Матрешка рисунок своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо". японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки. Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

Когда я расписывала свою матрешку, я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.

Материалы и инструменты для росписи матрешки.

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт. Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи. Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки. Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак. Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей :) Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть "Пони", которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Низ также оформляем в точечной технике:

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.
Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Приятного Вам рукоделия! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор росписной матрешки Анна Лаврентьева.

“Нетрадиционные техники рисования матрешки в разных возрастных группах”.

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.

• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования, ватные палочки, восковые мелки, поролон.

Здравствуйте дорогие коллеги!

Тема моего мастер-класса “ Нетрадиционные техники рисования матрешки в разных возрастных группах”.

Прошу принять участие в мастер – классе.

(три стола, для каждого возраста)

-Младший возраст: рассказ о матрешке, как о игрушке с сюрпризом.

Предлагаю вам стать художниками и украсить фартук для нашей матрешки. А будем мы это делать с помощью волшебных палочек и гуаши. Макаем палочку в краску и делаем тычки по фартучку.

-Средний возраст: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости.

Давайте отгадаем? (загадывает загадку)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Ответы детей - матрешка)

- Да, правильно, это Матрешка! Какая интересная кукла! О матрешке,

слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде,

и никто не покидает Россию, не купив матрешку.

- Ребята, как вы думаете, а сколько ей лет? (ответы детей)

- Дети, я вам открою секрет, нашей матрешке уже целых 120 лет. А изобрел

эту куклу, Василий Петрович Звёздочкин, а Сергей Васильевич Малютин ее

расписал. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Один из художников

именовал ее просто, матрешка. А вы знаете, из какого материала делают ее?

(Ответы детей: дерево)Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

(Ответы детей: Доброй, веселой и красивой).Воспитатель: -А почему же эта матрешка грустит?Дети: –У нее сарафан не расписан.Воспитатель: -Давайте сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

- Расписывать будем силуэт матрёшки не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) – восковыми мелками, гуашью, и ватными палочками. А теперь посмотрите разные способы рисования. (показ воспитателя) Восковыми мелками рисуем матрешке лицо: круглые глазки – бусинки, брови, носик, ротик. Румяные щечки, темные волосы. Вот и готово лицо матрешки. Какие элементы узоров мы умеем рисовать кистью?Дети: ,волнистые линии, травинку, завиток. ,а ватными палочками –тычок,листики. Промачиванием поролона можно нарисовать листики и лепестки цветов.

-Старший и подготовительный возраст:Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашей группы пришла посылка от карандаша. Хотите посмотреть, что в ней?

Воспитатель: Давайте его посмотрим.

Воспитатель: А чтобы узнать что в ней вы должны отгадать мою загадку. Вы готовы?

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

(Матрешки)

Воспитатель: Правильно, русские матрёшки. (Воспитатель достает матрешку)Давайте их посчитаем

Воспитатель: - Давайте рассмотрим их внимательней, они разные и очень красивые.

Рассмотрев внимательно этих матрёшек, что же общего вы в них нашли? (1. сделаны из дерева, 2. открываются одинаково, 3. такие яркие расписанные цветочками.)

- Чем они отличаются? (разными рисунками и размерами) (Большая, средняя, маленькая)

А теперь приглашаю вас в мастерскую и вы, как настоящие художники, распишите своих матрешек, поможете стать им яркими, нарядными.

-Давайте повторим, как мы будем рисовать. (Сначала лицо матрешки.)

- Правильно. Чем рисуем лицо? (Восковыми мелками)

- Что делаем потом?Дети: Потом сгибаем матрешку пополам. И одну половинку –украшаем узорами.

- Краску чем наносим? (Кистью. Потом прикладываем другую половинку.)

-Как раскрашиваем платочек? (Сминаем бумагу и смятой бумагой наносим отпечаток любой краски на платочек.)

-Молодцы! Все правильно! И если постараемся, то ватными палочками украсим свою авторскую матрёшку (бусы, щёки)

-Ну, мастера, скорей за дело – Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор.

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует, помогает в случае затруднения. Проводится пальчиковая гимнастика.

Раз два три четыре пять будем пальчики считать

крепкие дружные все такие нужные

-Я предлагаю вам встать и пройти вокруг столов - остановиться около понравившейся матрешки. Почему эта матрешка вам нравится больше всего? (Спрашиваю 3- 4 детей (ответы детей)

-А сейчас вернитесь к своим матрёшкам.

-Нашей матрешке тоже очень понравились ее новые подружки. Они стали нарядные, яркие, веселые. Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера- художники! И не страшны больше матрёшкам проказы Зимы (Даю краткую оценку детских работ) Все вы очень старались, матрешка благодарит вас за помощь и говорит вам спасибо за своих новых подружек. А сейчас она прощается с вами и возвращается к себе домой.

Итог: Что больше всего вам понравилось на занятии (ответы детей) .Молодцы!

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Гимнастика после дневного сна и её значение в разных возрастных группах 1. Гимнастика после дневного сна и ее значение. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию,.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

455028 г. Магнитогорск

тел.\факс: (3519) 26-72-39

Мастер-класс по рисованию матрёшки


педагог дополнительного образования

Цель : научить технологии рисования и росписи матрёшки.

- закрепить знания об использовании красок, их особенностях;

- познакомить с традициями и технологией рисования расписной куклы;

- учить рисовать лицо, одежду, орнамент;

- познакомить с основами распределения орнамента;

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать любовь к традициям, красоте, старательность, трудолюбие.

Материалы : бумага А-4, карандаш, стирательная резинка, кисти, гуашь, стаканчик с водой, палитра.

Роспись деревянной заготовки довольно трудоёмкий процесс и требует определённого навыка. Для облегчения работы рекомендуется потренироваться рисовать лицо, руки, а также различные узоры на бумаге, используя шаблоны матрёшек, создать свой неповторимый образ.

Технологическая карта


Рисуем форму матрёшки, распределяем на листе


Намечаем границы овала лица, по центру узел и завязки платка куклы




История Матрёшки
Матрёшка – символ женщины, символ хранительницы семейного очага, символ прочности семьи, символ продолжения рода. Матрешка - русская игрушка из дерева в виде куклы. Имя "Матрена" на Руси было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки". Внутри куклы находятся подобные ей, только меньшего размера, их число может варьироваться от 6 до 12 штук. Последняя изображала младенца.
Первая матрешка появилась в мастерской-магазине "Детское воспитание", принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы Мамонтова. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В своей мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей.
Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. В XIX веке Анатолию Ивановичу привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье.
Матрёшка - это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые трепетно относятся к матрешкам и покупают для себя, для души. Сейчас она – не просто народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконной русской культуры. Попытаться раскрасить матрёшку может каждый, получится уникальная, только ВАША, Матрёшка!
Последовательность выполнения работы
1. Для начала нам нужна деревянная заготовка Матрёшки, 12-15 см высоты и 6-7 см в диаметре. Нам такие заготовки выточили на уроках столярного дела ребята под руководством учителя.




2. Мы будем раскрашивать простыми, акварельными красками, поэтому сначала заготовку зачистим шкуркой, затем прогрунтуем клеем ПВА с водой, в соотношении 1:1, можно несколько раз, чтобы краска не растекалась.








4. Начинаем раскрашивать так: от светлого — к темному, от толстого — к тонкому. Перед сменой краски нужно дождаться полного высыхания предыдущего цвета. Красим волосы.




5. Затем глаза, рукава. Конечно, цвет волос, глаз и других деталей зависит от ваших вкусов и фантазии. Мне, например, хотелось голубоглазую Матрёшку, но не приглянулось, глаза стали чёрными.








8.Надо сказать, что при раскрашивании губ рука у меня дрогнула… Пришлось красить лицо розовым цветом, но краска не растекалась и получилось хорошо! Не забываем о бровях, носике и алых щёчках! Дорисовываем орнамент по платку и сарафану, цветочки. Покрываем Матрёшку любым бесцветным лаком. Я пользовалась бесцветным лаком для ногтей.









10. Я получила огромное удовольствие от раскрашивания своих Матрёшечек!
Удачи всем, кого вдохновила моя работа, кто будет раскрашивать свою Матрёшку!

Читайте также: