Математическое развитие в младшей группе 3 4 года своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 3-4 лет.

Задача педагога - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы) в зависимости от целей познавательной деятельности.

Методика данной программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

1.2. Цели и задачи программы:

- раскрытие основных направлений математического развития детей 3-4 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;

- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;

- введение ребенка в мир математики через расширение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, эспериментирование, метод проекта;

- формирование математической культуры.

Обучающие:

- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления, умение гибко, оригинально мыслить);

- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;

- формировать инициативность и самостоятельность;

- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм ее усвоения;

- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);

- формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоское моделирование);

- формировать простейшие графические умения и навыки;

- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать потребность активно мыслить;

- развитие пространственной ориентировки: учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

- развитие ориентировки во времени: учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

- развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

- дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

- выработать у детей привычку максимально полно включаться в занятие (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).

1.3. Принципы и подходы к формированию программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядность (наличие образца для выполнения работы);

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Восприятие. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Мышление. В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое) .

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации.

1.5. Планируемые результаты

По итогам реализации программы дети смогут:

- умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

- умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 пред­метов, на основе составления пар, выражать словами, каких пред­метов больше (меньше), каких поровну;

- умение правильно держать карандаш в руке;

- умение проводить прямые и волнистые линии;

- умение различать правую и левую руки;

- умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающих­ся одним признаком;

- умение самостоятельно составлять подобные ряды;

- умение считать в пределах 5 в прямом порядке;

- умение соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и поряд­ком предметов;

- умение правильно устанавливать пространственные отноше­ния: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед;

- умение узнавать и называть квадрат, крут, треугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по фор­ме.

1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности:

Формы подведения итогов работы по программе:

- дни открытых дверей для родителей;

- демонстрация с участием детей фрагментов занятий на общих родительских собраниях в дошкольном учреждении;

- демонстрация результатов продуктивной деятельности детей.

1.7. Контроль результатов работы:

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Интеллектуальное развитие дошкольников – центральная задача воспитателей и родителей.

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Программа направлена на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения, развитию мелкой моторики рук, счету в пределах пяти.

Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами: в процессе счёта предметов и в процессе измерения величин.

Совершенствовать знание детей о величине, высоте, длине, ширине, толщине. Дети обучаются выделять, наряду с другими, то свойство предмета, которое является величиной.

На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о таких плоских геометрических фигурах, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, как целостных объектов, без выделения их существенных признаков. Рассматриваются и пытаются обводить прямые и кривые линии и отрезки. Дети учатся узнавать и называть эти геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру

Во всех областях человеческой деятельности важным является умение ориентироваться в пространстве и времени

2.2 Тематическое планирование

2.3 Календарно-тематическое планирование

Демонстрационный (иллюстративный) и напечатанный материал. Цветные карандаши.

2.4. Средства, формы, способы реализации программы

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в математической.

Методика организации работы детей дошкольного возраста по обучению занимательной математикой основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от:

- грамотного методического руководства со стороны взрослых;

- уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);

- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

- развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

- беседы, работа с наглядным материалом;

- практические упражнения для отработки необходимых навыков.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома

- информирование друг друга о возможностях познавательного развития детей в условиях детского сада и семьи;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

2.6. Формы взаимодействия с семьей

3. Организационный отдел

3.1. Организация занятий

Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 3 до 4 лет). Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 15 минут. Общее количество занятий составляет 72 часа, из которых 68 часов отводится на детскую деятельность по реализации образовательных задач и 4 часа на совместную детско-взрослую деятельность с родителями, как форма отчета по реализации данной программы.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

-цветные счетные палочки;

-объемные геометрические фигуры;

- цветные, простые карандаши.

3.3. Методика диагностики:

Вопросы для проведения диагностика усвоения данной программы

1. различать по образцу геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;

2. узнавать знакомые предметы по форме и величине;

3. группировать предметы по образцу;

4. различать основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный;

5. узнавать знакомые предметы по цвету;

6. группировать предметы по образцу;

7. различать большие и маленькие предметы, длинные-короткие, толстые-тонкие, широкие-узкие;

8. группировать предметы по образцу;

9. счет в пределах 5;

10. умение проводить прямые и изогнутые линии;

1 балл – ребёнок не выполняет задания, не следует инструкциям воспитателя и не принимает помощь;

2 балла – ребёнок выполняет задания в основном с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок выполняет задания правильно, самостоятельно.

5 –8 баллов – низкий уровень

9 – 12 баллов – средний уровень

13 – 15 баллов – высокий уровень.

3.4. Методическое обеспечение программы:

Для развития гармоничной личности очень полезными станут занятия математикой для детей, приступать к которым можно с 3–4 лет – именно в этом возрасте у малышей начинают возникать первые математические представления. Не стоит забывать, что обучать дошкольников следует в игре, используя куклы, картинки, необычные методы и приемы, позволяющие поддерживать интерес, – только так эффект будет максимальным, знания надолго отложатся в голове, а ребенок не утратит интереса к процессу.

Математические задания для малышей

Советы родителям

Чтобы занятия по математике стали не только полезными, но и интересными, веселыми, следует придерживаться следующих рекомендаций:

Не стоит подгонять малыша. Если при изучении счета он будет использовать пальцы – ничего страшного. Очень часто те дети, которые уже научились считать устно, таким образом проверяют себя. Со временем у них появится уверенность в себе, и пользоваться пальцами они не будут.

Ребенок и пластиковые цифры

Задания и упражнения по возрасту

Самые простые варианты для дошкольников 3–4 лет – это игры с пальцами.

  • Используя пальцы, показать одно и то же число разными способами (например, 5 – это 4 и 1, 2 и 3, 5 и 0).
  • Необходимо загнуть несколько пальцев, задача ребенка – назвать точное число.

Помимо пальцев, можно использовать и иной счетный материал – пуговицы, палочки, карандаши, ракушки – все, что интересно малышу.

Занятия математикой с ребенком дома

Занятия дома

Есть множество интересных игр, в которые с малышами 3–4 лет можно сыграть дома. Например, обвести цифру. Заранее мама готовит материал – на листе бумаги пишет в хаотичном порядке знакомые ребенку цифры, потом простит его найти все двойки и обвести их. Задание можно усложнить, предложив обводить двойки синим цветом, тройки – зеленым, единицы – красным.

Игры можно придумывать самостоятельно, используя подручные материалы. К примеру, предложить ребенку составить из разноцветных пуговиц гусеницу, используя 3 красных, 4 синих, 1 зеленую пуговицу. Чтобы кроха не забыл комбинации, нужно нарисовать квадрат, закрасить его соответствующим цветом, а рядом написать цифру. Из цветных прямоугольников аналогичным образом можно сделать поезд с вагончиками.

Многие дети любят рисовать и разукрашивать, этим также можно воспользоваться при занятиях, предложив малышам раскраски с цифрами (их можно нарисовать самостоятельно или же воспользоваться готовыми вариантами). Суть таких рисунков проста: ребенку дается картинка, которую ему необходимо раскрасить разными цветами. Изображение разделено на блоки, отмеченные цифрами, каждой из которых соответствует свой цвет.

Шаблон для аппликации из кругов -

В 3–4 года нужно познакомить малышей с геометрическими фигурами. Для этого подойдут такие задания:

  • Родитель рисует ряд из фигур (круг – квадрат – треугольник – прямоугольник), затем просит ребенка показать, например, круг.
  • Далее задание усложняется – необходимо раскрасить круг красным, квадрат – зеленым, треугольник – синим, а прямоугольник оставить белым.

Чтобы малышу не было скучно, можно придумать вместе с ним сказку про волшебный мир фигур, которые попали в беду. Только правильное выполнение заданий поможет их спасти.

Ребенок прыгает на батуте

Подвижные игры

Не стоит думать, что занятия по математике с дошкольником – это нечто скучное. Если подойти к делу творчески, то можно и повеселиться. Так, есть несколько забавных и полезных игр:

Заниматься математикой с крохой можно и на улице, предложив ему посчитать всех встретившихся на пути кошек или найти везде цифру 3, показать предметы, формой напоминающие круг. Также можно попросить малыша сравнить, какая машина больше, что дальше – лавка или магазин, и давать аналогичные задания.

Получение математических умений и навыков можно и нужно организовать в игровой форме. Только в этом случае ребенок будет получать удовольствие и незаметно для себя запоминать необходимый материал.

Инте­рес­ные мате­ма­ти­че­ские игры направ­лены на обу­че­ние вашего малыша осно­вам мате­ма­тике. Дан­ные игры раз­ви­вают у детей наглядно-образ­ное мыш­ле­ние, учат срав­ни­вать, зна­ко­мят с коли­че­ствен­ным соста­вом числа, пред­ло­жен­ные игры зна­ко­мят детей с циф­рами и их циф­ро­выми обо­зна­че­ни­ями, учат решать про­стей­шие мате­ма­ти­че­ские задачи.

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: сюжет­ные игрушки, кру­жочки двух цве­тов: крас­ного и желтого.

◈ Закреп­ляем: если вы на кухне моете яблоки, пред­ло­жите раз­ло­жить их в тарелки по цве­там. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, напри­мер, яблок зеле­ных и жел­тых (мно­же­ство яблок состоит из под­мно­же­ства жел­тых и зеленых).

◈ Уби­рая игрушки в коробку, зада­вайте те же вопросы.

Покупатель пуговиц

Игра учит поль­зо­ваться опо­сре­до­ван­ным мно­же­ством; раз­ви­вает наглядно-образ­ное мышление.

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: пальто с пет­лями для пуго­виц, пуго­вицы, кру­жочки или фишки.

◈ Закреп­ляем: на листе бумаги наклейте или нари­суйте две группы гео­мет­ри­че­ских фигур — одну под дру­гой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фан­та­зи­руйте вме­сте с ребен­ком, при­ду­мы­вайте, чем могут быть фигурки, срав­ни­вайте бабо­чек и цве­точки, гусе­ниц и листочки и т. п.

◈ Услож­няем: от каж­дой верх­ней фигуры про­ве­дите дорожку к ниж­ней фигуре — это знак равен­ства (сам знак можно не называть).

Пуговицы

Игра закреп­ляет уже­ние срав­ни­вать две группы предметов

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: пуго­вицы раз­ного цвета, раз­мера и формы.

◈ Как играем: у всех дома есть пуго­вицы. С их помо­щью можно при­ду­мать самые раз­ные игры. Поло­жить, напри­мер, вверх круг­лые пуго­вицы (они могут быть раз­ного цвета и раз­мера), а вниз под них — квад­рат­ные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или поло­жить вверх крас­ные круг­лые пуго­вицы, а вниз синие квадратные.

◈ Закреп­ляем: счи­тать можно листочки, камешки: на улице, на реке.

Игра помо­гает ребенку понять, что Вели­чина — поня­тие относительное

◈ Как играем: пока­жите ребенку кар­тинки мед­ведя, волка и зайца, выяс­ните, кто из живот­ных самый боль­шой, кто малень­кий, какой поменьше и т. п. Их нужно поса­дить в клетки соот­вет­ству­ю­щего размера.

◈ В зоо­парк при­везли слона. Ему нужно отве­сти самую боль­шую клетку. Отметьте, что самым боль­шим был мед­ведь, а теперь стал слон. Затем в зоо­парк при­везли самого малень­кого живот­ного — ежа. Обра­тите вни­ма­ние на то, как изме­ни­лось соот­но­ше­ние вели­чин: самым малень­ким был заяц, теперь еж. Еще раз срав­ните, кто самый боль­шой, кто поменьше и т. д.

◈ Закреп­ляем: срав­ните обувь по раз­меру: мамину, папину, обувь ребенка и куколь­ную. Меняй­тесь ролями: ребе­нок спра­ши­вает, а вы пока­зы­ва­ете. Срав­ни­вайте все что угодно: одежду, мебель. Не забудьте про посуду на кухне. А если срав­нить арбуз и редиску? А кто больше: вели­кан или дядя Степа? А кто меньше: Дюй­мо­вочка или гно­мики, а может, Маль­чик-с-паль­чик? На улице срав­ни­вайте по высоте дома, дере­вья и т. д. Это раз­ви­вает глазомер.

Первые шаги в математике

Игра учит срав­ни­вать две группы предметов

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: куклы или дру­гие игрушки, чашки.

◈ Закреп­ляем: в даль­ней­шем можно дово­дить коли­че­ство игру­шек до 10.

◈ Услож­няем: срав­ни­вать коли­че­ство пред­ме­тов можно на глаз — реаль­ные пред­меты в ком­нате, напри­мер, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребе­нок затруд­ня­ется, про­тя­ните вере­вочки или поло­жите палочки от одного пред­мета к дру­гому (это знак равенства).

Малыши-карандаши

Игра зна­ко­мит ребенка с коли­че­ствен­ным соста­вом числа из единиц

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: цвет­ные каран­даши раз­ного цвета.

◈ Меняй­тесь ролями. Посто­янно поощ­ряйте ребенка.

Пиф-паф

Игра зна­ко­мит детей с цифрами

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: два зайца, две мор­ковки, цифры 1 и 2.

◈ Закреп­ляем: так можно позна­ко­мить и с дру­гими циф­рами (до 10).

◈ Напи­шите эти цифры в тет­ради. А еще можно выле­пить их из пластилина.

Школа Мудрой Совы

Игра учит соот­но­сить коли­че­ство пред­ме­тов с их циф­ро­вым обозначением

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: кар­точки с циф­рами, пред­мет­ные кар­тинки или игрушки, Муд­рая Сова (игру­шеч­ная или нарисованная).

Считалочки

Игра зна­ко­мит с поряд­ко­вым сче­том Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: игрушки.

◈ Закреп­ляем: игрушки можно ста­вить друг за дру­гом — паро­во­зи­ком. Вы все дома? Поиг­райте в паро­во­зик. Кто будет пер­вым: мама, папа? Решать ребенку. Обя­за­тельно обра­щайте вни­ма­ние на то, откуда ведется счет.

◈ Выяс­ните, кто стоит на вто­ром месте — мама или бабушка, а кто на тре­тьем? А если паро­во­зом ста­нет послед­ний вагон? Изме­нится ли поряд­ко­вый счет?

◈ Вы заняты на кухне? Поиг­райте в эту игру на новый лад: поставьте на стол раз­ную посуду — тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спра­ши­вайте, что стоит на пер­вом, вто­ром, тре­тьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.

➣ Вни­ма­ние: коли­че­ствен­ный состав — это состав из еди­ниц, он не меня­ется. А поряд­ко­вый состав может меняться, если счи­тать в дру­гом направ­ле­нии. Не перепутайте!

Паровозик из Ромашково

Игра зна­ко­мит с поряд­ко­вым счетом

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: стулья.

◈ Как играем: поставьте сту­лья друг за дру­гом – это паро­во­зик из Ромаш­кова. При­гла­сите детей или взрос­лых поиг­рать вме­сте с вами. Можно спеть песенку Паро­во­зика из этого муль­ти­пли­ка­ци­он­ного фильма:

Про­ехал мост мой весе­лый паровоз;

Он сей­час притормозит,

На посадку пригласит.

«Эй, дру­зья, сюда скорей!

Не тол­кай­тесь у дверей

Не мяу­кайте, не лайте,

◈ Куда едем? А хоть куда: в зоо­парк, на дачу и т. д. Но обя­за­тельно обыграйте.

◈ Закреп­ляем: ехать могут и игрушки, маши­нист — ребенок.

◈ Услож­няем: если ребе­нок умеет счи­тать, наклейте на стуль­чики их поряд­ко­вые номера.

Умница

Игра учит решать про­стей­шие задачи

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: ваза с фруктами.

◈ Закреп­ляем: на улице вы уви­дели сидя­щих детей, один ушел. Пред­ло­жите при­ду­мать про них задачу и решить ее. Если ребе­нок знает цифры, то можно ее записать.

Задачи Мудрой Совы

Игра учит решать про­стей­шие задачи на сло­же­ние, вычи­та­ние: при­ба­вить, отнять 2; фор­ми­рует наглядно — образ­ное мышление

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: тет­радь, каран­даш, мел­кие предметы.

◈ Как играем: сего­дня Муд­рая Сова будет учить решать задачи. Поло­жите перед ребен­ком слева два крас­ных кру­жочка и два синих, а справа два синих. Ска­жите, что это закол­до­ван­ные лес­ные жители. Пред­ло­жите при­ду­мать про них задачу. Пусть ребе­нок фан­та­зи­рует: крас­ными кру­жоч­ками могут быть и белочки, и листочки. Если ребе­нок не справ­ля­ется, то Муд­рая Сова при­дет на помощь. Рас­ска­жите ей стихотворение:

Совушка-сова, боль­шая голова,

На суку сидела, голо­вой вертела…

◈ Закреп­ляем: играем наобо­рот. Ребе­нок рас­кла­ды­вает кру­жочки, квад­ра­тики, а вы реша­ете задачи. А если вы долго ждете элек­тричку и у вас есть мел? Или вы сти­ра­ете в ван­ной, а ребе­нок помо­гает мыть игрушки? При­ду­майте вме­сте с ребен­ком задачу про них. Так вы под­го­то­вите сво­его мате­ма­тика к школе.

Сказочная математика

Игра закреп­ляет уме­ние счи­тать (коли­че­ствен­ный, поряд­ко­вый счет)

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: книжки ска­зок с картинками.

Развивающие задания в картинках для младших дошкольников

Задания направлены на развитие математических способностей, на формирование умения сравнивать предметы, на изучение цифр.

№1. Как ты думаешь, из какой лейки зайка поливал большую капусту, а из какой маленькую? Раскрась лейку, из которой зайка поливал большую капусту, синим цветом, а ту, из которой он поливал маленькую, - красным.


№2. Какая белочка большая, а какая маленькая? Покажи корзинку большой белочки. Покажи корзинку маленькой белочки. Какие грибы соберёт маленькая белочка, а какие – большая?


№3. Какой снеговичок высокий, а какой низкий? Раскрась ведёрко на голове у высокого снеговика жёлтым цветом, а у низкого – зелёным.


№4. Раскрась крышу высокого дома синим цветом, а низкого – зелёным. Раскрась яблоки на высокой яблоне красным, а на низкой – жёлтым цветом.


№5. Какая скамейка длинная, а какая короткая? Раскрась мячик, который лежит под длинной скамейкой, синим цветом, а под короткой – красным.

Раскрась шляпку у длинной змейки зелёным цветом, а у короткой – жёлтым.


№6. Сосчитай, сколько на рисунке паровозиков, корабликов, домиков?


№7. Раскрась длинную ленту синим цветом, а короткую – красным.

Раскрась длинный карандаш зелёным цветом, а короткий – жёлтым.


№8. Сколько у мальчика больших мячиков, а сколько маленьких?


№9. Какая дорожка широкая, а какая узкая? Раскрась машинку, которая едет по широкой дорожке, синим цветом, а машинку, которая едет по узкой, - красным.


№10. Сколько на полянке коров, уточек, лягушек, улиток и бабочек?


№11. У какого мишки шарфик широкий, а у какого узкий? Раскрась широкий шарфик красным цветом, а узкий шарфик – зелёным. Какой мишка сидит на широкой скамейке, а какой – на узкой?


№12. Сколько ёлочек на рисунке? Раскрась СТОЛЬКО ЖЕ грибков. Сколько солнышек? Закрась солнце. Сколько солнышек бывает на небе?


№13. Посади каждую птичку в своё гнёздышко: проведи простым карандашом линии от птичек к гнёздам. Всем ли птичкам хватило гнёзд? Чего БОЛЬШЕ: гнёзд или птичек? А чего МЕНЬШЕ?


№14. Сосчитай, сколько предметов на каждом рисунке. Зачеркни ненужную цифру. Как назвать одним словом эти предметы?


№15. Сосчитай, сколько животных в каждой группе. Соедини линией каждую группу с нужной цифрой. Раскрась животных.


№16. Закрась СЕМЬ шишек коричневым карандашом. Найди цифру 7 и закрась её тем же цветом, что и шишки. Раскрась белочку.


№17. Поставь в каждую вазу по одному цветку: проведи простым карандашом линии от цветов к вазам. Чего БОЛЬШЕ: цветов или ваз? На сколько? А чего МЕНЬШЕ? На сколько? Найди две одинаковые вазы. Раскрась их одинаково. Остальные вазы и цветы раскрась по своему желанию.


№18. Раскрась восемь листочков. Найди цифру 8 и закрась её красным карандашом.


№19. Дорисуй картинку, соединяя все точки по порядку, от 1 до 8. Что у тебя получилось? Раскрась рисунок. Дорисуй столько чаек, чтобы их стало ВОСЕМЬ.


№20. Раскрась ДЕВЯТЬ шариков. Кто из животных держит цифру 9? Закрась цифру 9 жёлтым карандашом. Дай эти ДЕВЯТЬ шариков медвежонку: проведи линии от шариков к медвежонку.

Математические игры для дошкольников 3–4 лет

Вплоть до самой школы ведущим видом деятельности ребёнка является игра. В игре детки учат буквы и цифры, изучают окружающий мир, знакомятся с основными понятиями и законами физики, астрономии, биологии.

Давайте разбираться вместе!

Необходимый багаж знаний

Прежде чем составлять план занятий по математике для детей 3–4 лет, необходимо разобраться, что вообще следует знать и уметь малышам этого возраста:

Эффективные развивающие занятия по математике для детей младшего дошкольного возраста выстраиваются по плану, в котором учитывается объём знаний, необходимый детям 3–4 лет.

Игры на развитие логики в 3–4 года

Достаньте из кухонного шкафа несколько кастрюль с крышками. Постарайтесь подобрать посуду, отличающуюся цветом, размером, материалом.

Крышки снимите и выложите в произвольном порядке.

  • Ну-ка, малыш, подбери для каждой кастрюльки верную крышку!

Когда ребёнок самостоятельно или с вашей помощью справится с заданием, обсудите с ним, чем продиктован его выбор:

  • для большой кастрюли — большая крышка;
  • для красной — красная

Приготовьте несколько предметов, которые можно сгруппировать по их назначению. Такое игровое задание помогает развивать логику, внимательность, находить связь между различными объектами.

Для игры можно взять:

  • перчатки и носочки;
  • фломастеры и альбом;
  • зубная щётка и зубная паста;
  • расчёска и заколочка для волос;
  • предметы игрушечной или настоящей посуды.

Вы можете использовать один предмет из пары, а второй заменить картинкой. Если малыш хорошо справляется с заданием, попробуйте все предметы заменить картинками.

Игры на поиск отличий прекрасно развивают внимательность, а если сразу указать, сколько отличий надо найти, то ещё и тренируют устный счёт.

Подберите для малыша картинки на поиск отличий. Подпишите на них, сколько отличий надо найти. Каждое найденное отличие ребёнок должен обвести карандашиком и поставить на листке черточку. Когда задание выполнено, черточки подсчитываются, чтобы понять, все ли отличия найдены.

Математические игры для дошкольников 3–4 лет
Математические игры для дошкольников 3–4 лет
Математические игры для дошкольников 3–4 лет
Игры с геометрическими фигурами для детей 3–4 лет

Для игр, которые мы приготовили, вам потребуется два комплекта геометрических фигур из плотного картона. В каждый комплект должны входить круги, овалы, треугольники и квадраты разных цветов и размеров.

Конструирование из плоских геометрических фигур — отличный тренажёр для развития логики, памяти, внимательности, образного и пространственного мышления. Для детей младшего дошкольного возраста задание должно быть простым и понятным.

Выкладывайте перед ребёнком картинки из геометрических фигур, комментируя свои действия. Малыш должен повторить картинку по вашему образцу.

Вырезанные из картона геометрические фигуры — прекрасный счётный материал, с помощью которого удобно отрабатывать навыки сравнения, а также порядковый и количественный счёт.

Выложите фигуры в два ряда:

Математические игры для дошкольников 3–4 лет

Попросите малыша выполнить ваши задания и ответить на вопросы.

  1. Посчитай, сколько на картинке кругов.
  2. Посчитай, сколько на картинке треугольников.
  3. Посчитай, сколько на картинке зелёных фигур.
  4. Посчитай, сколько на картинке красных фигур.
  5. Каких фигур больше: красных или зелёных?
  6. Каких фигур больше: треугольников или кругов?

Используйте ваш комплект геометрических фигур, чтобы отрабатывать детский навык сортировать предметы по заданному признаку.

Малыш должен выполнить ваши словесные команды:

  1. Положи в ряд три зелёные фигуры.
  2. Положи рядом 2 круга.
  3. Разложи треугольники по порядку от самого маленького к самому большому (предварительно отберите из комплекта три треугольника разного размера).

Если ребёнку сложно выполнять ваши устные просьбы, пусть пока действует по визуальному образцу. Главное — комментируйте, какие последовательности и по каким принципам вы выкладываете из фигурок.

Математическая физкультминутка

Друзья, не забываем, что малышам 3–4 лет необходимо много двигаться. Давайте совместим весёлые подвижные игры с изучением математики!

Включите весёлые детские песни и предложите ребёнку немного размяться. Во время произвольных танцев озвучивайте команды в формате:

  • два прихлопа;
  • три притопа;
  • один присед;
  • пять наклонов.

Вероятно, сначала вам придётся выполнять движения вместе с ребёнком, но очень скоро малыш будет справляться с таким забавным математическим заданием самостоятельно.

Чем больше будет игроков, тем веселее получится игра. Это хороший вариант развлечения для детского дня рождения. Но за неимением компании вы вполне можете поводить математический хоровод вдвоём с карапузом.

А теперь можно начинать.

Под музыку ходим по кругу, выполняя команды ведущего:

  • пошли влево;
  • пошли вверх;
  • пошли в центр;
  • пошли вниз.

Эта игра учит ориентированию в пространстве, развивает слуховую внимательность, тренирует навык коллективной работы.

Раз, два — стоит ракета. (Прямые руки поднять вверх)
Три, четыре — самолёт. (Прямые руки развести в стороны)
Раз, два — хлопок в ладоши. (Хлопки в ладоши)
А потом на каждый счёт. (Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре. (Хлопки в ладоши)
Руки выше, плечи шире. (Прямые руки поднимаем вверх, опускаем через стороны вниз)
Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши)
И на месте походили. (Ходьба на месте)

  1. Знания и умения формируются и накапливаются постепенно. Не надейтесь, что после первого занятия малыш запомнит и усвоит всё, что вы хотели до него донести. Последовательность, постепенность, закрепление и повтор — неизменные этапы успешного обучения математике в дошкольном возрасте.
  2. Не забывайте правильно хвалить малыша за успешное выполнение заданий. И учитывайте, что старание — тоже повод для разумной похвалы.
  3. Во время игр, в которых требуется пересчитать предметы, позволяйте и даже рекомендуйте ребёнку считать, указывая пальчиком на объект счёта. Постепенно, ненавязчиво, но уверенно вводите понятия порядкового и количественного счёта.
  4. Математика — это не только счёт. Более того, не торопитесь научить малыша считать. Работайте над развитием логики, учите обобщать и систематизировать, а счёт, органично вплетаясь в канву занятия, будет освоен сам по себе, между прочим.
  5. Учиться в игре можно не только дома. Считайте ступеньки на выходе из дома, замечайте круглые и квадратные предметы во время вашей прогулки, рассматривайте номера страничек в книгах, которые читаете перед сном.

Друзья! Мы желаем вам счастливого и эффективного родительства. До новых встреч!

Читайте также: