Маяк 2н своими руками

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 16.09.2024

интересно, можно такую на ксеноны поставить, или сразу подохнут?

ps. да, кстати, МАЯК в отличие от стробоскопов спецсигналом не является.

1. С ксеноном работать это не будет, т.к. производитель указывает это на сайте прямым текстом.
2. После последнего изменения законодательства - маяк 2н ЯВЛЯЕТСЯ спецсигналом и за его использование можно огрести по полной :) но если очень скрыто его установить, то можно прикинуться шлангом и сказать что сам в шоке от того, что с фарами творится :))

Одним из основополагающих моментов в пользу замены ламп накаливания и галогенных ламп светодиодами, в частности в проблесковых маячках, являются больший ресурс (срок безотказной работы) и меньшая стоимость последних.

Разные производители (не будем их бесплатно рекламировать) заявляют ресурс своих светодиодов от 20 до 100 тысяч (!) часов. В последнюю цифру мне слабо верится, потому что светодиод должен работать непрерывно 12 лет. За это время пожелтеет даже бумага, на которой отпечатана статья.

Однако, в любом случае, по сравнению с ресурсом традиционных ламп накаливания (менее 1000 часов) и газоразрядных ламп (до 5000 часов), светодиоды на несколько порядков долговечнее. Совершенно очевидно, что залогом большого ресурса является обеспечение благоприятного теплового режима и стабильного питания светодиодов.

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема светодиодного маяка

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема светодиодного маяка

Приведённые выше данные установлены автором экспериментально (всего протестировано шесть различных классических проблесковых маячков).

Конечно, не изучен вопрос о силе света (или, лучше сказать, его интенсивности) от тех или иных проблесковых устройств, поскольку автор не имел и не имеет специальной аппаратуры (люксометра) для такого теста. Но в силу новаторских решений, предложенных ниже, данный вопрос становится второстепенным. Ведь даже относительно слабые световые импульсы (в частности от светодиодов), пропущенные сквозь призму неоднородного стекла колпачка маячка в ночное время более чем достаточны для того, чтобы маячок заметили за несколько сотен метров. Именно в этом смысл дальнего предупреждения, не правда, ли?

Эту электрическую схему мультивибратора можно с полным правом назвать простой и доступной. Устройство разработано на основе популярного интегрального таймера КР1006ВИ1, содержащего два прецизионных компаратора, обеспечивающих погрешность сравнения напряжений не хуже ±1%. Таймер неоднократно использовался радиолюбителями для построения таких популярных схем и устройств, как реле времени, мультивибраторы, преобразователи, сигнализаторы, устройства сравнения напряжения и другие.

В состав устройства, кроме интегрального таймера DA1 (многофункциональная микросхема КР1006ВИ1), входят ещё времязадающий оксидный конденсатор С1, делитель напряжения R1R2. С3 выхода микросхемы DA1 (ток до 250 мА) управляющие импульсы поступают на светодиоды HL1—HL3.

Принцип работы устройства

Включение маячка осуществляется с помощью включателя SB1. Принцип работы мультивибратора подробно описан в литературе.

В первый момент на выводе 3 микросхемы DA1 высокий уровень напряжения — и светодиоды горят. Оксидный конденсатор С1 начинает заряжаться через цепь R1R2.

Спустя примерно одну секунду (время зависит от сопротивления делителя напряжения R1R2 и ёмкости конденсатора С1 напряжение на обкладках этого конденсатора достигает величины, необходимой для срабатывания одного из компараторов в едином корпусе микросхемы DA1. При этом напряжение на выводе 3 микросхемы DA1 устанавливается равным нулю — и светодиоды гаснут. Так продолжается циклически, пока на устройство подано напряжение питания.

Кроме указанных на схеме, в качестве HL1—HL3 рекомендую использовать мощные светодиоды HPWS-T400 или аналогичные с током потребления до 80 мА. Можно применять и только один светодиод из серий LXHL-DL-01, LXHL-FL1C, LXYL-PL-01, LXHL-ML1D, LXHL-PH01,

LXHL-MH1D производства Lumileds Lighting (все — оранжевого и краснооранжевого цвета свечения).

Напряжение питания устройства можно довести до 14,5 В, тогда его можно подключать в бортовую автомобильную сеть даже при работающем двигателе (а точнее — генераторе).

Особенности конструкции

Для того чтобы выходной каскад обладал ещё большей мощностью, потребуется установить в точку А (рис. 1) усилитель тока на транзисторе VT1 так, как это показано на рисунке 2.

Рис. 2. Схема подключения дополнительного усилительного каскада

Рис. 2. Схема подключения дополнительного усилительного каскада

После подобной доработки можно применять по три параллельно включенных светодиода типов LXHL-PL09, LXHL-LL3C (1400 мА),

UE-HR803RO (700 мА), LY-W57B (400 мА) — все оранжевого цвета. При этом общий ток потребления соответственно увеличится.

Вариант с лампой-вспышкой

У кого сохранились детали фотоаппаратов со встроенной вспышкой, тот может пойти и другим путём. Для этого старую лампу-вспышку демонтируют и подключают в схему так, как показано на рисунке 3. С помощью представленного преобразователя, подключаемого также в точку А (рис. 1), на выходе устройства с низким напряжением питания получают импульсы амплитудой 200 В. Напряжение питания в данном случае однозначно увеличивают до 12 В.

Выходное импульсное напряжение можно увеличить, включив в цепь несколько стабилитронов по примеру VТ1 (рис. 3). Это кремниевые планарные стабилитроны, предназначенные для стабилизации напряжения в цепях постоянного тока с минимальным его значением 1 мА и мощностью до 1 Вт. Вместо указанных на схеме можно применить стабилитроны КС591А.

Рис. 3. Схема подключения лампы-вспышки

Рис. 3. Схема подключения лампы-вспышки

Элементы С1, R3 (рис.2) составляют демпфирующую RС-цепочку, гасящую высокочастотные колебания.

Теперь с появлением (в такт) импульсов в точке А (рис. 2) будет включаться лампа-вспышка ЕL1. Встроенная в корпус проблескового маячка данная конструкция позволит применять его и далее, если штатный маячок вышел из строя.

К сожалению, ресурс лампы-вспышки от портативного фотоаппарата ограничен и едва ли превысит 50 часов работы в импульсном режиме.

Плата со светодиодами, устанавливаемая в штатный корпус проблескового маячка

Плата со светодиодами, устанавливаемая в штатный корпус проблескового маячка

image


Для меня это было неожиданно, но сказано – сделано и на наш взгляд получилось вполне достойно! :) Теперь мы хотим поделиться с вами всем этим. За дальнейшей историей прошу в статью

Сразу забегу вперед и скажу, что маяк проектировался по принципу конструкторов из 3 мм фанеры, поэтому обладает свойственными им нюансами, но зато его также легко и интересно собирать.

Цель ясна и надо приступать к реализации

Задача 1 – выбрать образец

Среди огромного разнообразия Юле очень понравился этот маяк (ссылка на исходный сайт увы утеряна):

image

Задача 2 – тест

Собственно с этим как раз и возникли нюансы. Классические светодиоды, коих огромное количество в любых магазинах и у меня в закромах, имеют направленный луч в ±30° и чтобы тень создавалась, нужно опустить светодиод практически к основанию маяка. Но ведь у маяка источник света вверху! Благо у меня нашлась еще одна куча 3 миллиметровых светодиодов с углом 120° и теплым белым свечением – это оказался самый подходящий светодиод.

Далее была поездка в Кронштадт, ведь нельзя проникнуться идеей создания маяка, если ты не увидел и не прочувствовал его. А в Кронштадте их аж 17! Поездка была отличная, мы погуляли по дамбе, но в самом городе замерзли, с трудом нашли место где купить чего-то теплого и на обратной дороге на КАД пробили колесо. Зато все точно запомнилось!

image

Задача 3 – проектирование

Ну вот пришли каникулы и мы начали разработку. Я сидел в Solidworks и создавал детали, Юля сидела рядом и консультировала :) Выбирали оптимальную высоту, ширину основания и прочее. Процесс был очень увлекательный. Итого вышло 50 деталей.


Все, макеты сохранены, и потихоньку началась печать ключевых деталей. Сначала нам нужны были основные детали каркаса и крыши, чтобы взяться за электронную часть.

image

image

image

image

Задача 4 – электронная начинка

image

image

Собственно мы и подошли к концу рассказа. Будем рады, если вы захотите повторить наш проект, а может даже раскрасите или сделаете экстерьер и выложите фотографии в комментариях.

Весь материал доступен для повторения и использования в личных, не коммерческих целях

радиомаяк 1


Конструкция оказалась не критична к монтажу, первый экземпляр был сделан попросту навесным, и отработавшим энное время приведен в надлежащий вид. Звуковой генератор использован из дешевого китайского будильника, при этом не забываем пометить полярность подключения батареи, и установить перемычку (переводим в постоянную работу звукового генератора). Формируется сборка до нужных размеров, на обычном наждачном круге, маркером метятся нужные дорожки, и стачивается до нужных размеров, благо гетинакс режется легко. Ниже приводится схема радиомаяка:

радиомаяк схема


ВЧ генератор обычный классический, работающий в барьерном режиме. При этом абсолютно не критичен к применяемому транзистору, хорошо работают импортные транзисторы серии С9018, ВС547,550 из отечественных КТ3102 и т.д. Но лучшие результаты всё-таки с старым добрым КТ368. Катушка бескаркасная – 16 витков, проводом 0,35 мм, при этом резонансная частота около 86-87 мГц, настраивается в нужный участок раздвиганием витков – в начало ФМ. При снижении питания до 1 вольта, ухода частоты практически не наблюдается, но как и все не кварцованные генераторы боится внешних емкостных наводок.

радиомаяк 2

Данный радиомаяк применяется для контроля за служебным автомобилем (конкретно нахождение его на стоянке) при этом визуальное наблюдение невозможно. Сигнал принимается обычным музыкальным центром с ФМ диапазоном (87,5-108 мгц) на частоте 87,9 мгц, ранее прописанным в ячейку памяти. При соответствующем изменении данных частотозадающих элементов и контуров, возможно использование практически в любом диапазоне. Материал предоставил -igRoman-

Читайте также: