре owerblow – это появление вибраций (воздух, проходя по сторонам язычка, может создавать продольную вибрацию язычка и издавать противный писк). Для предотвращения этого мы используем ваксинг.


Берем воск (жвачка не катит) и наносим небольшое количество около конца заклепки.

Эта процедура предотвращает появление продольных вибраций язычков.
Очень помогает, при еще неуверенном дыхании.

Corner Rounding - округление боковых граней на язычке.



Не стоит также забывать про настройку язычков, после описанных выше процедур.

Надеюсь информация будет полезной.

(с) Перевод и подбор материала - Bluzzz (Стас Соколов)
Интернет поддержка - Чернов Вячеслав (Blacky) (06/2008)

мальчики с губной гармошкой

Гармоника – это небольшой духовой инструмент, который не только обладает глубоким и уникальным звучанием, но и хорошо сочетается с гитарой и клавишными. На ней играет большинство народов мира почти любой вид музыки. Этот компактный инструмент можно взять с собой в путешествие или на встречу с друзьями. Число желающих обучиться игре на гармонике постоянно растет. Существует множество методик, как научиться играть на губной гармошке. Изучив некоторые из них, может показаться, что играть на гармонике сложно, однако, на самом деле, это легко и весело. Освоить игру на данном музыкальном инструменте способен любой. Здесь важно быть терпеливым, внимательным и регулярно выполнять упражнения.

Общая информация о губной гармошке

Гармоника – музыкальный инструмент, относящийся к группе гармоник. Она представляет собой маленький брусок, сбоку которого имеются отверстия. Внутри гармошки расположены медные пластинки. Они начинают колебаться в потоке воздуха, который создает музыкант.

3д модель гармоники

История происхождения

В 1821 г. часовщик из Германии изобретает музыкальный инструмент и называет его аура. Аура положила начало появлению современной губной гармошки. Она представляла собой железную пластину, в которой было пятнадцать отверстий. Отверстия закрывались язычками из стали. Звук из нее можно было извлечь только на выдохе.

Затем ауру стали совершенствовать другие мастера. Главное конструкторское изменение внес мастер Рихтер. Он сделал у гармошки 10 отверстий и 20 язычков для игры на выдохе и вдохе. Гармоника настраивалась с применением диатонического звукоряда.

Видовое разнообразие

Губная гармошка состоит из двух пластинок. Одна из них работает на вдохе, а другая – на выдохе. Различают следующие виды губных гармошек:

  1. Диатонические: полутона отсутствуют. Их звук можно сравнить со звуком белых клавиш рояля. На ней можно исполнять музыку любого стиля. У нее насыщенный и густой звук.
  2. Хроматические: можно извлечь полутона. На хроматической гармошке воспроизводят сложные классические произведения и джазовую музыку.
  3. Блюзовая: имеет 10 отверстий. Есть разные тональности блюзовых гармоник.
  4. Тремоло: две пластинки, которые звучат одновременно и расстроены друг относительно друга. Так создается тремоло-эффект, что делает звук более насыщенным.
  5. Октавная: звуковые пластины звучат одновременно. Они настроены точно в октавы друг относительно друга.
  6. Басовая: пластинки располагаются одна над другой. Они соединены между собой шарнирами. В отверстие можно играть только на выдох и на каждую ноту.

Большое разнообразие губных гармошек связано с тем, что для исполнения разных произведений необходим определенный строй гармошки, в котором удобно играть данное произведение.

Критерии выбора инструмента

Для тех, кто желает с нуля научиться играть на гармошке, очень важно правильно ее выбрать среди большого разнообразия.

Диатоническая гармоника имеет следующие преимущества:

  • Для этого вида гармошек в интернете очень много обучающих курсов и материалов, так что будет проще научиться самостоятельно.
  • Основные уроки, которые освоены на диатонике, пригодятся для игры на другом виде инструмента.
  • Большинство джазовых композиций исполняются на диатонике.
  • Можно использовать разные звуковые эффекты.

Предпочтение необходимо отдавать металлическим видам, так как они более прочные и гигиеничные. Пластиковые и деревянные модели быстро изнашиваются.

Как научиться играть на губной гармошке:
основные принципы и правила

Чтобы начать играть на гармонике, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Важно правильно выбрать инструмент. Для начинающего подойдет диатоническая гармоника с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.
  2. Необходимо использовать звукозаписывающее устройство (диктофон или видеокамеру), чтобы видеть свои результаты.
  3. Учиться играть стоит перед зеркалом, чтобы оценивать правильность исполнения и движения.

Начинающему музыканту важно запастись терпением. Лучше заниматься не долго, но каждый день, чтобы не потерять навык.

Правильное положение губной гармоники

Правильная постановка рук влияет на то, как звучит гармоника. Сначала требуется верно взять инструмент в руки. Цифры, которые написаны над отверстиями, должны быть расположены к музыканту. Тогда низкие ноты будут справа, а высокие — слева.

губная гармоника вблизи

Саму гармонику держат в левой руке между большим и указательным пальцем в горизонтальном положении. Указательный палец лежит на верхней части, а снизу инструмент поддерживается большим пальцем. Левый край гармоники нужно расположить впритык к мышечному краю между пальцами.

Правой рукой исполнитель также может выполнять разные приемы. Правая рука при выполнении определенного приема может располагаться либо сбоку, либо с тыльной стороны, откуда выходит выдуваемый воздух, чтобы воздействовать на его интенсивность. С помощью движения, смыкания или размыкания пальцев можно добиться разных эффектов звучания.

011

Новичку, прежде всего, стоит научиться верно дуть в мундштук гармоники и попадать в ноты.

Постановка губ и дыхания

Гармошка – инструмент, в котором звукоизвлечение происходит не только на выдохе, но и на вдохе. На одном и том же отверстии на вдохе и выдохе звуки имеют разную высоту.

бородатый музыкант играет на гармонике

При игре на гармошке необходимо плотно обхватывать ее губами, а не просто прижимать ко рту. И очень важно для движения воздуха использовать диафрагму, а не щеки. Вам нужно именно дышать через гармонику, а не просто выдувать или всасывать воздух.

Табулатура

Табулатура – это чередование цифр, которые означают номера звуковых отверстий гармошки, в которые необходимо последовательно дуть, чтобы получить мелодию.

ноты для гармоники

Рядом с цифрой ставится знак, который обозначает, как необходимо извлекать ноту – на вдохе или выдохе. Для обозначения вдоха и выдоха могут использоваться следующие обозначения:

Нет одного единственного правила по записи табов, так что можно встретить и другие вариации: цифры в кружке, черточки и т.д. Но, как правило, дополнительная отметка помечает именно вдох, а выдох отображается чистой цифрой. Ориентируйтесь на это, и сможете быстро прочитать любые табы.

Существует много видов гармоник по строю и числу отверстий, поэтому табулатура для разных моделей не совпадают. Стоит освоить нотную грамоту и создавать собственные простые мелодии.

Алгоритм обучения

Рассмотрим основные приемы игры на губной гармонике, которые необходимо знать начинающему музыканту.

Одиночные ноты и аккорды

В диатонической гармошке звуковой ряд образован так, что три отверстия, которые располагаются рядом, образуют созвучие. Аккорд на гармошке проще извлечь, чем отдельную ноту.

Для получения одиночной ноты нужно дуть в одно отверстие. Сделать это достаточно сложно, т.к. они расположены очень близко друг к другу. Новички могут действовать двумя путями:

  1. Простой метод, но непрофессиональный – закрыть все отверстия, кроме одного, пальцами.
  2. Правильная методика заключается в правильном положении губ. Их нужно сложить трубочкой так, чтобы воздух при выходе попадал только в одно отверстие, а два соседних были закрыты губами. Если с первого раза не выйдет, надавите на уголки губ пальцами.

Для начала получите нужный звук первым методом, чтобы услышать нужное звучание. После этого старайтесь добиться такого же звука без помощи рук.

Базовые техники и приемы игры

Освоив одиночные ноты и аккорды, можно переходить дальше и познакомиться с основными техниками. Сочетая их между собой, можно сыграть интересные мелодии и превратить обычную песню в яркое представление.

Трель

Чередуются ноты двух соседних отверстий инструмента. Голова покачивается горизонтально и энергично. Очень важно, чтобы сама гармошка оставалась неподвижной, а звук получался только за счет быстрого движения головой вправо-влево.

Глиссандо

Глиссандо – скольжение от одного звука к другому. Часто используется для окончания композиции.

Здесь необходимо выбрать ноту и на одном вдохе или выдохе резко провести гармошку на несколько отверстий влево или вправо. В результате должен получиться плавный непрерывный звук.

Часто используется дроп-офф – скольжение гармошки до самого конца.

Тремоло

Звук получается за счет смыкания и размыкания ладоней сзади гармоники. При сомкнутых ладонях получается глухой и тихий звук, а если они открыты – громкий и звонкий.

Этот прием позволяет повысить или понизить высоту ноты. Это получается за счет изменения силы и направления потока воздуха. Обычно воздух идет параллельно накладке, но стоит лишь немного изменить его угол, и нота станет выше или ниже.

Сразу стоит понимать – прием очень сложный, и вам придется потратить многие недели или месяцы, чтобы научиться правильно извлекать звук. Но результат того стоит.

Упражнения для совершенствования навыков

Чтобы научиться играть на гармонике по нотам, необходимо сначала выполнять упражнения:

  • Поднести к губам инструмент так, чтобы между губами оказалось 4,5,6 отверстия. Затем сделать выдох. Получится аккорд 1.
  • Между губами должны быть отверстия 5,6,7. Сделать выдох. Получится аккорд 2.
  • Между губами должно быть 2,3,4 отверстия. Сделать выдох. Так можно извлечь 3 аккорд.

Выучив метод извлечения аккордов, переходите к следующему упражнению. Здесь нужно поочередно проигрывать аккорды в определенной последовательности:

  • 1, 1, 2;
  • 2, 2, 2;
  • 1, 2 пауза 1;
  • 1,2,2,1,2,2 пауза 1,2,1,3.

Распространенные ошибки и сложности

Основные ошибки начинающих:

  • нерегулярные занятия: лучше немного и часто играть на инструменте, чем долго и редко;
  • ожидание быстрого результата, что в принципе невозможно при развитии в новой сфере;
  • выбор дешевой гармошки: обычно при покупке гармошки низкого качества, начинающие разочаровываются в этом инструменте;
  • перескакивание этапов обучения. Некоторые, как только научились игре на гармошке, начинают играть бенды. А это один из самых сложных приемов игры. К нему стоит приступить, после того, как идеально освоена игра отдельными нотами.

Научитесь получать удовольствие от процесса, от постепенного изучения инструмента и его возможностей. Результат рано или поздно будет, вопрос лишь в том пути, который вас к нему приведет.

Простые табы для губной гармоники

Начинать обучение лучше всего с простых мелодий, с которыми справятся даже дети. Но даже эти песни можно сыграть так виртуозно, что публика будет в восторге. Ниже представлено видео с подобным выступлением.

Музыкант в видео играет на хроматической губной гармошке, с дополнительной кнопкой (S), так что на простой диатонической модели добиться подобного уровня исполнения не выйдет. Но вам и не стоит спешить. Для начала попробуйте просто исполнить данную композицию так, чтобы слушатели узнали ее.

В траве сидел кузнечик:

В траве сидел кузнечик

Совсем как огуречик

В траве сидел кузнечик

Зелененький он был

Совсем как огуречик

Зелененький он был.

kak-igrat-na-gubnoj-garmoshke-8

Полезные советы и общие рекомендации
для начинающих

В начале своего пути все новички совершают одинаковые ошибки, которые тормозят и мешают прогрессу. Вы можете избежать их, если ознакомитесь со списком и будете следить за собой.

  1. Начинать необходимо от простого, а затем постепенно переходить к сложному.
  2. Игра должна доставлять радость. Нельзя переутомляться и заниматься через силу.
  3. Важно бережно относится к музыкальному инструменту.
  4. Нельзя гнаться за количеством взамен качеству.

За счет терпения и регулярных занятий можно достичь высокого профессионализма в игре на губной гармошке. Поспешность только заведет в тупик и отобьет всякое желание продолжать.

Губная гармоника – это один из немногих музыкальных инструментов, которым вполне реально овладеть без специального обучения. Для этого нужно обладать достаточно хорошим слухом, и чаще тренироваться и играть. Изучайте разные методики игры, экспериментируйте со звуком, и разучивайте новые мелодии. Носить гармошку можно даже в кармане, так что в любую свободную минутку можно тренироваться.

Читайте также: