Маячок для велосипеда своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 08.09.2024

Уже не за горами новый велосипедный сезон, включая шоссейные и прочие "асфальтовые" выезды. Я, как "велосипедист-коммьютер" и немного "шоссер" очень жду окончательного таяния льда и снежной каши на дорогах. Чтобы расчехлить свой гравийник и, наконец, продолжить передвижение на своем личном двухколесном транспорте. Забыв общественный транспорт и мучения в пробках как страшный сон.

Я решил затронуть тему повышения заметности велосипедистов при их движении по дорогам вместе с потоком автомобилей. Хотелось бы сделать акцент на применении различных средств улучшения заметности (светотехники, одежды) как дополнительных мер пассивной безопасности.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о целесообразности езды с включенными фонарями днем, то есть с работающими дневными габаритами. Ведь, если необходимость в оснащении двухколесного транспорта и его "водителя" работающими фонарями и (или) светоотражающими элементами в темное время суток (а также в различных условиях плохой видимости) вряд ли кто-то в здравом уме вообще станет оспаривать, то в подавляющем большинстве случаев при дневном свете фонари (маячки) велосипедистами не задействуются. Зачастую, по причине их малой мощности, т.е. бесполезности днем, когда тусклые диодные лампочки не видны до момента наступления сумерек. Либо же по твердому убеждению самих велосипедистов в том, что эти меры абсолютно лишние ("днем и так все прекрасно видно"). Кроме того, очень популярно мнение о том, что для выделения себя в потоке достаточно лишь одной жилетки или яркой одежды "кислотных" расцветок. По моему личному мнению, последнее как бы противоречит здравой логике с тех пор, как все моторизированные транспортные средства обязали ездить с включенными ходовыми огнями в светлое время суток. Таким образом, в подкорке у водителей транспортных средств уже есть установка "включенный фонарь равно транспортное средство". И "выпадать" из этого шаблона не слишком разумно.

Попробуем немного разобраться в вопросе. Как известно, с водительского кресла велосипед является малогабаритным, а значит и малозаметным объектом. Кроме того, абсолютно бесшумным транспортным средством, в отличие от той же мототехники. Бесспорно то, что езда по дорогам на любых двух колесах сопряжена с определенными рисками. Поэтому, на мой взгляд, одна из первостепенных задач для велосипедиста, который по разным причинам делит проезжую частью с автомобилями, в разумной степени использовать все доступные технические средства для повышения собственной заметности в потоке.

Нашел несколько интересных ссылок, в которых упомянуты исследования заметности велосипедистов не только ночью, но и при дневном времени суток . Было изучено влияние различных средств для повышения заметности (светотехники и одежды). Ссылки буду приводить на англоязычные источники, так как ничего подобного на русском языке найти не удалось.

"Исследование: велосипедистам безопаснее на дорогах при использовании приспособлений для повышения заметности"

В статье упомянуто проведенное исследование в Дании. По его результатам, в группе из около 4000 велосипедистов те из них, кто использовал задние и передние габариты в дневное время на 19% меньше побывал в ДТП с травмами, чем велосипедисты в другой контрольной группе (без дневного света). Любопытно было бы взглянуть на подробное описание исследования. К сожалению, источник с подробностями в статье не приводится.

Другое исследование, заказанное и профинансированное одной компанией-производителем велосипедов и велосипедных аксессуаров. Были испытаны задние маячки с "дневными" режимами работы (адекватной мощности и с соответствующей оптикой). Делаются выводы об улучшении заметности велосипедиста при использовании светотехники на 270%. Заявляется снижение вероятности инцидента/ДТП примерно на 33%. Впрочем, порядок расчета полученных цифр не разъясняется.

Основные моменты из документа

- Длина маршрута для испытуемых наблюдателей в авто, судя по карте, составляла несколько километров.

- Двух велосипедистов расположили на краю дороги на велосипедных тренажерах ("домашнего типа", в которые устанавливается настоящий велосипед), т.е. велосипедисты находились в положении без движения вперед, но с педалированием на месте.

- Один велосипедист располагался на прямом, хорошо просматриваемом участке. Второй - после обычного изгиба дороги.

- Испытуемых наблюдателей в машинах проехало более 200 человек. В числе отобранных только люди с нормальным зрением. Когда участник замечал велосипедиста, он нажимал кнопку. Дистанция обнаружения фиксировалась и записывалась автоматикой.

Некоторые выводы из исследования

- В дневное время футболка флюоресцентных расцветок не дает значительного преимущества(!) в заметности по сравнению с такой же футболкой черного цвета.

- Флюоресцентные цвета на ногах велосипедиста (в движении) заметны с дистанции в три с лишним раза дальше, чем жилет или джерси/футболка аналогичной расцветки.

- Днем на дистанции в 200 метров активный источник в виде мигающего сзади маячка гораздо заметнее такого же, но включенного в постоянный режим. Светящийся постоянно маяк, в свою очередь, днем гораздо заметнее велосипеда, не оборудованного никаким светом (что, впрочем, и так очевидно).

- Определено, что заметность радикально повышается при использовании задних маячков, работающих в постоянном режиме (без мигания), установленных в районе лодыжки велосипедиста. Для испытания использовалось самодельное крепление маячка для ноги.

Из личного опыта

С началом езды по проезжей части, в качестве ДХО я установил на руль фонарь китайского производства, питающийся от выносного аккумуляторного блока. Представлял он собой ничем не примечательное изделие из ассортимента алиэкспресс стоимостью около 30$. В дневное время, но только при ясной погоде фонарь включался в режим быстрого стробоскопа. В пасмурную погоду и в темное время (а также в сумерки) я переключал его в постоянный режим, но с миганием вспомогательных диодов. Так он не "долбил" в глаза сторонних наблюдателей. Ведь ослепить (дезориентировать) ту же встречку было бы едва ли не хуже. Хотя заметность у него была не выдающаяся, но внимание он в какой-то степени привлекал. Два раза при свете дня тормознул поворачивавшие направо перед моим носом машины. Один раз, в последний момент привлек внимание пассажира, открывавшего дверь в середине правой полосы (в сумерки, правда).

Сзади был установлен китайский красный маячок с весьма посредственной заметностью, который днем был практически не виден (я уже молчу про заметность на солнце - она была нулевой). К слову, сразу было решено разместить задний маяк в затылочной части шлема на самодельном креплении из велкро-липучек. Так как при размещении под седлом (или ниже) маячок, независимо от времени суток, практически всегда заслоняется попутным транспортом, от чего страдает боковая заметность.

Пару лет назад приобрел на ebay комплект из двух фонарей американской сборки. Собственные продукты бренд продает только в Северной Америке, но при этом отличается умеренной ценовой политикой. Мой кошелек похудел примерно на 120$, но оно того стоило. Отмечу отдельно, что на китайском рынке с их (условно) "гуманными" ценниками на момент активных поисков подобных штук мне найти не удалось. К китайским же "люменам" и "миллиампер-часам" в описании и сейчас нужно относится с большим недоверием. А вот у ряда европейских производителей подобные решения уже имеются достаточно давно.

Купленные фонари оснащены качественными и достаточно мощными диодами. А также оптикой, реализованной по принципу линзы Френеля, которая усиливает и концентрирует световой поток, увеличивает дальность обнаружения источника. Видео с демонстрацией работы прикладываю. Аккумуляторы встроенные. Полного заряда передней фары вполне хватает для городских маршрутов большой протяженности, Далее может потребоваться подзарядка через микро-USB. Что вполне объяснимо т.к. сам фонарь очень маленьких габаритов и убирается в любой карман. Задний же маячок разряжается гораздо дольше, поэтому не требует ежедневной подзарядки - его ставлю на зарядку два-три раза в неделю.

Передний габарит в дневном режиме выдает сдвоенные вспышки, вблизи напоминающие фотоаппаратные. Благодаря этому, он неплохо воздействует по правым зеркалам автомобилей (которыми не пользуются наиболее часто, особенно в правой полосе) и, в какой-то степени "вынуждает" обратить на него внимание. Эффект проверял лично. Сидел на водительском месте и специально не смотрел в правое зеркало. Мой ассистент с направленным горизонтально фонарем в руках при этом приближался вдоль правого борта, имитируя велосипед. Фонарь (в мигающем режиме) дает переотражение в салон авто через зеркало, которое можно уловить периферийным зрением. В ночное время дорогу освещает довольно посредственно (для моих обычных скоростей 30+ этого явно недостаточно), поэтому я использую дополнительный фонарь уже для подсветки асфальта. Чтобы не слепить других участников дорожного движения, в условиях плохой видимости, при плотной облачности и в темноте (сумерках) переключаю в режим "деликатного" строба и направляю под небольшим углом вниз. В этом случае габарит горит постоянно, помигивая при этом с интервалом в ~2 секунды. Глаза не вытекают.

По субъективным наблюдениям, с задним маяком, световой поток которого заявлен в 200 люменов, стало меньше неприятных опережений впритык т.е. с малым боковым интервалом. Предполагаю, что перестраиваются или берут левее заранее. Иногда имею возможность наблюдать в нашлемное зеркальце. Однако, у конкретной модели выявился и серьезный недостаток. Его яркость слишком избыточна в сумерки и ночью. Из-за чего маяк приходится переключать на постоянную работу с "задушенной" вполовину яркостью (яркость в данном режиме регулируется и запоминается) и дополнительно ставить второй, недорогой китайский, маячок в режим мигания.

При движении вдоль правого края проезжей части, благодаря передней фаре часть водителей реагирует на мой фонарь и сдвигается в полосе. Не раз наблюдал, как выезжающие с второстепенной на главную, из положения "сильно задумался, смотрю в одну точку перед собой" резко поворачивают голову в мою сторону.

Достаточно сказать, что тот и другой фонари ясным солнечным днем хорошо заметны уже за сотни метров. Их видно задолго до того, как получается разглядеть фигуру велосипедиста. На прямых и хорошо просматриваемых участках, разумеется.

Некоторые выводы и оставшиеся вопросы

- Лично для меня очевидно, что использование качественной светотехники днем повышает безопасность движения на велосипеде по ДОП. Особенно в наше время широкого распространения смартфонов за рулем. Тем более, в большом городе, где отвлекающие водителя объекты и прочие факторы в огромном избытке.

Разумеется, это не оберег от всех опасных ситуаций. А просто еще один способ несколько снизить риски от угроз, исходящих от ротозеев за рулем.

- Можем заключить, что динамические (мигающие) световые габариты днем работают эффективнее "вырви глаз" одежды. Или жилеток, в которых при бодрой езде недолго спариться. Впрочем, одно другому не мешает. В особенности, яркая одежда безальтернативна для улучшения боковой заметности.

- Использование качественных габаритов позволяет несколько снизить требования к расцветкам велосипедной одежды. Как известно, не вся качественная велоодежда доступна в "попугайских" цветах. А на распродажах выметают в первую очередь самые яркие варианты. Отдельный привет любителям ездить во всем черном по эстетическим соображениям.

- Место задней мигалки на шлеме. Выше уровня крыш немалого количества легковых авто. Однако встречается мнение, что при таком размещении источник света будет выше и большинства задних габаритов автотранспорта, включая грузовой. Что может привести к определенному замешательству других участников дорожного движения. С чем я не согласен. Ведь велосипедисту наиболее важно в принципе обозначить себя как объект или препятствие.

Для передней фары существуют решения с размещением на шлеме (спереди). Польза очевидна, но может быть громоздко и добавит возимый на голове вес.

- Что касается переднего габаритного света днем. Остался вопрос - использовать мигание или постоянный режим. С одной стороны, мигающий источник лучше привлекает отвлеченное внимание, хорошо "цепляется" боковым (периферийным) зрением, эффективнее "отрабатывает" по зеркалам. С другой, существует мнение, что постоянно горящий габарит позволяет более достоверно и быстро определить скорость объекта (движущегося велосипеда) и расстояние до него. Для ночи это бесспорно. Но для светлого времени суток все не так очевидно. Так ли это важно для велосипедных скоростей? Если вынести за скобки "заряженные" электробайки без отсечки по скорости и прочие мопеды.

- Имеется обратная сторона медали. В наших реалиях повышенная заметность привлечет внимание не только нормальных водителей (большинства), но и невежественных "водятлов", которые не признают велосипед за транспортное средство. По каким-то своим личным "понятиям" или от элементарного незнания действующих ПДД. Такие, завидев велосипедиста с приличной дистанции, могут "заранее приготовиться" его не пропускать. Или же подрежут, если посчитают дистанцию безопасной.

Заранее извиняюсь за качество видео с демонстрацией фонарей в ясную погоду. Снималось не на профессиональном оборудовании. А в интернет-обзорах не видел не одного внятного видеоролика, отснятого на солнце.

Для поездок на велосипеде в ночное время огромное значение имеет безопасность. Необходимо, чтобы водители автомобилей хорошо видели на дороге байкера. Прикольная электронная вещица, который вряд ли оставят незамеченной — полицейский маячок. Раньше ставили простые мерцающие сигналы на задней части велосипеда, теперь набирает популярность ввиду большей заметности этот двухцветный огонёк.

Сегодня будем паять кит набор полицейскую мигалку. Подходит для установки на велосипед. Проверим в работе USB паяльник. Поставляется набор со схемой. Монтажная и принципиальная. Китайский язык. Плата односторонняя, все элементы подписаны. Две микросхемы. 6 диодов. Биполярный конденсатор. 12 синих и столько же красных светодиодов. Два транзистора. 5 резисторов. Полярный конденсатор. Переменный резистор. Провода.

abdfe574-a0bb-469e-9552-f78b5e87b4d9

Устанавливаем все радиодетали на плату и начинаем паять. Светодиоды установили, переходим к диодам. Они все одинаковые. Теперь устанавливаем резисторы. Транзистор ставим полукругом согласно надписи. Второй также. На микросхеме сверху есть ключик. Также на плате. Совмещаем.

Залуживаем провода, чтобы не лохматились. Соединяем платы вместе. Подаем питания 9-12 вольт. Включаем. Ряд светодиодов не работает. Посмотрим, что делает резистор. Меняет частоту моргания.

Конструктор прикольно, но жаль что не работают некоторые лампочки.

Паяльник работает отлично. Дотрагиваешься к контакту — он начинает греться. Отпустили — остывает. Легкий, удобный. Благодаря тому, что жало очень тонкое, удобно паять контакты.

Небольшая подборка простых схем для радиолюбителей, желающих модернизировать свой велосипед своими руками.


Схема велосипедного звонка от моделиста конструктора

Простой велосипедный звонок имеет много минусов: неудобен в работе, дребезжит во время езды даже по ровной дороге, издает резкий, неприятный звуковой эффект. Предлагаем радиолюбителям байкерам несколько простых схем электронных звонков для велосипеда у которых легко можно изменять громкость и тон звучания.

Если вы хотите внести световое разнообразие во внешний вид вашего велосипеда, существует множество путей для этого, один из них это подсветка для велосипеда.

Любое противоугонная сигнализация велосипеда врятли остановит похитителя, но способна напрячь его нервы и может быть даже отпугнет. Наличие защитной схемы не отменяет необходимости надежно пристегнуть велосипед стальной цепью или замком.

Кататься на велосипеде полезно для здоровья, а заниматься радиолюбительскими самоделками после веселых покатушек двойной кайф. Поэтому можно подумать и о минимальной безопасности при передвижении в темное время суток и собрать схему мигалки.

Устройство, схема которого приведена ниже будучи установленным на велосипед, повысит безопасность движения. Оно предназначено для управления указателями поворотов и сигналами аварийной остановки.

Для велосипедного стоп-сигнала наиболее рационально использовать типовую схему генератора светодиодных вспышек. Она не требует регулировки, при условии использования рабочих компонентов. Собрать ее своими руками для своего двухколесного друга может практически любой начинающий радиолюбитель.

Кататься на велосипеде здорово, а заниматься радиолюбительскими самоделками после веселых покатушек двойной кайф. Поэтому можно подумать о всяких радиосамоделках для велосипеда. Одной из таких конструкций может стать измерительный прибор, измеряющий скорость вашего перемещения на двухколесном друге.

Американские специалисты придумали достойное решение, сделав противоугонное средство, позволяющее найти велосипед всего за несколько секунд. И это GPS трекер. В представленной статье мы проведем обзор GPS трекеров, которые пользуются наибольшей популярностью среди потребителей.

Главные особенности и принцип работы

GPS трекер являет собой специальную противоугонную систему, разработанную для использования на велосипедах или небольших мопедов. Конструкция устройства предусматривает установку внутри штока вилки или в подседельном штыре, поэтому злоумышленник не поймет, что за ним следят. Сигнализация принимает сигналы со спутников и отправляет координаты на серверы глобального геопозиционирования.

GPS трекер

Как вы видите, определить наличие трекера, установленного в велосипеде, практически нереально

В тексте смс есть ссылка на карту, данные в которой обновляются на протяжении заданного промежутка времени. Следя за перемещением велосипеда в режиме реального времени, владелец транспортного средства сможет без проблем найти свой байк, где бы он ни находился.

Обзор самых популярных трекеров

Сложностей с подбором техники не возникнет. Хотя бы потому, что так же, как и в случае, когда надо сделать выбор экшн-камеры, устройств не так много, как хотелось бы. Предлагаем вам обзор GPS трекеров, которые вы непременно захотите приобрести.

SPY BIKE Coban GPS-305

На данный момент это самая востребованная модель на рынке. Модель выполнена в виде цилиндрической трубки длиной 11 сантиметров, которая прячется в шток вилки. Внешняя часть имеет форму крышки якоря, поэтому отличить сигнализацию от обыкновенной детали рулевой колонки невозможно.

GPS-чипсет имеет высокую чувствительность, а также использует датчик вибраций (уведомление приходит еще до того момента, как велосипед начнет свое движение). Активировать сигнализацию просто — нужно всего лишь прикоснуться брелком к поверхности крышки рулевой колонки. Встроенный светодиод замигает несколько раз. Разблокировка проводится аналогичным образом.

 SPY BIKE Coban GPS-305

В режиме ожидания устройство способно проработать на протяжении тридцати дней! И это просто заявленные производителем данные, а реальная информация, подтвержденная сотнями велосипедистов. В комплекте имеются два аккумулятора, поэтому владельцу не придется прекратить работу техники, чтобы подзарядить ее. Если заряд слишком маленький, Coban GPS-305 отправит смс с просьбой зарядить батарею. Вы можете следить за передвижением с Android устройства, используя для этого любое приложение с картами.

— Стоимость такого трекера удерживается в пределах 5500 российских рублей.

ProCycler 1 AntiTheftBicycle GPS Tracker

Интересной особенностью трекераProCycler 1 AntiTheftBicycle GPS Tracker является его форм-фактор. Внешне это обычный стоп-сигнал, новые версии которого, кстати, могут работать как стоп сигнал. Но внешность, как говорится, обманчива. Это настоящий шпион, способный зафиксировать и мониторить любые попытки угона велосипеда.

ProCycler 1 AntiTheftBicycle GPS Tracker

Здесь имеются интегрированные пластиковые крепления, позволяющие установить стопсигнал на подседельный штырь. По личному, оно не внушает доверия, так как можно купить простой стопсигнал и увидеть, что там крепления куда лучше.

Принцип работы

Крепление, порт зарядки и кнопка включения/выключения. Сбоку двумя болтами зкфиксирована крышка, в которую устанавливается сим-карта

Тем не менее, функционал является практически таким же, как и в случае с SPY BIKE Coban GPS-305. Разве что в данном случае вы можете позвонить на сим-карту, установленную в трекере, и сигнализация включится автоматически, дистанционно. Полезная вещь, кстати. Особенно в тех случаях, когда владелец велосипеда пошел на работу и забыл поставить велосипед на охрану.

— Стоимость трекера ProCycler 1 AntiTheftBicycle GPS Tracker составляет примерно 3300 рублей.

Выводы

Если велосипед является для вас вещью, которую вы не можете оторвать от себя, позаботьтесь о безопасности. Установив трекер, вы без проблем сможете защититься от атак злоумышленников. Более того, вы можете помочь другим людям, у которых украли велосипед. Ведь при помощи такого трекера можно обнаружить целую банду злоумышленников, которые специализируются на кражах велосипедов.

Если вы считаете, что, сделав выбор велокомпьютера, ваш транспорт стал более технологичным, это не так. Именно трекер превратит ваш транспорт в неугоняемую вещь, шагающий в ногу со временем. И не просто временем, а временем современных технологий. Убедиться в этом вы можете прямо сейчас, посмотрев видео ниже. Удачного дня!

Читайте также: