Мешочек для четок вайшнавский своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Буддийские четки из 108 бусин незаменимы для чтения мантр, но не только, их возможности гораздо шире. Сегодняшние реалии таковы, что мозг человека перегружен большим количеством информации, причем зачастую совершенно ненужной. Наше сознание нуждается в очистке, и четки подходят для этого как нельзя лучше.

Чтобы все делать правильно, необходимо иметь ясное представление об инструменте, к помощи которого вы решили прибегнуть. Почему в четках именно 108 бусин? Что означает это число? Из какого материала должно быть изготовлено изделие и как им правильно пользоваться? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Четки из 108 бусин и чтение мантр

Чётки-мала служат основным инструментом для тех, кто стремится правильно и духовно читать мантры. О таких чётках человечеству известно уже несколько тысячелетий. Данный атрибут является обязательным для многих практиков йоги, ведь он служит не просто символом какой-либо определенной духовной традиции. В понимании многих жителей западных стран чётки– это своеобразные бусы, собранные с помощью прочной нити. В определенном смысле это правда, и мала представляет собой четки из 108 бусин, нанизанных на нить. Нередко 109 бусина, из которой в некоторых случаях торчит нечто похожее на хвост, используется для скрепления концов нити воедино. Если говорить о внешнем значении чёток, то они играют роль хранителя энергии и служат предметом, вобравшим в себя истинную суть практик медитации через мантры. Нить символизирует внутренней стержень, а бусины являются олицетворением зримой составляющей миров.

ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ

В ходе чтения мантр чётки помогают отсчитывать количество повторений, ведь делать это в уме на самом деле невозможно. Чтобы медитация была эффективной, следует полностью сосредоточиться на прочтении выбранной мантры. При этом стоит помнить, что количество повторений – это важная составляющая духовного просвещения, поэтому не стоит рассчитывать обойтись полностью без счёта.

Четки из 108 бусин и чтение мантр

Чтобы пройти начальный уровень практики, следует повторить мантру 108 раз. Принято считать, что только после этого смысл постепенно входит в ум и усваивается на подсознательном уровне. Эта цифра служит воображаемой точкой отсчёта и целью каждого практика. Некоторые чётки снабжены специальными счётчиками, с помощью которых можно фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Благодаря этому ничто не отвлекает медитирующего от погружения в себя, и при этом он все так же контролирует счёт.

Другие предназначения четок

Итак, чётки помогают отсчитывать мантры – это их основное, но совсем не единственное предназначение.

Концентрация внимания. Медитация требует погружения в собственное подсознание и полного отрешения от происходящего вовне. Перебирая 108 бусин четок, вы без труда сможете сконцентрироваться на пении мантр.

Осязание. На кончиках расположено множество нервных окончаний, практически напрямую связанных с мозгом. Монотонное перебирание бусин поможет снять напряжение, успокоить нервы, расслабиться и восстановить внутренний баланс.

Накопление энергии. Перебирая 108 бусин буддийских четок в ходе медитации, практик насыщает их собственной позитивной энергией. Природные материалы, из которых изготовлены джапа-малы, аккумулируют полученную энергию и возвращают ее своему обладателю во время последующих медитаций.

Исцеление. Накапливая энергию, четки делятся ею со своим владельцем в сложные моменты его жизни– при болезнях, унынии или череде негативных событий.

Отсчитывание ритма. Чтобы исполнить некоторые мантры, важно прочувствовать особый ритм.Бусины помогают его отсчитывать.

Перебирая 108 бусин четок, практики стремятся к священной цели – найти свое предназначение, очистить разум и душу от всего лишнего, подняться на следующую ступень саморазвития, приблизиться к просветлению.

Символика буддийских четок

Многие задаются вопросом о том, почему в четках 108 бусин, и какие есть объяснения этому? Оказывается, это число в буддизме считается священным, ведь оно было установлено самим Буддой. Кроме того, буддийская религия гласит:

Бог имеет 108 главных Имен;

буддисты выделяют 108танха (греховные желания, которые отягощают карму);

колокола на буддийских храмах бьют 108 раз, аналогично японскому храму Зэн в преддверии Нового года;

сборник высказываний Будды включает 108 томов;

ступа Бодхнатх в Катманду окружена 108 цилиндрами;

в мире насчитывается 108 наиболее чтимых индийских храмов;

хатха-йога насчитывает 108 ключевых лечебных асан;

в формировании сердечной чакры участвуют 108 энергетических каналов.

Однако это далеко не все. Согласно каноническим традициям, четки для медитации на 108 бусин состоят из 9 зерен 12 раз. Данную закономерность можно истолковать следующим образом:

Каждому буддийскому монаху (ламе), который собирается в странствие, разрешено взять с собой 9 предметов и не более.

Цифра 12 состоит из пятерки и семерки. Пятерка – это своеобразный символ первоэлементов природы. Семерка служит олицетворением семи дней недели, семи цветов радуги, семи звезд Большой Медведицы, семи нот.

Символика буддийских четок

Вы можете встретить четки и с другим числом бусин: 19, 21, 27, 33, 41, 50, 98, 143, 159. Все они олицетворяют многомерность мира.

Материалы четок

Такие характеристики, как материал и цвет бусин, из которых состоят четки, неспроста имеют такое большое значение. Буддисты убеждены, что определенный материал четок транслирует особый эмоциональный посыл и энергетику:

горный хрусталь (кварц) – помогает очистить разум и тело;

кости – переоценка жизни, умение радоваться каждому мгновению;

жемчуг – символ женской энергии, способствует охлаждению разума, устранению сомнений, очищению всех семи чакр;

нефрит – устранение негатива, умиротворение, пробуждение любви;

агат – поможет сделать шаг к достижению гармонии во всех сферах жизни. Чтобы привлечь успех, рекомендуется использовать камень черного цвета. Саморазвитию благоприятствует белый агат, исцелению от недугов – красный, долголетию – синий, достижению баланса – зеленый;

четки из бивней слона можно использовать для привлечения любви и заботы;

красный сандал. Четки из такого материала незаменимы для тех, кому необходимо сконцентрировать энергию и быть активным. Кроме того, с их помощью можно согреться, и это свойство успешно применяется в тантрических практиках;

можжевельник – притягивает положительную энергию, оберегает от злых духов;

четки из дерева рудракша на 108 бусин – способствуют пробуждению энергии, силы, умения направлять волю живых существ на достижение благих целей;

семена лотоса – применяются преимущественно для поклонения божеству Лакшми и Божествам лотосового семейства;

дерево ним – известно своими целебными свойствами;

семена дерева бодхи –четки из данного материалы обладают особой значимостью. Они символизируют Просветление Будды, которое состоялось именно под деревом бодхи;

четки из священного дерева туласи на 108 бусин – благоприятно сказываются на духовной жизни, разуме, помогают очистить тонкое тело и карму, избавиться от последствий греховных поступков.

Каждая школа буддизма имеет определенные предпочтения по поводу материала четок. К примеру, в тантризме и шиваизмев основном выбирают рудракшу или кость в виде человеческих черепов; шактизме – металл, кристалл; вайшнавизме – ним, туласи.

Материалы четок

Кисточка из ниток, расположенная на конце четок, может быть разных цветов. По мнению буддистов, они означают следующее:

черные нитки – для простых верующих;

красные нитки – для послушников, которые проходят первые ступени посвящения;

желтые нити – для людей, полностью отрёкшихся от мирской жизни и посвятивших свою жизнь служению.

Цвет нити для четок также имеет определенное значение. Так, последователи одного из течений тантрического буддизма под названием Варджраяна плетут такую нить из пяти разноцветных волокон. Речь идет о белых, синих, желтых, красных и зелёных волокнах, которые олицетворяют пять аспектов буддийского просветления.

Четки из 108 бусин своими руками

Можно ли сделать буддийские четки самостоятельно? Да, конечно. Для начала определитесь, что должен символизировать данный предмет и какой традиции он должен соответствовать. Также не забывайте о необходимости соблюдения определенных канонов – если вы решили сделать четки 108 бусин собственными руками, не стоит браться за первые попавшиеся материалы.

Бусины, как и другие материалы для изготовления чёток, можно купить в специализированных магазинах.

Правила пользования буддийскими четками

Чтобы во время медитации полностью сконцентрироваться и погрузиться в себя, необходимо правильно использовать чётки. Иными словами, простого перебирания бусин, не достаточно.

С помощью большого и среднего пальцев руки возьмите первую бусину, которая следует за большой бусиной Гуру. Затем отведите указательный палец в сторону. Повторите мантру один раз и передвиньте четки на себя, далее возьмите вторую бусину и снова повторите мантру. Продолжайте до тех пор, пока не прочтете мантру на каждой бусине.

Итак, если вы дошли до 108 бусины тибетских четок и прочитали мантру, то вы закончили один круг. Теперь, не перешагивая через 109 бусину Гуру, разверните четки в обратном направлении. В таком случае последняя бусина теперь становится первой, и вы можете продолжать дальше.

Применяя четки в собственных практиках, не забывайте о некоторых ограничениях. Итак, запрещено:

перебирать малы и касаться их левой (нечистой) рукой;

пользоваться правой рукой, если она осквернена (важно, чтобы рука была чистой);

прикасаться указательным пальцем к четкам;

класть четки на пол или другие нечистые места;

петь мантры с покрытой головой;

произносить мантру во время зевания, лежания, прогулки, в процессе разговора;

читать мантры, будучи обнаженным.

Принято считать, что, перебирая четки большим и средним пальцами во время пения мантр, вы даете возможность звуку имени божества глубже проникнуть в ваше сердце и душу.

Когда вы не используете буддийские четки по назначению, носите их вокруг шеи в качестве ожерелья (наиболее популярный способ). Благодаря этому главная бусина (гуру) будет находиться рядом с вашим сердцем. Кроме того, малы можно носить на запястье, обернув три (или четыре) раза вокруг руки. Допускается также их хранение в безопасном месте.

Правила пользования буддийскими четками

Выбирая, какие четки купить в магазине, ориентируйтесь на свои ощущения. Если это ваши малы, они будут буквально притягивать ваш взгляд и прикосновения. Правильные четки сделают медитации более эффективными, помогут усвоить мантры, погрузиться в себя и очистить душу.

Ничего сверхъестественного вам для этой практики не потребуется:

1. Чётки (мала) размером 108 бусин + одна сто девятая (она не используется при практике).

2. Универсальная мантра.

3. Несколько минут времени в день + ваше желание.

Чётки. Разновидностей таковых множество. Об этом будет отдельный материал.

Я говорю сейчас о чётках в 108 единиц, которые будут вам лично удобны для практики. Удобные - подразумевается размер бусин (6 мм подойдут для небольшого размера пальцев руки). Вы можете взять чётки кратные цифре 108, но меньшие по количеству бусин, но вам придётся их перебирать большее количество раз.

Главное - материал чёток. Он должен быть натуральным.

Самые энергоёмкие, чётки из горного хрусталя - кварца . Советую по возможности завести именно такие (оно того стоит, поверьте).

Какие ещё варианты:

  • Чётки из минералов лучше накапливают энергию: кварц, нефрит, агат, жемчуг.
  • Чётки из растительных основ : красный и белый сандал, плоды рудракши, можжевеловые бусины, дерево ним, семена лотоса.семена бодхи, тутовое дерево, тулси, дуб.
  • Чётки из костей и бивней слона.
  • Металлические чётки.

Это беглое представление видов малы (чёток), выбор как видите имеется (остановимся более подробно в другой статье).

Мантра. В интернете имеется целый список из универсальных мантр. Эти мантры подходят каждому для применения в практике джапы.

Проговорите мантру при выборе и возможно вы почувствуете с ней свою близость.

Могу предложить несколько вариантов (прослушайте как они звучат для правильного исполнения):

  • Аум (Ом) (сложно без навыков произносить правильно)
  • Баба Нам Кевалам.
  • Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе,

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

При произнесении одного повтора мантры, вы отложите на чётках одну бусину. То есть, вы произнесёте мантру 108 раз ,миновав все бусины. Всё очень просто.

Для начала этого будет достаточно. Кто сможет сделать три круга чёток - ещё лучше. Кто дойдёт до 16 кругов - это лучшие их лучших (но на это необходимо время) Это уже другой уровень.

При достижении 108 ой бусины, счёт дальше не ведётся . Это олицетворение прерывания круга сансары в вашей руке. Вы начинаете перебирать чётки в обратном направлении. То есть, через 109 ую, большую бусину (если таковая имеется на чётках) вы не переступаете.

Правила джапы.

Лучшее время дня - утро (восход солнца) хотя бы в промежутке с 5 до 6 утра. Вечером перед сном, так же будет польза. ( статья по ссылке )

Чётки берутся правой рукой. Перед джапой омойте руки до локтей. Омойте ноги до колен (желательно холодной водой). Умойтесь и плесните в лицо 12 раз. Промокните остатки воды. Ваше дыхание и сердцебиение уже начнут успокаиваться. Вы будите подготавливаться внутренне к чтению мантры.

Делать джапу лучше в уединённом, тихом месте, сидя на полу (подушечке), лицом на восток. Сидеть необходимо в позе лотоса. Кто не может это сделать, сядьте по "турецки".

Место должно быть чистым, без домашних животных на момент практики.

Положите чётки между ладоней. Сделайте вдох и спокойно произнесите АУМ на выдохе (повторите 3 раза) . Сделайте поклон.

С промежутком подуйте на чётки между ладоней 3 раза (так вы "разбудите" их). После третьего раза повторите в ладони свою мантру.

Далее, левую руку кладёте спокойно на ноги перед собой, ладонью кверху. Чётки остаются в правой руке свисая в месте своей первой бусины на вашем среднем пальце. Эта рука должна находится на уровне солнечного сплетения ( Анахата чакра).

Большим пальцем вы начнёте перемещать бусины от себя , каждый раз при этом повторяя мантру. Так вы дойдёте до последней и привернёте чётки для отсчёта в обратном направлении. Мантру произносите чётко и спокойно. Дыхание ровное без усилий, глаза лучше закрыть . Никаких благовоний не используйте ( дым от палочек и тд) , нужен максимально чистый воздух.

Весь процесс должен вас успокаивать и переводить в медитативное состояние. Концентрируйтесь на мантре.

Четки требуют к себе бережного и благоговейного отношения. Относясь к ним как к личности, читая для них молитвы, мы можем сыскать их милость в повторении Святых Имен Господа.
На этой страничке вы найдете молитвы для четок, благословляющие садхак на более совершенное и чистое повторение Святых имен, выдержки из Священных писаний, прославляющих славу Малы, рекомендации по чтению джапы на четках и разнообразную информацию о Мале.
А также примите, пожалуйста, мое скромное служение - создание эксклюзивных мешочков ручной работы под заказ для Вас и в подарок Вайшнавам.
Да будет с Вами милость Прабхупады и Гауранги! Ваша служанка, Джая Шри дд.

Совершив пуджу (подношение имеющихся даров), следует взять в правую руку четки (джапамалу) и произнести:
АИМ ХРИМ АКША-МАЛИКАЙАИ НАМАХ
Поклонение священным четкам!”

Шри НАМА_МАЛА_ГРАХАНА_МАНТРА (произносится, держа мешочек перед джапой)

АВИГНАМ КУРУ МАЛЕ ТВАМ
ХАРИНАМА-ДЖАПЕШУ ЧА
ШРИ РАДХА-КРИШНАЙОР ДАСЬЯМ
ДЕХИ МАЛЕ ТУ ПРАРТХАЕ

"О Мала, пожалуйста, устрани все неблагоприятное в моем повторении Святых Имен Господа Хари и даруй мне служение Радхе и Кришне. Это все о чем я молю, о Мала!"

ОМ АКША-МАЛАДХИ-ПАТАЙЕ СУСИДДХИМ ДЕХИ ДЕХИ
САРВА-МАНТРАРТХА-САДХИНИ САДХАЙА САДХАЙА
САРВА-СИДДХИМ ПАРИКАЛПАЙА ПАРИКАЛПАЙА МЕ СВАХА

О Повелительница всех четок! Превосходные сиддхи даруй, даруй! Успех в практике всех мантр обеспечь, обеспечь! Помоги мне обрести все сиддхи! Сваха!

МАМ МАЛЕ МАХАМАЙЕ САРВА-ШАКТИ-СВАРУПИНИ
ЧАТУР-ВАРГАС-ТВАЙИ НЙАСТАС-ТАСМАН-МЕ СИДДХИ-ДА БХАВА
АВИГХНАМ КУРУ МАЛЕ ТВАМ ГРИХНАМИ ДАКШИНЕ КАРЕ
ДЖАПА-КАЛЕ ЧА СИДДХЙ-АРТХАМ ПРАСИДА МАМА СИДДХАЙЕ

О мала, воплощение Махамайи, олицетворение всех сил! В тебе запечатлены все четыре цели человеческой жизни (дхарма — религия, этика, духовность; артха — материальное благополучие; кама — чувственные радости и удовольствия; мокша — конечное спасение души). Будь же для меня источником всех совершенств (сиддхи)!
Избавь меня от возможных помех [в джапе], когда я беру тебя в свою правую руку во время джапы. Сиддхи и успех милостиво мне даруй!)

Для того, чтобы человек мог обрести богатство джапы, все благо от повторения мантры, он должен:
?сосредоточить свой ум, собрать его воедино, ум должен быть чистым;
?молчать во время повторения, ни с кем не разговаривать;
?думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе;
?делать это с терпением и привязанностью, без беспокойств, и тогда это даст всё сокровище повторения.
Так же рекомендуется:
?повторять джапу в комнате, где на виду отсуствуют отвлекающие предметы, не связанные с Кришной (идеально подходит алтарная комната);
?стараться сидеть (стоять, ходить) - с прямой спиной;
?повторять джапу в проветренном помещении;
?поставить перед собой изображение Кришны или духовного учителя;
?повторять джапу рядом с другими преданными (если общий фон джапы не слишком громкий, и вы можете отчётливо слышать свою мантру);
?повторять джапу перед Туласи-махарани.
?повторять джапу в уединённом месте на природе.

Беря в руки четки, мы постигаем Господа , как пронизывающего собой все Сущее, а настраивая ум на звучание мантры и двигаясь вдоль духовного луча нити четок, мы обнаруживаем Его присутствие повсюду, понимая, что Имя Господа (Нама) и Именуемый (Намин) не отличны друг от друга. Эта нить и есть та самая нить Ариадны, выводящая нас из лабиринта материального мира. Переходя от одной бусины к другой, произнося одно Святое имя за другим, мы распутываем клубок собственных грехов, кармических реакций и иллюзий. 108 бусин – это 108 Упанишад, 108 гопи, миллионы и миллиарды миров, 33 миллиона богов, изошедших из духовного тела вселенской формы Господа. Через них, к Нему устремлена тонкая сияющая нить четок, в которую вплетается маленькая сияющая искорка, - душа человека, который возвращается домой.

ВСЕ О МАЛЕ (четках)
Начинать нужно от центральной бусины и по часовой стрелке вести чётки на себя. Дойдя до центральной бусины, чётки нужно перевернуть и снова вести на себя, в другом направлении. При этом нельзя переходить через 109-ю бусину. Если кто-то перескакивает через центральную бусину, то он не получает никакого результата от повторения мантры. Круг, как символ, олицетворяет колесо самсары, и чтобы избежать этого круга, его нужно разорвать, что мы и делаем, когда доходим до 109 бусины и поворачиваем в обратную сторону.
Запреты, которые надо соблюдать при чтении джапы:
- нельзя читать мантру, перебирая чётки левой рукой (она нечистая);
- нельзя касаться чётками левой руки;
- нельзя читать мантру правой рукой, если она осквернена (рука должна быть чистой);
- нельзя касаться чёток указательным пальцем;
- нельзя касаться чётками пола и других нечистых мест,
- нельзя при чтении мантры трясти и размахивать мешочком;
- нельзя читать мантру с покрытой головой;
- нельзя читать мантру лежа, зевая, разговаривая с кем-либо, прогуливаясь;
- нельзя читать мантру голым.
Символические значения пальцев правой руки:
большой палец – Бхагаван, Кришна; средний палец — джива или разум и сердце человека; указательный палец — ложное эго (аханкара).
При чтении мантры с использованием большого и среднего пальцев звук святого имени входит в сердце человека и в его сознание.
Мантра может читаться с использованием других пальцев для получения следующих результатов:
большой палец и указательный — для мести (гуна невежества);
большой палец и безымянный — для устранения неприятностей;
большой палец и мизинец — для исполнения всех желаний;
Поэтому мантру нужно повторять на среднем пальце, т. к. что он связан с сердцем.
Мантра может читаться на четках с бусинами из различных материалов для получения следующих результатов:
бусины из рудракши — для исполнения всех (и хороших, и плохих) желаний;
бусины из семян лотоса — для победы над врагами;
бусины из золота — для получения всех материальных наслаждений;
бусины из хрусталя — для удачи;
бусины из туласи — для исполнения только тех желаний, которые принесут вам благо.
Шастры рекомендуют разумным людям читать мантру, передвигая бусины из туласи большим и средним пальцем.


Кришнаиты существуют среди нас. Они ездят в метро и на машине, ходят в больницу и магазин, стоят на остановках, покупают в аптеках пластыри, посещают выставки и даже (!) ходят на работу. Но есть признаки, по которым вы всегда определите, что перед вами тщательно (или не тщательно) замаскированный кришнаит

Мешочек в правой руке. Небольшой, из ткани самых разных расцветок, мешочек надет на правую руку, оставляя свободным указательный палец. Внимательный прохожий увидит даже, что рука в этом мешочке двигается — стараясь остаться незамеченным, кришнаит, тем не менее, перебирает четки.

Счетчик в правой руке. Для более тщательной конспирации некоторые кришнаиты не берут мешочки в дорогу, читая мантру на счетчике — простеньком приборчике, который позволяет отсчитывать количество прочитанных мантр при помощи нажатия кнопки. Счетчик практически незаметен со стороны.

Шевеление губами. Ох уж эти кришнаиты — вечно бубнят что-то себе под нос. Они повторяют мантру. Сложно сказать, по какой причине медитация делается на улице прямо на ходу: кому-то не хватило времени завершить эту медитацию утром, а кто-то просто не может идти просто так, не повторяя Имя Бога, к которому очень привязался.

Кантхималы на шее. Это небольшие деревянные бусы из священного дерева Туласи, которое защищает тех, кто носит их. Бывают в один, два и три ряда.

Шикха у мужчин. Это такой небольшой хвостик на макушке. Он позволяет удерживать энергию в верхних чакрах и сосредотачивать свои мысли на Боге.

Тилака. Некоторые вайшнавы так и ходят по улице с тилакой — украшением, которое наносится белой глиной на лоб и тело. Тилака представляет собой две параллельные линии (символизируют стопу Кришны), соединенные внизу лепестком Туласи. Тилака в количестве 13 штук наносится на лоб (и переносицу) и тело вместе со специальными мантрами глиной, взятой в священном месте. Нанесением тилаки человек как бы говорит, что его тело принадлежит Господу. Тилака также защищает вайшнава и позволяет ему больше думать о Боге в течение дня.

Дхоти и сари. Ну это уже совсем легкий вариант, когда понять, что перед вами кришнаит — проще простого. Дхоти и сари это не просто традиционная одежда Индии. Это еще и духовная одежда, так как является несшитой и не передает карму чужого человека. Такая одежда также настраивает вайшнава на более возвышенный лад.

Длинная юбка или платье у женщин. Многие женщины, практикующие Сознание Кришны, одеваются красиво в длинные платья, делают аккуратные прически и элегантный макияж. Они уверены, что красивой нужно быть, в первую очередь, для Бога. Однако красота должна быть скромная и настоящая, а одежда — подчеркивать эту красоту, а не выставлять напоказ некоторые части женского тела.

Яркая одежда. Многие вайшнавы одеваются ярко — оранжевый и желтый цвет довольно популярен у кришнаитов. Цвет позитива и радости от служения Богу.

Стопка книг в руках. Скорее всего, это вайшнав, который распространяет книги. Так он служит своему Учителю, всем делом жизни которого является распространение ведических знаний на Земле.

Читайте также: